Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Тонкий мир

Сообщений 471 страница 480 из 579

471

Вудвоз, лесной человек

Тонкий мир

Дикий человек, лесной человек, или Вудвоз (Woodwose) - одна из мифических фигур средневековой Европы, неоднократно появлявшаяся и в литературе, и в живописи, и в фольклоре.

Истории о лесном человекоподобном существе рассказывали много веков подряд. Считается, что легенды о нём могут восходить к "Естественной истории" Плиния Старшего, где тот упоминает о народе сильвестров (silvesters), то есть "лесных", живущем в лесах Индии: человекоподобных, но покрытых шерстью и лишенных дара речи. Впрочем, Плиний говорил, скорее всего, об обезьянах, но, тем не менее, истории о неких человекоподобных существах, покрытых шерстью существовали и по всей Европе, и в России - как среди людей образованных, так и необразованных.

Они всегда жили в лесах - в самых густых и диких, далеко за пределами человеческой цивилизации. Даже само название этих существ происходит от wood - лес, и архаичного глагола wāsa - "быть", "жить". Есть и другие вариации его имени - вудеваса (wudewasa), водвос (wodewose), вудхаус (woodehouse) или даже просто воз (wose). Часто говорится, что Вудвоз покрыт шерстью, но в других источниках говорится, что он просто одет в меха и шкуры животных, а волосы, усы и борода его настолько длинные и спутанные, что могут в лесном неверном свете быть перепутаны с шерстью. Вудвоз дик, не умеет говорить по-человечьи, не понимает людских обычаев, использует самые примитивные орудия (вроде крепких палок, дубинок), очень быстр и ловок. Его трудно заметить, и трудно поймать, сами же они почти никогда не выходят к людям, избегая людских жилищ и только изредка, в самые суровые зимы, их могли заметить в прилегающих к человеческим поселениям лесах.

Можно выделить несколько "типов" представлений о Вудвозе, которые, впрочем, могут сплетаться между собой и перетекать друг в друга.

Первый - когда это существо воспринимают очень близко к зверю или первобытному человеку, еще не достигшему, с точки зрения человека цивилизованного, его уровня развития. Была история о пойманном Вудвозе, которого увезли из леса, и он со временем научился носить людскую одежду, объясняться с окружающими жестами и несколькими выученными словами, хотя, конечно, полностью "вписаться" в человеческий мир не смог, и то ли умер в неволе, то ли сбежал обратно в леса. Тут Вудвоз больше похож на одичалого человека, или полузверя, йети, случайно сохранившегося в диких лесах человека первобытного.

Второй тип представлений сближает Вудвоза с лесными духами, с существами, не всегда благодушно настроенными по отношению к людям. В европейской мифологии Вудвоза нередко оказывался похож на сатиров, на Фавна или Сильвана - то есть на тех природных духов и божеств, которые обладают как людскими, так и звериными чертами. Даже у нас, например, "диким мужиком" называли лешего, и описывали его порой очень похоже на Вудвоза, да и карпатский чугайстр - тоже персонаж из этой группы. Такие духи - неотъемлемая часть леса, его хранители и защитники, "дикие пастыри" - существа, пасущие лесных зверей, как скот.

Скрытность Вудвоза сближает его и с образом "того, кто таится в листве": человеческое лицо, укрытое ветвями или зелёными листьями - один из образов Зелёного человека, духа растительности, хотя, конечно, Зелёный человек - это существо, объединяющее человеческое и растительное, а Вудвоз объединяет человеческое и звериное. Поэтому отчасти связан он в европейском фольклоре с верволками, оборотнями, хотя не является им родичем.

Есть связи у этого персонажа и с дикими, тёмными охотниками - вроде того же Загрея: неутомимый преследователь, находящийся в равном положении со зверем, охотящийся без орудий охоты, используя только свои руки и зубы, и поедающий мясо сырым. Это пугающий образ Вудвоза, и в таком облике он близок всем злым и враждебным существам, живущим в чаще. Например, в Германии были представления о Чёрном Питере или Рупрехте Нахте, Ночном Рупрехте - существах, ворующих людей себе на обед. Впрочем, их все равно почитали - считалось, что тех, кто почитает Хозяина Лесов даже в его тёмном облике, тот не оставит своим благословением.

Кстати, Вудвозы были отнюдь не только мужчинами - есть рассказы и о лесных женщинах, таких заросших и диких, как и их мужчины.

