Вот уже много лет город, в который попадает странствующий рыцарь Ланцелот, находится под властью Дракона. Долг рыцаря — сразиться с жестоким узурпатором. Но Бургомистр отговаривает его от поединка, объясняя, что люди не могут жить без диктатора.
«- Все обязаны знать нашего Дракона. -Кто это вам сказал? -Дракон»
Это заключительная часть своеобразной трилогии о тоталитарном обществе: «Мюнхгаузен» о капельке правды в океане лжи, «Свифт» о творце, творении и вынужденном молчании — оба фильма сняты во времена развитого социализма и потому максимально замаскированы под комедию и драму. «Убить дракона» — фильм, снятый в период распада системы, в момент, когда уже стало можно говорить почти все.
В разных сказках разных авторов встречается один и тот же сюжет: Дракон из года в год ворует самую красивую девушку города, чтобы потешить свою рептилью плоть. В конце концов, приходит рыцарь и всех спасает.
Почему-то до Горина с Захаровым никому и в голову ни пришло задуматься, что за дракон такой, что целый город с ним справиться не может, да и пытается никто, кроме единичных смельчаков. Что за люди такие, что годами и столетиями ждут рыцаря-освободителя, как спящая красавица поцелуя? Что удивительно: простой человек и бургомистр одинаково зависят от «звероящера». Разница лишь в том, что человек власти более информирован, а потому хитрее, изворотливее, он нечестен со всеми даже с собственным отпрыском.
Для Ланселота выбор сражаться с драконом — это не просто вопрос храбрости: дракон как змей-искуситель на примерах доказывает, что гражданам эта свобода не нужна. Может он и действительно прав?
Комическая фантазия о жизни, любви и смерти знаменитого барона Мюнхгаузена, жившего в XVIII веке и ставшего героем многих веселых книг и преданий, опирается на персонажей и эпизоды знаменитого романа Р. Распе, но по сути является самостоятельным произведением.
«Мыслящий человек просто обязан время от времени поднимать себя за волосы» — похоже, это и удается авторам картины. Барон хочет жениться на любимой им Марте, но церковь отказывается обвенчать их, так как имеется живая жена, «усмирявшая его 20 лет». Уставшая Марта хочет, чтобы барон стал таким, как все, но барон этого не хочет, да и не может.
Герцог разрешит брак только в том случае, если барон письменно подтвердит, что все его истории лживы, а он сам — обыкновенный человек.
Тот самый Мюнхгаузен 1 серия
Тот самый Мюнхгаузен 2 серия
Если смотреть фильмы каждый день, то неизбежно наступает такой период, когда кажется, что увидел всё, что уже ничего не удивит, знакомы все сюжеты и приемы. Начинаешь искать фильмы еще психологичней, драматичней или еще бог знает какие, лишь бы действительно взяло за душу. И это значит, что наступило время вернуться к тому самому «хорошо забытому старому». Я хочу сказать, что нужно вернуться к таким фильмам как «Тот самый Мюнхгаузен» или «Убить дракона». Это действительно советские шедевры, которые хороши не только по содержанию и актерской игре, но и весьма радуют картинкой.
«Тот самый Мюнхгаузен» заявлен комедией, но не найти еще такой фильм, от которого хочется одновременно и плакать, и смеяться. И это я утверждаю без преувеличений. Талантливые, если не сказать гениальные, но без сомнения любимые актеры, крупные планы, порой смешные, а порой странные и неоднозначные диалоги и монологи, часть из которых стали крылатыми выражениями и какая-то очень горькая ирония — вот чем характерен фильм.
На этом я остановлюсь, здесь не нужно многословия. Смотрите и пересматривайте
Удивительный дом построил английский писатель Джонатан Свифт. В нем реальность слилась с вымыслом, ожили персонажи из книг.
Рассказывая невероятные и правдивые истории, придумывая мистификации и розыгрыши, хозяин дома пытается раскрыть людям тайный смысл бытия и, может быть, преобразить их жизнь…
Дом, который построил Свифт-1 серия
Дом, который построил Свифт-2 серия
«Брызнет сердце то ли кровью, то ли тертою морковью… Ах, поверьте, все равно!»
Эти строки одной из уникально ритмичных и глубоких песен фильма замечательно раскрывают его содержание.
Кто его действующие лица? Герои, созданные великим английским просветителем? Актеры, надевшие маски этих героев? Быть может, герои, притворяющиеся актерами?
