Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Планета "Пушкин"


Планета "Пушкин"

Сообщений 31 страница 39 из 39

31

Наше Всё в СССР.

Написала тут о выставке, посвящённой трактовке Пушкина в 1920-1930-х годах. Тут - отрывок. Ниже - ссылка на статью. Да, в комментах на сайте, как всегда, первым нарисовался дурак. Причём такой, что даже мне - бывалому блогеру стало не по себе. Не будьте такими. Итак...

...В пролетарском государстве ...не оказалось никакой пролетарской культуры. Её, безусловно, пытались создать, построить из футуристических слоганов, эркеров конструктивизма, стихов О Кузнецкстрое и людях Кузнецка. Из фаянсовых тарелок с портретом Карла Маркса. Из грёз Ивана Леонидова и агиток «Синей блузы». Но... побеждало всё равно другое — начертанное в тиши родовых поместий или в перерывах между балами, приёмами, визитами к императору Николаю Павловичу — любимому самодержцу. Да-да. Именно — любимому. Быть может, раскритикованному, а иной раз — высмеянному в приватном разговоре, но без сомненья — обожаемому.

Планета "Пушкин"

Экспозиция выставки «Пушкин 17.37» - великолепная иллюстрация к работе философа-культуролога Владимира Паперного «Культура-2». Цивилизационное отличие 1920-х годов от сталинской эпохи видно невооружённым глазом — на уровне броских деталей и глубинной сути. Объединяющий фактор — Пушкин. Согласно теории Паперного, Культура-1 (постреволюционая эра на контрасте со сталинской Культурой-2) отмечена десакрализацией всего и вся. Мир виделся понятным и - физиологичным. Все высшие смыслы представлялись «...в сплошной лихорадке буден». Будничность любой темы — всё можно обсуждать и анализировать. И бытие самого Пушкина — он тоже человек. Вот — работы знаменитого пушкиниста Павла Щёголева. Весомо-грубо-зримо: «Пушкин и мужики» (1928), «Квартирная тяжба Пушкина» (1929), «Материальный быт Пушкина» (1929)... Исследователю (и читателю!) 1920-х годов не было дико, что у Нашего Всего могли случаться квартирные тяжбы. И — материальный быт.

Планета "Пушкин"

ОСТАЛЬНОЕ - ТУТ.

0

32

Сказ о царе с Алтына.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сказка_о_царе_Салтане, а теперь так "Сказ о царе с Алтына" (Алтая). https://ru.wikipedia.org/wiki/Пушкин,_А … _Сергеевич 26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837. Сам он не застал до потопную жизнь, но кто-то ему поведал о ней. Форма сказка единственное что цензура могла пропустить.

А теперь смотрите внимательно как Байкал порвало. Видите разрыв между Ольхоном и мысом Святой нос. Вот здесь и порвало.
Планета "Пушкин"
https://www.google.com/maps/place/Байка … 9965?hl=ru

И еще его выгнуло на север плавно. Как полюс перемещался так и Байкал выгибался. А здесь был Алтын-куль (Золотое озеро), между Горно-Алтайском и Бийском.
Планета "Пушкин"
https://www.google.com/maps/place/Байка … 9965?hl=ru

Каспий порвало в перешейке Баку Туркменбаши. До смещения оси Каспий был до Арала. На карте видны остатки водоемов.
Планета "Пушкин"
https://www.google.com/maps/place/Каспи … 8945?hl=ru

Не врал Пушкин.
источник

0

33

Один из самых законспирированных моих постов.

«На жизнь свою гляжу я… и сурово, и пристрастно»

