Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Религия

Сообщений 11 страница 20 из 122

11

Как и откуда появилась христианская символика (Часть2)

Кресты всякие нужны, кресты всякие важны.

Продолжение, начало тут

Невозможно представить, чтобы символ жизни Анкх, на котором зиждется культурологический базис Древнего Египта, сгинул бы в обрушившейся на него шелухе мелкотемья и был забыт. Нет, вероятность этого бесконечно мала. Произошло следующее. в Анкхе, как в фокусе, сошлись два явления: антропоморфизация (очеловечивание) символики и её мифологизация. С подобным мы сталкивались выше на примере Хора-Ра, превратившегося в петуха и ставшего персонажем египетского фольклора (сборник "Китаб ахбар аз-заман ва-ль-аджаиб аль-булдан"). На одной из раннехристианских египетских стел (см.выше) мы обратили внимание на наметившуюся тенденцию изображать у Анкха подобие ног. Логика её очевидна, если рассматривать верхнюю часть Анкха как голову, а расходящиеся боковые ветви как руки. И вот в древнеримских катакомбах среди прочих рисунков и надписей обнаруживают изображение якобы И-Х:
Религия

Если следовать евангельскому сюжету, то изображен И-Х, въезжающий на краденном осле в небесный град Иерусалим. С другой стороны, беспристрастный взгляд констатирует, что на осле перемещается Анкх, фоном которому служит рыба. На историков, искусствоведов, культурологов и теологов символ двух рыб и даже одной действует словно красная тряпка на быка - не задумываясь, узнают в нём присутствие И-Х!

Религия

В действительности, рыбы даже с нанесённым греческим крестом и хризмой отражают вхождение солнца около IIIв. от Р.Х. в эру Рыб, а 2000 лет до этого продолжалась эра Овна - обратите внимание на облик Амона-Ра в самом начале работы. Поэтому рыб должно быть две, как в созвездии Рыб:

Религия

Религия

Религия

Но часто рисовали одну рыбу, явно не понимая её значения. Вхождение в эру Рыб повлекло тектонические сдвиги в онтологии жителей Средиземноморья - старые идолы ушли в небытие, а им на смену пришли новые, ознаменовав начало "новой веры". Тема якоря в религиозном символизме также возникла благодаря Анкху, когда заметили, что он напоминает конструкцию якорей того времени:
Религия

И египетские "мичуринцы" не преминули скрестить Анкх, якорь и рыб (см выше).

В дальнейшем фантазия "мичуринцев" не оскудевала, и они наплодили сотни разновидностей крестов (о семантике православного креста см.здесь)!

Вероятно, символика Анка присутствует и в самом раннем кресте, обнаруженном в Геркулануме:
Религия

Был ли это тау-крест или Анкх выяснить в наше время, очевидно, не удастся, по этой же причине его истинное назначение также останется нераскрытым - это мог быть и обычный предмет утвари.

Со временем процесс очеловечивания Анкха дошел до логического конца, явив человека, совмещённого с крестом, т.е. - распятие. Жизнеутверждающая семантика Анка трансформировалась в символическое смертоубийство, смысл которого раскрывается литургическим гимном: "Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробах жизнь даровал!" Он таким образом возвращает нас к семантике Анкха - человек, совмещённый с крестом, даровал жизнь сущим во гробах! Формула, "сущие во гробах", как мы знаем, унаследована из многовековых глубин древнеегипетского погребального культа и означает крещёные Миром, в небе которого правит Хор Бехдетский (Аполлон).

Наполнить сюжетную канву мифологическим содержанием не составило большого труда - благо, обширнейшее литературное наследие Древнего Египта только способствовало деятельности многочисленных евангелистов. За основу легло жизнеописание Аполлона (Хора Бехдетского ), что представляется неизбежным, учитывая предысторию "христианского" символизма. В действительности, евангелический жанр начал развиваться в Египте задолго до новой эры, подтверждением чему - содержание текста на знаменитом Розеттском камне. Кто хоть раз открывал Библию, найдёт в нём для себя много любопытного, несколько цитат:

***Запасы хлеба, купленного за серебро, среди пути истощились, многие могли не дойти живыми. Он кормил сотни и продолжал спокойно вести их Египтом. В низменном месте (возле моря) той земли, остановились.

***Тот Иерон высказывал свое мнение до тех пор, пока один из них, в течении года евший вместе с ним хлеб, не продал его за серебро. Потом точно также доля распорядилась и с ним. Тело беглеца нашли висящим на виноградной лозе, что растет на той земле.

***Конечно, (Иерон) побывал в разных землях, ругая устои, поэтому, вокруг идей того жреца тайно собирались редкие его приверженцы и они давали клятву довести его дело до конца. Увы! В один год приговорили того жреца к изгнанию из отечества навсегда. И поэтому, как только Иерон в тот же год один на осле вдоль берега пробрался в Александрию, его, согласно закона, задержали первые попавшиеся моряки (=фенеху - моя ремарка), отказавшись признать его высшим царем. Общими усилиями собрали деньги и купили для того жреца виссон. Полотняные одежды с покойника сняли и разделили. Когда на другой день к могиле пришел отец, чтобы, как положено древней традицией исполнить свои обязанности, тело исчезло. Преграда могилы, которую, по обыкновению, задвигали все вместе, была кем-то сдвинута.

***Когда, через небольшое время, овладели тем городом, захватили много пленных горожан. Всех отпустили... Увы! Воинов истребили... И Орос (Хор Бехдетский - моя ремарка) сын Исиды и Осириса. Увы! Самый несчастный среди всех...

Я бы предложил назвать Розеттский камень евангелием от Птолемея (о семантике и этимологии имени Птолемей - здесь). В нём нет ни Израиля, ни евреев. А почему последние стали фенеху (финикийцами) - это предмет другого обсуждения, выходящего за рамки данной работы. Вряд ли открою большой секрет, если скажу, что древнеегипетские тексты вообще не знают Израиля с евреями, и попытка притянуть сюда стелу Мернептаха выглядит явно неуклюжей.

Несколько комментариев к средневековой иконографии И-Х.

Санта Чечилия ин Трастевере

И-Х изображен в двух аспетах: Агнец божий и Сын божий:

Религия

Религия

На нимбе агнца изображена христограмма, а к голове Сына божьего тянется кулак. Искусствоведы поясняют, что таким образом Отец указывает на Сына, как будто без отеческого кулака его не разглядеть и не узнать.

Очевидно, это поздняя интерпретация древнеримской погребальной символики, состоящей из венка Осириса и букв Альфы и Омеги:
Религия

В ней осталась ω в виде кулака, держащего венок Осириса. Возвращаясь к теме превращения Анкха в символ мученической смерти, можно отметить, что по аналогии с ним венок Осириса стал терновым венцом И-Х. Но цветочный венок Осириса успешно сохранился в иконографии - см. Приложение 4-7. На мозаичные иконы перекочевала из древнеегипетской мифологии и птица Бену (Феникс):
Религия

Санта Прасседе. Капелла Зенона.

Религия

Небесный трон Господа держат четыре ангела - идея полностью заимствованная у четырёх сыновей Хора, небесных столпов.

Сан Марко в Риме.

Религия

В Риме продолжается традиция замены в "ответственных" местах Альфы (или латинской A) на лигатуру Религия. Крест на нимбе Агнца Божьего - хризма. Сочетание в нимбе Религия, P и ω характерно для италийской иконографии, хотя в западной традиции нимб И-Х обычно изображался без букв. Как оказалось, это был единственно верный подход, т.к. в данном вопросе накопились разногласия и недопонимания:

Религия

Религия

Религия

Иконы слева направо: греческая, православная, италийская (в нимбе - Религия, P и ω ).

Специалист говорит по этому поводу следующее:

Итак, «ό ών», греческие буквы «омикрон» (в данном случае, это артикль мужского рода) и «омега» с «ню» («ни» в византийском произношении), собственно, само слово «сущий». Обычно на иконах они располагаются следующим образом: в верхней лопасти «омикрон» и ниже слева направо относительно зрителя, «омега» и «ню».

Реже, буквы располагаются по часовой стрелке и даже против.

