Иваны и Иоанны
Живут в России чудо - мастера,
умельцы дивные, чьи золотые руки
творят шедевры с раннего утра,
ремёсел помня древние науки.
Орнаменты, фигуры и цветы
художественной творческой мечтой
пленяют, полны чудной высоты,
изящных тонких линий красотой!
Промчатся и столетья и года,
но не постигнет мастера забвенье!
Ведь эти вещи для людей всегда -
источник радости, любви и вдохновенья!
Живут в России чудо мастера
Автор: Ирина Миролюбова
«Анискин и Боттичелли» ( Фрагмент)
Участковый и директор школы Яков Власович споро шли по солнечной деревенской улице.
Не разговаривали, не останавливались, не переглядывались - были страшно деловитыми и увлечёнными.
Подойдя к дому старухи Валерьяновны, участковый резко остановился, интимно взял Якова Власовича за пуговицу летнего белого пиджака.
- Значит, ты понимаешь, Яков Власович, чего я хочу добиться? Мне понять надо, чего ты над этими иконами трясёшься, как баба над грудником? Какая в них есть такая ценность, что ты говоришь: "Иконы - это духовная летопись русского народа!" Прямо скажу: скучно мне иконы искать, ежели я в них ни хрена не понимаю...
- Вы обновитесь, духовно прозреете, станете во сто крат богаче, когда поймёте, какое могучее искусство порой скрывается за чёрным слоем древности! - торжественно, голосом одержимого коллекционера произнёс Яков Власович.
- Ну?
- Вперёд! - только и проговорил директор. - У Валерьяновны есть Иоанн Креститель такой прелести и наполнения, что у меня от зависти ноги подкашиваются...
Анискин удивился:
- Так купите! Она вон одну иконку за червонец отдала...
Яков Власович поднял вверх торжественный палец.
- Иоанна Крестителя его владелица Валерьяновна никогда не продаст. Она, можете себе представить, знает истинную цену шедевру. Валерьяновна, к вашему сведению, Фёдор Иванович, человек с нутряным, прирожденным чувством прекрасного. Пошли, пошли смотреть на Иоанна Крестителя!
Разочарованно перебирая тарелки на столе, обиженно поджимая крепкие ещё губы, Валерьяновна сердито глядела на Анискина.
- Значит, ничего снедать не будете, значит, сытые, - говорила она. Ну, Фёдор, это я тебе ещё припомню! Конечно, старуху стару кажный забидеть может, но вот погоди - внук Серёжка в прокуроры выйдет, он тебе хвоста накрутит...
- Ты очкнись-ка, Валерьяновна! - тоже рассердился Анискин. - Есть у меня время обеды в каждом доме разводить, ежели у твоего же родненького попа все иконы увели! Ну, кажи своего Крестителя!
- Ладно, ладно, Феденька! - ещё раз пригрозила старуха. - Это я всё на замет возьму... Вон он, Креститель! Пока ты меня забижашь, школьный-то директор дыхалку потерял... Ишь как он выструнился перед Крестителем-то!
Яков Власович, в самом деле, выструнился, как выразилась Валерьяновна, перед небольшой иконой Иоанна Крестителя.
Он был изображён необычно - не застыл с вознесённым вверх крестом, а весь был в движении, порыве, написан был, трудно поверить, чуть ли не в экспрессионистской манере.
Сибирская, северная, казацкая, "ермаковская" это была икона; весь сибирский размах и щедрость читались на нём.
Яков Власович сопел и тоненько дышал, переставал совсем дышать и на мгновенья прикрывал глаза, словно ослепляло солнце.
Поэтому Анискин сначала долго глядел на директора школы, покачав головой и почесав через фуражку макушку головы, тоже стал глядеть на икону.
Это, наверное, и привлекло внимание Якова Власовича.
- Икона примерно конца семнадцатого века, - тихо сказал директор.
Валерьяновна, её отцы и прадеды и даже прапрадеды, наверное, хорошо следили за иконой - протирали её конопляным маслом, не давали состариться...
Смотрите, как перебегает по иконе красный цвет.
Он зарождается в левом нижнем углу и, нарастая, в убыстряющем ритме распространяется по доске, чтобы достигнуть своего апогея в одеждах Крестителя...
Смотрите на этот пучок неожиданно брошенных солнечных лучей!
Художник их обронил из любопытства, ведомый могучим талантом, чтобы посмотреть, что изменится от этого солнечного пучка на всей доске...
Как будут смотреться глаза Крестителя? Как родится новый мотив возрождения наверху, где была пустота?
Гениально! Обронённый пучок лучей и родил то, что много - много десятилетий позже найдут экспрессионисты. А каким жизнелюбом был художник!
Глядите на руку Иоанна - в неё можно вложить кузнечный молот... А шея! Шея "Дискобола" Мирона (*), хотя богомаз знать-то не знал о Мироне.
Анискин глядел на икону.
Внимательно глядел, заузив глаза, вытянув шею; он притихал, замедлялся, дышал уже почти легко и не маялся, как всегда, от жары, хотя в доме Валерьяновны все окна были закрыты.
Анискин был таким, словно ему пытались вернуть зрение.
Он даже не услышал, не заметил, как подошла Валерьяновна, встав рядом с ним, трудно распрямилась - такая была скрюченная годами.
Она смотрела на икону точно так же, как Яков Власович - человек с высшим образованием и страстный собиратель чёрных досок.
-- из повести цикла «Деревенский детектив» Виля Владимировича Липатова - «Анискин и Боттичелли»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(*) "Дискобола" Мирона - «Дискобол» Мирона (греч. Δισκοβόλος — «Бросающий диск») — одна из наиболее прославленных статуй античности, первая классическая скульптура, изображающая фигуру атлета, готового к сильному движению в соревновании по метанию диска. Оригинал статуи из бронзы, созданной Мироном в середине V века до н. э., не сохранился, но представлен многочисленными копиями римского периода.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
( Иоанн Креститель. Икона 17 в. )
