За блеск познания в глазах учеников
Когда уснул усталый дом
И всё как-будто бы в порядке
Учитель сидя за столом
Мечтает глядя на тетрадки
Что в школе тишь и благодать
Что дети тихи словно тени
Что школу утром не узнать
Всё изменилось - нет сомнений
Что на уроках тишина
Стоит такая, что полёт
Любой букашки у окна
Звучит, как турбо самолёт
Что, как один все тянут руки
По всем предметам успевают
А их глаза не томность скуки
А блеск познанья выражают
Мечты учителя (Отрывок)
Автор: Светлана Владимировна Рожкова
Боря был интеллигентнейший, начитаннейший юноша. Он всё знал. Он был не просто круглый отличник, он был вундеркинд, вежливо скучающий на уроках. Победитель всех мыслимых олимпиад, гордость школы - вот кто был Боря Исаков.
Ни один конфликт между учеником и учителем в девятом "В" не обходился без Бориного участия. Боря всегда был готов объяснить учителям, что они в данном случае не правы (что учителям, разумеется, не всегда нравилось). Но спорить с Борей было трудновато: он имел скверную привычку ссылаться на авторитеты.
"Вы полагаете? - спросит он, выслушав. - А вот Макаренко в этом вопросе с вами бы не согласился. Он по этому поводу говорил следующее..." (и можно не сомневаться, что Макаренко это действительно говорил), а то ещё процитирует Декларацию прав человека или Устав средней школы. И бог с ней, с Декларацией, но уж с Уставом -то хочешь не хочешь приходится считаться! Поэтому побаивались Борю учителя. Но не Лола Игнатьевна, которая вообще никого и ничего не боялась.
- Хорошо, Исаков, - согласилась она. - Если ты настаиваешь, начнём с вопроса, п о ч е м у вы устроили это безобразие. Я слушаю.
- Прежде всего не надо спешить с определениями, - сказал Боря. Безобразия, на наш взгляд, не было. Вернее, было, но не с нашей стороны... - тут Боря замолк, ожидая возражений.
По всему было видно, что Бедной Лизе возразить очень хочется: мол, а с чьей же это стороны они были, Боря? Но она не решается, потому что вот ведь Лола Игнатьевна молчит, не возражает...
- Продолжай, Исаков, - величественно кивнула та, - я слушаю тебя с неослабевающим интересом
- Безобразие было со стороны Ляли Эдуардовны...
- Боря, не заговаривайся! - не выдержала всё - таки Бедная Лиза. По молодости она была склонна к мгновенным и бурным реакциям.
- Ляля Эдуардовна оскорбила класс. Она обозвала Соколова придурком...
- Не может быть! - ахнула Бедная Лиза.
- Что, вот так, ни с того ни с сего, взяла и обозвала? - деловито поинтересовалась Лола Игнатьевна, которая не обладала наивностью молодой учительницы и знала, что в жизни всё может быть.
- То, что человек не выучил урока, не дает никому права оскорблять его, - вежливо сказал Боря.
- А Соколов имел право приходить на урок, не подготовившись? А, Соколов?
- Ну не имел... - вздохнул Соколов.
- Без "ну", Соколов.
- Ну без "ну" не имел...
- Соколов, не паясничай!
- Ну не буду...
Девятый "В" неуверенно засмеялся.
- Пороть вас надо, - улыбнулась и Лола Игнатьевна. - Ведь если бы сами вы были во всём безупречны, тогда другое дело. А то - рыльце в пушку, а они бьют себя кулаком в грудь: "Ах, нас оскорбили!" Не вынуждайте! Занимайтесь своим делом - учитесь, не так уж много от вас требуется... В общем, так решаем: завтра извинитесь перед Лялей Эдуардовной, и будем считать...
- Простите, - твердо сказал Боря, - но это не выход. Пусть Ляля Эдуардовна извинится перед Соколовым. Иначе мы не будем посещать её уроки. Мы так решили и просим передать наше решение директору.
Стало очень тихо. Слышно было, как в соседнем классе стучат мелом по доске, торопливо пишут...
- Кто это - "мы"? - спросила Лола Игнатьевна раздражённо. - Не слишком ли много ты на себя берёшь, Исаков? Выйди из класса и без родителей не появляйся.
Лола Игнатьевна подождала, когда за изгнанником закроется дверь, и повернулась к оставшимся:
- Бунтовать будем?
Девятый "В" подавленно молчал.
- На что рассчитываете, Фуэнте Овехуна? Или никто в институт поступать не собирается? А? Или вы полагаете, что вас туда возьмут с плохими характеристиками?
- А чего вы сразу характеристиками запугиваете? - возмутился дерзкий Семенов. Он в институт не собирался и потому мог себе это позволить.
- Я не запугиваю, Семёнов. Я объясняю. Вот закончите школу - делайте что хотите. А пока вы ученики - будьте добры подчиняться и делать то, что вам велят!
Вот до этого самого момента Александр Арсеньевич вёл себя правильно: сидел на подоконнике, хмурился и молчал. Хмурость его девятый "В" мог истолковать себе так: действительно, распоясались совершенно! Слова им не скажи. Ну ничего, сейчас мы поглядим, как они мне отвечать будут. А завуч так: интересно, почему подобные вопросы надо выяснять у меня на уроке?! И так кот часов наплакал, дай бог с программой справиться... Неужели нельзя было сделать это после занятий?
Но Александр Арсеньевич, как выяснилось, хмурился по другой причине.
А выяснилось это, когда он вдруг поднялся с подоконника и сказал:
- Лола Игнатьевна, а стоит ли так? Ведь класс, в сущности, прав...
Лола Игнатьевна окаменела. Бедная Лиза охнула и зажала рот ладошкой. Девятый "В", затаив дыхание, стоял у парт и глядел во все глаза...
- Я устала от ваших диких выходок, - сказала ему Лола Игнатьевна. Вот в понедельник выйдет с больничного директор, пусть он сам с вами разбирается...
На душе у молодого учителя стало нехорошо, тревожно как -то, и после уроков он пошёл бродить по городу.
из повести Наталья СОЛОМКО - «Белая лошадь - горе не моё»