Чабрец (тимьян ползучий). Магические свойства
Мифы и легенды
Пожалуй, главным признаком чабреца является его неповторимый аромат с характерной горчинкой. Есть языческая легенда. Когда лесной бог создал лес, он увидел, что слишком уж всё красиво и приторно сладко, и тогда он создал для равновесия горькие травы. Даже высушенный, чабрец способен долго сохранять свой запах. На Украине это растение издавна является символом Родины. Его брали с собой, уезжая на чужбину, как память о родном крае
По Греческой легенде родился тимьян из горючих слёз Елены Прекрасной.
В библейской легенде говорится о том,что дева Мария родила Иисуса на подстилке из тимьяна.
В европейских легендах феи спят и танцуют на постельках из тимьяна.
История.
Есть несколько версий происхождения названия "тимьян". По одной из них,тимьян получил своё название от греческого слова "thymos", что в переводе означает "вдыхание жизни, дух" или фимиам, thyo -"совершать жертвоприношение", по другой- "thymos-это "сила, мужество".
Народные названия тимьяна: чабрец, чабер, чебрик, чебчик, чибрик, чибер, богородичная трава, цветок Елены, дикая мята, материйка, боровой перчик, лимонный душок, чавор, червичник, мухопал, мацержанка, чебачкафимиал, фимиамник.
В древности тимьян называли "фимбра", арабские медики различали несколько видов фимбры, называя их собирательно: Za atar farsi-персидский заатар, Za atar romi - румский (византийский) заатар и т.п. Позднее ботаники род фимбры упразднили и разделили на два рода - чабер и тимьян.
Свойства тимьяна стали известны людям ещё 3 тысячи лет до н.э., много веков это растение являлось символом мужества и смелости. Были найдены клинописные таблички с рецептом припарки из груш, фиг и тимьяна. Древние шумеры использовали его, как антисептическое средство. Он очень ценился как пряное, в большей степени как лекарственное, и как культовое растение. Древние египтяне посвящали тимьян богу Серапису и использовали это растение в составе мумифицирующего средства.
В Древней Греции тимьян сжигали на алтарях храмов, использовали для курений, он посвящался богине Афродите, благоуханный дым, возносившийся к небу, означал, что богиня приняла жертву. Древнегреческие солдаты и римские легионеры принимали ванны с тимьяном или использовали во время массажа, считалось что это придаёт им мужества, избавляет от депрессии. В качестве нюхательного табака его применяли при обмораках.
В Древнем Риме тимьян посвящался богу времени - Сатурну. У Гомера упоминается напиток, приготавливаемый из смеси вина, мёда, муки и тимьяна - кикеон, это был любимый напиток аттических земледельцев. О лечебных свойствах тимьяна писали ещё Теофраст, Диоскорид, Плиний Старший, Авиценна. Авиценна Сообщает, что если отварить тимьян в уксусе и приложить с розовым маслом к голове, то это помогает от потери памяти, от умопомешательства, летаргии и менингита. А Диоскорид рекомендует настой тимьяна с мёдом при астме, как глистогонное и отхаркивающее средство, при родах и женских болезнях.
"Дымом горящий тимьян изгоняет змей всевозможных,
Также и всякую тварь, что, кусая, внедряет отраву;
И у жнецов есть обычай: с едою тимьян сочетают,
Чтобы,когда утомлённых охватит их сон глубочайший,
Спать без опаски могли, не пугаясь червей вредоносных..."
/Одо из города Мена/
Европейцы узнали это растение благодаря римлянам в 11 веке. Первые упоминание о нём имеются в "физике" аббатисы Хильдегард фон Бинген, у Альберта Великого, в травнике П.А. Маттиолуса (Прага, 1563). В век рыцарства каждому участнику дуэли давали веточку тимьяна, она должна была придать дуэлянту мужества. В период позднего Средневековья антисептические свойства тимьяна использовали судьи, они входили в зал суда с зелёными ветками в руках, считалось.что тимьян защищает служителей Фемиды от различных инфекций.
Шотландские горцы, чтобы стать мужественными и отважными и предотвратить плохие сноведения, заваривали тимьян и пили отвар, как чай. А европейские дамы вышивали побеги тимьяна на одеждах своих рыцарей. Очень широко использовали тимьян и знахари.
В старинных русских травниках так писали о чабреце: "Богородицина трава имеет свойство укреплять желудок, голову, сердце, унимать рвоту и резь в животе, исправляет всякую дурноту в желудке, производит аппетит, прогоняет спячку и дурноту из головы, острит и укрепляет зрение, помогает от шума и звона в ушах. "На Псковщине тимьян являлся "универсальным" средством от всех существующих болезней. В России чабрец посвещали Богородице, отсюда и его одно из названий-богородицина трава, его часто использовали и как благовонную траву вместо ладана, особенно в деревнях, где достать ладан было гораздо сложнее. В церковной практике является одним из ингредиентов миро. Издавна на Руси тимьяном украшали иконы Богородицы в день её успения.
Древняя таджикская медицина считала чабрец противоядием от укусов ядовитых насекомых.
