Деградация Тевтонского Ордена.
Я еще не разобралась с началом возникновения Ордена Тевтонцев. Вчера мне попалась статья, которую я представляю с моими комментариями и которая дает понимание, что была причина уничтожения Ордена.
Изгнание Тевтонского Ордена из Пруссии.
Альбрехт фон Бранденбург-Ансбах (Albrecht von Brandenburg-Ansbach) из династии Гогенцоллернов родился в 1490, умер в 1568г.
Это тот самый, с орденом Лебедя на груди и из Ордена Ящериц/Хамелеонов- Гамильтон - lady-dalet.
В 1511 году становится 37-м и последним гроссмайстером Тевтонского Ордена.
Альбрехт как и его предшественник никогда не был рыцарем Ордена и был срочно посвящен в рыцари правителем Германии ((о какой Германии речь? - lady-dalet) в Мариентале после того, как он дал согласие занять место гроссмайстера Ордена.
Затем он принес клятву верности императору Максимилиану, и в ноябре 1512 г. прибыл в свою резиденцию орденский замок Кёнигсберг.
Lady-Dalet - Знакомые все лица из Ордена Лебедя, который стал Орденом Ящериц.
Ему было 22 года. Чтобы там не писали некоторые, но я никогда не поверю, что 22-летнему юноше поручат стать Великим магистром, т.е. правителем многих судеб. Только, если этот Орден уже оставался таковым формально.
Как и его предшественник, Альбрехт стал игнорировать Польшу, и хотя Карл V согласился с Сигизмундом, его предложения принести клятву верности королю Польши не исполнил.
Это дало Польше повод возобновить войну с Орденом. В 1521 году было подписано четырехлетнее перемирие.
Альбрехт был очень далек от интересов тевтонов и не собирался посвятить свою жизнь борьбе за усиление и процветание Ордена.
Сегодня мы не знаем, было ли то, что он совершил с Орденом, его изначальными планами. Поэтому просто проследим развитие событий.
В это время идеи реформаторства церкви были очень популярны в Священной Римской империи. В прусской церкви они были особенно сильны. Видимо это было своего рода противостояние польским епископам, которые были истовыми католиками и которые всеми силами стремились подчинить себе прусскую церковь.
В 1522 г. Альбрехт совершает поездку в Германию, где встречается с главным немецким идеологом реформации Мартином Лютером.
28 марта 1522 г. Альтбрехт предлагает тевтонским рыцарям-монахам снять с себя монашество, оставаясь только рыцарями. Это было воспринято большинством положительно. Теперь они могли вступать в брак и иметь наследников, поскольку аннулировались обеты целомудрия и бедности. Земли и имущество, которыми они до этого фактически владели, но считались собственностью Ордена, теперь согласно обычного юридического права становились наследственными.
Lady-Dalet: Ну, монахами они не были и земли принадлежали Ордену постольку-поскольку Орден это и был Род, семья. Т.е. в Орден входили семьями и семьи защищали. Такие Ордена со временeм становились странами (Гогенлоэ к примеру), княжествами, королевством, другими словами.
В Рождество 1524 года епископ Пруссии в главной кирхе Кёнигсберга публично заявил о признании Реформаторства и об отделении прусской церкви от Святого Римского Престола.
Главной религией Пруссии становится лютеранство.
Эти действия Альбрехта и епископа были поддержаны большинством комтуров, священников и рыцарей.
Тевтонский Орден был создан и во все свои времена был католическим. С переходом Пруссии в лютеранство, Орден уже не мог сохранять ее за собой.
Lady-Dalet: Вот здесь мешанина - Орден был, скорее всего, кельтским. Во-первых, в него входили люди из Лотарингии и Эльзаса. А эти территории из Десятиградия. И именно они пошли на защиту своей веры и как мщение за убитого Иисуса Христа. А кто убил его? Рим плюс фарисеи - все хозяйство, которое располагалось на территории современной Франции. Как уже было не раз сказано, территория включала в себя и севере Италии, и часть Швейцарии, И Германии (в их современном виде).
Альбрехт весной 1525 года отрекается от монашества, слагает с себя сан гроссмайстера Тевтонского Ордена.
И тут же начинает переговоры с польским королем. Краковским договором от 8 апреля 1525 года Альбрехт признает себя вассалом польской короны и получает от него Пруссию как наследуемое герцогство.
С 8 апреля 1525 года Пруссия становится светским государством "Герцогство Пруссия" (Herzogtum Preussen).