В мировой культуре много примеров, когда значение некого символа забывается и, со временем начинает иметь другой смысл. К сожалению, так случилось и с буквами крестчатого нимба. Греческий язык на Руси к XVI веку практически никто не знал. Толкование «ό ών» - «сущий» было утрачено (выделено мной). Однако, разгадать тайну «загадочных букв» очень хотелось. Греческие буквы очень похожи на славянские (тем более, что шрифты на то время, практически не отличались), греческая «омега», с надстрочными знаками, была принята за славянскую букву «от» T. И это уже давало известный простор в толковании .

Как раз тот самый случай, про который обычно говорят: не знал, да еще и забыл. Обратимся к истокам и рассмотрим внутренний саркофаг Тахатеру, 900 г. до н.э.:
Религия

Древнеегипетский саркофаг устроен как модель Мира, поделённый на нижний и верхний. Последний олицетворяет богиня неба Нут:
Религия

Как видите, уважаемый читатель, нимб богини Нут такой же "кресчатый", как у И-Х. Но египтянам не нужно было ломать голову и дописывать на нимб буковки, поскольку там уже есть иероглиф imy со значением сущий Этот же иероглиф присутствует на нимбе И-Х с тем же значением! Напомню гимн: "Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробах жизнь даровал!" Когда египтяне клали усопшего в саркофаг, изображавший модель Мира, он становился сущим, т.е. воссуществовавшим в Мире. Функция "крещения" в данном случае возлагалась на иероглиф imy. Поэтому на нимбе И-Х не следует ничего писать - там и без языческих приписок уже имеется надпись сущий, выполненная священной иероглификой. В этом контексте нанесение на нимб хризмы, практиковавшееся италийскими мастерами - ничто иное, как языческая ересь.

Заключение.

В ходе проведённого анализа установлено:

1 что т.н. раннехристианская символика не имеет ничего общего с И-Х и относится к древнеегипетскому символизму.

2. Появление символики распятия стало следствием метаморфозы древнеегипетского символа жизни Анка в кризисный период, вызванным сменой астрологических эр. Ощущение утраты, переживаемое лучшими умами того времени, породило культ мученичества, предопределило направление эволюции Анкха и заложило основы новой веры.

3. Мифологизация нового символа - распятия - осуществлена с использованием древнеегипетских протографов.

Общий вывод. Христианство всецело базируется на предшествующей ему культуре Древнего Египта, основанной на солярном монотеизме, поэтому обсуждение историчности И-Х лишено научных предпосылок.

Вместо послесловия.

Ни в коей мере не ставлю перед собой задачу кого-то переубедить и отлучить от веры - я не атеист (афеист, аметист etc.). Ибо вера - это предмет не гнозиса, а социальной психологии и в конечном итоге культурологии. Любой нормальный человек, получивший базовое образование, в состоянии понять, что вера в марсиан ничуть не хуже любой другой, заметив при этом отсутствие марсианских церквей с марсианскими попами, читающих марсианские проповеди. Моя цель - помочь тем, кто желает узнать, как и откуда появились ныне существующие храмы.

______________________________________________________________________________
Приложение.

Усопшие держат в руках розовые венки оправдания:

Религия

Религия

Религия

Венок Осириса изображен дважды: как гирлянда и в левой руке усопшей.

Венок Осириса на мозаике верхнего регистра баптистерия Сан Джованни ин Фонте (XIIв.):

Религия
Венок Осириса над христограммой.

Религия
Венок Осириса крупным планом.

Религия
Венок Осириса пошёл по рукам святых отцов.

Религия
Две птички после мытарств с венком Осириса угощаются виноградом.

Религия
Надгробие с изображением пожилого мужчины из некрополя в Абукире. (II в. Мрамор. Александрия) В правой руке усопший держит венок Осириса.

источник

0

12

Ислам в представлении христиан в средние века. Начало

«Вот сказали ангелы: «О Марьям! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому – Мессия Иса, сын Марьям. Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных.» [Коран. Сура 3. Семейство Имрана. Аят 45].

Религия
Благовещение. Марьям и Джибриль. Ангел Джибриль явился к Марьям, чтобы известить о рождении у нее сына Исы. Миниатюра из манускрипта 16 века сочинения Абу Рейхана Мухаммеда ибн Ахмед аль-Бируни (973-ок.1050) "Памятники минувших поколений" / Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Arabe 1489, f. 162v. Annonciation. Al-Āṯār al-bāqiya ʿan al-qurūn al-ẖāliya. Muḥammad ibn Aḥmad Abū al-Rayḥān al-Bīrūnī (0973-1050). 1501-1600. Langue: Arabe. Source

Третья сура Корана ниспослана пророку Мухаммаду (571-632) в Медине. Часть суры рассказывает о рождении пророка Исы /Иисуса и о страданиях его матери Марьям /Марии, которая происходит из рода Имрана, а также о заблуждениях христиан. Другая часть суры посвящена джихаду, который ведут в этом мире наследники пророков Мусы /Моисея и Исы.

Французский поэт 12 века о врагах-мусульманах повествует так:

«Вот Аполлена стал эмир молить
И Тервагана, Магомета с ним
"Я вам служил, кумиры ваши чтил.
Из золота я их велю отлить
[Лишь помогите Карла победить]".» [1]

Религия
"Маастрихтский Часослов". Первая четверть XIV века. Нидерланды, Льеж. Британская библиотека. Stowe MS 17, f.213r / Detail of a miniature from the Maastricht Hours, Netherlands (Liège), 1st quarter of the 14th century, Stowe MS 17, f.213r. Source

Это строки из знаменитой "Песни о Роланде". Здесь мы наблюдаем распространенное европейское мнение тех времен, что мусульмане – язычники и поклоняются идолам. А Магомет, Терваган и Аполлен – это злодейская троица сарацин, противопоставленная христианской Троице. Их идолы нередко фигурируют во французском героическом эпосе.

Как же христиане в средние века воспринимали ислам?

Религия
"Маастрихтский Часослов". Первая четверть XIV века. Нидерланды, Льеж. Британская библиотека. Stowe MS 17, f.106v / Detail of a miniature from the Maastricht Hours, Netherlands (Liège), 1st quarter of the 14th century, Stowe MS 17, f.106v. Source

Знания о религии мусульман в средневековой Европе были, по понятным причинам, весьма ограниченными и специфическими. Различия в восприятии ислама можно так или иначе связать с временными периодами, географией, образованностью и задачами христианского толкователя.

Общий вид получается примерно такой: ислам – это сознательное искажение истины, это учение насилия и меча, это потворство своим страстям, а Муххамед – суть Антихрист. Мусульмане рассматривались как очень опасные враги.

Религия
Чаша. Нишапур, Иран, 10 век. Музей исламского искусства, Катар. Дата создания 900 - 1000 / Nishapur Bowl. Unknown, Iran, 10th Century The Museum of Islamic Art, Qatar. Date Created 900-1000. Diameter: 23.3 cm. Type: Bowl

Можно выделить три главные христианско-средневековые точки зрения:

1. Ислам – это ересь. Так трактовали интеллектуалы, непосредственно соприкасавшиеся с мусульманами в своих землях, например, Иоанн Дамаскин, испанские теологи.

2. Мусульмане – язычники и идолопоклонники. Подобное мнение характерно для севера Европы, территориально далекого от ислама.

Религия
Демон Аль-Малик Аль-Ахмар. Иллюстрация из рукописи 16 века / Bibliothèque nationale de France, Supplément turc 242, f. 88v (the demon Al-Malik Al-Ahmar). Seyyid Mohammed b. Emir Hasan el-Suudî, Matâli’ al-sa’âdet. Istanbul, 1582 Source

3. Ислам – это кара Господня, некий период в истории Спасения. Мухаммед – предтеча Антихриста и приход арабских завоевателей знаменует скорое наступление конца света.

Для нас, смотрящих на те события сквозь много веков, возникновение и распространение ислама – это огромная веха, знаменующая переход мировой истории из одной стадии в другую. Для современников же происходящие события не были таковыми. В христианской Европе к тому времени сложилась устойчивая картина мира, где помимо правильных христиан различали еретиков, иудеев и язычников-многобожников.

