Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Заметки о делах


Заметки о делах

Сообщений 191 страница 200 из 206

191

Bratz на Дядю

О работе на дядю. "Наёмные работники, как бы ни был велик их заработок, – это те же рабы. Они не потребляют производимый ими продукт, а вынуждены уступать его в обмен на заработную плату. Правильным же является принцип: «кто производит, тот и потребляет». Наёмный работник находится в полу рабской зависимости от нанявшего его хозяина. Более того, он временный раб и в основе его рабства – работа, за которую он получает плату от работодателя, независимо от того, является ли работодателем частное лицо или государство".

                                                                                        -- Дзен канал «Хурма» - 10 цитат из "Зелёной книги" Муаммара Каддафи (Цитата 4.)

Если ты сомневаешься, взгляни ещё раз
Взгляни ещё раз, чтобы понять, что реально, а что нет
То, что ты думаешь, что видишь,
На самом деле не то, чем кажется
Красота, скрытая под маской, раскроется

Присмотрись, и всё станет ясно
Всё не так, как кажется
Присмотрись, и ты увидишь больше
Потрать время, чтобы по-настоящему увидеть
Присмотрись

Между строк скрыто больше, чем кажется на первый взгляд
Взгляните ещё раз и посмотрите, что там, что есть там
То, что на самом деле реально, иногда скрыто
Красота, скрытая внутри, повсюду, несравненна

Присмотрись, и всё станет ясно
Всё не так, как кажется
Присмотрись, и ты увидишь больше
Потрать время, чтобы по-настоящему увидеть
Присмотрись, и всё станет ясно
Всё не так, как кажется
Присмотрись, и ты увидишь больше
Потрать время, чтобы по-настоящему увидеть
Смотрите предстоящие поп-шоу
Приобретайте билеты на выступления ваших любимых артистов

Всё, что мы считаем чем-то одним,
Не всегда является тем, чем кажется
Так ли это сейчас? (Так ли это сейчас, так ли это сейчас?)
Оглянитесь вокруг,
Присмотревшись повнимательнее, вот тогда вы увидите, что
Под всем скрывается столько красоты,
Когда мы открываем глаза,
Приглядитесь повнимательнее, там есть еще больше,
Приглядитесь повнимательнее
(О-о-о-о-о)

Присмотрись, и всё станет ясно
Всё не так, как кажется
Присмотрись, и ты увидишь больше
Потрать время, чтобы по-настоящему увидеть
Присмотрись

                                                                                 Музыкальная композиция - Look Closer
                                                                                            Поп - квартет: «Bratz»

Заметки о делах

0

192

И покатилось золотое яичко

― Ты вот и не знаешь этого названия. Это наш клубный термин. Знаешь, как яйца катают, так когда много катают, то сделается шлюпик. Так и наш брат: ездишь - ездишь в клуб и сделаешься шлюпиком. Да, вот ты смеёшься, а наш брат уже смотрит, когда сам в шлюпики попадёт. Ты знаешь князя Чеченского? — спросил князь, и Левин видел по лицу, что он собирается рассказать что-то смешное.
                                                                                                                                                             -- Толстой Л. Н. - «Анна Каренина» (Цитата)

Покатилось лето с горки всё быстрее и быстрей,
Наш июль уже уходит в хороводе тёплых дней,
Скоро август величаво возвратится на порог,
Рассыпая синей ночью звёзды посреди дорог.

Соком яблоки нальются, склонив ветви до земли,
Жёлтый лист с берёзки стройной утром ляжет на пути,
Словно, где-то в поднебесье осень, приоткрыв глаза,
Остужая краски лета, вновь готовит чудеса.

Но пока июль румяный звонко песни нам поёт,
И я лучше понимаю то, что в жизни всё пройдёт,
Лишь любовь в горячем сердце сохранится навсегда,
Уводя нас по дороге, у которой нет конца
.

                                                                                  Покатилось лето с горки
                                                                                 Автор: Гренков Николай

Заметки о делах

0

193

Когда во время не сделал так как надо

Что вы волнуетесь за этих людей ?

                                                                     -- Анатолий Чубайс

Что тебе подарить, кроме верной любви
Может эту весну, может песни свои, может звёздную ночь, может тихий рассвет
Для меня ничего невозможного нет

Что тебе подарить, человек мой дорогой, как судьбу благодарить, что свела меня с тобой
Что тебе подарить, человек мой дорогой, как судьбу благодарить что свела меня с тобой

Что тебе подарить, может тех журавлей, что уносят на юг песни русских полей, может синий туман, может яблони цвет
Для меня ничего невозможного нет

Что тебе подарить, человек мой дорогой, как судьбу благодарить, что свела меня с тобой
Что тебе подарить, человек мой дорогой, как судьбу благодарить, что свела меня с тобой

                                                                                                                                      Музыкальная композиция - «Что тебе подарить»
                                                                                                                                                 Слова: А. Жигарева; С. Алиханова

Море, море... ©

0

194

Гос. служащая, сербскоязычная и прочие ... женщины !

