Скаты горячих пустынь
Прим. На видео и фото иллюстрациях запечатлён актёр Николай Губенко.
Урбанский Женька, чёрт зубастый,
меня ручищами сграбастай,
подняв, похмельного, с утра,
весь напряжённый, исподлобный,
весь и горящий, и спалённый
уже до самого нутра.
В рыбацкой кепке, грубом свитре
ты появись, разбойно свистни,
как в нашей юности, когда
без славы жили мы и грошей,
но жизнью всё - таки хорошей,
горя – не то чтобы коптя.
Да, были мы несовершенны,
но в нас кричала оглашенно
по совершенству маета.
Мы баб любили, водку дули,
но яро делали мы дубли,
сгорая так, что дым из рта!
И там, в пустыне азиатской,
на съёмке пышной и дурацкой,
среди, как жизнь, зыбучих дюн,
ломясь всей кровью, шкурой, шерстью,
как сумасшедший, к совершенству,
ты крикнул: "Плохо! Новый дубль!"
Искусство – съёмка трюковая,
та трюковая, роковая,
где выжимают полный газ.
От нас – поэтов и актёров –
оно, как Молох, ждёт повторов –
всё совершенней каждый раз!
И всё смертельней каждый раз!
Памяти Урбанского (Отрывок)
Автор: Евгений Евтушенко
Ладно, Курбан и Саша - геолог, мы вас услышали… Будем бояться песков, то есть держаться от них подальше… Это в жизни, а на страницах повести… здесь пора подводить первичные (по Устюрту) итоги и делать предварительные выводы. В активе имеем следующие факты:
1. Три обожжённых скомканных машины, расставленных в хронологическом порядке: грузовой «Урал», легковая «Волга» и грузовик буровиков (возможно «ГАЗ-66»). Помню из трудовых будней в Закаспийском регионе: охотиться лучше всего на вездеходе «ГАЗ-66». Опытные охотники предпочитали бортовой «газон», желательно со снятым тентом. Сайгаков он нагонял легко.
2. Человеческие жертвы: пропавшие без вести – не менее двух. Сколько было людей на «Урале» - неизвестно. Возможно они спаслись, удрали от чудовища, подобно Гуслянникову, но потом не выжили в пустыне. Или выжили, но сведений об этом нет.
Об исчезнувших на Устюрте вместе с шофёрами машинах нам рассказывали в Шевченко местные геологи с приличным стажем работы в Закаспии. Сколько их, пропавших, – неизвестно.
В нашей геопартии были приняты меры безопасности: на Устюрт одинокие машины посылали только в сопровождении опытного геолога с картой и компасом. Шофёра плохо ориентировались на пустынном плато и часто блудили по несколько дней, не могли найти буровые установки. Сам ездил дважды на Устюрт с топливозаправщиком – на буровые требовалось завозить солярку – разведочные скважины бурились круглосуточно.
За четыре года пропавших машин и людей у нас не было. А вот у нефтяников из треста «Мангышлакнефть» – случалось, и не один раз. Возможно, и, скорее всего, сожжённый «Урал» – это их машина. У них вообще по плато Устюрт и полуострову Бузачи раскатывали много тяжёлых грузовиков - трубовозов с прицепами и без оных.
3. Местоположение всех трёх машин сходное: плато Устюрт (центр и юго-восточная часть поднятия) и рядом непременно песчаная пустыня. Интересны и опасны «пухляки», что упомянуты в рассказе Гуслянникова. Но к ним мы вернёмся чуть ниже.
4. Внешний вид сожжённых и смятых машин, а также свидетельство спасённого личным мужественным отчаянием Гуслянникова, дают нам основание утверждать, что песчаное чудовище обладало неимоверной силой сдавливания, подобной силе гигантской анаконды или океанского осьминога (вспомним, как хрустел кузов новенькой «Волги», объятой здоровенным пластичным ромбом землистой расцветки). Такая мощь! Ядерный реактор в песчано - мышечном конверте…
Трёхосный грузовик «Урал» - это здоровенная машина, а чудовище и с ним разделалось, как с маленькой «Волгой». Или тот экземпляр, которого видел Гуслянников, это всего лишь детёныш взрослой особи, которая наблюдала за действующим сынком из-под бархана. Дескать, давай сынок, дерзай…Эта железяка поменьше «Урала» будет, справишься…И сынок блестяще справился с «Волгой»…А вот водителя не догнал…Неопытный ещё. Ничего, подрастёт – научится…На наш век добычи хватит.
5. Кроме того, на автомобили воздействовала какая - то сильная химическая реакция (скорее всего, кислотная), мгновенно сжигающая и разъедающая краску, металл, древесину, любую ткань и человеческую плоть. Последняя, как и продукты питания человека, служила пищей для пресмыкающегося монстра. Хищник, понимаешь…Он и сайгака сожрёт, и человечиной не побрезгует.
