Диалоги цивилизованных буржуинов из фильма «Высокая награда». Времена идут, гаджеты устаревают, мораль и та устаревает, а словеса не меняются. Впрочем, в эпоху Петра, ...Екатерины...Николая Палкина всё было ровно то же, только в других интерьерах и при иных средствах массового уничтожения.
Меня очень удивляет, но, вместе с тем, искренне радует тот факт, что люди на одну и ту же вещь (или явление) смотрят совершенно по-разному. Плохо другое. Сейчас объясню - что именно. И начну с примеров из жизни. В детстве я полюбила картины художника Фрагонара - когда я увидела его 'Les hasards heureux de l'escarpolette' (ну, «Качели» с тёткой в розовом роброне с фижмами), я решила, что это и есть тот самый идеальный мир, который ещё создавали для плафонов сталинских Метро (те же цвета и такие же облака) и эти фрагонаровские герои самым причудливым образом задружились в моём простецком сознании с пионерами и физкультурницами господина (о, пардон! товарища Дейнеки). Я решила поделиться открытием с одной вдумчивой девочкой С., которая была на три года старше и которая, в отличие от меня, считалась умненькой. Было сие на даче году этак в 1980-м... С. скептически посмотрела на картину, сказала, что не знает такую, но, посмеиваясь добавила, что кавалер в кустах смотрит на дамские сокровенные части.
От С. я узнала, что прекрасные дамы Галантного Века ходили без трусов. Надо ли говорить, что мне тут же сделалось скучно и я ушла домой - слушать Би-Би-Си (на даче приёмник ловил очень хорошо). Потом я неоднократно сталкивалась с этим явлением - я вижу платье с мега-кринолином, умняшки - добавляют, что такая ширина была присуща куртизанкам; я слышу Чайковского - умнястые нашёптывают об его непоколебимом гействе. Умняги во всём видят «сладенькое ЭТО» - кстати, именно С. просветила меня, что скрыто за красивым и заманчивым словосочетанием «фаворитка Людовика XIV» и, как вы понимаете прекрасный Луи сразу стал для меня чуть менее прекрасным. Мне было 9-10 лет и я любила сказки и программу Севы Новгородцева о рок-музыке...
Моя коллекция кино-стиляг пополнилась ещё одним отрывком. Тут, как обычно, прекрасно всё - шевелюра, усики-мерзавчики, маникюрная пилочка, машина, ресторан, жирный друг по имени Додик. Второй товарищ, правда, Володя, но это его не спасает.
Тут в топах ЖЖ висел текст очень интересного блогера ygashae_zvezdu насчёт советских экранизаций сказок Шарля Перро. Мол, они неудачны и как бы перечёркивают сам первоисточник. Автор пишет, что Проблема советских адаптаций Перро в том, что большинство авторов стремилось раздвинуть границы, захватить не только детскую аудиторию, но и потешить взрослую, в итоге не угождая никому. Не буду ничего доказывать автору - это его вкус, однако, скажу ровно противоположное: советские адаптации ...Перро, Андерсена, русских народных сказок одновременно угождали и детям, и взрослым. Дети видели одно, взрослые - ловили другое. В советских киносказках было так много стёба и аллюзий, что их (фильмы-сказки) можно называть постмодернизмом для самых маленьких. Например, вот этот отрывок - это не из Перро, а из фильма, созданного по мотивам русских сказок.
В детстве это казалось смешным кривляньем, сейчас это считывается, как многослойный стёб над очень многими вещами (не-не, без политики). Как взрослая пародия. Поэтому тридцати-сорокалетние мамы смотрели с нами сказки Роу и Птушко, но со скукой отнекивались от очень красивых ГДРовских и чешских сказок, где всё делалось именно для малышей или подростков.