Современное изобразительное искусство это не искусство, которое изображает. Это искусство, являющее художника. Да, висят картины. Но, может, это не его картины, а подделки. Может, это часть перформанса, когда он начнёт их сжигать. А, может, это периферийное действие, которое транслируется по телевизору в другое помещение, где всё и происходит. Приходя на выставку, надо смотреть на художника: а как он себя ведёт? Чем он назначил быть этим картинам? Может, они часть его художественной деятельности. А может, это часть его мистификационной деятельности. Может, это часть перформанса, а может, часть проекта длиной в десять лет.
                                                                                                                                             -- Дмитрий Александрович Пригов (1940 – 2007) — поэт

Я долг отдал, мой рубль бумажный
К чужой спланировал руке.
Сел самолётиком отважным
На Аполлона бугорке.

Сел и исчез в чужом кармане.
А я ни капли не жалел.
Я должен был, его я занял.
И поскорей отдать хотел.

Меня он мучил, жёг печалью.
Он возникал  в процессе сна.
С ним часть души отрезал сталью
И не полна была она.

Отдать хотел и всё не время.
Не выходило кончить долг.
Пустяк, но  долбит мыслью темя,
Что я отдать его не смог.

Отдал и вот она, свобода.
Заимодавец мой брюзжит
Мол, должен был ему пол года...
Верни мне часть моей души!

                                                    Я долг отдал
                                       Автор: Александр Позгорев

Заметки о делах

0

195

Обойдутся они .. а остальным .. с голоду помирай ?

Денег не хватает, надо брать кредит,
И жена ругает, больше брать велит.
Взял бы я сто тысяч, надо миллион,
Отдавать чем будем - продадим  золотой кулон.
   Мне теперь работать нужно день и ночь,
Что б жену одеть и невесту - дочь.
Я и так уже ноги еле волочу,
Мужики смеются, надо ко врачу.
   А с утра сегодня дали мне совет,
Снимайся в фильмах ужасов, ты ведь как скелет.
С горя удавиться или куда сбежать,
Банк везде достанет, придётся отдавать.
   Так ведь поживает миллион семей,
Жена, доставай пол литра да стакан налей.
Выпил я пол литра, затуманен взор,
От такой жизни лезь хоть на забор.
   Месяц отработал, зарплату получил,
Посчитал, подумал, чем отдать кредит?
А жена опять всё своё твердит,
Денег не хватает, ну возьми кредит.
   А кредит с процентами надо отдавать,
Возьмёшь сто тысяч, отдавать сто тридцать пять.
Вечером подавленный за столом сижу,
На диван продавленный с грустью я смотрю.
   Я совсем отчаялся, выход как найти?
Видать расходятся с банком тем пути.
На мою зарплату нам придётся жить,
На хрен бы он сдался банковский кредит.
   Как ишак работать буду день и ночь,
Обойдёмся без кредита - я, жена и дочь.

                                                                                  Кредит
                                                                     Автор: Анатолий Царёв

Старшую дочь преследуют старушки. Такое впечатление, что они терпеть её не могут всеми фибрами своих беззубых, но ещё достаточно бодрых московских душ.

Они (старушки) попадаются ей во всех возможных видах транспорта и требуют к себе обострённого внимания и отношения, которое должно выражаться (по их мнению) в уступании им мест, не касания их священных тел своими грязными руками в часы пик и прочих, уже забытых ими знаков внимания.

А так как дочь - продукт био - компьютерных технологий XXI века с соответствующим отношением к авторитетам и пиететам и ей 20 лет, то за словом в дамскую сумочку ни та, ни другая сторона не лезет, как вы сами понимаете.

Последний случай был с зонтом. Дочь отходили по спине зонтом  за то, что она недостаточно оперативно и почтительно чего-то там увернулась в метро от очередной бабусечки.

- Папа! Меня били жёлтым зонтом! Жёлтым, представляешь?! Дочь, рассказывая это, весело хохотала. Сама ситуация вызывала у неё восторженную икоту и слёзы умиления.

- За что мне такое? Ну за что?! Я ещё не успела так много накосячить в своей жизни, - спрашивала она меня, как авторитета в духовных практиках.

Какое-то время я не мог ответить на её вопрос и Будда отрешённо молчал, не в силах мне помочь.

Гештальт тоже не закрывался и я уже смирился с потерей авторитета у старшей и утешался тем, что в конце - концов есть же младшая дочь, для которой мой пьедестал ещё велик и ужасен, но тут мульти вселенная в лице дорогой моей половины сжалилась надо мной и сказала, смеясь,

- А помнишь, когда я беременной ходила, мы ехали по проспекту на машине и какая-то старушка хотела дорогу перейти по пешеходному, а перед нами машина её не пропустила и уехала, а мы остановились, как правильные и она взяла и сумкой своей по капоту нам как даст! Без вины виноватые получились!

