Наше Всё в СССР.
Написала тут о выставке, посвящённой трактовке Пушкина в 1920-1930-х годах. Тут - отрывок. Ниже - ссылка на статью. Да, в комментах на сайте, как всегда, первым нарисовался дурак. Причём такой, что даже мне - бывалому блогеру стало не по себе. Не будьте такими. Итак...
...В пролетарском государстве ...не оказалось никакой пролетарской культуры. Её, безусловно, пытались создать, построить из футуристических слоганов, эркеров конструктивизма, стихов О Кузнецкстрое и людях Кузнецка. Из фаянсовых тарелок с портретом Карла Маркса. Из грёз Ивана Леонидова и агиток «Синей блузы». Но... побеждало всё равно другое — начертанное в тиши родовых поместий или в перерывах между балами, приёмами, визитами к императору Николаю Павловичу — любимому самодержцу. Да-да. Именно — любимому. Быть может, раскритикованному, а иной раз — высмеянному в приватном разговоре, но без сомненья — обожаемому.
Экспозиция выставки «Пушкин 17.37» - великолепная иллюстрация к работе философа-культуролога Владимира Паперного «Культура-2». Цивилизационное отличие 1920-х годов от сталинской эпохи видно невооружённым глазом — на уровне броских деталей и глубинной сути. Объединяющий фактор — Пушкин. Согласно теории Паперного, Культура-1 (постреволюционая эра на контрасте со сталинской Культурой-2) отмечена десакрализацией всего и вся. Мир виделся понятным и - физиологичным. Все высшие смыслы представлялись «...в сплошной лихорадке буден». Будничность любой темы — всё можно обсуждать и анализировать. И бытие самого Пушкина — он тоже человек. Вот — работы знаменитого пушкиниста Павла Щёголева. Весомо-грубо-зримо: «Пушкин и мужики» (1928), «Квартирная тяжба Пушкина» (1929), «Материальный быт Пушкина» (1929)... Исследователю (и читателю!) 1920-х годов не было дико, что у Нашего Всего могли случаться квартирные тяжбы. И — материальный быт.