Но очень скоро все вопросы отпадают и мы просто с замиранием сердца следим за трагической историей лилипутов (необыкновенно искренние Збруев и Караченцев), за судьбой опустившегося великана Глюма (трогательный Леонов), за бесплодными попытками найти себя господина Некто (тонко лиричный Сирин)… Наконец, пытаемся разобраться в этом сумасшедшем доме, а если копнуть глубже — в этом срезе человеческого общества любого времени и страны — вместе с молодым и даже нахальным доктором (блистательно исполненным Абдуловым).
Пришло время — волшебник женился, остепенился, занялся хозяйством. Но однажды, встретив в лесу медведя, все-таки не вытерпел: взял и превратил его в прекрасного юношу, поставив условие, что тот снова станет медведем, если его поцелует принцесса…
Обыкновенное чудо 1 серия
Обыкновенное чудо 2 серия
«Обыкновенное чудо» — фильм, жанр которого я бы охарактеризовала как сказка для взрослых. Мне кажется, что у этой картины нет ни одного недостатка: сюжет, актёры, музыкальное сопровождение, диалоги здесь всё на своём месте. В основе картины лежит необычная и непростая история о Волшебнике, который, желая развлечь любимую жену, создаёт настоящую сказку. Восемь лет назад превратив Медведя в человека, он решил, что обратное превращение состоится только, когда его полюбит и поцелует Принцесса. И вот однажды в доме всё того же Волшебника пересекаются пути Короля, Принцессы, их свиты и Медведя. И перед зрителем разворачивается местами забавная, а местами грустная, но очень интересная и трогательная история о любви и о чуде.
Дюла, сын четы Орбак — молодой человек, как все в его возрасте ищущий любви и одновременно мечтающий о полной свободе. Он любит родителей, но ему ужасно надоели нотации и поучения. И по большому счету, как и многие молодые люди, они сам не очень хорошо знает, чего хочет…
Признаюсь честно, что этот телеспектакль, уже виденный мной когда-то давным-давно в детстве, посмотреть заново сподвигла нашумевшая книга воспоминаний Т. Егоровой «Андрей Миронов и Я». В своей книге актриса рассказывает о многолетней любви между ней и А. Мироновым, о своей работе в театре Сатиры, о многих известных актёрах труппы театра (в частности, сыгравших в «Проснись и пой!») — и всё это описано автором в предельно откровенной манере. Стало интересно посмотреть своими глазами на Татьяну Егорову, которая исполняет здесь одну из ролей.
Спектакль, поставленный по пьесе венгерского драматурга М. Дярфаша, несомненно, очень хорош. Делают его таковым, в первую очередь, блестящая актёрская игра, а также музыка и режиссура. Сюжет таков: живёт себе-поживает обычная семья Орбок — отец семейства Пишта (Георгий Менглет), его супруга Эржи (Нина Архипова), их сын Дьюла (Борис Кумаритов), — и в этом же доме живёт их пожилая соседка тётя Тони (Татьяна Пельтцер). Мать домохозяйничает, отец сурово воспитывает сына, последний гуляет до утра по девушкам, а мудрая тётя Тони, как и полагается пенсионерке, просиживает возле дома. И в эту размеренную каждодневную предсказуемость жизни вдруг неожиданно врывается молодая, взрывная, брызжущая энергией Каролла (Нина Корниенко). Эта приехавшая погостить к тёте Тони девушка привозит с собой массу оптимизма и позитива — она буквально встряхивает весь этот скучный мирок и вселяет в каждого из его членов уверенность в собственных силах. Ожила и вспомнила молодость пенсионерка, встрепенулась домохозяйка, стал молодиться почтенный отец семейства, а юноша-сын решил бросить свою буфетчицу — он полностью подпал под обаяние Кароллы…
Два парусных корабля «Юнона» и «Авось» под российским флагом прибывают в Калифорнию, где капитан брига «Авось» полюбил местную красавицу с гасиенды, чем вызвал ревность и ненависть влюбленного в нее соперника.
Разве это великолепие стоит моих жалких слов? Удивительная история! Еще удивительней делает её то, что она основана на реальных событиях: ведь жил некий русский православный Резанов, который имел связь с американской католичкой Кончитой.
Мы не знаем действительной природы их любви, но то, что нам преподнес А. А. Вознесенский, то, что нам показали Н. Караченцов, Е. Шанина, А. Абдулов — это аллилуйя любви, аллилуйя! Ох это трио, вспомнить только, как пели они о белом шиповнике, как развевался красный плащ Абдулова, как он корчился и выругивался, как Резанов снял с Кончиты косынку и покрыл ее голову русским платком, как раздавались вечные «я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу».
Как возможно было настолько страдать, страдать неподдельно, страдать взаправду, но на сцене? Это их загадка. Создавалось даже такое чувство, что Караченцов пьян беспросветно, и все, что он показывает — исповедь пьяного человека, а это, как вы сами знаете, самая искренняя исповедь, которую только можно услышать.