Религия
Трактат о военном искусстве. 1470 / Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Arabe 2824, 81r. Titre: كتاب المخزون جامع الفنون « Le Trésor où se trouvent réunies les diverses branches (de l'art) », par Ibn akhî Khozâm. Auteur: MUḤAMMAD ibn Yaʿqūb ibn aḫī Ḫozām (Abū ʿAbdallah). Auteur du texte. Date d'édition: 1470. Langue: Arabe. Source

Ислам, мощным водопадом обрушившийся на христианские земли, не воспринимался тогда как новая религия. Прежде всего это была военная угроза, нашествие варваров, подобное прочим, испытываемым Европой. На севере Европы арабов-мусульман воспринимали так же как норманнов, венгров или пиктов. А завоевания варваров – это кара Небесная за грехи. Никто не думал, что это надолго.

Религия
Иллюстрация из «Памятников минувших поколений» Аль-Бируни, изображающая Мухаммеда во время Прощального паломничества / Paris, BNF, MS Arabe 1489, fol. 5v.

Так, в 634 году, когда мусульмане подошли к стенам Иерусалима, Патриарх Иерусалимский Софроний (ок. 560-638) читал проповедь на Рождество Христово в которой говорил, что христиане погрязли в грехах и поэтому Господь наказывает их, но исмаилиты как пришли так и уйдут.

С точки зрения христиан единственной религией было христианство, все остальное – это либо отступление от христианства, т.е. вероотступничество, либо язычество.

Религия
Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Arabe 1489, f.5v. Titre: MUḤAMMAD IBN AḤMAD AL-BĪRŪNĪ, m. après 442 h/1050. Al-Āṯār al-bāqiya ʿan al-qurūn al-ẖāliya. Titre: محمد بن أحمد البيروني. الآثار الباقية عن القرون الخالية
Auteur : محمد بن أحمد البيروني. Auteur du texte. Auteur: Bīrūnī, Muḥammad ibn Aḥmad Abū al-Rayḥān al- (0973-1050). Auteur du texte. Date d'édition: 1501-1600

Долгое время у христианской церкви не было какой-либо выработанной доктрины об исламе, не было суждений Папы Римского о мусульманской вере, на которые можно было бы опереться.

Да и сам ислам в VII-VIII веках, когда происходило взрывообразное его распространение, не являлся религией с четкими установлениями. Христианские тексты VIII века вполне могли быть искаженными представлениями того, что сами мусульмане про себя рассказывали.

Состав Корана в основном сложился в середине VII века. Однако, по свидетельству исламского богослова Джалалуддин ас-Суюти (1445-1505), различные его версии существовали даже через 400 лет после смерти Мухаммеда.

Религия
Женщины и юноша. Около 1870-1890 г. Персия. Раскрашенная фотография(?). Акварель / A group of women and a young boy, PERSIA, circa 1870-90. Watercolour on paper. 12x20.5 cm. via Persian Painting. Фотография-оригинал + другие фотографии гарема Насера ад-Дин Шаха Каджара здесь: dw.de

В отличие от современных верующих, подчиненных догмам, мусульманские ученые ранних лет религии были намного более гибкими, понимая, что отдельные части Корана были потеряны, искажены, и что существовали тысячи версий, которые не были включены в официальный текст Корана.

Например, тот же ас-Суюти, один из самых известных комментаторов Корана, приводит слова второго Праведного халифа Умара, который якобы сказал: «Не позволяйте никому говорить, что он получил весь Коран, поскольку, откуда он знает, что это — всё? Большая часть Корана была потеряна. Мы получили только то, что было доступно». Что уж тут говорить о стройности доктрины у рядовых последователей молодой религии.

Продолжение дальше...

0

13

Ислам в представлении христиан в средние века. Начало

Продолжение, начало тут

Религия
Святой Иоанн Дамаскин с развернутым свитком, на котором написана песнь в честь Богоматери. Михаил Анагносту/Μιχαήλ Αναγνώστου, 1734. Византийский музей острова Хиос, Греция / John of Damascus, painting by Michael Anagnostou Chomatzas, 1734. via

На завоеванных территориях мусульмане были достаточно толерантными, сохраняли и систему управления, и свободу вероисповедания. Подобная либеральная политика приводила к тому, что постепенно многие христиане переходили в ислам, ибо так удобнее жить. Тогда христианские писатели, чтобы удерживать своих собратьев-единоверцев от смены веры, стали убеждать, что христианство более важная и правильная религия, а ислам – это ересь, вероотступничество и поэтому он не обеспечивает Царствие Небесное.

Последний из великих отцов Восточной Церкви и первый схоласт Иоанн Дамаскин (кон.VII-VIII в.в.) всю свою жизнь провел на исламских землях. Он жил в столице Омейядского халифата Дамаске, его светское имя Мансур ибн Серджун Ат-Таглиби, его отец служил при дворе халифа, а позже этот пост некоторое время занимал и сам Иоанн-Мансур, пока не удалился в монастырь святого Саввы.

Религия
Преподобные Иоанн Дамаскин и святой Косьма. Иллюстрация из 'Минология Василия II'. Начало XI в. Ватикан. via

Иоанн Дамаскин – автор целого ряда сочинений, в том числе «Спора сарацина и христианина» (ряд исследователей подвергает сомнению его авторство [2]) и «Источника знания» (734 г.). По словам самого Дамаскина, цель трактата «Источник знания» – не сказать что-то новое, но аккумулировать то, что «святые и мудрые люди думали в различные времена».

Вторая часть «Источника знания» называется «О ересях» и включает в себя 103 наименования различных еретических учений. Почти все ереси – католические. Под номером 101 значится «ересь исмаилитов».

Религия
Мухаммед получает откровение на горе Хира. Миниатюра XVI века. Библиотека Топкапы, Турция / Miniature Ottomane tire?e du Siyer-i-Nebi. Hazine 1222, folio 158b, 1595. Istanbul, Muse?e du palais Topkapi. via

Иоанн Дамаскин рассказывает о «ереси исмаилитов»: ее происхождении, ее пророке и Священном Писании, ее доктринах и обрядах:

«Существует еще и религия измаилян, которая имеет силу и в наши дни, сбивая с пути народ и предвозвещая приход антихриста. Она берет свое начало от Измаила, рожденного Авраамом от Агари, поэтому они называются агарянами или измаилянами. Их также называют сарацинами – от слов "лишенные Саррой", ибо сказала Агарь ангелу: Сарра изгнала меня ни с чем.

Они были идолослужителями и поклонялись утренней звезде и Афродите, которую на своем языке называли Хабар, что значит Великая.

Религия
Мухаммад перед собранием адептов в присутствии четырех праведных халифов. Это шиитская рукопись, поэтому Али – первого имама в учении шиитов, как и Пророка, символизирует пламя. Кашмир, 19 век / Muhammad siege devant les croyants en compagnie des quatre premiers califes. Dans ce manuscrit chiite, Ali, le premier imam, est lui aussi symbolise par une flamme. Miniature du Cachemire, XIXe siecle. BnF, Manuscrits orientaux, Supplement persan 1030, fol. 374v. via

Так, до времен Ираклия они открыто служили идолам; а с того времени и по наши дни утвердился среди них лжепророк, называемый Мамедом, который, приобретя случайные познания в Ветхом и Новом Заветах и вдобавок пообщавшись с арианским будто бы монахом, основал свою собственную ересь. После того, как он снискал себе расположение народа, притворяясь набожным, он распустил молву, что некое послание, пришедшее к нему с небес, было откровением Бога. Изложив в своей книге несколько смехотворных учений, он передал им ее для почитания». [3]

Религия
Вознесение на Небеса Пророка Муххамеда в сопровождении Архангела Гавриила. Копия миниатюры из Басен Лукмана. Арабская рукопись, 1583 / The Ascension, The Prophet Muhhamed bieng carried to heaven by the Archangel Gabriel, miniature from The tales of Luqman, Arabic manuscript, 1583. Source

Мухаммед, согласно изложению Иоанна Дамаскина, говорит, что единый Бог есть творец всего, и что Он не рожден и никого не родил [ср. Коран 112:3]; признает бессеменное рождение Иисуса от Марии, но отрицает божественную природу Христа и распятие; а также утверждает, что Бог взял Его живым на небо.

