Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Заметки о делах


Заметки о делах

Сообщений 151 страница 160 из 183

151

Брат своей безумной гусеницы

Мы смотрим в небо, а видим пепел,
Золу столетий уносит ветер,
Осколки солнца нам режут тело,
Ты что - то бледен, бледнее мела.

Чуть еле слышно идём мы к звёздам,
Наперёд зная, что слишком поздно,
Глотая ночь в открытый рот,
Мы знаем - завтра эшафо
т.

Горят, как трупы, живые сказки,
Лицо навеки сокрыто маской,
Мы смотрим в небо, а видим страх,
Могилы наши лежат в цветах.

                                                                  Пепел
                                                     Автор: Евгений Грёзов

Подходит ко мне в Доме творчества Александр Бек:

– Я слышал, вы приобрели роман «Иосиф и его братья» Томаса Манна?
– Да, – говорю, – однако сам ещё не прочёл.
– Дайте сначала мне. Я скоро уезжаю.

Я дал. Затем подходит Горышин:

– Дайте Томаса Манна почитать. Я возьму у Бека, ладно?
– Ладно.

Затем подходит Раевский. Затем Бартен. И так далее. Роман вернулся месяца через три.

Я стал его читать. Страницы (после 9 - й) были не разрезаны.

Трудная книга. Но хорошая. Говорят.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Валерий Попов сочинил автошарж. Звучал он так:

«Жил - был Валера Попов. И была у Валеры невеста – юная зелёная гусеница. И они каждый день гуляли по бульвару. А прохожие кричали им вслед:

– Какая чудесная пара! Ах, Валера Попов и его невеста – юная зелёная гусеница!

Прошло много лет. Однажды Попов вышел на улицу без своей невесты – юной зелёной гусеницы. Прохожие спросили его:

– Где же твоя невеста – юная зелёная гусеница?

И тогда Валера Попов ответил:

– Опротивела!»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Губарев поспорил с Арьевым:

– Антисоветское произведение, – говорил он, – может быть талантливым. Но может оказаться и бездарным. Бездарное произведение, если даже оно и антисоветское, всё равно бездарное.
– Бездарное, но родное, – заметил Арьев.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пришёл к нам Арьев. Выпил лишнего. Курил, роняя пепел на брюки.

Мама сказала:

– Андрей, у тебя на ширинке пепел.

Арьев не растерялся:

– Где пепел, там и алмаз!
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Арьев говорил:

– В нашу эпоху капитан Лебядкин стал бы майором (*).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Моя жена спросила Арьева:

– Андрей, я не пойму, ты куришь?
– Понимаешь, – сказал Андрей, – я закуриваю, только когда выпью. А выпиваю я беспрерывно. Поэтому многие ошибочно думают, что я курю.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чирсков принёс в издательство рукопись.

– Вот, – сказал он редактору, – моя новая повесть. Пожалуйста, ознакомьтесь. Хотелось бы узнать ваше мнение. Может, надо что - то исправить, переделать?
– Да, да, – задумчиво ответил редактор, – конечно. Переделайте, молодой человек, переделайте.

И протянул Чирскову рукопись обратно.

                                                                                                              из книги Сергея Довлатова - «Соло на ундервуде. Соло на IBM»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) В нашу эпоху капитан Лебядкин стал бы майором - Игнат Тимофеевич Лебядкин — персонаж романа Фёдора Михайловича Достоевского «Бесы», поэт - графоман, брат Марии Тимофеевны Лебядкиной.

Заметки о делах

0

152

В гости ..

На подоконнике жена
Сидела ранним летом,
А комната озарена
Была вечерним светом.

Да, лето только началось,
А к нам вчера приехал гость.
Сегодня он уехал —
И нам оставил эхо.

То эхо — воблы три кило —
Нет громогласней эха!
Ещё на улице светло,
И жаль, что он уехал.

                                              На подоконнике жена...
                                           Поэт: Геннадий Шпаликов

Явились к Пановой гости на день рождения. Крупные чиновники Союза писателей. Начальство.

Панова, обращаясь к мужу, сказала:

– Мне кажется, у нас душно.
– Обыкновенный советский воздух, дорогая.

Вечером, навязывая жене кислородную подушку, он твердил:

– Дыши, моя рыбка! Скоро у большевиков весь кислород иссякнет. Будет кругом один углерод.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Был день рождения Веры Пановой. Гостей не приглашали. Собрались близкие родственники и несколько человек обслуги. И я в том числе.

Происходило это за городом, в Доме творчества. Сидим, пьём чай. Атмосфера мрачноватая. Панова болеет.

Вдруг открывается дверь, заходит Фёдор Абрамов.

– Ой, – говорит, – как неудобно. У вас тут сборище, а я без приглашения…

Панова говорит:

– Ну что вы, Федя! Все мы очень рады. Сегодня день моего рождения. Присаживайтесь, гостем будете.
– Ой! – ещё больше всполошился Абрамов. – День рождения! А я и не знал! И вот без подарка явился…

Панова:

– Какое это имеет значение?! Садитесь. Я очень рада.

Абрамов сел, немного выпил, закусил, разгорячился. Снова выпил. Но водка быстро кончилась.

