Тевтонцы и ТАУ - крест.
Небольшая деревушка Росслин расположена в десяти милях к югу от Эдинбурга. В ней есть три достопримечательности: финансируемая правительством экспериментальная ферма, на которой путем клонирования была получена пара генетически идентичных овец, развалины замка, разрушенного армией пуритан, когда гражданская война из Англии перекинулась на Шотландию, и крайне необычная средневековая часовня.
Строительство часовни Росслин было начато в 1440 году, и она является старейшим памятником архитектуры, в котором явно просматриваются связи между современным масонством, тамплиерами и Иерусалимом первого века нашей эры.
Для того чтобы понять значение часовни Росслин, необходимо разобраться в истории Рыцарей Храма, которые, вне всякого сомнения, были самым известным военным орденом христианства, причем не только Средневековья, но и всех времен.
Эти воинствующие монахи прославились своими невероятными воззрениями, противоречивыми поступками и эффектной гибелью, что послужило основой многочисленных легенд.
Удивительные рассказы о деяниях тамплиеров исходили из уст многочисленных романтиков и шарлатанов на протяжении многих веков, и многие серьезные ученые скептически относятся к любой теории, содержащей одно лишь упоминание об этом ордене.
Не подлежит сомнению, что о тамплиерах написано много всякой чепухи, однако было бы абсурдным утверждать, что это обыкновенный орден, волей случая возбудивший воображение истерических личностей. Рыцарей Храма никак нельзя назвать обыкновенными.
Согласно дошедшим до нас сведениям этот необычайно успешный орден возник почти по воле случая в 1118 году, вскоре после смерти христианского короля Иерусалима Балдуина I, после чего трон перешел к его двоюродному брату Балдуину II.
К часовне Росслин ведет узкая боковая дорога, которую легко не заметить, проезжая по деревне Росслин между двумя первоклассными гостиницами. Поначалу видны лишь фрагменты здания, заслоненного густыми деревьями и высокой стеной, которая проходит вдоль северной границы участка, зато можно рассмотреть непропорционально большую западную стену с двумя пустыми основаниями колонн в углу.
Вход на территорию часовни представляет собой маленький домик, где можно купить сувениры и выпить чаю с печеньем. За порогом домика сразу же открывается потрясающий вид на эту уникальную часовню, и посетителю хватает нескольких минут, чтобы понять, что перед ним настоящая средневековая поэма в камне.
Произведение сэра Уильяма Сен-Клера не похоже на все, что нам приходилось видеть, и мы на всю жизнь попали под очарование той ауры, которая исходит от резных стен и внутреннего убранства. Часовню нельзя отнести к величественным шедеврам архитектуры, потрясающим своими размерами, но каждый видевший ее инстинктивно чувствует особый дух этого места.
Мы не обнаружили ничего христианского в этой так называемой часовне, разделив тем самым точку зрения многих наших предшественников. Там есть статуя Девы Марии с младенцем Христом, баптистерий с купелью и множество витражей с изображениями на религиозные темы, но все это более поздние включения викторианской эпохи, когда церковь была впервые освящена. Эти акты вандализма имели благую цель, но были явно поспешными, однако даже они не могли заслонить великолепие украшенного каменной резьбой здания.
Это тщательно продуманное здание было построено не только без баптистерия — здесь не предусмотрено место для алтаря в восточной части здания, и служащий для этой цели деревянный стол в настоящее время располагается ближе к центру помещения. Известно, что часовню не освящали до тех пор, пока ее не посетила королева Виктория, предложившая превратить ее в церковь.
В период с 1440 по 1490 год здание было украшено резьбой, в которой кельтские и тамплиерские мотивы сочетались с элементами, которые без труда узнают современные масоны. Вооруженные знанием о древних корнях масонства, мы постепенно осознавали, что тайные знаки, вплетенные в саму ткань здания, указывают на неоспоримую связь между храмом Ирода и этим средневековым чудом.
Внутри часовни всего два помещения: главный зал и крипта, в которую можно спуститься по ступенькам в восточной части здания.
В зале имеется четырнадцать свободно стоящих колонн, двенадцать из которых абсолютно одинаковы, а две — на юго-востоке и северо-востоке — отличаются от остальных и украшены уникальной резьбой по камню, причем орнаменты на них разные.
Уже давно высказывалось предположение, что они символизируют две колонны, стоявшие у входа в Иерусалимский Храм, которые назывались Боаз и Йахин и которые играют такую важную роль в современном масонстве.
При более внимательном рассмотрении выяснилось, что западная стена и весь план здания были спроектированы как копия развалин храма Ирода, а все, что находилось выше уровня земли, представляло собой интерпретацию видения пророка Иезекииля, в котором ему явился Святой Иерусалим.
