Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Свободное общение » Мыслью по древу


Мыслью по древу

Сообщений 221 страница 230 из 239

221

Зимний подснежник непрожитых чувств

полнолуние… февраль… и поле звёздное. облака… распахивают пашню. чтобы выросли из звёзд… подснежники маленькие мальчики… безбашенные смелые. надёжные… и нежные. полнолуние… снег кажется творожным. не до сна… ты помнишь наши встречи?

                                                                                                                                                                                                  из сети

Я друзьям простила их ошибки,
Критику их, резкую порой,
С жалостью и горечью улыбки,
И советов "умных" длинный строй.

Я простила близких и далёких...
В жизни есть всегда за что прощать!
Это дело - не из самых лёгких,
Ничего не нужно упрощать!

Я простила, хоть и было трудно,
Никого на свете не виня,
Полагаю, было б просто чудно,
Если б кто-нибудь простил меня...

                Прошлое, забытое, душой отпущенное...
                               Автор: Юлия Чайкина
Женская сила

0

222

Сила и Мудрость

Я понял, что вопрос про мудрость и силу, есть отсылка к формуле Игоря Леонидовича, которую он озвучил в конце пути, а именно - Сила выше мудрости. Всю жизнь Игорь Леонидович придерживался прямо обратного тезиса, и вот такой разворот на 180 градусов в осмыслении природы бытия, разумом стоящим перед вратами.
Да, друзья, формально формула Игоря Леонидовича верна. Но она верна только при соотношении этой формулы к фундаментальным основам бытия. В основании пирамиды вселенной царствует Рок. На все вопросы  - А почему Рок порождает то, что он порождает? Если ли один ответ - Рок порождает это, потому, что он может это порождать. Чистая Сила без всяких примесей - Я могу, и потому это есть. То есть Сила есть фундамент нашего бытия. Но, друзья, Рок, в сонме всех порождённых им вещей (вещей в ДАОском смысле) в том числе порождает и мудрость. При чём мудрость, есть некая альтернатива существованию Рока. По принципу. Я могу спрыгнуть с крыши и прекратить своё бытие. А раз я это  могу, я иду, и это своё  бытие прекращаю. Противопоставив себя Року, мудрость начинает создавать лабиринты своих миров, основанных на некоторых осмысленных причино -следственных цепочках. Да, эти миры с точки зрения чистого Рока иллюзорны. Рок может в любой момент разметать этот мир на клочки и рассеять их по всему полю бытия. Но может, это не означает, что он это обязательно сделает на неком временном отрезке. А этот отрезок может соответствовать целой эпохе. Даже эпохе космической. Ибо Рок может разметать ту или иную смысловую локацию мудрости. Но он также имеет силу эту локацию оставить в покое. При чём, как одно  решение - всё разметать, так и второе решение -ничего не трогать, абсолютно не мотивированы и носят для той или иной локации случайный характер.

Соответственно, мы получаем ситуацию, когда формула "Сила выше мудрости" абсолютно верна в неком экзистенциональном смысле. Но совершенно не применима к прикладным бытовым задачам. Ибо, как я говорил, среда в которой есть источник власти структурируется в первую очередь на принципах мудрости. Даже первобытное общество, да, оно имеет систему "Табу" , положения которой никому не разъясняются во всех подробностях. Мол табу и всё. Но, что тут важно. Даже для этого "Табу"  источником права и легитимности  является не сила, а мудрость. Все члены племени верят, что эти Табу были дарованы великим духом Мабута, явившимся во сне вождю или скорее всего шаману. Да, всех подробностей тебе, рядовому члену племени, естественно, никто объяснять, тратя силы и ресурсы, не будет. Но ты знаешь при этом, что эти "Табу" порождены  некой глубочайшей мудростью Мабуты, на благо и процветания всего племени. А это, извините это уже совсем не Рок с его не мотивированным - Я могу, и поэтому это есть. Это уже некие, скажем так, политесы, от богини Мудрости, благой дочери своего свирепого и непостижимого отца.

Но вот, друзья, и получается, опираясь на всё выше сказанное, что объявлять безусловной примат силы на д мудростью, в конкретно исторически прикладных состояниях не совсем корректно. Общество мудрости не избавилось от фактора силы, как невозможно избавится от ледяного дыхания Рока. Но создало множество компенсирующих механизмов, помогающих
мудрости одержать вверх над голой силой. Чем источник власти более структурирован, тем больше он именно на мудрость и опирается. А это, в том числе, означает, что на высших метафизических этажах локаций сумевших создать для  себя некую, пусть иллюзорную, но  автономность в мире бушующего Рока. В этих мирах  уже чистая голая сила связана законами кармы. Что мы, кстати, видим по поведению сильных мира сего. Тех элитарий, которые осмысляют ситуацию. Поэтому, при жизни строят храмы, мавзолеи, жертвуют на социальные проекты, покупая тем самым себе некую индульгенцию, которую они потом собираются предъявить в небесных судебных чертогах Мудрости.

Вот такой ответ на поставленный вопрос. Благодарю за внимание.

0

223

Отворяющая окна

                      Паучих лапок нарративы - отмычки дискурса к душе

У шамана три руки
И крыло из-за плеча,
От дыхания его
Разгорается свеча,
И порою сам себя,
Сам себя не узнаёт,
А распахнута душа
Надрывается, поёт.

У шамана три руки,
Мир вокруг, как тёмный зал,
На ладонях золотых
Нарисованы глаза,
Видит розовый рассвет
Прежде солнца самого,
А казалось, будто спит
И не знает ничего.

У шамана три руки,
Сад в рубиновых лучах,
От дыхания его разгорается, разгорается...

                                     Группа "Пикник" - У шамана три руки

Что такое «дискурс»?
Можете изложить своё понимание 1-2-мя короткими абзацами?

1.

выстраивание смыслов — например, в виде текста - чтобы обосновать цели, сделать их убедительными; задавание контекста, формирование "туннеля реальности" при помощи слов, в который дальше встраиваются другие тексты, слова, смыслы; дискурс связан с намерением, целеполаганием (с) Руди —

Действительно, можно определить "дискурс", как выстраивание смыслов (например, в виде текста) с целью обосновать цели, сделать их убедительными. Как задавание контекста. Как формирование "туннеля реальности" при помощи слов, в который дальше встраиваются другие тексты, слова, смыслы. Очевидно, что дискурс связан с намерением, целеполаганием.

Ключевые моменты:

Выстраивание объектов под названием "смыслы" в некую последовательность, мозаику, т.е. упорядочивание их. Пока не обращаем внимания на то, что имеется в виду под словом "выстраивание" — сам процесс или его результат?

Выстраивание производится с целью "обосновать цели".

Что это значит?

Это значит, что цели (которые нужно обосновать) задаются не этим процессом "выстраивания", а помимо него и до него.

А это значит, что логичное и убедительное (!) и высоко-интеллектуальное (!) "выстраивание" — это лишь... "ширма", "туман, напускаемый в глаза", "хорошо сделанная иллюзия, имеющая своей целью... провести". Т.е. фокусничество и престидижитация (1). — Иллюзия создаётся за счёт ловкости рук и называется "манипуляция" (мано, manus - рука). — манипулирование сознанием, манипулирование общественным мнением, манипулирование рынком — всем рядом.

Формирование "туннеля реальности" — причём, — при помощи слов! — Да, это создание дискурса.

Здесь Руди пишет: "...например, в виде текста" и "...встраиваются другие тексты, слова, смыслы". — Т.е. в неявной форме пишет, что кроме "текста" могут быть ещё какие-то формы... в какой? — "слова, смыслы" звучат несколько расплывчато, чтобы ответить на этот вопрос, потому что присутствуют в текстах тоже... где ещё? — Ну, конечно в речи! В речи живой, в речи экранной — телевизор, ютуб, кино. — А в невербальной (не в словесной) форме? — Конечно! В плакатах, символах, изображениях, видео-роликах (без слов). В общем виде улиц, городов, зданий, людей — в их мимике, интонациях, походке, одежде, реакциях, поведении... — мы как тот глухо-немой мальчик из "Man without words" (2), которого не учат специально никакому языку, но который создаёт свой язык и отлично понимает по "мелодике движений людей" что происходит.