А мы, значит, пьём чай с тортом. Абрамов начинает томиться. Потом вдруг говорит:

– Шёл час назад мимо гастронома. Возьму, думаю, бутылку «Столичной». Как - никак у Веры Фёдоровны день рождения…

И Абрамов достаёт из кармана бутылку водки.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Романс Сергея Вольфа:

Я ехала в Детгиз,
я думала – аванс…

Вольф говорил:

– Нормально идти в гости, когда зовут. Ужасно идти в гости, когда не зовут. Однако самое лучшее – это когда зовут, а ты не идёшь.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наутро после большой гулянки я заявил Сергею Вольфу:

– Ты ужасно себя вёл. Ты матюгался, как сапожник. И к тому же стащил зажигалку у моей приятельницы…

Вольф ответил:

– Матюгаться не буду. Зажигалку верну.

                                                                                                            из книги Сергея Довлатова - «Соло на ундервуде. Соло на IBM»

Заметки о делах

0

153

Железнодорожные привилегии по заслугам

Все привилегии отменены:
Просто - родиться, жить, умереть.
Нет у бессмертия, славы длины,
Нет ширины, не предвидится впредь.
Как ни вытягивай вертикаль
Башни, пронзающей облака,
Гордый бетон этот, гордая сталь
Только пока.
Только пока твоё сердце тук - тук,
Впрочем, как всё, что, не зная цены
Собственной, канет когда - нибудь вдруг.
Отожествлены
Все мириады жизней - смертей;
Чувствуешь: это и есть твой глоток
Вечности, скармливающей детей
Собственных времени, если виток
Не закорочен его, не зажат.
Разве чего - то ещё нас лишат?..

                                                                    Привилегии
                                                            Автор: Артём Супаров

На дальней станции сойду (Пламя)

Звонит Найману приятельница:

– Толечка, приходите обедать. Возьмите по дороге сардин, таких импортных, марокканских… И ещё варенья какого - нибудь… Если вас, конечно, не обеспокоят эти расходы.
– Совершенно не обеспокоят. Потому что я не куплю ни того ни другого.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Толя и Эра Найман – изящные маленькие брюнеты. И вот они развелись. Идём мы однажды с приятелем по улице. А навстречу женщина с двумя крошечными тойтерьерами.

– Смотрите, – говорит приятель, – Толя и Эра опять вместе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найман и один его знакомый смотрели телевизор. Показывали фигурное катание.

– Любопытно, – говорит знакомый, – станут Белоусова и Протопопов в этот раз чемпионами мира?

Найман вдруг рассердился:

– Вы за Протопопова не беспокойтесь! Вы за себя беспокойтесь!
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оказались мы в районе новостроек. Стекло, бетон, однообразные дома. Я говорю Найману:

– Уверен, что Пушкин не согласился бы жить в этом мерзком районе.

Найман отвечает:

Пушкин не согласился бы жить… в этом году
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найман и Бродский шли по Ленинграду. Дело было ночью.

– Интересно, где здесь Южный Крест? – спросил вдруг Бродский.

(Как известно, Южный Крест находится в соответствующем полушарии.)

Найман сказал:

– Иосиф! Откройте словарь Брокгауза и Ефрона. Найдите там букву А. И поищите там слово «Астрономия».

Бродский ответил:

– Вы тоже откройте словарь на букву А. И поищите там слово «Астроумие».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Беседовали мы как - то с Воскобойниковым по телефону.

– Еду, – говорит, – в Разлив. Я там жильё снял на лето.

Тогда я спросил:

– Комнату или шалаш?

Воскобойников от испуга трубку повесил.

Воскобойникову дали мастерскую. Без уборной. Находилась мастерская рядом с Балтийским вокзалом. Так что Воскобойников мог использовать железнодорожный сортир. Но после двенадцати заходить туда разрешалось лишь обладателям билетов. То есть пассажирам. Тогда Воскобойников приобрёл месячную карточку до ближайшей остановки. Если не ошибаюсь, до Боровой. Карточка стоила два рубля. Безобидная функция организма стоила Воскобойникову – шесть копеек в день. То есть полторы - две копейки за мероприятие. Он стал, пожалуй, единственным жителем города, который мочился за деньги. Характерная для Воскобойникова история.

                                                                                                     из книги Сергея Довлатова - «Соло на ундервуде. Соло на IBM»

Заметки о делах

0

154

Ласточки тоже могут не выжить

Там, где кашляют койот и кукабара (*),
городишко — что плевок на карте прерий.
Два ковбоя молча пьют у стойки бара,
созерцая проходящих мимо двери.

Говорит один, поигрывая кольтом:
— Видишь парня, вон того, в пальто и шляпе?
Собеседник отвечает:
— Все при польтах,
а без шляпы, знаешь сам, одни растяпы.

На песке ряды бороздок чертят шпоры.
— Вон стоят напротив двери двое. Спорят.
— Где? Под вывеской на лавке «Пули. Порох»?
— Да. Сутулый.
— Оба горбятся. Который?

— Ну вот этот, в профиль, посередь дороги.
У него и ноги кривоваты.
— Да у всех, кто слез с коня, такие ноги!
Оба в профиль: боком. Укажи понятней.

— Вот заладил!
— Я? Да это ты заладил!
— На, смотри!
И выстрел кольта сухо треснет.
Вроде бы и от бедра палил, не глядя,
а дыра в груди на самом видном месте.

