Орден Лебедя, который стал Орденом Ящериц.
Много наслышана о разных рептилоидах и читала про неудовольствие Бисмарка o рептилоидных кассах. Hо меня все время интересовало, кто под этими рептилоидами скрывается. И вот наткнулась на эту статью, когда искала инфу об Ордене Лебедя.
Хочу напомнить, что Альбрех Бранденбургский (1), о котором тоже речь в этой статье, принадлежал к Ордену Лебедя (2). Но я рассмотрела на ордене Черного Лебедя и предположила, что существует такой Орден тоже. К тому же, Международная масонская ложа "Трех глобусов" (4) имеет на своем символе голову змея (5), который похож как на голову лебедя, так и на голову ящерицы (5).
Я скопировала только часть, касающуюся Ордена Ящериц
Даты условны, а история вполне могла произойти в последние 200 лет.
Тевтонский орден и вопросы преемственности
Данная статья представляет собой композицию из фрагментов исследования, которое будет продолжено, но пока не завершено. Целью исследования является поиск связей, которые соединяют Тевтонский орден с немецкими тайными обществами начала XX века. Предмет исследования — структуры, которые в свое время «отпочковались» от Ордена
Метафизическая война
Руслан Исфандияров , 17 сентября 2015 г.
опубликовано в №145 от 16 сентября 2015 г.
.
Вопрос об отношениях Ордена с «Обществом ящериц» является одним из ключевых для понимания характера внутренней борьбы в государстве Ордена. Этот вопрос изредка затрагивают авторы, исследующие ордена и германские закрытые структуры прошлых веков. Один из таких исследователей — Пол Винклер, автор книги «Тысячелетний заговор. Тайная Германия» («The thousand-year conspiracy. Secret Germany Behind the Mask», книга издана в 1943 году в США). В этой работе, со ссылкой на высокий авторитет историка Августа фон Коцебу, упоминается структура под названием «Общество ящериц».
По словам Винклера (стр. 81), «Kotzebue claims that the «Society of Lizards’ eventually became the real cause of the replacement of the Order by the Prussian State».
Перевод: «Коцебу заявляет, что «Общество ящериц», в конце концов, стало настоящей причиной замещения Ордена Прусским государством».
Пометим это высказывание Винклера как факт № 1 (к нему мы еще вернемся), а пока посмотрим, что еще говорит Винклер о «ящерицах», ссылаясь на Коцебу.
Дальше Винклер так цитирует Коцебу (стр. 81): «Their foundation charter referred to the Grand Masters with respect and gave no hint that they would challenge the authority of the latter. Nevertheless they showed no hesitation later in declaring that if justice were dented them they would take self-protective measures. And so even at this time, the seed had developed which after half a century was to push the strong roots of the «Order-Oak» out from the blood-soaked earth».
Перевод: «Их учредительный документ отзывается о Великом магистре с уважением и не дает никакого намека на оспаривание его власти. Тем не менее, они непоколебимо заявляли, что в случае допущения несправедливости в их отношении они предпримут меры самозащиты. Итак, уже в это время было заложено семя, которое полвека спустя вытеснит сильные корни Орденского Древа из пропитанной кровью земли».
Винклер не указывает источник цитирования. Запомним приведение этой цитаты как факт № 2. А далее Винклер делает утверждение относительно роли «Общества ящериц» в деле демонтажа государства Тевтонского ордена (стр. 81): «The Order was eliminated from Prussia by the Junkers because the Junkers wanted to monopolize the supreme power of the State for their own advantage. When the Grand Master, Albert von Hohenzollern, transformed the Order’s State into a Duchy he was acting most probably, under the influence of this Society of Lizards».
Перевод: «Орден был ликвидирован в Пруссии силами юнкеров, потому что юнкеры хотели сосредоточить в своих руках верховную власть в государстве для собственной выгоды. Когда Верховный магистр Альберт фон Гогенцоллерн трансформировал орденское государство в герцогство, он действовал, по всей вероятности, под влиянием этого «Общества ящериц».
