Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Планета Земля - чудо Вселенной » Оракул Деревьев Зелёного Человека


Оракул Деревьев Зелёного Человека

Сообщений 21 страница 27 из 27

21

Тис

Оракул Деревьев Зелёного Человека

• Растение: тис ягодный (лат. taxus baccata)
• Фэда Огама – Iubhar (Ивэр)
• Мудрость Зелёного Человека: Упорство ведет к достижению цели

• Предсказательное значение •
Стойкость и упорство, ассоциирующиеся с тисом, свойственны самой жизни, которая продолжается несмотря на любые трудности, и благодаря этому становится лишь сильнее. Больша́я часть символизма тиса связана с переходом, трансформацией через смерть. Однако “смерть” здесь необязательно означает физический конец — скорее окончание одного жизненного пути и перерождение на другой — так что если вы думаете о том, чтобы глубоко и надолго изменить свою жизнь, эта карта подходит особенно хорошо. Стойкость, необходимая, чтобы достичь таких перемен, может быть так же важна, как и решимость на эти перемены пойти. Мудрость Зеленого Человека здесь ясна: он говорит, что, упорно добиваясь своего, мы приближаем выполнение тех задач, которые ставим перед собой.

• Предания о тисе •
Тис, вероятнее всего, ассоциируется со стойкостью и упорством из-за своей связи с историями об обреченной любви, в которых лишь упорство влюбленных позволяет им остаться вместе, а иногда и воссоединиться после смерти (скорее, конечно, тис попал в эти истории, потому что это очень долговечное и крепкое дерево, автор тут явно путает причины и следствия - прим. Шеллир). В истории о Тристане и Изольде (из артурианских мифов) влюбленные не могут быть вместе, потому что Изольда замужем за дядей Тристана, королем Марком Корнуоллским, и большую часть времени они проводят, встречаясь тайно и изворачиваясь, чтобы увести Изольду от мужа. В конце концов влюбленные трагически умирают, их хоронят по разные стороны нефа в часовне замка Тинтагель, и на их могилах вырастают два тиса, которые король Марк раз за разом приказывает срубить, но они вырастают снова и снова. В конце концов он сдается перед силой любви, побеждающей смерть, и после этого деревья быстро вырастают до крыши и, склонившись друг к другу, переплетаются навсегда.

• Дерево смерти •
Связь со смертью придает тису более темный символизм. Известный в Ирландии как “Слава Банбы”, тис был священным деревом этой богини — аспекта “смерти” среди трех богинь войны: Банбы, Фотлы и Эрин (вообще, Банба, Фотла и Эрин считаются в первую очередь богинями ирландской земли, и в честь Эрин Ирландия называется до сих пор. У них есть связь с триадой богинь войны, но ставить между ними знак равенства не корректно, даже если очень соблазнительно притянуть ядовитый тис только к войнам, а вовсе не к жизни - прим. Шеллир). В античном мире он был посвящен Гекате, темной богине, которой римляне во время празднования сатурналий приносили в жертву увенчанных гирляндами из тиса черных быков, надеясь на легкую зиму. Шекспир вспоминает об этом в “Макбете”, где в котле ведьм варится “тис, наломанный в безлунье” (в переводе М. Лозинского — прим. пер. В оригинале стоит slips of yew sliver'd in the moon's eclipse, т.е. тисовая ветвь, сломанная во время лунного затмения, а не просто в безлунье- прим. Шеллир).