Ислам представлен здесь как «ложное суеверие», а не другая религия. Дамаскин применяет понятие «предтеча Антихриста» но по отношению к учению Мухаммеда, а не к его личности. Даются три имени мусульман: исмаилиты, агаряне и сарацины. Все они связаны с мусульманскими представлениями о себе самих.

Религия
Мухаммед на Бураке восходит из Мекки на небеса (Мирадж), ведет его многокрылый архангел Гавриил. Миниатюра из рукописи "Хамсе" Низами Гянджеви, 1494 г. Персидский художник-миниатюрист Кемаледдин Бехзад / Attributed to `Abd al-Razzaq by Jahangir, black and white sketch attributed to Bihzad by Dust Muhammad, probably by Qasim Ali (pupil of Bihzad), like most of the other 22 paintings in the 1494/5 Khamsa. In the collection of British Museum. 1570 to 1624. From Khamsa of Nizami, 900 AH (1494/5). Author Kamāl ud-Dīn Behzād. via

«Измаильтяне» – потому что Измаила, внебрачного сына Авраама [Библия. Быт. 16:3] от наложницы, мусульмане считают своим праотцом. Название «агаряне» происходит от имени матери Измаила – Агари. А «сарацины», по мнению Иоанна Дамаскина, произошло от слов Агари: «Сарра отпустила меня пустой» /Sara vacuam me dimisit.

От религии Авраама и Измаила исмаилиты обратились к идолопоклонничеству. По мнению Иоанна, это произошло вследствие введения идолов и чуждой практики богослужения. Автор заметил влияние на ислам староарабских культур и признал, что Мухаммеду удалось отвратить арабов от многобожия и вернуть их в лоно монотеизма.

Религия
Пророк Мухаммед на Бураке, ведомый архангелом Гавриилом, на небесах, в окружении ангелов. Иллюстрация к «Хамсе»/«Пятерица»/«Пандж Гандж» классика персидской поэзии Низами Гянджеви (ок.1141-ок.1209). В этой рукописи 1529 года содержится четыре из пяти поэм, отсутствует знаменитая поэма «Лейли и Меджнун» / Five poems (quintet), Walters Art Museum Ms. W.607, fol. 4b. This is an illustrated copy of four of the five poems that comprise the Khamsah of Niẓāmī Ganjavī (d.605 AH / 1209 CE). It does not include Laylá va Majnūn. The text was copied by a certain Yādkār the Calligrapher (al-Kātib) in 935 AH / 1529 CE, most probably in Safavid Iran. The Prophet Muhammad is depicted ascending on Buraq led by the angel Gabriel. Source

Мухаммеда Дамаскин называет — «лжепророк», «лицемер», «лжец» и «прелюбодей». Тот «случайно» познакомился с Ветхим и Новым Заветом и затем составил собственную ересь: от иудаизма взял монотеизм; от ариан – утверждение, что Сын и Дух были сотворены Богом; от несториан – утверждение, что Христос был простым человеком. Иоанн излагает суть ислама, заключающуюся в положении о единстве Бога. Это свидетельствует о том, что Иоанн очень хорошо знал Коран.

Иоанн Дамаскин выдвигает также аргументы против пророческой миссии Мухаммада, которые позже становятся общепринятыми в христианской полемической литературе. Его не предвещали предшествующие пророки, не было свидетелей, что Бог дал ему Писание, как не было никаких знамений и чудес, удостоверяющих истинность его учения: «Кто же свидетель, что Бог дал ему Писание, и кто из пророков предсказал, что восстанет такой пророк?»

Религия
Отвечая на свои вопросы, Иоанн Дамаскин приводит пример Моисея, получившего закон «в виду всего народа». А на пророка писание снизошло, как утверждают сами мусульмане, во время сна, т.е. без каких-либо свидетельств, хотя Коран предписывает свидетельствовать различные случаи, даже самые незначительные. Приход Христа предсказали Моисей и другие пророки, а Мухаммеда никто не ожидал. До Иоанна у мусульман мысли не могло возникнуть, что деятельность пророка должна быть предсказана заранее в Ветхом или Новом Заветах.

Далее Иоанн Дамаскин полемизирует с мусульманами, которые обвиняют христиан в том, что они к Богу «присоединяют другого Бога», говоря, что Христос есть сын Божий. Обвинения мусульман основываются на представлении, что Бог не может иметь сына: Не подобает Милосердному брать себе сына [Сура 19 "Мариам":92].

Религия
Пророк Мухаммед перед Каабой. Османская миниатюра, 1595 г. Дворец Топкапы, Стамбул / Le prophète Mohammed à la Kaaba. Miniature Ottomane tirée du Siyer-i-Nebi (Hazine 1222, folio 151b), 1595. Istanbul, Musée du palais Topkapi via

Крест как символ отвергался Кораном и был презираем мусульманами, ведь иудеи распяли на нем «тень» Христа. В ответ на это обвинение Дамаскин обвиненяет их в поклонении Каабе. То, что «они называют камнем, есть глава Афродиты, которой они поклоняются...».

В 101 главе Коран упоминается дважды: 1) как «некоторые измышления», «смехотворные», «нелепые» и «глупые» и 2) как совокупность «басен» с определенным названием – речь идет о сурах.

Религия
Маджнун со свои отцом в Мекке. Миниатюра к "Лейли и Маджнун" из "Хамсе" /"Пятерицы" Низами Гянджеви (ок.1141-ок.1209) / Illuminated Manuscript, Five poems (quintet), Majnūn and his father visit the mosque in Mecca, Walters Art Museum Ms. W.606, fol. 126b. This is an illuminated and illustrated Khamsah (quintet) by Niẓāmī Ganjavī (d. 605 AH / 1209 CE), copied by Muḥammad Mūsá al-Mudhahhib ('the Limner') in Safavid Iran in 924 AH / 1518 CE. Source

Иоанн Дамаскин сообщает заглавия четырех сур.

1. «О жене» – сура 4 «Женщины». Автор обвиняет мусульман в половой распущенности, имея в виду многоженство. В Коране же: «А если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на тех, что
приятны вам, женщинах – и двух, и трех, и четырех». Отмечается здесь и практика развода. В Коране говорится об обстоятельствах развода, финансовых соглашениях, правах на развод и т.д. Дамаскин обвиняет Мухаммеда в попытке обосновать свое прелюбодеяние с женой своего соратника Зайда. Пророк же исходил из коранического изречения: «Ваши жены – нива для Вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете, и уготовывайте для самих себя...».

2. «О верблюдице Божией» – суры с таким названием в Коране нет, но само выражение часто в легендах о Салихе, пророке Аллаха, и верблюдице, которую Аллах послал как знамение к народу самуд на севере Хиджаза. Неверующие ее закололи, за что Бог наслал на них землетрясение. В Коране эта легенда упоминается в двух сурах – 7:73-79 и 26:141-158.

3. «О трапезе» – сура 5 «Трапеза». Здесь используется сюжет о том, как Иисус просил у Господа стола. В Коране Иса просил Аллаха о трапезе с неба – 5:114-115.

4. «О бычке» («Корова»).
Иоанн Дамаскин упоминает, что Мухаммед «написал много нелепых вещей, для каждой из них установил название». Это «бредни», которые можно опустить. Таким образом, Иоанн явно знал и другие суры, но отобрал именно эти, так как они показались ему более значимыми.

Религия
Сцена обрезания из манускрипта середины XV века / Sünnet. Türkçe: 15. yüzyılda Sabuncuoğlu Şerefeddin tarafından yazılan Cerrahiyetü'l Haniyye'de yer alan sünnet sahnesi. Date 1450. Source NTV Tarih. Author Sabuncuoğlu Şerefeddin (?). via

Далее Иоанн упоминает о практике обрезания, несоблюдении суббот, запрете креститься. Обрезание в Коране не упоминается, но в самом исламе – это символ чистоты и омовения. Отказ от Субботы, вероятно, вызван стремлением отмежеваться от иудаизма, а запрет креститься – от христианства.

