Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Планета Земля - чудо Вселенной » Оракул Деревьев Зелёного Человека


Оракул Деревьев Зелёного Человека

Сообщений 1 страница 10 из 27

1

Оракул Деревьев Зелёного Человека

Оракул Деревьев Зелёного Человека

Оракул Деревьев Зелёного Человека - одна из самых красивых колод по Огаму. Она была нарисована замечательным британским художником Уиллом Вортингтоном (Will Worthington), а текст к колоде, описание каждой из карт, создал известный автор Джон Мэтьюс (John Matthews), перу которого принадлежат многие книги о кельтском язычестве, о фейри, о короле Артуре, о поисках Грааля, о Робине Добром малом, о британском фольклоре и о многом другом.

В колоде 25 карт - 20 карт для основных четырех семей Огама + 5 карт для Форфэды, но при этом не все карты соответствуют классическому ряду деревьев Огама – это связано с тем, что для некоторых фэд в старых манускриптах, из которых мы и черпаем основные сведения об Огаме, не указано точного древесного соответствия, а в некоторых случаях старые названия могут указывать на несколько различных растений. Например, для фэды Гьетал (Ngetal) в этой колоде выбран папоротник, а не более привычные тростник или ракитник, для Альм (Ailm) вместо вяза выбрана шотландская сосна, для четвертой гласной Эйе (Edadh) выбран белый тополь вместо осины, а для форфэды Эве (Eabhadh), наоборот, осина (что несколько спорно).

Оракул Деревьев Зелёного Человека

Полный ряд деревьев в этой колоде выглядит так:
1. Бьех (Beith) – Берёза
2. Льис (Luis) – Рябина
3. Фьярн (Fearn) – Ольха
4. Саил (Saille) – Ива
5. Ньин (Nuin) – Ясень
6. Хуах (Huath) – Боярышник
7. Дуир (Duir) – Дуб
8. Тьинен (Tinne) – Падуб
9. Колл (Coll)– Орешник
10. Куерт (Quert) – Яблоня
11. Муин (Muin) – Ежевика
12. Горт (Gort) – Плющ
13. нГьетал (nGetal) – Папоротник
14. Страф (Straif) – Терновник
15. Руиш (Ruis) – Чёрная Бузина
16. Альм (Ailm) – Шотландская Сосна
17. Онэн (Onn) – Дрок (Утёсник)
18. Ур (Ur) – Вереск
19. Эйе (Edadh) – Белый (Серебристый) Тополь
20. Ивэр (Idho) – Тис Ягодный
21. Эве (Eabhadh) – Осина
22. Орь (Oir) – Бересклет
23. Илэн (Uillean) – Жимолость
24. Ифин (Ifin) – Крыжовник
25. Фагос (Phagos) – Бук (на самом деле эта фэда называется Эменколл)

Оракул Деревьев Зелёного Человека

На каждой карте этого оракула мы видим изображение дерева, в листве или в складках коры которого угадывается лицо Зелёного Человека. Различаются между собой деревья, и лики Зелёного тоже каждый раз разные – добродушные и грозные, отстраненные и мудрые, полные внимания или дремлющие. На каждой карте также есть изображение фэды, её название в огамическом ряду, а также английское название связанного с ней дерева.

Колода увеличенного формата, напечатана очень качественно на плотном, но не слишком толстом картоне. В наборе с колодой поставляется большая, прекрасно оформленная и изданная книга, в которой можно найти не только гадательные значения для каждой карты, но и пересказы легенд, касающихся того или иного дерева, и схемы раскладов, и некоторые примечания о почитании Зелёного Человека.

В первый раз колода была издана в 2003 году, после этого переиздавалась, так как спрос на неё до сих пор есть.

текст: © Shellir (Наталья Никольская)

0

2

Береза

Оракул Деревьев Зелёного Человека

• Растение: Берёза белая (Betula alba) / Берёза повислая (Betula Pendula)
• Фэда Огама – Beith (Бьех)
• Ключевая фраза: Хорошее начало ведёт к хорошему завершению

• Предсказательное значение •
Начала всегда важны, ведь они - единственный путь достичь разрешения любой задачи. Хорошая подготовка и стремление подготовить почву, на которой мы будем выстраивать новое, настолько же значимы, как и результат. Мудрость Зелёного человека здесь недвусмысленна: начни дело хорошо, и, чем бы оно ни было, оно хорошо и закончится. Это означает, что нужно обращать внимание на моменты вдохновения, которые кельты называли «авэн», и следовать за ними к благоприятному окончанию. При помощи берёзы традиционно изгоняли злых духов, а также возвращали ясность сознания тем, кто сошел с ума. По календарю она ассоциируется с началом года и со священным празником Самайна [речь идёт о так называемом «Календаре Друидов», который был придуман Робертом Грейвсом совсем недавно – никаких исторических оснований для связывания воедино кельтского календаря и Огама Деревьев нет – прим. Шеллир), оттого её и связывают с новыми началами (с новыми началами Берёзу связывают по той причине, что это первая, открывающая фэда Огама и первый вырезанный, согласно легенде, огамический знак – прим. Шеллир). Берёза – это ещё и одно из первых деревьев, что зацветают весной. Присутствие этой карты в раскладе означает, что вам необходимо всё еще раз обдумать и удостовериться, что у каждого дела есть новое, свежее начало.

• Предания о берёзе •
Традиционные представления о берёзе неоднозначны. С одной стороны её защитные силы и способность охранять детей от бед и напастей, ожидающих их в раннем возрасте, считались положительными. С другой стороны, берёзу использовали для наказания, порки (в английском языке даже сохранилось выражение birching - буквально, “березование”), хотя этот ритуал, вероятно, изначально выражал желание изгнать злых духов, а не просто наказать. Таким же образом берёзовые веточки применяли, чтобы «размежевать», «разбить на наделы» единый участок земли: тем, кто родился в определённом месте нужно было знать точные размеры их владений, с помощью березовых ветвей показывали, где лежат границы их земель. Такая «порка земли» заодно помогала и изгнать злых духов с земельного надела. Берёза также была деревом, из которого традиционно изготавливалось древко метлы у ведьм - последние утверждали, что свет от древесины помогает им лететь [это справедливо лишь для некоторых местностей Британских островов, на других территориях картина может быть иной – прим. Шеллир). Из-за светлого ствола и серебристой кроны берёза с давних времён ассоциируется с небесными светилами – солнцем, луной и звездами, и они нередко появляются в традициях, связанных с этим деревом.