Смолкла музыка в салуне. Крики, визги.
С крыши каркнула и поперхнулась птица.
Убирает кольт стрелок, глотает виски:
— Говорю тебе: вот он вчера женился.

                                                                                        Точность
                                                                             Автор: Ольга Старушко
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) Там, где кашляют койот и кукабара - Кукабары. Род птиц семейства зимородковых. Обитают в тропиках и редколесье Австралии и на Новой Гвинее. Кукабары знамениты своими криками, очень похожими на человеческий хохот (отсюда их название). Крик начинается как низкий «цокающий» смех, который переходит в пронзительное «ха - ха - ха». Это территориальные птицы, живущие небольшими группами. Их крики служат той же цели, что и у многих других птиц, — обозначают границы занятого участка.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шли мы откуда - то с Бродским. Был поздний вечер. Спустились в метро – закрыто. Кованая решётка от земли до потолка. А за решёткой прогуливается милиционер.

Иосиф подошёл ближе. Затем довольно громко крикнул:

– Э!

Милиционер насторожился, обернулся.

– Чудесная картина, – сказал ему Иосиф, – впервые наблюдаю мента за решёткой!
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пришёл я однажды к Бродскому с фокстерьершей Глашей. Он назначил мне свидание в 10.00. На пороге Иосиф сказал:

– Вы явились ровно к десяти, что нормально. А вот как умудрилась собачка не опоздать?!
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сидели мы как - то втроём – Рейн, Бродский и я. Рейн, между прочим, сказал:

– Точность – это великая сила. Педантической точностью славились Зощенко, Блок, Заболоцкий. При нашей единственной встрече Заболоцкий сказал мне: «Женя, знаете, чем я победил советскую власть? Я победил её своей точностью!»

Бродский перебил его:

– Это в том смысле, что просидел шестнадцать лет от звонка до звонка?!
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сидел у меня Веселов, бывший лётчик. Темпераментно рассказывал об авиации. В частности, он говорил:

– Самолёты преодолевают верхнюю облачность… Ласточки попадают в сопла… Самолёты падают… Гибнут люди… Ласточки попадают в сопла… Глохнут моторы… Самолёты разбиваются… Гибнут люди…

А напротив сидел поэт Евгений Рейн.

– Самолёты разбиваются, – продолжал Веселов, – гибнут люди…
– А ласточки что – выживают?! – обиженно крикнул Рейн.

                                                                                                                        из книги Сергея Довлатова - «Соло на ундервуде. Соло на IBM»

Заметки о делах

0

155

Одна слезинка подросшего

Слезинка в морщинах тропинку искала,
Желая на землю скорее упасть.
На миг замерла, а потом побежала,
Отдав над собой притяжению власть.

Она ведь с рождения самого знала,
Что капля солёная — целого часть.
И к цели своей, что есть силы, бежала,
Чтоб в море быстрей с ручейками попасть.

Слезинка несла в себе то, что с рожденья
Вложил в неё горе - создатель её:
Тугой концентрат его внутренней боли,
А так же несчастье седое своё.

Слезинка в своей одинокой природе
Мала и слаба, но средь капель других
Найдутся подруги в бескрайнем просторе,
Хранящие боль от трагедий людских.

                                                                  Слезинка (Отрывок)
                                                             Автор: Дмитрий Говоров

До революции Агния Францевна Мау была придворным венерологом. Прошло шестьдесят лет. Навсегда сохранила Агния Францевна горделивый дворцовый апломб и прямоту клинициста.

Это Мау сказала нашему квартуполномоченному полковнику Тихомирову, отдавившему лапу её болонке:

– Вы – страшное говно, мон колонель (*), не обессудьте! ..

Тихомиров жил напротив, загнанный в отвратительную коммуналку своим партийным бескорыстием. Он добивался власти и ненавидел Мау за её аристократическое происхождение. (У самого Тихомирова происхождения не было вообще. Его породили директивы.)

– Ведьма! – грохотал он. – Фашистка! Какать в одном поле не сяду!..

Старуха поднимала голову так резко, что взлетал её крошечный золотой медальон:

– Неужели какать рядом с вами такая уж большая честь?!

Тусклые перья на её шляпе гневно вздрагивали…

Для Тихомирова я был чересчур изыскан. Для Мау – безнадёжно вульгарен. Но против Агнии Францевны у меня было сильное оружие – вежливость. А Тихомирова вежливость настораживала. Он знал, что вежливость маскирует пороки.

И вот однажды я беседовал по коммунальному телефону. Беседа эта страшно раздражала Тихомирова чрезмерным умственным изобилием.

Раз десять Тихомиров проследовал узкой коммунальной трассой. Трижды ходил в уборную. Заваривал чай. До полярного сияния начистил лишённые индивидуальности ботинки. Даже зачем - то возил свой мопед на кухню и обратно.

А я всё говорил. Я говорил, что Лев Толстой, по сути дела, – обыватель. Что Достоевский сродни постимпрессионизму. Что апперцепция (**) у Бальзака – неорганична. Что Люда Федосеенко сделала аборт. Что американской прозе не хватает космополитического фермента…

И Тихомиров не выдержал.

Умышленно задев меня пологим животом, он рявкнул:

– Писатель! Смотрите - ка – писатель! Да это же писатель!.. Расстреливать надо таких писателей!..

Знал бы я тогда, что этот вопль расслабленного умственной перегрузкой квартуполномоченного на долгие годы определит мою жизнь.