В другой части книги (на стр. 235) Винклер делает уже более сильное высказывание о мнении Коцебу: «Reliable historians have related how this society tried to pull the strings in Prussia while the Order of the Teutonic Knights still existed. Kotzebue attributes to the activities of this secret society the secularization of Prussia».
Перевод: «Достоверные историки (кто, кроме Коцебу? — Р.И.)рассказывают о том, как это общество («Общество ящериц» — Р.И.)пыталось дергать за веревочки в Пруссии в то время, когда Орден еще существовал. Коцебу связывает деятельность этого тайного общества с секуляризацией Пруссии». То есть Винклер утверждает, что не он, а суперавторитетный Коцебу связывает секуляризацию с этим тайным обществом. Назовем это утверждение фактом № 3.
Итак, что у нас есть из сказанного Винклером об «Обществе ящериц» с опорой на Коцебу? У нас есть одна цитата (полная или неполная), а также заявление о позиции Коцебу без точных ссылок. Нам остается искать самостоятельно.
Существует работа немецкого историка, профессора из Кёнигсберга Иоганнеса Фохта (Johannes Voigt,1786–1863), целиком посвященная истории «Общества ящериц» в Пруссии («Geschichte der Eidechsen-Gesellschaft in Preusse») и изданная в 1823 году (уже после смерти Коцебу). Данную книгу можно обнаружить в виде фотокопий в хранилище Google.Books.
Коцебу в тексте упомянут 33 раза, из них со ссылками — 25 раз. Все ссылки идут на его четырехтомник по «Древнейшей истории Пруссии». Отсюда — два вывода. Первый вывод — в том, что в других работах Коцебу искать информацию об «Обществе ящериц» нет смысла, а второй — что Фохт в своем исследовании пользовался всей информацией, которую предоставил Коцебу по «Обществу ящериц».
К сожалению, ни в одном случае упоминания со ссылкой мы не находим той цитаты, на которую опирается Винклер. А ведь если это существенная информация, то Фохт должен был бы указать на это место в тексте Коцебу. В большей части случаев Фохт ссылается на те места, в которых нет упоминания «Общества ящериц». Это неудивительно, ведь в каждом томе вторая половина состоит из документов, которые приводит Коцебу, на них чаще всего Фохт и ссылается.
Поиск источников имеющихся скудных сведений приводит нас к интересной находке. Это фотокопия периодического издания «Allgemeine Literatur-Zeitung» от января–апреля 1822 года. Сначала несколько слов об издании. Этот литературный журнал основан в 1785 году в Йене, своей целью он поставил рассмотрение всей текущей выпускаемой современной литературы и сопровождение ее критическим обзором. Похоже, что это была для своего времени выполнимая задача, ввиду того объема печати, который в тот период осуществлялся ограниченными, по современным меркам, средствами производства. Это периодическое издание получило широкое распространение и стало влиятельной для своего времени и для своей сферы немецкой газетой. Среди авторов («сотрудников») этой газеты можно встретить такие имена, как Гёте, Шиллер, Кант и Фихте. То есть издание вполне респектабельное, и ему стоит уделить внимание.
В апрельском номере этого журнала напечатана аннотация к изданной в Кёнигсберге работе Йоганеса Фохта «Commentatio de societate Lacertarum» (полосы 844–848) по истории «Общества ящериц», а также к работе Коцебу. При этом в аннотации Коцебу характеризуется как поверхностный историк, и ему выдвигаются упреки в поспешности (Eilfertigkeit und Oberflächlichkeit), и всё это — в противоположность Фохту. В основном в этой статье затрагивается вопрос «Общества ящериц», а это то, что нам нужно! И в самом начале статьи мы видим цитирование Коцебу, которое соответствует той цитате, на которую ссылался Винклер. Цитата расположена в третьем томе, на странице 77.
Сразу видно, что Винклер купировал интересный момент. Он пропустил начало предложения, в котором сказано следующее: «Подражая примеру, прусские рыцари основали Общество Ящериц».
Какому «примеру» подражали так называемые прусские рыцари, по мнению Коцебу? И почему Винклер умолчал об этом? В рассматриваемой нами статье есть ответ на этот вопрос: «Именно пример немецких городов и немецких дворян, которые объединялись для защиты своих интересов». Получается, что Коцебу называет «Общество ящериц» обычным сословным объединением. Это сильно контрастирует с тем, как интерпретирует его слова Винклер!