• Богини лесов •
У берёзы есть титул - Госпожа Леса, который связан с её гибким и тонким обликом. Это имя также перекликается с существующей издревле ассоциацией берёзы с юной Богиней Лесов, под каким бы именем её ни знали. Считается, что берёзой управляет планета Венера, отсюда её связь с любовью всех видов (в большинстве астрологических выкладок на тему связи растений и планет Венера тут совершенно ни при чём, и связь этого дерева с любовью – сомнительна – прим. Шеллир). Среди скандинавских народов берёза была древом, священным для Фригги, богини замужней любви, и Фрейи, богини плодородия. В валлийской традиции её ассоциируют с богиней-совой Блодуэдд, которая может быть в той же мере вероломной, в какой и любящей. В классической греческой мифологии Ариадна в виде берёзы делилась секретами жизни и смерти с её почитателями. (Все эти примеры – современные и далеко не всегда подтвержденные хоть чем либо. – прим. Шеллир).

• Первая надпись •
В традициях, связанных с Огамом, берёзе оказана особая честь, поскольку говорится, что самая первая надпись, сделанная тайным алфавитом деревьев, состояла из нескольких фэд Бьех (Берёзы). Эта надпись-послание было предостережением для бога Луга о том, что его жена будет похищена в Царство Ши, Волшебного Народа. Это тесно связано со значениями берёзы, которая в Ирландии (как и везде) с того самого момента стала символом света.

• Почитание берёзы •
В России берёзе воздавали особые почести во время праздника Троицы, что случается после Пасхи. Крестьяне шли в лес и выбирали красивое дерево, которое украшали и наряжали в женскую одежду. Вокруг дерева устраивали пир, часть яств которого предлагали и берёзе, после чего её срубали и с песнями несли домой. Берёза оставалась в доме два дня, в которые её чествовали как гостя, а на третий её несли к ближайшей реке и выбрасывали, тем самым отводя любые злые силы, которые могли угрожать. Этот обычай отражен в ассоциации берёзы с водой и воздухом - двумя текучими элементами, которые использовали, чтобы расчистить путь перед началом нового дела урожаю (со всем уважением, но завитую берёзку несли не в дом, смысл такой берёзки не связан ни с воздухом, ни с новым началом, а о весенних календарных обрядах России лучше получить информацию в другом месте . – прим. Шеллир).

© John Matthews & Will Worthington, «The Green Man Tree Oracle. Ancient Wisdom from the spirit of nature»
перевод: © Валерии Матвеевой и Шеллир

0

3

Рябина

Оракул Деревьев Зелёного Человека

• Растение: Рябина обыкновенная (лат. Sorbus aucuparia)
• Фэда Огама – Luis (Льис)
• Мудрость Зелёного Человека: Безопасность кроется в нашем понимании защиты

• Предсказательное значение •
Защита означает, что за нами приглядывает некто, чья сила больше нашей собственной. Обращаемся ли мы за помощью к богу или богам, к ангелам или духам, мы должны осознавать, что нуждаемся в защите во всех аспектах нашей жизни. Было бы глупо отправиться покорять вершины без крепких верёвок и альпинистского снаряжения. Таким же образом мы не должны приниматься за какое бы то ни было дело не проверив, есть ли у нас должная защита. Свойство рябины ограждать от всякого зла делает её могущественным соратником, и во многих частях Европы и по сей день к ней обращаются за помощью в охране от злых духов и других негативных сущностей. Также она может даровать прозрение в момент опасности, поскольку связана с высшей мудростью. Говорят, что кельтские шаманы-друиды использовали её в гадательных целях, вдыхая дым рябинового костра и погружаясь в транс, в котором их просветлённое восприятие давало возможность предупреждать о первых признаках зла (упоминание о священных складываемых друидами рябиновых кострах в ирландских/валлийских источниках действительно есть, но там не говорится о трансе и вдыхании дыма. Связь с высшей мудростью у рябины в современных неодруидических течения выстраивают в основном исходя из того, что название фэды огама Luis, сопоставляемой с рябиной, на деле переводится как "свет" - прим. Шеллир).

• Предания о рябине •
Считается, что рябина получила своё название от норвежского слова rune - руна, что означает “амулет” (вообще, английское rowan хоть и действительно происходит от германо-скандинавских языков, но отнюдь не от слова rune - "руна, тайна", а, с куда большей вероятностью, от датского røn, "рябина", восходящего к старонорвежскому reynir, что также означает рябину и происходит, в свою очередь, от слова rauðr, "красный". - прим. Шеллир) . Её ассоциировали с защитой с древнейших времён, и по сей день её можно увидеть вблизи домов и церквей, где она отгоняет злых духов. Традиция говорит о рябине как об исключительно могущественном защитнике от колдовства, а также о том, что если завязать красную нитку на веточку рябины, можно разрушить самое сильное заклинание.

• Кровь Богов •
Исключительная яркость рябинового дерева – алый на тёмно-зелёном – не менее явно, чем звук горна, указывает на её присутствие, где бы она ни росла. Своим красным ягодам она обязана тем, что её ассоциируют одновременно с жизнью и со смертью, а, кроме того красный цвет порой связывали с кровью богов, а ягоды рябины считались их пищей. Боги и богини, управлявшие рябиной, считались одними из самых могущественных. В греческой мифологии рябина выросла из капель крови священного орла, посланного Зевсом на землю, чтобы вернуть чашу богов, украденную демонами (я долго пыталась подобрать приличные слова, но скажу кратко – это какая-то дичь. По сети действительно ходит низкопробная байка о похищении чаши Гебы демонами, что само по себе очень смешно, но источников нигде нет, так что это, видимо, какая-то фантазия неведомого автора – прим. Шеллир), а в Скандинавской мифологии первая женщина появилась из ствола рябины (это также ложь, породы деревьев, из которых явились первые люди, нигде не указаны, но если имя мужчины – Аск, Askr легко связывается с ясенем, то корни имени Эмбла, Embla совершенно не ясны – прим. Шеллир). Рябина особо почиталась норвежцами, поскольку считалась деревом, спасшим Тора от утопления: именно рябина протянула ему свои ветви, когда бога смыло в реку бурными водами.