«…Расстреливать надо таких писателей!..»

Кажется, я допускаю ошибку. Необходима какая - то последовательность. Например, хронологическая.

                                                                                                    из  автобиографической повести Сергея Довлатова - «Ремесло»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*)  Вы – страшное говно, мон колонель - «Mon colonel» — обращение к старшему по званию, «полковник».

(**) Что апперцепция у Бальзака – неорганична - Апперцепция — это свойство восприятия, которое помогает человеку интерпретировать окружающие предметы и явления через призму своего опыта, взглядов, субъективных интересов. Простыми словами, это процесс, при котором новая информация ассоциируется с предыдущими знаниями и опытом, создавая таким образом более полное и глубокое понимание происходящего.

Почти смешная история (©)

0

156

Не стёртые украденные строки

Останови в душе войну,
Себя в ней, хоть на миг,
Не доверяй слепому сну,
Не слушай крик.

Проходит все, и два пути
Приводят к одному концу,
Забудь о нём, восстань, иди
К знакомому лицу.

В твоих глазах осколки льда
И в них, как шар, луна,
Пусть тает лёд, течёт вода,
Но ты опять: «Война!»

Приди домой и положи
Свой чистый лист, как снег,
Возьми свои карандаши,
Пиши: «Я – человек,

И я не буду убивать,
А то я сам умру,
Мне легче ждать, пусть вечно ждать,
Но строки не сотру».

                                                                   Война в душе (Отрывок)
                                                                  Автор: Александр Харин

Судьба

Мой отец был режиссёром драматического театра. Мать была в этом театре актрисой. Война не разлучила их. Они расстались значительно позже, когда всё было хорошо…

Я родился в эвакуации, четвёртого октября. Прошло три недели. Мать шла с коляской по бульвару. И тут её остановил незнакомый человек.

Мать говорила, что его лицо было некрасивым и грустным. А главное – совсем простым, как у деревенского мужика. Я думаю, оно было ещё и значительным. Недаром мама помнила его всю жизнь.

Штатский незнакомец казался вполне здоровым.

– Простите, – решительно и смущённо выговорил он, – но я бы хотел ущипнуть этого мальчишку.

Мама возмутилась.

– Новости, – сказала она, – так вы и меня захотите ущипнуть.
– Вряд ли, – успокоил её незнакомец.

Затем добавил:

– Хотя ещё минуту назад я бы задумался, прежде чем ответить…
– Идёт война, – заметила мама уже не так резко, – священная война! Настоящие мужчины гибнут на передовой. А некоторые гуляют по бульвару и задают странные вопросы.
– Да, – печально согласился незнакомец, – война идёт. Она идёт в душе каждого из нас. Прощайте.

Затем добавил:

– Вы ранили моё сердце…

Прошло тридцать два года. И вот я читаю статью об Андрее Платонове. Оказывается, Платонов жил в Уфе. Правда, очень недолго. Весь октябрь сорок первого года. И ещё – у него там случилась беда. Пропал чемодан со всеми рукописями.

Человек, который хотел ущипнуть меня, был Андреем Платоновым.

Я поведал об этой встрече друзьям. Унылые люди сказали, что это мог быть и не Андрей Платонов. Мало ли загадочных типов шатается по бульварам?..

Какая чепуха! В описанной истории даже я – фигура несомненная! Так что же говорить о Платонове?!.

Я часто думаю про вора, который украл чемодан с рукописями. Вор, наверное, обрадовался, завидев чемодан Платонова. Он думал, там лежит фляга спирта, шевиотовый мантель (*) и большой кусок говядины. То, что затем обнаружилось, было крепче спирта, ценнее шевиотового мантеля и дороже всей говядины нашей планеты. Просто вор этого не знал. Видно, он родился хроническим неудачником. Хотел разбогатеть, а стал владельцем пустого чемодана. Что может быть плачевнее?

Мазурик, должно быть, швырнул рукопись в канаву, где она и сгинула. Рукопись, лежащая в канаве или в ящике стола, не отличима от прошлогодних газет.

Я не думаю, чтобы Андрей Платонов безмерно сожалел об утраченной рукописи. В этих случаях настоящие писатели рассуждают так:

«Даже хорошо, что у меня пропали старые рукописи, ведь они были так несовершенны. Теперь я вынужден переписать рассказы заново, и они станут лучше…»

Было ли всё так на самом деле? Да разве это важно?! Думаю, что обойдёмся без нотариуса. Моя душа требует этой встречи. Не зря же я с детства мечтал о литературе. И вот пытаюсь найти слова…

                                                                                                                из автобиографической повести Сергея Довлатова - «Ремесло»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) Он думал, там лежит фляга спирта, шевиотовый мантель -  Мантель - Летнее пальто свободного покроя. Шевиот — прочная и износостойкая ткань. Впервые была создана из шерсти мериносов (Меринос — порода тонкорунных овец) в 18 веке в Англии в графстве Нортумберленд. Название произошло от названия населённого пункта Чевиот.

Заметки о делах

0

157

И  Дух .. запечатанный в сосуде 

Если вы в поход идёте,
Не забудьте взять рюкзак,
Без него в любом походе
Обойтись нельзя никак.

А ещё вам нужен компас,
Кружка, ложка, нож, топор,
Чтобы вы, нарезав веток,
Развести могли костёр.