Мы видим, что 101 раздел части трактата Иоанна Дамаскина «О ересях» является попыткой систематического объяснения ислама христианским автором, для того чтобы информировать христиан о новой ереси и предотвратить ее распространение. Полемика носит чисто теологический характер. Именно Иоанн Дамаскин, по всей видимости, первым классифицировал ислам как ересь. И эта точка зрения стала доминирующей в средневековом христианстве.

Религия
Такиех Mo’aвен oл-Молк, Керманшах, Иран. Музей (?). Мечеть Такиех Mo’aвен oл-Молк была возведена в эпоху династии Каджаров (XIX век) в память о мученической смерти имама Хусейна в Кербеле / Takieh Mo'aven ol-Molk, Kermanshah, Iran via

Такое представление об исламе как о христианской ереси и о Мухаммаде как о лжепророке перешло от сирийцев к византийцам, а от них в Западную Европу. Но сирийская и византийская формы апологетики существенно различались. Сирийская была более сдержанной и уравновешенной, сочетала в себе полемичность с более или менее корректным описанием аргументов противника: пример тому – Иоанн Дамаскин. Византийская же гораздо более идеологизирована, многие сведения о мусульманах если и приводились, то в сильно искаженном виде. Одним из первых представителей византийской апологетики был Феофан Исповедник (ум. в 818 г.). К сожалению, Европа знакомилась с антимусульманской апологетикой в ее византийском варианте.

Сирийская же традиция за редкими исключениями оказалась забытой и оставалась неизвестной латинским ученым вплоть до XV в.

Продолжение должно последовать.

__________________________________
Примечания:
[1] Песнь о Роланде. CCLII // Библиотека Всемирной Литературы, т.10. Перевод со старофранцузского Ю. Корнеева. Издательство "Художественная литература", 1976 г..
[2] см.: Ioannis Damasceni. Disputatio Saraceni et Christiani // Sahas D. J. John Damascus on Islam. Leiden, 1972
[3] Цитата по: «Деяния франков и прочих иерусалимцев». Перевод на русский язык и комментарий: учеб.-метод. пособие / Т. Г. Мякин, Г. Г. Пиков, В. Л. Портных. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010

Источники и материалы по теме:
в тексте+
«Деяния франков и прочих иерусалимцев». Перевод на русский язык и комментарий: учеб.-метод. пособие / Т. Г. Мякин, Г. Г. Пиков, В. Л. Портных. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010
Монтгомери. Уотт У. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976
Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. /Гл. ред. С.А. Токарев.- М, 1998
https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Корана
http://ru.wikiislam.net/wiki/Происхождение_Корана
Ибн Варрак. Происхождение Корана
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сура_Аль_Имран
Программа телеканала "365 дней ТВ" Час истины: Ислам и средневековая Европа. Участвуют д.и.н. Светлана Лучицкая и к.и.н. Галина Попова.

См. также:
Мухаммед в представлении христиан в средние века
Макамы: плутовские новеллы или суфийские истории?
Абу Рейхан аль-Бируни: Я думаю, что лучше покинуть сей мир зная ответ на этот вопрос, чем уйти из него невеждой
Происхождение винограда и причины пьянства. Арабская версия
источник

0

14

Как и откуда появилась христианская символика (часть 3)

Это - продолжение работы, выложенной ранее..

И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус
(Лк.1:31)

Иисус Христос - Суперстар!

Ранее нам удалось выяснить происхождение символики, традиционно относимой к христианству. Перечислю и зафиксирую основные результаты:

1. Иконография цветочных гирлянды и венка заимствована из соответствующей древнеегипетской иконографии, иллюстрирующей ритуал дарения венка Осириса (венка оправдания).

2. Прообразом двух птичек (голубей), повязывающих венок Осириса, послужили два аспекта Хора Бехдетского в виде соколиных фигур, персонифицирующих восток и запад.

3. Символы Религия ω, ошибочно принятые за ничего не значащие греческие буквы Альфа и Омега, означают, соответственно, Аменти (лигатура названия загробного мира) и имя Хора Бехдетского, записанное в виде ωρος. Откровение Иоанна Богослова, в котором неоднократно повторяется "аз есмь альфа и омега...", имеет признаки поздней вставки и написано с целью наполнения указанных символов новой семантикой взамен утраченной.

4. Равносторонний крест, названный греческим, происходит от аналогичного по виду египетского иероглифа imy, отражающего космологическое понятие сущий.

5. Монограмма "хризма" (Лабарум) появилась вследствие намеренного искажения греческого креста (иероглифа imy) с целью прочтения в номограмме диалектного, но наиболее распространённого имени Χορος.

6. Символика христианского распятия восходит к древнеегипетскому символу жизни Анкху, модифицированного в антропоморфный вид.

Персонификация Анкха, а также трудности с восприятием ребусической символики Религия и ω ни в коей мере не могли повлиять на монотеистический солярный культ, под который подстраивалась иконография и символика.

В первых веках египтяне искали способ унификации символики, но с непременных сохранением семантики:

Религия
Лен, ткачество, аппликация, III в.

Этот вариант позволял читать имя Χορος, но исключал возможность визуализации Анкха-человека и символа сущий (иероглифа imy). Как показало дальнейшее развитие символизма, христограмма оказалась в этом смысле не очень практичной, что предопределило ослабление её популярности. В римских катакомбах был обнаружен пример иного подхода:

Религия

Если не считать живописного портрета бородатого кумира, имя которого раскрывает ω (ωρος), то в целом символика имеет консервативные черты. Кресчатый фон, очевидно, подразумевает сущий, а "западная" часть иконы обозначена лигатурой Аменти (Религия), о зашифрованном значении которой, видимо, мало кто догадывался.

Вместе с тем, в первых веках широко использовалась античная иконография, ныне выдаваемая за христианскую:

Религия
Мавзолей Галлы Плацидии, Равенна, Vв.

На мозаике изображен Аполлон в образе "бога пастбищ". Орфическая иконография почти не отличается от "аполлоновской":

Религия
Добрый Пастырь Орфей-Христос (Археологический музей Палермо, Сицилия), ставящий в тупик исследователей, не могущих отличить христианское изображение от языческого.

В случае с Аполлоном, как и во всех подобных, признаком христианства считается крест, который есть ни что иное, как сочетание иероглифа imy и жезла. Примеры подобного комбинирования известны задолго до Р.Х. в древнеегипетской иконографии:

Религия
Рельеф в храме Сети I. Абидос, XIII в до н.э. Жезл Анубиса увенчан Анкхом ("египетским" крестом).

Поэтому крест Аполлона следует отнести к древнеегипетской традиции, но не к раннехристианской. Нимб также заимствован в античной живописи:

Религия
Нереиды. Дом Эона. Середина IV в. н.э., Кипр.

Аполлона изображали юным, безбородым, златокудрым и с красивыми чертами лица. Отличительным же признаком нового кумира стала борода, следовательно, популярная иконография, носящая условное название Добрый Пастырь, может считаться христианской лишь в том случае, если на ней присутствует имя Христа и его бородатый лик. Проблема, однако, в том, что древнейшие тексты Библии не называют имя Иисуса Христа! Оно зашифровано парами букв с титлами: IS XS, вариант ΙY XY. Подобная ситуация имеет место практически во всех текстах, во множестве обнаруживаемых в Египте. Для примера - фрагмент оксиринхского папируса:

Религия
Примечательно, что в оксиринхских папирусах произведения античных авторов перемешаны с теологическими документами. Очевидно, их владелец не видел между ними большой разницы. Пара букв XS с титлом допускает несколько вариантов прочтения:

Χορος - Хор Бехдетский (Аполлон).

χρηστός - добрый (хрестос).

χρις - действующее лицо Илиады Гомера, жрец "царя Аполлона".

χρύσεος - золотой, сияющий как золото, золотистый (златокудрый Аполлон).

χριστός - намазанный.