О происхождении родового названия чабреца (Thymus) существует не менее четырёх версий.
Одни связывают его со словом thymos — сила, мужество. В средние века считалось, что чабрец вселяет в людей силу и мужество, поэтому изображение его веточек в различных комбинациях и в окружении пчел часто украшало рыцарские шарфы.
По другой версии, это греческое слово переводят как дыхание жизни, дух.
Согласно третьей версии, оно связано со словом thyo — «совершать жертвоприношение». Эта версия основана на том, что чабрец является древнейшим культовым растением, у всех народов существовал обычай принесения чабреца в жертву богам: обычно он сжигался в храмах или на алтарях. Благоуханный дым (фимиам) возносился к небу, лаская обоняние богов и вызывая их благосклонность. Его часто использовали (а кое-где и сейчас используют) во время церковных служб как благовонную траву вместо ладана, особенно в деревнях, где достать ладан было гораздо сложнее, он являлся одним из ингредиентов миро. По библейской легенде дева Мария родила Иисуса на подстилке из тимьяна.В Древней Греции он посвящался Афродите, в Риме — богу времени Сатурну, а в России – Богоматери.
В России чабрец называли богородской или богородицыной травой. В обычае было в день Успения Богородицы пучками ароматной травы украшать ее иконы. Эта трава исцеляет, спасает от порчи, от домового. Вместе с растением Петров крест его зашивали в ладанки и носили на шее, чтобы уберечься от злых духов. Чабрец использовали в языческих обрядах. В одном довольно древнем травнике приводится поэма под названием «Колдовство девяти трав». В нем упоминаются девять трав, которые в те времена считались наиболее действенными лечебными и магическими растениями. Восьмым растением по списку там был чабрец. Так же чабрец используют в любовной магии – он входит в состав многих зелий.
По четвёртой версии, название тимьяна происходит от греческого thymiama (фимиам, благовонное курение) – греки посвящали его Афродите и воскуряли в храмах богини. Благоуханный дым, возносившийся к небу, означал, что богиня приняла жертву.
Древние египтяне использовали его для бальзамирования; траву рекомендовали для лечения проказы, паралича.
У рыбаков существует поверье, что окуривание чабрецом рыболовной снасти обеспечивает удачный улов.
В Древней Греции чабрец символизировал грацию и элегантность, а такой комплимент, как “вы пахнете чабрецом”, был высшей похвалой. После принятия ванны греки растирали тело благовонными маслами из этого ароматного растения. Этот цветок был достаточно известен целителям и гадателям Древней Греции. Его называли Helenium, что означало “цветок Елены”. Его ароматные воскуривания помогали людям сообщать богам о своих просьбах и намерениях, устанавливали связь между ними и миром Олимпийских богов. Женщины плели из чабреца венок (символ плодородия). Чабрец — прекрасный медонос, о чем знали еще в Древней Греции. Здесь чабрец, так же как и пчела, были символами трудолюбия.
С древности чабрец почитался как божественная трава, способная возвращать человеку не только здоровье, но и жизнь.
Теплый, пряно-травянистый запах снимает усталость, успокаивает при нервном перевозбуждении. Полезно вдыхать этот аромат при бронхите, кашле и простуде. Хорошо сочетается с ароматами бергамота, лимона, розмарина, мелиссы, лаванды, майорана и сосны.
Есть много легенд о чабреце, в основном – казацких. Это и понятно, в старину именно они чаще всего охраняли родные места от набегов чужеземцев.
В легенде Петра Гуреева рассказывается, что собирая сына в дальний путь, положила мать ему за складочку вещмешка пучок сухого чабреца. На чужбине встретил он девицу-красу и остался там жить. Долго горевала его мать, но так и смирилась, что не удастся ей увидеть и понянчить своих внуков.
Жена все порывалась выбросить старый вещмешок, но казака что-то удерживало. Наконец, уговорила, но он не дал ей сделать это самой, а принялся проверять, не выбросит ли заодно с ним нужную вещь? И вдруг - что за диво? Рука его нащупала за складкой то, что не им туда было положено. Чабрец за все годы, что пролежал в вещмешке, не утратил своего запаха, а тут так разлился, что потянуло казака домой, туда, где растет его множество.
Очень красива кубанская легенда о казаке Иване Чегоде. Как горячий ветер-суховей, налетели на родной хутор турецкие орды. Вспыхнули казацкие мазанки, засверкали кривые сабли. Увидел Иван Чегода, что все казаки легли под турецкими саблями, попытался пробиться на север. Но когда целая сотня турок преградила ему путь, он повернул своего коня и поскакал на юг, к далеким горам. Далеко позади осталась родная Кубань. Придержал Иван Чегода коня, нагнулся с седла и сорвал кустик степного чабреца – низкой скромной травки с алыми цветочками и сладким запахом. Такой же чабрец рос у родного хутора, и мать-старуха часто посыпала им чистый глиняный пол хаты. Понюхал казак траву, бережно положил ее за пазуху и въехал в лес. И начало казаться Ивану, что и великаны-дубы, и скромная травка шепчут одно и то же:
– Казак! Негоже оставлять родную землю. Почему ты здесь, а не с товарищами. Трус!