Молния озарила меня после этих слов! Вот оно! Колесо Сансары провернулось и превратилось в спираль. Кармический удар сумкой (уж не жёлтой - ли?!) пришёлся на ещё не родившееся существо.

Это было подло со стороны этой части обитаемой Вселенной. Но что я мог поделать?! Сиди вот теперь и думай как можно помочь родному существу.

Но, после удара зонтиком, старушечьи нападения как-то прекратились. Вот теперь думаю может колесо - таки провернулось и цикл замкнулся?

Дочь счастливо обо всём этом не знает и живёт себе припеваючи, а отцовская доля, она тяжёлая ,- обо всём должен заботиться и в каждом кармане по стогу сена носить, что бы было что постелить при случае.

                                                                                                                                                            Родовая карма
                                                                                                                                                      Автор: Никита Черни

Заметки о делах

Отредактировано Гусев (2025-04-30 23:54:00)

0

196

Поправился .. Ну или почти ...  поправился

Однажды холодильник решит мне отомстить… каждые пол часа открывая дверь в мою комнату… пялиться на меня несколько минут… а затем уходить.))) (©)

Загрустил мой холодильник:
- Вот, не любишь ты меня.
Всей кормёжки – на полтинник,
Я пустой уже три дня!

- Ну и что! – я закипела, -
Ты всегда обжорой был!
Лето. Жарко. Надоело!
Ты б язык-то прикусил.

- Нет! – он тут же ноет снова, -
Есть хочу! Давай, корми!
Для меня еда – основа,
Ну, пожалуйста, пойми…

- Всё, отстань! Мне до аванса
Две недели ещё ждать.
Успокойся. Для баланса,
Можешь жвачку пожевать.

- Тьфу! – плюётся пустобрюхий, -
Знаю я один секрет.
Позову я в гости муху,
Съем её я на обед!

В холодильник я небрежно
Заглянула. Там сюрприз:
На тарелке белоснежной
Муха в соусе «каприз»!

                                         ХОЛОДИЛЬНИК
                     Автор: Лаврова Татьяна Анатольевна

Лайт версия

Отредактировано Гусев (2025-05-01 22:48:17)

0

197

С бывшим дядей

Мне показалось, что кто-то тихо постучал в замёрзшее окно.
Не от мороза лёд покрыл стекло.
Душа от многих лет забвенья
Вокруг себя всё превратила в ледяную брешь.

                                                                                                        Встреча... (отрывок)
                                                                                      Автор: Алексей Викторович Мещеряков

"Цыганочка" в исп. Н.Волшаниновой в х-ф "Отставной козы барабанщик" 1981 г.

.. я записался в библиотеку и взял две книги. Одна из них была о мальчике - барабанщике. Он убежал от своей злой бабки и пристал к революционным солдатам французской армии, которая сражалась одна против всего мира.

Мальчика этого заподозрили в измене. С тяжёлым сердцем он скрылся из отряда. Тогда командир и солдаты окончательно уверились в том, что он — вражеский лазутчик.

Но странные дела начали твориться вокруг отряда.

То однажды, под покровом ночи, когда часовые не видали даже конца штыка на своих винтовках, вдруг затрубил военный сигнал тревогу, и оказывается, что враг подползал уже совсем близко.

Толстый же и трусливый музыкант Мишо, тот самый, который оклеветал мальчика, выполз после боя из канавы и сказал, что это сигналил он. Его представили к награде.

Но это была ложь.

То в другой раз, когда отряду приходилось плохо, на оставленных развалинах угрюмой башни, к которой не мог подобраться ни один смельчак доброволец, вдруг взвился французский флаг, и на остатках зубчатой кровли вспыхнул огонь сигнального фонаря.

Фонарь раскачивался, метался справа налево и, как было условлено, сигналил соседнему отряду, взывая о помощи. Помощь пришла.

А проклятый музыкант Мишо, который ещё с утра случайно остался в замке и всё время валялся пьяный в подвале возле бочек с вином, опять сказал, что это сделал он, и его снова наградили и произвели в сержанты.

Ярость и негодование охватили меня при чтении этих строк, и слёзы затуманили мне глаза.

«Это я… то есть это он, смелый, хороший мальчик, который крепко любил свою родину, опозоренный, одинокий, всеми покинутый, с опасностью для жизни подавал тревожные сигналы».

Мне нужно было с кем - нибудь поделиться своим настроением. Но никого возле меня не было, и только, зажмурившись, лежал и мурлыкал на подушке котёнок.

— Это я — солдат - барабанщик! Я тоже и одинокий и заброшенный… Эй ты, ленивый дурак! Слышишь? — сказал я и толкнул котёнка кулаком в тёплый пушистый живот.

Оскорблённый котёнок вскочил, изогнулся и, как мне показалось, злобно посмотрел на меня своими круглыми зелёными глазами.