С одной стороны, XS обладает универсальностью и может удовлетворить последователей самых разных религий, включая египетский монотеизм. Но одновременно вносит большую путаницу, о которой пишет Д.Мережковский:

"Во-вторых, древние последователи Иисуса именовали себя «хрестиане», а вовсе не «помазанники» («христиане»). Так, римский историк Светоний Транквилл (ок. 70-140 гг.н.э.) писал: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он (Клавдий, 10 г. до н.э. – 54 г. н.э.) изгнал из Рима». По этому поводу Б.Г.Деревенский замечает: «То, что Светоний пишет "Chrestus" вместо "Christus" вроде бы свидетельствует о том, что речь идет о каком-то другом лице, не основателе христианства... В свое время Орозий (V в.), цитируя это место, просто исправил "Chrestus" на "Christus"». И.М.Тронский также отмечает: «Имя "Chrestus", являющееся переводом еврейского слова со значением помазанник, могло быть в принципе применимо к любому еврейскому претенденту на роль Мессии». Но совершенно очевидно, что у Светония речь идет не человеке-Хресте, а о последователях Христа, называющих себя «хрестианами»!"

"...знаем также, по св. Юстину, Афинагору и Тертуллиану, что христиан тогда называли Chrestiani, и, следовательно, "Хрестос" у Светония не может быть никем иным, как Христом."

Большой учёный И.М.Тронский оказался настолько ослеплённым верой в историчность еврея И-Х, что допустил невежественный комментарий. Эпитет χρηστός, как и χριστός - греческие слова, не имеющие к еврейскому языку никакого отношения. Считается, что эпитет "мессия" якобы происходит от ивритского משׁיח (Маши́ах), Получается, что Моисей - тоже помазанник! На самом деле, Моисей и "мессия" этимологизируются из древнеегипетского слова мес (рожать) в варианте месес (рождённый). Так, например, имя известного античного бога Гермеса переводится как рождённый Хором (Гор + мес). Не может не изумлять и логика Альберта Хока: если героя называют Хрестос, следовательно он Христос.

Споры относительно правильного имени И-Х нашли отражение в старейшей Библии - Синайском кодексе. В тексте Библии три раза встречается слово "христиане", которое подразумевает, что это последователи Христа. В действительности ситуация выглядит несколько иначе:

Деяния, 11:26
Религия

Деяния, 26:28
Религия

1-Петра, 4:16
Религия

Во всех трёх случаях написано слово хрестиане, которое в греческом пишется через букву H (эта). Позднее её правую часть подтёрли и она стала выглядеть как I, превратив тем самым хрестиан в христиан.

"Античное хрестианство", основанное на образе Доброго Пастыря (от χρηστός - добрый), нашло отражение и в русском языке - в словах крест, крещение, крестьяне, воскрешение. В древнерусских летописях также писали хрестиане - по образу и подобию Синайского кодекса:

Религия
Фрагмент Радзивиловской летописи. XIII в.

О культе Хреста в них пишется прямым текстом ("Повесть временных лет"):

«Число же летомъ зде не писахомъ, в задняя впишемь по антиохиискым събором, алоумъпиадамъ; грьцкыми же численицами, римьскы же висикостомь, якоже Евьсевии и Памьфилово, и инии хронографи списаша от Адама до Хрестоса; вся же лета спишемь, рощетьше во задьняа».

«Се слышавше Жидове Козарьстии придоша, рекуще: слышакомъ, яко приходиша Болгаре и хрестеяне, учаще тя ктоже (къждо) вере своей; хрестеяне бо веруют, егоже мы распяхомъ, а мы веруем единому Богу Аврамову, Исакову, Яковлю.»

В этом смысле греческие богословы поступили проще - они сделали имена Χρίστος (Христос) и Χρήστος (Хрестос) синонимами: Χρίστος και Χρήστος: πρόκειται για δύο ομόηχες λέξεις, οι οποίες, συχνά, συγχέονται. Перевод: Христос и Хрестос - это два одноимённых слова, которые часто путают. Путают с первых дней появления хрестианства, постепенно перелицованного в христианство!

Тайнопись посредством XS хороша тем, что аккумулирует несколько аспектов Хора (Χορος), включая и само имя Хор, и в этом контексте эпитет χριστός (намазанный) смотрится нелепо, т.к. это вообще не имя, требующее к тому же немалых богословских камланий для прояснения "намазанности" божества. Но веление времени - начало эры Рыб, повлекшее начало новой веры, - требовало пришествия нового кумира, не связанного со своими предшественниками. Очевидно, эпитет Христос - результат консенсуса богословов, призванного минимизировать контаминацию образа Христа языческими культами. Шли подвижки и в иконографии распятия. Если первые изображения ещё наследуют жизнеутверждающий символизм Анкха, то в VI в. "тело" Анкха приобрело мученический изгиб, и лишь начиная с X в. на иконах стали изображать мертвеца:

Религия
Амулет с изображением распятого Орфея Вакхического (ΟΡΦΕΟΣ ΒΑΚΚΙΚΟΣ).

Последний пример с распятием приведён с целью показать, что этот амулет не мог появиться ранее VI в. Более того, предположение о его аутентичности должно базироваться на единственном допущении о заимствовании стойкими последователями орфических культов новой христианской символики. Если судить по истории возникновения самой христианской символики - ничего невозможного здесь нет. На основании мученического изгиба тела можно заключить, что распятие, как вид казни, до определённого времени не практиковалось. И в самом деле, столь трудозатратное умерщвление человека ничем не оправдано. Обычное повешенье обеспечивает без лишних хлопот и казнь, и назидательное устрашение. Очевидно, ближе к VI в. из чистого любопытства кое-где стали применять казнь через распятие, что повлекло изменение в иконографии, когда увидели процесс в реальном исполнении.

Имя И-Х в виде двух пар букв IS XS появилось на иконах не ранее VII в. (по другим данным не ранее IX в.):

Религия
Мозаика, Византия, конец XI века.

Случайно или нет, но XS, допускающее чтение Χορος, оказалось в восточном разделе креста, где ранее находился символ имени ωρος, а в западном - имя IS. Его традиционно и с очень большими натяжками этимологизируют из иврита, складывая обрывок имени Иехова и слово шуа - спасение, получая таким образом имя Йехошуа со значением "спасение Йеховы". Оно ставит в затруднительное положение, т.к. не ясно, нуждается ли в защите сам Яхве (Йехова) или он посылает от собственного имени защитника. Попутно возникает ещё ряд вопросов. Почему нет защитников от имени Саваофа, Эллохима и Адоная? Чем И-Х отличается от множества других Иисусов, присутствующих в Ветхом завете? Ответ на последний вопрос напрашивается следующий: И-Х выделяется из сонма Иисусов тем, что он намазан (χριστός), а остальных защитников Яхве помазать не удосужились... Однако, главное возражение заключается в том, что имя Йехошуа озвучивает тетраграмматон, энигматическая запись которого подразумевает Непроизносимое Имя Господа, поэтому от еврейской этимологии имени Иисуса следует отказаться как неприемлемой!

Продолжение дальше...

0

15

Как и откуда появилась христианская символика (часть 3)

Продолжение, начало тут

Единственный выход - искать этимологию в греческом языке. Но сначала совершим экскурс в древнеегипетское прошлое - Новое царство, в котором стали набирать огромную популярность народные магические культы, применявшиеся в медицинских целях. Их "теоретической" основой послужил фольклор на тему исцеления Исидой своего маленького сына Хора. Появление этого культа и распространённость его в массах было обусловлено высокой детской смертностью, вследствие отсутствия медицинских знаний и соответствующей помощи. Роль медицины выполняла особая магия, сохранившаяся до наших дней. В Древнем Египте, разумеется, медицина была на высочайшем для своего времени уровне, но она развивалась, главным образом, в направлении травматологии, хирургии, стоматологии, в то время когда основная смертность приходилась на инфекционные заболевания, укусы змей и скорпионов. Невидимый враг, убивавший близкого человека, неизбежно порождал мысли о происках тифонических сил, с которыми следует бороться, беря пример с Исиды. В качестве основного атрибута народной медицины использовались специально сконструированные стелы - так называемые циппи Хора:

Религия
стела Меттерниха, IV в. до н.э.

