Экстаз и безумие в кельтской традиции. Часть I.
В Северном Уэльсе есть гора под названием Кейдр Идрис - вершина гигантского Идриса, расположенного у самых звезд. Хотя достаточно приятно подниматься на торфяники в форме подстриженных барашков и скалистые россыпи, легенда гласит, что если провести там ночь, или умрешь, или сойдешь с ума, или станешь поэтом.
Для Кейдра это одна из тех священных гор, холмов и могильников, которая может привести путешественника в места, откуда он, будучи недостаточно подготовленным, не вернется.
Легенда о Кейдре показывает, какая тонкая грань отделяет экстаз, безумие и смерть в кельтской традиции. Ранняя литература изобилует примерами из реальной жизни и легенд о людях, которые были соответственно обучены экстатическим техникам, и о тех, кто были брошены судьбой за пределы обыденного сознания.
В Древней Ирландии среди людей самого высокого ранга были филиды; это слово означает "поэт" и "провидец". Само слово происходит от корня "видеть"; для кельтов вИдение и поэзия - экстаз озарения и вдохновленного высказывания - были неразделимы.
Как во всех евразийских шаманских культурах, филид был обучен мантическим техникам, которые позволяли ему покидать тело, чтобы подняться к небесам или спуститься в Нижний мир для общения с духами мертвых. По словам ирландского ученого Дэйти Ох Оган, ирландский поэт имел много общего с шаманом и "был посредником между сверхъестественными силами и человеком". Экстатические путешествия ирландских друидов и филидов (их функции часто были взаимозаменяемы) имели целью обрести Имас, дословно переводимый как "озаряющее знание", которое было подарком от "бога, который разжигает огонь в голове". Сокровища, которые они приносили в мир вследствие таких озарений, могли быть поэзией или пророчеством - тайным знанием, которое они приносили, чтобы просветить племя. Христианская церковь положила конец большинству этих практик, так что мы имеем всего лишь несколько примеров, но нас дразнят проблески того, что, должно быть, когда-то составляло священное знание.
Например, вот что говорится в одном рассказе об экстатическом полете души друида Мога Рута:
"Кожа безрогого, бурого быка, принадлежащая Мог Руту, тогда была принесена ему, и его пестрое одеяние из перьев с крыльями для полета, и кроме того, его друидические принадлежности. И он поднялся вместе с огнем в небеса..."
Одевать костюм птицы, чтобы войти во вдохновенный транс, было общей традиционной техникой сибирских шаманов. Вот что об этом пишет Мирча Элиаде:
"Птицы - это психопомпы. Становление птицей или сопровождение ей обуславливает способность, будучи живым, переживать экстатические путешествия в небеса и за их пределы".
Но это всего лишь один из путей, которые вели друидов и филидов за врата Иного Мира. Должно быть, они путешествовали по дороге тьмы и видений так, как написано в глоссарии 10-го столетия:
"Поэт лежит на спине, расположив ладони на глазах, и призывает силы. Он остается в этом положении три дня и три ночи, охраняемый наблюдателями, которые следят за тем, чтобы он не переворачивался. Это напоминает классическое положение инкубационного сна, использовавшегося для исцеления в храмах Асклепия в Древней Греции, потому что этот сон достаточно глубок для того, чтобы переживать видения, легко вспоминаемые после пробуждения. Подобная техника использовалась намного позже в бардических школах 17 века в Шотландии. По словам путешественника, "они (барды) закрывали свои Двери и Окна на несколько дней, и ложились на спину, расположив камни на животе, плечах и голове, и, закрыв глаза, тренировали свой мозг в составлении риторических восхвалений и панегириков. И, действительно, они спускались в Мир Иной настолько глубоко, насколько доступно очень немногим".
Возможно, в качестве средства достижения экстатического состояния использовались специальная пища и напитки.
У кельтов, принадлежащих к индоевропейской традиции, скорее всего был свой аналог загадочного напитка Вед - сомы, которую называли "властелином речи" поэта, провидца и мудреца. В Древней Ирландии "опьяненное слово", meisce, будучи одновременно интоксикацией и вдохновенным экстазом, было вполне ожидаемо от любого серьезного ирландского поэта, который должен был "добавить силы к своим полетам духа" употреблением нескольких кувшинов перед сочинением стихотворения.
Если сок ячменя разжигал "огонь в голове" более поздних поэтов, в ранние времена напиток вдохновения, возможно, был медом, сделанным из плодов орешника - дерева, наиболее часто ассоциируемого с магией в мире кельтов. Множество древнеирландских текстов называют поэтов и провидцев "собирателями орехов мудрости", в то время как шотландские друиды, согласно легендам, ели орехи, чтобы обрести дар пророчества. Мед орешника был мощным интоксикантом, и даже по сей день есть жители страны, которые верят, что лесные орехи имеют священную силу, и используют их в гадательных играх на Хеллоуин.
Пили ли кельты, подобно норвежцам, "мед поэзии", мы никогда не узнаем, но употребление в пищу магических субстанций - это, очевидно, метафора обретения мудрости Иного Мира. Литература Древней Ирландии изобилует рассказами о героях, которые отправляются в Иной Мир и обретают его мудрость, испив из волшебной чаши. Уэльсская бардическая литература часто обращается к "котлу вдохновения", который содержит мистическую субстанцию - Авен, в Уэльсе называемую Иммас. Дословно Авен переводится как "плавание духа" и может быть дарован поэту только великодушием Керидвен, музы поэтов и хозяйки котла.
Стихотворение одного уэльского барда описывает его опыт познания Авен, когда он обретает его могучую силу:
Я Авен пою,
Я принес его из глубин,
Он течет подобно реке,
Его меру знаю - когда
Прибывает он, и когда
Переполнится, знаю я,
И усохнет знаю когда.
И Его источник - на дне,
Ниже моря, на дне морей.
Источник Авена находится в глубинах моря - традиционном местоположении Иного Мира кельтов.
Но он также возникает из глубины сознания самого поэта, который должен был испить "опьяняющего меда" друидов. Напиток, текущий из котла или кубка, приводил в движение течение поэтической мысли.
Автор: Мара Фримен.
Перевод: Айллин, под редакцией Александра МакГрегора, 2006