Главные колонны Боаз («сила») и Иахин («он укрепит») в Росслине расположены точно так же, как они стояли в Иерусалиме. Известно, что ритуал масонского градуса Священного Царственного Свода описывает раскопки руин храма Ирода, и в легенде утверждается, что в храме были две величественные колонны и двенадцать обыкновенных — в точности как в Росслине.
Затем мы поняли, что колонны в плане образуют совершенное тройное Тау (три пересекающихся буквы «Т»), что тоже соответствует описанию, имеющемуся в масонских обрядах.
Более того, согласно ритуалу Священного Царственного Свода, здесь должна была находиться «печать Соломона» (в форме звезды Давида), связанная с тройным Тау. Дальнейшее изучение часовни позволило установить, что вся геометрия здания основана на этой фигуре.
При строительстве часовни Росслин Уильям Сен-Клер ввел в конструкцию здания эти символы, а затем поместил их расшифровку в ритуал степени Священного Царственного Свода. Масонский обряд должен был пронести через годы смысл того, что он хотел сказать:
Тройное Тау, главный среди прочих оккультных символов,
Teplum Hierosolima — Иерусалимский Храм.
Также означает Clavis ad
Thesaurum — Ключ к сокровищу — и Theca ubi res pretiosa
Deponitur — Место, где спрятана драгоценная вещь, или Res ipsa
Pretiosa — Сама драгоценная вещь.
Все это служило убедительным подтверждением нашего тезиса, что часовня Росслин представляла собой реконструкцию храма Ирода. Сразу же возник вопрос, были ли эти слова включены в масонский обряд для того, чтобы раскрыть значение Росслина, или Росслин спроектировали таким образом, чтобы он соответствовал древней мудрости? Правда, для нас это не имело особого значения, поскольку Уильям Сен-Клер явно имел отношение и к тому, и к другому. Масонское описание «печати Соломона» дает дополнительную информацию:
Подвеска Царственного Свода представляет собой два треугольника, иногда называемых Печатью Соломона, внутри золотого кольца; внизу находится свиток со словами «Nil nisi clavis deest» — «Требуется только ключ», а на кольце нанесена другая надпись, «Si tatlia jungere possis sit tibi scire posse» — «Если ты не способен понять, значит тебе этого знать не следует».
Уильям Сен-Клер тщательно замаскировал свой шифр в обрядах масонского братства, которое существовало еще до 1440 года. Не приходится сомневаться, что архитектор этого шотландского «Храма Иеговы» вложил и собственный смысл в древние символы, чтобы в будущем кто-то смог «повернуть ключ» и раскрыть тайны Росслина.
Девять рыцарей, проводившие первые раскопки под храмом Ирода, составили точный план фундамента здания, но они не могли знать, как выглядел сам храм — от него осталась лишь западная стена. Расположение стен Росслина в точности совпадает с расположением стен храма Ирода, обнаруженных британской военной экспедицией под руководством лейтенанта Уилсона и лейтенанта Уоррена.
Разглядывая северную стену, Филипп так суммировал свои впечатления: «Это совсем не похоже на христианский храм. Создается впечатление, что здание построили для того, чтобы спрятать какую-то важную средневековую тайну»[42].
.
Мнения трех уважаемых ученых из Кембриджа, Шеффилда и Эдинбурга подтверждают наше предположение о том, что часовня Росслин была спроектирована как копия храма Ирода.
Сен-Клер заметил, что более 50 процентов огромного количества фигур, украшающих внутренность здания, держат в руках либо свитки, либо книги, а небольшой фриз заканчивается сценой, на которой нечто похожее на свитки помещается в деревянные шкатулки, причем страж держит ключ с квадратным концом. Квадрат — это одна из основ масонской символики. Это и другие вырезанные на камне изображения убедили нас в том, что рукописи назареев, которые, как известно, были извлечены из-под храма Ирода тамплиерами, хранятся здесь, в Росслине.
.
Нам всегда казалось странным, что название часовни пишется как «Rosslyn», тогда как сама деревня называется «Roslin». В ответ на наши расспросы мы получали следующий ответ:
название часовни изменили в 50-х годах двадцатого века, придав ему кельтское звучание.
Известно, что кельтские имена всегда имеют определенный смысл.
.
Так, например, название валлийской деревушки «Llanfairpwllgwyngethgogerwyllyndrobwllllantisiliogogogoc», которое считается одним из самых длинных в мире, переводится как «церковь Марии у быстрого водоворота рядом с дуплистым белым орехом напротив красной пещеры св. Силио».