Циппи были исписаны текстами - в основном, заклинаниями, многие из которых не имеют смысла и расчитаны на создание ритмического шумового эффекта наподобие АБРАКАДАБРА (которой продолжали лечить и после Р.Х., что не помешало А.Т.Фоменко и Г.В.Носовскому обнаружить на стеле гороскопы и решить их!), чтобы изгнать болезнь. Кроме того, стелы поливали водой, "впитывавшей" силу заклятий, после чего вода использовалась как лекарство. Наиболее ценные заклятия и абракадабры разбирали на цитаты и делали циппи Хора в виде амулетов, которые вешали детям на грудь наподобие современного крестика:

Религия
Амулет циппи Хора.

Рассмотрим иконографию циппи Хора более детально:

Религия

В центре изображён младенец Хор - сын Исиды (Харпократ), справа - бог мудрости Тот (будущий Гермес Трисмегист), крайняя слева - Хатхор (материнский аспект Исиды). Слева от Харпокарата изображён солярный Хор-Ра, за его спиной - штандарт с сидящим на нём Монту - воинственным аспектом Хора. Справа от Харпократа стоит ещё один штандарт в виде цветка лотоса, увенчанного короной Амона - шути. Харпократ попирает двух крокодилов, олицетворяющих тифонического Сета (от него - Сатана, шут ). Газель в руке Харпократа - ещё один "дух" Сета; змеи, скорпионы и лев воплощают тифонические силы, над которыми одержал победу торжествующий (=исцелившийся) Харпократ. Все главные действующие лица также участвуют в попрании тифонических напастей. Над головой Харпократа изображен лик Беса - хранителя домашнего очага, что подчёркивает народный характер магической медицины.

Похожим "целебным" действием обладали бытовые стелы богини Хатхор, получившей в народе прозвище Кадеш (от имени Хатхор), которую египтологи по странному недоразумению считают чужеземной богиней. Египетская медицинская магия была столь популярна, что соответствующая атрибутика покрыла все территории, прилегающие к Египту:

Религия
Медицинская стела Кадеш*.

Можем ли мы предполагать, что с приходом новой веры столь значимая для Древнего мира отрасль бесследно исчезла вместе с иконографией? Обратимся вновь к искусству первых веков от Р.Х.

Религия
Баптистерий Неона, Равенна, V в.

Как было сказано выше, безбородый молодой человек - канонический образ Аполлона, попирающего в данном случае тифонических животных: льва и змея. Эта иконография предполагает, что Аполлон был целителем, вобрав в свой образ качества народного Харпократа. Известные эпитеты Аполлона не оставляют в этом сомнения: "Спасающий от бед", Пэон (греч. Paian — "Целитель") и "Медикус" (лат. Medicus — "Исцеляющий").

На следующей мозаике VI в. картина повторяется:

Религия
Мозаика, Архиепископская капелла, Равенна, VIв.

Два исключения: кресчатый нимб, известный задолго до Р.Х., и воинственный образ (римский легионер), соответствующий воинственному аспекту Хора - Монту. Но если мы знаем, с кем и с чем "воевал" Харпократ, то в отношении этого изображения обычно пишут, что оно соответствует библейскому тексту: "На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона" (Пс.90:13). Из четырёх существ два - василиск и дракон - сказочные. Однако, остаётся неясным, с какой целью следуют попирать божьих тварей и на какую войну собрался герой сюжета картины? Предшествующий текст раскрывает причину:

"...говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
Ибо ты сказал: «Господь - упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею"(Пс.90:2-12).

Комментаторы явно не понимают, в чём тут дело, ибо текст представляет собой заклятия от язв, заразы и травм, наследуя таким образом содержание медицинских циппи Хора!

Логично предположить, что новый бородатый кумир последует примеру предшественника и станет востребованным эскулапом. Так и есть:

Религия
Мозаика, собор Святого Юста, Триест, IX-XIвв.

Религия
Фрагмент мозаики, собор Святого Юста, Триест, IX-XIвв.

Таким образом, законченный образ кумира новой веры сложился лишь в Средневековье. Хотя надо признать, что сцена попирания Василиска и Дракона в соборе Святого Юста смотрится не очень эффектно, и вряд ли кто-то обращал на неё внимание, поэтому для удовлетворения нужд прихожан этого явно недостаточно. Библия как бы помогает и акцентирует внимание читателя на профессионализме И-Х медика (Мф.4:23-25):

"23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана."

Но кто и где мог читать эти тексты - Библия была недоступной для читательских масс вплоть до XIX века!

Перенесёмся снова в Древний Египет, в котором врач именовался следующим образом:

Религия

т.е. было несколько диалектных вариантов: суну, зин, сину**... А в форме "я - врач" к ним добавится начальное Религия (и), что даст соответственно исуну, изин, исину. В них отчётливо проглядывается имя Ясон - персонаж античной мифологии, - обладавший искусством врачевания. Если обратиться к словарю древнегреческого языка, то выясняется, что имя Ясон - словоформа имени Иисус: Ἰησοῦς (gen., dat., voc. Ἰησοῦ, acc. Ἰησοῦν). Хотя, зная предысторию появления имени Ясон, более верным было бы обратное утверждение: Иисус - это словоформа имени Ясон. Во всяком случае, Иисус и Ясон означают одно и тоже - Целитель.

И-Х обладал ещё одним эпитетом - Назарянин, который в Библии обыгрывается как "родом из Назарета, города Галилейского". И в этом видится ошибка евангелистов, т.к. выходцы и жители Назарета называются назаретянами, чего в Библии нет. В действительности, "Назарет" и "назарянин" имеют прямое отношение к И-Х, если учитывать Аполлона (Хора Бехдетского), предтечу И-Х. Слово nsr в языке древних египтян означало сияющее пламя, а производное от него nsrt - огнедышащие кобры-уреи на челе Хора Бехдетского: Религия. Уреи-назарет благополучно сохранились на иконах Целителя в виде неизменного символа ω, а сам Целитель - в виде сияющей звезды:

Религия
Воистину Суперстар!

Нередко исследователи и просто интересующиеся теологией задаются вопросом: чем занимался И-Х 30 лет с момента своего рождения? Источником вопроса служит убеждение в историчности И-Х - одного из самых знаменитых персонажей новой эры, - и странно, что ни историки, ни биографы, ни евангелисты не позаботились осветить практически всю жизнь И-Х.

Явление Миру 30-летнего спасителя - отголосок архаичного древнеегипетского ритуала, непосредственно связанного с эрой Тельца, когда фараон уподоблялся быку, астральным воплощением которого была планета Сатурн. Исходной точкой летоисчисления в Древнем Египте служило воцарение нового фараона. С этого момента начиналось отслеживание движения Сатурна по эклиптике, - фараон-бык таким образом обходил царство своего "отца" - бога солнца. Через 30 лет цикл заканчивался - Сатурн совершал полный оборот, что интерпретировалось как вхождение в Мир и семью бога солнца. Своеобразное крещение заканчивалось грандиозным праздником Хеб-Сед, в ходе которого фараон совершал ритуальный забег по кругу вместе с быком. Тут же напрашивается следующий вопрос: тогда зачем "убивать" И-Х в 33 года - пусть бы ходил и врачевал на радость евреям. Здесь мы снова сталкиваемся с особенностью древнеегипетского летоисчисления. Точнее, с ней столкнулись древние историки, пытавшиеся "склеить" годы правления фараонов в непрерывную шкалу, беря за основу царские списки... в большинстве которых отсутствовали годы правления фараонов. В результате ничего не склеивалось - получались шкалы с огромным разбросом реперных дат, что вынуждало ветхозаветных патриархов жить вплоть до 900 лет. Выходом из положения послужил метод деления каждого столетия на три правления фараонов - по 33 года. Поэтому в псевдоисторических мифах фараон Александр Великий тоже правил 33 года, после чего умер и воскрес. В итоге Целителю Намазанному ничего не оставалось, как явиться в 30 лет и "самоликвидироваться" в 33 года.

Заключение

1. Имя Иисус происходит от древнеегипетского названия врача - swnw (суну), полностью сохранив семантику, означая Целитель. Своему появлению оно обязано магической медицине, получившей широчайшее распространение во всей Ойкумене. С приходом христианства процедура лечения, сопровождавшаяся проговариванием заклятий и абракадабр, трансформировалась в молитвенное обращение к Целителю или Богородице, прообразом которой была богиня Хатхор (Кадеш - в диалектном варианте).