• Английский лук •
Считается, что некоторые тисы одного возраста со Стоунхенджем (не считается, а предполагается - идентификация возраста тисов затруднена, т.к. их сердцевина с годами иссыхает, так что возраст в несколько тысяч лет для тисов возможен, но ни разу не доказан - прим. Шеллир), и их вечная зелень делает их символом вечной жизни. Христианство, переняв многие из этих верований, связало тис со смертью и воскрешением: побеги тиса вшивали в саваны умершим, чтобы ускорить их переход в загробный мир, и по сей день тисы сажают в церковных дворах. Одна из причин этого — средневековый обычай собирать солдат в церковном дворе на благословение перед войной (это примерно то же самое, что сказать, что в современном православии благословение солдат уходит корнями в почитание Перуновых дубов. У христианского благословения военнослужащих свои корни, не связанные с почитанием деревьев - прим. Шеллир). Лучники делали из тиса свои знаменитые английские длинные луки. Старинная народная пословица гласит, что “время Англии бы прошло, кабы не тис и не гусиное крыло” (из гусиных перьев делали оперение для стрел). Считалось, что стойкость тиса выходила за границы между жизнью и смертью.

• Древняя мудрость •
“Ивэр” похоже на гэльское слово, означающее лосося, "eó" (угу, а русское слово хлóпок похоже на слово хлопóк. Наверное, тут есть сакральная связь тоже. "Похоже" - приём из любительской лингвистики, и внешняя сходность слов не является лингвистическим аргументом. Два этих слова, при внешней схожести, восходят к разным основам: Eó-тис восходит к протокельтскому *iwos, и к праиндоевропейскому *h₁eyHweh₂ (“тис”), и от этих же корней образовано, например, английское yew - тис; Eo-лосось восходит к протокельтскому слову *esoxs (рыба, форель, лосось, благородная рыба), и от этой же основы происходит староваллийской ehawc, и современное валлийское eog - лосось, форель. - прим. Шеллир). Оба считаются самыми старыми в своем роде (старейшее дерево и старейшая рыба), и связаны с мудростью. Возможно, что первоначальные составители Огама отметили эту связь и решили соединить мудрость и стойкость в названии этой фэды (видимо, именно поэтому ни в одном бриэрогаме связь со священным лососем не отмечена, в отличие от других фэд- прим. Шеллир).

© John Matthews & Will Worthington, «The Green Man Tree Oracle. Ancient Wisdom from the spirit of nature»
перевод: © Александра и Дарии Бондаренко с примечаниями Шеллир (Натальи Никольской)

0

22

Осина

Оракул Деревьев Зелёного Человека

• Растение: осина дрожащая (лат. Populus tremula)
• Фэда Огама – Eabhadh (Эве)
• Мудрость Зелёного Человека: Силы больше всего там, где все собираются вместе

(На самом деле с осиной обычно связывают четвёртую фэду из четвертой семьи Огама - Эйе. Прим - Шеллир).

• Предсказательное значение •
В дикой природе когда представители одного вида собираются вместе, жизнь становится активнее и сильнее: деревья пускают корни, животные обживают свою среду обитания и крепнут. Люди очень рано осознали эти преимущества, когда загоняли вместе мамонта или возводили огромные постройки вроде Стоунхенджа. Такая сила общины редко находит применение в наши дни, и эгоистичные устремления отделяют нас от собратьев. Однако нам все еще нужна поддержка других людей, ведь наши корни уходят в общую почву, и мы можем многому научиться у дикой природы. Кажущаяся нехватка сил быстро исчезает, когда мы собираем вместе наши ресурсы и обнаруживаем общую силу и богатство.

• Предания об осине •
Как и тополь, осина известна как “дрожащее дерево”, и из-за этого фольклор часто связывает их с исцелением болезней, которые вызывают трясучку. В Линкольншире больные лихорадкой, обхватив ствол дерева, приговаривали: “Осина, осина, прошу, дрожи и трепещи вместо меня.” Дрожание листьев осины часто связывали с использованием этого дерева для изготовления креста, на котором был распят Иисус. В Уэльсе ее из-за этого считали проклятой, хотя верили, что ее листья замирают в рождественскую ночь.

