В психически-здоровом советском обществе никого не смущала игра актёров-мужчин, переодевающихся в дамское платье - для нормальных людей это был не гомо-транс-ещё что-то там, а просто комический эффект. Вот, например, отрывок из спектакля, где знаменитый артист (он, кстати, играл даму и в кино как-то раз) изображает буфетчицу.
В КВН такое видела - аудиоряд из трейлера какого-нибудь западного блокбастера накладывают на кадры из популярного советского кино. Вот здесь - тамошняя фантастика и советская. Тоже фантастика. Звук из фильма «Призрак в доспехах». Советское кино узнают все, я полагаю. Нет, не Алиса.
Озвучка-наложение. Призрак в доспехах и Через тернии к звёздам.
Вспомнила тут один типичный советский фильм о вполне успешном работнике НИИ; играет его популярный актёр, не нуждающийся в представлении. Но вот, что интересно - его нам показывают, как отрицательного героя - упакованного обывателя, которому интересен только он сам и его персональный уютец. Посмотрите, какой сценой открывается тема его бездонного убожества. Правда, он исправляется в финале.
Очередная отрицательная героиня! Миленькая модная фифочка, дочка высокопоставленных родителей. Разумеется, совмещает в себе все признаки плохой девчонки - она хорошенькая, видная, с вычурной фамилией, высокомерная, не любит учиться, употребляет слово бэби. Как стиляги.
Настоящая отрицательная героиня в советском фильме всегда была модно одета. При этом она могла быть карикатурной (к примеру, толстухой) или же - изысканно-манерной, тонкой в талии, ну и так далее. Хорошенькой и даже эффектной. Хотя, её красота, в конечном итоге, приедалась и даже подвергалась сомнению. Мол, повёлся хлопец на яркую фальшивку! Но модное платье - непреложно. Вот, например, шикарный образец диоровского стиля - от шляпки до комплекта (летнее пальто плюс платье, выполненные из одного материала). Как только дама вошла, я тут же поняла - сейчас начнутся ужимки, глупости и гадости. А уж потом она и вовсе обнаруживает быдло-манеры (жрёт неприлично и пьёт прямо из носика).
Отрицательная героиня советского кино должна была поражать своей манерностью, лоском, презрением к периферии, умением пристраиваться. То есть всем тем, что нынче именуется «высокой самооценкой», ухоженностью, любовью к себе и умением распоряжаться своим женским обаянием. В общем, какие времена, такая и героиня. Как я уже писала (много раз) - советская дидактика была прямолинейной, то есть сюжет сразу выруливал в единственно-правильное русло. Если кокетливый стиль и голосок-нервный колокольчик, то - тётка-приспособленка. Фифочка. Стерва. Чуждый элемент.
Принято считать (почему-то), что неблагополучную молодёжь стали показывать только во времена Перестройки, однако, это не совсем так. Вот прекрасный образец девушки-оторвы начала 1980-х годов.
Как известно, советское искусство было не развлекательным, а – дидактическим. Зовущим к. Борющимся с. Воспитывающим. Искореняющим. Непримиримым. Посему отрицательного героя должно быть видно сразу. Я уже как-то писала о типичных признаках «нехорошего человека – редиски» в изображении советского кино (а также – литературы, публицистики и жанровой живописи). Среди этого чарующего многообразия адвокатов-брюнетов-Арнольдов и фигуристо-слащавых маникюрш Нелли особым образом выделяются неработающие жёны больших и малых начальников. Это был маркер – отсутствие личной трудовой биографии, так как считалось, что женщина обязана успевать в цеху (или в лаборатории, в конструкторским бюро, etc), а по вечерам превращаться в верную супругу, добродетельную мать и всё понимающую соратницу мужчины. Я не собираюсь в сотый раз обсуждать сию порочную практику «совмещения». Просто указываю на. Отдельный сорт отрицательных героинь – «тунеядствующие» супруги главных инженеров, маститых писателей, директоров заводов. Оговорюсь, что этот типаж был остро популярен в 1950-х – в начале 1960-х годов.
Смена начинается в шесть (1958).
Итак, образ. Во-первых, это должна быть красавица, точнее – фифа. Карикатурно-модная. Либо корпулентная, в теле. Либо – фигуристая. Как правило – и это куда как дидактичнее! – молодая вертихвостка при пожилом или просто зрелом мужчине. Одевается с шиком. Непременно – размалёвана. Особенно сие заметно рядом с чистыми и ясноглазыми лицами каких-нибудь фабричных активисток. Маникюр крупным планом. Во-вторых, имя. Лучше всего – заграничное, а если уж не удалось записаться Дианой или Беллой, то это завсегда какая-нибудь Вавочка, Лёлечка, Неточка, Софочка и Татуся. В-третьих, её мир – это трюмо, флаконы парфюмов, пудреницы, шифоны и… шифоньеры. А ещё – вазочки, салфеточки, абажурчики. Романсы и оперетты. Комиссионки, спекулянтки, рестораны, авто, салоны красоты. Она говорит пискляво-капризным голосом. Она требует. Она этого достойна! Безусловно, она ни черта не читает, а если читает, то исключительно журналы мод и любовные романы (напомню, что того и другого в СССР было крайне мало). Она – мещанка!
Фильм Черёмушки (1962)
Безусловно, поклонница всего заграничного – отсюда дружба со спекулянтками, достающими ей иноземные шмотки. В-четвёртых! Мужа своего она, как вы уже поняли, не любит. Просто пользуется. Поэтому, когда её благоверного снимают с должности или отправляют в романтический таёжный посёлок Светлые Дали, наша Вавочка тут же устраивает скандал. Точнее – скандальчик. Орать она тоже не умеет – она чересчур хрупкая (даже если толстая). Вавочка собирает чемоданы, визжит, что уедет к маме-папе, а также мстительно сообщает, что адвокат-брюнет-Арнольд давно просил её руки, а она, как дура была верна какому-то ничтожеству…! Поскольку наше искусство должно было воспитывать и внушать, то Вавочка, в конечном итоге, всегда оказывалась у разбитого корыта. Впрочем, её супруг часто оказывался у него же. У корыта с пробоиной. Например, его сажали за растрату или, как было указано выше, снимали с должности. Крупным планом – раскаяние мужа и обиженно-хищная моська жены. Вавочка неисправима – она всё ещё молода, красива, панбархатна и шифониста. И при горжетке, которую не конфисковали. Вперёд к сияющим вершинам – крупный босс всегда клюнет. На такую-то приманку!
Я часто публикую картины из жизни советской интеллигенции - посиделки-попойки-умствования - на фоне мастерской художника, например. А сегодня - ожившая картина. То есть ряд отрывков из старого фильма.
В советских детективах показывали не только преступников, но и рвачей, карьеристов, бюрократов и так называемых нужных людей - тех, которые жили по принципу: «Ты мне - я тебе». Вот тут - великолепный отрывок, точнее - сразу два отрывка, объединённых единой линией сюжета. Многие хорошие книги были в дефиците, вот некоторые нужники (в смысле - нужные люди) и припрятывали для своих знакомых, которые, в свою очередь, помогали достать что-нибудь ещё.