• Богиня Солнца •
Рябиной управляет солнце (не корректно, рябину также относят под управление Юпитера, а к Солнцу – очень редко – прим. Шеллир), а поэтому неудивительно, что некоторые божества, связанные с ней, так же считаются солнечными. По этой причине в Ирландии богиня Бригид часто предстаёт в виде рябины (современная неодруидическая надстройка, т.к. связь Бригитты с рябиной нигде не фигурирует. Я нашла один текст, где говорится, что «рябиновый крест похож на крест святой Бригитты» - вот, видимо, отсюда это и проистекает – прим. Шеллир), а в Британии к Бригантии, богине-хранительнице земли, часто взывают под этим символом (также не имеет под собой оснований – прим. Шеллир). У обеих этих богинь связь с солнцем особенно сильна, с его защитной энергией и первыми признаками весны (нет, на самом деле не сильна, или покажите мне хоть один источник на эту тему – прим. Шеллир). Бригит также была богиней поэзии и вдохновения, и в поздних христианских народных мифах была той, кто выкормила младенца-Иисуса. И у Бригит, и у Бригантии были рябиновые стрелы, которые при необходимости могли развести огонь (источника нет – прим. Шеллир).

• Древо друидов •
Рябина была особенно священна у кельтов. Её особо почитали друиды, и в Ирландии её до сих пор знают под именем fid na ndruad - “дерево друидов”. Друиды сажали рябиновые деревья, а также дуб и ясень в священных рощах, где собирались, чтобы прославлять своих богов (нет таких источников – прим. Шеллир). В Ирландии также считалось, что если посадить рябину на земле, она будет защищать участок от всякого зла, если дерево здорово и за ним хорошо ухаживают. Эта традиция всё ещё живёт в некоторых частях Европы, где деревья рябины можно найти у домов и рядом с церковными дворами, а веточки рябины вещают над входом, чтобы защитить порог от враждебных намерений.

© John Matthews & Will Worthington, «The Green Man Tree Oracle. Ancient Wisdom from the spirit of nature»
перевод: © Валерии Матвеевой и Шеллир

0

4

Ольха

Оракул Деревьев Зелёного Человека

• Растение: Ольха чёрная (лат. Alnus glutinosa)
• Фэда Огама – Fearn (Фьярн)
• Мудрость Зелёного Человека: защита сохраняет территорию нетронутой.

• Предсказательное значение •
Ольху нередко ассоциируют с защитой. Она сплетает защитные чары, способные отразить атаку, будь то атака на страну или на отдельного человека. Из кельтских мифов мы узнаём о частоколах из ольхи, которые способны отразить нападения или заточить заключенного, и такие заборы зачастую представляются украшенными рядом отрубленных человеческих голов (в кельтском мифе и в др. источниках есть упоминание, позволяющие связать ольху с культом отрубленных голов, но нет упоминаний именно о заборах и изгородях; зато щиты из ольхи упоминаются чаще, и сопоставление с защитой, скорее, отсюда – прим. Шеллир).
Но сама по себе ольха не нуждается в таких наводящих ужас атрибутах: она предлагает защиту от всего сердца. Ваши собственные глубинные инстинкты знают, когда что-либо или кто-то угрожает вашим границам, или когда ваша личная территория захвачена. Если вы не прикажете захватчикам убраться, если вы не защитите своё пространство, то подвергнете себя опасности и бесчестию, поскольку упустили власть из своих рук. Появление ольхи в раскладе означает, что вам необходимо защитить свою территорию или расчистить путь перед собой.

• Предания об ольхе •
У срезанной ольхи сок ржаво-красный, а потому нередко думали, что дерево кровоточит. В древнем мире это ассоциировалось с благородством, ведь дерево жертвовало собой, чтобы защитить страну (у многих народов отмечали «кровавость» ольхи, но обычно ассоциировали это не с благородством, тем более по такому поводу. – прим. Шеллир). Ольха растёт преимущественно у воды, и одно её присутствие может сделать почву богаче, а оттого такие мысли древних не удивительны. С доисторических времён ольху использовали как устойчивый краситель, и особо в ходу она была у прядильщиц и ткачих.

• Защита и оборона •
У кельтов ольху особо ценили за магические качества. В ирландской мифологии первый мужчина появился из древа ольхи, тогда как первая женщина родилась из рябины (это спорный момент, он упоминается только в Traces of the elder faiths of Ireland Вильяма-Грегори Вуд-Мартина, 1902 г., и более нигде - прим. Шеллир). - возможно теперь становится более понятным, как возникло разделение между ограждающими качествами рябины (мужской аспект) и защитными и ольхи (женский аспект).

• Голова Брана •
Ольха плотно связана с кельтским богом Браном (Браном Благословенным), главное качество которого - защита (нет, ничто в мифе не говорит о том, что главное качество великана Брана - защита. Защита - одно из качеств его отрубленной головы – прим. Шеллир). В знаменитой валлийской поэме десятого века под названием “Битва Деревьев”, соратники Брана носили с собой веточки ольхи как знак своей верности (в «Битве Деревьев» не указано, в знак чего Бран – а не его соратники – носили на себе веточки ольхи. Про соратников там ничего не сказано – прим. Шеллир). Смертельно раненный отравленным дротиком, Бран приказал своим сподвижникам отрезать ему голову и отнести её на тайный остров. Во время этого путешествия, которое длилось целых восемь лет, голова продолжала разговаривать с ними, петь песни и рассказывать истории, которые отвлекали друзей Брана от горестных дум. Когда восемь лет истекли, голову отнесли на Белый Холм, который иногда считается тем самым местом, на котором позже был воздвигнут Лондонский Тауэр, или же курганом, на котором располагается Собор Святого Павла (также в Лондоне). Там голову и похоронили лицом к проливу Ла-Манш, и рассказывали, что ни один враг не сможет покорить Британию, пока голова находится там. Позднее голову выкопал Король Артур, который считал, что только он может защитить страну от захватчиков.

• Бог времени •
Кроме того, ольха была священна для Кроноса, греческого бога времени. Одним из его имён было имя Феаринус, что можно перевести как “рассвет года” (упоминания о "Феаринусе" вроде бы есть у Роберта Грейвса в Белой Богине. Но Грейвс - очень плохой источник по мифу - прим. Шеллир), и что является на удивление близким к огамическому названию ольхи, Феарн. Между Кроносом и Браном существует древняя связь, и древнеримский автор Плутарх описывает Кроноса спящим на золотой скале под океаном, но не в Греции, как можно было бы предположить, а где-то вблизи Британии (Плутарх пишет, что Кронос «спит на краю Севера в пещерах Гипербореи». Не уверена, что речь именно о Британии – прим. Шеллир). Посейдон, греческий бог морей, силой которого была защита земли, также имеет связь с ольхой (с чего автор это взял, неведомо. Не говоря уж о том, что флора Эллады ольхой небогата – прим. Шеллир). Посейдон также обладал силой сотрясать землю, поэтому роль его двояка, как и сила самой ольхи, что может быть попеременно устрашающей и защищающей.