"...задавание контекста" — Да, контекста как "фильтра", через который всё освещается специфическим цветом, как "набора ключевых точек", через которые протягиваются ключевые нити сознания... Контекст можно расположить "снаружи" — туннель реальности, как стены туннеля, как нечто внешнее, что влияет на смысл содержимого — "рассмотрим в таком-то контексте". Но контекст можно рассмотреть и как "внутреннее" свойство — "тексты содержат такие-то контексты..." встретил я в какой-то статье Вики (педии). — Наверно, можно и так определять "контексты", я предпочитаю проводить "границы рассмотрения" так: внутренние черты — это "аспекты"; внешние обстоятельства — это "контексты". Внутренние-внешние черты чего? Процесса, который мы рассматриваем. Может ли внешнее приникать вовнутрь и наоборот? Конечно. Оно всё взаимосвязано, связано и может не только переходить одно в другое, но и быть одновременно и тем, и другим. Как же быть? — Диалектическая логика. Она нам говорит, что всё так и есть. Но если хочешь понять, направо или налево — раздели (3). И пойди, куда нужно. Но затем — не прилипай к своей модели, к своему сделанному в конкретных обстоятельствах и для конкретного действия разделению ("границам рассмотрения"). И не то что бы "забудь про это своё разделение" и "раствори его в глубине сознания" — но не слишком вцепляйтесь в "слова" (!) — "аспект" и "контекст", и их разделение, когда придет случай рассмотреть их переход из одного в другое. Это и будет "гуссерлевская феноменологическая редукция" (4) на практике.

Задавание "контекста" — да, обязательно. Но при этом и — наполнение "контентом".

...А для чего еще нужно "задавание контекста" как не для "задавания контента"?

Туннель же "реальности" нужен ведь исключительно для того, чтобы туда не проникало то, что не надо, с одной стороны, а в нём крутилось то, что надо, с другой стороны? (я имею в виду стороны стенки туннеля) Или как?..

"... дискурс связан с намерением, целеполаганием" означает, что он больше похож не на "пространство", а на "поток". Т.е. "имеет направление", и что не менее важно — "движется". И неважно "откуда", важно "куда". Поясню: актуальность дискурса задаётся точкой "куда". А поддерживается актуальность поощрениями и наказаниями. А "откуда" — это просто "история", она никого не интересует... интересует лишь её семиотика (5), поставленная на службу "актуальности дискурса", т.е. точке "куда".

Спасибо, Руди. Идём дальше.

2.

определённое направление мысли с какой-то целью (с) Павел Артемьев —

Я понимаю, о чём идет речь, но над формулировочкой нужно поработать... Или другими словами: Тот, кто понимает, поймёт, а кто не понимает, не поймёт... да и не нужно, чтобы понимал... — Типичная, короче, формулировка художника. Точная, верная и... не то что бы субъективная... Но делящая зрителей на 2 неравные чёткие части — те, кто "понимают искусство" и "профаны".  И правильно. Сестра таланта здесь тоже поработала.

                                                                                                                                                                                      Дискурс (Отрывок)
                                                                                                                                                                              Автор: Александр Клейн

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(1) Т.е. фокусничество и престидижитация

(2) как тот глухо-немой мальчик из "Man without words" ( Человек без слов) - Книга Сьюзан Шаллер, впервые опубликованная в 1991 году, с предисловием автора и невролога Оливера Сакса. Книга представляет собой тематическое исследование 27-летнего глухого мужчины, которого Шаллер впервые учит жестикулировать, бросая вызов гипотезе Критического периода, согласно которой люди не могут изучать язык после определенного возраста.
Книга основана на реальной  истории из 1970-х про Ильдефонсо, который не знал, что он глухой — он вообще не знал, что существуют звуки. Его никогда не учили языку жестов, поэтому он не имел даже малейшего представления о речи.

(3) Но если хочешь понять, направо или налево — раздели: Пример.  67 / 9 = 7,44444444444

(4) "гуссерлевская феноменологическая редукция" - «сня­тие» всего «внешнего», наносного по отношению к искомой первичности.

(5) семиотика - общая теория, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения.
Семиотику можно ещё обозначить, как - Наука об языках.

Вопросы, на которые не надо давать ответы

0

224

Летом в ноябре и в марте зимой

Я зарываю боль свою в стихи
И мне с успехом это удается.
Стихи - мое чистилище души,
Хранилище не каждому даётся.

Я неумело в строки закую
Мою тоску, любовь или утрату.
Но иногда и свет я здесь храню,
Воспоминания, улыбку и отраду.

И если мысли вдруг атаковали,
Я набираю вновь из букв текст.
Тогда срываю я с себя вуали
И, душу вывернув, пишу как есть

                                                    Хранилище души
                                                      Автор: Анирета

Холод, по-зимнему полноправный, сковывающий уже расслабленное весенним теплом тело, ещё и в тандеме с колючим ветром. Это был первый сюрприз, которым Яну встретило Куражево, маленький городок районного значения. Она весело выскочила из машины в распахнутом легком плаще – забежать в магазин, купить минералки – и чуть не задохнулась от хлёсткого порыва в лицо. Воды сразу перехотелось, невпопад накупила печенья, кофе в пакетиках. Пробегая от крыльца до машины, словно очнувшись, заметила: кругом бело. Странно, по всей стране удивительно тёплый март, а здесь снег ещё и не начал таять.

Позже, раззнакомившись с местными, Яна узнала, что климат в Куражево особенный, своенравный и непредсказуемый. Здешняя природа категорически игнорировала утверждённую карту с её климатическими зонами. Июль порой терялся в тумане и моросящих дождях. В ноябре могло наступить второе или третье бабье лето, по-молодому знойное. Вьюги в мае, студень в августе, оттепель в феврале. Погода изредка подчинялась народным приметам, которые никаким образом не перекликались с официальным прогнозом. Пожилые люди загадочно пожимали плечами:

– Место такое. Низина. Ветры укладываются.

Спотыкаясь на каблуках, Яна нырнула в машину. Попыталась руками согреть вмиг окоченевшие колени в тоненьком капроне. Водитель, крякнув, запахнул ветровку:

– Не жарко у них тут. Хоть бы предупредил кто. Снег-то сероватый, не сегодня выпал. Ну, приехали вроде.

Она не торопилась выходить. За окном виднелось угрюмое здание советских времен. Серая панельная стена с пятнами ржавчины, потрескавшийся ярко-синий козырёк над входом. На лавочке сидела полноватая женщина неопределённого возраста, в затёртой старомодной дублёнке. Яна про себя называла их «собачьими», но сейчас с удовольствием сменила бы на такую потрёпанную шкуру свой модный плащ. Увидев подъехавший автомобиль, женщина неожиданно шустро для своей пышной фигуры подскочила.

– Здрасьте, а вы что ли Яна Витальевна? Так добро пожаловать, меня предупредили. Меня Тамарой Степановной звать, я тут соседка, и там если прибрать или ещё что по хозяйству. Что, подмёрзли малость? А я вам сейчас чайку.

Холод был вездесущим и всеохватывающим. Он исходил от промёрзших стен, от старого линолеума на полу в подъезде. Отопительный сезон либо преждевременно завершили, либо не открывали вовсе.

Квартира оказалась вполне приличной даже по областным меркам, а для такого городка – шикарные апартаменты. Явно свежий ремонт, современная мебель, немаленькая площадь, видимо, две квартиры объединили. В одной из комнат Яна обнаружила масляный обогреватель. Радостно сунула вилку в розетку, крутанула регулятор на максимум и присела рядом, положив на медленно теплеющий металл подмёрзшие руки. Через пару минут, жалобно треснув, пропало электричество. Почти сразу постучалась соседка:

– Ой, не успела вам сказать, обогреватель не включайте. Проводка не тянет, свет сразу вырубает.
– А зачем же вы его поставили?
– Так, это, вроде как для гостеприимства. Только вот теперь Петровича, электрика, звать надо, а он может и до утра не прийти. Хоть чайник закипятить успела.

Яна жадными глотками пила чай, травяной, с каким-то особым мятно-терпким привкусом. Сладковатое тепло лениво разливалось по телу, душистый пар окутывал лицо, и она, чтобы продлить ощущение согретости, не снимая одежды, прилегла на кровать и накрылась одеялом. Постепенно озноб отпустил, нервная дрожь сменилась привычной уверенностью.

Непроизвольно улыбнулась, вспомнив о своем новом статусе. Она, вчерашняя студентка и рядовая сотрудница, теперь официальный представитель самого «Грандекса», крупнейшей инвесткомпании, со всеми полномочиями, ведёт огромный проект, целый элеваторный комплекс. Бизнес-план, инвестиции, расчёты, сметы… И вообще, самое сложное – первая неделя. Просмотреть документы, встретиться с директором элеватора, как там его, Тимуром Владимировичем. А потом передышка: домой, в родной привычный миллионник, где тепло и на улице, и дома, где уютная квартира и комфортный офис…

Так, свернувшись клубком в норе из колкого одеяла, Яна уснула.

