А нам одно гадание - Когда придёшь с свидания ?
Мама, я прошу тебя, не плачь.
Как обычно, слёзы спрячь.
Скоро встретимся с тобой:
Я иду уже домой.
Не сиди ты у окна,
Ведь сейчас я не одна!
Не звони, не беспокойся,
Лучше ляг и успокойся.
Не беги от окон в дверь!
Всё в порядке, мне поверь.
Но она меня не слышит
и с тревогой в трубку дышит.
«Ты вернись скорей домой», —
слышу в трубке голос твой.
Мать сидит, переживает:
«Где же дочь моя гуляет?»
Вот двенадцать на часах.
В сердце мамы сильный страх.
Мама (отрывок)
Автор: Екатерины Маракулиной
Людмила Артемьева - Мне ни к чему гадания - Сваты 6
«Гадали парни ввечеру». Пьеса - Сказка.
Автор: Эвелина Пиженко
***
Деревенский парень Николай поддаётся уговорам младшей сестры и решает погадать на суженую. Ночью он идёт в заброшенную баню, чтобы выбрать заветный камешек. Но неожиданно сталкивается там с существом в обличье волчицы — Чудищем. В страхе за свою жизнь и жизнь родных Николай даёт Чудищу обещание жениться. Вырвавшись на волю, он не собирается выполнять это обещание и рассказывает обо всём родителям. Те пытаются спасти сына от несчастной судьбы, но Чудище заставляет Николая выполнить своё обещание. Перед венчанием Чудище открывает Николаю свою тайну: волчица — вовсе не оборотень, а соседская девушка, пропавшая десять лет назад. Если её не возьмут в жёны сегодняшней ночью, девушку ждёт смерть. Но даже если венчание состоится, волчье обличье исчезнет лишь после того, как её узнает родная мать. Николай даёт обещание не рассказывать об этом отцу с матерью и ведёт волчицу под венец. Прознав, что Николай привёл в дом «оборотню», деревенские жители решают устроить самосуд. Испугавшись за свою семью, отец Николая, Агафон, собирается сам разобраться с «вовчиной» и, отыскав серебряную пулю, решает самолично застрелить «оборотня».
***
КАРТИНА ПЕРВАЯ ( ФРАГМЕНТ )
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ( ПРЕДСТАВЛЕННОЙ СЦЕНЫ )
НИКОЛАЙ. Деревенский парень. 18 лет. Статный, крепкий, трудолюбивый. Скромный, неразговорчивый. Домосед;
ДУНЯШКА. Девочка 14 лет. Сестра Николая. Весёлая, озорная, любимица матери и отца. Немного избалована и непослушна. Но имеет доброе и отзывчивое сердце. Очень любит старшего брата, хоть и подтрунивает над ним;
АГАФЬЯ. Мать Николая и Дуняши. 35 лет. Красивая, статная деревенская женщина с добрым и справедливым сердцем.
АГАФОН. Отец Николая и Дуняши. 38 лет. Видный деревенский мужчина с выраженным чувством собственного достоинства. Несколько резковат и строг, но честен и благороден (не участвует в представленной сцене, но о нём идёт речь).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сцена представляет собой горницу избы Агафьи и Агафона. Окно. Стол, лавка. На столе – под чистым рушником хлеб, рядом крынка с молоком. За столом на лавке – Николай, плетёт лапти. В горницу, крадучись, входит Дуняша. Она оглядывается, быстро пробегает к столу, отламывает хлеб, ест, жадно запивает молоком прямо из крынки. Николай смотрит на сестру с лёгким осуждением.
НИКОЛАЙ. Явилась? Вот мать тебе задаст, когда вернётся.
ДУНЯША (с опаской оглядывается). А где она?
НИКОЛАЙ. Тебя пошла искать. Хворостину самую длинную взяла и пошла.
ДУНЯША (испуганно). Ой!.. А я думала, что она уже спит.
НИКОЛАЙ. Да нешто матушка уснёт, пока тебя не дождётся? Ты где была-то, заноза?
ДУНЯША. А ты никому не скажешь?
НИКОЛАЙ. Да уж не скажу.
ДУНЯША. Не обманешь?
НИКОЛАЙ. Да уж сказывай. Не обману.
ДУНЯША (ещё раз оглядывается). С девчатами за околицу бегали, смотреть как парни на камушках гадают!
НИКОЛАЙ. Это в заброшенной-то бане?
ДУНЯША (весело).Ага! Мы в кустах притаились и смотрели.
НИКОЛАЙ. Вот интерес, весь вечер в кустах сидеть.
ДУНЯША. А мы не просто так сидели! Мы шутку им придумали! Вот и смотрели, кто попадётся!
НИКОЛАЙ. Что ж за шутка такая?