Данная статья обладает безусловной ценностью для нас, так как является кратким обзором имеющейся информации об «Обществе ящериц» в работах Фохта и Коцебу. И потому необходимо ее детально рассмотреть.
В статье на основе работы Фохта кратко описывается тот политический климат, который установился в Пруссии во второй половине XIV века: несправедливость, насилие и разврат рыцарей Ордена, жертвами которого становились представители сословий. Важным утверждением в критической статье является то, что фон Коцебу вообще мало что сказал про «Общество ящериц», а всё существенное, что им найдено, сводится к двум высказываниям. Одно продемонстрировано выше — это та цитата, которую частично привел Винклер, а на второе высказывание ссылается также и Фохт. Вот оно: «Общество ящериц», по которому я, к моему удивлению, ни в каких прусских исторических работах не нашел достойного упоминания, в том числе как о предшественнике той Федерации (имеется в виду объединение сословий и духовенства в оппозиционный Ордену «Прусский союз» — Р.И.), которая была создана 43 года спустя и которая создавалась по его («Общества ящериц» — Р.И.) примеру». Зафиксируем утверждение Августа фон Коцебу, что он почти не нашел источников, упоминающих «Общество ящериц».
В рассматриваемой нами критической статье говорится, что Коцебу нашел только один документ по «Обществу ящериц» (имеется в виду документ об учреждении), тогда как Фохт нашел значительно большее количество. В статье говорится также, что, в отличие от Коцебу, который практически ничего не говорит о роли «Общества ящериц» в образовании Прусского союза, Фохт более подробно описывает их участие в этом процессе. Конкретно, по Фохту, самыми активным участниками процесса объединения сословий и духовенства в коалицию против Ордена были именно члены «Общества ящериц». В их числе приводятся такие имена как: Joh. von Segenberg (oder Ziegenberg), Tylemann von Wege, Gabriel von Baisen и, конечно, Hans von Baisen, который впоследствии станет губернатором Королевской Пруссии в составе Польши.
В статье также говорится, что Коцебу теряет «ящериц» из виду сразу после их образования (1397), тогда как Фохт прослеживает их вплоть до года, в котором Тевтонский орден потерпел катастрофическое поражение в битве при Танненберге (1411). Некоторые авторы (например, Генрих фон Трейчке) считают, что в этой битве «ящерицы» в критический момент спровоцировали отступление и поражение в битве, когда один из основателей и лидеров «ящериц» Николай Ринский (Mikolaj Rynski/Nicholas von Renys) опустил боевое знамя и вывел рыцарей Кульмской земли из битвы. После этого поляки осадили Мариенбург, в адрес которого из прусского Кульма шли послания с призывами сдаваться польскому королю — здесь след «ящериц» более очевиден.
В этот момент, когда судьба Ордена была на краю пропасти, его возглавил Великий магистр Генрих фон Плауэн, который спас Мариенбург от падения. После заключения перемирия он начал преследовать лидеров «ящериц», которых и обвинял в поражении при Танненберге. Ключевую фигуру — упомянутого выше Рениса — он казнил. Заговор «ящериц» сорвался и они вынуждены были скрыться.
С этого момента и до 1450 года Фохт тоже теряет след «ящериц», но они обнаруживают себя через 10 лет после создания Прусского союза (1440) среди его лидеров. Необходимо подчеркнуть, что Прусский союз с самого начала своего существования был непримиримым противником Тевтонского ордена.
Фохт сообщает, что руководящий комитет Прусского союза почти наполовину состоял из членов «Общества ящериц». Лидеры Прусского союза Габриель и Иоганн фон Байзены, как упоминалось выше, были «ящерицами».