                                                                                                                                              из книги Людмилы Сердюковской - Элеватор

Это очевидно

0

225

Указательный друг большого

И что плохого, что большие мальчики полночи напролёт играют в танчики.
Мы сетуем, но это ваши слабости… как наши туфли, юбочки и сладости.
Мы, женщины, едины неуклончиво, чтоб всё летело прахом, рвалось клочьями …
Нам только б знать, что жив и не на краешке …
Моро з…  Зима …
И не забыл ли варежки.

                                                                                                                          БОЛЬШИЕ МАЛЬЧИКИ (ОТРЫВОК)
                                                                                                                                Марина Вошкарина

.. механизм подражания сам по себе так же слеп, как и всякий рефлекторный механизм, если его не отлаживает естественный отбор, приспособление к данным условиям. Об этой слепоте подражательности ярко свидетельствуют явления своеобразных внутрипопуляционных пандемий подражания — лавинообразной его диффузии.

Тогда мы наблюдаем биологически иррациональные миграции. Настоящая зараза имитационной природы поднимает с мест и увлекает огромные массы вне стадных грызунов — леммингов, крыс, белок, иногда копытных, иногда птиц, иногда насекомых.

Писатель Ю. О. Домбровский отлично описал, как однажды из Алма - Аты улетели все голуби: сгустились со всего города в одном месте, поднялись тучей и улетели все вместе неизвестно куда, теряя мёртвыми в пути обессилевшую часть поголовья, вероятно, и всей массой погибнув в конце концов где - нибудь в горах или в пустыне.

Существует ценное экспериментальное исследование М. Ахматели о подражательном рефлексе у голубей. Во всех перечисленных массовых миграциях, как оказалось, в основе не лежит поиск лучших условий, — как правило, вся несчётная масса этих животных гибнет в пути от бескормицы или тонет в воде. Вполне обычна даже гибель в воде стай саранчи, хотя этот вид и превратил массовые перемещения на базе имитационного поведения в выгодное биологическое приспособление.

Общий вывод из данных такого рода о гибельных скоплениях и перемещениях, по - видимому, может быть только один: взаимное притяжение и концентрация особей одного вида свыше некоей критической величины и вне стадно - семейных предохранительных ограничений делает имитацию силой абсолютно неодолимой и самовозрастающей; имитация становится доминирующим фактором поведения, подавляя и жизненные видовые инстинкты, и индивидуальный опыт, — она становится как бы самодовлеющей стихией.

Но обычно природа не допускает этого. В её распоряжении по крайней мере три средства предупредить такую опасность.

Во - первых, пространственное разобщение особей, т. е. дисперсия вида, ограничивающая контакты крайним биологическим минимумом.

Во - вторых, разобщение этологическое (1): сохраняя общую морфологию вида, отдельные популяции в той или иной мере дивергируют (расходятся) по образу жизни, по комплексу особенностей поведений, что блокирует скрещивание и затрудняет вообще контакты. К примеру, вороны в разных частях США «не понимают» друг друга: «Вороны, живущие в штате Коннектикут, не могут общаться с воронами Калифорнии».

В - третьих, сама стадность (как и семейность) есть средство локализации действия силы имитативности: стада разобщены, в интервалах (вакуумах) между ними подражательная деятельность почти не может проявиться. Внутри стада (стаи) реакции подражания не только ограничены данным кругом особей, составляющих стадо, но и преобразованы в специфические реакции стадного поведения, в свою очередь тесно связанные с общим обменом веществ в каждом организме (по Слониму).

Прямая имитация (в виде механического следования одних особей за другими) выражена в более интенсивной степени у видов животных, у которых в стадах и стаях отсутствует вожак, например у овец, у голубей. Такими средствами стадные животные предохранены от повальной имитации, гибнут же от неё как раз животные нестадные или со слабо развитыми стадными реакциями.

Следует сделать важное обобщение относительно имитационных рефлексов у животных вообще: сила и многообразие автоматического («непроизвольного») подражания не представляет эволюционно восходящего ряда: имитативность наблюдается на весьма различных уровнях филогении (2) животного царства. Не заметно нарастания или падения кривой, видны лишь варианты. Так, имитативность выражена у некоторых насекомых и рыб, у некоторых птиц и млекопитающих . Условием её, видимо, является только некоторое развитие переднего мозга.

Весьма часто, т. е. у многих видов разного эволюционного уровня, имитативность сильнее выражена у детёнышей, у молодняка, чем у взрослых; у высших животных она всегда более выражена в раннем онтогенезе (3), в дальнейшем же мало - помалу тормозится и лимитируется развивающейся корой головного мозга.

                                                                                                    О начале человеческой истории. Глава 5. Имитация и интердикция (Отрывок)
                                                                                                                  Автор: Поршнев Борис Фёдорович [Редакция Диденко]
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

( 1) разобщение этологическое - Этология. Наука о биологических основах поведения животных. Она занимается анализом генетически обусловленных (инстинктивных) компонентов поведения и проблемами их эволюции. Это самостоятельное научное направление, которое первоначально противопоставило себя физиологическим и психологическим школам исследования поведения. Основоположниками этологии считаются австрийский зоолог Конрад Лоренц и нидерландский зоолог Николас Тинберген. Основной метод этологии — наблюдения за животными в естественной среде с последующей проверкой новых гипотез в полевом или лабораторном эксперименте. В настоящее время этология подразделяется на этологию человека, которая занимается только инстинктами человека, зоопсихологию, социобиологию и эволюционную психологию.

(2) на весьма различных уровнях филогении  животного царства - Филогения - это изучение взаимоотношений между различными группами организмов и их эволюционного развития. Филогения пытается проследить эволюционную историю всей жизни на планете. Она основана на филогенетической гипотезе о том, что все живые организмы имеют общее происхождение.

(3) выражена в раннем онтогенезе - Онтогенез - индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до конца жизни.

Мыслею по древу ..

0

226

Изменения в новых экологических нишах ))

         Ещё бывает человек - рыба, человек - птица, человек - змея, человек - слон. В этом мире мало человеческих людей. Я не очень представляю, о чём он говорит. Странный он парень, хотя я никак не могу понять, в чём именно заключается эта странность.

                                                                                                                                                                                  Элиф Шафак - «Честь» (Цитата)

Адам Кадмон
Предвечный человек
Где Ты?
В какой тьме?
В какой глубине?
Я хочу туда вернуться

Мой предвечный человек
Мир поведёт меня к тебе
Поведёт через Свет
Я приду
Я вернусь

Сияй по - прежнему
Мир не устоит
Мир вернётся к тебе
Никаких мистерий больше нет
Мир возвращается к себе

Странные сны
Которые видит мир
Это просто сны
Сны наших душ
Язык наших душ
Мы говорим на нём
Потому что
Не знаем себя

Адам Кадмон
Чистый свет Бытия
Пробился сквозь тьму
Ты - это Я
Я

                                              АДАМ КАДМОН
                                        Автор: Lucian Lefier

Многие считают, что собственность - ключевое понятие для понимания устройства обществ. Но что же такое собственность? Чувство собственности базируется на чем-то вроде инстинкта сохранения и распространения своего генофонда. В собственность приобретают то, что необходимо для биологического + социального выживания и роста семьи. Чувство собственности освящает обладание этими вещами и изменяет сознание собственника в том направлении, чтобы он мог при необходимости пожертвовать и своей жизнью для сохранения контроля семьи над объектом собственности. Лишить чувства собственности - это значит лишить инстинкта сохранения и размножения генофонда, что практически несовместимо с жизнью.
 
  Чтобы священность собственности распространялась на собственность популяции, а при достаточно тесном проживании (контактах) популяций - и на что - то большее, - вроде этноса или суперэтноса, - нужно чтобы родительские чувства распространялись на всю популяцию. И это должно быть не некое туманное чувство типа религиозного фанатизма, доступное не каждому, а такое же весомое и прямое, какое возникает при защите семьи и ее собственности - своего дома, например. Чтобы быть устойчивым во времени, это чувство должно иметь биологическое основание - то есть быть не столько продуктом промывки мозгов, пардон, культуры и воспитания, сколько результатом нейрогуморальной регуляции (*), обусловленной непосредственным восприятием - вроде подтверждения родственности запахом, движениями, речью и т.п. Проще говоря, родительские и семейные чувства должны быть основаны не на обмане, а на том, что все члены популяции / этноса реально являются носителем твоего генофонда.
 