Членам Тевтонского Ордена не согласившимся с происшедшими изменениями, предписывается покинуть территорию Пруссии, оставив все имущество. В мае 1526 года все архивы Ордена передаются королю Польши.
Lady-Dalet: Ловко! Другими словами ГРАБЕЖ. Или ты делаешь против своей совести, но как скажем мы, либо лишаешься всего имущества и связей, потому что Орден не переженившиеся между дети.
Деятельность католического военно-монашеского Тевтонского Ордена на территории герцогства запрещена.
От автора. Finita la comedia!
Что бы там ни было и чем бы не объясняли бы действия Альбрехта, факты упрямая вещь.
Первый шаг - из младшего сына главы весьма захудалого маркграфства, к тому же не имеющего никаких реальных шансов стать маркграфом, Альбрехт сначала становится главой пусть и обветшалого, но древнего и знаменитого рыцарского Ордена и орденского государства. А значит уже вхож в общество монархов Европы.
Второй шаг - Альбрехт из хотя и высшего, но избираемого главы организации со смутным титулом "гроссмайстер" превращается в полноценного европейского монарха со всеми правами и привилегиями. Он теперь герцог, и не номинальный, а настоящий.
Не знаю, может в мировой истории и имели место подобные деяния , когда высший руководитель предает тех, кто вручил в его руки судьбы своей страны, своего народа, но по моему это лишь второй случай.
Я нахожу прямое сходство того, что сотворил Альбрехт с Орденом и что сотворили с нашей страной в восьмидесятые-девяностые годы Горбачев и Ельцин.
Я согласен, что человек может разочароваться в одной идеологии, религии и уйти в другую, вправе изменить свои политические взгляды. Но это рядовой человек. Тот, кто вел людей за собой, кто руководил, а особенно тот, кто стоял во главе, в таком случае должен просто уйти. Уйти из политики, из госаппарата. И попросить прощения у тех, кого он вел за собой, кому проповедовал ложные взгляды.
А таким людям, которые меняют свои взгляды для того, чтобы удержаться у вершин власти, у кормушки, давно придумано название - "РЕНЕГАТЫ".
Деградация Тевтонского Ордена.
Итак, Альбрехт в 1525 году нанес Ордену практически смертельный удар и вся последующая история Ордена это обессиливание, истекание кровью и медленное умирание.
Номинально Папа Римский Клемент VII (lady-dalet: Медичи) и император Священной Римской империи Карл V осудили измену и отступничество Альбрехта, и признали его действия незаконными, но никто ничего не предпринял против нового герцога. Де факто был признано существование герцогства Пруссии как вассала польской короны, а Альбрехт как герцог.
Однако, Орден все еще существовал. Он обладал комтурствами в Геpмании(???), великим комтурством Ливонией. Но он уже только военно-монашеский Орден.
В июне 1526 года на чрезвычайном генеральном капитуле в Денворте временное руководство было возложено на Дитриха фон Клейна.
Последний 16 декабря 1526 созывает в замке Мариенталь генеральный капитул, на котором главой Ордена избирается майстер владений ордена в Германии(???) Вальтер фон Кронберг.
18 января 1527 император Священной Римской империи своим утверждает фон Кронберга руководителем Ордена. Главной резиденцией майстера Ордена становится замок Мариенталь. О столице Ордена теперь говорить не приходится.
В 1529 г. уточняется титул главы ордена Hoch- und Deutschmeister, т.е. высший и немецкий майстер.
В Ливонии события 1525 года поначалу заметно не отразились. Комтур Ливонии остался верен Риму и Ордену. Однако теперь Ливонии проходилось противостоять амбициям герцога Пруссии, короля Польши и русского царя Ивана Грозного в одиночку.
Под давлением обстоятельств комтур Кеттлер в 1559 году переходит в лютеранство и уступает Ливонию Польше, получив взамен герцогства Курляндия и Земгалия.
5 марта 1562 года Кетлер в Риге торжественно снимает с себя плащ Тевтонского Ордена и присягает королю Польши. Орден утрачивает последнюю территорию, на которой он был суверенным владыкой.
По мере развития лютеранства Орден последовательно теряет свои владения во многих странах Европы. К 1577 году у Ордена остается около 130 комтурств, каждое из которых было незначительно.
Бюджет Ордена 1593 года предусматривал расходы на содержание 150 рыцарей и 100 наемных солдат.
Тевтонский Орден - карманная организация австрийской короны.
