Воспитатели
Я болен чистою душой –
Как это славно!
Но тяжек мне мой путь земной
В тени соблазнов.
Я не вижу птицы выше
Моего крыла,
Но гордыня точит мышью
Красоту пера.
Светлый путь мне предназначен
В Твою страну.
Маршрут чернилами испачкан…
Но я найду!
Я болен чистою душой …
Автор: Алекс Берг
Воспитание.
Воспитание – дело сложное.
Когда отец, выпуча глаза, бешено орёт на мальчишку:
– Сними локти со стола, с-сукин сын! – не знаю, хороший ли это приём для внушения мальчику светских и изящных форм жизни.
В Москве в одном довольно известном пансионе для благородных девиц была очень добросовестная наставница, которая, главным образом, наблюдала за тем, чтобы вверенные ей воспитанницы готовились к жизни в духе религии и хороших манер.
И вот, от чрезмерного ли усердия или по другой причине, эти два понятия – светскость и религия – так перепутались в её старой голове, что, в конце концов, она стала считать апостолов за образец хороших манер.
– Лидочка, ма шер, – говорила она за столом плохо сидевшей девочке, – разве можно держать локти на столе? Апостолы никогда не клали локтей на стол, только один Иуда. Это даже на священных картинах изображено.
Да, тяжело испытание, через которое должен пройти каждый ребёнок уважающих себя родителей: не ешь с ножа, не дуй в чашку, не макай сухарь в чай, не болтай ногами, не говори, пока тебя не спросят.
Зато как отраден момент, когда воспитание закончено и человек чувствует себя вправе положить ноги на стол и уцепить всей пятернёй целую баранью кость.
Всё это, конечно, очень важно, но мадам Армеева имела в виду не только светское воспитание, когда привезла своего Костеньку к Людмиле Николаевне.
Она надеялась, что Людмила Николаевна будет и на душу Костеньки иметь облагораживающее и смягчающее влияние.
Сама Армеева продолжать Костенькино воспитание не могла, потому что по делам, очень неясным и смутнообъясняемым, должна была плыть в Америку на неизвестный срок.
Говорила Армеева об этой поездке всегда с какими-то странными ошибками. Например, так:
– Мы решили выехать двадцатого, то есть я. – Нет, мы не хотим, то есть я, ехать на Марсель. – Мы, то есть я, заказали билеты уже давно.
Это вечное «мы, то есть я» было довольно странно, потому что мадам Армеева ехала в Америку одна.
Очень странно, почему «мы, то есть я, заказали», а не «заказала».
Если ошиблась и поправилась, так уж говори дальше правильно.
И почему «билеты», а не «билет».
Ну да это её дело, и нас не касается.
Нас касается только то, что мальчишка попал к милой и душевной Людмиле Николаевне, которая с полной готовностью и открытым сердцем принялась за его воспитание.
– Теперешние дети, – говорила она своей приятельнице Вере Николаевне, – ужасные матерьялисты. Дело воспитания современного ребёнка заключается именно в том, чтобы оторвать его немножко от земли и приблизить к вечному. Я, кажется, не очень точно выражаюсь, и вы ещё, пожалуй, Бог знает что подумаете…
– Да, признаюсь… не совсем, – согласилась Вера Ивановна. – Можно так понять, что вы его не будете кормить, и он, того… уйдёт в вечность.
Людмила Николаевна поморгала своими выпуклыми бледными глазами.
– Да, это могло так показаться. Это со мной всегда так случается, когда я говорю о волнующих меня вопросах.
– Но, знаете, дорогая моя, – сказала Вера Ивановна, – в наш век не мешает быть практичным. Вы его очень-то от земли не отрывайте. Я вас знаю. Вы уж слишком экзальтированная.
– Не бойтесь. Я буду вести очень осторожно вверенную мне младую душу.
* * *
Мальчишка ходил в школу, учился неважно и всё время боялся, как бы не выучить чего лишнего.
Если знал, что учитель его спрашивать не будет, так и в книжку не заглядывал.
– Ну как же это можно так относиться к делу? – усовещевала его Людмила Николаевна. – Учиться, друг мой, надо для знания, а не для отметок.
– Именно для отметок, – деловито отвечал Костенька. – Ну, вот вы, например, разве вы знаете, в котором году умер Сципион (*)?
– Кто? – заморгала глазами Людмила Николаевна.
