«Послание семи церквам» и Чакры
Осторожно: много букв; еретическое
1. Анатомия «пирамиды» потребностей.
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу обычно содержит 7 слоёв. Сама пирамидальность не имеет принципиального значения — горизонтальное сужение слоёв призвано подразумевать лишь утончение восприятия с повышением уровня. Также подразумевается, якобы, постепенное восхождение человека по мере удовлетворения этих потребностей, что тоже необязательно, как указывал ещё социолог Альдерфер. Действительно, «все потребности важны, все потребности нужны», хотя единовременно и локально — некоторые могут быть важнее и нужнее других, но речь пойдёт немного о другом.
Мне неизвестно — является ли Маслоу плагиатором или нет (полагаю, что - нет), но порядок и содержание этажей его «пирамиды» с некоторыми поправками весьма заметно совпадают с восточными учениями, базирующимися на системе, так называемых, чакр.
В восточной традиции, по крайней мере в предыдущие века, данная система использовалась преимущественно для поддержания здоровья организма, но также характеризуется и человеческими потребностями, во многом аналогичными тем, что по Маслоу.
Чакры мнятся (также, как математики от топологии мнят семь гомотопических поверхностей) расположенными вдоль позвоночника, который довольно дискретно поделен на зоны их влияния. Более или менее подробно определены по зонам влияния члены, органы и системы организма. Ещё менее дискретно разделена жизндеятельность человека в соответствии с данными «энергетическими центрами», но это не должно нам особо помешать, также, как не особо нам мешает любоваться нерисованной радугой то, у неё нет чётких границ цветов.
Сначала рассмотрим несоответствия взаимного расположения и содержания слоёв в западной и восточной системе.
Во-первых, в традиционном восточном варианте отсутствует слой «Безопасность», который у Маслоу трактуется как «потребность чувствовать себя защищённым, избавиться от страха и неудач». Но, так как страх можно возводить даже на пустом месте, то безопасность — это весьма специфическая, «надуманная» потребность. Поэтому в традиционном варианте этого слоя просто нет в отдельности. В традиционном варианте вместо «потребности в безопасности» находятся «половые потребности» и всё, что с ним связано (секс, брак, дети). У Маслоу же «половое влечение» находится в нижнем этаже, вместе с другими физиологическими потребностями. Конечно, регуляцию гормонального фона тоже можно отнести к физиологическим потребностям, но в традиционном варианте принято отделять её от самых базовых (жильё, еда и т.д.), которые находятся на самом нижним этаже (а половые — на следующем). Самая нижняя чакра находится в зависимости от отношения людей к работе и к потребительству материальных благ, и в целом — от материальной и экономической стороны жизни. Вообще, в восточном (но — и не только в восточном, о чём будет сказано далее) варианте здоровье организма зависит от отношения его хозяина к тем сферам жизни, которые, которые «приравниваются» (по образу и подобию) к составным элементам человеческого тела.
Во-вторых, в системе Маслоу, в отличие от традиционной, поменяны местами соседствующие слои «познание» и «эстетические», а также «любовь» и «уважение, почитание». Переход от западной к восточной системе изображён на следующем рисунке, также поправлены некоторые названия с целью более верного обобщения.
Именно такой «стек» древними философами воспринимался как естественный, потому что наиболее соответсвует вертикальному порядку строения человека.
Верхний слой был оставлен под грифом «Самоактуализация» (кмк, хорошее обозначение, вообще — основная заслуга Маслоу в социологии заключается как раз в его трудах по самоактуализации, а не в трудах по иерархии пторебностей), эта чакра, на темени человека, отвечает за мировоззрение и духовность (религиозность).
Вторая по счёту (сверху вниз, хотя обычно встречается обратный порядок нумерации — снизу вверх, но не суть) — это мозг и дистанционные рецепторы: зрение, слух, обоняние (впрочем, зрение также «питается» от четвёртой, сердечной, чакры), что вполне соответсвует тэгу «Познание».
Третья чакра — горловая (голосовая). Её «назначение» — общение и отношения с другими людьми и с миром. Руки тоже «растут» из этой чакры, поэтому нам естественно уравнивать «говорение» с написанием писем или нажатием по клавишам, а также жестикулировать во время споров. Можно было бы назвать её и более грубо — «коммуникативной», если не забывать, что всякое творчество — это тоже концентрированное самовыражение, способ общаться с миром.