В канун августа хочу представить читателям Живого журнала очень известного нашего земляка, но никак видного государственного и политического деятеля, Председателя Верховного Совета СССР, депутата Государственной Думы нескольких созывов, и никак учёного, доктора юридических наук, профессора  МГУ, а, конечно же, как поэта, взявшего в этом виде литературы очень высокую планку.  Перу Анатолия Ивановича Лукьянова принадлежит почти два десятка стихотворных сборников, изданных в Москве и Смоленске.
«Есть неразгаданная тайна и в поэзии Анатолия Лукьянова. Это предчувствие предстоящих событий. В его стихах – не только наблюдения и размышления о жизни, не только трагизм и боль за разрушенную великую страну, но и жизнеутверждающая сила, мужество, нежность, любовь ко всему живому на земле»,- так в предисловии к «Осеннему триптиху" писал  известнейший смоленский журналист Михаил Великанов.
А вот как говорил в 1993 году о стихотворце Лукьянове  советский поэт Владимир Цыбин: «Он знает, что пишет не промежуточным людям нынешнего безвременья, а для  людей правды и долга. Пишет прямо, открыто, глагольно, когда все поэтизмы заменяет жар сердца».
На этой странице представляю потрясающие стихи Анатолия Ивановича, рождённые им  за полтора года заключения в  тюрьме «Матросская Тишина», и один из его  сонетов.

АНАТОЛИЙ ЛУКЬЯНОВ

Я родился русским,
Русским и умру.
По смоленским спускам
Я бежал к Днепру.
Прикасался к силе
Батюшки-Днепра
Там, где встарь смолили
Лодки мастера.
Из варягов в греки
С севера на юг
Плыл большой и крепкий
Крутогрудый струг…
Я с тобой, историк,
Спорить не берусь
В омуте теорий
Как рождалась Русь,
Как она мужала,
Становясь страной,
Русой, белой, малой,
Но навек – одной.
Голос Украины
С белорусским сплёл
В сказках и былинах
Говор русских сёл.
И в домах крестьянских
На Днепре – реке
На одном славянском
Общем языке
Говорят, врачуя
Души и сердца.
И я знаю, чую –
Это до конца,
До конца, навечно
В песнях труд и грусть,
В сердце человечьем
Неразъёмна Русь.
И под небом тусклым
На крутом ветру
Я родился русским,
Русским и умру.

Планета "Пушкин"

0

34

Прощай, немытая Россия...
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Планета "Пушкин"

0

35

Пять повестей Пушкина, или «Александр Сергеич помнит про всех»

Это не мои слова, честное слово, это Окуджава написал. Похоже, не придумать названия лучше этой строчки, когда вспоминаешь «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». У нас длинные руки, как бы сказал Александр Сергеич, никто не уйдёт обиженным. Действительно – не ушли, досталось всем. Александр Сергеич прошёлся по модным литературным направлениям и выдал читательскому сообществу пять маленьких шедевров, причём в прозе. За полторы недели, замечу. У него тогда очень кстати случилась Болдинская осень.

Вы просите романтизму? Есть у меня! Готики? А получите! Сентиментальщину желаете? Так я вам шекспировские страсти перепру на язык родных осин. Про униженных и оскорблённых? Не вопрос, тем более, что Федя Достоевский отпраздновал пока ещё только свой девятый день рождения.

Давайте глянем, что же это за звери такие – те самые повести, написанные неким господином Белкиным.

Принесли его домой, оказался он живой, или Выстрел

... В этой речке утром рано
Утонули два барана.

/С. Михалков/

Планета "Пушкин"
Действующие лица и исполнители:
Баран № 1 – Сильвио
Баран № 2 – граф Б.
Рассказчик

А.С.Пушкин. Повести Белкина. Выстрел. Постановка П.Фоменко (1981)

Александр Сергеич наш был далеко не дурак постреляться на пистолетах. Если верить всезнающему интернету, вызовов он сделал около тридцати, а первый из них достался его собственному родному дядюшке, который на балу увёл у племянника даму.

Большинство пушкинских дуэлей отменилось, но некоторые состоялись. И уж тут наш великий поэт проявлял истинное человеколюбие, промахиваясь или стреляя в сторону. А стрелял он, по мнению современников, превосходно.

Словом, о причинах дуэлей и поводах для оных, об упражнениях в стрельбе, об отношении общества к дуэлянтам и о прочих смежных дисциплинах Александр Сергеич знал всё. Ну, или почти всё.

Неудивительно поэтому, что небольшую повесть «Выстрел» он посвятил столь немаловажному аспекту светской жизни. При чём тут бараны, спросите вы?