   Как возможно осуществить эти условия? Чтобы ответить на этот вопрос, отбросим ограничения вида Homo Sapiens и отправимся в свободное психонавтическое плавание, создавая какие угодно биосоциальные системы - главное, чтобы они соответствовали поставленному условию. Единственное ограничение размноженческой фантазии - в том, что размножение должно быть половым. Преимущество полового размножения перед бесполым - в возможности комбинировать гены и находить лучшие варианты, и, тем самым, производить особи /популяции / виды, приспосабливающиеся к разным условиям - осваивающие новые экологические ниши - интенсивно осваивающие Вселенную. Бесполые виды, размножающиеся самоклонированием, неспособны к эволюции без массового горизонтального переноса генов. Остановка эволюции нам не нужна - хотя бы потому что тут же накопятся вредоносные мутации и привет. Правило Чёрной Королевы в чистом виде - чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать. А массовый горизонтальный перенос генов с изменением фенотипа уже готового многоклеточного, да ещё и разумного организма - это такая отмороженная фантазия, что к её берегам нужно снаряжать отдельную экспедицию.
 
  Общество с высокой степенью связности и эффективное в выживании можно назвать сверхорганизмом.. Многоклеточный организм с точки зрения клетки - это сверхклетка. Посмотрим намёки на пути построения сверхобщества, которые нам делает одноклеточное, эволюционирующее в многоклеточное.
 
  Одна клетка, которой для размножения больше никто не нужен - бессмертное существо. Генетически идентичные особи, появляющиеся в процессе размножения, заполняют собой мир, покуда это возможно. "Если мне никто и ничто не мешает - то кругом я и только Я!" - озаряет счастливую клетку. Увеличить свой внутренний мир до размеров внешнего! - счастливая клетка реализует программу эзотеризма. К сожалению, условия её существования невелеки, и вскоре оказывается, что границы ее Вселенной очень близки, а преодолеть их - очень трудно, не подстраивая внутренний мир под внешний. Да клетка, может быть, была бы и рада - да вот инструментов изменения себя у неё практически нет. Благо, помогают внешние силы - в эзотерической реальности одноклеточной жизни это, наверно, божественные духи (впрочем, злых духов тоже хватает). Кто-то мелкий влазит во внутренний мир клетки, что-то там забирает себе, что-то отдает. Иногда обмен происходит удачно. Удачные флуктуации взрывают границу Вселенной. "Но там, за границей, уже не совсем Я!" - и тем не менее, радость экспансии не оставляет Первоклетку. Убив частицу себя, новая модификация клетки оплодотворила собой ещё целую Вселенную.
 
   В колонии клеток каждая клетка, в принципе, может размножаться самостоятельно. Колония может распасться на отдельные клетки, которые будут размножаться бесполо. Но некоторые, особо продвинутые колониальные твари могут, объединившись, выделить долю ресурсов отдельным клеткам, чтобы он занимались исключительно размножением. И не только делением, но и полноценным половым процессом. У некоторых доходит даже до того, что одна колония производит маленьких подвижных гаплоидных оплодотворителей, а другая - больших, вальяжных, неподвижных оплодотворяемых. И это, доложу я вам, больше чем узконаправленный секс высших животных - нет! Это оплодотворение всего мира! Рассыпаясь антеридиями по всему пространству, колония передает свой неповторимый генофонд всем окружающим колониям, которые способны производить оогонии. Победная поступь на пути к мировому господству продолжается. И пусть потомки равны тебе только наполовину - многократное ускорение экспансии с лихвой компенсирует это.
 
  Итак, важный момент. Убив половину себя в своём потомстве, клетка потеряла личное бессмертие, но многократно раздвинула границы Вселенной. По сравнению с новыми пространствами старый мир Первоклетки стал казаться всего лишь пузырьком в океане - чем, собственно, он и являлся.
 
  От этого - один шаг до полного и окончательного (а не только на период пребывания в колонии) отказа от персонального размножения. Довольствуйся тем, что твои братья и сестры размножаются, и помогай им! Многоклеточный организм на постоянной основе: размножаются стволовые клетки (делением), и половые клетки - если повезёт (а везёт немногим). Тотально подавляющее большинство соматических клеток и не помышляет о размножении (**). Только работа на своём месте, и более ничего.
 
  Это - очередная важная точка: полноценные здоровые клетки отказались вдруг от тяги к размножению, делегировав столь важное дело сородичам. Отказались не только от личного бессмертия, но и от распространения пусть половины, но своего персонального генофонда. В обмен - всё то же: возможность быстро изменяться и, следовательно, экспансия в новые экологические ниши.
 
  Нет, конечно, иногда случается, что какая - то клетка в сложном организме решит вспомнить древние времена (или стволовое детство) и начать размножаться. Да уж, бывает... раковые клетки называются. В сильном суверенном организме такие размножательно озабоченные ревнители древних традиций немедленно получают пулю от лейкоцита. В слабом организме... в общем, борющейся за свои права клетке ("back to nature") тоже удается пораспространяться по Вселенной тела - правда, несильно и недолго.
 
  Такие вот намёки: ради экспансии (а значит, жизни) эволюционирующим товарищам приходится шаг за шагом отказываться от самотиражирования - вплоть до полного отказа подавляющего большинства клеток, определяющих выживание организма, от размножения. Над самовоспроизведением работает ничтожный процент клеток сложного, "высшего" организма. Вот так вот сурово нам намекнули многоклеточные.
 
   Экстраполируем на объединение людей в суперорганизм?

                                                                                                                    Сверхклетка и пути к сверхорганизму. Собственность
                                                                                                                           Автор: Эйяфьядлайёкудловски Ким Лукич
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*)  сколько результатом нейрогуморальной регуляции - Примером нейрогуморальной регуляции может служить регуляция дыхания. Углекислый газ возбуждает клетки дыхательного центра, а возбуждение определённых нервных образований приводит к выделению медиаторов в синапсах (ацетилхолина, норадреналина, и др.). Поступая в кровь, эти вещества участвуют в гуморальной регуляции функций и потому могут рассматриваться как нейрогормоны.

(**) Тотально подавляющее большинство соматических клеток и не помышляет о размножении - Клетки, составляющие тело многоклеточных организмов и не принимающие участия в половом размножении. Таким образом, это все клетки, кроме гамет.

Мыслею по древу ..

0

227

Изгибы  жёлтых снов

…«но ведь есть каток»…
Письмо 17 января 1910 г.

Каток растаял… Не услада
За зимней тишью стук колёс.
Душе весеннего не надо
И жалко зимнего до слёз.
Зимою грусть была едина…
Вдруг новый образ встанет… Чей?
Душа людская — та же льдина
И так же тает от лучей.
Пусть в жёлтых лютиках пригорок!
Пусть смёл снежинку лепесток!
— Душе капризной странно дорог
Как сон растаявший каток…

                                                        Каток растаял
                                               Поэт: Марина Цветаева

Два пространства в стихотворении Б. Л. Пастернака «Никого не будет в доме».

Это стихотворение в виде песни вошло в массовое сознание с фильмом Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», вышедшим на экраны в 1976 году.

Стихотворение «Никого не будет в доме» написано в 1931 году. Разрыв между двумя шедеврами – литературным и кинематографическим – сорок пять лет. Но, как и фильм, который остаётся в обойме лучших в классике советского кинематографа, так и стихотворение воспринимается хоть в виде песни, хоть как текст, с восхищением, с восторгом.

Появление этого шедевра (речь дальше пойдёт о стихотворении) связано с переменой в личной жизни Б. Л. Пастернака. Он расстаётся с Евгенией Лурье и женится (не в одночасье) на Зинаиде Нейгауз. И даже книга, в которую оно входит, называется «Второе рождение» (1931 – 1932 г. г.), что, конечно, очень символично.

Но давайте представим, что мы ничего не знаем о переменах в личной жизни Пастернака и рассмотрим стихотворение, максимально абстрагируясь от личной жизни поэта.

С первой строфы явственно ощущаются два пространства: внутреннее (внутрикомнатное) и внешнее (заоконное).

Читаем:

«Никого не будет в доме, / Кроме сумерек один / Зимний день в сквозном проёме / Незадёрнутых гардин».

Поэт, находясь в доме, не загораживается от внешнего мира, поэтому гардины не задёрнуты. Он готов к восприятию того пространства, которое за окном.

