Это шарманщики
М.А. Апухтиной
Я иду через площадь… Звёздами
Не усыпано небо впотьмах…
Только слякоть да грязь пред глазами,
А шарманки мотивы в ушах. И откуда те звуки, не знаю,
Но, под них забываться любя,
Всё прошедшее я вспоминаю
И ребёнком вновь вижу себя. В долгий вечер, бывало, зимою
У рояли я сонный сижу.
Ты играешь, а я за тобою
Неотвязчивым взором слежу. То исчезнут из глаз твои руки,
То по клавишам явятся вдруг,
И чудесные, стройные звуки
Так ласкают и нежат мой слух. А потом я рукою не твёрдой
Повторяю урок в тишине,
И приятней живого аккорда
Твой же голос слышится мне. Вот он тише звучит и слабее,
Вот пропал он в пространстве пустом…
А шарманка всё громче, звучнее,
Всё болезненней ноет кругом. Вспоминаю я пору иную
И вот вижу: в столице, зимой,
И с колоннами залу большую,
И оркестр у подмосток большой. Его речи, живой, музыкальной,
Так отрадно, мечтая, внимать,
То весёлой, то томно - печальной,
И со мною твой образ опять. И какие бы думе мятежной
Ни напомнил названья язык,
Всё мне слышится голос твой нежный,
Всё мне видится ясный твой лик. Может быть, и теперь пред роялью,
Как и прежде, бывало, сидишь
И с спокойною, тихой печалью
На далёкое поле глядишь. Может быть, ты с невольной слезою
Вспоминаешь теперь обо мне?
И ты видишь: с постылой душою,
В незнакомой, чужой стороне Я иду через площадь… Мечтами
Сердце полно о радостных днях…
Только слякоть да грязь пред глазами,
И шарманки мотивы в ушах
Шарманка
Автор: Иннокентий Анненский
Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своём веку не один десяток починок.
Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествий в Китай» – обе бывшие в моде лет тридцать – сорок тому назад, но теперь всеми позабытые.
Кроме того, были в шарманке две предательские трубы.
У одной – дискантовой (*) – пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до неё доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться.
У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу закрывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать.
Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:
– Что поделаешь?.. Древний орган… простудный… Заиграешь – дачники обижаются:
«Фу, говорят, гадость какая!»
А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают.
Им сейчас «Гейшу» подавай, «Под двуглавым орлом», из «Продавца птиц» – вальс.
Опять - таки трубы эти… Носил я орга́н к мастеру – и чинить не берётся.
«Надо, говорит, новые трубы ставить, а лучше всего, говорит, продай ты свою кислую дребедень в музей… вроде как какой - нибудь памятник…»
Ну, да уж ладно! Кормила она нас с тобой, Сергей, до сих пор, Бог даст и ещё покормит.
Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо.
Свыкнувшись с ней за многие годы тяжёлой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное.
Случалось иногда, что ночью, во время ночлега, где - нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу, рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий: точно старческий вздох.
Тогда Лодыжкин тихо гладил её по резному боку и шептал ласково:
– Что, брат? Жалуешься?.. А ты терпи…
Столько же, сколько шарманку, может быть, даже немного больше, он любил своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея.
Мальчика он взял пять лет тому назад «напрокат» у забулдыги, вдового сапожника, обязавшись за это уплачивать по два рубля в месяц.
Но сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою, и мелкими житейскими интересами.
— из рассказа Александра Ивановича Куприна - «Белый пудель»
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(*) Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной – дискантовой - Труба издающая высокий звук.