• Шепчущее древо •
Золотые короны в виде осиновых листьев, датируемые 3000 годом до н.э., находили в курганах в Месопотамии, что говорит о том, как давно это дерево начали считать священным. Считалось, что в такой короне было проще войти в загробный мир; вероятно, их клали в гробницы, чтобы облегчить мертвым переход из нашего мира в потусторонний. Это дерево описывали как место собраний, ведь считалось, что мертвые собираются большими и, в основном, безмолвными группами под кронами осин. В греческих мифах таких призраков называли “шепчущими” или “бормочущими” – еще одна вероятная связь с осиной (в древнегреческих мифах нет упоминания осины в таком контексте, также как нет чёткой связи этого дерева с Аидом и умершими. О наличии этой связи писал Роберт Грейвс - разумеется, без ссылки на источники, и всегда надо помнить, что фантазия у Грейвса была богатая, поэтическая, и он многое привнёс в миф "от себя". Прим - Шеллир).

• Дерево защиты •
Другое свойство, прочно связанное с осиной, — защита, особенно от волшебного народа. По-гречески осина — aspis, что также означает “щит”, и, как и тополь, ее использовали для изготовления щитов, наделенных волшебными свойствами (для изготовления обычных щитов, вообще-то, отсюда и название Прим - Шеллир). Считалось, что, положив осиновый лист на язык, можно обрести красноречие сродни тому, которое дарует сама Королева Фей (вообще не ясно, откуда это взял автор - пара упоминаний в таком контексте есть в современной ньюэйджевой литературе, но не более того. Прим. Шеллир). Осина также дает пристанище животным и потому считалась особенно священной у шаманов, чьи духи часто принимают облик животных (угу, а другие деревья, конечно, не дают. Гонят этих проклятых зверей прочь, как умеют. И у каких конкретно шаманов тоже интересно - единой шаманской традиции с общими символами не существует. Прим - Шеллир).

P.s. от Шеллир: это, кажется, одна из самых слабых статей по фэде из этого оракула. Об осине в мифе сохранилось множество данных за пределами измышлений Роберта Грейвса. Кроме того, даже на основании той информации, которую привел автор, трудно понять, почему он дает общим значением этой фэды "единство", приводя при этом мифологические обоснования совершенно из другой области.
Дело в том, что к этой фэде сделана в средневековых текста пометка "Священная роща" (а не какое-то одно конкретное дерево), - отсюда современное осмысление этого огамического знака как соединения, общности. Осина на этот глобус натягивается очень плохо, так как её смыслы в кельтском (да и не только в кельтском) мифе совершенно другие.

© John Matthews & Will Worthington, «The Green Man Tree Oracle. Ancient Wisdom from the spirit of nature»
перевод: © Александра и Дарии Бондаренко с примечаниями Шеллир (Натальи Никольской)

0

23

Бересклет

Оракул Деревьев Зелёного Человека

• Растение: бересклет европейский (лат. Euonymus europaeus)
• Фэда Огама – Oir (Орь)
• Мудрость Зелёного Человека: Судьба сподвигает нас на великие дела

• Предсказательное значение •
Наша судьба не является предопределенной и неизменной, она не вплетена в готовую картину. Подобно пауку, чьи длинные нити придают форму паутине, нам нужно найти основу, на которую опирается наша жизнь. Научившись находить нить своей судьбы и следовать ей, мы можем начинать вокруг нее сплетать дополнительные нити, из которых сложится история нашей жизни. Понять природу своей судьбы мы можем, наблюдая за деяниями и опытом наших жизней, за нашими целями, дарами и желаниями. Наши самые значимые свершения произошли тогда, когда мы не думали о том, как сплеталась нить нашей судьбы, когда мысль, разум и душа были едины. Мудрость Зеленого Человека советует нам следовать нашим глубинным желаниям, чтобы наша судьба могла проявить себя во внешнем мире.