— Мяу! — ответил он. — Ты врёшь, ты не солдат - барабанщик. Барабанщики не лазят по чужим ящикам и не продают старьевщикам Валентининых горжеток. Барабанщики бьют в круглый барабан, сначала — трим - тара - рам! потом — трум - тара - рам! Барабанщики — смелые и добрые. Они до краёв наливают блюдечко тёплым молоком и кидают в него шкурки от колбасы и куски мягкой булки. Ты же забываешь налить даже холодной воды и швыряешь на пол только сухие корки.

Он спрыгнул и, опасаясь мести, поспешил убраться под диван. И, вероятно, сидел там долго, насторожившись и прислушиваясь: не полез ли я за кочергой или за щёткой?

Но я давно уже крепко спал.

Утром, выбегая за хлебом, я увидел, что дверь с лестницы к нам в квартиру была приоткрыта. И я вспомнил, что, зачитавшись на ночь, это я сам забыл её закрыть.

А так как голова моя всё время была занята мыслью о предстоящем возвращении Валентины и о расплате за взломанный ящик, за продажу вещей, то этот пустяковый случай натолкнул меня на такой выход:

«А что, если (не по ночам, это страшно) днём уходить, оставив дверь незапертой? Тогда, вероятно, придут настоящие воры, кое - что украдут, и заодно на них можно будет свалить и всё остальные беды».

За чаем я решил, что замысел мой совсем не плох.

Но так как мне жалко было, чтобы воры забрали что - нибудь ценное, то я вытер досуха ванну, свалил туда всё бельё, одежду, обувь, скатерть, занавески, так что в квартире стало пусто, как во время уборки перед Первым мая.

Утрамбовав всё это крепко - накрепко, я покрыл ванну газетами, завалил старыми рогожами, оставшимися из-под мешков с извёсткой, набросал сверху всякого хлама: сломанные санки, палки от лыж, колесо от велосипеда. И так как ванная у нас была без окон, то я поставил стул на стол и отвинтил с потолка электрическую лампочку.

«Теперь, — злорадно подумал я, — пусть приходят!»

В течение трёх дней я ни разу не запер квартиры на ключ. Но — странное дело — воры не приходили. И это было тем более непонятно, что у нас в доме с утра до вечера только и было слышно: щёлк… щёлк! Замок, звонок, опять замок.

Запирали дверь, отлучаясь даже на минуту к парадному, к газетным ящикам… В страхе, запыхавшись, возвращались с полпути, чтобы проверить, хорошо ли закрыто.

Кроме дверных, навешивали замки наружные. Крючки, цепочки…

А тут три дня стоит квартира незапертой и даже дверь чуть приоткрыта, а ни один вор не сует туда своего носа!

Нет! Неудачи валились на меня со всех сторон.

Я получил от Валентины открытку с требованием ответить, всё ли дома в порядке и принесла ли бельё прачка.

И даю слово, что если бы Валентина спросила меня, нет ли у меня какой - нибудь беды, не скучаю ли, или хотя бы прислала простую жёлтую открытку, а не такую, где скалы, орлы, море дразнили и напоминали мне о красивой и совсем не похожей на мою жизнь, и если бы даже, наконец, на протяжении коротенького письма ровно трижды она не упомянула мне о прачке, как будто это было самое важное, — то я честно написал бы ей всю правду.

Потому что хотя приходилась она мне не матерью и даже теперь не мачехой, но была она всё же человек не злой, когда-то баловала меня и даже иногда покрывала мои озорные проделки, особенно когда я помалкивал и не говорил отцу, кто ей без него звонил по телефону.

И я ответил ей коротко, что жив, здоров, бельё прачка принесла и беспокоиться ей нечего. Я отнёс письмо и, насвистывая, притопывая (то есть семь, мол, бед — один ответ), поднимался к себе по лестнице.

Котёнок, точно поджидая меня, сидел на лестничной площадке. Дверь, по обыкновению, была чуть приоткрыта. Но стоп! Лёгкий шум — как будто бы кто-то звякнул стаканом о блюдце, потом подвинул стул — донёсся до моего слуха. Я быстро взлетел на пол - этажа выше.

Вор был в нашей квартире!..

Затаив дыхание, я насторожился. Прошла минута, другая, три, пять… Вор что-то не торопился. Я слышал его шаги, когда несколько раз он проходил по коридору близ двери. Слышал даже, как он высморкался и кашлянул.

— Тим - там! Тра - ля - ля! Трум! Трум! — долетело до меня из-за двери.

Было очень странно: вор напевал песню.

Очевидно, это был бандит смелый, опасный. И я уже заколебался, не лучше ли будет спуститься и крикнуть дяде Николаю, который поливал сейчас из шланга двор.

Но вот за дверьми, должно быть с кухни, раздался какой-то глухой шум. Долго силился я понять, что это такое. Наконец понял: это шумел примус. Это уже не лезло ни в какие ворота! Вор, очевидно, кипятил чайник и собирался у нас завтракать.

Я спустился на площадку. Вдруг дверь широко распахнулась, и передо мной оказался низкорослый толстый человек в сером костюме и жёлтых ботинках.