© John Matthews & Will Worthington, «The Green Man Tree Oracle. Ancient Wisdom from the spirit of nature»
перевод: © Валерии Матвеевой и Шеллир

0

5

Ива

Оракул Деревьев Зелёного Человека

• Растение: Ива белая (лат. Salix Alba)
• Фэда Огама – Saille (Саил)
• Мудрость Зелёного Человека: Из гармонии рождается вдохновение

• Предсказательное значение •
Каждому нужна гармония в жизни, поскольку без неё бесконечные разнонаправленные волны повседневных забот разбивают нас, лишают внутренней целостности и единства. Гармония же указывает нам путь по течению, а не против него, что, в свою очередь даёт нам ощущение большей жизнестойкости, и глубокое чувство соединения с остальным миром, а из этих чувств рождается вдохновение. Послание ивы и Зелёного человека несложно: внутренняя гармония порождает вдохновение - «авэн» бардов и друидов, источник человеческой удовлетворенности. Поиск вдохновения извечен, и им занимаются отнюдь не только люди творческих профессий, но и все те, кто хочет сделать свою жизнь более насыщенной и полной. Поэтому ищете ли вы вдохновения ради создания шедевра или же для того, чтобы отыскать новый, гармоничный путь развития, или чтобы найти творческий, уникальный подход к своему делу, - эта карта напоминает, что все эти возможности открыты вам. Чтобы заполучить их нужно всего лишь расширить свои горизонты и позволить себе измениться.

• Предания об иве •
Одно из старейших деревьев в Европе, ива имеет ряд древних и устоявшихся традиций. Ей по душе вода, и растёт ива в основном поблизости от рек и потоков, что отражено в ее кельтском названии, saille: sal означает «близ» а lis – «вода», т.е. это дерево, которое растёт рядом с водой (видимо, тут мы имеем дело с примером любительской лингвистики или же вообще с фантазией автора. Слова этих корней означают в гэльских языках иное, а слово saille, вероятнее всего, происходит, как пишет МакМанус, от гэльского *sal- «грязный», «сальный». Однако такое происхождение слова совершенно не романтично и в современные концепции возвышенного восприятия всего мистического не вписывается. – прим. Шеллир). Воду всегда считали элементом, связанным с переходом между мирами, и этот переход между мирами в поисках вдохновения и мудрости мог осуществляться на лодке - и в реальности, и в видениях. Одна из разновидностей ивы – ива козья – может поддержать эту ассоциацию, так как её листья имеют форму лодочки.

• Богини луны, боги вдохновения •
Иву нередко ассоциируется с луной, что перекликается с её водной, эмоциональной природой и с заключенной в ней силой вдохновения. Эта связь тянется и к целому ряду богов и богинь, связанных одновременно и с водой, как со стихией, и с божественным вдохновением, таких как кельская Керредвен (о которой вообще очень опрометчиво говорить, что она богиня и что она связана с водой – прим. Шеллир) и греческая Деметра (также не вполне понятное заявление. Деметра, как земля плодородная, связана, конечно, и с водой тоже, но эта связь не первична – прим. Шеллир), и к богам музыкальной гармонии – таким, например, как греческие Аполлон (который был далеко не только Мусагетом – прим. Шеллир) и Орфей (ну уж он-то точно не бог – прим. Шеллир), а также кельтский Белинус (почему авторы связали его с музыкой, не ясно – прим. Шеллир). Алтарь галльского бога Тарвортигарануса изображает жреца, отрезающего ветви от ивы - вероятно, ищущего вдохновения в том узоре, которым они составят, падая на землю На том же алтаре вырезаны три священных журавля, птицы, в полёте которых представляется полет души в поиске знаний другого мира (За гранью добра и зла. Барельеф Тарвоса Тригарануса есть на т.наз. трирском «столбе лодочника». Сам Тарвос – бык, возможно божественный, на его спине стоят три журавля; на другой стороне колонны – изображения Еза/Эсуса, рубящего топором дерево, предположительно иву. Мы слишком мало знаем о мифе кельтов, чтобы делать смелые предположения о поиске вдохновения, узоре из листьев, о значении журавлей и т.п. - прим. Шеллир)..

• Благословение Зелёного Джорджа •
Фольклорная традиция рассказывает нам о друидах и волшебниках, которые использовали волшебные палочки из ивы. Ивой также пользовались лозоходцы, способные с помощью ивовой ветви отыскивать в земле воду и минералы, вероятно, также из-за связи ивы с водой. Явление самого Зелёного человека также близко связано с этим деревом. Например, в Румынии цыгане до сих пор празднуют день святого Георгия 23 апреля; в этот день молодую и свежую иву, заранее срубленную, ставят на видном месте и украшают бумажными полосками и лентами. Беременные женщины табора собираются вокруг дерева, и каждая кладет перед ним какой-то предмет своей одежды. Если за ночь на вещь с ивы упадёт лист, богиня дерева обещает легкое разрешение родов и одарённое дитя. Персонаж, одетый Зелёным Георгием появляется у дерева с наутро, - в нём легко можно узнать воплощение Зелёного Человека, одетого в листву и похожего на ожившее дерево. Он подходит к иве и вгоняет в её ствол три гвоздя, затем вынимает их и бросает в текущую воду дабы умилостивить духов. Саму иву приносят к реке и опускают в поток. Жители табора прогоняют скот рядом с Зелёным Георгием, который благословляет их, обрызгивая водой с дерева.