• Предания о бересклете •
Название бересклета (по-английски spindle – слово, также означающее веретено – прим. пер.) происходит от его назначения – изготовление веретён для ткачества. Из-за этого бересклет стал ассоциироваться с прядением судьбы и привлек в свою сферу божеств, связанных со священным искусством прядения и ткачества (есть небольшая проблема: в гэльских языках бересклет называется feorus или heorus, и это никак не связано с веретёнами, а мотив прях и прядения в кельтской традиции выражен крайне слабо, и в основном привнесён германо-скандинавскими народами. Поэтому пытаться связать с этой фэдой значения прядения мягко говоря бессмысленно - прим. Шеллир). Пряхи в скандинавской мифологии (норны) были тесно связаны с веретеном, как и их греческий аналог, фаты (Мойры — прим. пер.), которые пряли, ткали и отрезали нить жизни. В обоих случаях символизм был один и тот же: эти богини вплетали нить каждой человеческой жизни в необъятное полотно, олицетворявшее все мироздание, а обрезав нить живого человека, могли мгновенно оборвать его жизнь. В историях говорится о том, как некоторые герои находили дорогу в подземные пещеры, где обитали богини судьбы, и получали возможность изменить ход своей судьбы, переткав или распустив часть полотна, однако считалось, что узор настолько сложен, что проследить отдельную нить могли только сами богини. Веретено также ассоциировалось с деторождением, вероятно, потому, что напоминало о судьбе, спряденной для каждого ребенка еще до его рождения. Фаты и сами иногда помогали при рождении героев.

• Богиня Подземного мира •
Примечательно, что округлые розовые ягоды, украшающие бересклет, напоминают миниатюрные гранаты и внутри содержат крошечные оранжевые семена. Символизм граната хорошо известен по истории о Персефоне, которая стала богиней подземного мира в греческой мифологии после того, как ее похитил Аид. Здесь снова есть связь с судьбой и предназначением, коими управляют божества из подземного мира. Свив для Деметры, матери Персефоны, путеводную нить, богиня Геката привела ее к дочери. Так же и Ариадна спряла нить из красной шерсти, чтобы помочь герою Тесею спастись от ужасного Минотавра (это прекрасно, но не имеет никакого отношения к кельтскому мифу. Опять же, решить, что ягоды бересклета похожи на гранаты, можно только при наличии весьма богатой фантазии. Таким макаром можно решить, что и малина с морошкой похожи на гранаты, посвящены по такой же аналогии Персефоне и связаны с загробным миром. Кушайте ягодки, они полезные. - прим. Шеллир).

• Звездная Ткачиха •
Во многих мифах говорится о богинях-ткачихах, которую ткут саму материю мироздания. Египтяне изображали богиню Нейт с ткацким челноком и верили, что именно она спряла вселенную. Позже ее стали идентифицировать с греческой Афиной, еще одной богиней ткачества, которая, как считалось, научила этому искусству женщин античного мира. Широко известна история о столкновении Афины с лидийской ткачихой по имени Арахна, которая заявила, что ее работа лучше, чем у самой Афины. Они устроили состязание, в ходе которого Афина выткала истории о смертных, разозливших богов, а Арахна — истории об ошибках богов. Это так разозлило Афину (то ли из-за выбранной темы, то ли потому, что полотно Арахны действительно получилось лучше, чем у нее самой), что она разорвала полотно в клочья. Арахна была так поражена горем, что повесилась, и Афина превратила ее в паука.

P.s. от Шеллир по этой статье может сложиться впечатление, что кельтских сюжетов о бересклетах нет, - но это не так: видимо, авторы до них просто не докопались и решили пойти простым путём через греко-римский миф, не имеющий, впрочем, никакого отношения к Огаму и ирландцам. Бриэрогамы (Слова Огама, поясняющие смысл каждой фэды в средневековых манускриптах) тоже не говорят о судьбе. Поэтому воспринимать фэду Орь через это понятие мягко говоря опрометчиво.