.
Тем не менее мы были удивлены, что название «Рослин» переводится с гэльского как «водопад» или «мыс», что не соответствует окружающему ландшафту — ни в прошлом, ни теперь.
Для обозначения мыса в гэльском языке чаще всего используются такие слова, как roinn, rubha, maoil или caenntire, а для обозначения водопада — eas или leum-uisge.
.
Дополнительное значение корня «ross», встречающегося лишь в ирландских названиях, — это поросший лесом мыс. Данное обстоятельство либо указывает на ирландские связи, либо свидетельствует о том, что предыдущие исследователи ошибочно использовали ирландский диалект гэльского.
Поскольку Роберт говорил на валлийском языке, он знал, что название деревни, которое произносится как «Roslin», может записываться в виде «Rhos Llyn», что означает «озеро на болоте». Мы не удивились тому, что валлийская транскрипция, подобно ирландской, не описывает этого места, и стали разыскивать два подходящих слога в словаре шотландского диалекта гэльского языка. Вот что мы нашли:
Ros: Существительное, означающее знание
Linn: Существительное, означающее поколение
Похоже, что слово «Roslinn» с гэльского языка можно перевести как знание поколений.
Монета катаров с тау-крестом, найденная при раскопках в Монсегюре.
.
Мы прекрасно понимали, что на словари надеяться нельзя, поскольку это может привести к грубым ошибкам, и решили обратиться к специалисту по гэльскому языку.
Поэтому мы связались с Тессой и попросили ее проверить правильность нашего перевода названия «Roslin», и она великодушно согласилась обсудить этот вопрос. Через несколько дней она позвонила нам и сообщила, что в нашем переводе отсутствует важный побочный смысл слова «Ros», которое правильнее было бы переводить как «древнее знание».
Таким образом, более точный перевод названия «Roslin» звучит следующим образом:
древнее знание, передающееся из поколения в поколение.
Нам не составило особого труда узнать родословную шотландского рода Сен-Клеров, которая начинается с рыцаря по имени Вильгельм де Сен-Клер, которого прозвали Вильгельм Красивый. Он был родом из Нормандии, а его семья считалась врагом короля Вильгельма I, норманна, который в 1066 году завоевал Англию. Вильгельм де Сен-Клер считал, что у него имеются законные основания претендовать на английский престол, поскольку его мать Хелена была дочерью пятого герцога Нормандского, а Вильгельм Завоеватель был незаконнорожденным сыном герцога Нормандского Роберта и дочери кожевника по имени Арлетта. Семья Сен-Клеров по-прежнему называла короля Вильгельмом Незаконнорожденным.
Вильгельм де Сен-Клер стал первым членом семьи, покинувшим Нормандию, и его родным языком был нормандский диалект французского, но его сын Анри уже вырос в эпоху кельтского короля Дональда Брана[43] и свободно владел не только французским, но и гэльским языком (как и все последующие Сен-Клеры, вплоть до сэра Уильяма, строителя часовни[44]). Мы выяснили, что именно Анри Сен-Клер впервые взял себе титул барона Росслина сразу же после возвращения из первого крестового похода.
Этот факт вызвал у нас большое разочарование, поскольку шел вразрез с нашей необыкновенно стройной теорией.
Анри вернулся из крестового похода приблизительно в 1100 году, за восемнадцать лет до того, как тамплиеры приступили к раскопкам. Поэтому имя Росслин (древнее знание, передающееся из поколения в поколение) никак не могло быть связано со свитками, которые еще не были найдены. Тем не менее, тщательно все обдумав, мы поняли, что обнаружили нечто новое и очень важное. Мы отказывались верить, что Анри выбрал это имя для своего нового поместья случайно, и настойчиво искали новые ключи.
Вскоре нам удалось выяснить, что Анри Сен-Клер сражался в крестовом походе и вошел в Иерусалим вместе с Гуго Пайенским, основателем ордена тамплиеров! Более того, вскоре после появления названия «Росслин» Гуго Пайенский женился на племяннице Анри и в качестве приданого получил земельные владения в Шотландии.
Связь между Анри и тамплиерами была очевидной, но что она означала? Может быть, выбором названия поместья Анри давал понять, что обладает знанием древних обрядов, или это была просто игра слов, шутка? Похоже, наши предположения оказались верными — девять рыцарей, основавших орден тамплиеров, точно знали, что они ищут. Но мы не могли понять, откуда они узнали, что спрятано под храмом Ирода. Возможно, ответ на этот вопрос даст более тщательное изучение здания.
Наше открытие, что Росслин, вне всякого сомнения, имеет отношение к современному масонству, вызвали живейший интерес.