Многочисленные политические события в Европе, в ходе которых Орден последовательно переходил от попыток вернуть себе прежние владения в Прибалтике к отчаянным попыткам сохраниться вообще, привели к тому, что 21 марта 1595 года главой Ордена становится эрцгерцог Максимилиан австрийский, брат короля Австрии Рудольфа II. С этого времени австрийская корона берет Орден под свою защиту и покровительство
Таким образом, с 1595 года Тевтонский Орден, хотя по прежнему считается военно-монашеской организацией, становится просто сообществом, принадлежащим австрийским герцогам.
Жестко говоря, Орден к этому времени уже не имел ни военного, ни политического, ни религиозного значения в жизни Европы. И нужен то он был Габсбургам лишь для того, чтобы иметь возможность давать титул главы Ордена для солидности кому либо из младших членов династии.
В период с 1595 по конец XVIII века сменится тринадцать Хох унд Дойчмайстеров Тевтонского Ордена. Ничего выдающегося и оставившего след в истории Ордена и Европы они после себя не оставили. В основном это были австрийские эрцгерцоги и епископы или высшие сановники Австрии.
Как, например, Иоганн Каспар фон Ампринген, князь фон Фройденталь-Эйленбург, Королевский Верховный капитан Силезии, Имперский администратор Венгерского Королевства, который был во главе Ордена с 1664 по1684 год.
Впрочем, Орден иногда используется и в качестве игральной карты в европейском преферансе. Так Максимилиан в 1613 году издает указ с требованием к курфюрсту Альбрехту-Фридриху фон Бранденбург возвратить Пруссию Ордену, а всем, кто в разное время вышел из Ордена и присвоил земли и имущество, возвратить обратно
Конечно, этот указ был неисполним и никто ничего возвращать не собирался, но сам по себе этот документ использовался австрийскими дипломатами как средство политического давления на неудобных собеседников вплоть до 1698 года.
Чем занимались рыцари Тевтонского Ордена в этот период? В общем то, членство в Ордене было скорее номинальным. Рыцарский титул уже был просто титулом. Рыцари служили в австрийской армии, в госаппарате, орденские священники в приходах, расположенных в принадлежащих Ордену поместьях.
От некогда могущественного Ордена, наводившего ужас на пруссов, ливов, поляков, литовцев... с начала второй четверти XVI века осталась только оболочка и отзвуки былой славы.
И когда 18 января 1701 г. герцог Фридрих III Прусский водрузил на себя в кафедральном соборе Кёнигсберга королевскую корону, а тогдашний Хох унд Дойчмейстер Ордена Франц Людвиг Пфальц-Нойбургский, носивший еще и титулы пфальцграф Рейн цу Нойбургский, архиепископ и курфюрст Майнцский, архиепископ и курфюрст Трирский, князь-епископ Бреслау и Вормский, князь-пробст Элленвагенский, князь-аббат Прюмский, направил императору Священной Римской империи и королю Германии Леопольду I протест, тот ответил простой отпиской, в которой указал, что за Орденом сохраняются все его права и привилегии.
Папа Римский Климент XI официально выразил протест против узурпации власти в Пруссии Фридрихом, но на этот протест в Европе никто не обратил никакого внимания.
В XVIII столетии, Мариенталь хотя и остается официальной резиденцией главы Ордена, однако никто из Хох унд Дойчамайстеров там никогда не бывает. Это все члены герцогских домов Австрии, Баварии, Франции, и предпочитают проводить время в Вене или в других столицах. Хотя, конечно, любят свои портреты в облачении Тевтонского Ордена.
На рисунке: 52-й глава Тевтонского Ордена (1761-1780) Хох унд Дойчмайстер Карл Александр Лотарингский, принц Лотарингский и Барский, императорско-королевский генерал-фельдмаршал, губернатор, генерал-капитан и ландфогт Австрийских Нидерландов в орденском одеянии.
В начале XIX Орден насчитывает всего 61 рыцаря. Разумеется, это уже никакие не закованные в броню конные воины. Рыцарь это уже просто титул. Абсолютно никаких воинских подразделений Орден не имеет. Фактически он выродился в чисто монашеский Орден.
Постепенно количество земельных владений Ордена сокращается. Самое большое количество комтурств во Франконии (18). Три комтурства в Тюрингии.
Гибель Тевтонского Ордена в начале XIX века.
Приходит эпоха наполеоновских войн. В 1800 году французская армия занимает Мариенталь и ликвидирует резиденцию. Глава Ордена эрцгерцог Австрии Максимилиан Франц, который так ни разу и не посетил Мариенталя, объявляет своей резиденцией как главы Ордена Венский замок.