В критической статье говорится, что именно «ящерицы» призвали сословия к войне против Ордена и принятию покровительства польской короны. Война получила название Тринадцатилетней и в нее на стороне сословий вступил польский король Казимир. Члены «Общества ящериц» играли в этой войне лидирующую роль и в военной сфере (они руководили войсками Прусского союза), и в дипломатической (они вели переговоры с польским королем). После заключения мира некоторых из них король наградил за заслуги перед его величеством. Как упоминалось выше, один из «ящериц» был удостоен назначения на пост губернатора той части Пруссии, которая по условиям мирного договора вошла в состав Польши — так называемая Королевская Пруссия.
Ни Коцебу, ни Фохт не пишут ничего про то, что действия членов «Общества ящериц» прослеживаются после вхождения Кульмерланда в состав Польши.
Теперь можно сделать некоторые выводы о подходе Коцебу, Винклера и их интерпретации действий «Общества ящериц». Последовательно рассмотрим высказывания Винклера, которые мы назвали фактами № 1, 2, 3.
Факт № 1. Высказывание Винклера: «Коцебу заявлял, что «Общество ящериц», в конце концов, стало настоящей причиной замещения Ордена Прусским государством (в оригинале — state — Р.И.)».
Высказывание крайне проблематичное. Коцебу этого не говорил, потому что он вообще мало что говорил по этому поводу — в этом мы уже убедились. Но главное здесь то, что в этом высказывании есть подмена. Если бы мы в этом высказывании заменили словосочетание «Прусское государство» на «Прусский Союз», то утверждение было бы частично обоснованным для реалий 1466 года. Я говорю «частично», потому что только часть территории Пруссии, в которой было наибольшее влияние сословий, отделилась (sic!) от государства Ордена. Если же мы говорим про вытеснение «прусским государством» (герцогством), то им Орден был замещен в 1525 году, когда про «ящериц» не упоминает не только Коцебу, но и Фохт.
Факт № 2. Цитирование Винклером: «Их учредительный документ отзывается о Великом магистре с уважением и не дает никакого намека на оспаривание его власти. Тем не менее, они непоколебимо заявляли, что в случае допущения несправедливости в отношении их они предпримут меры самозащиты. И так уже в это время было заложено семя, которое полвека спустя вытеснит сильные корни Орденского Древа из пропитанной кровью земли».
Эту цитату мы уже разбирали и выяснили, что Винклер ее обрезал, убрав важную часть, в которой Коцебу утверждает, что рыцари, образующие «Общество ящериц», действовали по примеру других сословий по защите своих интересов. Ведь, если это принять во внимание, то образование этого союза рыцарей Кульмской земли выглядит ординарным событием.
Другой важной деталью, проблематизирующей применение данной цитаты в построениях Винклера, является то, что Коцебу пишет о промежутке времени в «полвека» от образования «Общества ящериц» в 1397 году. То есть речь, на самом деле, опять про Тринадцатилетнюю войну и как итог — про отделение Кульмской земли от Тевтонского ордена и присоединение к Польше. Это подтверждает факт осознанной или неосознанной подмены, которую осуществил Винклер: обстоятельства и события 1466 года, о которых говорит Коцебу, переносятся на 1525 год.
Факт № 3. Высказывание Винклера: «Достоверные историки рассказывают о том, как это общество пыталось дергать за веревочки в Пруссии в то время, когда Орден еще существовал. Коцебу связывает деятельность этого тайного общества с секуляризацией Пруссии».
Понятно, что под достоверным источником Винклер имеет в виду Августа фон Коцебу. Мы убедились в спорности такого утверждения, ведь есть более авторитетные источники по данному вопросу (Фохт). В данном высказывании Винклера мы видим результат совершенных им (вольно или невольно) подмен, а именно — ложное/ошибочное высказывание о том, что Коцебу связывал деятельность «Общества ящериц» с секуляризацией Пруссии. Такая подмена может быть незаметна тому читателю Винклера, который не знаком с исторической хроникой, в соответствии с которой секуляризация Ордена в Пруссии произошла в 1525 году, а в 1466 году были иные события, в результате которых часть прусской территории Ордена отделилась от него. Если роль «Общества ящериц» в событиях 1466 года подтверждается Фохтом и в меньшей мере Коцебу, то в событиях 1525 года ни Фохт, ни Коцебу не видят «ящериц». Не видят просто потому, что вообще не видят «ящериц» после 1466 года.