ДУНЯША. Да умора! Они же как гадают? Насобирают камешков разных, до вечера принесут в ту баню, да разбросают по каменке. А как стемнеет, заходят по одному и в темноте камушек-то вслепую и выбирают. Какой достанется, такая, вроде, и невеста будет. Ежели камушек белый, то белявая. Ежели чёрный, то чернявая… Ежели в крапинку, то рябая, как Апракся, внучка бабки Кирьянихи! Один раз в год такое гадание, в сегодняшню ночь бывает! И на какой камушек рука ляжет, то и брать надобно, другой нельзя!
НИКОЛАЙ (перебивает). Да знаю я это. Шутка-то в чём?
ДУНЯША (обиженно). Вечно ты, Колька, перебиваешь! Вот не буду дальше сказывать!
НИКОЛАЙ. Ну и не сказывай. Велика беда.
ДУНЯША. Ну и не буду. (Некоторое время молчит, отворачивается, но из-за плеча поглядывает на брата, затем не выдерживает). Неужто совсем не интересно? Вот ни чуточки?! (Снова молчит, затем показывает на пальцах). Вот ни столечко?! Совсем - совсем?!
НИКОЛАЙ (по-доброму усмехается). Ну, если только столечко…
ДУНЯША (снова оглядывается, начинает охотно рассказывать). Ну, ладно… Уговорил! Придумали мы шутку с девчатами! Дождались, когда парни камушки принесут да уйдут, а сами здоровый булыжник им туда, на печку, и подложили! А, как стемнело, парни вернулись и ну по одному в баню заходить! Так Сергунька Микишин тот булыжник и схватил! Ох и ругался, ох, и причитал! Лучше, говорит, в солдаты забреюсь, а на толстой да рябой жениться не буду! (Заливисто смеётся). Мы с девчатами в кустах рты зажали, думали, помрём от смеха! (Неожиданно хмурит брови, говорит с напускной серьёзностью). Только ты никому не сказывай! Слово дал!
НИКОЛАЙ. Сказал же, не выдам. Только глупые это шутки. Лучше бы ты дома так-то усидела, как в тех кустах, так нет же, носит тебя по улице, матушке на печаль.
ДУНЯША.Да это только тебя нигде не носит! Сидишь сиднем, как старый дед, и ворчишь! Парни вон, все девок себе выбирают, того и гадать ходят. А ты только лапти плетёшь. (С намёком). Иринка про тебя уже который раз спрашивала…
НИКОЛАЙ. Что же она спрашивала?
ДУНЯША. Где, мол, братец мой… Почему на гуляния не ходит… По всему выходит, нравишься ты ей.
НИКОЛАЙ (смущается, хмурится). Глупости это. Рано ещё твоей Иринке про парней думать.
ДУНЯША.Зато тебе самый срок невесту завести.
НИКОЛАЙ (строго). Мала ты ещё про такое рассуждать!
ДУНЯША. И ничего не мала! Чай, пятнадцатый год! Смотри, останешься бобылём, попомнишь мои слова!
НИКОЛАЙ (усмехается). Бобылём… Ишь ты, умная какая!
ДУНЯША. А не дурнее тебя. Взял бы, да сам сходил туда, в баню заброшенную… Камушки-то остались. Не пойдёшь сегодня, целый год ждать придётся!
НИКОЛАЙ. Делать мне больше нечего!
ДУНЯША (уговаривает). Ну, сходи, Коля! Погадай!
НИКОЛАЙ. Да тебе-то что за выгода?
ДУНЯША. Ну, как же! Интересно, какая невестка в доме появится. Худая, или справная… Белёсая или чернявая… Чай, вместе жить да родниться.
НИКОЛАЙ. Какая суждена, такая и появится. И гадания тут ни при чём. А ты больше не бегай за околицу… Место там нехорошее.
ДУНЯША (испуганно прислушивается). Ой! Матушка идёт! Не выдавай меня!
Дуняша прячется под стол. В горницу входит Агафья. Она встревожена.
АГАФЬЯ. Всю деревню обежала! Нет нигде… Как сквозь землю провалилась Дуняшка.
НИКОЛАЙ. Не волнуйся, матушка.
АГАФЬЯ. Да как бы не случилось чего!
Дуняша под столом дёргает Николая за штанину. Тот незаметно заглядывает под стол, Дуняша делает знаки – не выдавать её матери. Николай хмурится, но выполняет просьбу сестры.
НИКОЛАЙ. Да полно, матушка. Что с ней будет-то? Побегает с девчонками и вернётся.
АГАФЬЯ. Да если бы. Все подружки её уже по домам сидят. Заходила я и к Ивану кузнецу, и к Варваре хромой… Дома их девчата. А с другими Дуняшка и не бегала. И отца, как на грех, дома нет. Только к полуночи вернётся.
НИКОЛАЙ (жалеет мать, уже готов рассказать, что сестра дома). Не плачь, матушка. Всё в порядке с Дуняшей...
-- из пьесы - сказки Эвелины Пиженко - «Гадали парни ввечеру»