Четвёртая чакра — сердечная, считается самой важной, потому что она питает энергией любви все остальные. Поэтому она — по середине (три — над ней и три под ней), что весьма банально — «сердце» ведь от слова «сер(е)дина», а на немецком «сердце» — «centrum» (центр). Смысл такого её расположения также в том, что действия трёх вышерасположенных центров тяготеют к «сознанию», а трёх нижних — к «бытию», а она обе стороны как бы увязывает. Также под воздействием этой чакры являются такие органы, как например, лёгкие (за исключением верхней части) и кожа.
Может показаться спорным тег пятой, «подсердечной» чакры (на уровне солнечного сплетения) — «Уважение». В традиционном варианте она отвечает за стремление человека поуправлять, повластвовать, «порулить» какими-нибудь процессами. Полагаю, что несложно примирить метки Маслоу «уважение, почитание» с традиционными «управление, власть» при помощи компромиссного термина «Влияние».
Отсюда уже можно заметить некоторую симметрию относительно центрума. Так власти часто оперирует такими словами, как «договор», «соглашение», «обязательство», корнями которых являются соответственно «говор», «глас» («голос»), «язык». Т.е. — терминами горловой чакры. Да и вообще «руководитель» — от словосочетания «руками водить». Кроме того, симметрия может быть и «параллельной», если представить области «бытия» и «сознания» шевронно, как на следующем рисунке - справа). Тогда нижние чакры обеих «пирамидок» — опорные (контролируют по 2 и 3 телесных точки опоры), верхние — тончайшие в своих половинах, а средние (то бишь — чётные) совпадают в зеркальной и параллельной симметрии
Весьма вероятно, что Маслоу спутал «безопасность» с «рефлексивностью», ведь под управлением следующей, половой чакры, находится также и вегетативная нервная система. Такое немудрено, если учитывать ранний период его автобиографии. Половая чакра (располающаяся в крестце) соседствует с самой нижней — корневой (коренной), которая связывает человека с физическим миром, отвечает за его жизнестойкость и располагается на внутренней стороне копчика. Но «её» органами являются также ноги, вообще — вся костная система (включая зубы и ногти), а также заключительная часть пищеварительного тракта, начиная с толстой кишки. То есть корневую чакру можно также назвать и «опорной» (в её зоне — ноги и «пятая» точка опоры). Её органы сталкиваются с недугами, когда человек внутренне сильно переживает о работе, карьере и имуществе. Кровь (как агент кровеносной системы) подвержена качественному воздействию обеих этих чакр.
Допустим, что мы согласились с такой «шкалой», построенной на том, что индивидуальные потребности «коррелируют» с биофизическими потребностями организма. Можно ли отразить на ней какой-либо другой аспект жизни человека?
Можно. Например, периодичность жизни индивидуума, если поделить её на 4 периода: «Ребёнок»; «Подросток»; «Взрослый»; «Старик» , которые будут соответствовать концентрическим окружностям (полуокружности на левой части предыдущего рисунка), равным порядком охватывающими области Сознания и Бытия. Началом жизни служит Любовь, что соответствует возрасту ребёнка до 7 лет. На следующем, «подростковом радиусе» (впрочем, для нынешней «мутации» — это и юношеский период и даже дальше) вовсю подключаются агрегаты Влияния и Общения. На взрослых радиусах приобретают подлинную актуальность Познание и Деторождение, а на «стариковских» начинают ощутимее «фонить» Религиозность и Физиология и, как правило, становится более умеренными потребительские желания.
Далее рассмотрим применимость данной антропоморфной «корреляции» к государству и обществу, подытожив вышесказанное таблицией со слоевыми «облаками тегов» и институтами общества, в которых эти потребности приблизительно отражаются.
2. Естественные формы
Как уже было сказано на Востоке (по крайней мере — предыдущие века) система чакр существует для индивидуального пользования. Что характерно для восточного мировоззрения, сосредоточного на индивидуальной практике. Авараамическим религиям свойственно гораздо больше радеть о том, что «между людьми», и потому проецировать Человека на Общество, а Общество, в свою очередь, уподоблять Человеку.
Один из признаков, описанной порядковой шкалы на осонве чакр, которым является семеричность, можно отыскать и в книгах других религий. Но совпадение лишь одного признака может быть и случайностью.
Рассмотрим признак семеричности в одном из источников христианской традиции: «Послание семи церквам» Иоанна Богослова.