Опираясь на приведенные выше источники, можно отметить ряд деталей, которые позволяют выделить некоторые черты «Общества ящериц». В этих деталях важно то, что они проблематизируют несомненность сильной связи «ящериц» с германской идентичностью. Что позволяет это утверждать? Несколько обстоятельств:
Во-первых, присутствуют ненемецкие имена основателей Общества. Их имена приводит Коцебу: Николай Рынский (он же — Николаус фон Ренис) и его брат Иоганн (он же — Ханс) — есть версия британского историка Стивена Тернбулла о польском происхождении этих рыцарей. Фридрих и Николай Кинтенау (Kynthenau) — окончание фамилии позволяет предположить славянское происхождение, так как некоторые немецкие фамилии и топонимы восточных областей с окончанием -au являются онемеченной формой славянского -ов/-ow.
Во-вторых, территория, к которой они были привязаны — Кульм, — принадлежала Польше до того момента, когда Конрад Мазовецкий даровал ее Ордену в качестве плацдарма для наступления на пруссов. Отсутствуют свидетельства, что их интересы распространялись на другие земли, кроме Кульмской земли.
В-третьих, их цель — борьба за свои интересы, которые выражались в стремлении к независимости от Тевтонского ордена. Никакие планы вроде переселенческого движения или германизации не предъявлены.
В-четвертых, поддержка польского короля (славянского государства) против Немецкого ордена не соотносится с германством.
В-пятых, отсутствие свидетельств деятельности после их отделения от Немецкого ордена и вхождения в состав Польши говорит в пользу того, что реальная цель в этот момент была достигнута.
В завершение я приведу исторический факт, который напрямую касается вопроса национальной привязки.
В начале 40-х годов ХХ века на оккупированной немцами польской территории действовало «Польское подпольное государство». Под этим термином понималась сеть подпольных организаций, которая пользовалась у местного населения доверием и признавалась им в качестве преемника (или — продолжения существования) довоенного государства. «Польское подпольное государство» было связано с польским правительством в изгнании и напряженно ждало приближения войск союзников к территории Польши, чтобы начать восстание.
У этого «подпольного государства» имелась армия — Национальные вооруженные силы, созданные в 1942 году. Однако для нас сейчас особый интерес представляет то, на основе чего была создана эта структура. Ее предшественником была тайная организация польских офицеров, созданная в 1939 году (сразу после оккупации Польши) и носившая название... «Общество ящериц» (Związek Jaszczurczy).
Налицо очевидная аналогия с первой половиной XV века на этой же территории: немцы захватили территорию и держат в подчинении местное славянское население, которое сопротивляется им и для эффективной борьбы создает организацию, у которой тоже в качестве символа взята ящерица.
Не будем делать поспешных утверждений о непосредственной связи средневекового «Общества ящериц» с польской идентичностью. Однако вышеприведенные описания подводят к мысли о том, что явной связи «Общества ящериц» с германской идентичностью нет (хотя неявная или не выявленная нами, возможно, и присутствует).
Итак, мы имеем два важных обстоятельства:
1. Ни Коцебу, ни Фохту ничего не известно о «ящерицах» после Тринадцатилетней войны, завершившейся в 1466 году.
2. «Общество ящериц» не может быть достоверно связано с германской идентичностью. Во всяком случае, такую связь нельзя построить на основе сведений из рассмотренных источников.
Ввиду этих обстоятельств утверждение Винклера о том, что Альбрехт Бранденбург-Ансбахский действовал под влиянием «Общества ящериц» во время секуляризации Ордена в 1525 году, необходимо подвергнуть сомнению. Гораздо более обоснованным выглядит мнение историков о том, что Альбрехт действовал под влиянием Мартина Лютера, которому он передавал Устав Ордена с просьбой дать предложения по его реформированию.
Таким образом, мы вряд ли можем считать «ящериц» теми, кто является полноправным наследником Ордена и кто пронес его тайну через века до XX века. Однако остается открытым вопрос: порождением чего было это тайное общество? Быть может, ответ на этот вопрос поведал бы нам что-то и о внутренней структуре самого Ордена, который потерпел поражение в этой схватке.