Но заоконное пространство пока ещё обозначено довольно скупо. Художник - импрессионист, случись ему написать картину на это стихотворение, мог бы изобразить в квадрате окна сумерки, к примеру, фиолетовыми шариками, экспрессионист – светло - синими или фиолетовыми волнами и т. д.

Но сумерки просочились в дом, в комнату, заполнили внутреннее пространство, оставаясь генетически принадлежащими к внешнему. Пастернак неустанно заполняет пространством свои стихотворения.

Лирические герои его стихотворений окружены пространством. В этой же книге («Второе рождение»), откуда, повторим, взято и наше стихотворение, читаем:

«Вечерело. Повсюду ретиво / Рос орешник. Мы вышли на скат».

Гоголь, говоря о стихотворениях Пушкина, подметил:

«Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт".

Характеристика, данная Гоголем Пушкину, точна, она своеобразный ориентир для всех взявших в руки перо.

В стихотворении Пастернака «Никого не будет в доме» все слова ёмкие, ни одного лишнего, все на своих местах. Говоря о его стихотворении, не можешь не прийти к выводу, что основное свойство шедевра можно определить следующими словами: когда читаешь, думаешь – именно так и должно быть.

Стихотворение «Никого не будет в доме» – шедевр. Не зря же это стихотворение отлично легло на музыку. Ведь в песне легко ощутишь малейшую неточность.

Осип Мандельштам верно подметил:

«Стихи Пастернака почитать — горло прочистить, дыханье укрепить, обновить легкие: такие стихи должны быть целебны от туберкулеза. У нас сейчас нет более здоровой поэзии».

В других стихотворениях книги «Второе рождение» иногда пространства сливаются со временами:

«Но старость – это Рим, который…», или «Теперь не сверстники поэтов / Вся ширь просёлков, меж и лех / Рифмует с Лермонтовым лето / И с Пушкиным гусей и снег».

Ни больше и ни меньше!

Но вернёмся к нашим строфам.

Вся вторая строфа в стихотворении отдана заоконному пространству:

«белые комья» (это снег), «крыши».

Поэт становится активным наблюдателем. Описание того, что происходит за окном, динамично:

«быстрый промельк маховой»

(об идущем снеге), дважды повторяются слова

«крыши» («крыш»), «снег» («снега»).

Взгляд улавливает движение снега, как бы скользит от наблюдения за его падением к «крышам».

Ритм стихотворения словно совпадает с переходом взгляда от «снега» к «крышам», от «крыш» к «снегу», опять от «снега» к «крышам» и опять от «крыш» к «снегу».

Интересно в контексте строфы звучит слово «никого»; оно завершает её. В рамках традиционной логики и грамматики последним словом в ней должно быть отрицательное местоимение «ничего», поскольку существительные «снег» и «крыши» неодушевлённые.

Местоимение (отрицательное) «никого» воспринималось бы без вопросов тогда, когда бы в предыдущих строках были одушевлённые имена существительные.

Можно предположить, что поэт не случайно пишет именно «никого». Напрашивается вывод: поэт кого-то ждёт. Пока не дождался – отсюда результат.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега, никого.

Предположим, поэт «растворяется» в пространстве: стихотворение начинается со слова «никого». Себя в счёт он не берёт. Втору строфу завершает слово «никого». Такая смысловая и одновременно графическая симметрия. Можно сказать – композиционная закольцованность.

                                                                   Два пространства в стихотворении Б. Л. Пастернака "Никого не будет в доме" (Отрывок)
                                                                                                                           Автор: Сергей Зайцев

Мыслею по древу ..

0

228

Глаза души всегда напротив ))

О, ЖЕНЩИНА, ТЫ ТАК ПРЕКРАСНА!
НО ЖИЗНЬ ТВОЯ СОВСЕМ НЕ СКАЗКА.
ВСЁ БЫЛО У ТЕБЯ ПЕЧАЛИ, РАДОСТИ И СЛЁЗЫ,
ЛЮБОВЬ И БОЛЬ, МЕЧТЫ, НЕСБЫТАЧНЫЕ ГРЁЗЫ
.

ЖИЗНЬ ПРОТЕКАЕТ БЫСТРОТЕЧНО,
ГОДА БЕГУТ КУДА - ТО В ВЕЧНОСТЬ.
И ВОТ ТУПИК ОПЯТЬ, КАК БЫТЬ?
ЗАСТЫЛО ВРЕМЯ, НО КАК ЖЕ ЖИТЬ ?

ГОРА ОБИД В ДУШЕ ПЕРЕПОЛЯЕТ
И ЖАЛОСТИ К СЕБЕ ПОЛНЫМ ПОЛНО.
И СЧАСТЬЯ НЕТ, И В СЕРДЦЕ ПУСТО,
ОДНИ ВОПРОСЫ В ГОЛОВЕ, О, КАК ЖЕ ГРУСТНО.

                                                          Женщина, которая хочет жить (Избранное)
                                                                   Автор: Оксана Константину

С тех пор, как я бросил писать, он приходил каждую ночь. Стоило мне закрыть глаза и погрузиться в пред сонное состояние, он являлся почти осязаемый, безликий и безглазый, и издевался надо мной до тех пор, пока я окончательно не засыпал. Он говорил во мне моим голосом, но с такой ярко выраженной иронией и такой неприкрытой издёвкой, которой я никогда себе не позволял. Я пугался сначала, даже вскакивал, потом стал мысленно ругаться на него, даже орать, но это только добавляло ему уверенности и сарказма.

- Ну что, бумагомарака, щелкопёр трусливый, спёкся? Заныл? Не понимают, видите ли, его, не печатают. Хотел пробудить мысль, видите ли. Что пробудил? Заставил людей задуматься?
Указал им верный путь развития? Сам-то ты веришь в то, что пишешь? Гений ты наш непонятый. Ведь даже не покритиковал тебя никто, а ты уже и на попятную. Трус! Слабак.

- Ну, хватит меня поносить. Что ты от меня хочешь? Вообще, кто ты такой, чтобы так со мной обращаться?
- Кто я? А ты сам-то как думаешь? Откуда я о тебе так много знаю? Откуда мне известны даже самые сокровенные твои сомнения? Да, я – это ты. Та самая частичка тебя, которую ты отправлял во все свои фантастические миры. Которую ты посылал в межзвёздные путешествия, чтобы найти лучшие, интереснейшие для человека миры.

- И что же тебе не нравится? От меня-то, что ты хочешь?
- Что я хочу? А ты, такой проницательный, такой логичный и умный не догадываешься? Ты же убиваешь меня! Ты за последнее время не написал ни строчки, не создал ни одной фантазии, не придумал ни одного нового мира. Я же сохну, исчезаю. Пропадает весь смысл моего существования. А ты ещё не раскрыл самого главного, что хотел.

- Что же я такое хотел, что до сих пор не открыл?
- Ты не открыл людям смысл их существования! Ты не показал, зачем и как нужно жить!

- Да я об этом в каждом своём рассказе писал, в каждом произведении, и не моя вина, что они не вдумались, не поняли. Да и не хотели они ничего понимать. Жить им так легче, ничего не понимая. Катись себе по течению, куда потянет, а о будущем и думать не стоит. А кто думает, то только самое ужасное будущее и видит. Хочется им так жить. Не интересует их, что будет потом. Нравится им жить так, как будто завтра конец света. Бояться, чтобы адреналин подстёгивал, и плевать на будущее, всё равно ничего не останется.
- Да что ты говоришь? Вот такие все безмозглые и равнодушные?

- Я этого не говорил.
- А в чём тогда дело? Один раз не получилось, второй, третий раз пытайся. Да что я тебя учу, ты сам не веришь в то, что написал. Фантазии беспочвенные.

- Нет верю. В то, что жизнь не кончается со смертью тела – верю. И в Создателя – верю.
- И в рай, и в ад…

- Ну, нет. В это я не верю. Это всё бессмысленно. А вот в то, что сам человек себе адскую, или райскую жизнь после смерти создаёт, в это верю.
- И дьявола нет?

- Нет.
- И ангелов тоже нет?

- Нет.
- Откуда же тогда зло и добро?

- От Создателя. Задумайся, зачем он создал свет и тьму? Ну, создал бы свет, и хватит. Зачем тепло и холод? Одного тепла бы хватило. Зачем такое разнообразие? Растения, животные, птицы. Зачем хищники и травоядные, зачем насекомые? Если вдуматься всему существующему есть противоположность. Зачем человек, наконец, зачем разум? И почему этот разум так неповторим у каждого человека? Что вообще даёт почву для существования разума? Для его развития? Все противоположности, всё разнообразие создаёт условия для развития. Так же добро и зло. Они тоже необходимое условие для развития разума.
- Похоже на правду, во всяком случае, логика в твоём рассуждении есть. Но причём тут рай и ад?

