Конфронтирование
«Человек настолько здоров, насколько он опасен для окружения».
/Р. Хаббард/
Умение управлять судьбой в значительной степени зависит от умения конфронтировать, как с людьми, так и с обстоятельствами. Наша жизнь так устроена, что нам приходится постоянно сталкиваться с множеством препятствий, начиная с того, что природа вынуждает нас взрослеть, стареть и умирать, подчиняться законом физического мира, например, закону всемирного тяготения, и множеству других вещей. Наши интересы постоянно пересекаются с интересами многих людей, и мы порой даже не представляем, как велико их количество. Так, ваш сосед может хотеть поставить отдельную дверь на лестничной клетке, а вы – нет. Ваш партнер может хотеть приобрести мотоцикл, а вы – автомобиль. Правительство хочет сократить расходы государственного бюджета на нетрудоспособную часть населения, а вы – нет. Половина населения России хочет жары, а вы от нее плохо себя чувствуете. Таким образом, ваши интересы будут постоянно находиться в оппозиции к интересам кого-то другого, и это неизбежно. Поэтому государство, социум, ваше окружение всегда будут заинтересованы в том, чтобы сделать вас как можно менее опасным и конкурентоспособным и как можно более предсказуемым. В то же время ваши шансы управлять своей судьбой значительно повышаются в той степени, в какой вы являетесь более опасным, более конкурентоспособным и менее предсказуемым.
"Лучший способ защититься - не уподобляться."
/Марк Аврелий/
Быть способным конфронтировать вовсе не означает быть склонным к конфликтам. Быть способным к конфронтации – значит уметь противостоять чему-либо. И это рефлекторно вызывает у нас страх, потому что на физическом уровне конфронтация связана с физическим столкновением, болью или страхом быть уничтоженным. Самая первая в жизни конфронтация возникает у нас именно на физическом плане – это процесс появления на свет, когда нам приходится противостоять давящим стенкам материнского организма. Последующие попытки конфронтации связаны с отстаиванием своей непохожести, уникальности и своих ценностей перед родителями, которые называют это неповиновением и наказывают. Таким образом, действия, связанные с конфронтацией, ассоциируются у нас с чем-то недозволенным, неправильным и вызывают чувство вины. Наша традиционная система воспитания построена на том, чтобы быть пассивным вообще и особенно в конфликте. Нас учат «быть выше этого», учат терпеть, стиснув зубы. Настойчивое решение проблемы, прояснение вопроса, основанные на открытом признании конфликта, тоже признается дурными манерами.
Наше воспитание и культура настолько не приветствуют конфронтацию, настолько ее подавляет, что конфронтировать зачастую мы начинаем, только дождавшись собственного предела терпения, когда уровень эмоций уже зашкаливает. В этой связи конфронтирование становится связанным со злостью, агрессией.
В нашей биологической природе есть основание для конфронтации: когда мы встречаем препятствие, гормоновырабатавающие органы впрыскивают в кровь вещество адреналин, которое мобилизует силы организма, вызывая сильные эмоционально окрашенные переживания. Если мы испытываем нездоровые, деструктивные эмоции – вину, стыд, - в отношении препятствия, то дополнительное количество энергии, необходимое для преодоления препятствия, не вырабатывается. Если же энергия выработалась, но не была использована по назначению: например, мы стиснули зубы и перетерпели, или отступили, то энергия накапливается, то впоследствии мы не выдерживаем напряжения и срываемся, что ведет не к конфронтированию, а к ссоре, склоке или просто нервному срыву, болезни.
«Жили книжные дети, не знавшие битв, изнывая от мелких своих катастроф».
/В. Высоцкий/
Природой также обусловлено определенное количество энергии для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Об этом мы уже говорили с вами в главе 1, когда делали упражнения на осознавание чувств. Поэтому, чтобы расходовать энергию и не перегружаться ею, если мы не встречаем препятствий, мы придумываем их – это необходимо как для выхода избыточной энергии, так и для поддержания интереса, для того, чтобы не находиться в бессознательности.
«Интенсивность своего существования мы ощущаем только через интенсивность переживаний. Кому не известно, что ничего нет страшней, чем скука, то есть отсутствие переживаний».
/И. Калинаускас/
Конфронтирование происходит тогда, когда старый способ уже не действует и необходимо новое решение. Таким образом, конфронтирование всегда помогает выйти нам на новый этап развития, в том числе, развития межличностных отношений. Пока нет конфликта, препятствия, пока в жизни все происходит так же, как и происходило всегда, мы пребываем в стагнации, в неподвижности, и даже деградируем.
Алиса увидела бегущую королеву и спросила, почему она бежит, на что королева ответила: "У нас, чтобы стоять на месте - надо бежать". Алиса спросила, что же надо делать, чтобы идти, на что королева ответила: "Надо бежать в 2 раза быстрее!"
/Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»/
Препятствие выталкивает нас из обыденности и заставляет трудиться. Благодаря препятствиям мы лучше узнаем себя, открываем в себе новые резервы, но так же и лучше узнаем других людей. Всегда легко принимать другого человека, если он поддерживает нашу точку зрения. Но совсем иначе обстоит дело, если он придерживается иных взглядов, если он другой, не такой, как мы. И здесь нам как нельзя лучше может помочь конфликт. Именно он позволяет нам приоткрыть внутренний мир другого, отличный от нашего, принять то, что другой имеет право на свою точку зрения, на свою позицию, и включить ее в свой мир.
«Этап активной, творческой позиции начинается с давно заданного людям колоссальной смысловой силы вопроса: научились ли вы радоваться препятствиям?»
/И. Калинаускас/
Страх конфликта, как правило, это страх перед своими чувствами. Так как конфликты высвобождают энергию агрессивного характера, то мы можем бояться встретиться лицом к лицу со своими разрушительными импульсами, особенно, если нам говорили, что гневаться – это плохо. Если нас не учили, как обращаться с этой энергией, то мы можем теряться перед ее лицом вместо того, чтобы использовать ее конструктивно – преодолевать препятствия, демонстрировать свое несогласие, протест, отстаивать свои ценности.
Как только чувства перестают подавляться, как только мы начинаем их принимать и адекватно выражать, страх конфликта переходит в страсть силы.
Нам часто кажется, что если мы не будем открыто выражать какие-то свои чувства, то об этом никто не узнает. Однако специалисты, работающие с людьми, и просто наблюдательные и восприимчивые люди знают, какое подавляющее влияние человек в состоянии депрессии оказывает на других людей, как раздражает и какую агрессию к себе вызывает скромный, чрезвычайно уступчивый человек. Не случайно в семьях, где один партнер тихий и покладистый, второй оказывается тираном. Мы поддаемся влиянию эмоционального состояния окружающих нас людей значительно больше, чем представляем себе. Даже те эмоции, которые мы открыто не выражаем и не предъявляем окружающим, все равно витают в воздухе, создавая определенное эмоциональное поле. Если агрессия одного человека постоянно подавляется, другим людям ничего не останется, как присвоить ее себе. Так, в коллективах кто-то обычно берет на себя роль козла отпущения.
В настоящее время все большее значение приобретают службы по персоналу в компаниях. Работодатели понимают, что работники, постоянно находящиеся в угрюмом, недовольном расположении духа, деморализует весь коллектив, даже если они, по своим собственным соображениям, открыто не выражают свои претензии или обиду. Эмоциональное состояние самого руководителя создает атмосферу предприятия и оказывает влияние даже на тех сотрудников, которые не имеют с ним личных контактов. В то же время когда человек позитивен и открыт, в том числе на бессознательном уровне, окружающие всегда это чувствуют и реагируют на его доброжелательность.
Мы всегда получаем то, на что настроены подсознательно. Если мы настроены на согласие, девять человек из десяти отреагируют на это и сделают именно то, о чем мы подаем сигнал на подсознательном уровне.
Если же человек настроен на то, что ему откажут, зачастую он так ярко себе это представляет, что можно уже не просить: он сам спросил и сам себе уже ответил .
"Никогда не говори за людей "нет", пока они сами тебе его не сказали".
В отношениях, где никогда не бывает конфликтов, что-то всегда подавляется, поэтому бесконфликтность чревата, и психологи знают об этом как никто хорошо.
Однажды на прием пришла молодая женщина по поводу постоянных ссор со своим вторым мужем. Они ругались без конца, в том числе с битьем посуды и рукоприкладством, причем инициатором ссор и их руководителем была сама женщина. В ходе консультации выяснилось, что за все время, что она состояла в первом браке, она ни разу не поругалась с мужем! Как только возникали разногласия, и она пыталась их с мужем обсудить, муж просто уходил от общения. Он мог не разговаривать неделями, пока женщина не выступала инициатором разговора, остыв от конфликта. В результате, на протяжении всего времени их брака между ними копилось напряжение, а противоречия не разрешались. Женщине пришлось отыгрываться на своем втором супруге .
Гнев - это откровенная и мимолетная ненависть; ненависть - это сдержанный и постоянный гнев.
/Шарль Дюкло./
Наше несогласие и протест никуда не деваются в течение жизни и мы не властны над своим организмом настолько, чтобы научиться не чувствовать протеста, поскольку протест – это наш способ сохранять свою целостность. Организм протестует против своего разрушения, сопротивляясь унижению, оскорблению, насилию, обесцениванию себя. Поэтому то, что можно сделать – это научиться управлять своим протестом, применять его уместно, дозировано, и не поддерживать его накопление, приводящее к бесконтрольному срыву.
