Подобные фильмы в СССР никто не смотрел. Вообще. Даже фоном. Зато теперь именно это смотрится, как документ эпохи. Не могла оторваться. И смешно, и - ностальгично.
Не стала ничего вырезать - фильм небольшой. И потом, здесь очень много феерического. На 5.59 - косметика и парфюмерия.
Многие люди - из поклонников советской жизни - утверждают, что в их детстве не было никакого культа буржуйской жизни. Ребята (точнее, дяденьки и тётеньки 45+), не врите себе. Увы, всё это было. Всё заграничное воспринималось, как высококачественное и несомненно крутое. Или вы скажете, что ваши товарищи не обмирали по жвачкам и ...фантикам от них. Я промолчу о вкладышах. Мы сами выбрали и мир рекламы, и феерию шмоток. Ниже - отрывок из фильма. Интересный, мощный детектив про ихнюю жизнь. Замечу, что подростки на следующий день после этой серии обсуждали не поведение героев, а вот это...
Разумеется, кинофильм «Мираж» (1983). Изначальная идея - это отчаяние в мире капитализма. А для советской обывательщины времён развитого социализма - кайф и крутизна тамошних тачек и...рекламы. Она казалась сказочной и вкусной. Это сейчас мы её вырубаем или игнорируем. А тогда - обсуждали мельком увиденное. Даю фрагмент полностью, вместе с новостями.
Этот социальный тип в 1960-1980-х годах порицался, хотя, и не преследовался по закону. Этих людей было принято изображать моральными уродами с пониженным чувством ответственности. Некоторые писатели выводили их, как главных разрушителей русско-советской идентичности. А в этой комедии... впрочем, лучше один раз увидеть...
Итак, это шабашник - перекати-поле, человек без корней и смыслов, маргинал.
Дабы понять, что происходит в отрывке из фильма 1973 года, надо прояснить ситуацию. В кадре - так называемый красный уголок, существовавший на всех предприятиях или, как в данном случае, при ЖЭКах (правда, сидят они в местной библиотеке). Перед нами - агитаторы, люди проводившие полит-работу с населением на общественных началах. По идее они были должны ходить по квартирам и беседовать с людьми о международном положении, политике партии, разъяснять нововведения и так далее. Вот как разъясняется роль агитпункта в 1977 году: «Работа агитплощадки направлена на претворение в жизнь решений XXV съезда КПСС, достойную встречу 60-летия Великого Октября, успешное выполнение плановых заданий 2-го года 10-й пятилетки, идейно-политическое, трудовое и эстетическое воспитание населения в свете решений XXV съезда КПСС». На деле это было превеликой редкостью. Зато, как мы опять-таки видим в кинокартине, кто-то усердно отчитывался о проделанной работе. Показуха! Интересно, что и создатели кино, и цензоры, и - зрители понимали, как обстоят дела.
Как уже неоднократно подчёркивалось, советский отрицательный герой маркировался чуть ли не с первого появления в кадре. Вот он приносит фирменный и ужасно дорогой приёмник Грюндиг. Небрежно так... А потом-то, потом...!
Потом выясняется, что он - не просто деловой и хваткий мужичок, а настоящий цеховик, то есть подпольный бизнесмен, создающий то, чего не могла, не умела, не хотела шить советская лёгкая промышленность. Обратите внимание на контингент фирмы.
В начале 1970-х был такой жанр - танцы в мини-юбках под лёгенькую музыку. Даже многие фильмы имели вставные номера с миниюбочными кордебалетами. Я уже публиковала самые разные вариации, сделанные в СССР. А вот - эстонский случай. Да, конечно, тоже советский. Но - с местным колоритом.
В Советском Союзе тоже были хиппи. Их не любили точно так же, как не любили их на Западе. Разве что в США их считали ...порождением левых и коммунистических идеек, а в СССР, понятное дело, наймитами буржуазной системы. В общем-то, их везде не жаловали. Правда, иной раз обычных модников принимали за хиппи. Как в этом замечательном отрывке... И диалог - прекрасен.
У совершенно гениальной moskovitza прочла интереснейшие обзоры странных советских фильмов (и не только странных). Она потрясающе видит и могу с уверенностью сказать, что никто - тем более профессиональные кинокритики - так не смогут. Конкретные ссылки давать не буду - там весь блог фееричен. По её наводке посмотрела несколько парадоксальных фильмов - она их именует «сюрреалистическими». Быть может, оно так. Но я попроще всё это вижу... Как-то я уже писала, что самый трэш наблюдался в советском кино в начале 1970-х. И чем больше я смотрю то кино, тем отчётливее эта мысль...
Вот, к примеру, отрывки из фильма-мюзикла «Эксперимент» (1970). Первый фрагмент - халтурно-бодряческий в стиле той эпохи, а второй... Ну понимаю, почему сие не показывают, особенно - сейчас.
Советская реклама - это всегда нечто особенное. Хотя бы потому что в ней не было особенного смысла - при отсутствии конкуренции производителей и продавцов она попросту не нужна. Правда, в СССР реклама всё-таки была - ознакомительная. Но и не только... Вот шикарный пример иного сорта рекламы. И актриса в кадре - знаменитая на тот момент. Этакий, типаж динамичной и целеустремлённой современницы (как тогда говорили).
Это - из разряда профориентации, но сделано по канонам маркетинга.
В этом замечательном отрывке из советского фильма 1969 года - много интересного. Во-первых, показана типичная давка в отделе дамского нижнего белья (многие защитники советского прошлого почему-то отрицают очереди, что странно). Во-вторых, в роли продавщицы снялась знаменитая манекенщица тех лет - Галина Миловская, сбежавшая через год за границу. В-третьих, очень забавно мужчина покупает бюстгальтер 3-го размера. Говорит напрямую. Безо всяких намёков-экивоков и изящных эвфемизмов.