Однако не стоит исключать и такой вариант, что внутренняя структура Ордена осталась невредимой. Тогда нам необходимо попытаться нащупать их след. Пока у нас в наличии — описание той «скорлупы», которая осталась от Ордена. Возможно, исследуя эту «скорлупу», мы найдем какие-нибудь следы либо наметим пути дальнейшего поиска.
Для начала рассмотрим обобщенную организационную структуру Ордена в срезе иерархии ее должностных лиц, которые возглавляют организационные единицы.
На вершине своего могущества Тевтонский орден состоял из трех ландмейстерств:
Немецкое ландмейстерство — секция Ордена, располагавшаяся на территории Священной Римской империи германской нации.
Ливонское ландмейстерство — секция Ордена, располагавшаяся на территории Ливонии (бывший Орден меченосцев, он же — Ливонский орден).
Прусское ландмейстерство — секция Ордена, располагающаяся на территории Пруссии.
Во главе каждого ландмейстерства стоял заместитель Великого магистра — Ландмейстер. В состав ландмейстерства входили баллеи, которые возглавляли Ландкомтуры и подчинялись Верховному магистру и курировались его заместителями — Ландмейстерами (были баллеи и вне ландмейстерств, в основном в Южной Европе). Баллеи состояли из комтурств, которыми руководили Комтуры и которые подчинялись своему Ландкомтуру. Комтурства на местах объединяли рыцарей Ордена.
Высшую власть в Ордене осуществляло собрание представителей всех рыцарей Ордена — Генеральный Капитул, который в числе прочего выбирал или отстранял от должности Великого магистра.
Секуляризация Ордена в Пруссии затронула только одно из трех ландмейстерств, а нас интересует судьба всех остальных. Судьба рыцарей в Пруссии сложилась благополучно: они просто сменили веру и перешли на светские должности новообразованного государства, как и рекомендовал Лютер. Что же происходило в других частях Ордена? Владения за рамками ландмейстерств (Южная Европа) были утеряны, в Ливонии секуляризация произошла в 1561 году. Интерес представляет судьба Немецкого ландмейстерства, который на излете могущества Ордена конфликтовал с другими частями Ордена и требовал от Верховного магистра большей автономии.
После секуляризации Ордена в Пруссии Немецкому магистру удалось добиться признания главенства над всем Орденом: на Аугсбургском рейхстаге 1530 года Карл IV пожаловал Немецкому магистру регалии Верховного магистра, а годом ранее в подчинение Немецкому магистру перешли все оставшиеся баллеи. Вся эта борьба германской части Ордена за консолидацию распадавшихся частей происходила в тяжелых условиях крестьянской войны, от которой собственность Ордена очень пострадала
С 1590 года начинается новая веха в истории Тевтонского ордена, в этом году на пост Верховного магистра был выбран представитель династии Габсбургов — эрцгерцог Максимиллиан. А с 1641 года пост Великого магистра занимали преимущественно представители данной императорской династии. Немецкий историк Хартмут Бокман характеризует положение Ордена в этот период как объект политики Габсбургов, то есть констатирует потерю субъектности. Это привело к тому, что в Наполеоновскую эпоху военно-политические просчеты Габсбургов поставили и Орден, и их самих в трудное положение.
В 1801 году левый берег Рейна, а в 1809 году — вся территория Рейнского Союза оказались под политическим контролем революционной Франции. На всей этой территории Орден был упразднен, а его собственность была передана местным князьям — союзникам Наполеона. Остатки могущества Ордена исчезли, всё, что у него оставалось, — это собственность на подконтрольных Габсбургам территориях.
В 1835 году, после смерти Верховного магистра Антона Виктора, состоялась реорганизация Ордена, теперь, согласно статутам, братья уже были обязаны избирать Верховным магистром принца из династии Габсбургов. Так продолжалось до 1923 года. Орден принял новый облик: занялся благотворительностью, заботой о школах, больницах. Был основан институт сестер Немецкого ордена и реформирована жизнь братьев-священников по примеру регулярных клириков.