...На следующей колонне в Росслине мы обнаружили еще один небольшой барельеф с изображением распятой фигуры, у которой по непонятной причине тоже отсутствовала голова. Единственные известные нам преднамеренные повреждения каменной резьбы всего здания — это отсутствие голов у человека, держащего ткань с изображением лица, и у распятой фигуры. Создавалось впечатление, как будто кто-то хотел скрыть личность этих людей. Остальные лица на этих барельефах имеют ярко выраженные индивидуальные черты. Возникал закономерный вопрос: не мог ли тот же самый человек, который оштукатурил колонну Йахин, отбить головы этих двух ключевых фигур?
Если бы барельефы изображали просто «Веронику» и распятие Христа, в этом случае не было бы нужды уродовать главных персонажей.
Распятый человек прибит гвоздями не к обычному христианскому кресту, продолжающемуся вверх после перекладины, а к кресту Т-образной формы, в виде еврейской буквы «тау». На средневековых изображениях креста часто встречается вторая перекладина, намекающая на то, что Христа называли «царем иудейским», но не Т-образный крест.
«Тау» является последней по счету буквой еврейского алфавита и, подобно греческой «омеге», символизирует конец чего-либо, особенно жизни.
Известно также, что римляне распинали преступников именно на Т-образных перекладинах, но ни один масон пятнадцатого века не мог знать об этом. Возможны два объяснения: либо автор барельефа был xорошо знаком с римскими методами казни, либо он намеренно использовал последнюю букву еврейского алфавита как символ смерти.
* * *
В Библии мы находим упоминание о знаке, которым отмечены все, призывающее Имя Господне. У пророка Иезекииля читаем: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез 9,4). Несовершенство перевода скрыло от нас, о каком конкретном знаке идет речь. В то время как пророк Иезекииля говорит о букве «тав». Именно ей необходимо отметить лбы тех, кто все еще ищет Господа, не смотря на все запустение творящиеся вокруг.
Обращая взгляд к этим словам пророка мы в первую очередь отмечаем их карательный смысл. Если мы продолжим чтение, то услышим следующие слова:
«идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего. И начали они с тех старейшин, которые были перед домом» (Иез 9,5-6). За этими пугающими словами теряется охранительный смысл «тав», начертанного на лицах праведных.
Последняя буква еврейского алфавита тесно связана с историей творения. В самом ее названии, «тав», скрывается так же значение «отпечаток», «след», «знамение». Получается, что слова Иезекииля «сделай знак» отсылают нас к временам еще более древним, а точнее к сердцевине всего иудаизма, истории Исхода. Тогда Господь повелевает поставить знак на домах, где живут евреи, словно запечатлеть их печатью, закрывающей дом от ангела смерти. И также получается, что на этих домах стоит своеобразное клеймо, печать того, что здесь живут те, кто принадлежит Богу. Тут открывается еще одно значение «тав» – «знамение», в смысле «чудо».
Буква «тав» преобразилась в греческой традиции в «тау». Но сохранила для христиан свой смысл. На Латеранском соборе 1215 г. Папа Иннокентий III. подчеркивает, что «тау» — это не только знак особой избранности, но и в первую очередь знак глубокого покаяния, стремления противостоять злу в себе, а не только укрыться от зла окружающего мира. В этом знаке скрывается и сильная тоска по Богу, утерянному в повседневной суете. «Тау» является последней буквой еврейского алфавита, – сказал Папа в своей речи, открывающей Собор, – а по своей форме он представляет крест именно таким, каким он был до того, как на него прибили табличку Пилата».
«Тау» соотносят так же с последней буквой греческого алфавита «омега», символизирующей конец творения (ср. Откр. 21,6 и Откр. 22, 13).
Мы находим эту взаимосвязь и в древней традиции освящении храмов. Освященный пепел рассыпали на тротуар перед главным порталом. Это были две широкие линии, ведущие от углов здания к центральному входу.
На концах, пересекающих линию входа в храм, епископ концом своего посоха выводил знак креста и букву «омега». В этом обряде сочеталось как воспоминание, что мы прах, которому надлежит вернуться в прах, так и напоминание о бренности всего земного, что надлежит отряхнуть как прах у врат вечной жизни.
И, конечно же, был в этом и смысл, который несет на себе «тау», знак особой печати Божией, которую не одолеют, не перешагнут никакие силы ада.
* * *
Египетский (Антониевский) крест
.
Крест Тау. Более древнее название - "египетский крест", именовался также "ключом Нила". Говоря об ассоциации этого символа с водами жизни, граф Гобле д'Альвиелла в своей книге "Миграция символов" обращает внимание на тот факт, что древними египтянами для замеров уровня воды в Ниле использовался инструмент ниломер, весьма напоминающий Крест-Тау.
