Бригитта - богиня трех огней
В наше время Бригитту, госпожу этого праздника, почитают как «богиню трех огней».
Первый огонь Бригитты – это огонь кузнечного горна, огонь созидания, это огонь ремесел и искусств, и тут подразумевается и огонь, как он есть – тот огонь, на котором плавится металл или обжигается глина, - и творческий огонь, позволяющий мастерам достигать вершин в своем мастерстве и создавать прекрасные предметы искусства.
Бригитта действительно покровительствовала всем делам и ремеслам, особенно тем, что были связаны с домашним хозяйством. Её считали покровительницей любой работы с металлами (от железа до золота), прядения и ткачества, окрашивания тканей, пивоварения, сбивания масла и изготовления сыров и многих других важных домашних дел. Как это часто бывает в случае божеств (или святых), покровительствующих ремеслам, в дни, посвященные Бригитте было запрещено заниматься теми делами, которым она покровительствует – прясть, ткать и красить нити или ткани, разводить огонь в кузне, входить в сыродельню, пахать и рыхлить землю и выполнять работы, связанные с верчением колеса (сюда автоматически попадают перевозки, мельницы, прялки, поворотные маслобойки). Кроме всего этого, Бригитта покровительствовал домашним животным – даже в мифе говорится, что сама Бригитта владела многими чудесными зверями: был у нее великий волшебный кабан Турх Труйт, король и праотец всех кабанов, были у нее два чудесных быка Фе и Мен, и король всех баранов Кирб, и Бригитта следила за тем, чтобы с домашними животными должным образом обращались, а ее, в свою очередь, просили о хорошем приплоде и здоровье животных.
Второй огонь Бригитты – огонь сердца, который не позволяет нашим душам охладеть ко всему происходящему в мире. Это огонь помощи, огонь целительства и огонь благословения. В этой функции Бригитта сближается с Эйрмид, дочерью величайшего целителя Туата де Даннан – Диан Кехта, которая первой вырастила целебные травы и стала их использовать. К Бригитте тоже обращались как к целительнице, а кроме того, травническое мастерство – это тоже искусство, так что Бриг покровительствует и ему тоже. Огонь этой ипостаси это и огонь души, который не позволяет нам оставить без помощи того, кто в ней нуждается, и тот огонь, на котором кипятят повязки и заваривают травы. Исцеление, которое приносит Бригитта, может быть и физическим, и духовным.
Кроме того, Бригитту почитали как хозяйку целебных источников (тех вод, которых коснулось ее высокое пламя), и у источников и ручьев ей приносились жертвы.
Третий огонь Бригитты – это высокий огонь вдохновения, огонь поэтов, который позволяет духу парить, а самим поэтам создавать наилучшие свои произведения, и это огонь знания, освещающий путь человеку в мире.
Бригитта была связана со Словом, словом звучащим, которое в кельтской культуре, где почти не использовалась письменность, было основой друидического обучения. Цепочка друидического посвящения начиналась с барда, с осваивания стихосложения и поэтических приёмов, продолжалась филидами (знатоками мифов и легенд) и брегонами (знатоками законов), а далее – собственно друидами (которые тоже не были однородны, и занимались разными вещами в силу природных склонностей и личного выбора), так что Бригитта почиталась всеми ими, хотя считается, что бардами, филидами и брегонами в большей степени. Слово тут – носитель божественной, потусторонней искры вдохновения, - того чистого «пламени», которое охватывает порой головы наилучших из мужей.
© Shellir