Да при том, что в роли баранов выступили герои повести (не рассказчик, что характерно). Одного, понимаете ли, оскорбил недостаточный страх и трепет противоположной стороны, и с выражением лица «не больно-то и хотелось» он покидает место поединка. А гештальт не завершён. Не завершён гештальтик-то!

Словом, очень зря второй герой плевался в оппонента черешневыми косточками. Бодались-то наши два барана не за первенство в местном светском обществе и даже не за право считаться лучшим стрелком. Тут случилась классическая ситуация «понты дороже денег». И через несколько лет баран № 1 отыгрался на баране № 2 сполна. Не сильно-то пофорсишь, будучи счастливым молодожёном и рискуя быть застреленным на глазах у собственной красавицы-жены. Итог – пробитая пулей фуражка, пробитая пулей картина, графиня в обмороке, вражда до гроба, дураки оба.

Самоутвердились, в общем.

Мурманская научная библиотека (с)

0

36

Володька, не женись быстро, или «Метель»

Часть 1. Пять повестей Пушкина, или «Александр Сергеич помнит про всех»

– Я тебе говорил, Володька, не женись быстро! Вот видишь, теперь не можешь узнавать жены!

(из кинокомедии «Не может быть!»)

Планета "Пушкин"

Действующие лица и исполнители:
Прекрасная принцесса – Марья Гавриловна, богатая наследница.
Золушок – армейский прапорщик Владимир, бедный, честный, влюблённый.
Полковник – господин Бурмин в роли самого себя.

А.С.Пушкин. Повести Белкина. Метель. Постановка П.Фоменко (1984)

Жил-был себе у папеньки с маменькой прекрасный принц, начитанный, умный, с приданым. И влюбился принц в Золушку. И папенька с маменькой, утирая счастливые слёзы, благословили их к венцу...

«А может, всё было наоборот?
Принцесса была прекрасная,
Погода была ужасная...»

Тут в Пушкина вклинился Генрих Сапгир, но это неважно. Потому что всё действительно было наоборот, и папенька с маменькой не пускали новоявленного Золушка в чине армейского прапорщика на порог, и прекрасная принцесса справедливо переживала по этому поводу.

Поэтому она не сказала, но подумала в духе дяди Фёдора, мол, дорогие мои родители, папа и мама, я вас очень люблю, но и Владимира я тоже люблю... И быстренько сбежала под венец сама. В ночь, в метель, в неизвестность.

А дальше – кошмар, ужас, любимая дочь наутро мечется в жару, очевидно, умирая от любви. Родители, посовещавшись, решили – так и быть, приходи, прапорщик, забирай принцессу и приданое. Ан нет – освирепевший Золушок заявил, что ноги его не будет в их доме. И тут внезапно – война 1812 года, героическая смерть, и никому ничего не понятно.

Ну, с течением времени понятно стало одно – принцесса, единственная наследница престола, пардон, папенькиного состояния... замуж-то как бы и не собирается. То «ура», когда наша доблестная армия возвращалась домой, она кричала наравне с прочими русскими женщинами, однако смотрела почему-то не на потенциальных женихов, а сквозь них.

На горизонте всё отчётливее маячило страшное слово «перестарок»...

И тут нашёлся храбрец, которого не напугал этот рентгеновский взгляд. И принцесса вдруг поняла, что интересная бледность молодого полковника становится ей интереснее с каждым днём. И настал миг долгожданного объяснения. И...

«Я женат».

Прости, дорогая, так получилось.

Чтобы вы не расслаблялись. Принцесса тоже оказалась замужем. Угадайте с трёх раз, кто из них с кем вступил в брак, если будущий полковник несколько лет тому назад проезжал этими местами в ночь, в метель, в неизвестность! Заехал на огонёк в церковь, увидел полуобморочную деву, а тут уже к аналою зовут – дай, думает, подшучу, чтоб ей жизнь мёдом не казалась.

И подшутил.

Короче, в проигрыше остался лишь безнадёжно заблудившийся по дороге к венцу армейский прапорщик...

Ах ты, подлец, должно быть, вертелось на языке у принцессы, когда они прояснили свой семейный статус. Но полковник упал к её ногам, глядя на неё жалобными глазами Кота из «Шрека»...