– Я не трус! – закричал казак. – Смотри: моя сабля в турецкой крови! В пороховнице не осталось пороху, я его в бою с врагами извел!
Но дубрава шептала:
– Негоже бросать родную землю врагу! Трус!
Замолчал казак, низко к гриве коня опустил свою голову, и тоска жесткой рукой сжала его сердце.
Так всю ночь ехал он по лесам и ущельям, поднимаясь все выше в горы. А утром встретил воинов в бурках и черных, как ночь, папахах. Впереди ехал седой длинноусый старик, дорогая сабля билась о стремена.
– Кто ты? – крикнул старик Ивану.
Ничего не ответил казак. Тогда выехали вперед два рослых воина и, выхватив шашки, закричали:
– Кто ты? Отвечай нашему полководцу или сейчас твоя голова скатится с плеч!
Молчал казак. Черная тоска сковала его тело, и все равно было ему – жить или умереть.
– Кто ты?! Отвечай, о трус, от страха растерявший слова! – снова крикнули воины.
– Я не трус! – простонал казак и, выхватив саблю, пришпорил коня.
Скрестились и засверкали сабли. Долго звенели, скрещиваясь, клинки. Но вот широко взмахнул саблей казак, выбил оружие из рук воина и остановил коня – мрачный и могучий, как горная гроза. Закричали от негодования остальные воины в бурках, сверкнули десятки клинков, но старик засмеялся и велел спрятать сабли.
– Добрый воин! – сказал он Ивану. – Мне нужны острые сабли и крепкие руки, чтобы бить турок. Спрячь саблю, пришелец, и садись с нами на ковер!
Иван Чегода слез с усталого коня и присел на мягкий ковер.– Может быть, теперь, за дружеской трапезой, ты поведаешь нам, кто ты и откуда? – ласково спросил старик.
– Я – кубанский казак Иван Чегода. Была у меня земля родная, любимая, была мать-старушка, была дивчина кареглазая, а сейчас ничего нет, бобыль я! Сожгли мое счастье проклятые турки!
– У нас общая дорога и одни враги, – сказал старик. – Русские воины и воины солнечной Картли не один раз плечом к плечу стояли против турок. Езжай с нами в Картли, там собирается войско на борьбу с турками…
Как янтарные зерна в четках, один к одному вязались дни. И вскоре далеко по турецкой земле гремело грозное имя Ивана Чегоды. Самые отважные турецкие воины бледнели и поворачивали назад коней, когда на них мчался хмурый, светлоусый воин в богатой одежде и золоченом шлеме. Много побед одержал молодой сотник грузинского войска. Он первый несся на коне в атаку, и никто не мог остановить его. Богатые одежды, лихих арабских скакунов, дворец подарил герою-кубанцу грузинский полководец. Но никогда не улыбался Иван Чегода, всегда холодны и страшны были его ледяные глаза. И слуги не раз видели, как богатырь, уединившись в дальней комнате своего дворца, открывал золотой ларец, доставал оттуда пучок сухой, невиданной в этих краях травы, шептал тихие, ласковые слова о кубанской земле и плакал над сухим кустиком:
– Почему он не пахнет? Куда девался его степной медвяный запах?
И не могли понять люди: зачем было нужно нюхать сухую траву, когда кругом столько ярких, пахучих цветов! Опять луна и солнце отсчитывали сутки и месяцы. Однажды в тихий весенний вечер Иван Чегода, запершись в дальней комнате своего дворца, снова открыл золотой ларец. Оттуда пахнуло крепким, густым, горячим запахом весенней кубанской степи. И тут впервые заметили слуги радостную улыбку на лице грозного Ивана Чегоды. Они широко раскрыли глаза от удивления, когда любимец старого князя сорвал с себя драгоценные одежды, надел синие выцветшие шаровары, рубашку, расшитую скромным узором, и заломленную назад старую шапку. Потом он снял со стены шашку в черных потертых кожаных ножнах, взял длинное ружье, палочку свинца и рог, полный пороха. Веселый, улыбающийся, он сам пошел в конюшни и, пройдя мимо дорогих арабских скакунов, заседлал кубанского косматого коня. А когда Иван Чегода выехал за ворота дворца, слуги услышали, что он поет громкую песню, широкую и бурную, как горная река.
Вот и опушка дубравы. Вековые дубы шепчут молодыми листьями что-то ласковое и приветное. Яркая, зеленая, усыпанная цветами, дымится под солнцем весенняя степь. Жадно всматривается в нее казак, нагибается с коня. Но нигде не видно низкой пахучей травки-чабреца. Только старый сухой кустик шелестит под рубахой у сердца и дарит пьянящий аромат.
У степной балки навстречу казаку выехало трое людей в оборванных свитках и облысевших папахах.
– Куда едешь, хлопец?! Там турки! – угрюмо сказали они.
– Еду на Кубань, на родную землю. Зовет она нас, чтобы освободили мы ее от врага, – ответил Иван. Все новые и новые люди выходят из плавней, из степных балок, из развалин сгоревших хуторов.