-Она говорит… -Не надо! Я понял!
Католики и православные непримиримы в своих взглядах на веру со времен средневекового раскола христианской церкви. Но это история о соединяющей любви, об единении западного и восточного мира, о полном взаимопонимании, которому так и не удалось случиться в полной мере!
Музыкальная комедия по мотивам повести Алексея Толстого «Граф Калиостро». В 1780 году Джузеппе Калиостро прибыл в Россию для представления высшей знати. Умыкнув под предлогом лечения отца юную Марью Ивановну, граф пытается влюбить в себя девицу, но безуспешно. В провинциальном поместье, где волею случая оказались путешественники, живет юноша, влюбленный в мраморную статую. С помощью Калиостро он надеется оживить мрамор, но встреча с живой Машей все меняет…
Амор… ы!
Хочется начать с печального.
К великому моему сожалению, вокруг так мало людей, знающих этот фильм! Почему-то ему так и не удалось стать популярным в свое время, а сейчас, наверно, запросы не те…
Но ведь фильм великолепен!
Блестящий актерский состав, сногсшибательный, вечный юмор, красивая и необычная история, яркие персонажи, коих здесь в изобилии:
-Таинственный и пугающий, но тоже ОРЗующий Джузеппе Калиостро;
-Неисправимый романтик и абсолютный болван Алешенька Федяшин;
-Добросердечная квашня Мария Ивановна;
-Гениальная в своей мудрости, перемежающейся старческим маразмом, тетушка Федосья Ивановна;
-Незабываемый, блестящий, искрометный врач;
-Талантливая парочка артистичных и любвеобильных олухов-пройдох Жакоб и Маргадон;
-Простодушная Фимка и ее полупьяненький дядька Степан;
-Вечно взбешенная и обиженная на Джузи Лоренца…
Герои просто сверхъестественно хороши. И главные, и второплановые — хороши все! У каждого своя фирменная придурь, но и у каждого в чем-то своя цель, своя выгода. Все это выводит, казалось бы, проходную советскую комедию, снятую по мотивам не самой популярной повести Алексея Толстого, и то до неузнаваемости отдаленную от оригинального текста, на уровень настоящего плутовского романа, сдобренного великолепным юмором и несвойственной для кино тех лет динамичностью.
Драматург Михаил Шатров написал множество пьес о Ленине и о большевиках, стал признанным лидером официальной драматургии, занимал важные посты в управлении советским искусством, был рьяным последователем идеи "социализма с человеческим лицом". Пик популярности и актуальности пьес Шатрова пришёлся на конец 80-х - время перестройки , когда стало можно говорить о Ленине, Сталине, Троцком, Бухарине, Рыкове, как о живых людях, которым свойственны сомнения и ошибки, а темы первых лет революции вызывали жгучий интерес. Пьесы Шатрова народ зачитывал до дыр.
Возникший в обществе раскол, появление разных точек зрения на суть и судьбу социалистических идей, подвигли драматурга к попытке воспроизвести на сцене "суд над Лениным". Так появилась пьеса "Диктатура совести. Споры и размышления 1986 года в двух частях". В авторские диалоги вмонтированы цитаты из документов, писем и литературных произведений, на сцене встречаются исторические персонажи и вымышленные герои из разных эпох, в диалог которых вовлечен также и зритель. За постановку взялся Марк Захаров, всегда точно чувствовавший общественную конъюнктуру. Премьера спектакля, ставшего главным "шлягером перестройки", состоялась 15-го марта 1986 года на сцене Театра им. Ленинского комсомола.
Такое было ощущение, что это не совсем спектакль. Вернее они делали вид, что спектакль, а на самом деле смотрели сверху на таких же, как они сами, сбитых с толку неожиданно свалившейся свободой.
Здесь представлены краткие выступления карикатурных персонажей: буржуй Черчилль, дворник "из народа", идеологически заштампованная учительница - наряду с патетикой положительных героев таких, как генерал Карбышев, Энгельс, обычная школьница 80-х, написавшая письмо в редакцию газеты.
Есть и зловещие фигуры: Петр Верховенский из романа Достоевского "Бесы" и популярный в 30-е годы революционер Андре Марти, именем которого назывались колхозы. Сменяя друг друга они выступают на неком импровизированном суде, вызываемые для свидетельских показаний по делу Ленина. Суде, названном "Судом над Лениным".