Вот так демография России первой четверти девятнадцатого века пополнилась ещё одной ячейкой общества.

Мурманская научная библиотека (с)

0

37

А не пойти ли нам в гости к гробовщику?

Часть 1. Пять повестей Пушкина, или «Александр Сергеич помнит про всех»
Часть 2. Володька, не женись быстро, или «Метель»

Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу.

(К. Чуковский)

А.С.Пушкин. Повести Белкина. Гробовщик. Постановка П.Фоменко (1990)

Александр Сергеич справедливо заметил, что весёлые гробовщики бывают только у Шекспира и Вальтера Скотта. У него же гробовщик не весёлый, а реальный. То есть такой, который пребывает в мрачном настроении, литрами пьёт чай, не отказывается от рюмочки и не гнушается обдирать заказчиков.

И соседи у такого гробовщика тоже будут реальные, и спиртного на их серебряной свадьбе он примет тоже вполне реально, и так же реально спьяну разобидится на весь белый свет, поскольку у всех клиенты как клиенты – живые, а ему одному не повезло.

Планета "Пушкин"

Но ведь это не повод не позвать свою клиентуру на новоселье! И что вы думаете – он зовёт.

И они, что характерно, приходят. Извини, говорят, друг наш Адриян, не все смогли ввиду неполной комплектации, но, поверь, очень хотели!

Казалось бы, какое может быть беспокойство от покойников – однако даже тут нашёлся недовольный, упрекнувший виновника торжества в профессиональной нечестности. С другой стороны, не стоило гробовщику в самом начале карьеры выдавать сосновый гроб за дубовый. Небольшой спор постепенно перерос в натуральный скандал, визитёры начали роптать. А вы представьте себе, что ввязались в ссору с гостями семейки Аддамс!

Словом, почтенный Адриян Прохорович несказанно обрадовался, пробудившись ясным солнечным утром и выяснив, что новоселье с усопшими клиентами было всего лишь кошмарным сном.

Мораль сей басни – не стой под стрелой, не переходи дорогу на красный свет и не перебарщивай с горячительным, особенно на ночь.

Особенно, если ты гробовщик.

Мурманская научная библиотека (с)

0

38

Вернись, непокорная дочь, или Станционный смотритель

Часть 1. Пять повестей Пушкина, или «Александр Сергеич помнит про всех»
Часть 2. Володька, не женись быстро, или «Метель»
Часть 3. А не пойти ли нам в гости к гробовщику?

Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк.

(Высказывание древнеегипетского жреца)

Уж сколько раз твердили миру:
а) всяк сверчок знай свой шесток
б) старших над слушаться
в) береги честь смолоду
г) волков бояться – в лес не ходить
д) fortes fortuna adiuvat... ой, простите, фортуна любит смелых, как-то так, да...

Папенька юной красавицы Дуни твёрдо помнил первые три правила. Поневоле будешь им следовать, если ты бедный станционный смотритель.

Станционный смотритель (драма, реж. Сергей Соловьев, 1972 г.)

Но ей самой куда больше по душе оказались два последних. Она, что называется, пошла ва-банк и выиграла, хотя с такой же вероятностью могла бы и проиграть, а потом мести улицы наравне с голью кабацкой, как то в ярких красках представлял себе её отец. Однако проезжий ротмистр оказался человеком порядочным – не только увёз Авдотью Самсоновну Вырину, но и женился на ней. И стала она мадам Минской, богатой барыней. Вот только про отца забыла напрочь.

Планета "Пушкин"

Из всех «Повестей Белкина» «Станционный смотритель» – самая драматичная и невесёлая. Про то, как вознёсшаяся дочь вычеркнула отца из своей жизни, про запоздалое раскаяние, про «униженных и оскорблённых» – ведь Минский буквально вытолкал тестя взашей, откупившись пачкой ассигнаций. Пожалеть бы рыдающую на могиле станционного смотрителя барыню, но не жалеется.

Как ни странно, сострадание к блудной дочери испытывает сам автор. По крайней мере, после рассказа о приезде богатой барыни на могилу отца он уже не грустит о деньгах, потраченных на поездку и розыски Самсона Вырина.