– Сципион.
– Нет, не знаю. И поверь, друг мой, что об этом жалею.
– Ну, это вы, положим, врёте, – добродушно отметил Костенька. – Ну, представьте себе, что вы бы знали. Что бы вам от этого прибавилось? Стали бы вам дешевле масло продавать? Или столяр даром бы починил вам кресло? А я вот не желаю себе забивать голову всякой соломой. «Учиться для знания! Учиться для знания!» Если, по-вашему, отметки – ерунда и ничего не стоят, так чего же вы ворчите, когда у меня отметки дурные? Я, может, великолепно всё выучил для знания, а только ответить не сумел. Я, может быть, застенчивый мальчик из глухонемых, не совсем глухонемых, а немножечко. Вот мне и лепят единицы. А потом меня со всеми моими знаниями вышибут вон. А другой, подлый мальчик хитрит, ленится, идёт на подсказках, а отлично кончает школу. И все его хвалят.
– Ну, этого не бывает, – наставительно сказала Людмила Николаевна. – Правда всегда восторжествует.
– Если хорошо поджулить, так и не восторжествует, – тоже наставительно отвечал Костенька и даже подмигнул.
– Всё - таки, если совсем не будешь ничего знать, так на экзаменах непременно провалишься.
– На экзаменах подскажут. А если мама привезёт из Америки денег, можно будет сунуть инспектору хороший подарок, так и без экзамена переведут.
– Боже мой, какие у тебя мысли! – ахала Людмила Николаевна.
– Ну чего вы наивничаете? – пожимал плечами Костенька. – Мама мне сама рассказывала, как её брат скверно учился, так её папа подарил директору лошадь, лошадь и вывезла.
– Ах, как это всё нечестно! И нельзя всё основывать на деньгах. Деньги тлен и прах.
– А вот пойдите-ка без тлена на базар, много принесёте?
– Пошёл вон, скверный мальчишка, не желаю с тобой разговаривать! Чтоб в четырнадцать лет был уже таким матерьялистом! Это прямо безобразно!
– А в пятьдесят лет ругать бедного мальчика не безобразно? – с укором сказал Костенька и высунул язык.
* * *
Время шло. Мальчишка что-то хитрил, что-то поджуливал, в трудные дни в школу не ходил и заставлял Людмилу Николаевну писать инспектору, что он болен.
– В трудные дни ходить в школу – это сознательно ловить единицу.
Людмила Николаевна ворчала, однако убеждалась, что при этой системе дела пошли лучше.
– Вы вообще поменьше спорьте и побольше верьте мне, – говорил мальчишка. – Отчего вы руку себе трёте?
– Ревматизм, – грустно покачала головой Людмила Николаевна. – Были бы деньги, поехала бы грязевые ванны брать.
– Ага, – возликовал Костенька, – денег-то нет, вот и сидите с ревматизмом. Ага! А были бы деньги, рука бы не болела.
– Нечего тут «ага» да «ага», – смущённо проворчала Людмила Николаевна. – Иди лучше уроки готовь!
Посоветовалась по телефону с Верой Ивановной, как привить мальчишке светлые идеалы. Вера Ивановна ничего посоветовать не смогла.
– Не знаю, голубчик, как его облагородить, – сказала она. – Может быть, его следует просто выпороть?
На другое утро Костенька вошёл на кухню.
– Зачем же вы кофе мелете, когда у вас рука болит?
– А кто же будет молоть? Уж не ты ли?
– Конечно, не я. Я ребёнок. Наймите прислугу.
– Это мне не по средствам.
– А трудно молоть? Больно?
– Ну, конечно! Глупый вопрос.
– А денег-то на прислугу нет? Ага!
– Какой ты скверный мальчик! – укоризненно покачала головой Людмила Николаевна. – Всё-то ты сводишь на деньги.
– Ну нет, – прищёлкнул языком Костенька, – это вы сами меня этому учите, говорите, что работать трудно, а на прислугу денег нет. Вот я и смекаю.
– Какой ужасный мальчик! – почти с благоговением шептала Людмила Николаевна.
Пока мальчишка был в школе, она обдумала, как именно приступить к его душе, чтобы указать ей на прекрасное и вечное и оторвать от земного и грубого.