© John Matthews & Will Worthington, «The Green Man Tree Oracle. Ancient Wisdom from the spirit of nature»
перевод: © Александра и Дарии Бондаренко с примечаниями Шеллир (Натальи Никольской)

0

24

Жимолость

Оракул Деревьев Зелёного Человека

• Растение: жимолость вьющаяся (лат. lonicera periclymenum)
• Фэда Огама – Uillean (Илэн)
• Мудрость Зелёного Человека: Мудрость прячется в потайных местах

• Предсказательное значение •
Древние часто видели мудрость как нечто скрытое или тайное, доступное только посвященным, но не обычным мужчинам и женщинам. Это представление происходит от желания сохранить силу, заключенную в мистериях, всю суть божественного взаимодействия с повседневным миром. Их истинная суть была известна всем, но сами практики и ритуалы, проистекающие из божественных учений хранились в тайне, ибо сделать их доступными для всех означало бы ослабить их силу. Инициация, открывавшая к ним доступ, проливала свет на темные уголки человеческой души, освещая самые потаенные желания. В наши дни мудрость найти столь же тяжело, но она никуда не делась. Присутствие Жимолости в раскладе говорит о богатом скрытом смысле, который ждет, что его обнаружат и изучат.

• Предания о жимолости •
Фольклор, связанный с жимолостью, вращается вокруг тем любви и ухаживания. В шотландском Лоуленде юноша, шедший на встречу к возлюбленной, всегда нес с собой палочку, вырезанную из жимолости, так как считалось, что это приносит удачу и говорит о благородных намерениях. Ее сильный, сладкий запах, ощутимый в основном по ночам, приносил девушкам эротические сны, а женатым парам — счастье в браке. Жимолость вешали над дверью дома, чтобы не впускать нежеланных посетителей и не выпускать удачу, и над входом в коровник, чтобы феи не воровали молоко.

• Вьющееся растение •
Жимость известна своей способностью расти вверх, обвиваясь вокруг чего-либо. Она любит обнять ствол дерева и покрыть его мириадами нежных золотистых цветов. В “Сне в летнюю ночь” Шекспира королева фей Титания, наложив на ткача Основу усыпляющее заклинание и обнимая его, говорит: “Так жимолость сплетается с вьюнком; / Так повилика нежно окружает / Перстнями кряжистые пальцы вяза.” (перевод М. Лозинского)

• Лабиринтовый танец •
Другие названия этой фэды — это, в том числе, калина обыкновенная (Viburnum opulus) и калина гордовина (Viburnum lantana), принадлежащие к семейству жимолости (Lonicera) (на самом деле нет: Lonicera — это род, а не семейство, к нему принадлежит жимолость, а вот обе калины — это род калины (Viburnum) семейства адоксовых (Adoxaceae) — прим. пер.). Предсказательное значение жимолости (“тайна”), возможно, происходит от ее связи с этими растениями, которые связаны с тайным, скрытым знанием и с ритуальным танцем, который ведет к самому сердцу мудрости. Некоторые эксперты связывают этот танец с (греческим — прим. пер.) танцем геранос (или “журавлиным танцем”), священными движениями, совершавшимися в лабиринтах древнего мира. Проход через такой лабиринт считался путешествием-инициацией, ведущей из состояния невежества к божественному просвещению — таким образом таинственность жимолости превращается в поиск тайного знания.

P.s. от Шеллир: предсказательное значение жимолости "тайна" происходит только из голов современных авторов. Слова Огама говорят об этой фэде как об "ароматном дереве" и как о "великом/большом локте" (имеется в виду мера длины). Значения любви и сладости могут быть реконструированы по свойствам растения и его применении в народной магии. Название фэды, Илэн, также обозначает "локоть" (тоже в значении меры длины). Значения тайны появились для этой фэды лет 15 назад, когда кому-то из ньюэйджевых авторов пришло в голову, что завитушка, которой обозначается эта фэда, очень похожа на спирали на камнях Нью-Грейнджа, а с учётом того, что к этому времени были уже растиражированы ассоциации Нью-Грейнджа с тайнами, сокрытым и древней мудростью, эти значения спроецировали на фэду Илэн, что не имеет под собой никаких исторических оснований. После спирали Нью-Грейнджа стали и вовсе подменяться связями с лабиринтами (что нам как раз демонстрируют авторы в своём тексте). То же самое можно сказать и о связи этой фэды с калиной: это сравнительно новое изобретение. Отдельно можно добавить, что Нью-Грейндж - строение до-кельтской культуры, а форфэда Огама появилась уже в период христианизации кельтского мира. Поэтому проводить какие-то параллели между первым и вторым весьма опрометчиво.