Мурманская научная библиотека (с)

0

39

Слушайте, я не узнаю вас в гриме, или Барышня-крестьянка

Часть 1. Пять повестей Пушкина, или «Александр Сергеич помнит про всех»
Часть 2. Володька, не женись быстро, или «Метель»
Часть 3. А не пойти ли нам в гости к гробовщику?
Часть 4. Вернись, непокорная дочь, или Станционный смотритель

– Что за комиссия, Создатель,
Быть взрослой дочери отцом!

(А. Грибоедов)

Действующие лица и исполнители:
Капулетти-старший – Григорий Иванович Муромский, англоман.
Джульетта, дочь его – Лиза.
Монтекки-старший – Иван Петрович Берестов.
Ромео, сын его – Алексей.

Барышня-крестьянка. Фильм. Мелодрама. Лирическая комедия. Мосфильм

Вернёмся к Вильяму нашему Шекспиру.
Кто читал или смотрел, тот вспомнит, а кто не читал и не смотрел, узнает, что Ромео познакомился с Джульеттой, проникнув под маской в дом её родителей во время празднества.

Александр Сергеич явно находился в очень весёлом расположении духа, когда выворачивал эту ситуацию наизнанку. Из классического Шекспира остались только Ромео, Джульетта и вражда их отцов. Всё остальное – уморительно русское, если не считать англомании синьора Капулетти... прошу прощения, папеньки Джульетты. Будет рассказано, что вражда двух вдовцов заботливо подогревается услужливыми соседями, что романтически-мрачный Ромео с перстнем в виде черепа на пальце (этакий гот девятнадцатого века) очаровал всех местных барышень, что Джульеттин папенька заложил имение в Опекунский совет... Это ещё, так сказать, экспозиция и завязка. Сюжет стремительно ускоряется, когда в дело вступают собственно Джульетта и её наперсница-горничная, которая любит проказничать не меньше хозяйки.

Наша Джульетта не ищет лёгких путей. Если отцы враждуют, а гора не идёт к Магомету, то на помощь предприимчивой барышне спешат холщовая рубашка, сарафан из синей китайки и пёстрые лапти размера этак тридцать пятого.

Планета "Пушкин"

Ромео, клюнувший на приманку хорошенького смуглого личика, подцепленный на крючок любопытства и раззадоренный несомненным умом юной крестьянки, очень быстро оказался пойман, зажарен и подан на стол с яблоком в зубах. Хорошо ещё, что синьор Монтекки не узнал о намерении наследника жениться на простолюдинке и жить трудом рук своих!

Да и что там могли себе думать папаши, слышавшие от детей совсем даже противоположное (они, кстати, помирились и решили поженить своих отпрысков)!

Джульетта:
– Монтекки, отец и сын! Завтра у нас обедать! Нет, папа, как вам угодно: я ни за что не покажусь.

Ромео:
– Батюшка, я о женитьбе еще не думаю.
– Ты не думаешь, так я за тебя думал и передумал.
– Воля ваша, Джульетта мне вовсе не нравится.

И это я ещё не упомянула, на какие хитрости пустилась Джульетта, чтобы Ромео не узнал её под настоящим именем! Накраситься ярче радуги, нацепить парик, затянуть талию в рюмочку, безбожно жеманничать и при этом не забывать демонстрировать приунывшему Ромео изящные ножки – чего только не сделает предприимчивая девица, чтобы и тайну сохранить, и друга сердца не потерять!

Короче, синьору Капулетти оставалось только благословить молодых, когда он увидел, как Ромео, наконец-то опознавший в Джульетте свою ненаглядную крестьяночку, целует ей ручки. Ведь до этого отношение дочери к браку выражалось в духе "Фи, папа́, какой у вас дурной скус!"

Вот так, отважно преодолев преграды, которые сами же создали, и победив отцов, которые даже не думали противиться, наши шекспировские герои пришли к своему светлому будущему.

Ведь приз, как известно, ценен только тогда, когда за него по-настоящему боролись!

Мурманская научная библиотека (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Планета "Пушкин"