– Куда путь держите? – спрашивают они.
– Отбивать родную землю идем!
Вечер махнул синим крылом, когда почуяли казацкие кони сладкую кубанскую воду. Впереди на берегу забелели шатры турецкого войска.
– Не отдохнуть ли перед боем, Иван? – спросил один из казаков. – Кони шли целый день и устали!
– Нет! Кони чуют кубанскую воду и рвутся вперед!
– Не отдохнуть ли нам, Иван? – спросил другой. – Притомились казаки, ведь целый день под солнцем ехали!
– Нет! Прохладный ветер кубанский освежит нас!
– Не остановиться ли нам, Иван? Темнеет уже! – сказал третий.
– Нет! Скоро месяц взойдет, и Кубань, как зеркало, его лучи на берег отразит!
Загудели трубы в турецком лагере. Выбежали янычары, замелькали факелы. Грозой налетела казачья лава. – Чегода-паша! – закричали турки, увидев переднего всадника, и сабли начали падать у них из рук.
– Вперед! С нами аллах! – вскричал турецкий паша и с отборными воинами ринулся на казаков.
Казалось, еще один момент – и прорвет паша смертоносное кольцо казачьих сабель. Но вдруг вырос на его пути хмурый всадник с обнаженной шашкой.
– Вперед, казаки! С нами Родина! – громким голосом крикнул всадник, и турок узнал в нем Ивана Чегоду.
– Вот тебе, гяур! – взвизгнул паша и опустил кривую саблю. Но Чегода ловко отвел удар, размахнулся и срубил турецкому паше голову. Завыли турки от отчаяния, повернули назад и стали бросаться в Кубань…
В ту ночь тысячи их навсегда полегли на кубанской земле, а остальные потонули в бурных водах реки.
После боя усталые казаки сладко уснули на зеленой траве, у родной Кубани. А утром, когда горячее солнце начало пить росу и умылось в холодной реке, они проснулись от медвяного запаха. Тысячи кустиков невысокой травки с красноватыми мелкими цветочками расцвели вокруг них. С тех пор, отправляясь в поход, всегда берут с собой казаки сухие пахучие веточки родного чабреца.
А это – донской сказ. Случилось одному казаку, Ивану Бесстрашному, мимо татарской заставы ехать. Ехал он без всякой опаски, потому что в это время татары с казаками мирно жили. Увидели татары казака, руками машут, к себе его в гости кличут. Приостановил своего коня казак, слез с него и к татарам подошел. Забыл Иван Бесстрашный, что против старых врагов всегда нужно опаску да осторожность иметь. Вошел он в палатку, сел и начал вместе с ними вино пить. Татары ему в ковш вина подливают - и вина не простого, а с наговорным зельем. С таким наговорным зельем, что кто с ним вина отведает, тот своих верных друзей-товарищей и родных отца с матерью навеки забудет. Захмелел казак, спать повалился. Наутро поднялся, в татарскую одежду нарядился и сам татарином стал. Служил он татарскому царю прилежно, стал большим начальником. Узнали об этом казаки и решили послать к Ивану Бесстрашному гонцов. Приехали они к нему и говорят:
- Не стыдно ли не дурно ли тебе, Иван, старых друзей-товарищей забывать? А тот им в ответ: - Вот у меня теперь друзья-товарищи! - и сам на татар указывает.
Во второй раз приехали гонцы к Ивану Бесстрашному и говорят: - Кланялись тебе родимый батюшка и родимая матушка, кличут тебя к себе на тихий Дон - домой. А он им в ответ:
- Вот тут у меня и дом, а вот эти люди, - сам на татар указывает, - для меня отца с матерью милее. Больше не дал он гонцам и слова вымолвить, от себя сразу вон выпроводил. Так ни с чем гонцы опять домой и воротились.
Собрались тут все казаки до единого и в третий раз гонцов к Ивану Бесстрашному посылают. Случилось тут одному старому казаку быть. Сорвал он чабреца, травки степной, душистой и пахучей. Подошел к гонцам и говорит: - Приедете к Ивану Бесстрашному - ничего ему не говорите, ни о чем не просите, а только вот эту степную травку перед ним на стол положите. Так и сделали гонцы, как приехали они к Ивану Бесстрашному. Слова ему не сказали, а перед ним пучок сухого чабреца на стол положили. Запах его сразу учуял Иван Бесстрашный - и тут же гонцов спрашивает:
- А чем это пахнет? Они ему в ответ: - Травой чабрецом, какую тебе родина и тихий Дон-батюшка в подарочек прислали. Спали тут с Ивана Бесстрашного татарские чары. Схватил он свою острую шашку, побил стражу, что к нему татарский царь для почета приставил. Побил и ускакал с гонцами на тихий Дон. Не один раз после этого Иван Бесстрашный вместе с другими казаками крепко бил татар и всегда говорил своим верным друзьям-товарищам: - Не верьте никогда врагам. Не ешьте их хлеба и соли, не пейте вина - от этого вам добра не будет, а только одно худо. Всегда помните о верных друзьях-товарищах, о родных отце с матерью, помните и никогда не забывайте о родине, что вас вспоила и вскормила. Спасибо вам, друзья-товарищи, что вы меня навеки от хитрых вражеских чар избавили.