— Друг мой, — спросил он, — ты из этой, пятнадцатой квартиры?
— Да, — пробормотал я, — из этой.
— Так заходи, сделай милость. Я тебя через окошко ещё полчаса тому назад видел, а ты полез наверх и чего-то прячешься.
— Но я не думал, я не знал, зачем вы тут… поёте?
— Понимаю! — воскликнул толстяк. — Ты, вероятно, думал, что я жулик, и терпеливо выжидал, как развернётся ход событий. Так знай же, что я не вор и не разбойник, а родной брат Валентины, следовательно — твой дядя. А так как, насколько мне известно, Валентина вышла замуж и твоего отца бросила, то, следовательно, я твой бывший дядя. Это будет совершенно точно.
— Она уехала с мужем на Кавказ, — ответил я, — и вернётся не скоро.
— Боги великие! — огорчился дядя. — Дорогая сестра уехала, так и не дождавшись родного брата! Но она, я надеюсь, предупредила тебя о том, что я приеду?
— Нет, она не предупредила, — ответил я, виновато оглядывая ободранную мной и неприглядную нашу квартиру. — Когда она уезжала, она, должно быть, растерялась, потому что разбила блюдце и в кастрюльку с кофе насыпала соли.
— Узнаю, узнаю беспечное созданье! — укоризненно качнул головой толстяк. — Помню ещё, как в далёком детстве она полила однажды кашу вместо масла керосином. Съела и страдала, крошка, ужасно. Но скажи, друг мой, почему это у вас в квартире как-то не того?.. Сарай — не сарай, а как бы апартаменты уездного мелитопольского комиссара после весёлого налёта махновцев?
— Это не после налёта! — растерянно оправдывался я. — Это я сам всё посодрал и попрятал в ванную, чтобы не пришли и не обокрали воры.
— Похвально! — одобрил дядя. — Но почему же, в таком случае, парадную дверь ты оставляешь открытой?

На моё счастье, в кухне закипел чайник, и неприятный этот разговор оборвался.

Бывший мой дядя оказался человеком весёлым, энергичным. За чаем он приказал мне разобрать мой склад в ванной, а также сходить к дворничихе, чтобы она перечистила посуду, вымыла пол и привела квартиру в порядок.

— Неприлично, — объяснил он. — Ко мне могут прийти люди, товарищи в боях, друзья детства, — и вдруг такое безобразие!

После этого он спросил, есть ли у меня деньги. Похвалил за бережливость, дал на расходы тридцатку и ушёл до вечера побродить по Москве, которую, как он говорил, не видел уже лет десять.

Я побежал к дворничихе и сказал ей насчёт уборки.

— Дядечка приехал! — похвалился я. — Добрый! Теперь мне будет весело.
— И то лучше, — сказала дворничиха. — Виданное ли дело — оставлять квартиру на несмышлёного ребёнка! Дитё — оно дитё и есть. Сейчас умное, а отвернулся — смотришь, а оно ещё совсем дурак.
— Это которые маленькие — дураки, — обиделся я. — А я уже не маленький.
— Э, милый! Бывает дурак маленький, бывает и большой. Моему Ваське шестнадцатый. Раньше в таку пору женили, а он достал железу, набил серой, хлопнул — да вот три недели в больнице отлежал. Хорошо ещё, только лицо ковырнуло, а глаза не вышибло. Да что я тебе говорю: ты, чай, про это дело лучше моего знаешь!

Я что-то промычал и быстро исчез, потому что в Васькином деле была и моей вины доля.

                                                                                                                      из повести Аркадия Гайдара - «Судьба барабанщика»

Дизайн человека

0

198

может Ты тоже ..

Объясняйте это как хотите, но в Петербурге есть эта загадка — он действительно влияет на твою душу, формирует её. Человека, там выросшего или, по крайней мере, проведшего там свою молодость, — его с другими людьми, как мне кажется, трудно спутать.

                                                                                                                                                                                 -- Иосиф Бродский

Девочка едет в Питер.
Видите? — не в Москву…
Разницу уловите —
В Питер мечты зовут.

В Питер, культурный город,
Лучший у нас в стране.
Это почти, как горы —
Выше, ну, просто — нет…

Девочке очень надо
Питером подышать.
Питер ей дан в награду,
Просто нельзя не дать.

Девочка заслужила —
Верила и ждала.
Он для неё, как милый —
Всё ему сберегла…

Дальше уже не важно…
Комкаю свой билет…
Взглядом, немножко влажным,
С лаской смотрю ей вслед…

                                                      Девочка едет в Питер (отрывок)
                                                              Автор: Юрий Лопатеев

Заметки о делах

Отредактировано Гусев (2025-05-04 20:50:08)

0

199

Повестка  - Воздуходувка

По улицам озабоченно шагали новенькие полицейские чиновники, покрикивая на маляров, на дворников.