- Это ещё проще. Что для человека рай? Каждый представляет его по своему, но в одном их мнения совпадают. Рай – место, где душа получает наибольшее удовольствие, а ад – место мучения души. Если учесть, что слово место, здесь совершенно неуместно, ведь душа освобождается от материального гнёта и становится совершенно свободной, то остаётся только удовольствие и мука. Что может заставить мучатся свободную душу? Надеюсь понятно, что кипящие смолы, раскалённые сковородки, гнойные язвы и прочие ужасы писаний к душе совершенно неприменимы. Что же тогда может так мучить душу, чтобы жизнь ей казалась адом? И это совсем просто – то же, что и нам людям кажется мучением души. Несбыточность, неосуществимость желаний.
- Это как это?

- Предположим, ты жил на Земле в полном довольствии. Всё у тебя было, что бы ты ни пожелал. Ел ты всё самое вкусное и наслаждался вкусом. Пил самые лучшие напитки, жил в самых комфортных условиях. Получал удовлетворение от самых разнообразных и самых красивых женщин. Испытал все возможные удовольствия для собственного тела, не зная отказа и разочарования. Возможно ты даже никогда в жизни не испытал боли ни телесной, ни душевной. К несчастью на нашей старушке Земле почти всё можно купить. Властью ты обладал безграничной, все твои желания и распоряжения выполнялись мгновенно и беспрекословно.
И вдруг смерть. Душа отделилась от тела, и что же она имеет от всего того, что было так доступно? Секса, в его земном понимании нет, поесть земную пищу, нет возможности, власти над всеми нет, ничего, из привычного тебе, нет. А ты так привык наслаждаться, так привык властвовать, и вдруг этого ничего нет. А ни к чему другому ты не привык. Никаких других радостей и наслаждений не знаешь. Можешь представить себе, какие мученья будет испытывать душа, лишившись всего привычного?

- Но ведь все люди, умирая, лишаются чего-то привычного?
- Да, все, только не всем эти лишенья кажутся муками. Многие лишенья даже могут показаться райскими.

- Это, какие же? Как может лишенье вызвать удовлетворение?
- Да множество примеров, но самый наглядный, я думаю, лишение боли и болезней.

- Ха! Вывернулся. Ладно, с этим я согласен. Предположим, ад себе создаёт человек. А как же рай?
- Это сложней. Рай – тоже создаётся человеком самим, но для этого нужно жить так, чтобы потеря тела не вела к мучениям.

- И ты, конечно, знаешь как?
- В какой-то мере знаю.

- И, как же?
- Соблюдая заповеди.

- Это библейские, что ли? Ты же сам утверждал, что библия в основе своей выдумка человека.
- Да, утверждал. Но кое-что в ней содержится от заложенного в человека Богом.

- Заповеди, например?
- Да, заповеди. Ведь, если вдуматься, это не что иное, как основные принципы совести. Она есть в нас с рожденья. Просто нашёлся человек, который смог на бумаге изложить принципы совести.

- Старая сказка. Живи по совести, соблюдай заповеди и попадёшь в Рай. Ничего нового ты не изобрёл. Только вот не верит в эту сказку почти никто.
- Да, старо как мир. Только вот не задумывается ни один человек о том, что будет после смерти. Всюду слышишь, нам не дано знать, что ждёт нас там, на том свете. Вот такие мы все тупые. Даже те, кто искренне верит в загробную жизнь, то же самое твердят.

- Ну а ты, конечно, знаешь, что нас там ждёт?
- Не трудно догадаться.

- Ну и что же?
- Прежде всего, свобода от сковывающего тела.

- И что?
- А то, что функции, выполняемые телом, отсутствуют. Есть нам будет не чем, слышать тоже, говорить – языка нет. Чувствовать тепло и холод, никак. Брать руками, осязать – тоже не получится. Что же остаётся? Ведь даже глаз и то нет. Кажется полное отрешение от всего, что мы знаем? Перестаем воспринимать весь мир? Но это только кажется. Ведь рассказывают люди, побывавшие в коме, как они парят над собственным телом, видят, как врачи пытаются оживить то, что там внизу под ними. Значит, душа может видеть? Да и разговоры врачей многие вспоминают, значит, и слышать душа может. Но чем? Как?

- Вот именно, чем?
- Я тоже этого когда-то не понимал. Но однажды, вспомнил, как люди рассказывали, что чувствовали момент, когда с их близкими случалось несчастье. Согласись, телом, и существующими органами чувств это невозможно.

- Ну, соглашусь, но о чём это говорит?
- О том, что душа наша тоже может чувствовать. Слышать чужую боль. Видеть чужие несчастья. И учится, развивает все эти возможности, находясь в теле. Развиваясь вместе с ним. Приходит время, когда тело уже не нужно, чтобы видеть, слышать и чувствовать. Только не ко всем оно приходит. Убившим свою душу, заглушившим в себе голос совести, отказавшимся следовать её советам, не дано развить свою душу до понимания вечности. И остаются им только душевные муки.

- Красиво излагаешь. Но на вопрос так ответа и не дал. Чем видеть? Чем слышать?
- Я и сам до конца не ответил на этот вопрос. Только аналогии. Вот, к примеру, отложит бабочка яйца и умирает. Из яиц вылупляются гусеницы. Они растут, движутся, питаются и наступает время, когда они начинают свивать кокон, создают куколку. Вылупится ли новая бабочка, ещё вопрос? Раньше времени кокон открыть, бабочка погибла. Позже, засохла куколка, бабочке не выбраться. Значит, во всём должна быть мера. Гармония. Так же и с нашим телом. Чтобы душа освободилась, чтобы вступила в новую жизнь ей надо подготовиться. Смерть необходима для жизни души, но не всякая смерть. Раньше положенного умер, душа ещё не готова, ещё неприкаянная. Такую душу надо готовить и учить всему, что необходимо в следующей жизни. Наверное, поэтому так и неприемлемы самоубийства. Насчёт того, что, позже умер, тоже интересно. Вот ведь догадывались люди, что будет, обладай человек бессмертным телом? В фантастике много по этому поводу написано. И всегда бездушные, античеловечные монстры описываются. Смерть всё же необходима. Не смерть души, конечно, а смерть тела, чтобы освободить душу для дальнейшего существования. Только надо готовить себя к смерти. Не торопить, и не затягивать.

                                                                                                                                                  Ты хочешь жить вечно? (Отрывок)
                                                                                                                                                             Автор: Сергей Власов

Мыслею по древу ..

0

229

О философском вопросе «О принадлежности человеческого индивидуума самому  себе», рассмотренному через призму ватного дискурса

Ты любишь боль, ты любишь холод.
Как это странно ... Ты так молод.
Ты так красив и молчалив ...
Твой взгляд небрежный горделив.

А вечно сомкнутые губы
Так редко обнажают зубы,
Когда с холодною усмешкой
Ты снова управляешь пешкой.

И карих глаз стеклянный блеск
Насквозь пронзает тело, душу ...
Твоих насмешек бурный всплеск
Своей обидой не нарушу.

Пускай ты скажешь мне в лицо,
Как я ничтожна и безвольна.
Но верю я — твоё кольцо
Лишь я из всех носить достойна.

                                                Ты любишь боль... (Отрывок)
                                                     Автор: Diana Lemann

ДА, ААРОН, Я СКАЗАЛ «МЕНСТРУАЦИЯ ДЖАНЕТ ЙЕЛЛЕН»! А ПОТОМ Я СКАЗАЛ «МЕНОПАУЗА ДЖАНЕТ ЙЕЛЛЕН»!

Yes, we can kick the can (1) , говорил дядя Барак – но всякая Ponzi scheme, или, как выражаются в России, «пирамида», обречена рано или поздно — »

На подобных виражах мне начинало казаться, что Жук на моей спине поднял золотые надкрылья и грозно жужжит – я приходил в себя. Но текст оставался. Нужно было только подредактировать его чуть - чуть – заменить мацу прессованной морской капустой, убрать на всякий случай этого загадочного Аарона Карловича, афроамериканцев и афроамериканок, хижину дяди Барака и прочие неполиткорректные выплески уязвленного ума.