© John Matthews & Will Worthington, «The Green Man Tree Oracle. Ancient Wisdom from the spirit of nature»
перевод: © Валерии Матвеевой и Шеллир (Натальи Никольской)

0

6

Ясень

Оракул Деревьев Зелёного Человека

• Растение: Ясень обыкновенный (лат. Fraxinus excelsior)
• Фэда Огама – Nuin (Ньин)
• Мудрость Зелёного Человека: Сила имеет глубокие корни

• Предсказательное значение •
Сила приходит во многих формах, и часто её ошибочно принимают за власть. Её также путают с выносливостью, способностью преодолевать на первый взгляд непреодолимые трудности. Одна их самых значимых характеристик человечества, сила, неизменно проявляет себя на самых чёрных страницах человеческой истории, и часто выражается в желании защитить владения, или умереть за свою страну. Такие же желания возникают и от чувства единения со своей с землёй, принадлежности к определённому месту. Внутренняя сила, даруемая присутствием Духа в каждом отдельном человеке, также связана и с образом дерева, жизнетворный сок которого циркулирует внутри подобно крови, увлекая с собой земную энергию, чтобы превратить её в силу роста. Рост - это ещё одна сторона силы, поскольку без внутренних ресурсов наш мы можем прекратить расти и наше общее состояние заметно ухудшится. Чего бы вы не искали, Ясень призывает вас послушать «голос» корней и удостовериться в правильности своего внутреннего устремления перед тем, как начнете действовать.

• Предания о ясене •
Двойственная природа Ясеня выражается в его силе, а также в его укоренённости в мудрости, и обе этих черты ясно отражены в мифологии этого дерева. Например, три из пяти священных деревьев Ирландии были ясенями. Иггдрасиль, священный ясень скандинавской мифологии - это то дерево, на котором держится весь мир, и сама мудрость произрастает из его корней. Древо оберегают Норны, древние хранительницы судьбы. Сила Ясеня проявляется и в сюжете о «коне» бога Одина, который принес себя в жертву на ясене, чтобы узнать руны всего человечества (Иггдрасиль переводится буквально как «скакун Игга», «скакун Ужасного» - это одно из имён Одина – прим Шеллир). Нужно также отметить, что ясень – это второе по распространенности дерево (после боярышника), которое сажали у священных источников. Этот перекликается с сюжетом из скандинавского мифа о том, что Иггдрасиль черпает свою мудрость из источника Урд (вообще-то под корнями Иггдрасиля бьют три источника, и из них трёх источник мудрости – это НЕ источник Урд – прим. Шеллир). Тот факт, что семена ясеня схожи по форме с ключами, объясняет и то, что его ассоциировали с дверью мудрости (фантазия у автора прекрасная – прим. Шеллир). Сила проистекает от мудрости, и именно мудрость даёт способность использовать наши способности верно. Как говорил писатель Т. Х. Уайт, “Не сила есть правда, но сила для правды”.

• Деревья Жизни •
Согласно древнегреческому мифологу Гесиоду, первый человек был рождён из ствола ясеня (строго говоря, это не так. У Гесиода это упоминается в «Трудах и днях», с. 143-147, и там говорится не о первом человеке, а о «медных людях», одном из предыдущих поколений или видов людей, сотворенных богами; и слова ἐκ μελιᾶν, которые условно можно перевести как «из ясеня» в русском переводе обозначено как «с копьями»; впрочем – связь копья и ясеня существует у многих индоевропейских народов, и греки тут не исключение – прим. Шеллир).). Поэтому, когда рождался ребёнок, хорошим знаком было посадить ясень, и состояние дерева, как считалось, служило показателем здоровья и силы растущего (особенно, наверное, это работает там, где ясени в силу климата или почв не растут – прим. Шеллир).. Интересно то, что ясень считался священным деревом греческого бога войны Ареса, и можно предположить, что характеристики человека как воина являлись частью его общего показателя силы (полагаю, что если в эллинской традиции и существовала связь Ареса и ясеня, она тоже выстроена через образ копья, но мне ни разу никаких подтверждений наличия этой связи не встречалось – прим. Шеллир).

• Майские шесты •
Традиция возводить майский шест, и нередко – именно из ясеневого дерева, происходит из мифа о Мировом древе. Во всей Европе по сегодняшний день дерево срубают, обрубаются ветви, и ствол устанавливается в центре деревни. Его украшают лентами красных, белых и черных цветов (означающих кровь, семя и землю), и посвящают богам. Вокруг дерева танцуют изысканные танцы, в которых танцоры, держа укрепленные на шесте ленты, сплетают из них сложные и напоминающие движение созвездий вокруг центральной точки узоры. Эта традиция представляет подражание человека небесному путешествию, и его связь одновременно с землёй и небом.

© John Matthews & Will Worthington, «The Green Man Tree Oracle. Ancient Wisdom from the spirit of nature»
перевод: © Валерии Матвеевой и Шеллир

0

7

Боярышник

Оракул Деревьев Зелёного Человека

• Растение: Боярышник (лат. Crataegus laevigata или Crataegus oxyacantha)
• Фэда Огама – Huath (Хуах)
• Мудрость Зелёного Человека: Испытания открывают перед нами новые пути

• Предсказательное значение •
Испытания не обязательно должны устрашать нас, ведь именно они могут открыть перед нами новые земли, могут помочь проверить пределы наших сил и возможностей. Люди покоряют горные вершины и занимаются экстремальными видами спорта в поисках испытаний, и многие их них согласятся, что такой опыт дал им не только новый взгляд на жизнь, но и огромное количество сил и энергии. Однако, страх и неуверенность перед лицом опасности могут лишить нас способности двигаться дальше. Однако там, где присутствует страх, с большой долей вероятности есть и сила, и если немного изменить свой подход к ситуации, эта перемена позволит трансформировать страх в силу, невозможное в возможное и неопределённость в действие. Таким испытанием может стать даже признание того, что ваша жизнь погрязла в рутине, и что-то можно было бы изменить, или найти новую дорогу и новые цели. Карта призывает вас ещё раз обратить внимание на ваши обстоятельства, понять, в чем ваше испытание, и направится ему навстречу, собрав столько смелости и мудрости, сколько удастся.

• Предания о боярышнике•
История боярышника напрямую связана с традициями майского дня. Во время древнего кельтского праздника Белтайна праздновали начало лета, и праздновали с первородной страстью. Ещё в девятнадцатом веке (а в некоторых местах и по сей день) Королев Мая, избранных из самых красивых девочек поселка, наряжали в белое и надевали на голову боярышниковый венок. Затем такую королеву возили в составе королевской процессии в украшенной повозке, или верхом на лошади, - как напоминание о тех временах, когда жрицу или изваяние Богини солнца возили от дома к дому, где она благословляла хлеба и брачное ложе. Говорят, что специфичный запах боярышника имеет обладает эротическим воздействием, и свадебные ритуалы часто справляли под сенью его тяжелых от цветов ветвей.