                                                                                                                -- Горький Максим - «Жизнь Клима Самгина» (Цитата)

Человек он, несомненно
Был живой не железяка.
Он совсем не микросхема,
Он не зверь и не козявка.
Он с душою, он разумный
Но его, как микросхему
Как то очень хитроумно
Изменили вдруг зачем-то.
Не пробили киркой темя
Жизни  жёстко не лишили,
А его, как микросхему
Взяли и перепрошили.
Он, как был таким остался
С виду, но совсем не тот он -
Он с душой своей расстался
По чужим живёт он кодам.
Думал он, что он  не бяка,
Нянчали  его, учили,
А его, как железяку
Взяли и перепрошили.

                                                        Перепрошивка
                                Автор: Александр Измайлов Митрофанович

Заметки о делах

0

200

На грехи душу предавшие (©)

«Курочка у нас была чёрненька, по два яичка на всякий день приносила, Бог так устраивал ребяткам на пищу. По грехам нашим, в то время, везя на нарте, задавили её. Не курочка, а чудо была, по два яичка на день давала».

                                                                        -- протопоп Аввакум - «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (Цитата)

У купца была девица, купца-тысячника.
Как задумал купец, да свою дочь замуж отдать.
Свою дочь замуж отдать, да на грехи душу предать.

Как заслышала девица, во темны леса пошла.
Во темны леса пошла, себе пустынюшку нашла.
Перекрестилася девица, во пустынюшку зашла.

Как на правой на сторонке святы образы стоят,
Святы образы стоят, да перед ними свечи стоят.
Она молилась и трудилась, шестьдесят шесть годов.

Перекрестилася девица, со пустынюшки пошла.
Как навстречу той девице едет старый Cтаричок.
Уж ты старый Cтаричок, да исповедай-ка меня.

                                                                                             У купца была девица
                                                                 Источник: Интернет ресурс «Алтайский старообрядец»

XII (отрывок)

Позднею осенью, когда рейсы парохода кончились, я поступил учеником в мастерскую иконописи, но через день хозяйка моя, мягкая и пьяненькая старушка, объявила мне владимирским говором:

— Дни теперя коротенькие, вечера длинные, так ты с утра будешь в лавку ходить, мальчиком при лавке постоишь, а вечерами — учись!

И отдала меня во власть маленького быстроногого приказчика, молодого парня с красивеньким, приторным лицом.

По утрам, в холодном сумраке рассвета, я иду с ним через весь город по сонной купеческой улице Ильинке на Нижний базар; там, во втором этаже Гостиного двора, помещается лавка.

Приспособленная из кладовой, тёмная, с железною дверью и одним маленьким окном на террасу, крытую железом, лавка была тесно набита иконами разных размеров, киотами, гладкими и с «виноградом», книгами церковнославянской печати, в переплетах жёлтой кожи.

Рядом с нашей лавкой помещалась другая, в ней торговал тоже иконами и книгами чернобородый купец, родственник староверческого начётчика (1), известного за Волгой, в керженских краях; при купце — сухонький и бойкий сын, моего возраста, с маленьким серым личиком старика, с беспокойными глазами мышонка.

Открыв лавку, я должен был сбегать за кипятком в трактир; напившись чаю — прибрать лавку, стереть пыль с товара и потом — торчать на террасе, зорко следя, чтобы покупатели не заходили в лавку соседа.

— Покупатель — дурак, — уверенно говорил мне приказчик. — Ему всё едино, где купить, лишь бы дешёво, а в товаре он не понимает!

Быстро щёлкая дощечками икон, хвастаясь тонким знанием дела, он поучал меня:

— Мстёрской работы (2) — товар дешёвый, три вершка на четыре — себе стоит... шесть вершков на семь — себе стоит... Святых знаешь? Запомни: Вонифатий — от запоя; Варвара Великомученица — от зубной боли, нечаянныя смерти; Василий Блаженный — от лихорадки, горячки... Богородиц знаешь? Гляди: Скорбящая, Троеручица, Абалацкая - Знамение, Не рыдай мене, мати, Утоли моя печали, Казанская, Дейсус, Покрова, Семистрельная...

Я быстро запомнил цены икон по размерам и работе, запомнил различия в иконах богородиц, но запомнить значение святых было нелегко.

Задумаешься, бывало, о чём - нибудь, стоя у двери лавки, а приказчик вдруг начнёт проверять мои знания!

— Трудных родов разрешитель — кто будет?

Если я ошибаюсь, он презрительно спрашивает:

— Для чего у тебя голова?

Ещё труднее было зазывать покупателей; уродливо написанные иконы не нравились мне, продавать их было неловко.

По рассказам бабушки я представлял себе богородицу молодой, красивой, доброй; такою она была и на картинках журналов, а иконы изображали её старой, строгой, с длинным, кривым носом и деревянными ручками.

В базарные дни, среду и пятницу, торговля шла бойко, на террасе то и дело появлялись мужики и старухи, иногда целые семьи, всё — старообрядцы из Заволжья, недоверчивый и угрюмый лесной народ.

