На бога надейся..
Возник вопрос о том, имеет ли смысл вина как социальное переживание, если все происходит по воле божьей.
В том смысле, что, если все наши действия предопределены божьей волей, то если мы набедокурили, то не виноваты?
И правда страшно интересный вопрос
Понятие "вины" в экзистенциальной парадигме связано прочно с понятием "гордыни". Если я считаю себя человеком, имеющим особые права по сравнению с другими людьми на основании любых признаков и критериев и наделяю себя полномочиями решать, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ и КАК ПРАВИЛЬНО, КАК СПРАВЕДЛИВО и так далее, и совершая на этом основании поступки, влияющие на качество жизни других людей, то автоматические я делю на "правое" и "виноватое" весь мир.
И тогда мне, для того, чтобы ориентироваться в собственных поступках, необходимо переживание, которое будет регулировать меня, соответствую ли я сам тем ценностям, которые диктую миру. И если не соответствую - должен исправлять и доводить до соответствия самого себя.
Может ли человек быть лишенным гордыни?
Нет. Он может бдить за ней, следя за тем, чтобы она не брала верх над его умом и поступками, а позволяя лишь играть с понятиями и развивая интеллект.
Этот период развития души, когда вина имеет формирующее значение, является чрезвычайно важным для человека, НЕ ЧУВСТВУЮЩЕГО тонкости каждой конкретной ситуации, в которой необходимо принимать решения, как поступать. Как известно, ситуаций многозначных в жизни чрезвычайно много, в которых замешано большое количество факторов и интересов, например, спасать ли человека, который попал в дурацкую ситуацию, или оставить на усмотрение господа, ибо все в руках его, или еще и пнуть, потому что целебный пинок поможет ему развить его новые таланты. Грубо говоря.
Когда ЧУВСТВОВАНИЕ сформировано под влиянием глубокой переработки большого количества ситуаций, понятие вины перестает существовать, поскольку вы видите каждый раз, как много факторов сплелось для того, чтобы та ситуация, которая произошла - произошла. Но. Никуда не девается понятие ответственности, как единственная опора в мире земного воплощения, позволяющая учиться этому чувствованию все глубже и глубже.
Если говорить об ответственности, то действительно в мире, где все определяет воля божья, странно было бы ее на себя брать. Да и выбора то никакого не существует в такой жизненной концепции. Но если вы действительно хотите почувствовать "руку бога", ведущую вас по пути вашего сердца, вы не можете снять с себя ответственности за то, что именно вы слушаете в себе, какой импульс, какого волка кормите: алчность, страх и ненависть или любовь.
И именно здесь появляется понятие этики.
Нина Рубштейн