Встал тогда Мальчиш-Кибальчиш на улицу и громко-громко крикнул: —Эй же, вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтоб буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство? Как услышали такие слова мальчиши-малыши, как заорут они на все голоса! Кто в дверь выбегает, кто в окно вылезает, кто через плетень скачет. Все хотят идти на подмогу. Лишь один Мальчиш-Плохиш захотел идти в буржуинство. Но такой был хитрый этот Плохиш, что никому ничего не сказал, а подтянул штаны и помчался вместе со всеми, как будто бы на подмогу. А сам кустик за кустик, деревцо за деревцо, да отстал сначала от ребят, а потом и вовсе побежал в другую сторону. И прибежал он так к самому умному буржуину, который очень крепко - накрепко не любил красное царство - социалистическое государство. Увидал Мальчиша -Плохиша самый умный буржуин, поговорил, да и думает: -"А этот мальчиш резвый парнишка, выйдет из него толк, только надо его как то на свою буржуинскую сторону переманить"; - ну и спрашивает
- А сколько тебе Мальчиш - Плохиш платит за месяц твоё красное царство социалистическое государство ? - Ну, за день работы начисляют один трудодень, работаем мы каждый день без выходных, вот почитай за месяц тридцать трудодней на круг и выходит.
Достал тогда самый умный буржуин свой буржуинский компьютер, посчитал, да и говорит: - "Да, всё верно, в тридцать трудодней конвертируется твой физический и умственный труд приложенный к созданию общественного полезного продукта. Неплохо" - и дальше вкрадчивым голосом продолжает - "А что ты скажешь, Мальчиш -Плохиш, если твоя личная месячная капитализация подымется с отметки "тридцать трудодней" до отметки "тридцать тысяч буржуинских денег, да ещё и сумма это будет поступать прямо на карточку привязанную к банковскому счёту с очень хорошим ссудным процентом по вкладам. " Задумался тут Мальчиш - Плохиш, зачесал свой затылок. "Оно, конечно, заманчиво, что тут говорить. А что надо делать, чтобы получать тридцать тысяч буржуинских денег?" Обрадовался тут самый умный буржуин, да и говорит: - " Подпишем мы с тобой контракт на обучение в моём University of California-Berkeley, а потом будешь ты в своём красном государстве - социалистическом государстве всем про мою школу рассказывать, да нахваливать. По буржуински это называется - specialist in promotion of advertising in social networks. " На том и порешили. Ну то есть облачили в правовую форму свои договорённости и вытекающие из них права и обязанности.
Нынче в Голливуде есть дурацкая мода - взять какой-нибудь культовый сюжет и ...переснять, но только вместо супергероя-мужчины будет супер-женщина. Получается фигня какая-то. Однако в СССР такими штучками тоже увлекались, правда, меньше. Например, в довоенной экранизации «Острова сокровищ» Джим Хокинс был заменён юной девицей. Или вот - из той же серии.
Очень часто кажется, что в СССР была какая-то интереснейшая форма язычества. То есть язычество реально было, а говорилось, что его нет. Точней не так. Религия вроде как отсутствовала. Истмат и диамат - официально рулил. Но вот это - реальный культ. Языческий.
Какую прелесть я нашла! Это короткометражный фильм «Секрет красоты» 1955 года. Тут можно увидеть типового стилягу, как их рисовали в журналах и на плакатах. Сейчас очень сложно понять, что же безумно-крикливого в облике Эдика. А тогда...стиляг узнавали с первого взгляда. В главных ролях - Олег Анофриев и Тамара Носова.
В советском кино часто показан путь деградации - от гордыни к провалу и позору. Вот прекрасный образец колхозно-украинской темы - девушка-передовик производства и просто красавица сначала возгордилась, а потом в её жизни стали происходить всякие мерзости - как на работе, так и в личной жизни. Что занимательно, символом её гордыни и падения служит... Впрочем, это лучше видеть.
В этом отрывке из фильма 1975 года показана обыкновенная советская жизнь, причём крупным планом - в чём мололи кофе и как его варили; как выглядел типичный интеллигент и обычная служащая; что из себя представляли квартиры не очень богатых, но вполне обеспеченных людей. Ни в чём не нуждаются, но и крутыми возможностями не блещут.