Можно взять с собою снасти.
Чтобы рыбы наловить,
А ещё котёл побольше,
Чтобы в нём уху сварить
.

Вам ещё нужна палатка,
Чтобы было, где поспать,
И гамак, чтоб покачаться
И в тенёчке подремать.

                                             Советы бывалого туриста (Отрывок)
                                                     Автор: Ирина Бутримова

Я должен начать с откровенного признания. Ботинки эти я практически украл…

Двести лет назад историк Карамзин побывал во Франции. Русские эмигранты спросили его:

– Что, в двух словах, происходит на родине?

Карамзину и двух слов не понадобилось.

– Воруют, – ответил Карамзин…

Действительно воруют. И с каждым годом все размашистей.

С мясокомбината уносят говяжьи туши. С текстильной фабрики – пряжу. С завода киноаппаратуры – линзы.

Тащат всё: кафель, гипс, полиэтилен, электромоторы, болты, шурупы, радиолампы, нитки, стёкла.

Зачастую все это принимает метафизический характер. Я говорю о совершенно загадочном воровстве без какой-либо разумной цели. Такое, я уверен, бывает лишь в российском государстве.

Я знал тонкого, благородного, образованного человека, который унес с предприятия ведро цементного раствора. В дороге раствор, естественно, затвердел. Похититель выбросил каменную глыбу неподалеку от своего дома.

Другой мой приятель взломал агитпункт. Вынес избирательную урну. Притащил ее домой и успокоился. Третий мой знакомый украл огнетушитель. Четвертый унес из кабинета своего начальника бюст Поля Робсона (*). Пятый – афишную тумбу с улицы Шкапина. Шестой – пюпитр из клуба самодеятельности (**).

Я, как вы сможете убедиться, действовал гораздо практичнее. Я украл добротные советские ботинки, предназначенные на экспорт. Причём украл я их не в магазине, разумеется. В советском магазине нет таких ботинок. Стащил я их у председателя ленинградского горисполкома. Короче говоря, у мэра Ленинграда.

Однако мы забежали вперёд.

Демобилизовавшись, я поступил в заводскую многотиражку. Прослужил в ней три года. Понял, что идеологическая работа не для меня.

Мне захотелось чего - то более непосредственного. Далёкого от нравственных сомнений.

Я припомнил, что когда - то занимался в художественной школе. Между прочим, в той же самой, которую окончил известный художник Шемякин. Какие - то навыки у меня сохранились.

Знакомые устроили меня по блату в ДПИ (Комбинат декоративно - прикладного искусства). Я стал учеником камнереза. Решил утвердиться на поприще монументальной скульптуры.

Увы, монументальная скульптура – жанр весьма консервативный. Причина этого – в самой её монументальности.

Можно тайком писать романы и симфонии. Можно тайно экспериментировать на холсте. А вот попытайтесь - ка утаить четырёхметровую скульптуру. Не выйдет!

Для такой работы необходима просторная мастерская. Значительные подсобные средства. Целый штат ассистентов, формовщиков, грузчиков. Короче, требуется официальное признание. А значит – полная благонадёжность. И никаких экспериментов…

Побывал я однажды в мастерской знаменитого скульптора. По углам громоздились его незавершённые работы. Я легко узнал Юрия Гагарина, Маяковского, Фиделя Кастро. Пригляделся и замер – все они были голые. То есть абсолютно голые. С добросовестно вылепленными задами, половыми органами и рельефной мускулатурой.

Я похолодел от страха.

– Ничего удивительного, – пояснил скульптор, – мы же реалисты. Сначала лепим анатомию. Потом одежду…

Зато наши скульпторы – люди богатые. Больше всего они получают за изображение Ленина. Даже трудоёмкая борода Карла Маркса оплачивается не так щедро.

Памятник Ленину есть в каждом городе. В любом районном центре. Заказы такого рода – неистощимы. Опытный скульптор может вылепить Ленина вслепую. То есть с завязанными глазами. Хотя бывают и курьёзы. В Челябинске, например, произошёл такой случай.

В центральном сквере, напротив здания горсовета, должны были установить памятник Ленину. Организовали торжественный митинг. Собралось тысячи полторы народу.

Звучала патетическая музыка. Ораторы произносили речи.

Памятник был накрыт серой тканью.

И вот наступила решающая минута. Под грохот барабанов чиновники местного исполкома сдёрнули ткань.

Ленин был изображён в знакомой позе – туриста, голосующего на шоссе. Правая его рука указывала дорогу в будущее. Левую он держал в кармане распахнутого пальто.

Музыка стихла. В наступившей тишине кто - то засмеялся. Через минуту хохотала вся площадь.

Лишь один человек не смеялся. Это был ленинградский скульптор Виктор Дрыжаков. Выражение ужаса на его лице постепенно сменилось гримасой равнодушия и безысходности.

Что же произошло? Несчастный скульптор изваял две кепки. Одна покрывала голову вождя. Другую Ленин сжимал в кулаке.

Чиновники поспешно укутали бракованный монумент серой тканью.