В кельтской мифологии нельзя не отметить некоторое сходство "диких людей" с людьми, вошедшими в состояние "гельт", особого и почти священного безумия, когда человек становился на грань между человеком и зверем, дичал, уходил жить в леса, теряя все людские черты и привилегии.

текст: © Шеллир (Наталья Никольская)

0

472

Стеккьястаур (Stekkjastaur) - «Хромоножка»

Тонкий мир

Нынче вечером, самым первым из Йоласвейнар к человеческим домам приходит Стеккьястаур (Stekkjastaur) - «Хромоножка» (или, если уж побрутальнее и в духе кеннингов - «дубина овечьего загона»). Колени у него твердые, как дерево, и совсем не гнутся (ну что поделаешь - суровый исландский климат, продуваемая всеми ветрами пещера - ревматизм), спина тоже побаливает, ходить ему тяжело, и он опирается на высокий посох, похожий на пастуший.

Может быть раньше он как-то был связан с пастушеством (а может быть и нет), но сейчас про него известно только то, что он очень любит молоко, особенно овечье - Хромоножка всякий раз забирается в хлевы и пытается либо сдоить молоко, либо высосать - но ему очень трудно это делать, ведь колени у него не гнутся, да и молока в декабре у овец уже почти нет, поэтому в качестве противодействия возможному выдаиванию овец (ну, вы ведь все держите овец, правда?) - нужно оставить на видном месте чашку молока для вероятного гостя с гор. А даже если овец и нет, то чашка молока для духов в этот вечер будет как минимум "хорошим тоном" и безусловно благим делом.

Хромоножка в последнее время вообще изрядно подобрел (а может подлечился благодаря современной медицине), и был даже вроде бы замечен за тем, как подкидывал ночью хорошим деткам мелкие подарки и сласти в ботинки, а плохим - подкладывал в обувь немытые картофелины и угольки.

Прекрасная Елена Фельдман aka Flash несколько лет назад написала про Хромоножку (да и про других йоласвейнар) стихотворение:

Первым спускается с гор Хромоножка,
Входит в овчарню, как палка, прямой.
Дайте ему молока хоть немножко:
Бедному духу не сладить с овцой!

Вот ведь несчастье - не гнутся колени!
Как бы присесть и подняться потом?
Лучше оставьте на нижней ступени
Блюдце с овечьим парным молоком.

текст © Shellir - проект Огам
© Рыжь - журнал "Ведьмин Котёл"

0

473

Овражник

Тонкий мир

Вторым из йоласвейнар в человеческие города и поселки приходит Гильягаур, Giljagaur, «Тот, кто живет в овраге», Овражник. Все говорят (а уж он сам - особенно), что Гильягаур - самый красивый и весёлый из всех братьев, и самый добродушный к тому же.

Овражник, как и первый братец, тоже очень любит молоко, вот только уже не овечье, а коровье, чуть постоявшее, чтобы сверху успели собраться сливки. Так что он первым делом отправляется в какой-нибудь симпатичный ухоженный коровник, воровать сливки с парного молока (если, конечно, доярка отвлечется), а при удачном стечении обстоятельств может выпить и все надоенное с вечера молоко. Сам доить коров он ленится, всегда ждет, пока кто-нибудь это сделает вместо него.

Кстати, часто говорится, что он ворует не сливки, а "пену" с надоенного молока, то есть влечет его именно взбитое молоко, и тут можно припомнить об одном прекрасном йольском лакомстве, которое добралось до Исландии и стало там популярно как раз в то время, когда складывались представления о тринадцати основных йольских братцах: это силлабаб (syllabub), в самом простом варианте представлявший собой свежее жирное молоко, сбитое вместе с вином, сидром или хмельным медом и подслащенное. Говорят, что изначально его делали, сдаивая парное молоко от подходящей коровы прямо в ведёрко с сидром или другим напитком, потом смешивали с медом и пряностями, а потом сбивали - так что становится понятна весёлость Овражника и его тяга к уворовыванию ведёрок с молоком - а вдруг там окажется силлабаб?

И еще одно стихотворение Елены Фельдман из цикла о йоласвейнар:

Ждите вторым из скалистых ущелий
Брата Овражника-весельчака.
Редкий талант у него: до похмелья
Может упиться глотком молока!

Строит доярка приятелю глазки,
А за спиною Овражка, как кот,
Палец засунул в ведро без опаски
И с наслаждением сливки крадет.

