Изображение растленного западного общества было одной из задач советского искусства. Обычно мы помним образцы 1970-1980-х годах - с ночными улицами, полными огней, рекламой, жеманными и - усталыми женщинами (которые, впрочем, одеты по последней моде), единственной на всю киностудию Мерседесом, рижской мостовой, львовскими углами, нарочитым показом пачек Мальборо и других примет нравственного разложения. Но в 1930-х годах западный мир тоже не нравился Агитпропу. Ещё как не нравился! Нашла забавный фрагмент, где показано кабаре с соответствующей девицей и - кордебалетом.
В советском искусстве довольно часто возникала тема фифочек, которые уводили начальственных мужей от престарелых жён. В 1950-х годах сия тема была весьма злободневна. Мужчин - мало. Крутых мужчин - ещё меньше. Молодых тёток - как раз, очень много... Вот прекрасная, фельетонная ситуация в фильме 1955 года.
В своё время germanych называл фильм «Юркины рассветы» едва ли не самым убогим в советском телевизионном прокате. Так сказать, квинтэссенция. Многие согласились, кстати. И вот germanych написал, почему же он выбрал именно этот шедевр в качестве эталона. Ну. или, по крайней мере, некого мерила убогости.
И да - сразу вопрос: а какой ВАШ вариант самого убогого советского фильма?
«...Многосерийный художественный фильм «Юркины рассветы» был снят в 1974 году. «Многосерийный» – это советская бирка. В СССР любое кино, в котором было больше двух-трёх серий, в программе называлось многосерийным. По современным понятиям многосерийным назвать этот фильм сложно – у него 4 серии. Но это не важно. Важнее, что фильм был снят на киностудии имени Довженко. В советское время у знатоков кино киностудия имени Довженко славилась, как студия, выпускающая скучные второсортные фильмы, но с большим зарядом нравоучительной нуди. Такой великолепный фильм, как «В бой идут одни старики», выпущенный этой киностудией в 1974 году (почти одновременно с «Юркиными рассветами») является большим исключением из длинного списка киношлака, выпущенного на киностудии имени Довженко.
Большинство фильмов этой киностудии отличались схематичностью сюжета, дрянным сценарием и плоскими героями. Для тех, кому непонятен этот термин. «Плоский» или «одномерный» персонаж – это персонаж-карикатура. Все его мотивации схематичны и недостоверны, у него нет как такового внутреннего мира, он совершает какие-то типовые действия в рамках предложенных обстоятельств, но никогда не отступает от раз и навсегда навязанного поведенческого стереотипа. Если персонаж хороший – он говорит правильные слова и совершает правильные поступки из списка нравоучительных историй для детей. Если персонаж плохой – он всегда совершает плохие и гадкие поступки. Думаю, вы уже поняли, что первая моя претензия к «Юркиным рассветам» – это абсолютная примитивная шаблонность сюжета и сугубая плоскость всех персонажей, включая главного героя – комсорга Юрия Хмеля...».
В старом советском кино всегда так - если в кадре мы видим лощёного мужчину, говорящего о перспективах и его маму, болтающую, например, о шмотках, то всё - гад и мерзавец. Или человек, причастный к преступлению. Или тот, кто не помог, бросил в беде, сделал масштабную подлость. Вот и здесь - ровно всё то же!
В детских фильмах иной раз встречались недетские рассуждения. Например, вот тут дети рассуждают об экономических преступлениях и о том, что скоро их не будет. Шёл 1962-й год...
Отрицательный персонаж советского кино - пошл и подл, мерзок и нехорош собой. Причём, даже когда он напевает хорошую советскую песню, в его устах сие звучит, как мещанская ахинея... Особо хороша статуя на столе, средь бутылок и снеди.
В этом отрывке из проходного фильма 1980-х годов - вся бестолковость и тупиковость позднего СССР. Тут вам и зарплата инженеров, и пошив фирмы на дому (ну, очень характерный момент с лейблом), и уныние по поводу собрания, и ажиотаж вокруг кроссовок.
Иногда отрицательный персонаж советского кино характеризовался не только фасоном одежды и рассуждениями о карьерном росте, но и...
Вчера смотрела передачу, посвящённую советскому автопрому, в которой говорилось, что «Москвич»-универсал было как-то очень сложно купить (то есть достать), поэтому перед нами какой-то пронырливый делец или мажорчик.
Иной раз в советском кино попадались такие диалоги, что... В общем, вспоминаются уже перестроечные статьи о надуманности соцреализма и бесполезном пафосе сценарных реплик. Хотя, именно вот этот фильм - довольно интересный. И, конечно, мальчик-главгерой, который не даёт своей девушке ...романтику, по сюжету - преступник. Потому что ставит на первое место силу и прочие ницшеанские качества. Но больше всего понравилось про черёёёёёмуху.
В советском кино, если показывали молодого подонка, его часто изображали сыном точно такого же циника. Разве что папа-гад уже научился лавировать и улыбаться, кому надо. Папа-гад зазубрил правила приличия и уже не высказывается напрямую. Думает он точно так же, как в свои 18-19, что и считывает сынок - яблочко-от-яблоньки, но для окружающих папа - благообразный функционер в хорошо подогнанном костюмчике. Вот прекрасный диалог двух гадов - старший не просит младшего исправиться, нет. Надо просто уметь себя вести...!