Магические свойства
Аура: холодная
Планета: Венера
Стихия: воздух.
Используемые части растения: верхняя, надземная часть растения
Основные свойства: предвидение» очищение
Специфическое использование: Сжигайте как благовоние для очищения и окуривания помещения, где совершаются магические обряды. Весной примите
очистительную ванну из тимьяна и майорана. Подушка, набитая тимьяном, помогает избавиться от ночных кошмаров. Разомните пригоршню свежего
тимьяна и вдохните его аромат. Вы разу почувствуете прилив новых сил и обновление. Носите с собой побеги тимьяна во время похоронных церемоний,
чтобы защитить себя от отрицательной энергии, всходящей от близких и родственников покойного. Чабрец также широко применяется в защитной и очищающей магии. В современной языческой магии им окуривают место, чтобы очистить его перед произнесением заклинания.Саше с тимьяном носят при себе, чтобы обеспечить себе хорошее здоровье, также ношение чабреца при себе способствует развитию психических способностей. Чабрец очень часто добавляется в составы настоев, бальзамов, эликсиров, масел и прочих средств, для использования их в белой и любовной магиях. При помощи чабреца женщины возвращают домой загулявших мужей.С помощью чабреца изгоняют наведённую на человека порчу на алкоголизм и запой.Чабрец, заваренный в молоке, помогает преодолеть скорбь, а ослабленным детям даёт силу. Сухую траву поджигали и дымом окуривали домашний скот от порчи и сглаза. Чабрец помогает женщинам найти своего суженого, родить и вырастить ребёнка, но тут есть свои противопоказания: чабрец при беременности употреблять в виде напитка не рекомендуется, он может привести матку в тонус. В древности женщины таким образом иногда даже изгоняли нежелательный плод.Чабрец спасёт от потери памяти, если его отваром мыть голову.
В древности те или иные места освящали, окуривая их тимьяном. Курение и настои тимьяна помогают избавиться от энергетических сексуальных вампиров.
В дом будет приходить добро гораздо чаще, если посадить перед ним или вокруг него чабрец. Пока в доме есть запах чабреца – зла не будет. Особенно этот запах благоприятен для детей, он даёт им силу и добро. Наши предки применяли чабрец от порчи, наведённой колдунами.
Тимьян охраняет от домового, наваливающегося по ночам на спящего человека, пугающего и давящего его.
• ЧАБРЕЦ - угодный Богу
Это действительно так, потому что все магические свойства этого растения служат для дел, угодных Богу. Остается только пожалеть о том, что сам по себе чабрец не столь силен. Он служит только мощным усилителем для настоек, отваров и прочих лекарственных и магических рецептов. Например, в сочетании с папоротником и тысячелистником он может стать защитой от дикого зверя в лесу.
Еще язычники-знахари, в своих обрядах и при лечении больных широко использовали лекарственные травы. Чабрец уже был в этом списке и применялся достаточно широко. Заинтересовал колдунов сначала его запах - пряный и резкий, полезные свойства отмечали на основе опыта.
Свойства растений определялись опытным путем. Древних людей – именно древних, так как знахари, язычники и идолопоклонники, уже работали с «проверенным» материалом – привлекал в растении сначала его вид, запах, или то, что животные в определенные периоды поедали именно его. Затем растение пробовали на вкус, анализировали – если так можно выразиться – результат. И в течение довольно долгого времени вычленялись его полезные качества, когда производить сбор, в каком виде лучше подавать, чтобы получить желаемый результат. Ведь непросто так одни травы собирают на утренней зорьке, а другие – после того, как высохнет роса.
Вот, например, растение – чабрец. Свойства и применение его, какие?
Чабрец – невысокий кустарник, цветущий небольшими сиреневыми цветочками-звездочками и в это время издает пряный запах. Применяются в медицинских целях высушенные измельченные листочки и цветочки, заготавливают сырье в момент цветения. Употребляют в виде отваров и примочек, внутрь и снаружи. Он имеет массу достоинств: обеззараживает раны, дезинфицируя их, действует, как отхаркивающее средство. Эффективно борется к кишечными инфекциями и некоторыми паразитами, снимает приступы бронхиальной астмы и цистита.
Но не только в медицине используется чабрец. Полезные свойства растения заметили жрецы, и без чабреца не обходилось ни одно бальзамирование. Называли его в древности «фимиам», а именно – жизненный дух. Даже поговорка осталась с тех времен: «курить фимиам». Оракулы Древней Греции с его помощью гадали, считалось, что его аромат приглашает Богов спуститься к смертным. Женщины вплетали чабрец в свадебный венок, чтобы не остаться бесплодными. В день Успения на Руси с давних времен этим растением принято было украшать иконы. На Украине цветки чабреца до сих пор вкладывают в подушки. Считается, что запах высушенных цветков отгоняет злых духов.
Как еще используется чабрец в магии?
Он – по мнению колдунов – нейтрализует яды, и его добавляли в пищу. Кстати, он действительно применяется в кулинарии, придавая пикантную горечь блюдам.