Такая двунаправленная работа была в высшей степени экономична – все расщепленные в моей голове смыслы находили применение, в то время как при труде на одну цивилизацию в мусор уходило пятьдесят процентов выработки. Мне казалось, что я сменил однотактный движок на двухтактный – и попал наконец в ногу с нашей безотходной эпохой.

Я работал быстро, не останавливаясь, с кривой ухмылкой на губах – когда надкрылья на моей спине раскрывались, мне уже не надо было подыскивать выражения. Достаточно было переводить жужжание в слова.

* * *

Вот так я стал слышать Жука.

Его голос не был в прямом смысле «жужжанием» – я выражаюсь так лишь для того, чтобы подчеркнуть необычность подобного типа коммуникации.

Скорее, это была возникающая в моём сознании цепочка образов, заряженных эмоцией и волей: как бы комплексный смысловой разряд, пронзавший моё сознание на такой глубине, где существовал один непроглядный мрак. А потом вверх, к светлым слоям осознанного, начинали подниматься пузыри интенций и мыслей – и я замечал, что мне пришла в голову отличная идея.

Так, наверное, происходило и прежде – но сейчас я стал замечать эту глубоководную молнию, мелькавшую время от времени в безднах моего ума (я уже знал, что любой ум – такая бездна, а то, что мы полагаем собой – просто узор на солнечной поверхности воды: не «настоящий» пловец, а контур человеческой фигуры, складывающийся из приходящих с глубины пузырьков).

Когда молния била с севера на юг, я занимался любовью. Когда она била с юга на север – напивался вдрызг. Когда с запада на восток, становился цивилизацией. Когда с востока на запад – ватой. Утрирую, конечно, но совсем немного.

Я нашёл происходящему рациональное объяснение: так, говорил я себе, работает любой человеческий мозг – и, ставя перед ним противоречащие друг другу задачи, я просто стал замечать его глубины, скрытые от сознания… Заглянул, так сказать, за кулисы… Ничего сверхъестественного в этих «молниях» нет, уверял я себя. Все хорошо. Я вполне нормален. Просто я вижу на метр или два глубже – и знаю теперь, что спрятано под асфальтом, по которому ходим мы все.

Но всё же меня завораживало открывшееся. Именно эти глубинные разряды и были, по сути, мной – потому что все мои действия оказывались следствиями их быстрого и почти неощутимого просверка… Греки не зря верили в Зевса - громовержца – может, они выражали этой метафорой то же самое?

Увы, как бы современно ни выглядела лакированная поверхность нашего ума, в его глубинах сохранились все кривые зеркала и суеверия, среди которых люди блуждали последние сто тысяч лет. Эти слои с тех пор совершенно не изменились (что несколько подтачивает веру в быстрый прогресс человечества).

Поэтому, когда со мной начали твориться странности, я сразу как-то позабыл все свои естественнонаучные гипотезы – и даже испугался, что мой глубоководный суфлёр замыслил меня погубить.

Тьма сгущалась надо мной постепенно. Пока перемены касались простых бытовых привычек, я не волновался – и наблюдал за своими действиями с лёгкой иронией. То же касалось и всё более ватных интонаций, появлявшихся в моих финансовых обзорах.

Голос - громовержец, в общем, не требовал ничего чрезмерного – и часто я понимал логику его команд.

Пока эта логика была.

* * *

Жук сказал, что я буду счастлив в любви и встречу родственную душу. Это обещание запало в мою память.

Я был, в общем-то, удовлетворён своими отношениями с Артуром (не хочу втягивать его в эту историю даже мысленно, так что рассказывать про него не буду) – но за годы знакомства между нами накопилась взаимная усталость, а близость выродилась в привычку.

Поэтому я совсем не удивился, когда Жук велел мне обратить внимание на одного молодого умника из Фонда Эффективной Философии, заседающего в фейсбуке.

«Это твоя судьба», сообщила мне одна из глубоководных молний. Причём несколько раз подряд.

Его звали Семён (да, бывают философы по имени Семён) – и его молодое свежее лицо в круглых очках сразу мне понравилось. Он был, как мне показалось, альбиносом – у него была розовая кожа и очень светлые, почти белые волосы. Но это мне тоже нравилось. Он был моложе меня.

Сомнений насчет него не было никаких – у нас так часто бывает при первом взгляде на фотографию. Как сказал один знакомый гомофоб: «знаете, эти мужские глаза, в которых ежедневно отражается чужой член – что-то в них меняется навсегда…»

Я прочитал все доступные статьи Семёна – и он надолго погрузил меня в философические мысли. Если они вам не интересны, прыгайте к следующей главе – сюжет они не развивают никак. Но мне кажется, они важны, потому что мы начинаем сближение с другим человеком, пропитываясь теми смыслами, среди которых он живёт.

Семён называл себя «либералом» – но не в том кухонном смысле, в каком либералы мы все, а высоком идейном. Он был либералом - философом.

Для москвича это было самой умной и безрисковой лонг - позицией (2): ясно было, что ФСБ не даст свежим росткам европейского выбора зачахнуть без еды даже в наше смутное время. В России не рекомендуется непрошено подвывать утюгу, кидая камни в либеральную витрину Отчизны, на которую тратит последнюю выручку Газпром – но можно без всяких проблем годами состоять в непримиримой фронде, откуда набирают кадры для министерства финансов.

Властям ведь не нужны неуправляемые друзья. Властям нужны управляемые враги – чтобы ниша была плотно занята и случайных идиотов в ней не заводилось. Чирикать они могут что хотят – главное, чтобы в час «Х» повернули толпу куда надо. Вот поэтому чекисты будут надувать через камуфлированную соломинку все это либеральное разнотравье и многоцветье, даже если нефть упадёт до пяти. А всяких там националистов и патриотов, увы, ждёт финансирование только по остаточному принципу. Но вы, я думаю, в курсе и без меня.

Я уважаю любой бизнес – и мне в голову не пришло бы требовать от попика, чтобы тот сам верил в своего бога. Семен в него и не «верил» – сама подобная постановка вопроса была абсурдной. Он был современным оператором смыслов – и не служил идее, а торговал её деривативами (3), тщательно обдумывая, с каким продуктом выйти на рынок.

Например, он постоянно повторял: «либерализм исходит из простой идеи – человек принадлежит самому себе. Это есть главная аксиома…» и т. д, и т. п. Про это он мог рассуждать печатными листами, и довольно связно. Но он никогда не задавался вопросом, что вообще значит «принадлежать себе», кто реальный бенефициар этого воображаемого офшора и через какие механизмы происходит контроль. Семён не интересовался этим не потому, что был полным идиотом – а потому, что сознательно кривил, так сказать, туннелем эго.

Как философ он, конечно, всё время лгал . Не в том смысле, что говорил неправду – что есть истина? – а в том, что умно и расчётливо перемещался по полю смыслов, наступая только на те слова, где уже были чужие надежные следы – и именно это было в его философии главным.

Я не видел здесь моральных проблем. Современным философам невозможно было бы жить и работать, если бы они не лгали синхронно сразу всей корпорацией, поглядывая друг на друга для ориентировки – потому что им ни в коем случае нельзя говорить о том главном, что понимает любой трейдер: вся их «цивилизация ценностей и смыслов» принадлежит далеко не себе. Она принадлежит – вместе со всеми смыслами, ценностями и прочими жировыми складками – той самой компании потных от страха фальшивомонетчиков, которую оптимисты называют «мировым правительством».

Если вы занимаетесь золотом, вы знаете все это наверняка, потому что торговля XAU (4) – одна из тех профессиональных кочек, откуда закулисная мировая механика видна безошибочно и точно.

Об этом постоянно пишут в серьёзных профессиональных изданиях – потому что играть на рынке, не понимая таких вещей, сложно. Об этом не догадываются только мировые «философы» – но именно в этом и заключается их нелёгкий труд.

Картель, управляющий мировыми делами через систему тонкой и многоступенчатой гидравлики, вовсе не таится от бесстрашной философской мысли в сумраке. Он, скорее, сам отбрасывает ту сумрачную тень, в которой философская мысль блуждает, пытаясь понять, на что теперь дают гранты. А на что их дают, проще всего выяснить, посмотрев, чем озабочены актуальные художники, мыслители и прочий гуманитарный корпоратив.

Я не хочу сказать, конечно, что все эти люди куплены с потрохами. Вовсе нет. Мир гораздо жёстче. Платить начинают только тем, кто сам пробился в топ – а к этому моменту всякий мыслитель хорошо понимает, о чём мыслить, а о чём нет. Современный Декарт подобен элементарной частице – он проявляется лишь там, где этого требуют расчёты и балансы. Во всех остальных ситуациях он неощутим как электромагнитная волна.