/Сократ/
Бесконфликтность часто культивируют те люди, которые пытаются приспособиться к любой ситуации и для которых «худой мир лучше доброй ссоры». Такие люди постоянно идут на компромиссы, соглашаются с другими, уступают, поддерживают чужие интересы в ущерб своим. Это обычно ведет к тому, что внешний конфликт переходит во внутренний, и человек начинает его переживать как конфликт своих субличностей. Если такие люди в один прекрасный день все же не выдерживают напряжения и уходят, то партнер может испытать по этому поводу недоумение: "Как же так? Все ведь вроде было хорошо?!”
«Перестав быть объектом воздействия, мы становимся субъектом последнего».
/Д. Форчун/
В умении оказывать воздействие на других людей заключен один интересный момент: мы можем управлять другими людьми только тогда, когда высвобождаем для этого свою собственную силу. Но после того, как мы овладели своей силой, нам все меньше хочется управлять другими людьми. Мы обретаем безразличие, не-привязанность к результату. И, таким образом, мы становимся способными принимать людей такими, какие они есть, и наслаждаться этим.
«Всегда нужно держать контрольную паузу. В течение этой паузы может случиться нечто важное».
/В.Тарасов/
Одно из важных условий успешного управления чем-либо – способность держать паузу.
«Владеющий терпением, владеет всем».
Среди наших знакомых еще говорят: «Имеющий терпение, имеет всех» . В паузе заключена большая сила. Мы зачастую не знаем об этом, но у нас всегда есть время или промежуток времени. А если мы не успеваем им воспользоваться, мы всегда имеем право его взять. Мы не знаем, что между моментом, когда на нас воздействует какой-либо стимул, например, мы получаем какое-либо известие от другого человека, и моментом, когда наступает наша реакция, есть временной промежуток. За этот промежуток мы успеваем решить, как мы воспримем известие, как мы на него отреагируем.
«Это - наш звездный час. За это время мы можем или поддаться неудаче, снизить свой авторитет и ухудшить положение. Или увидеть и быстро развернуть успех тех, может быть и немногих положительных следствий, которые есть в любом событии. Это миг, когда мы можем повернуть ход событий, а то и свою судьбу в другую сторону».
/В.Тарасов/
Каждая ситуация, каждое препятствие, каждый человек, встречающиеся нам на пути – это вызов, который требует правильной реакции. Если реакция правильная и вызов принят, проблема исчезает.
Каждая ситуация предполагает адекватный ответ. Так, если вы очень спокойный человек, но ваш начальник постоянно на вас кричит, то продолжение следования своему стилю и ответы в своей обычной спокойной манере могут не принести никакого результата. У меня, Султановой Елены, был в свое время начальник, у которого периодически случалось «осеннее обострение» и он начинал повышать голос. Несколько раз я это пропустила, дав начальнику возможность самому осознать, что так делать неправильно J. Однако он воспринял это как возможность продолжать это делать и впредь. В следующий раз, когда он повысил голос, я очень громко крикнула на него. Обычно люди, которые кричат и машут руками, на самом деле очень боятся конфликтов и не умеют себя в них вести. Мой начальник тут же съежился и ушел к себе в кабинет. Больше у нас с ним конфликтов по этому поводу не было .
Учитесь принимать вызовы судьбы. Они делают нас сильнее и готовят к новым результатам и возможностям.
Хорошо иллюстрирует смысл препятствий в жизни образ трамплина. Можно испугаться и повернуть обратно. Можно прыгнуть, и тогда у нас есть возможность улететь дальше и быстрее достигнуть цели . Можно, конечно, и упасть, но чем больше мы тренируемся, тем дальше и тверже у нас получается приземляться.
Ничто не делает зад таким упругим, как удар двери на выходе из комнаты.
Расскажем вам притчу.
«Старый человек ехал в старом переполненном автобусе. Сдавили его люди со всех сторон, а ему пора выходить. Никак не протиснуться к выходу. Вздохнуть трудно, не то, что бы продвинуться. К счастью автобус тряхнуло несколько раз на плохой дороге. И человек смог подвинуться к выходу. Если жизнь трясет нас, мы можем продвинуться в ней».
Пока нас трясет, мы можем думать, что у нас неприятности, черная полоса. Но только тогда, когда все заканчивается, мы можем понять, что же это было на самом деле, удача или неудача. И только в наших силах неудачу сделать своей победой, если мы используем ее как урок, как тренировочную тетрадку.
«Научитесь принимать с радостью и светлые, и горькие мгновения жизни, ибо и те, и другие когда-то были возбуждены вами».
/В. Гоч/
Способность конфронтации и искусство конфронтации – это разные вещи. Способность конфронтировать заключается в умении отвечать на вызов и находить решение. Искусство же конфронтирования заключается в умении находить простейшее и наименее затратное решение из имеющихся. Это еще называется законом наименьшего сопротивления.
«Из двух зол выбираю третье».
Автор: Нина Рубштейн