• Боярышники Гластонбери •
Одна из наиболее известных историй о боярышнике говорит о прибытии на Британскую землю Иосифа Аримафейского (дяди Иисуса Христа) вскоре после распятия и воскрешения. Он приехал в Сомерсет в поисках места для основания духовной общины, и, согласно легенде, при нём была и священная реликвия – Чаша Грааля. Иосиф поднялся на один из холмов Гластонбери, на вершине он вонзил в землю свой сделанный из боярышника посох, и тот тут же зацвёл. Считается, что тот боярышник до сих пор стоит на том же месте, вблизи от вершины холма под названием Вериол (Wearyall). Каждое Рождественское утро на стол Её Величества Королевы кладут цветущий побег одного из боярышниковых деревьев, растущих на землях Гластонберийского Аббатства, и которые являются потомками того самого первого боярышника, т.к. эти боярышники зацветают и в декабре тоже.

• Белый След •
Олвен, дочь великана Исбададдена Пенгаура, имя которого означает Гигантский боярышник (на самом деле – не означает. Имя Исбададден восходит к валлийскому ysbaddu – «кастрат», а Пенгаур означает «Владыка Великанов». Связь с боярышником тут только предположительна, и предложена впервые Робертом Грейвсом, в выводах которого невероятно много ложного и спорного – прим. Шеллир), была кельтской богиней весны (нигде не говорится, что она богиня – прим. Шеллир). Где бы она не проходила, из следов её вырастали белые цветы, поэтому её и назвали Олвен – «Белый след». Герой Килух влюбился в Олвен и, чтобы завоевать её, вынужден был исполнить целый ряд «невозможных» задач, назначенных её отцом. Только с помощью рыцарей Короля Артура он преуспел в их исполнении, но в конце ему все равно пришлось убить ужасного великана. Возможно, это и придало боярышнику значение испытания (в голове Роберта Грейвса, по большей части – прим. Шеллир) - то, через что каждый герой должен пройти, чтобы достичь своей цели. Так как любовь - это тоже испытание, такое объяснение выглядит уместным.

• Богиня Врат •
Одно из божеств, чьим священным растением был боярышник, является римская богиня Кардея, которая священна как богиня деторождения. По всей Италии факелы из боярышника зажигали на свадебной церемонии чтобы умилостивить богиню, которая, как говорили, не давала благословения на свадьбу пока жених не пожертвовал чем то, чтобы получить жену. Кардеа знали также как хранительницу порога, смотрящую и вперёд в будущее, и назад в прошлое. Этот аспект её природы также отражён в испытании, которое вызвано определённым деревом. (опять же, большая часть сказанного – вымысел все того же Роберта Грейвса. Кардеа – богиня дверных петель и запоров и хранительница дома, к свадьбам и «выкупу» невесты отношения не имеет. Связь с боярышником Кардеи также, без каких-либо на то оснований, полностью придумал Грейвс, на которого теперь так охотно ссылаются, не проверяя источников, все, кому не лень – прим. Шеллир).

• Священные воды и желания •
Боярышники часто выращивали рядом с источниками и колодцами, что отражало их связь с древней мудростью предков, доступ к которой открывали глубокие воды. До сегодняшнего дня в некоторых частях Британии и Ирландии распространено привязывать кусочки ткани, называемые «clooties», к ветвям боярышника. Каждый такой лоскуток был связан с каким-либо человеческим желанием и жертвовался в надежде на его исполнение.

© John Matthews & Will Worthington, «The Green Man Tree Oracle. Ancient Wisdom from the spirit of nature»
перевод: © Валерии Матвеевой и Шеллир

0

8

Дуб

Оракул Деревьев Зелёного Человека

• Растение: Дуб черешчатый (лат. Quércus róbur)
• Фэда Огама – Duir (Дуир)
• Мудрость Зелёного Человека: Никому не ведома его судьба

• Предсказательное значение •
Судьба - это дверь, которая может распахнуться в любом направлении. Мы можем попытаться узнать, какой будет наша судьба, но это обоюдоострый меч. Кто из нас не хотел однажды узнать, что скрывает будущее, и приходил к выводу, что знание таких вещей не только всё меняет, но и не оставляет нам возможности выбора? Истинная судьба приходит из осознания значимости каждого жизненного момента и из принятия каждого рокового или судьбоносного решения, которое приближает нас к той тропе, по которой нам суждено идти. Наша судьба не высечена в камне, и каждый день перед нами открываются новые возможности выбора. Судьба не предопределяет те пути, на которые мы должны ступить, она лишь направляет нас к реализации нашего потенциала. Понимание этого факта приносит силу и вековую мудрость, которая учит жить нас в гармонии с обстоятельствами, с которыми мы сталкиваемся по воле судьбы.

• Предания о дубе •
Дуб называют первым среди деревьев, что неудивительно: ведь он нередко является самым высоким и самым внушительным деревом рощи или леса. В Британии его часто называют Королевским дубом, тогда как для друидов, название которых означает “мудрость дуба” (вероятнее всего не означает, и хотя эта версия некоторое время была популярна в учёных кругах, лингвистически она не выдержала никакой критики, и сейчас слово «друид» трактуют иначе» – прим. Шеллир), дуб был главным деревом в их мистериях (видимо, это яркое утверждение автор делает на основании единственного описанного Плинием друидического ритуала - срезания омелы с дуба – прим. Шеллир). В Ирландии его считают священным деревом Дагды, бога-отца кельтской традиции (тоже не доказано – прим. Шеллир), который, как и сам дуб, никогда не отказывал в гостеприимстве тем, кто просил о нём. Упоминания дуба в мифах и фолклоре столь многочисленны, что легко понять, что с древнейших времён он воспринимался как священное дерево. Дубы почитали скандинавы и греки, у которых дуб ассоциировался с Тором и Зевсом соответственно. Древесина дуба использовалась и в кораблестроении, - начиная со знаменитого «Арго» Ясона, для корпуса которого была использована одна доска из священного Додонского Дуба, до плавающих крепостей, построенных чтобы защитить Англию от французской армады, - и это только укрепило репутацию дуба в качестве дерева силы и выносливости. «У наших кораблей сердца из дуба, сердца из дуба у наших мужчин», - поётся в старой песне.