                                 из сборника рассказов Сергея Довлатова - «Чемодан».  История «Номенклатурные полуботинки» (Отрывок)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) Четвёртый унёс из кабинета своего начальника бюст Поля Робсона - Поль Робсон (9 апреля 1898, Принстон — 23 января 1976, Филадельфия) — американский певец (бас - баритон), актёр, правозащитник, лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» 1952 года, полиглот (исполнял песни и говорил более чем на 20 языках). С 1920 - х годов выступал как актёр и певец в театральных постановках и мюзиклах, снимался в фильмах. Мировую театральную известность Робсону принесло исполнение заглавной роли в «Отелло» Шекспира — сначала в Лондоне, затем на Бродвее в Нью - Йорке (за эту работу он получил премию Дональдсона за лучшую актёрскую игру в 1944 году). В 1943 году записал английскую версию гимна СССР. С 1925 по 1961 год Робсон записал и выпустил около 276 различных песен. В начале 1960 - х годов Робсон прекратил активную публичную деятельность. Автор автобиографической книги «На том я стою» (1958).

(**) Шестой – пюпитр из клуба самодеятельности - Пюпитр — это приспособление, которое позволяет видеть ноты или текст песни перед собой, не наклоняясь.

Заметки о делах

0

158

Их моральный облик

1.
Любовь и Бедность - в их кругу
Трещит мой мир в тревоге;
Но ради Джини я могу
Всё вытерпеть в итоге!

Хор:

О, почему Судьбе сладка
Разлука, и тем паче -
Зачем Любовь, как мёд с цветка,
Течёт в лучах Удачи?

2.
Богатство служит подлецу
Для спеси и не боле;
Плевать на труса - быть глупцу
Рабом такой неволи!

Хор.

3.
Пусть страсть моя пылает в ней,
Но, гордостью сословной,
В ней слово разума сильней
Взаимности любовной.

Хор.

4.
Как можно разуму внимать,
От страсти распаляясь?
Как можно разуму внимать,
Подобно мне влюбляясь?

Хор.

5.
Благословен нехитрый быт
Любови безыскусной, -
Его трясина не страшит
Мошны и власти гнусной,

Хор:

О, почему Судьбе сладка
Разлука и тем паче -
Зачем Любовь, как мёд с цветка,
Течёт в лучах Удачи?

                                               стихотворение Роберта Бернса - Любовь и Бедность
                                                      в аранжировке:  Владислава Кузнецова

Неудачное ограбление ломбарда #фильмы #кино #моменты #комедия #shorts

Существуют в мире точные науки. А значит, существуют и неточные. Среди неточных, я думаю, первое место занимает филология. Так я превратился в студента филфака.

Через неделю меня полюбила стройная девушка в импортных туфлях. Звали её Ася.

Ася познакомила меня с друзьями. Все они были старше нас – инженеры, журналисты, кинооператоры. Был среди них даже один заведующий магазином.

Эти люди хорошо одевались. Любили рестораны, путешествия. У некоторых были собственные автомашины.

Все они казались мне тогда загадочными, сильными и привлекательными. Я хотел быть в этом кругу своим человеком.
Позднее многие из них эмигрировали. Сейчас это нормальные пожилые евреи.

Жизнь, которую мы вели, требовала значительных расходов. Чаще всего они ложились на плечи Асиных друзей. Меня это чрезвычайно смущало.

Вспоминаю, как доктор Логовинский незаметно сунул мне четыре рубля, пока Ася заказывала такси…

Всех людей можно разделить на две категории. На тех, кто спрашивает. И на тех, кто отвечает. На тех, кто задаёт вопросы. И на тех, кто с раздражением хмурится в ответ.

Асины друзья не задавали ей вопросов. А я только и делал, что спрашивал:

– Где ты была? С кем поздоровалась в метро? Откуда у тебя французские духи?..

Большинство людей считает неразрешимыми те проблемы, решение которых мало их устраивает. И они без конца задают вопросы, хотя правдивые ответы им совершенно не требуются…

Короче, я вёл себя назойливо и глупо.

У меня появились долги. Они росли в геометрической прогрессии. К ноябрю они достигли восьмидесяти рублей – цифры, по тем временам чудовищной.

Я узнал, что такое ломбард, с его квитанциями, очередями, атмосферой печали и бедности.

Пока Ася была рядом, я мог не думать об этом. Стоило нам проститься, и мысль о долгах наплывала, как туча.

Я просыпался с ощущением беды. Часами не мог заставить себя одеться. Всерьёз планировал ограбление ювелирного магазина.

Я убедился, что любая мысль влюблённого бедняка – преступна.

К тому времени моя академическая успеваемость заметно снизилась. Ася же и раньше была неуспевающей. В деканате заговорили про наш моральный облик.

Я заметил – когда человек влюблён и у него долги, то предметом разговоров становится его моральный облик.

Короче, всё было ужасно.

Однажды я бродил по городу в поисках шести рублей. Мне необходимо было выкупить зимнее пальто из ломбарда. И я повстречал Фреда Колесникова.

Фред курил, облокотясь на латунный поручень Елисеевского магазина. Я знал, что он фарцовщик. Когда - то нас познакомила Ася.

Это был высокий парень лет двадцати трёх с нездоровым оттенком кожи. Разговаривая, он нервно приглаживал волосы.

Я, не раздумывая, подошёл:

– Нельзя ли попросить у вас до завтра шесть рублей?

Занимая деньги, я всегда сохранял немного развязный тон, чтобы людям проще было мне отказать.

– Элементарно, – сказал Фред, доставая небольшой квадратный бумажник.