Нельзя исключать вариант с электрической природой монстра. А если это чудовище в момент атаки на «Волгу» и другие машины становилось носителем мощного заряда статического электричества, который совершал такую разрушительную работу, обугливал и корёжил металлические конструкции автомобилей.
Представляете – такая махина мягко обволакивает авто, потом следует сильнейший разряд – вспышка, скрежет, треск, сыпятся стёкла, сминается металл… Примерно такую жуть наблюдал с расстояния 50 м ошарашенный водитель «Волги».
Но, но… Это уже другое состояние материи, возможно, плазма – четвёртое агрегатное состояние вещества… Все звёзды состоят из плазмы, и даже пространство между ними заполнено плазмой, хотя и очень разрежённой… На земле и вблизи неё плазму мы наблюдаем частенько: молния, шаровая молния (огни святого Эльма), ионосфера, северное сияние, пламя… Это не самые сильные проявления мало изученной энергии.
Биологическая жизнь и плазма, как мы понимаем, несовместимы, а чудовище ведёт себя, как живое. Не будем совсем отбрасывать вариант монстра, как песчаного ската, заряженного статическим электричеством. Ниже мы к этой версии вернёмся.
6. Поведение мерзкой твари не оставляет сомнений в его способности ориентироваться, подобно змеям, на источник тепла: вначале оно надвинулось на тёпленькую «Волгу», разрушило машину, сожрало всё съедобное в салоне - показалось мало. Далее оно «покружилось на месте», засекло тепловым локатором ещё одно тёплое пятно – живого человека по фамилии Гуслянников, стоящего в кузове «Урала», и заскользило к нему с явным намерением сожрать бедолагу. Ну, дальше мы знаем: шофёр ринулся наутёк изо всех сил и, таким образом, избежал участи быть съеденным. Иначе, мы не услышали бы интереснейшей устюртской истории.
7. Испуг, неожиданность, непонятное агрессивное движение, незнакомое и громадное животное – всё это неотвратимо действует на человека и часто парализует волю даже у сильных мужчин. У Гуслянникова к тому же наложился фактор усталости от двух бессонных ночей и чувство одиночества – "плохо человеку, когда он один", в пустыне, заблудился, суматошно мечется для спасения, а тут выходит из-под бархана нечто страшное, непонятное и чертовски сильное. И начинает цинично демонстрировать на красивой «Волге» свои разрушительные способности. Как не испугаться?
Американцы в своих фантастических фильмах все проблемы с чудовищами решают запросто: выходит мускулистый Шварценегер с двумя пулемётами и тремя гранатомётами – ба-бах, ба - бах, тра - та - та и чудовище корчится в предсмертных муках. Зрители довольны, все танцуют и поют – добро победило зло.
В жизни не так. Человеческий фактор – реакция на страшное непонятное – здесь вам и шок, и оцепенение, и паралич воли. Тут начисто вылетает из головы лозунг о том, что человек – это звучит гордо. В штаны не наложил – уже хорошо. Ринулся убегать – а что прикажете делать? Но ведь убежал всё - таки! Убежал. Но, не все и не всегда убегают...
Жуть! Человек – это звучит гордо! Так думает человек о самом себе и гордо шествует по жизни, пока… Властелин природы, господствующий над животными…А тут бабах! И… гордый человек, от испуга оцепеневший, послушно отправляется в утробу ненасытного земноводного чудовища. И нет следов… Только обгорелое железо. Да скрученные узлом ружья…Охотники на сайгаков сами стали добычей песчаного чудовища. Они приехали поохотиться, а песчаный скат чутко среагировал на вибрацию грунта от колёс машины, и тут же вылез из своей сырой (или сухой) норы… Не нужна ему большая нора. Он ведь такой пластичный, что через щель может просочиться, как кисель. Из того же «пухляка» может нарисоваться, методом волнообразного вытекания.
И тогда – спасайся, кто может. На охоту вышел «Дух пустыни»… Охотник на охотников. Кому - то не повезло… Побеждает сильнейший – нормальный исход.
А вот заблудившийся Гуслянников всё - таки убежал от шуршащего чудовища. То ли оно уже насытилось припасами из «Волги», то ли оно по барханам не может шустро передвигаться. Отчаюга Гуслянников сделал невозможное - убежал от чудовища из последних сил, на пределе воли.
Или Бог его сохранил, чтобы он мог рассказать людям свою сомнительную историю. А верить или не верить – это уже каждый сам решает.
Автор, как вы заметили, склонен верить в «Духа пустыни» и выше изложенным рассказам. Поскольку сам там побывал и многое видел. Правда, не придавал этому значения и не вспоминал, пока случайно не вышел на Песчудо в книге Николая Непомнящего. В следующей главе мы попробуем кое-что прояснить на примерах из живой природы.
Песчаное чудовище... 6. Сожжённые автомобили (Отрывок)
Автор: Алессандро Де Филиппо