Первый возникающий вопрос — причём тут Ангелы и Церкви, когда у нас — чакры? «Церковь» имеет те же семантические корни, что и слова «циркуль» или «цикл», т. е. - что-либо круглое (замкнутое). Нынешниий термин «церковь», таким образом, означает «круг верующих». Заметим, что одним из официальных богословских толкований термина «Церкви» в контексте данного «Послания» являются периоды (или циклы) развития раннего христианства. То есть, если могут быть «циклы», то имеет право быть и «круглость», либо «замкнутость» (в физико-гипотетическом смысле, таком, как например, «замкнутая система»).
Хорошо. Тогда что может означать «Ангел» в данном случае? Навести поможет английский язык в котором слова “angel” (ангел) и “angle” (угол) различаются лишь разным порядком двух букв, а на слух — почти одинаковы. Англия — страна в углу? Похоже на то, если относить сказанное к карте Старого Света. Но — причём здесь чакры? Это «видно» из следующего рисунка, если пристально на него посмотреть.
Можно заметить несуществующие «убегающие» блики между углами квадратов. Так зрение реагирует на контраст формы, поэтому блики имеют цвет, образующих их угловатых фигур. Вообще, буквосчетания «г-л» и «к-л» вместе с застревающими между ними гласными, встречаются во многих старых словах, обозначающих объекты, к которым применимы качества «остроты», «угловатости», «вершины», «резкости» и т.п. во многих языках праевропейского корня, а не только в английском.
Таким образом, совмещение понятий «круглого», «мерцающего» уже подходит для предположения, что «Ангелы Церквей» это аналог чакр. Сам Иоанн испытывает трудности в передаче смысла в существующих у него терминах и старается очертить более подробно:
«Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия; семь звёзд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которых ты видел, суть семь церквей». Также упоминается, что «семь светильников — суть семь духов божьих».
Хорошо, допустим, что так. Тогда какие чакры соответствуют «Ангелам» каких «Церквей»? Поищем значения их имён, допуская, что суть этих имён необязательно заключается в названии городов, а привязка к географическим местам, похоже, является масштабированием очень уж древней традиции — строить город на семи холмах.
«Эфес» (εφεσο~) — в современном греческом языке слово (εφεδρος) с похожим корнем означает «резервист» (обременённый службой), по данным древнегреческого словаря похожее слово — «седалище» (εφεδρα). Оба эти значения подходят к нижней чакре : современное значение — как привязанность людей к деятельности, направленной на материальное обеспечение жизни, древнее — в анатомическом смысле.
«Смирна» - происходит от название города, в котором производили ароматические масла, которыми мажут макушку голову в церквях. Значит, это верхняя теменная чакра отвечающая за религиозность (в широком смысле этого слова). А слой деятельности — «Самоактуализация» (если определить «Жизнь», как решение некой задачи, то «смирение» будет означать принятие исходных данных, без которых решать задачи не имеет смысла. В этом краткая суть самоактуализации, как направления для поиска решений).
«Пергам» - город, где делали пергамент, наилучший носитель информации в то время. То есть — «Познание».
«Фиатира» (Θυατειρα) — название города переводится как «Врата жертвоприношений». В древнегреческом было слово с похожим корнем (θυαω), которое означало «похоть, возбуждение». Похоже, что речь идёт о половой чакре.
«Сардис» (Σαρδις) — древнегреческое слово «σαρδανιος» означает «язвительный, презрительный». Видимо, речь идёт о слое «Общение».
«Филадельфия» — тут, явно, про «Любовь».
«Лаодикия» (Λαοδικεων) — слова с похожими корнями из древннегреческого словаря λαοεβης — «почитаемый народом» и λαοσσοος — «собирающий людей, охраняющий народ». Весьма вероятно, что это — «Влияние, власть».
Таким образом, «Послания» приобретают вполне осмысляемое значение (хотя специфичность некоторых евангельских терминов может уводить в сторону). Для экономии места комментировать их суть здесь не будем (это, при необходимости, можно сделать в отдельной статье), но весьма интересно разобрать их порядковую структуру. Это понадобится для дальнейших рассуждений.