Чабрец стоит на восьмом месте в списке девяти трав, без которых ни один приличный ведун не начинает ни одного колдовского ритуала. Особенно если обряд связан с приворотами и присушкой.
В Древней Шотландии считалось, что чабрец привлекает фей. Его листья растирали между пальцев и смазывали веки, чтобы лучше видеть духов, или составляли букетик определенных растений, среди которых он находился, и носили на груди, чтобы привлечь добрых фей.
Применялся чабрец в магии и во времена рыцарства. Ни один герой не выходил на турнирную площадку, не имея веточки чабреца под доспехами. Считалось, что это добавляет храбрости.
Чабрец в магии применяется и для того, чтобы уберечь новорожденного от подмены. Люльку в деревнях оплетали чабрецом. Его запах не позволял кикиморам приблизиться к новорожденному, и впервые недели можно было люльку по ночам не караулить.
Увидев цветущий чабрец, полезные свойства не вспоминаешь. Чувствуешь себя в сказке, настолько очаровательно это растение в цвету. Не удивительно, что оно приковало внимание шаманов – его вид и пьянящий запах навевают мысли о прекрасной сказке.
В магии чабрец используется в любовных заклинаниях, в очищении дома и человека окуриванием травы. Зашитая в одежду, богородская трава защищает от беды; подсыпанная в виде порошка в обувь врага – отваживает его от дома; подвешенная в виде веточки над постелью или зашитая в подушку – уберегает от кошмарных снов. Особенно полезно для капризных детей зашивать в подушку тимьян. И во время похорон надо носить с собой оберег из чабреца – близкие и родственники покойного не всегда хорошо относятся к окружающим людям.
Еще в древности люди отметили, что невысокий кустарник с мелкими листочками и розоватыми цветками, которые цветут почти все лето, обладает приятным, необычным запахом. Его ветки словно «стелются» по земле, отсюда он и получил свое второе название – тимьян ползучий.
Колдуны и маги всех рангов используют его в своих обрядах, гадалки тоже не прочь «окурить» помещение ароматным дымом чабреца во время предсказания будущего, ворожеи рекомендуют носить с собой чабрец для отпугивания всякой нечестии и злых духов. Иногда часть растения помещают в ладанку, и тогда она тоже играет роль своеобразного оберега.
В некоторых «травниках» чабрец зовется еще «мужской» травой, так как его назначают при воспалениях предстательной железы и импотенции (для этих целей он отваривается, процеживается и после этого заливается в ванну). А еще издавна полагали, что именно эта трава способна сделать мужчину крепче и бесстрашнее, поэтому у многих средневековых рыцарей на доспехах красовался именно этот цветок. Считается, что чабрец можно употреблять в лекарственных целях, не опасаясь никаких побочных эффектов. У него практически нет противопоказаний, хотя некоторые заболевания щитовидной железы, печени, почек, язвенная болезнь желудка, а так же беременность требуют особой осторожности при употреблении настоев чабреца внутрь.
Лечебные и полезные свойства чабреца применялись для гигиенических целей. Дымом чабреца окуривали больных чумой и проказой. А вот листья и цветки добавляли в состав, который потом использовали для бальзамирования усопших воинов и фараонов. Чабрецом окуривали помещения, изгоняя злых духов, и даже испуганных детей обкуривали дымом чабреца. Популярность этого растения и сегодня высока. Чабрец используется в кулинарии, а также для лечения большого количества заболеваний. Такое многопрофильное воздействие на организм обусловлено ценным составом чабреца.
Чабрец до сих пор почитают славянские народы. В праздник – «Успение Святой Богородицы», цветами чабреца во всех церквях украшают все иконы. Именно поэтому чабрец получил еще такое название как - Богородская трава. Название уже само говорит за себя. Среди наших народов считается, что цветки чабреца, положенные за икону, приобретают целебную силу, а еще оберегают дом от нечистой силы и всего плохого.
Чабрец ценился во все времена благодаря своим целебным и магическим свойствам, и пряному аромату. Его воскуривают как благовоние, в знахарстве и медицине используют для лечения больных, добавляют в пищу в качестве приправы, пьют чай с добавлением чабреца, а также получаемое из растения эфирное масло – применяется в косметике и ароматерапии.
Чабрец для греков имел особое значение, они верили, что если траву кидать в костер, то его приятный благовонный аромат привлечет благословение Богов, посему богослужения не обходились без тимьяна. На Руси любили делать подушки с чабрецом, чтобы сон был крепким и глубоким, а так как чабрец обладает сильной защитной функцией – во время сна «спящий на чабреце» был защищен от плохих сновидений. Его зашивали в ладанки вместе с травой Петров Крест — для того, чтобы защититься от злых духов. Есть поверье, что если употреблять чабрец или иметь его при себе – он придаст храбрости.
У трав существует разделение на мужские и женские. Чабрец относится к мужской траве и поэтому женщинами рекомендуется в небольших количествах. Чабрец обладает защитными обережными свойствами, дарует исцеление, мужество, любовь и очищение. Весь потенциал травы тимьян раскрывается в период цветения, собирать на растущей луне рано утром.