• Оракулы и предсказания •
Связь дубов с предсказанием будущего существует во многих культурах. Для древних греков съесть жёлудь означало поглотить мудрость, а Додонский Оракул в Элладе хранили жрицы, что умели предсказывать будущее по шелесту листьев на великом дереве, по журчанию ручья, текущего у его корней, и по поведению птиц на его ветвях (вообще-то еще по звону священных медных цепочек, и по жребиям, а говорящая птица, по легенде, лишь возвестила необходимость основать на этом месте оракул, плюс, самих жриц называли «голубками» – прим. Шеллир). Все эти идеи повторяются в кельтских трацициях, которые описывают большое количество священных деревьев с птицами-оракулами, гнездящимися в их ветвях (как мы видим по предыдущему комментарию – не повторяют. Однако они восходят к общим индоевропейским представлениям о Древе Жизни, плодах жизни, воде жизни и, порой, волшебной птице в его ветвях – прим. Шеллир). Дуб также был священным для Тараниса, кельтского бога молнии и бури (это никак не доказано, нигде не упоминается и ничем не подтверждено для кельтской культуры, кроме общих представлений о том, что в индоевропейском мифе громовержцы связаны с дубами. Атрибут Тараниса – колесо, с некими деревьями изображался Эзус – прим Шеллир), и по сей день особенно почитают то дерево, в ствол которого ударила молния.

• Герои Дуба •
Робин Гуд - полубожественный герой лиственных чащоб, встречался со своими верными разбойниками под Главным Дубом в Шервудском лесу. То дерево всё ещё стоит, хотя сейчас его ствол и ветви поддерживают деревянные опоры, а его полый, 20 метров в обхвате, ствол может дать приют тридцати четырем школьникам (этот «факт» был установлен в 60х годах 20 века, так что теперь, возможно, он еще подрос – прим. Шеллир). В окрестностях Дуба Херне в Большом Виндзорском парке, говорят, порой всё ещё слышно эхо его охотничьего рога ведь Херне - дух деревьев, и по возрасту может сопрничать в самим Зелёным человеком (легенда даже не намекает на то, что Херне – дух деревьев, и мстит он не за причинение вреда деревьям Виндзорского леса, а за человеческие проступки; связь между Рогатым Богом, - а Херне стал оленеголовым, - и Зелёным Человеком не доказана и, по имеющимся о них данным, сомнительна, также как и связь Зелёного Челоека с Диким Охотником, к котором Херне куда ближе, чем к Green Man – прим. Шеллир). Другой знаменитый дуб в местечке Боскобель в Шропшире, по слухам, дал укрытие беглому королю Карлу Второму от преследовавших его солдат Оливера Кромвеля. По сей день в некоторых районах Британии 29 мая празднуют День Чернильного Орешка (он же День Королевского дуба), во время которого люди прикалывают веточки дуба к одежду в память от этом случае.

© John Matthews & Will Worthington, «The Green Man Tree Oracle. Ancient Wisdom from the spirit of nature»
перевод: © Валерии Матвеевой и Шеллир

0

9

Остролист

Оракул Деревьев Зелёного Человека

• Растение: Падуб остролистый (лат. Ilex aquafolium)
• Фэда Огама – Tinne (Тьине)
• Мудрость Зелёного Человека: Сила питает каждое действие

• Предсказательное значение •
Высвобождение энергии обеспечивает «топливом» каждое наше новое действие, а поскольку древесина падуба горит сильнее и жарче всех других, он порождает огонь страстей. На одном полюсе тут могут оказаться действия, подпитываемые злобой и гневом, которые приводят к личной агрессии или к военным действиям целой страны, а на другом – яркие чувства, способные создавать динамику перемен, которую ощущают все. Мы должны искать способы утихомирить наши страсти и направить их в полезное русло. Это путь воинов-миротворцев, которые используют свои умения и силы для прекращения негативных действий, а не для их разжигания.
Падуб подталкивает нас к действиям, но для того, чтобы понять их возможные последствия, убедитесь, что вы не позволяете своему сердцу управлять головой и не расходуете свою энергию чересчур быстро. Падуб помогает нам найти мотивацию и азарт для осуществления наших проектов, как новых, так и старых. Его пламенная природа вдохновляет нас жить на полную катушку и использовать все возможности, которые встречаются на нашем пути.

• Предания об остролисте •
Падуб с древнейших времён ассоциируется со временем середины зимы. Его вечнозелёные листья и алые ягоды наводят на мысли о его бессмертии и напоминают нам о священности крови, и по этой причине падуб считали сильнейшим из деревьев и приписывали ему защитные свойства. Веточка остролиста, приколотая к одежде, как полагали, могла защитить человека от проделок волшебного народа, а венок из остролиста над входной дверью гарантирует, что никакое зло не войдет в дом. Однако при этом считалось, что срезать веточки остролиста, не спросив у него дозволения – к несчастью, и даже в случае дозволения брать все равно можно лишь уже обломанные веточки. В некоторых частях Европы, особенно в Шотландии, остролист считался одновременно и мужским и женским растением – остролисты с колючими листьями считались мужскими, а с незаостренными листьями - женскими. На севере Англии существовало поверье, что от того, какой именно остролист (женский или мужской) внесли в дом первым во время Мидвинтера (Зимнего Солнцестояния), зависит, кто в грядущем году будет управлять в доме - муж или жена. Остролист также ассоциировался с целеустремленностью и стойкостью, что делало его желанным союзником во всех делах, требующих энергичной реакции.

• Вызов Зелёного Рыцаря •
Связь падуба с Зелёным Человеком особенно сильна. Именно в образе Короля Падуба - древнего великана и символа плодородия – Зелёный человек появляется в поэме четырнадцатого века "Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь" (см. Глава 2, стр. 29). Здесь он принимает вид устрашающего воина, явившегося во время Мидвинтера, в середине зимы, ко двору Короля Артура, с короной из остролиста на голове и с ветвями вечнозеленого падуба в руках – знаками, указывающими на его истинную сущность, – чтобы бросить вызов рыцарям Круглого Стола. Такое испытание Зеленый Человек предлагает каждый год, когда требует, чтобы мы соприкоснулись с ним через наши отношения с миром природы.

• Отблески будущего •
Остролист также связан и с гадательной традицией. На севере Британии молодые женщины, которые мечтали о муже, брали три веточки растения с незаострёнными листьями и прятали их под подушку в ткани, завязанной на девять узлов. После этого муж должен был привидеться во сне.