© John Matthews & Will Worthington, «The Green Man Tree Oracle. Ancient Wisdom from the spirit of nature»
перевод: © Александра и Дарии Бондаренко с примечаниями Шеллир (Натальи Никольской)

0

25

Крыжовник

Оракул Деревьев Зелёного Человека

• Растение: крыжовник обыкновенный (лат. Ribes grossularia)
• Фэда Огама – Ifin (Ифин)
• Мудрость Зелёного Человека: Предки прошли этот путь до тебя

• Предсказательное значение •
Мудрость предков объемлет самые глубокие слои знаний, доступных нам. Предки — это не только те люди, чьими потомками мы являемся, но также и те первичные родители, от которых ведет свой род все человечество. Почти во всех культурах мира они воспринимаются как жители нижнего мира, хранящие знания и мудрость тех, кто жил до нас. Каждая мысль, каждое слово, мечта или идея сохраняется для нас в царстве предков. Шаманы говорят, что могут отправиться туда, войдя в состояние, в котором им открыт доступ ко всей этой сохраненной информации, и когда им нужна помощь или ответ на сложный вопрос, они ищут его именно в этом мире. Эта карта указывает, что у вас есть право обратиться к всеобщей мудрости тех, кто прошел вашей дорогой до вас.

• Предания о крыжовнике •
В разных частях Британии рассказывают о “Крыжовниковой Женке”, иногда представляемой в виде большой мохнатой гусеницы, которой пугали непослушных детей: “Если будешь гулять по ночам, тебя заберет Крыжовниковая Женка,” говорили на острове Мэн. В Корнуолле крыжовником лечили ячмень, направив шип на пораженный глаз и приговаривая “прочь, прочь, прочь!” пока воспаление не исчезало (таким же образом использовали шипы терна - причём намного чаще! - и боярышника, так что это магия, связанная с растительными шипами, а не с каким-то конкретным растением. Прим. Шеллир). Из-за его колючести в Германии крыжовник сажали вокруг коровников, чтобы отгонять ведьм и фей. Сами шипы, защищающие плоды крыжовника, можно рассматривать как символ плодов древней мудрости, защищенных от случайного обнаружения.

• Куст крыжовника •
Плоды крыжовника некогда использовались для облегчения родовых мук, что помогло сформировать его ассоциацию с деторождением (хотелось бы видеть источник этой информации, т.к. физические свойства ягод крыжовника с этим не связаны. - прим. Шеллир). Таким образом крыжовник стал священным растением разнообразных богинь деторождения (доказательства? - прим. Шеллир), в частности, кельтской Бригитты – которая в более поздней традиции стала повитухой Иисуса, – и римской Юноны, матери богов. Ассоциация крыжовника со знаниями предков предположительно происходит от этой связи с рождением, ибо считается, что он передает наследие предков новорожденному младенцу.

P.s.: от Шеллир: значения знаний предков для крыжовника ничем не обоснованы. Начать можно с того, что крыжовник - привозное для Ирландии растение, появившееся там намного позже расцвета друидической культуры, уже во время христианизации. Привозили крыжовник ради плодов. Название фэды Iphin обозначает "шип, колючка, иголка" (поэтому современные исследователи порой предполагают связь этой фэды с хвойными деревьями), а бриэрогамы говорят о ней как о "медвяной" и "чудеснейшей вкусом". С учётом формирования форфэды в позднейшее время (по отношению к основным семьям Огама) и в схоластической среде, ни о какой "мудрости предков" и "глубинах" тут и речи не могло идти, - что авторы зримо нам демонстрируют, показывая, насколько проходным растением был крыжовник даже в народном восприятии.