                                                          из романа Виктора Пелевина - «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(1) Yes, we can kick the can (англ.) - Отсрочить расплату.

(2)  умной и безрисковой лонг - позицией - Лонг (long) или длинная позиция — это сделка на покупку с расчётом на рост рынка. Трейдер покупает актив и ждёт, что его стоимость вырастет, чтобы затем продать по новой цене и получить с разницы прибыль. Такие операции ещё называют игрой на повышение.

(3) не служил идее, а торговал её деривативами - Деривативы (производные финансовые инструменты) — это контракты, которые заключаются между сторонами в отношении базового актива. Стоимость такого инструмента зависит от цены базового актива. Условия контрактов порождают права и/или обязанности сторон по передаче некоторых объёмов базового актива. Как правило, договор предусматривает такую передачу в будущем, после завершения его действия.

(4) торговля XAU - XAU/USD - одна из многих пар золота, которые сейчас предлагают форекс - брокеры, что делает включение золота в вашу торговую стратегию на рынке Форекс проще, чем когда - либо (©)  .

Мыслею по древу ..

0

230

София vinho do Porto

Горели пальцы в темноте
Горели
Но словно краски на холсте
Не грели

Дымились прежние мечты
Дымились
И как иконы в пустоте
Пылились

Тянулись грешные уста
Тянулись
Меж ними не было моста
Сомкнулись

Сияли дерзкие глаза
Сияли
И словно неба голоса
Влияли

                                        Горели пальцы в темноте.. (Отрывок)
                                                   Автор: Меланхоливень

- Как же это бестолково, бессмысленно, недостойно звания мудрых философов, господа, рассуждать на такой тонкий предмет, как полон стакан наполовину или наполовину он пуст, даже не справившись, не договорившись, не задавшись прежде вопросом о другом, действительно главном предмете - а чем же он, чёрт возьми, полон - неполон ?

Такую в общем-то преступную, оскорбляющую человеческий интеллект банальность, претендующую однако сегодня буквально на дельфийскую мудрость, могла родить исключительно дюжинная голова, не то наполовину глупая, не то наполовину умная, но и здесь, в случае с головой, как можно заметить, речь идёт больше не о сосуде и его наполненности, а о качестве вещества, субстанции, его заполняющей.

Он сидел на низком пуфе перед старинным, как-то неуместным в современной квартире (скорее наследным) трюмо, на туалетном столике которого стоял тот самый, пресловутый ущербный стакан и, посверкивая хрустальной гранью, трижды отражался в трёх старинного красного дерева рамах - зеркалах. Трижды повторялся в них и сам философ, отчего (ему явно так чудилось) состав участников диспута выглядел достаточным для кворума.

То, что был он пьян, у аудитории не вызывало сомнений, а вот как долго он перед тем пил, можно было понять по его щетине, которая была такой густоты, что её, чуть подравняв по краям бритвою, можно было бы уже оформлять как бороду. Налитое в стакане, похоже, было последним спиртным в квартире, что, разумеется, и вызвало в утреннем ораторе столь философски - критический настрой. Он с некоторым превосходством, будто действительно имел сказать нечто умное, оглядел оппонентов, прикурил вынутый из массивной хрустальной пепельницы довольно длинный (как раз в половину) окурок сигары и продолжал:

- Важно, господа, архиважно, - что в этом полу - стакане? – моча дешёвого портвейна или же семнадцатилетний шотландский виски?

Субъективная точка зрения и мера индивидуального вкуса тут ни при чём, коллега, - махнул он на левою створку трюмо рукой и движением захлопывающейся ладони как бы предлагая коллеге помолчать.

– Вы намекаете на хрестоматийный пример того, как рознятся мнения об одном и том же объективном историческом событии в зависимости оттого, по какую сторону колючей проволоки они, субъекты мнения, находятся?

Но тогда и Гитлер был ни что другое, как заботливый отец нации, радевший лишь о чистоте, здоровье и процветании собственного семейства, как и надлежит всякому мудрому папе? Как знать, будь он чистой крови арийцем, прямым потомком Зигфрида и добропорядочным лютеранином хотя бы и наполовину своего содержания – глядишь и не случилось бы того, что случилось? Но был он из полу - бюргеров, полу - крестьян, полу - австриец, полу - еврей, полу - художник, полу - ефрейтор, полу - атеист, полу - оккультист.

Именно, именно в полу - воспитанной, полуобразованной голове рождаются самые дикие идеи, и именно в силу неосуществимого желания части целого стать целым, что, как мы с вами знаем, противно законам физики, да и метафизики тоже, ибо часть, пускай и половина, всегда меньше целого.

Он пустил толстое кольцо синего дыма и дал ему медленно раствориться в утреннем воздухе, придав паузе нужной драматической значимости.

- Это хорошо, что в связи с темой и в русле нашей учёной дискуссии вы заговорили о войне и мнении, - доброжелательно кивнул он правой створке и как бы обращаясь к центральной.

- Наши полурусские политики и журналисты, а вслед за ними и русский обыватель, да и, как бы ни было нам стыдно за наш цех, иные философы теперь так переживают, что кто-то в Европе, Америке и даже в Азии с Австралией (хотя им-то что?) решил пересмотреть свой взгляд на стакан прошлой войны и описать его содержимое таким способом, что мы, русские, как бы и ни причём. Так всегда поступают именно индивидуумы низкого сословия, которым мнение о содержимом заменяет само его содержание. Такие глотают мочу дешёвого портвейна с такой улыбкой запредельного удовольствия, будто пьют лучший виски на земле. Что ж – пускай глотают, пока печень с желудком терпят. Я же скажу вам следующую притчу…

Давайте представим, что в ваш подъезд вломился вор и, грозя пистолетом, обнёс все квартиры. Вы живете на верхнем этаже, но он добрался в конце концов и до вашей. Время было сонное, ночное и вы проснулись не сразу, но когда очнулись, то хорошенько отметелии его под микитки и по сусалам, да и выкинули придурка в окошко. Поначалу восторгу и благодарности соседей не было границ, ибо сами-то они сидели той ночью поджав хвосты. Но время шло. У соседей уже выросли дети и даже народились внуки. И вот, сидя за праздничными семейными обеденными столами своими и дабы поддержать свой патриархальный авторитет, стали они рассказывать своим домочадцам всякие небылицы про то, как когда-то давно, они всем миром (исключая лишь одного выродка - отщепенца с пятого этажа), защитили подъезд.

Сухой научный, исторический остаток в том, что подъезд - то спасли именно вы, однако сырой и пошлый – что так сегодня помните во всём доме тоже только и исключительно вы.

Вопрос: как лживое мнение, дурно пахнущее мочой, может повлиять на вкус и качество натурального виски в вашем стакане? Ответ один – никак.

Ни интеллектуально, ни ментально не важно, совсем не имеет никакого научного содержания вопрос о количестве и стремлении к округлению его в одну или другую сторону. Если вы не верите, - глотните девятого мая этого семидесятилетнего благородного напитка и всё вам станет ясно, будь вы хоть оптимист, хоть пессимист. Я же сделаю это прямо сейчас. Ваше здоровье, коллеги!

Тут он обвёл победоносным взором триумфатора, будто сам только что с фронта и вся грудь в медалях, троих своих собеседников и опрокинул в себя уже согревшиеся в ладони полстакана. По лицу его растеклась блаженная улыбка – это был отнюдь не портвейн. Но тут окурок его сигары, незаметно и скоро истлев за время патриотического его монолога, больно обжёг ему пальцы.

Философ непечатно вскрикнул, схватился пылающими костяшками за прохладную мочку уха и тут взгляд его упал на пустой стакан на туалетном столике.

«Чёрт! Надо побриться, освежиться одеколоном и идти пополнять запасы», - тяжко вздохнул он. Деньги на курево и выпивку у него были – не вопрос. Его больше бесил то факт, что как бы ни презирал он трусливых своих соседей, но из-за них, из-за их лицемерного из-под дверей баритона, дабы прилично выглядеть в их дверных глазках и приятно пахнуть в их дверные щели, ему придётся - таки побриться и освежиться одеколоном. «К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей».

                                                                                                                                                                              Диалог со стаканами
                                                                                                                                                                      Автор: Владимир Степанищев

Мыслею по древу ..

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Свободное общение » Мыслью по древу