Очень часто кажется, что в СССР была какая-то интереснейшая форма язычества. То есть язычество реально было, а говорилось, что его нет. Точней не так. Религия вроде как отсутствовала. Истмат и диамат - официально рулил. Но вот это - реальный культ. Языческий.
Нашла очередной забытый, но интересный советский фильм. Причём, фабула - нестандартна, в общем-то. Речь идёт о карманниках, которые воровали ценности у гостей Фестиваля 1957 года (фильм - 1962 года). Но и это - не всё. В одном из эпизодов снялся культовый персонаж времён Оттепели, и эта сцена выглядит, как простенький, но - клип. Ниже для ознакомления - два фрагмента, объединённых в один ролик - 1) как воровали и 2) с тем самым персонажем.
Среди отрицательных персонажей - помимо стиляжных тунеядцев и жирно-лоснящихся спекулянток - в советском кино часто изображали шпионов, врагов, ...западную бездуховность и прочую «власть чистогана». Особой мерзостью должны были отличаться женщины-шпионки и прочие дамы-007, которые по сюжету вредили Стране Советов. Отличительные признаки - шикарно одеты, красиво курят, умело держат бокал, но главное - куда как мерзопакостнее и коварнее своих Джеймсов Бондов. Говорят металлическим голосом, обладают псевдо-аристократическими манерами. Как, например, тут.
Знаете ли вы этот старый фильм? Точнее, фильм-сказку. В моём детстве в передаче «В гостях у сказки» всегда показывали новый - двухсерийный вариант 1970-х годов, а этот довоенный я не видела ни разу. Точнее, увидела его только в 1990-х годах. Причина мне непонятна - регулярно крутили предвоенный «Золотой ключик» наравне с новым «Буратино», допустим. Не было недостатка и в других чёрно-белых кинокартинах 1930-х, сделанных по сказкам. А этот фильм как-то не довелось увидеть, хотя, он очень красивый. Хотя, я допускаю, что мне он попросту не попался в моём детстве. Так тоже бывает.
Итак, отрывки из фильма «Руслан и Людмила» 1938 года. В роли богатыря - главная белокурая бестия сталинского синематографа Сергей Столяров. В роли княжны - валькирия из «Вратаря» Людмила Глазова.
Современные психологи и всякие топ-блогеры, пишущие про-отношения-эМ-Жо убеждены, что мужчина - полигамен, а женщина... полигамна тоже. Или как оно там у дам называется? И все эти замечательные люди ещё и бисексуалы - и эМ и Жо. Слава всем богам Олимпа, я жила в СССР, где не токмо би-, но и полигамность считалась некомильфо. Посмотрите, как реагируют посторонние парни на вот эту парочку. Всё вроде бы пристойно. И никакие не би-. Но! Ребята вспомнили, что вчера этот же парень...
...Провожал другую девушку... И никто не объяснял хомо-советикусам, что полигамность - якобы - норма и супер. Ага.
В Советском Союзе всё искусство было пронизано дидактикой, хотя, шедевров было куда как больше, чем сейчас. Но да не в этом суть. Наше кино должно было показывать капитализм, как нечто чуждое, хотя, и яркое. Самыми интересными в этом смысле являются детские фильмы, где мелькают сцены буржуазного бытия. Вот этот фильм - совершенно прекрасен. Жаль, что его редко показывали в те годы и мало крутят теперь. Итак, отрывки! И да - музон-то какой...!
Если в советском кино показывали нехорошего человека-редиску, то его рассуждения часто сводились к тому, что он - страдает. Причём, от самой системы. К примеру, он спекулянт или чем-то там торгует налево, то есть нормальный делец (если при капитализме), а при социализме он - асоциальный и преступный элемент. И весь ужас в том, что им приходится таить свои капиталы - на людях быть как все, а ночами жрать свои сервелаты. Как вот здесь...
Как вы считаете, чем занялся бы молодой человек 1960-х, если бы у него образовалось лишнее свободное время? Советский человек, я имею в виду. Вот ответы, зафиксированные журналом «Юность».
Итак, журнал «Юность», №12, 1967 год. Фрагмент статьи «Студент» автора Валерия Аграновского.
Времена Никиты Хрущёва запомнились не только Черёмушками, Космосом и солнечным ощущением созидания, но и беспримерным богоборчеством. Не кровавый-тиран-с-усами Сталин искоренял религию, а весельчак Никита. Именно в эти годы вышло несколько знаковых кинокартин о верующих людях, где они были показаны либо злыми, отсталыми и корыстными, либо - несчастными и заблудшими. Вот типичный пример такой пропаганды - кинокартина «Грешница» 1962 года, где юную девушку из мракобесного семейства играет молоденькая Ия Савина. Меня поразил вот этот разговор начальника-коммуниста с верующей девушкой. В наше время такой диалог выглядит просто сюрреалистическим. Девушку убеждают, что верить в Бога - плохо и аморально.
Интересный феномен - жить в конце 1980-х было реально интересно. Драйв, новизна, книги, журналы, музыка, а также - съезды народных депутатов, которые тогда смотрели всей страной и обсуждали с тем пылом, с которым 5-6 лет спустя будут обсуждать ...мексиканские сериалы. Но вот кино перестроечной эпохи - на редкость депрессивно. Это какой-то странный перевёртыш - жизнь была экспрессивна, а искусство - депрессивно. Хотя, есть много обратных примеров - Золотая Эра Голливуда пришлась на эпоху, которую так и зовут - Великая Депрессия. В общем, вот отрывок из жуткой депрессухи на молодёжную тему.