текст © Shellir - проект Огам
© Рыжь - журнал "Ведьмин Котёл"

0

474

Stúfur, Коротышка

Тонкий мир

Третьего йоласвейна, который приходит к человеческим домам, зовут Stúfur, Коротышка (а если переводить буквально - то «Обрубок», «Пенёк») - он самый маленький по росту из братьев (еще его называют Малышом или Малюткой), а еще - самый стеснительный и самый добрый из всех, поэтому его нередко обижают другие братцы и подшучивают над ним.

Коротышка пробирается в дома, прячется в самых темных углах кухни, и смотрит, как хозяйка суетится у очага. Он терпеливо ждет, пока она отвернется или зазевается. Тогда Коротышка выбегает из своего укрытия и таскает самые вкусные и лакомые кусочки из сковородок, а если хозяйка совсем растяпа, то может утащить и полную лакомств сковородку целиком - но на такой риск он решается редко. Куда чаще, если хозяйка печет в сковородке пирог, он успевает только надкусить пирог с краешка, и сразу кидается улепётывать, - а вот пирог так и остается надкусанным острыми тролльими зубками. Иногда Коротышке не везёт- хозяйка оказывается бдительна и внимательна, и ничего у нее утащить не получается - тогда Стуфуру приходится ждать, когда вся еда будет приготовлена и съедена, а люди уйдут с кухни, и он отправляется выскребать со сковородок прилипшие остатки и жир, и ему это нравится - потому что никто его в это время уже не потревожит. Если со сковородками совсем уж не складывается, то он ворует еду по-мелочи - тут корочку, там крошечку, а где-то и косточку. Но сковородки и всё то, что в них можно приготовить - определенно его конёк. Так что не жадничайте сегодня, если что-то готовите на сковородке - оставьте на ней немного еды, чтобы маленькому Коротышке было чем полакомиться.

Говорят, что Коротышка такой маленький, что когда хочет положить в детские башмачки (оставленные на всякий случай на подоконниках) подарок или картофелину (смотря по поведению), ему приходится подставлять табуретку, чтобы дотянуться.

И, наконец, стихотворение прекрасной Елены Фельдман про этого йольского братца:

Третий – Малыш, самый робкий из братьев,
Славный тихоня с густой бородой.
Прячется в складках кухаркина платья
Этот охотник за сковородой.

Старая печка натоплена жарко,
Только хозяевам и невдомек,
Что зазевалась растяпа-кухарка –
И Коротышка пирог уволок.

текст © Shellir - проект Огам
© Рыжь - журнал "Ведьмин Котёл"

0

475

Твёруслейкир - «Облизывающий ложки»

Тонкий мир

К началу четвертой предйольской ночи к людям приходит очередной йоласвейн - Þvörusleikir, Твёруслейкир. Буквально это переводится как «Облизывающий ложки», но чаще его называют Ложечником или Поварешкой. Ложечник - длинный и тощий, как ложка на очень длинной ручке, которой так удобно помешивать в большом котле или в глубокой кастрюле, и, как можно догадаться и по его имени, и по внешнему виду - он просто обожает всякие ложки, поварёшки и мешалки, и хотя куда больше ему нравятся добротные и надежные деревянные ложки, но все же в наше время он вполне может покушаться и на современные тефлоновые лопаточки и прочий кухонный инвентарь.

Так же как и предыдущий йоласвейн, Коротышка, Ложечник пробирается в людские дома и прячется где-нибудь в кухне. Стоит хозяйке отвлечься от помешивания - и всё: прощай, любимая ложка. Ложечник её стащит и тщательно оближет, а вот вернёт он её потом или не вернёт - это никому не ведомо, бывает по-разному.

Чем длиннее ложка, чем глубже кастрюля (и чем больше вкусностей на эту самую ложку налипло) - тем больше шансов, что именно её Ложечник сделает своей добычей.

Так что, если вы не хотите расстаться с любимой кухонной утварью - оставьте для Твёруслейкира где-нибудь в уголке ложку, полную специально для него зачерпнутой еды.

Ну и очередное стихотворение Елены Фельдман про этого йольского братца:

Вот и четвертый – худой Поварешка.
Есть у него затаенная страсть:
В кухню пробраться и длинную ложку
Прямо из медной кастрюли украсть.

Самые вкусные ложки – из клена.
Ложечник их унесет в уголок
И по порядку оближет влюбленно,
Крепко держа за резной черенок.