• Мечи и орала •
Огамическое письмо считается священным, и название связанной с остролистом фэды Tinne (Тьине) можно перевести как «огонь», так что между этим деревом и священными огнями, зажженными во время зимнего солнцестояния существовала давняя связь (Тьине можно перевести также и как «железный слиток», но даже если переводить его как «пламя», что тоже допустимо, нет и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ у фэды священного ирландского, кельтского алфавита языческой эпохи связи с Зимнем Солнцестоянием, т.к. этот праздник в календаре кельтов отсутствовал, а празднование Мидвинтера сформировалось только с принятием христианства и формированием рождественской праздничной традиции – прим. Шеллир). Древесный уголь из остролиста считался особенно сильным, поэтому использовался кузнецами при создании мечей. Одно из пояснений для этой фэды подразумевает силу агрессивных действий, что может быть связно с этими древними значениями остролиста (для фэды Тьине сохранились три поясняющих «Слова Огама»: 1. «Одна из трёх частей колеса»; 2. «Сущность древесного угля»; 3. «Одна из трех частей оружия». Где тут автор высмотрел силу агрессивных действий – я не знаю. Прим. Шеллир). Кузнецы считались почти богоподобными за способность превращать расплавленный металл в мечи и орала (режущие лезвия плугов, плужный лемех), а присутствие остролиста делало их магию еще более могущественной.

© John Matthews & Will Worthington, «The Green Man Tree Oracle. Ancient Wisdom from the spirit of nature»
перевод: © Alenysh и Шеллир

0

10

Орешник

Оракул Деревьев Зелёного Человека

• Растение: Лещина обыкновенная (лат. Corylus avellana)
• Фэда Огама – Coll (Колл)
• Мудрость Зелёного Человека: Ищи мудрость в глубине

• Предсказательное значение •
Мудрость обрести гораздо сложнее, нежели знание. Мудрость приходит к нам в те благословенные моменты, когда мы перестаем стремиться к устоявшемуся или проверенному временем знанию, когда мы понимаем, какова наша насущная необходимость и ищем целесообразное решение.
Мудрость уже находится внутри нас, но когда вокруг так много информации, нам нужна помощь, чтобы разобраться, где правда, а где ложь.
Поэтому мы обращаемся к Предкам, хранителям мудрости, обитающим в Ином Мире, где хранится каждая мысль, каждое переживание, каждый записанный атом памяти и Истины. Настроившись на это хранилище коллективной памяти, мы понимаем, что можем пользоваться этой мудростью, - старой, как само время, и свежей, как завтрашний день. Сталкивающиеся с проблемами люди могут думать, что они обладают достаточными знаниями, чтобы решить их, но глубины мудрости предков превращают те знания, которыми мы владеем в нечто куда более полное, могущественное и более соответствующее тому, что нам требуется. Послание, которое передаёт нам Орешник – окунуться глубже в сокровищницу мудрости, и искать в ней первичную информацию, которая озарит каждое наше действие.

• Предания об орешнике •
У кельтов Орешник был глубоко связан с мудростью, и плоды этого дерева (известные как пища Богов) становятся важным образом в наших знаниях об этом растении. В ирландской традиции рассказывается о священном лососе, который плавает в источнике, окруженном девятью орешниками. Когда эти деревья роняют свои орехи в воду, лосось проглатывает их, а затем относит в море и возвращается обратно на ежегодный нерест (вообще, представления о священном лососе исчерпываются тем, что он проглатывает орехи мудрости, и от того лососи Сегайса – мудрейшие из живущих существ. А вот про «относит в море» и про нерест – это что-то уже из современного осмысления, в текстах этого нет – прим. Шеллир). Этот бесконечный цикл рассматривался как метафора перехода мудрости от века к веку и от человека к человеку. Лосось и сам по себе считался священным животным, а то, что он поедает орехи мудрости делало его вдвойне драгоценным. Кельтская литература содержит множество описаний героев, которые съедали мясо лосося и впитывали таким образом всю его мудрость, - и это полученное знание отличало их от всех остальных людей (вообще-то не так уж и много героев смогли добыть лосося мудрости. Наоборот, в кельтском мифе это событие исключительно редкое, - что вполне логично. Самый известный персонаж, которому довелось съесть такого лосося – Финн мак Кумал. – прим. Шеллир).

• Поток истинной любви •
С самых древних времен Орешник ассоциировался с мудростью, и это выражалось во многих формах. Например, в кельтском мифе бог любви и юности Энгус Мак Ок носил с собой жезл из орешника, и возможно, именно это и легло в основу представлений о том, что орешник может предсказывать успех или неудачу в любовных делах. Двое влюбленных могли кинуть пару орехов в воду или огонь, и если орехи оставались рядом друг с другом и стихия не разделяла их, то и с их любовью тоже все было хорошо, а если орехи расходились в стороны – то и союз не будет долговечным. В Уэльсе люди когда-то носили плетёные шляпы из ореховых веток, и считалось, что они приносят добрые сны и мудрость.

• Волшебное Древо •
Древнее ирландское право придавало такое значение орешнику, что преднамеренное причинение ущерба этому дереву влекло за собой смертную казнь (яблоко было единственным другим деревом, удостоенным такой чести) (это не правда, т.к. «такой чести» в брегонском праве были удостоены все семь деревьев-вождей: дуб, орешник, тис, дикая яблоня, падуб, ясень и горная сосна – прим. Шеллир). Веточки орешника до сих пор используются в лозоходстве при поиске воды и рудных жил, и в руках мастера такие лозы могут исключительно точно определять присутствие искомого предмета, подрагивая или опускаясь к земле (вообще, эффективность лозоходства многократно опровергалась системными экспериментами – см. хотя бы Сиднейский эксперимент – прим. Шеллир). Говорят, что такую веточку лучше всего срезать в канун летнего солнцестояния, когда сила дерева особенно велика.
Ну и нет нужды говорить, что орешник, с учётом связанных с ним историй, сильно ассоциируется с волшебным народом: рассказывают, что растущие близко друг к другу, особенно возле воды, орешники образуют врата в Иной Мир, и тот, кто осмелится пройти между ними, вероятнее всего окажется в волшебном королевстве.

© John Matthews & Will Worthington, «The Green Man Tree Oracle. Ancient Wisdom from the spirit of nature»
перевод: © Alenysh и Шеллир

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Планета Земля - чудо Вселенной » Оракул Деревьев Зелёного Человека