© John Matthews & Will Worthington, «The Green Man Tree Oracle. Ancient Wisdom from the spirit of nature»
перевод: © Александра и Дарии Бондаренко с примечаниями Шеллир (Натальи Никольской)

0

26

Деревья в представлениях "о том свете" в славянской традиции

Оракул Деревьев Зелёного Человека

Изучение народного орнамента привело Г.С. Маслову к следующему выводу: «Мотив мирового дерева, или древа жизни, исстари был известен в искусстве Восточной Европы. Особое значение дерева, растительности выступает и в вышивках XVIII — начала XX в. Дерево составляло центр композиции, к которому обращены животные, птицы; дерево является объектом поклонения всадников или всадниц.

Иногда (в частности, в костромской строчевой вышивке) дерево заключено в специальную постройку, как бы небольшой храм или часовню, что подчеркивает его особое значение. Дерево заменяло женскую фигуру в сложных композициях или сливалось с ней. (...) Особенно примечательно включение антропоморфных черт в изображение дерева или другой растительности».

Как отметил польский исследователь К. Мошиньский, славяне почитали деревья не сами по себе, а как вместилище и место пребывания душ. Так, например, словаки считали, что сразу после смерти человека его душа выходит из тела и садится на ближайшее дерево, где и остается на определенный срок. С другой стороны, у восточных славян главным путем на «тот свет» считалась вода. Как мы увидим чуть ниже, в ряде случаев оба этих пути упоминались в одном контексте. Согласно народным представлениям деревья служили местом пребывания не только умерших, но и сверхъестественных персонажей. Так белорусские крестьяне верили, «что черт от 6 января до Вербного воскресенья сидит на вербе, а во время водосвятия он выбегает из воды. Затем от Вербного воскресенья опять идет в воду». Однако с деревьями была связана не только нечистая сила, но и положительные персонажи христианской религии. Л.Н. Виноградова отмечает: «Характерно, что дерево, выступая в поверьях как бы медиатором между этим и «тем» светом, является пристанищем как для душ умерших и «нечистой силы», так и для святых и Богородицы. Ср., например, запрет: «Живой яблони и груши нельзя рубить, потому, что, как известно, на этих деревьях обыкновенно отдыхает Прачиста мати, когда снисходит на землю». Большую популярность западнославянских поверий такого же типа о том, что матерь божья живет или отдыхает на липе, отметил К. Мошиньский».

В народной поэзии, описывающей расставание дочери с родителями, последние могут метафорически называться деревьями: «Стой, яблонка, век без верха; Живи, моя матушка, век без меня» или «Стой, рябина, без верху: Живи, батюшка, без дочери». Представление о том, что после смерти человек может превратиться в дерево, отразилось в одной русской песне:

Изошел я Волгу матушку из конца в конец,
Не нашел нигде отца с матерью,
Отца с матерью, молодой жены,
Лишь нашел я одну степь широкую,
На широкой степи один зеленый сад,
В зеленом саду три деревца:
Первое дерево — кипарисово,
Другой деревцо — сладка яблонька,
Третье деревцо — зелена груша;
Кипарис-то — родной батюшко,
Сладка яблонька — родна матушка,
Зелена груша — молода жена.

