Тис
• Растение: тис ягодный (лат. taxus baccata)
• Фэда Огама – Iubhar (Ивэр)
• Мудрость Зелёного Человека: Упорство ведет к достижению цели
• Предсказательное значение •
Стойкость и упорство, ассоциирующиеся с тисом, свойственны самой жизни, которая продолжается несмотря на любые трудности, и благодаря этому становится лишь сильнее. Больша́я часть символизма тиса связана с переходом, трансформацией через смерть. Однако “смерть” здесь необязательно означает физический конец — скорее окончание одного жизненного пути и перерождение на другой — так что если вы думаете о том, чтобы глубоко и надолго изменить свою жизнь, эта карта подходит особенно хорошо. Стойкость, необходимая, чтобы достичь таких перемен, может быть так же важна, как и решимость на эти перемены пойти. Мудрость Зеленого Человека здесь ясна: он говорит, что, упорно добиваясь своего, мы приближаем выполнение тех задач, которые ставим перед собой.
• Предания о тисе •
Тис, вероятнее всего, ассоциируется со стойкостью и упорством из-за своей связи с историями об обреченной любви, в которых лишь упорство влюбленных позволяет им остаться вместе, а иногда и воссоединиться после смерти (скорее, конечно, тис попал в эти истории, потому что это очень долговечное и крепкое дерево, автор тут явно путает причины и следствия - прим. Шеллир). В истории о Тристане и Изольде (из артурианских мифов) влюбленные не могут быть вместе, потому что Изольда замужем за дядей Тристана, королем Марком Корнуоллским, и большую часть времени они проводят, встречаясь тайно и изворачиваясь, чтобы увести Изольду от мужа. В конце концов влюбленные трагически умирают, их хоронят по разные стороны нефа в часовне замка Тинтагель, и на их могилах вырастают два тиса, которые король Марк раз за разом приказывает срубить, но они вырастают снова и снова. В конце концов он сдается перед силой любви, побеждающей смерть, и после этого деревья быстро вырастают до крыши и, склонившись друг к другу, переплетаются навсегда.
• Дерево смерти •
Связь со смертью придает тису более темный символизм. Известный в Ирландии как “Слава Банбы”, тис был священным деревом этой богини — аспекта “смерти” среди трех богинь войны: Банбы, Фотлы и Эрин (вообще, Банба, Фотла и Эрин считаются в первую очередь богинями ирландской земли, и в честь Эрин Ирландия называется до сих пор. У них есть связь с триадой богинь войны, но ставить между ними знак равенства не корректно, даже если очень соблазнительно притянуть ядовитый тис только к войнам, а вовсе не к жизни - прим. Шеллир). В античном мире он был посвящен Гекате, темной богине, которой римляне во время празднования сатурналий приносили в жертву увенчанных гирляндами из тиса черных быков, надеясь на легкую зиму. Шекспир вспоминает об этом в “Макбете”, где в котле ведьм варится “тис, наломанный в безлунье” (в переводе М. Лозинского — прим. пер. В оригинале стоит slips of yew sliver'd in the moon's eclipse, т.е. тисовая ветвь, сломанная во время лунного затмения, а не просто в безлунье- прим. Шеллир).
• Английский лук •
Считается, что некоторые тисы одного возраста со Стоунхенджем (не считается, а предполагается - идентификация возраста тисов затруднена, т.к. их сердцевина с годами иссыхает, так что возраст в несколько тысяч лет для тисов возможен, но ни разу не доказан - прим. Шеллир), и их вечная зелень делает их символом вечной жизни. Христианство, переняв многие из этих верований, связало тис со смертью и воскрешением: побеги тиса вшивали в саваны умершим, чтобы ускорить их переход в загробный мир, и по сей день тисы сажают в церковных дворах. Одна из причин этого — средневековый обычай собирать солдат в церковном дворе на благословение перед войной (это примерно то же самое, что сказать, что в современном православии благословение солдат уходит корнями в почитание Перуновых дубов. У христианского благословения военнослужащих свои корни, не связанные с почитанием деревьев - прим. Шеллир). Лучники делали из тиса свои знаменитые английские длинные луки. Старинная народная пословица гласит, что “время Англии бы прошло, кабы не тис и не гусиное крыло” (из гусиных перьев делали оперение для стрел). Считалось, что стойкость тиса выходила за границы между жизнью и смертью.
• Древняя мудрость •
“Ивэр” похоже на гэльское слово, означающее лосося, "eó" (угу, а русское слово хлóпок похоже на слово хлопóк. Наверное, тут есть сакральная связь тоже. "Похоже" - приём из любительской лингвистики, и внешняя сходность слов не является лингвистическим аргументом. Два этих слова, при внешней схожести, восходят к разным основам: Eó-тис восходит к протокельтскому *iwos, и к праиндоевропейскому *h₁eyHweh₂ (“тис”), и от этих же корней образовано, например, английское yew - тис; Eo-лосось восходит к протокельтскому слову *esoxs (рыба, форель, лосось, благородная рыба), и от этой же основы происходит староваллийской ehawc, и современное валлийское eog - лосось, форель. - прим. Шеллир). Оба считаются самыми старыми в своем роде (старейшее дерево и старейшая рыба), и связаны с мудростью. Возможно, что первоначальные составители Огама отметили эту связь и решили соединить мудрость и стойкость в названии этой фэды (видимо, именно поэтому ни в одном бриэрогаме связь со священным лососем не отмечена, в отличие от других фэд- прим. Шеллир).
© John Matthews & Will Worthington, «The Green Man Tree Oracle. Ancient Wisdom from the spirit of nature»
перевод: © Александра и Дарии Бондаренко с примечаниями Шеллир (Натальи Никольской)