По Люневильскому миру от 9 января 1801года, установившему границу между Францией и империей, Орден навсегда теряет все свое имущество и поместья в Эльзасе и Бургундии (девять комтурств и церковных приходов).
54-й глава Ордена Карл Людвиг Австрийский эрцгерцог Австрийский, принц Тосканский, герцог Тешенский, князь-курфюрст, имперский и королевский генерал-фельдмаршал, генералиссимус, Военный министр Австрии, Президент Придворного Военного совета, генерал-губернатор Австрийских Нидерландов, генерал-губернатор Королевства Богемия, занятый государственными делами в 1804 году просто оставляет свой пост, хотя тот не слишком обременял его.
После поражения в сражении при Аустерлице 2 декабря 1805 г. император Австрии Франц II 26 декабря подписывает с Наполеоном Пресбургский мир, статья XII которого предусматривала переход всех достоинств, имущества, владений Ордена в непосредственное владение императора.
Проще говоря, этим актом Тевтонский орден де факто ликвидируется .
Военные и политические события первого десятилетия XIX века, главную скрипку к в которых играл Наполеон Бонапарт привели к созданию 12 июля 1806 года Рейнской Конфедерации, частью которой становится и Австрия.
Наполеон Бонапарт как глава Рейнской Конфедерации своим декретом 24 апреля 1809 распускает Тевтонский Орден.
Lady-Dalet. замечу - 23 апреля день казни Георгия Победоносца
Это уже юридический акт. Все, Тевтонского Ордена больше не существует!
Послесловие. Тени Тевтонского Ордена.
Историки Ордена пытаются уверять, что после отречения в 1804 году от сана 54-го главы Ордена эрцгерцога Австрии Карла Людвига Орден продолжал существовать и даже называют 55-м главой Ордена эрцгерцога Антона Виктора Австрийского (Anton Victor von Osterreich), который якобы руководил Орденом до 1835 года.
Но достаточно ясно, что в 1804 Орден становится никому не нужным, в 1805 все его имущество переходит в собственность австрийской короны, в 1809 он ликвидируется юридически.
От автора. Это примерно то же самое, что произошло с СССР и КПСС в 1991 году. С тех пор не существует ни того, ни другого. Да, кто то сегодня может объявить о возрождении СССР и восстановлении КПСС. И даже объявить генеральным секретарем ЦК КПСС и президентом СССР товарища NNN. Объявить столицей СССР хутор Мухоедов. И даже две деревни признают себя в составе СССР. А глава Забытобогинского района скажет, что ничего не имеет против.
Можно ли будет сие считать продолжением СССР и КПСС, если в партии всего два члена? Едва ли.
До 1834 года никто больше о Тевтонском Ордене не вспоминал за его ненужностью.
В период наполеоновских войн Священная Римская империя окончательно разваливается. В 1804 Франц II принимает титул императора Австрии.
8 марта 1834г. Франц II издает декрет аннулирующий положения Пресбургского мирного договора 1805г. и восстанавливает Тевтонский Орден как "религиозный и военный институт и непосредственную императорскую вотчину".
Фактически это австрийское императорское учреждение, которому присвоено название Ордена, ушедшего в историю. Какую цель при этом преследовал Франц, историки умалчивают. Вероятнее всего, орден понадобился австрийскому правительству для обоснования притязаний на какие то земли, имущество, денежные средства и т.п.
Глава воссозданного Тевтонского ордена должен именоваться Хох унд дойчмайстер (Hoch- und Deutshemeister). Очевидно, только по традиции, поскольку это учреждения абсолютно никакого отношения к Германии не имеет.
Для краткости и удобства изложения будем именовать его кратко - Хохмайстер.
В качестве материальной основы Тевтонскому ордену передаются два поместья, которые когда то являлись комтурствами Ордена. Одно в Австрии и одно в Штирии. Любопытно, что оговорено - орден пользуется поместьями на правах обычного землевладельца.
Высший орган учреждения Генеральный капитул, состоящий из комтуров Австрии и Тироля, и комтуров Франконии и Вестфалии (хотя самих комтурств не существует).
Генеральный капитул собрался в Вене 27 мая 1834г. Там был выработан новый устав.
22 июня 1835 был "избран" хохмайстер ордена, которым стал эрцгерцог Австрийский, принц Моденский, генерал от артиллерии Максимилиан Йозеф Австрийский-д'Эсте из Лотрарингской ветви династии Габсбургов (Maximilian Joseph von Osterreich).