текст © Shellir - проект Огам
© Рыжь - журнал "Ведьмин Котёл"

0

476

Поттаслейкир - «Облизывающий Горшки»

Тонкий мир

На пятую ночь Йольтайда в наших домах появляется Pottasleikir, Поттаслейкир - «Облизывающий Горшки», или, проще говоря - Кастрюльщик или Горшечник, кругленький, крепенький и пузатенький, как хороший горшок. Как можно догадаться по его имени - ему очень нравится все то, что готовится в горшочках, а заодно и сами горшочки, если вы недостаточно бдительны, чтобы избежать покражи ценного горшка с рагу или жарким. Так же как и предыдущие два братца, Горшечник приходит к людским домам по большей части за едой, и он тоже будет прятаться в доме, поджидая удобного момента для воссоединения с желанной добычей. Но Горшечник - посмелее других йоласвейнов, поэтому он запросто может сначала отвлечь чем-нибудь хозяйку - что-нибудь уронить, разбить, внезапно и резко хлопнуть дверью, позвать хозяйку из другой комнаты голосом кого-то из ей детей или мужа - и когда она кинется на зов (или устранять последствия учиненного разорения), тут-то Горшечник и кинется к заветной посуде и немедленно её уворует.

Но, понятное дело, опытная хозяйка в пятый вечер Йольтайда на опрокинутые вазы и мужний зов из-за закрытой двери не реагирует, а бдит за горшками, и тут уж Горшечнику придется остаться ни с чем. Тогда он поступает прямо как Коротышка: приходит на кухню после того, как все оттуда уже разошлись, и начинает вычищать и отскребать все прилипшие остатки, которые найдутся в горшках. Впрочем, если у вас там полкастрюли вкусного рагу осталось, или супа литра два - он и это тоже "отскребет", и следов не найдёте!
Словом, не обижайте тролля - оставьте ему побольше еды в кастрюле или в горшочке, пусть подкрепится.

Кстати, забыла сказать: если вы полагаете, что йоласвейнар заходят буквально на вечерок и сразу возвращаются обратно в родные горы, то вы глубоко ошибаетесь. Каждый из них остается до Йоля, после чего они начинают уходить по одному в том же порядке, что приходили. Так что следить за ложками, кастрюлями, молоком и прочей утварью придется почти целый месяц.

Ну и еще одно стихотворение Елены Фельдман из цикла о йоласвейнах:

Пятым приходит веселый Тарелка,
Хитрый любитель похлопать дверьми.
Что ни декабрь, сплошные проделки:
Схватит горшок – и поди отними!

Скинув передник, хозяйка несется
Гостю нежданному двери открыть,
А над посудой Горшечник смеется:
«Я уже вылизал. Можно не мыть!»

текст © Shellir - проект Огам
© Рыжь - журнал "Ведьмин Котёл"

0

477


Тонкий мир

0

478

Аскаслейкир - «Тот, кто облизывает миски»

Тонкий мир

Сегодня, в шестую ночь Йольтайда, к людям выходит Askasleikir, Аскаслейкир, «Тот, кто облизывает миски», или, проще говоря - Мисочник.

Были раньше в традиционном исландском хозяйстве такие специальные миски для еды, с откидными резными крышечками, у каждого члена семьи своя, и назывались они «аскур« (askur) - от этого названия и образовано имя нашего йоласвейна. В эти миски еще с утра накладывали порцию еды на целый день, чтобы можно было подкрепиться, когда проголодаешься. А к вечеру, когда еда в них как правило заканчивалась, эти миски ставили открытыми на пол, чтобы домашние животные - кошки и собаки - долизали остатки и вычистили миски. Вот именно по такой посуде Мисочник большой спец. Впрочем, в наше непростое время мало у кого найдешь приличный аскур, так что сейчас Мисочник чаще всего просто довольствуется оставленными без помывки тарелками и плошками.

Мисочник считается самым страшным на вид из братцев, и без особой нужды он никому на глаза не показывается - все пугаются, начинают кричать, создают суету, а этого он совершенно не любит. Поэтому обычно он прятался под кроватями, в дальнем и темном уголке, и выжидал, когда люди поставят на пол свои миски и откинут с них крышки, а потом улягутся да и заснут. Хоть с мисками на полу сейчас не очень, он по-прежнему, забираясь в людские дома, предпочитает прятаться под кроватями, и только с наступлением темноты и тишины выходит на промыслы. Так что если вы вдруг сегодня ночью услышите, как кто-то шуршит у вас из-под кровати в сторону кухни, а потом начинает позвякивать там немытой посудой - не кидайтесь сразу включать свет и разбираться, не пугайте тролля и не пугайтесь сами: дайте Мисочнику спокойно подкрепиться: он оближет все ваши тарелки и уйдет в другой дом.

