Ставка больше,чем жизнь
В 70-х в СССР Станислава Микульского называли польским Штирлицем, и зрители всех возрастов с удовольствием смотрели все фильмы с его участием. Особенным вниманием и любовью пользовался 18-серийный сериал о польском разведчике - «Ставка больше, чем жизнь», где актер сыграл главную роль. Буквально с выходом первых серий на экраны этой киноленты, он стал кумиром многомиллионной публики. Из-за обаятельной внешности актера многие считали героем-любовником и ловеласом. Ему приписывали романы с множеством женщин и постоянно муссировались слухи об его отношениях с восьми законными жёнами и целым гаремом любовниц.
К слову сказать, сериал «Ставка больше, чем жизнь» до сих пор достаточно популярен в Польше, время от времени его показывают разные телеканалы страны, а в начале 2009 года в Катовице был открыт даже частный Музей Ганса Клосса, главного героя киноленты. Мало того, в марте 2012 года, почти через 44 года после первой демонстрации фильма «Ставка больше, чем жизнь», вышло его продолжение под названием - «Ганс Клосс. Ставка больше, чем смерть» режиссёра Патрика Веги, с Микульским в роли майора Станислава Колицкого. Действие кинофильма происходит в двух временных отрезках: конец войны и 1970—1980-е гг.
В кинематограф Микульский попал еще совсем юным парнем. Его дебютом была эпизодическая роль летчика в ленте "Первый старт"(1951). Юноша увлекся творческим процессом и свое будущее вне актерской профессии уже не видел. Вначале его взяли в театральную труппу в Люблине. Благо его внешность позволяла играть значительные роли. А когда встал вопрос о подтверждении квалификации, он экстерном сдал экзамены в высшей театральной школе в Кракове. Первой картиной, где актер исполнил главную роль, стала драма "Часы надежды". Также стоит отметить игру Микульского в сюрреалистическом военном фильме "Белый Медведь" и киноленте "Канал".
Спустя время, уже известным актером Микульский переехал в столицу, где продолжил сниматься в кино и успешно играть в театрах Варшавы. Когда Станислава пригласили на главную роль в сериале «Ставка ...» режиссеров Анджея Коница и Януша Моргенштерна, мало кто верил в успех этой работы. Тем не менее, в 1968 году состоялась премьера сериала, в котором Микульский сыграл главную роль — Ганса Клосса, вернее, поляка Станислава Колицкого, добывавшего во время войны под видом немецкого офицера ценную информацию и передававшего ее советской разведке. Всего было снято 18 серий, каждая из которых представляла собой самостоятельный сюжет. Этот сериал стал очень популярен в соцстранах, в том числе и в СССР.
Что любопытно, у этого многосерийного фильма была предыстория, которая началась задолго до его выхода на экраны. По воспоминаниям самого артиста он первоначально получил предложение сыграть в шести сценических постановках «Ставка больше, чем жизнь» еще в 1964 году. "Я согласился на эту роль, потому что это гарантировало занятость в шести спектаклях Театра Телевидения. Первые шесть серий транслировались в прямом эфире. Никто не предполагал, что сериал станет таким популярным, зрители требовали продолжения. Всего было 14 телеспектаклей; только после этого началась съемка версии, которая транслировалась в формате телевизионного сериала", — вспоминал актер, годы спустя. Именно на волне успеха телеспектакля в 1967—1968 годах вышел одноименный 18-серийный телефильм, покоривший не только польскую публику.
А когда в 1972 году «Ставку…» впервые показали по телевидению, она тут же приобрела колоссальную всеобщую популярность. Роль Клосса обеспечила артисту большое признание не только в Польше, он стал самым известным и любимым актером во всех странах соцлагеря. Популярность Микульского в те годы была ошеломляющей, он не мог выйти на улицу без того, чтобы не быть тут же узнанным. И, разумеется, что в красавца актера были влюблены миллионы девушек.
После киноленты «Ставка больше, чем жизнь» актер Микульский сыграл еще во многих фильмах: в телесериале «Пан Самоходик и тамплиеры» (1971) в «Одержимости» (1972), в сериале «Польские дороги» (1976), «Крещённые огнём». Снимался актер не только в Польше, снимался и у зарубежных режиссёров, в частности у Юрия Озерова в киноэпопеях «Освобождение» и «Солдаты свободы», а также в политическом детективе Игоря Гостева «Европейская история».
Однако стоит отметить, что невероятный успех «Ставки... » стал для актёра, как его триумфом и визитной карточкой, так и наказанием одновременно. Став заложником этой роли, публика видела в нем лишь разведчика, мужественного и непотопляемого. И как только Станислав не пытался "выкарабкаться" из этого героического образа, у него ничего не получилось. Образ героя-воина навсегда закрепился за ним. Поэтому настоящей отдушиной для актера Микульского стал театр, где он с упоением играл самые разнообразные роли, в том числе и комедийные. К слову сказать, актер в 70-х дважды приезжал на гастролями в Союз с театральными постановками, которые проходили переполненных залах.
Со временем Станислав постепенно отошел от кино, посвящая себя театру, телевидению и общественной работе. Он много лет был организатором фестиваля солдатской песни в Колобжеге, сам также выступал с песнями на нем. Микульский был членом ЦК Коммунистической партии, а затем в 80-х был избран в Национальный Совет Ассоциации польско-советской дружбы.