За завтраком, сделав специальное, одухотворённое лицо, она сказала проникновенно:
– Костя, дорогой мальчик мой, ты прав относительно того, что в бедности жить трудно. Но ты…
– Ага! – крикнул Костенька. – Поняли? Долго же пришлось вам вдалбливать.
– Подожди, не перебивай, – остановила его Людмила Николаевна. – Ты обращаешь внимание только на внешнюю сторону жизни. Попробуй посмотреть глубже. Если у бедного человека ясная и светлая душа, он даже не замечает окружающих его лишений. Пусть жизнь его мрачна, – не всё ли равно, когда у него в душе поют птицы.
– А у вас поют? – деловито осведомился Костенька.
– Да, друг мой, – восторженно воскликнула Людмила Николаевна. – Да! Разве я могла бы так спокойно и благостно… да, ты, кажется, все четыре антрекота съел? – вдруг изменившимся голосом перебила она свою речь. – Ну как же тебе не стыдно! И можно ли так много есть? Ведь ты уже съел две тарелки борща, два пирожка, тарелку макарон… Ведь ты это прямо нарочно съел, мне назло. Это же ненормально! Ты никогда больше одного не съедал. Что же я на вечер подам? Да наконец, я и сама ещё не ела. Мне не жалко этих антрекотов, но меня раздражает такая нарочитая грубость с твоей стороны. Никогда ты не подумаешь о своём ближнем. Всё для себя, всё для себя.
– Именно подумал, – пробурчал Костенька, доглатывая последний кусок.
– О чём подумал? О чём, злой дурак, мог ты подумать своей безмозглой головой?
– О вас. О вас подумал. Нарочно всё съел. Мне даже не хотелось, ей - Богу. Решил послушать, как из вас птицы запоют.
* * *
Приятельница Людмилы Николаевны, та самая Вера Ивановна, которая советовала не слишком отвлекать мальчика от земли, после долгого отсутствия – она ездила на юг – зашла проведать и спросила, как обстоят дела с Костенькой?
– Ничего, мальчишка толковый, – бодро отвечала Людмила Николаевна. – Такой не пропадёт, и у него очень дельный подход к жизни. Он, между прочим, дал мне один очень интересный совет. Он, понимаете ли, получил из Америки от матери очень приятные вести. Дела у неё идут отлично. Мы, собственно говоря, не знаем, что это за дела. Да и не всё ли равно. Костя говорит, что деньги всегда деньги.
– Как? – удивилась Вера Ивановна.
– Ну, не наивничай, пожалуйста. Так вот, Костя, которому надоела наша слишком скромная жизнь, предложил мне написать его матери письмо, что он очень слаб, и его надо лечить и особенно питать, и что это очень дорого стоит, и пусть она присылает каждый месяц ещё определённую сумму на лечение, а мы её разделим пополам. У него вообще масса всяких таких проектов. Я, конечно, его проектом не воспользуюсь, но ему нельзя отказать в остроумии и изобретательности.
– Что за ужас! – ахнула Вера Ивановна. – Что из него выйдет?
– Что выйдет? – окинув её холодным взглядом, сказала Людмила Николаевна. – Выйдет деловой человек, который шагает в ногу с веком. И я нахожу, что здесь совершенно нечем возмущаться.
– Значит, с воспитанием «младой души» покончено? – иронически поджала губы Вера Ивановна.
Людмила Николаевна пожала плечами.
– «Младая душа»? Ну, к чему такая экзальтация. Из неё шубы не сошьёшь.
Воспитание
Автор: Н. А. Тэффи
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(*) Ну, вот вы, например, разве вы знаете, в котором году умер Сципион - Сципион — прозвище патрицианского рода Корнелиев, из которого в III и II веках до н. э. вышли выдающиеся полководцы и государственные деятели. Один из известных представителей рода — Публий Корнелий Сципион Африканский Старший (235 – 183 до н. э.). Он начал военную карьеру в 218 году до н. э. во время Второй Пунической войны, одержал победу над Ганнибалом и завершил войну, а также завоевал для Рима Испанию. Также существует Сципион Эмилиан (185 –129 до н. э.) — сын Л. Эмилия Павла, который был усыновлён старшим сыном Сципиона. Он отличился в битве при Пидне, позднее воевал в Испании и Африке, в 147 году, будучи консулом, получил верховное командование для завоевания Карфагена, который был им разрушен в 146 году.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
( Художник Анри - Жюль - Жан Жоффруа, картина "Малыши" )