Увидишь, бывало, как медленно, точно боясь провалиться, шагает по галерее тяжёлый человек, закутанный в овчину и толстое, дома валянное сукно, — становится неловко перед ним, стыдно.

С великим усилием встанешь на дороге ему, вертишься под его ногами в пудовых сапогах и комаром поёшь:

— Что́ вам угодно, почтенный? Псалтири следованные и толковые, Ефрема Сирина книги, Кирилловы, уставы, часословы — пожалуйте, взгляните! Иконы все, какие желаете, на разные цены, лучшей работы, тёмных красок! На заказ пишем кого угодно, всех святых и богородиц! Именную, может, желаете заказать, семейную? Лучшая мастерская в России! Первая торговля в городе!

Непроницаемый и непонятный покупатель долго молчит, глядя на меня, как на собаку, и вдруг, отодвинув меня в сторону деревянной рукою, идёт в лавку соседа, а приказчик мой, потирая большие уши, сердито ворчит:

— Упустил, тор - рговец...

В лавке соседа гудит мягкий, сладкий голос, течёт одуряющая речь:

— Мы, родимый, не овчиной торгуем, не сапогом, а — божьей благодатью, которая превыше сребра - злата, и нет ей никакой цены...
— Ч - чёрт! — шепчет мой приказчик с завистью и восхищением. — Здорово заливает глаза мужику! Учись! Учись!

Я учился добросовестно, — всякое дело надо делать хорошо, коли взялся за него.

Но я плохо преуспевал в заманивании покупателей и в торговле, — эти угрюмые мужики, скупые на слова, старухи, похожие на крыс, всегда чем-то испуганные, поникшие, вызывали у меня жалость к ним, хотелось сказать тихонько покупателю настоящую цену иконы, не запрашивая лишнего двугривенного.

Все они казались мне бедными, голодными, и было странно видеть, что эти люди платят по три рубля с полтиной за Псалтырь — книгу, которую они покупали чаще других.

Они удивляли меня своим знанием книг, достоинств письма на иконах, а однажды седенький старичок, которого я загонял в лавку, кротко сказал мне:

— Неправда это будет, малый, что ваша мастерская по иконам самолучшая в России, самолучшая-то — Рогожина, в Москве!

И, закрыв книгу, покупатель молча уходит.

Иногда эти лесные люди спорили с приказчиком, и мне было ясно, что они знают писание лучше, чем он.

— Язычники болотные, — ворчал приказчик.

Я видел также, что, хотя новая книга и не по сердцу мужику, он смотрит на неё с уважением, прикасается к ней осторожно, словно книга способна вылететь птицей из рук его.

Это было очень приятно видеть, потому что и для меня книга — чудо, в ней заключена душа написавшего её; открыв книгу, я освобождаю эту душу, и она таинственно говорит со мною.

Весьма часто старики и старухи приносили продавать древнепечатные книги дониконовских времён или списки таких книг, красиво сделанные скитницами на Иргизе и Керженце; списки миней, не правленных Дмитрием Ростовским (3); древнего письма иконы, кресты и медные складни с финифтью (4), поморского литья, серебряные ковши, даренные московскими князьями кабацким целовальникам; всё это предлагалось таинственно, с оглядкой, из-под полы.

И мой приказчик и наш сосед очень зорко следили за такими продавцами, стараясь перехватить их друг у друга; покупая древности за рубли и десятки рублей, они продавали их на ярмарке богатым старообрядцам за сотни.

Приказчик поучал меня:

— Ты следи за этими лешими, за колдуньями, во все глаза следи! Они счастье с собой приносят.

Когда являлся такой продавец, приказчик посылал меня за начётчиком Петром Васильичем, знатоком старопечатных книг, икон и всяких древностей.

Это был высокий старик, с длинной бородою Василия Блаженного, с умными глазами на приятном лице.

Плюсна одной ноги у него была отрублена, он ходил прихрамывая (5), с длинной палкой в руке, зиму и лето в лёгкой, тонкой поддёвке, похожей на рясу, в бархатном картузе странной формы, похожем на кастрюлю.

Бодрый, прямой, он, входя в лавку, опускал плечи, изгибал спину, охал тихонько, часто крестился двумя перстами и всё время бормотал молитвы, псалмы. Это благочестие и старческая слабость сразу внушали продавцу доверие к начётчику.

— В чём дела-то выпачканы у вас? — спрашивал старик.
— Вот икона продаётся, принёс человек, говорит — строгановская (6).
— Чего?
— Строгановская.
— Ага... Плохо слышу, заградил господь ухо мое от мерзости словес никонианских...

Сняв картуз, он держит икону горизонтально, смотрит вдоль письма, сбоку, прямо, смотрит на шпонку в доске, щуря глаза, и мурлычет:

— Безбожники никониане, любовь нашу к древнему благообразию заметя и диаволом научаемы преехидно фальшам разным, ныне и святые образа подделывают ловко, ой, ловко! С виду-те образ будто и впрямь строгановских али устюжских писем, а то — суздальских, ну, а вглядись оком внутренним — фальша!