Мне стало жаль, что я не попросил больше.

– Возьмите больше, – сказал Фред.

Но я, как дурак, запротестовал.

Фред посмотрел на меня с любопытством.

– Давайте пообедаем, – сказал он. – Хочу вас угостить.

Он держался просто и естественно. Я всегда завидовал тем, кому это удаётся.

Мы прошли три квартала до ресторана «Чайка». В зале было пустынно. Официанты курили за одним из боковых столиков.
Окна были распахнуты. Занавески покачивались от ветра.

Мы решили пройти в дальний угол. Но тут Фреда остановил юноша в серебристой дакроновой куртке (*). Состоялся несколько загадочный разговор:

– Приветствую вас.
– Моё почтение, – ответил Фред.
– Ну как?
– Да ничего.

Юноша разочарованно приподнял брови:

– Совсем ничего?
– Абсолютно.
– Я же вас просил.
– Мне очень жаль.
– Но я могу рассчитывать?
– Бесспорно.
– Хорошо бы в течение недели.
– Постараюсь.
– Как насчёт гарантий?
– Гарантий быть не может. Но я постараюсь.
– Это будет – фирма?
– Естественно.
– Так что – звоните.
– Непременно.
– Вы помните мой номер телефона?
– К сожалению, нет.
– Запишите, пожалуйста.
– С удовольствием.
– Хоть это и не телефонный разговор.
– Согласен.

                                              из сборника рассказов Сергея Довлатова - «Чемодан» Глава. «Креповые финские носки» (Отрывок)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) юноша в серебристой дакроновой куртке - Дакрон — это синтетический материал, созданный на основе полиэстеровых волокон. Благодаря высокой прочности, устойчивости к воздействию воды, ветра и других неблагоприятных факторов, дакрон нашёл широкое применение в производстве технических тканей, спортивной одежды и туристического снаряжения.

Заметки о делах

0

159

Старые песни новой Авроры

Женщина, воспитывающая своего мужа !
Каждый раз срываясь до крика !
Может быть , он здоровым тебе не нужен?
Что ж гневливость и злость твоя так велИка?

Ведь мужчины, как дети, болеют чаще!
Если он промолчит, не ударив в ответ,
Потому что ему говорили раньше ,
Что он же мужчина и должен терпеть!

Оглянись, обернись, неразумная женщина!
Мужа ты накорми, уложи рядом спать.
Убаюкай его колыбельными песнями,
Предложив после сна с тобой поиграть.

                                                          Женщина, воспитывающая своего мужа! (Отрывок)
                                                                               Автор: Татьяна Сурина

"Чем больше я выпью, тем меньше достанется детям!"

Туристы вышли на залитую светом площадь. Водитель захлопнул дверцу и присел на корточки у радиатора.

Вокзал… Грязноватое жёлтое здание с колоннами, часы, обесцвеченные солнцем дрожащие неоновые буквы…

Я пересёк вестибюль с газетным киоском и массивными цементными урнами. Интуитивно выявил буфет.

– Через официанта, – вяло произнесла буфетчица. На пологой груди её болтался штопор.

Я сел у двери. Через минуту появился официант с громадными войлочными бакенбардами.

– Что вам угодно?
– Мне угодно, – говорю, – чтобы все были доброжелательны, скромны и любезны.

Официант, пресыщенный разнообразием жизни, молчал.

– Мне угодно сто граммов водки, пиво и два бутерброда.
– С чем?
– С колбасой, наверное…

Я достал папиросы, закурил. Безобразно дрожали руки. «Стакан бы не выронить…» А тут ещё рядом уселись две интеллигентные старухи. Вроде бы из нашего автобуса.

Официант принёс графинчик, бутылку и две конфеты.

– Бутерброды кончились, – проговорил он с фальшивым трагизмом.

Я расплатился. Поднял и тут же опустил стакан. Руки тряслись, как у эпилептика. Старухи брезгливо меня рассматривали. Я попытался улыбнуться:

– Взгляните на меня с любовью!

Старухи вздрогнули и пересели. Я услышал невнятные критические междометия.

Чёрт с ними, думаю. Обхватил стакан двумя руками, выпил. Потом с шуршанием развернул конфету.

Стало немного легче. Зарождался обманчивый душевный подъём. Я сунул бутылку пива в карман. Затем поднялся, чуть не опрокинув стул. Вернее, дюралевое кресло. Старухи продолжали испуганно меня разглядывать.

Я вышел на площадь. Ограда сквера была завешена покоробившимися фанерными щитами. Диаграммы сулили в недалёком будущем горы мяса, шерсти, яиц и прочих интимностей.

Мужчины курили возле автобуса. Женщины шумно рассаживались. Девушка - экскурсовод ела мороженое в тени. Я шагнул к ней:

– Давайте познакомимся.
– Аврора, – сказала она, протягивая липкую руку.
– А я, – говорю, – танкер Дербент.

Девушка не обиделась.

– Над моим именем все смеются. Я привыкла… Что с вами? Вы красный!
– Уверяю вас, это только снаружи. Внутри я – конституционный демократ.
– Нет, правда, вам худо?
– Пью много… Хотите пива?
– Зачем вы пьёте? – спросила она.

Что я мог ответить?