После разрушения Австро-Венгерской империи и падения дома Габсбургов Орден снова оказался реорганизованным. Орден отделился от этой династии и снова стал самостоятельным, но теперь он состоял не из рыцарей, а из священников.
Во время аншлюса Австрии Немецкий орден был упразднен нацистами. После войны он был восстановлен на территориях Австрии, Южного Тироля и ФРГ. Сегодня деятельность Ордена сосредоточена на богослужении, благотворительности и сохранении своей истории.
Вот общая картина существования Ордена после событий 1525 года. Как можно в целом охарактеризовать динамику? Мы видим, что на каждом повороте истории Орден теряет всё больше ресурсов: собственности, влияния и людей.
У орденов, как и других организаций подобного типа, есть как минимум два контура: внешний — известный непосвященным и внутренний — тайный. Если внутренняя структура отделяется (как мы предполагали, с подачи Коцебу о «ящерицах»), то внешняя структура рано или поздно умрет. И мы наблюдаем растянутый во времени упадок Ордена. То есть, с одной стороны, период существования довольно длительный, ведь Орден не рассыпался в одночасье, но, с другой стороны, он всё это время стагнировал и разрушался под ударами других сил. Создается впечатление, что он двигался по инерции, так как наличие стратегического подхода не ощущается, а это — признак удаления ядра.
С другой стороны, ядро было заменено на (или соединено с) представителей династии Габсбургов, и это может объяснить столь длительное существование. Тот факт, что пока не удалось найти никаких следов оргструктурных связей, ведущих к другим организациям особого типа, не означает, что их нет. В будущем поиск этих связей можно продолжить, но на качественно ином уровне.
Дело Тевтонского ордена не исчезло бесследно вместе с ликвидацией его государства в Пруссии. Такого и не могло быть, потому что он сам не был пионером «германского дела» на Востоке. Все известные идеологемы, такие как «натиск на восток», «колонизация», «захват жизненного пространства», «господство над порабощенными народами», «онемечивание» присутствовали и до начала завоеваний в Пруссии.
В начале X века немецкая экспансия на восток отодвинула границу немецкого жизненного пространства от Эльбы, на правом берегу которой жили славяне, до Одера. Междуречье получило название Саксонской Восточной Марки, которая потом была разделена на более мелкие единицы, самой крупной из которых стала Северная Марка, которая в будущем превратится в маркграфство Бранденбургское.
От Одера на восток продвижение осуществлялось по двум направлениям. Одно — юго-восточное (экспансия в Силезию), а второе — северо-восточное, вдоль побережья Восточного (Балтийского) моря: от Одера до Вислы. Дальше эстафету принял Тевтонский орден и расширил территорию до Немана. Между Неманом и Западной Двиной он встретился с немецкими братьями из Ордена меченосцев, которые на востоке продвинулись уже дальше, вплотную к реке Нарва.
Из южной Германии экспансия осуществлялась на территорию нынешней Австрии, название которой с немецкого переводится как «Восточное государство» (ранее — Остмарк, то есть Восточный Край, а еще ранее — Баварская Восточная Марка).
Немецкие государства, которые образовывались на захваченных землях, обладали более сильной государственностью (сильная централизованная политическая власть), нежели коренные немецкие земли с множеством мелких государственных образований. Схожесть характеров новых государств породила схожие судьбы.
К примеру, маркграфство Бранденбургское, которое оказывало поддержку Ордену, а потом маркграф Бранденбургский стал первым герцогом Пруссии. Его потомки создали Прусское Королевство, которое включало эти восточные земли (Западная и Восточная Пруссия, Бранденбург, Силезия и Померания) и стало одним из претендентов на объединение немецких земель. Вторым претендентом была Австрия, которая всё же проиграла конкуренцию Пруссии. Вот так государственность, сформировавшаяся на востоке, вернулась в немецкие земли для того, чтобы их объединить и создать Второй рейх.
И если мы продолжим исследовать вопрос о связях Тевтонского ордена с тайными немецкими организациями, которые участвовали в создании Третьего рейха, то, безусловно, стоит поискать их корни внутри исторического процесса рождения, жизни и гибели Второго рейха и среди лиц, семей, элитных групп, активно участвовавших в этом процессе.
источник