Столовое серебро галантного века.
Роскошное столовое серебро галантного века (1714-1789 гг), дошедшее до наших дней, удивляет своей красотой и изяществом. Мы почти ничего не знаем о его производстве в те далёкие времена. Наше поколение может лишь строить догадки об этом. Помня тот непреложный факт, что похожие изделия получаются при использовании похожих материалов, инструментов и оборудования, мы можем наблюдать за современным производством серебряной посуды и с большой долей вероятности предполагать, что и 300 лет назад для её производства были задействованы такие же высокие технологии.
"Чистка серебра", Андре Буйе 1737 год, Музей Декоративного искусства, Париж.
Посмотрите на фото столового серебра 18 века:
Столовый набор для путешествий принца Чарли, 1740-1741
1700-1720. Франция. Художественный Музей метрополитен.
Столовый сервиз князя епископов Хильдесхайме Аугсбургского (на сегодняшний день наиболее полного из сохранившегося немецкого серебра 18-го века), доставленного в 1763 году епископу Фридриху Вильгельму фон Вестфален , Баварский Национальный музей, Мюнхен
1740-1790. Набор столового серебра на 12 персон, содержит вилки, ложки, десертные ложки, ножи
Гигантский серебряный охладитель для вина 1705 года, Лондон
Коробка с 24-мя столовыми ножами, 1740 год
Early British Table Silver, Hanoverian Cutlery Setting (Although teaspoons were not part of the meal), silver, c.1730s. [M. Ford Creech Antiques Fine Arts, Memphis, TN]
1730 год, раннее британское столовое серебро.
1770 год. Серебряные прибор для нарезки огурцов.
Обеденные приборы из серебра изготавливали еще в древнем Риме и древней Ассирии. Пользовались серебром и позже: к 13 веку оно стало излюбленным материалом для изготовления столовой посуды. Изначально столовые приборы из металла служили отличительной чертой знати, таким показательным образом отделявшей себя от плебса, что веками пользовался глиняной или деревянной посудой.
Но массовое использование серебра для производства не только украшений, но и посуды, началось лишь с середины 18-го века, что привело к созданию восхитительных изделий, радующих глаз уже третью сотню лет. С тех пор и вошло в жизнь людей такое понятие, как «фамильное серебро». (Массовое производство возможно только при промышленной добыче серебра из руды и промышленномы производству серебряной посуды на мануфактурах)
Разнообразие столовых предметов и утвари из этого металла может поразить даже самое богатое воображение. Это подсвечники и портсигары. Ложки, вилки и ножи, супницы и тарелки, статуэтки с вазами, табакерки, блюда и подносы, чайники и кофейники, кувшины, сахарницы и масленки. Кружки и стопки. Кольца для салфеток и серебряные самовары. Выполненная знаменитыми мастерами прошлого и позапрошлого веков, антикварная посуда почти всегда подписана и имеет оригинальные клейма самих авторов или их фирм.
Много лет серебряные столовые сервизы служили показателем благосостояния семьи, ее социального статуса. Считалось хорошим тоном дать дочери в приданое набор столового серебра. Серебряные вещи, которые могли рассказать историю нескольких поколений семьи, играли роль своеобразных талисманов. Считалось, что они оберегают род. «Фамильное серебро» подавалось на стол дорогим гостям и передавалось по наследству.
Став в наше время экспонатами коллекций, старинное столовые приборы из серебра так и осталось предметом быта, для которого его и создавали изначально. И об этом свидетельствует множество деталей, незаметных глазу непрофессионала. Например, на ручках чайников и кофейников всегда есть теплоизоляционная вставка из дерева или кости, которую обязательно добавляли мастера, чтобы взявшись за предмет , не обжечь руки.
Или еще одна особенность – на чайных и кофейных парах (так же, как и на серебряных подстаканниках) всегда присутствуют вставки из фарфора. И это тоже доказательство их старинного происхождения, подтверждающее, что перед нами не просто красивая дорогая вещичка, а вещь со своей собственной и очень давней историей.
Именно мелочи, подобные этим, и помогают специалисту определить – действительно ли перед ним антикварное изделие или искусственно состаренная подделка.
В начале 18 века мода на сервировку стола в едином стиле завоевала все европейские королевские дворы и проникла в Россию. Производство столового серебра успешно развивалось во всей Европе. В это время появились вилки с четырьмя зубцами вместо трех. С развитием столового этикета, в обиход вошли позолоченные столовые приборы для десерта.
В конце 18 века производство столовых приборов было механизировано. Завод в Шеффилде, например, выпускал большое количество разнообразных моделей вилок и ложек из серебра. Самыми популярными моделями были «Скрипка» и модель «Король» и «Королева». Ложки украшались узором раковин и цветочных завитков. С конца 18 века наборы столового серебра ценятся значительно выше, если продаются в специальных ящиках-футлярах для серебра.
