Чем ужасен фильм «Любовь и голуби»?
Один из самых талантливых фильмов позднесоветской эпохи называется «Любовь и голуби». Там прекрасно всё - и режиссура, и актёрская игра, и виды, и приёмы. И - сам текст. Его давным-давно растащили на цитаты, понаделали смешных озвучек и прочих демотиваторов. Но у всякого талантливого явления есть двойное-тройное дно и оно не всегда - безобидно. Имеется такое дно и у любви-с-голубями. В кадре мы наблюдаем деревенскую идиллию. Так называемых простых людей. Очень простых. Неизлечимо простых. Нарочитое смакование их простоты. В простоте - добро. Нефиг вам учиться и тянуться. Сидите в своей пейзанской нетронутости. В ней - ваше счастье. Как, знаете ли, в старинные времена, дворяне полагали, что у вилланов - свой тип счастья. Им не надо - поэзию. Они от неё только передохнут. Или, в лучшем случае, перестанут пахать и сеять. А нам оно надо? Зато в моде была буколическая литература - о нравах придуманных пастушков на фоне изысканной природы. Вот и пусть пасут баранов. В любви-с-голубями - всё то же. Знай, Вася, своё место. Благо, и тянуться тебе не к кому - тебя, если подцепит, то не интеллигентка, но - типовая образованщина. По сути, такая же примитивная, как и ты.
Раиса Захаровна отличается от Надюхи только внешними параметрами - весом, лексиконом, навязанными вкусами. Жрёт модный силос, тащится от Жюля Массне, интересуется паранормальными явлениями. Это, повторюсь, внешнее. По факту - всё та же Надюха, которая хочет печь пироги и не прочь отматерить своего кавалера. Упасть в траву с пьяным мужиком. Но советский лоск, принятый в городской среде, не дозволяет каких-то действий. Неудобно! Она же считает себя интеллигенцией! Но не получается. Из-под изысканной маски выглядывает разухабистая ряшка. И в истеричном крике: «Зараза! Тьфу! Деревня!» куда как больше реальной Раисы Захаровны, чем в её тирадах о филиппинской медицине. Вася ушёл не потому, что потянуло к Надюхе, а потому что здесь - всё то же самое, что и дома, только не дают даже «горбушечкой отравиться». Посему - некуда плыть. Не прыгнете выше себя, товарищи-не дворяне. Для вас максимальная культура - это южный бар и купить галстучек под цвет глаз. Выучить, что такое «постскриптум» Людка ещё смогла, но всё равно ея удел - доить коров и месить навоз толстыми ногами. Стать Надюхой, а потом - бабой Шурой. Всё. В этом презабавном фильме показано, что эволюция - невозможна. И не нужна. Живите так - благо есть, что кушать.
В других фильмах - снятых при Сталине и позже - во времена Оттепели - всё было не так. Простота считалась чем-то, вроде изъяна. Её старались исправить, излечить, устранить. Таня Морозова из «Светлого пути» вырастала из необразованной замарашки - до красавицы с орденом. Рабочий Савченко из «Весны на Заречной улице» понимал, что без образования ему не добиться взаимности со стороны учительницы Левченко. Посему он обязан тянуться и рваться. Колхозник Матвей из «Дело было в Пенькове», имея платонические чувства к городской умнице Тоне, начинает соображать и включаться. Для героев «Высоты» - ну, очень простых - есть нравственный ориентир - прораб Томаков, которого постоянно сравнивают с ханыгой - инженером Дерябиным. Ребята из «Большой перемены» становятся умнее, выше, правильнее рядом с Нестором Петровичем. И таких фильмов - очень много. Я назвала только самые знаменательные (которые крутят беспрестанно по нашему ТВ). А в любви-с-голубями этого нет - Вася остался Васей. С прибаутками и простотой. Ибо тупик. Учиться нечему и не у кого. Лучше подайте нам бар. Потому что это - юг. Культура.
http://zina-korzina.livejournal.com/1094110.html