Так что этим вечером оставьте немного еды на своей тарелке, да и поставьте её на пол - уважьте тролля.

Ну и стихотворение Елены Фельдман об этом йоласвейне:

Очень смущается Мисочник бедный:
Первым красавцем его не назвать.
Этот парнишка – почти что безвредный:
Только придет, как нырнет под кровать.

В небе зажегся рожок серебристый,
Пес на цепи во дворе заворчал –
Миска с объедками вымыта чисто!
Что за проказник ее облизал?

текст: © Shellir - проект Огам
© Рыжь - журнал "Ведьмин Котёл"

0

479

Хурдаскеллир - «Хлопающий Дверьми»

Тонкий мир

Сегодня с наступлением темноты, в седьмую ночь Йольтайда, появляется очередной йоласвейн, по имени Hurðaskellir, Хурдаскеллир - «Хлопающий Дверьми», «Барабанящий в Двери», а если попроще - то Хлопальщик или Хлопушка. Этого йоласвейна уже совершенно не интересует мирное мелкое воровство по кухням, он сыт, доволен и бодр, и вопросами поиска и воровства еды не озабочен. Зато характер у него вредный и боевитый, поэтому он сначала терпеливо дожидается, потирая ручки, когда все в доме угомонятся и заснут, а потом начинает оглушительно хлопать, скрипеть и стучать дверьми и оконными рамами - а то ишь, спят тут все! Разлеглись! Отдыхают!

В современных условиях, думаю, этот вредитель может звонить в двери и убегать, или хлопать по капотам машин, чтобы начинала орать сигнализация и радовать все окрестности - всякое рассказывают про Хлопушку.

Ну и стихотворение Елены Фельдман про этого йоласвейна:

Вот и седьмой, самый грубый – Хлопушка.
Только все в доме улягутся спать,
Грохот несется, как будто из пушки:
Это Хлопушка пошел баловать.

Хлопает ставнями, в двери стучится –
Всех перебудит, бесстыжий, и рад!
По коридорам летает, как птица:
«Раз я не сплю, пусть все тоже не спят!»

текст: © Shellir - проект Огам
© Рыжь - журнал "Ведьмин Котёл"

0

480

Скиргамур - «Едок Скира»

Тонкий мир

В восьмой день Йольтайда с родных гор к людским домам спускается ужас любителей молочных продуктов: Skyrgámur, Скиргамур - «Едок Скира», он же попросту Обжора или Йогуртник.

Скир (skyr) - это такой хитрый исландский полуйогурт-полусыр, там молоко сквашивается не только привычными кисломолочными бактериями, но и, одновременно, сычужным ферментом, что дает ему плотность и совершенно особенный запах, а потом лишнюю сыворотку со скира сцеживают через ткань, так что он получается густой и плотный, как хорошая сметана или как не очень сухой творог, протертый со сливками. Традиция изготовления скира на территории Исландии длится уже больше тысячи лет, и сейчас существует множество его вариаций - подслащенный и нет, с фруктами, густой и питьевой.

Так что понятно, чем наш сегодняшний герой питается на своей исторической родине, но в других странах, если уж занесет его нелёгкая, ему приходится перебиваться другими молочными продуктами, так что йогурт, сметана, каймак и другие вкусные кисломолочные штуки, включая молодой сыр, сегодня находятся под угрозой.

Но, как вы понимаете, Обжорой этого братца прозывают не просто так. Когда он видит своё любимое лакомство и получает возможность до него добраться - он начинает есть, и никак не может остановиться, пока еще хоть капелька осталась. Так что сожрать бочонок скира для него - совершенно обычное дело, так же как тщательно вычистить холодильник от всего молочного.

Ну и стихотворение прекрасной Елены Фельдман об этом йольском братце:

Полночью в погреб приходит Обжора,
Славный бездонным своим животом.
Знают давно все окрестные горы:
Этот парнишка не блещет умом.

В щепки раскрошит он крышку бочонка,
Выпьет весь йогурт, а после кряхтит,
Лежа под лавкой, и стонет негромко:
«Братцы, придите меня откатить!»

текст: © Shellir - проект Огам
© Рыжь - журнал "Ведьмин Котёл"

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]