Для мужчин чабрец - это возможность как можно дольше оставаться сильным в любовных утехах.
Знахари прошлого, да и сегодняшнего дня, добавляя чабрец в сборы, напитки или еду, успешно борются со многими болезнями. Например, при болезнях женской груди чабрец парят в молоке и дают пить. В таких случаях помогает и окуривание больной сухой травой чабреца, или же порошком этого растения. Порошок травы чабреца, смешанный с медом, усиливает половую потенцию. При головных болях помогает отвар чабреца с можжевельником. При очень болезненном укусе шершня, прибегают к помощи повязки из свежеизмельченной травы. Если же из чабреца заваривать чай, то можно сохранить силу зрения. Отвар корня применяется для ванн при экземе. Настойку же чабреца на самогоне наши предки использовали для втирания при радикулите. Подушка, набитая чабрецом, помогала, да и сегодня помогает избавиться от ночных кошмаров.
Богородичная трава - сильная трава, которая, к сожалению, не обладает универсальным действием. Сфера ее влияния - плодородие. Но уж вернуть плодородие почве, животным, растениям, людям помогает всегда. Курение из богородичной травы успокаивает нервную систему, позволяет найти решение трудной проблемы, отсекает действие энергетических сексуальных вампиров. Подобным же образом действуют и настои. Умывание и купание в настое богородичной травы способствуют сохранению женской красоты.
Особая сила у чабреца, собранного на Троицу. Эта трава в основном покровительствует детям. Ею легко выгоняются мелкие черти, если она в чае; если зло поразило кожу, она легко очищается при купании в ч'абреце. Эта трава отгоняет лярв. Поэтому если ребенок плохо спит, положите под подушку или в наволочку подушки веточку чабреца. В народе бытует поверье, что чабрец в подушке, дает здоровье и долголетие.Чабрец также добавляют к мясным блюдам, чтобы не допустить через мясо загон нечисти или поражение порчей.
С чабрецом связано много поверий и обычаев. Его использовали в качестве оберега, помещали в ладанки и носили на шее, чтобы уберечься от злых духов, от сглаза, от порчи, наведенной колдунами. Верили, что он охранял от домового, наваливающегося по ночам на спящего человека и пугающего его. Букетики чабреца приносили в хаты и ставили в кувшины. Считалось, что пока в доме есть его запах – зла не будет. Особенно этот запах благоприятен для детей, он даёт им силу и добро.
Из него изготавливали напиток, который употребляли на Троицу, когда поминали покойников, а также на Ивана Купалу - от русалок и прочей нечисти. Этим напитком девушки очаровывали ребят, которые остыли к ним. А те, что были «на выданье», смазывали им себя, чтобы злые силы не помешали будущем зачатию. По поверьям, чабрец во многом помогает в любовных делах — вызывает любовное томление у женщин, освобождает их от страха перед постельными утехами, а мужчин наделяет силой, продлевая ночь любви до бесконечности (он действительно содержит в себе вещества, способные восстанавливать мужское здоровье).
Верили, что пучок чабреца в доме помогает женщинам во всех заботах - найти и привлечь суженого, родить и вырастить ребенка, сохранить мир в семье. Отсюда и обычаи, сохранившиеся в некоторых деревнях до сих пор. Девушки ополаскивали волосы отваром чабреца перед свадьбой, вплетали его в венки и носили браслеты из его стеблей для сохранения красоты и здоровья. Его клали под подушку молодоженам, веточки сухого чабреца вешали в доме на счастье и достаток. Верили, что если носить при себе веточку чабреца, он сделает человека смелее, наградит мужеством, решительностью, упорством и храбростью, принесет победу во всех начинаниях. В дом будет приходить добро гораздо чаще, если перед ним растет чабрец.
Применяли чабрец и в качестве санитарно-гигиенического средства. В языческий период славяне бросали его в костер во время эпидемий, чтобы его целебный дым защитил от чумы, холеры, чахотки. Чабрецом окуривали и коров «после теления», и крынки молока, чтобы снималось больше сливок и сметаны, бочки для засола, и охотничьи и рыболовные снасти «для счастливого лова». В старину он применялся, благодаря своим бактерицидным свойствам, для длительного хранения мясных блюд (это было достаточно ценным свойством в то время, ведь тогда не было холодильников).
Интересный факт: чабрец, в отличие от большинства антибиотиков, является одной из немногих трав, к которой современные микробы никак не могут выработать устойчивость.
Богородская трава (чабрец) издревле на Руси использовался как благовонная трава. По своим фунциям используется вместо ладана, особенно в деревнях где достать ладан гораздо сложнее. Богородская трава является оберегом от нечистой силы и иной негативной энергетики. Использовалась часто в качестве воскуриваний. А в церковной практике является одним из ингредиентов миро.
Тимьян (чабрец, богородская трава) - помогает от порчи. Усмиряет домового. Изгоняет полтергейст (когда буйный дух шумит по ночам, наваливается на сонных домочадцев и душит их).