Непростая драматургия Михаила Шатрова особо полюбилась театралам в эпоху перестройки и гласности. В 1986 году состоялся показ спектакля "Диктатура совести". Режиссером постановки выступил Юрий Махаев. Спектакль «Диктатура совести» как и большинство работ Ленкома таил в себе много интригующего и увлекательного. Безусловно, Юрий Махаев привнес свое режиссерское видение в весьма необычную пьесу Михаила Шатрова.
В постановке "Диктатура совести" происходит интересное взаимодействие между героями наших дней и историческими личностями. Прямо на сцене совершается некий судебный процесс. Один за другим вымышленные и реальные герои появляется на всеобщее обозрение. Все они являются свидетелями обвинения по делу Ленина. Актеры спектакля невольно вовлекают зрительный зал в свои эмоциональные диалоги. Зрители не только наблюдают необычный «судебный процесс», но и становятся непосредственными участниками разгоревшихся споров.
Комичность некоторых личностей, вызывает искренний смех. К примеру, очень забавно выглядит крестящийся Черчилль. Энгельс получился не менее веселым и жизнерадостным. Его замечательно сыграл обаятельный Олег Янковский. Не обошлось и без мрачноватых субъектов, таких как коварный Петр Верховенский из романа Достоевского «Бесы». Этот интересный персонаж достался неподражаемому Александру Абдулову. Его откровенный разговор со зрителями незабываем. Кроме того, он не только изумил всех театралов своим появлением со свечей, но и порадовал современной веселой песней.
В спектакле «Диктатура совести» каждый выход на сцену артиста, сопровождается патриотической музыкой, которую исполняет духовой оркестр. Музыкальные композиции довольно разнообразны. От современной и легкой музыки до революционных маршей.
Декорации художника Олега Шейнциса отличаются оригинальностью и символизмом. Над сценой зависла огромная конструкция в виде лампы. Она периодически включается и внезапно потухает. Именно при таком освещении велись допросы ушедшей эпохи.
В завершении спектакля конструкции начинают рушиться и постепенно исчезать. Фраза, сказанная в самом финале, заставляет зрителей задуматься о многом: «…Если расстаемся со старыми декорациями, кто-то должен построить новые…».
У Виктора Пелевина есть примечательная фраза о «вселенной – не советской, а какой-то другой, существовавшей параллельно советскому миру и даже вопреки ему, но пропавшей вместе с ним». Одним из создателей и — одновременно жителей этой вселенной был Марк Анатольевич Захаров — элитарный и — сугубо народный режиссёр, фильмы которого до сих пор демонстрируют по всем каналам ТВ. Фразы из «Формулы любви» и «Того самого Мюнхгаузена» разошлись на цитаты, а сиюминутный, как тогда виделось, «Убить дракона» - и тот оказался печальной притчей об опасностях бескомпромиссной борьбы со злом. И вот Марк Захаров ушёл в мир иной и, что самое страшное — многие задали вопрос: «Как? Разве он был жив?» Ровно такая же реакция воспоследовала после сообщения о кончине Георгия Данелии в апреле этого года. Всё то лучшее, что они выразили, осталось в прошлом веке и — в нашей позавчерашней советской жизни. Золотой век интеллектуализма - осень Красной Империи, названная ложным и грубым словом «застой».
Помнится, в 1990-х годах один либеральный деятель запальчиво крикнул — в одной из телепрограмм, что всю кинопродукцию, выпущенную в эпоху большевизма, надобно считать «тоталитарным искусством» и — разом воспретить. Его быстренько заткнули вопросом: «Как? И фильмы Захарова, Рязанова, Данелии?» Тот парировал: «Эти авторы, особенно Захаров, ненавидели советчину и держали фигу в кармане!» Держать-то держали, а дело - делали. У Сергея Довлатова есть презанятный момент из жизни диссидентов: «— Не пойду, — говорит, — какой-то он советский. — То есть как это советский? Вы ошибаетесь! — Ну антисоветский. Какая разница». Здесь приблизительно то же самое — отсутствие почтения к Советской Власти не мешало Захарову созидать шедевры для советского народа.
Легендарный режиссер Марк Захаров рассказывает о театре "Ленком", о своей первой в Ленкоме постановке - спектакле "Тиль" - шутовской комедии в 2 частях по мотивам произведения Шарля де Костера с музыкой Геннадия Гладкова, о спектаклях неудачных, удачных и ставших культовыми, такими как "Юнона" и "Авось" и "Поминальная молитва", об уникальной ленкомовской труппе - мощной "захаровской" команде. Не перечесть все спектакли, поставленные Марком Захаровым, но, к сожалению, многие из них сегодня можно увидеть только в записи. Включенные в передачу фрагменты спектаклей, репетиций, фотографии несут зрителю прекрасные мгновения театрального счастья, чувство сопричастности к великой театральной эпохе.