Береза. Легенды и поверья
Береза – Родовое название – от кельтского «btu» – береза и латинского pendulis – повислый.
Латинское наименование дерева Betula. В основе его лежит слово, batula, от глагола batuere, переводимого как «бить» или «сечь» з напоминание о горькой судьбе не очень радивых школьниках в прошлом, которым случалось отведывать «березовой каши». В европейских языках большинство названий березы идет от индоевропейского «bhe» - светлый, сверкающий.
Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.
Берёза в ряде традиций символизирует свет, сияние, чистоту, неясность, женственность и т. п. В друидической традиции берёза — дерево начала, символ первого месяца года (24 декабря — 21 января). В Риме атрибуты из берёзы использовались при вступлении консула в правление. В Шотландии берёза связывалась с представлениями о покойниках.
Обычаи древних славян, связанные с березой повествуют, что по случаю рождения ребенка необходимо сажать у дома молодую березку. Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей. С помощью ветвей березы девушки гадали на суженого. Во многих народных легендах береза выступала как благословенное дерево. Вместе с тем, существовали поверья, что береза - проклятое Богом дерево. Согласно карпатским обычаям, если женатый мужчина посадит у себя во дворе березу, вскоре кто-нибудь из членов его семьи умрет.
В восточнославянской мифологии Береза священное дерево. Береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика («семицкая Береза»), когда в селение вносили распустившееся дерево и девушки надевали на голову венки из зелени, в чём виден след мифологического уподобления девушки мировому дереву (Береза как символ ритуальной чистоты известна также в германской, балтийской, центральноазиатской традициях). Береза, как перевёрнутое корнями вверх древо мировое, фигурирует в русских заговорах: «На море на Океяне, на острове Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями». Как след культа Березы можно рассматривать и восточнославянское имя Берёза. Использование Березы для изготовления обрядовых символов (как у толка «берёзовщиков» — старообрядцев в Пермской области) имело архаические истоки. Во 2-й половине 19 в. на берёсте писали прошения к лешим, которые приколачивали к деревьям. Сходная обрядовая роль руны со значением «берёза» известна у древних германцев, главный бог которых — Один — пригвоздил себя к мировому дереву, с тем чтобы обрести знание рун. Вероятно существование у восточных славян в древности особого духа Березы, подобного прусскому Бирзулису.
Так же циркулирует сюжет о превращении русалки или обиженной родственниками девушки в березу. Одна из них повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу.
Белая береза — поэтический женский символ, лирический образ весны, света, девственной чистоты у славян, прибалтов, германских и многочисленных угро-финских племен. На Руси стройная «зе-ленокосая» березка всегда ассоциировалась со скромной девушкой-красавицей, да и саму Россию, освещенную белыми березовыми рощами, великий певец природной красоты Сергей Есенин недаром называл «страной березового ситца».
В мифологии славян береза предстает в виде Мирового Древа. Среди бушующих волн сказочного моря-океана лежит райский остров Березань — там и растет солнечная береза, вниз ветвями, вверх корнями. Образ Космического Древа береза принимает и у сибирских шаманов, символизируя нисхождение энергии космоса и восхождение человеческого духа.
В языческой религии северных народов «древо света» окружено благоговейной любовью. Береза — священное дерево скандинавского громовержца Тора, исландской богини красоты Фрейи, верховных богов-демиургов народов Сибири (Нумиторума — у обских угров, Кылчина — у удмуртов, «Земной Матери—у манси и т.д.).
В азиатской части нашей страны культ березы был широко распространен. Люди верили, что в священном дереве обитает добрый дух — покровитель данной территории и местного населения. Якуты, например, выбирали объектом поклонения могучую, старую березу, стоящую отдельно на кургане или на опушке леса. Они обращались к заступнице с просьбами, украшали ее яркими ленточками, тщательно оберегали от чужаков. Никому бы и в голову не пришло причинить хоть малейший вред такому дереву, ибо каждый твердо знал: если сломать ветку, умрет кто-то из родичей, если же срубить ствол — погибнет все племя.
У восточных и западных славян священная береза считалась лучшим природным оберегом. Существует предположение, что и само название благословенного дерева происходит от глагола «беречь». Сажая березку под окном, наш предок рассчитывал, что она отпугнет от дома духов зла, не подпустит к нему ведьм и колдунов, защитит от ударов молнии.
Другая группа магических свойств березы имела непосредственную связь с плодородием и изобилием: для получения обильного урожая зерновых в пашню втыкали березовую веточку; для обеспечения достатка в доме ее укрепляли под крышей; для приумножения скота березовую чурку закапывали под порогом хлева и т.д. Кроме того, славяне верили в целительную силу священного дерева. Правда, береза, как женский талисман, помогала только больным девочкам и девушкам, поэтому их водили или носили в березовую рощу, а мальчиков — в дубраву.
Многочисленные факты свидетельствуют о том, что в обрядовой практике славян береза являлась эмблемой незамужней девушки. В лирических и свадебных песнях береза всегда иносказательно указывала на девушку. В белорусских похоронных плачах умерших девушек называли «белыми березами». В четверг перед Троицей взрослые девушки проводили в роще обряд «завивания березки», испрашивая у своей покро-вительницы пригожего жениха. Во время сватовства родители жениха, обращаясь к родителям невесты, начинали свою речь с метафор: «У вас есть березка, а у нас — дубок...»
Не все деревья хороши. Некоторые из берез фантазия славян населила демоническими существами женского пола. Белорусы считали, что в плакучей березе, чьи ветви печально опустились до самой земли, томится душа трагически погибшей невинной девушки. Суеверные поляки страшились уродливо искривленных берез, уверяя, что под таким проклятым деревом непременно лежит труп, а вместо березового сока в его стволе циркулирует человеческая кровь.
У страха глаза велики. Иной видел, как в призрачном свете луны на ветвях кривой березы, словно в гамаке, томно раска-чивалась русалка, терпеливо поджидающая одинокого путника, чтобы навязать ему свои омерзительные ласки; другой божился, что местная ведьма надоила с ветвей березы столько молока, сколько и не снилось розовощекой ударнице-доярке с ее буренкой-рекордсменкой.
Все эти и подобные им россказни, относящиеся по большей части к деревьям странной или уродливой формы, нисколько не повредили репутации белоствольной красавицы. С утверждением христианства, когда многие языческие традиции славянского мира были отринуты и забыты, отношение к березе не изменилось. Напротив, возникли новые легенды и поверья, прославляющие это замечательное дерево. Польское предание гласит, что береза однажды приютила Богородицу с младенцем — Христом, укрыв Святое семейство от проливного дождя, а русское поверье утверждало, что в ветвях березы пряталась от нечистого святая Параскева-Пятница.
В древнерусской истории береза вполне могла бы претендовать на роль эмблемы народного просвещения. В ту эпоху, когда бумаги еще не знали, простые русские люди, не имевшие возможности приобрести дорогостоящий пергамент, использовали для письма бересту. Археологические находки позволяют сделать вывод о массовом применении берестяных грамот на Руси. На бересте писали письма, вели хозяйственные записи, а детям она служила в качестве учебной тетради. Например, знаменитая берестяная «тетрадь» новгородского мальчика Онфима, сплошь изрисованная каракулями и смешными рожицами, дает нам ценнейшую информацию относительно того, что и в древности хватало двоечников и лоботрясов.
В славянском народном календаре березе отведено самое почетное место. В те отдаленные времена год начинался не 1 января, а 1 марта, и этот первый весенний месяц, когда береза начинала давать сок, носил имя «березень».
myfhology.info