Еще в древности люди открыли, что при сжигании травы тимьяна образуется чрезвычайно ароматный дым. Так тимьян в одной из греческих транскрипций превратился в фимиам. Воскуривать фимиам, бросая в жертвенный костер ветки тимьяна, было принято у большинства европейских народов еще со времен язычества. Благоуханный дым, возносившийся к обители богов – небу, считался необходимым атрибутом богослужений, а сам тимьян важнейшим культовым растением.
Курение и настои из богородичной травы успокаивают нервную систему, позволяют найти решение трудной проблемы, прерывают действие энергетических вампиров. Умывание и купание в настое богородичной травы способствуют сохранению красоты. Наибольшей силой это растение наливается перед полнолунием.
В деревнях часто употребляют эту траву для окуривания помещений, например, коровников и коров после отёла, для окуривания молочных горшков, охотничьи снасти, а также дымом чабреца окуривали заражённые болезнью места, окуривают им также напуганных детей.
Богородская трава (ганга) и пихтовая корка (жодоо) являются обязательными травами при жертвоприношениях на бурятских тайлаганах, которые воскуривают на костре или тлеющих углях на железном предмете, для производства очищения присутствующих.
Умывание и купание в настое ганга способствуют сохранению женской красоты.
Окуривание: поджечь щепотку, потушить огонь и окуривать помещение или человека.
С приходом христианства тимьян только укрепил свои позиции. В средние века считалось, что тимьян вселяет в людей стойкость и мужество, поэтому изображение его веточек, особенно в окружении пчел, являлось типичным украшением рыцарских шарфов. С появлением монастырей тимьян стал одной из популярнейших культур в монастырских садах. Крестоносцы перед своими походами, для поднятия духа, зашивали тимьян в носимые на шее ладанки.
Такую же древнюю историю имеет применение тимьяна в медицине. Греки и римляне считали, что тимьян способен возвращать не только утраченное здоровье, но и саму жизнь. Тимьян применяли очень разнообразно: в виде нюхательного порошка при обмороках, в виде настоев при простуде, астме, женских болезнях, камнях в желчном пузыре.
Старая ирландская легенда гласит: если промыть глаза росой, собранной с кустиков чабреца на рассвете первого мая (после Вальпургиевой ночи), то потом можно видеть фей.
Распыление эфирного масла в помещении:
Придает мужество.
Усиливает жажду деятельности.
Развивает способность к состраданию.
Ободряет.
Повышает точность в работе интеллектуального характера.
Обеззараживает воздух закрытых помещений.
Устраняет утомляемость, беспокойство, рассеянность, бессонницу, забывчивость, неуклюжесть.
Преобразует накопленную усталость в способность не тратить время попусту и умело использовать его для отдыха. Купирует дрожь при нервном возбуждении или вследствие переохлаждения.
Является средством, способствующим избавлению от наркотической и алкогольной зависимости.
Поднимает настроение.
Стимулирует интеллект, проясняет мышление.
Рекомендуется людям ослабленным, вялым.
Он защищает от порчи, злых духов и прочей нечисти. Как живых, так и покойников (тело покойного в гробу в некоторых регионах Кавказа обкладывают чабрецом). Как во время бодрствования (зашивают в ладанки), так и во время сна (в подушку).
Чабрец добавляется как компонент в составы настоев, бальзамов, эликсиров, масел ( и т.д.) для использования в белой и любовной магиях.
В любовной магии чабрец всегда считался как сохранитель мужской и женской силы. Чабрец добавляют в приворотные зелья. При помощи этой травы жены возвращают домой блудливых мужей, а мужья употребляют чабрец прежде всего для того, чтобы как можно дольше оставаться полноценным мужчиной.
Для этого нужно приготовить густой настой чабреца, затем разбавить его с теплой водой, вылить все это в таз и сидеть в нем до тех пор, пока вода не остынет. Курс лечения десять дней. Через десять дней повторить процедуру.
Держите чабрец в помещении, где находитесь, особенно спите. Летучие вещества содержащиеся в эфирном масле обладают антисептическим, а также тонизирующим действием. Благодаря этому уничтожаются многие болезнетворные микробы, а сон становится гораздо здоровее.
И не забывайте, пожалуйста, что сырьем является только наземная часть растения, которая собирается во время цветения, корень чабреца не используется вовсе.
Если его положить в подушку, на которой спишь, он будет отгонять плохие сны и вызывать счастливые пророческие видения. Медитируя на смесь трав из чебреца, нагодков и душицы, можно увидеть оскорблений возлюбленного (любимой).
Из чебреца изготовляли напиток, который употребляли на Зеленые праздники, когда поминали умерших, а также — от сглаза, ведьмовских сил на Купала, в воробьиную ночь.
Этим напитком девушки привораживают ребят, которые остыли к ним; а те, что «на поре», смазывали им себя, лишь бы злые силы не повредили будущему зачатию.
Магические свойства чабреца применяют в тех случаях, когда порча наведена на алкоголизм и запой, от порчи колдунов.
Умывание и купание в настое чабреца способствуют сохранению женской красоты. Очищает ауру, предотвращает ночные кошмары.