Этот титул он будет носить до самой своей смерти в 1863 году.
В 1855 году капитул ордена возрождает "Орден госпитальеров Святой Марии Иерусалимской", организацию более известную как Тевтонские сестры.
Также восстанавливается институт священников ордена в количестве 54 человек.
Собственно, орден становится исполнительным органом благотворительности императоров Австрии. В первую очередь орден руководит госпиталями, организуемыми на средства короны в зонах боевых действий.
В 1880 году под эгидой ордена организуется "Добровольная санитарная служба".
В период Первой мировой войны орден развернул четыре полевых госпиталя, организовал 15 санитарных автомобильных колонн. Всего орден обеспечил уход и лечение 2-3 тысяч солдат.
Поражение Австрии в Первой Мировой войне привело к гибели империи. Орден как одно из монархических учреждений должен был исчезнуть, но ему удалось сохраниться, доказав, что он является только религиозной и медицинской организацией без какой либо военной составляющей.
Для этого пришлось в 1929 году изменить название с Deutsche Ritterorden (Немецкий рыцарский орден) на Bruder vom Deutschen Sankt Mariens in Jerusalem (Братья немецкого ордена св.Марии Иерусалимской). Т.е. исчезает даже напоминание о рыцарстве.
Глава ордена теперь должен иметь статус аббата и именуется майстером.
Майстером ордена в 1923 становится доктор теологии, епископ Брюннский титулярный епископ Сиенский Норберт Иоганн Кляйн (Norbert Johann Klein ).
С аншлюсом Австрии 6 декабря 1938 Декретом Фюрера орден распущен, а его имущество конфисковано. (который раз?)
От автора. А вот тут то и происходит то, вследствие чего в сознании русских Тевтонский Орден стал ассоциироваться не только как символ немецкого "Дранг нах Остен", но и напрямую с гитлеровским режимом.
Идеологи нацистской Германии стали активно использовать символику Ордена, имена его руководителей, исторические события связанные с Орденом в целях нацистской пропаганды. Сам орден ликвидирован, а его атрибутика используется.
После Второй Мировой войны власти Австрии отменяют гитлеровский декрет 1938 года только в 1947 году. Ордену возвращается его имущество. Но в возрожденной Чехословакии, Югославии, Восточной Германии с приходом коммунистов к власти деятельность ордена сворачивается.
В этом статусе Тевтонский орден существует и сегодня, в начале XXI века. Разумеется, от настоящего Тевтонского Ордена остались только регалии и история.
Это чисто религиозная организация. Организационно Oрден состоит из братьев-священников, братьев-монахов, сеcтер и приближенных.
Во главе ордена майстер, избираемый капитулом на 6 лет. В состав капитула входят сам майстер, генеральный прокурор, советники, генеральный секретарь, заведующий хозяйством, настоятели монастырей и руководители провинций.
Братья и сестры Oрдена живут в пяти провинциях- Италия, Германия, Австрия, Словения и Чехия. В 1992 их насчитывалось 72, сестер 308. Приближенных 574 человека.
Основная деятельность ордена - медицинская помощь старикам и инвалидам, религиозная деятельность.
Источники и литература
1.Guy Stair Sainty.THE TEUTONIC ORDER OF HOLY MARY IN JERUSALEM (chivalricorders.org/vatican/teutonic.htm)
2. Геральдический сборник ФПС России. Москва. Граница. 1998г.
3.В.Бирюков. Янтарная комната. Мифы и реальность. Москва. Изд."Планета". 1992г.
4.Справочник - Калининград. Калининградское книжное издательство. 1983г.
5. Сайт "Боруссия" (members.tripod.com/teutonic/krestonoscy.htm)
6.А.Богдан.Тевтонские рыцари. Евразия. Санкт-Петербург.2008г.
7.В.Урбан. Тевтонский Орден. АСТ. Хранитель. Москва.2003г.
8.Сайт "Иконография и геральдика магистров Тевтонского ордена" (teutonicorder.livejournal.com/997.html)
Дополнение:
Тевтонский орден и вопросы преемственности
Данная статья представляет собой композицию из фрагментов исследования, которое будет продолжено, но пока не завершено. Целью исследования является поиск связей, которые соединяют Тевтонский орден с немецкими тайными обществами начала XX века. Предмет исследования — структуры, которые в свое время «отпочковались» от Ордена.
источник