Если «эволюция» личности человека в течение его жизни направлена как бы изнутри наружу, то эволюция цивилизации, инверсивна и смещена «к бытию». То есть, если этапы жизни личности «расходятся» концентрическими окружностями из центра (см. следующий рисунок, верхняя левая часть), то развитие Человека-Общества идёт по сходящиейся к центру спирали (верхняя правая часть рисунка), с чередованием этапов «сознания» и «бытия». Этому же «маршруту» следует Иоанн Богослов, если учитывать следующий «переходы»: от Ефеса к Смирне — «ты оставил первую любовь твою,… вспомни, откуда ниспал». А также упреждение Филадельфии: «[жди], держи, что имеешь». Данная метаморфоза порядка «Посланий» разлиным церквам - в эволюционный порядок показана на спирали, развернутой в прямую (нижняя часть рисунка, цвета — традиционное для Востока раскрашивание чакр цветами радуги).
Но для чего же Иоанн начал послания с Эфеса, а закончил Лаодикией? Так , ведь обывателей больше всего волнуют вопросы бытия (три нижние чакры). При этом, в первую очередь, волнуют вопорсы экономики и оплаты труда, а в следующую — справедливого общественного устройства (устройства власти). Всё остальное - походя, либо «последние дела», либо удел дауншифтеров и прочих «не от мира сего». Ну, люди — как люди.
3. Исторический процесс.
В наиболее глобальных, доступных нам, рамках — рамках текущей земной цивилизации, дело, похоже, обстоит так, что человечество с пиковым развитием коммуникационных технологий где-то в районе Сардиса. И теперь, «по плану», должны всё более развиваться сложные социальные связи, кооперация и выработку более устойчивых форм влияния людьми «на положение дел в стране», что в итоге может привести к справедливому общественному устройству (Лаодикия), что, однако, всё ещё не будет считаться достижением цели эволюции.
Если уж естественные формы человека можно применять к анализу развития человеческой цивилизации, то паттерн такого применения возможен и на обществах меньших масштабов — этносов, государств и т. п. И, тем же фрактальным образом, на меньшие интервалы времени, как, например, встречается деление, в некотором плане, жизни человека на семилетние циклы, или семидневная неделя. Для какого-либо рассматриваемого подобного процесса хорошо подходит модель солитона — стоячей волны. Её многие делали, когда поднимали край ковровой дорожки и резко пускали его вниз — прокатывающаяся волна, «выхлапывающуюся» на другом конце — и есть солитон.
Тогда, наиболее качественный процесс развития какого-либо устремления, задаваемый пассионарным подъёмом (в терминах Гумилёва) или Смирной (в евангельских терминах) в заданном масштабе (на уровне государств 20 века этот масштаб — обычно несколько десятков лет) должен сменяться прохождением «пика внимания» по следующим этапам: «Движущая Идея» - «Экономика (реальная)» - «Наука и образование» - «Демография» - «Творчество» - «Влияние» - «Венец Жизни».
Такая форма исторического процесса особенно хорошо отобразилась на истории США 20 века. Что вовсе не случайно для достаточно свободного во многих отношениях государства, ведь режиме «ручного управления» количество возможных комбинаций и наборов таких «режимов первого приближения» слишком много, чтобы угадывать нежизнепротивный.
Если за начало пассионарного подъёма считать Рузвельта, который, на фоне Великой депрессии своими «Беседами у камина» заставил американцев снова поверить в себя, то затем последовал «Новый курс» того же Рузвельта в экономике. Экономический подъём во время 2МВ был подхвачен развитием науки, сдобренной кадрами из европейских беженцев, а затем и европейских «беглецов». Затем произошёл «бэби-бум». Затем смягчённые детьми сердца родителей произвели развитие масс-культа, который проложил дорогу к возвлиянию на творческую и научно-техническую интеллигенцию, и даже на правящие классы мирового конкурента — СССР, парализовав их волю уже к 1980-м. Примечательно, что этот процесс, начатый с радио-трансляций в весьма необычном для того времени формате общения главы государства с народом, завершился «венцом жизни» в 90-х бурным развитием телекоммуниукационных технологий (в которых США тоже стали лидерами), сопровождавшимся «иррациональным изобилием», как выразился Алан Гринспен.
Впрочем, иррациональность оказалась не только в «изобилии», но и во многом чего ещё.
Наверное, сумма «держания того, что имели» в себе все американцы на протяжении процесса оказалась в итоге не так хороша, и перезагрузка не произошла. Или произошла, но в негативном ключе. И всё же стоит отдать им должное - их какая-никая демократия, «свободный рынок» и пропаганда либерализма, дали возможность пронаблюдать в 20 веке естественные проявления прохождения Жизни в масштабе крупного государства.
источник