Если он говорит «фальша», значит — икона дорогая и редкая.

Ряд условных выражений указывает приказчику, сколько можно дать за икону, за книгу; я знаю, что слова «уныние и скорбь» значат — десять рублей, «Никон - тигр» — двадцать пять; мне стыдно видеть, как обманывают продавца, но ловкая игра начётчика увлекает меня.

— Никониане-то, чёрные дети Никона - тигра, всё могут сделать, бесом руководимы, — вот и левкас будто настоящий, и доличное одной рукой написано (7), а лик-то, гляди, — не та кисть, не та! Старые-то мастера, как Симон Ушаков, — хоть он еретик был, — сам весь образ писал, и доличное и лик, сам и чку (8) строгал и левкас наводил, а наших дней богомерзкие людишки этого не могут! Раньше-то иконопись святым делом была, а ныне — художество одно, так-то, боговы!

                                                       из автобиографической трилогии Максима Горького - Повесть первая «В людях» (отрывок)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(1) родственник староверческого начётчика - Начётчик. В контексте  старообрядчества — богослов, знаток старопечатной (дониконовской) религиозной (особенно богословской) литературы.

(2) Мстёрской работы - Мстёрской работы могут быть следующие виды произведений:
Иконы. Для них характерен сдержанный тёмный колорит, изысканные плоскостные орнаментальные композиции, умеренное применение золота для проработки деталей.
Лаковые миниатюры на изделиях из папье - маше.
Шкатулки, ларцы, папиросницы, игольницы, пудреницы украшены разнообразными живописными сюжетами. В тематике преобладают исторические и христианские сюжеты.
Особенности мстёрской работы:
Цветовая гамма. Голубовато - серебристая, охристо - жёлтая и красная.
Количество деталей. Сказочные и бытовые сюжеты пестрят множеством деталей, сочетанием растительных и геометрических узоров.
Источник вдохновения. В миниатюрах отражается окружающая природа: песчаные излучины, луга с ручейками, дальние деревни с яркими крышами и синь лесов.

(3)  списки миней, не правленных Дмитрием Ростовским - Не правленных -  Деятельность святителя Димитрия Ростовского, который собирал, дополнял и исправлял жития и поучения при составлении «Четьих Миней» — свода оригинальных и переводных житийных и риторических памятников церковно-учительного и исторического характера.

(4) кресты и медные складни с финифтью - Финифть — это вид прикладного искусства, в котором изготовление художественных произведений производится при помощи стекловидного порошка, эмали и металлической подложки. Слово «финифть» происходит от греческого «фингитис», что в переводе означает «светлый, блестящий камень».

(5) Плюсна одной ноги у него была отрублена, он ходил прихрамывая - Плюсна — средний отдел стопы у позвоночных, расположенный между предплюсной и пальцами.

(6) — Вот икона продаётся, принёс человек, говорит — строгановская  - Строгановская икона — это икона, созданная в стиле Строгановской школы в русской иконописи конца XVI — первой четверти XVII века. Школа названа по фамилии сибирских купцов - меценатов Строгановых, которые содержали иконописную мастерскую. Главные особенности строгановской школы:
миниатюрные размеры икон;
сложные композиции;
сочная цветовая гамма — на полутонах жёлтых, красных, розовых, зелёных и чёрных красок;
часто мастера украшали работы золотой и серебряной росписью;
фигуру святого обычно помещали в центр иконы, её изображали крупными цветовыми пятнами;
центральный образ обрамляли причудливым детальным пейзажем с палатами;
людей и растения изображали реалистично, максимально близко к натуре, все элементы тонко прорабатывали.
Самым известным мастером школы был Прокопий Чирин, он написал по заказу Строгановых икону «Никита Воин» и образ Владимирской Божией Матери.

(7)  вот и левкас будто настоящий, и доличное одной рукой написано - Левкас (от греч. λευκός — белый, светлый) — название грунта, применяемого в написании и реставрации памятников станковой темперной и масляной живописи (икон). В иконописании традиционно состоит из смеси порошкообразного мела с рыбьим или животным клеем с добавлением льняного масла. Наносится тонкими слоями и тщательно шлифуется.
«Доличное» в контексте иконописи — это элементы рисунка картины, кроме фона и личного. К личному относятся лик (лицо), руки и ноги. Примеры доличного: одежда, пейзаж (на фоне) и т. п..

(8) сам и чку строгал - «цка» или «чка», которое встречается в надписях на иконах и обозначает «доска». Первый вариант написания характерен для северо - западных регионов России (Новгород, Псков), а второй — для верхнего и среднего Поволжья (Ярославль, Кострома, Нижний Новгород). Пример записи: на обороте костромской иконы «Праздники двунадесятые» — «сорокъ копекъ зачку», на другой иконе — «чку склей».

Заметки о делах

Отредактировано Гусев (2025-05-07 08:24:52)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Заметки о делах