2. Имя в виде пары букв XS задумывалось в качестве универсального имени, подразумевавшего прочтение как самого имени бога, так и его основных эпитетов: Хорос (Аполлон), Хрестос (Добрый Пастырь) и Хрисеос (сияющий золотом). Возникшая неразбериха вынудила остановиться на наименее благозвучном варианте с туманной семантикой - Христос (намазанный).

3. Эпитет И-Х Назарянин происходит от древнеегипетского слова nsr - сияющее пламя. Слово nsrt (огнедышащие уреи), производное от nsr, сохранилось в Библии практически без изменения в виде названия города Назарет. Оба слова - Назарянин и Назарет - реминисценция древнеегипетского монотеистического солярного культа.

_______________

Примечания

* Впервые женщину со змеями обнаружили на Крите, не имея понятия, об источнике происхождения культа и его характере. С тех пор по трудам историков пошла гулять Богиня со змеями, хотя её символика сохранилась в жезле кадуцей (от Кадес) и символе медицины. От имени Кадеш этимологизируются слова: кудесник, чудеса, Кидуш, Кудеш, Кадес, Хадис, Гадес (Ад), Кафис, Кудс (Эль-Кудс - культовый центр поклонения Хатхор и будущий Иерусалим), кудес, etc. Исида, Хатхор и Кадеш стали прообразами Богородицы и Софии Премудрости Божии.

** Очевидно, от названия древнеегипетского доктора сину произошло имя Ибн Сина и, соответственно, слово "медицина" (medeor + сина), что даёт основание утверждать о фантомном характере исторического персонажа по имени Ибн-Сина (Авиценна). Ибн Сина - это своеобразная медицинская энциклопедия Древности, составленная многими поколениями врачей.
источник

0

16

Трансформация Христа. Кто такой Мистер ИКС?


Колесо Сансары - Крещение (2/3)

0

17

Трансформация Христа. Кто такой Мистер ИКС? - 2. Крематорий.


Колесо Сансары - Ключ (1/3)

Просмотрела первые две части. С одной стороны,

интересны некоторые мысли автора, с другой, все подтягивается к истории символике нового течения славян, их ритуалы.

Религия

Религия

Религия

Религия

Религия

Автор подводит к мысли, что строения в виде храмов, это печи для кремации после потопа. Хотелось бы задать вопрос, а чем поддерживали огонь, чтобы столько тел сжигать? И почему не берутся во внимание, что эти самые печи были заводами?

Религия

"Возрождение кремации произошло в Европе во второй половине XVIII века. В это время быстро росли города. Кладбища не справлялись с постоянным потоком умерших. Появились братские могилы и захоронения рядом с домами. Близость кладбищ иногда вызывала эпидемии среди местных жителей — в те годы редко кто умирал естественной смертью.

Открытие микроорганизмов показало, что захоронения являются источником опасности для людей. Поэтому вспомнили!!! про сжигание трупов. При этом кремацию необходимо было организовать без оскорбления усопшего и его родственников. Обычные костры не годились для этих целей. Поэтому начали строить крематории.

В 1869 году Международная медицинская конференция, проходившая во Флоренции, приняла резолюцию, в которой призывала к широкому распространению кремации, как способствующей «сохранению здоровья и земли для живых людей».

Этот призыв услышали во многих странах мира.

В 1873 профессор Бруно Брунетти разработал первую в мире кремационную печь, которая была продемонстрирована на Международной выставке в Вене.

В 1878 году в английском городе Уокинге и немецком городе Готе были построены первые в Европе крематории.

Кремация стала быстро распространяться и в Америке. В 1892 году состоялась первая документально подтверждённая кремация.

В 1876 году доктором Дж. Ле Мойном был построен первый крематорий около Вашингтона. В период с 1881 по 1885 годы в США было создано несколько ассоциаций крематоров.

Постепенно, с ростом спроса на этот вид услуг, росло и количество крематориев в стране.

Религия

В 1913 году в Северной Америке работали пятьдесят два крематория, проведшие более десяти тысяч кремаций. В этом же году доктор Х. Эриксен основал Американскую ассоциацию крематоров, известную сейчас как Ассоциация крематоров Северной Америки (Cremation Association of North America (CANA).

В России первый крематорий появился до революции во Владивостоке для сжигания тел японцев.

В Советской России первый крематорий был открыт в декабре 1920 года в здании бань Васильевского острова Петрограда. Он работал недолго, всего три месяца, и был остановлен в феврале 1921 года «из-за отсутствия дров».

Может по этой причине пропали леса?

Религия

Религия

Процесс кремации представляет собой сжигание тела умершего за счёт подаваемых в камеру кремационных печей потоков раскалённого до высоких температур газа (870—980 °C).

Для более эффективного процесса в современных печах внедрён ряд модификаций (одна из них заключается в подаче большей части пламени на торс, который составляет основную массу тела).

В качестве топлива для печей в настоящее время обычно используется газ (природный или пропан), реже электричество.

Религия

До 1960-х гг. активно использовался каменный уголь или кокс.

Что мы имеем? Для кремации нужен был газ! Насколько хватило бы леса, который окружал такие печи для кремации?

Кокс (от нем. Koks и англ. coke) — название ряда веществ, получаемых промышленным способом. Это слово входит в состав многих составных терминов.

Каменноугольный кокс — твёрдый пористый продукт серого (нейтрального) цвета, получаемый коксованием каменного угля.

Нефтяной кокс — твёрдый остаток вторичной переработки нефти или нефтепродуктов.

Пековый кокс (электродный) — богатый углеродом твёрдый остаток, получаемый при разложении каменноугольного пека.

Торфяной кокс — твёрдый продукт термического разложения торфа.

Полукокс — переработанное твёрдое топливо (каменный, бурый уголь и антрацит, сланец, торф), нагретое без доступа кислорода при температуре вдвое ниже, чем температура коксования.

Трансформация Христа. Кто такой Мистер ИКС?

https://youtu.be/Yd_yBF2qUMc

Добыча угля, развитие металлургии, нефтяные вышки
.

Религия

Религия

Религия

источник

0

18

Ангелы Таг Бостана и ангелы на здании Генштаба.

Я не искусствовед и не буду делать заключения об иранском влиянии. Но сходство любопытное.

Ангелы (или как они там в зороастризме назывались) на большой арке в Таге Бостан:

Религия

Религия

Религия

Религия

И ангелы на здании Генерального Штаба на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге:

Религия

Религия

Религия

0

19

Как думаете, герои какого мифа изображены на картине?

Религия

Paisaje con Orfeo y Eurídice. Por Nicolas Poussin, 1650-1651.
Пейзаж с Оофеем и Эвридикой Николай Пуссен.
Миф об Орфее переписали или это отражение учения орфиков в картине...
:)
Про ребёнка не пишут в вики, но Эвридику ещё зовут Агриопой
Eurídice, que a veces es conocida como Agriope.

0

20

Кубок но не куб

чаша, чашка - "كوب - куб ", в англ. стала cup

ну и кубок явно не "квадратный"

в русском - кубышка ?

а вот каба муслимская святынька كعبة

Религия
источник

Как давно ковун-овал стал кубом, с появлением учения о Платоновых телах?

Кубы́шка — сосуд, характерными признаками которого являются широкие бока. Синоним копилки, в прямом или переносном смысле.
Кубы́шка жёлтая, или кувши́нка жёлтая (лат. Núphar lútea)

Религия

Религия

Куб cubus, от греч. κύβος «игральная кость; кубическое тело»

Игра кубари

Религия

Религия

Религия

В Mysterium Cosmographicum (Тайны мироздания) Иоганна Кеплера изображены пять известных на тот момент планет Солнечной системы (исключая Землю) правильными многогранниками.
Правильные многогранники помещались один в другой и разделялись серией вписанных и описанных сфер. Каждая из шести сфер соответствовала одной из планет (от внутренней к внешней)
- Меркурий октаэдр
- Венера икосаэдр,
- Земля додекаэдр,
- Марс тетраэдр,
- Юпитер тетраэдр
- Сатурн- куб

Религия

Религия

А это платоновые тела и куб-Земля

Религия

А что символизирует Кабба?
источник

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]