Именно связь с Нилом послужила причиной того, что эта символика стала связываться с жизнью, потому что от наполнения Нила водой целиком зависела судьба урожая, что было вопросом жизни и смерти. В египетском папирусе есть изображение Креста-Тау, находящегося во рту фараона во время прощения врагов. Крест также клался в могилу фараонов, что означало бессмертие души.
Зачастую помещался на груди египетских мумий. Изображение креста видно на многих богах и богинях, что, вероятно, означало их божественную благосклонность и силу, дающую жизнь.
В различных культурах трактовался как знак творческой мощи, воскрешения, доброты, вознаграждения, освобождения от физических страданий, божественное единство, четыре стороны света, четыре первоэлемента.
Использовался в южных и восточных частях Римской империи для казни преступников. В дохристианский период смерть на кресте считалась позорной. Другое его название, "висельный крест", проистекает из-за сходства с соответствующим орудием казни.
Тау-крест назван по букве Т греческого алфавита, поскольку имеет такую же форму. Греческая "тау" произошла от финикийской буквы "тау", которая имела X - образную форму и означала "отметка, знак".
Согласно. Ветхому Завету, Крест Тау и был тем знаком, на котором Моисей воздвиг змея в пустыне.
Этот знак служил символом освобождения для тех, кто обвинен, но потом оправдан. "Если в христианских монограммах находится буква Т, то эта буква таким образом расположена, чтобы явственнее выступать перед всеми другими, так как Т считался не только символом, но даже и самым изображением креста.
Пример такой монограммы находится на саркофаге III века" (Уваров, Христианская символика, М., 1908).
Тау-крест связан с именем Антония поскольку этот святой носил изображение Т-образного креста на своих одеждах.
Епископ города Вероны святой Зенон поставил такой крест на крыше возведенной им в 362 базилики. Такой знак встречается в надписях на гробницах катакомб святого Каллиста. По утверждению Тертуллиана, который повторяет слова Иезекииля, греческое "тав" есть подлинная форма креста. Знак будет изображен на челе праведников в небесном Иерусалиме.
Разновидности Тау-креста
Один из главных геральдических крестов. Составлен из четырех Тау-крестов. Назван от французского слова potence - "опора", поскольку его форма напоминает опоры, применявшиеся в древности. Называется, кроме того, Крестом-молотом. Эта форма креста особенно часто употребляется при украшении храмов, церковной утвари, святительских облачений. Подобные кресты, заключенные в круг, видим на святительских облачениях.
Крест Иерусалимский или крест крестоносцев
Крест Иерусалимский или крест крестоносцев—это пять золотых крестов на серебряном фоне. Его носил в качестве герба Годдфруа Бульонский — Охранитель Святой Гробницы и первый правитель Иерусалима в Первом крестовом походе в 1099 году. Часто используется на покрывалах в алтаре: большой крест символизирует Христа, четыре маленьких — авторов четырех Евангелий, распространяющих учение Христа на четыре стороны света. Пять крестов вместе символизируют также раны Христа.
* * *
В ноябре 1066 года крестоносцы прибыли в Константинополь, а в мае следующего года они атаковали свою первую цель — турецкую столицу Анатолии город Никею, тот самый город, где были составлены догматы христианской веры.
Рыцари одержали легкую победу и вскоре обнаружили, что в Малой Азии турки не оказывают им практически никакого сопротивления. Следующим серьезным препятствием на пути крестоносцев стал город Антиохия на севере Сирии; осада города длилась почти восемь месяцев, и он пал только 3 июня 1098 года. К маю 1099 года христианская армия достигла северных границ Палестины, и вечером 4 июня крестоносцы разбили лагерь под стенами святого города Иерусалима.
Получив подкрепление из Генуи, крестоносцы построили осадные машины и штурмом взяли Иерусалим, а затем на радостях вырезами практически всех его жителей. Они были счастливы очистить святой город кровью побежденных врагов Христа.
Через неделю крестоносцы избрали Готфрида Бульонского, герцога Нижней Лотарингии, правителем завоеванного города. Под его руководством христианская армия выиграла свое последнее сражение, разбив египетское войско под Аскалоном.
Завершив богоугодное дело, большая часть крестоносцев вернулась в Европу, оставив Готфрида с небольшим отрядом, чтобы поддерживать закон и порядок. 39-летний Готфрид Бульонский загадочным образом умирает в момент своего триумфа, и в 1100 году королем иерусалимским становится его брат, принявший имя Балдуин I.