– Это секрет, – говорю, – маленькая тайна…
– Решили поработать в заповеднике?
– Вот именно.
– Я сразу поняла.
– Разве я похож на филолога?
– Вас провожал Митрофанов. Чрезвычайно эрудированный пушкинист. Вы хорошо его знаете?
– Хорошо, – говорю, – с плохой стороны…
– Как это?
– Не придавайте значения.
– Прочтите Гордина, Щеголева, Цявловскую…  Воспоминания Керн… И какую - нибудь популярную брошюру о вреде алкоголя.
– Знаете, я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить… читать.
– С вами невозможно разговаривать…

Шофёр поглядел в нашу сторону. Экскурсанты расселись.

Аврора доела мороженое, вытерла пальцы.

                                                                                из  повести советско - американского писателя Сергея Довлатова - «Заповедник»

Заметки о делах

0

160

Нравственная высота золотой россыпи пчёл

Уже никто не вденет ногу в стремя, —
Ты одряхлел, классический Пегас,
Тебе подсекло крылья злое Время:
Влачишься ты по улицам у нас,
Где давит сердце вечной скуки бремя,
Где в мутной снежной тьме чуть брезжит газ,
Где нет ни воли, ни любви, ни солнца, —
Хромою клячей бедного чухонца…

От рифмы я отвык, и мне начать
Вторую песнь трудней, чем сдвинуть гору.
Но если час пришёл — нельзя молчать:
Слетающих видений внемля хору,
Их голосам я должен отвечать;
И как цветник в полуденную пору —
Жужжаньем пчёл, как берег — шумом волн,
Созвучьями недаром слух мой полн.

                                                      Старинные октавы Octaves du passe Песнь вторая (Отрывок)
                                                                             Поэт: Дмитрий Мережковский

Это русские картины это родина моя

В львовском автобусе было тесно. Коленкоровые сиденья накалились. Жёлтые занавески усиливали ощущение духоты.

Я перелистывал «Дневники» Алексея Вульфа. О Пушкине говорилось дружелюбно, иногда снисходительно. Вот она, пагубная для зрения близость. Всем ясно, что у гениев должны быть знакомые. Но кто поверит, что его знакомый – гений?!.

Я задремал. Невнятно доносились какие - то лишние сведения о матери Рылеева…

Разбудили меня уже во Пскове. Вновь оштукатуренные стены кремля наводили тоску. Над центральной аркой дизайнеры укрепили безобразную, прибалтийского вида, кованую эмблему. Кремль напоминал громадных размеров макет.

В одном из флигелей находилось местное бюро путешествий. Аврора заверила какие - то бумаги, и нас повезли в «Геру» – самый фешенебельный местный ресторан.

Я колебался – добавлять или не добавлять? Добавишь – завтра будет совсем плохо. Есть не хотелось…

Я вышел на бульвар. Тяжело и низко шумели липы.

Я давно убедился: стоит задуматься, и тотчас вспоминаешь что - нибудь грустное. Например, последний разговор с женой…

– Даже твоя любовь к словам, безумная, нездоровая, патологическая любовь, – фальшива. Это – лишь попытка оправдания жизни, которую ты ведёшь. А ведёшь ты образ жизни знаменитого литератора, не имея для этого самых минимальных предпосылок… С твоими пороками нужно быть как минимум Хемингуэем…
– Ты действительно считаешь его хорошим писателем? Может быть, и Джек Лондон хороший писатель?
– Боже мой! При чём тут Джек Лондон?! У меня единственные сапоги в ломбарде… Я всё могу простить. И бедность меня не пугает… Всё, кроме предательства!
– Что ты имеешь в виду?
– Твоё вечное пьянство. Твоё… даже не хочу говорить… Нельзя быть художником за счёт другого человека… Это подло! Ты столько говоришь о благородстве! А сам – холодный, жестокий, изворотливый человек…
– Не забывай, что я двадцать лет пишу рассказы.
– Ты хочешь написать великую книгу? Это удаётся одному из сотни миллионов!
– Ну и что? В духовном отношении такая неудавшаяся попытка равна самой великой книге. Если хочешь, нравственно она даже выше. Поскольку исключает вознаграждение…
– Это слова. Бесконечные красивые слова… Надоело… У меня есть ребенок, за которого я отвечаю…
– У меня тоже есть ребёнок.
– Которого ты месяцами игнорируешь. Мы для тебя – чужие…

(В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса…)

– Умышленно, – говорю, – я зла не делал…

Я опустился на пологую скамейку. Вынул ручку и блокнот. Через минуту записал:

Любимая, я в Пушкинских Горах,
Здесь без тебя – уныние и скука,
Брожу по заповеднику, как сука.
И душу мне терзает жуткий страх…

И так далее.

Мои стихи несколько опережали действительность. До Пушкинских Гор оставалось километров сто.

Я зашёл в хозяйственную лавку. Приобрёл конверт с изображением Магеллана. Спросил зачем - то:

– Вы не знаете, при чём тут Магеллан?

Продавец задумчиво ответил:

– Может, умер… Или героя дали

Наклеил марку, запечатал, опустил…

В шесть мы подъехали к зданию туристской базы. До этого были холмы, река, просторный горизонт с неровной кромкой леса. В общем, русский пейзаж без излишеств. Те обыденные его приметы, которые вызывают необъяснимо горькое чувство.

                                                                          из повести советско - американского писателя Сергея Довлатова - «Заповедник»

Заметки о делах

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Заметки о делах