Данный зеленый сад, в который в песне превратилась вся семья молодца, разительно напоминает известное описание представлений русов о рае как о зеленом саде, записанное ибн-Фадланом. Пока умершего руса приготавливали для сожжения в ладье, его спутники выбрали из числа его наложниц ту, которая захотела умереть с ним. «Когда настало среднее время между полуднем и закатом, в пятницу, повели они девушку к чему-то, сделанному ими наподобие карниза у дверей, она поставила ноги на руки мужчин, поднялась на этот карниз, сказала что-то на своем языке и была спущена. Затем подняли ее вторично, она сделала то же самое, что и в первый раз, и ее спустили; подняли ее в третий раз и она делала как в первые два раза. (...) Я же спросил толмача об ее действии, и он мне ответил: в первый раз она сказала: «вот вижу отца моего и мать мою!», во второй раз: «вот вижу всех умерших родственников сидящими!», в третий раз сказала она: «вот вижу моего господина сидящим в раю (собственно: в саду), а рай прекрасен, зелен; с ним находятся взрослые мужчины и мальчики, он зовет меня, посему ведите меня к нему». Ее повели к судну…» Хоть ибн-Фадлан описывал виденную им лично церемонию в X в., а приведенную выше песню записали практически в наше время, тем не менее песня отражает более архаичные представления, когда умершие становятся деревьями, а не сидят среди деревьев в антропоморфном облике, как объяснили арабскому путешественнику.

Причина подобного несоответствия кроется в том, что ибн-Фадлан видел погребальный обряд русов уже после патриархальной революции, когда для избегания опасностей, подстерегавших покойного в лоне матери-Земли, был введен ритуал трупосожжения, благодаря которому душа умершего возносилась на небо, где и пребывала в антропоморфном облике, а песня, хоть и была записана почти на тысячу лет позже, сохранила гораздо более древние матриархальные представления, согласно которым умершего хоронили в Землю, откуда он прорастал растением.

Тем не менее отголоски прежних представлений сохранялись у русов и после патриархальной революции. Они выражались не только в том, что загробный мир представлялся в виде зеленого сада, но также и в том, что, несмотря на трупосожжение, на кургане умершего водрузили древесный столб. Ибн-Фадлан так завершает описание виденной им церемонии погребения у русов: «И подлинно, не прошло и часа как судно, дрова, умерший мужчина и девушка совершенно превратились в пепел. Потом построили они на месте (стоянки) судна, когда его вытащили из реки, что-то подобное круглому холму, вставили в середину большое дерево халандж (бук или березу. — М.С.), написали на нем имя (умершего) человека и имя русского царя и удалились».

Как видим, теперь дерево на могиле не олицетворяет проросшую из недр Земли душу умершего, а используется лишь в качестве материала для написания имени умершего и его правителя, т.е. средства увековечения памяти о нем, однако сам факт установки дерева на могиле, хотя бы с такой целью, свидетельствует о сохранении пережитков матриархальных представлений, оттесненных на задний план новой церемонией трупосожжения. Следует отметить, что и описанные ибн-Фадланом представления также сохранились в отечественном фольклоре. Так, согласно представлениям крестьян Русского Севера, рай — это вечно зеленый сад, который находится на небе. Даже когда под влиянием христианства исчез сам обряд трупосожжения, в некоторых регионах в пережиточном виде продолжали сохраняться отзвуки идеи о связи умершего с деревом. Так, например, во время похорон у живущих на Нижней Печере русских в гроб клали березовые листья, что совершенно справедливо связывается современными исследователями с идеей «древа жизни».

Материал предоставлен АРО "Серебряный серп" : Источник: М. Серяков, «Богини славянского мира»

0

27

Серая шейка

Быть уткой — не шутка.
Ведь утка на суше
Совсем не похожа
На утку в луже.
Утки в пруду плавают ходко.
На берегу — ходят важной походкой.
Как ни различны
Земля и вода.
Утке привычна
Любая среда.
Утки в пруду плавают стаей.
На берегу — гуськом ковыляют.
Только лишь крякать
Можно везде:
И на земле,
И на воде.
Утки в пруду — как корабли.
На берегу — чуть видны от земли.
Если ты утка.
Ты занята жутко.
Нету у утки
Свободной минутки.

                      Из сети.

Оракул Деревьев Зелёного Человека

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Планета Земля - чудо Вселенной » Оракул Деревьев Зелёного Человека