Основные производители столового серебра:
В Европе пальма первенства по производству столового серебра по праву принадлежала французским мастерам. И первоначально ими не преследовалось никаких эстетических целей. Серебряная посуда ценилась в те времена больше за свои антисептические свойства и стоимость самого металла.
(Серебро способно убить 650 видов различных бактерий, обладает антисептическим и заживляющим действием, именно поэтому посуда из этого драгоценного металла так полезна для здоровья.)
Только во время правления Людовика XIV их ремесло превратилось в настоящее искусство. При его дворе работал талантливый ювелир Жан-Батист-Клод Одио (Odiot), под именем которого выпускалась не только серебряная посуда, но и другие изделия. Серебряные шедевры этой знаменитой марки и сегодня являются для столового серебра синонимом французского вкуса.
Среди знатоков также ценятся изделия французского завода Ercuis, который на протяжении не одного столетия выпускает посуду и посеребренные предметы со стеклянными элементами.
Закрепившись в обиходе столовое серебро, оно породило некоторые традиции и правила. Например, нельзя перемешивать салат серебряной ложкой – только деревянной лопаткой. Из-за того, что в рецептуре многих салатных соусов используется уксус, ложка может окислиться и привкус металла испортит блюдо.
Или же, французский обычай. В отличие от других стран, где при сервировке стола принято класть вилку зубцами вверх, чтобы не повредить скатерть, во Франции кладут наоборот. Это связано с тем, что гербы французской знати гравировались на нижней стороне приборов, а тщеславным хозяевам уж очень хотелось продемонстрировать их гостям.
И еще одна особенность – серебряные вилки из королевских сервизов почти в два раза больше обычных. И ничего, что неудобно, зато как это повышало уровень значимости обладателя.
"Во Франции с XVI и до конца XVII века клеймо на серебро ставила гильдия мастеров серебряных дел. И только после Французской революции 1789 г. были установлены 2 государственных стандарта (соответственно, 95 и 80% чистого серебра). Появилось государственное клеймо. Сначала все серебряные предметы метили клеймом, изображающим французского петуха в щитке, и цифрами 1 или 2 (95 и 80%, соответственно). С 1833 г. на крупные предметы вместо петуха наносится клеймо с изображением Минервы."
Клеймо Франции 18 века для серебра
Голова Минервы — клеймо на французских изделиях из серебра 950 пробы
К сожалению, большая часть столового серебра в Европе была переплавлена после Французской революции.
"Марсель Брион пишет:
«Нужно было плохо знать венцев, чтобы считать, что они поддадутся франкофильской и революционной пропаганде в тот момент, когда французская революция только что обезглавила венскую принцессу. Огромное большинство венцев было всем сердцем на стороне волонтеров, отправлявшихся сражаться против армии Республики, и даже обычно вовсе не воинственное простонародье с энтузиазмом маршировало вместе с ними. Те, кто почему-либо не имел возможности непосредственно участвовать в войне, помогали, чем могли. По примеру императора, отдавшего в переплавку свою золотую посуду, аристократия и буржуазия жертвовали столовое серебро. Даже цеховые корпорации несли в переплавку свои старинные регалии и чеканные кубки, многие из которых бережно хранились со времен Средневековья"
http://www.e-reading.club/chapter.php/1 … aleri.html
Процесс добычи серебра, его извлечение из руды и очистка невероятно сложны технологически, требуют огромных затрат энергии. Надо иметь солидные знания горнорудного дела, чтобы найти месторождения серебра и его определить содержание в руде, чтобы разработка этого рудника приносила прибыль.
Для производства серебряной посуды таже задействовано сложное оборудование, станки ЧПУ, тяжёлые прессы-1000 тонн! Но в результате получается столовое серебро высочайшего качества, которое при надлежащем использовании может служить очень долгое время и передаваться из поколение в поколение.
Высокотехнологичное производство серебра в Магаданской области. https://youtu.be/Y7AhNFwO9tg
Добыча серебряной руды и производство серебра на перерабатывающем заводе: https://youtu.be/Dbuq2wsfwQs
Как делают столовое серебро на современных заводах:
Производство столового серебра на фабрике АргентА
АЛМАЗ-ХОЛДИНГ: Столовое серебро
Презентация Павловского завода им. Кирова
Как сделать столовое серебро
Галилео. Столовое серебро
На видео вы могли посмотреть процесс изготовления сравнительно простых образцов столового серебра, но сейчас по старым технологиям начали делать и более изысканные и дорогие наборы, как например, вот этот:
Набор серебряных столовых принадлежностей "Династия" | glasko.com.ua
Неизвестно, сохранились ли в архивах описания старинных технологий, по которым изготавливали столовое серебро в галантном веке-до Французской революции, но с большой долей уверенности можно сказать, что многие современные изделия приближаются по красоте и изяществу к роскошным шедеврам прошлого.
Источники:
Как расшифровать клеймо на серебре?
http://gdeserebro.ru/vidy-proby/klejmo- … nnaya.html
История столовых приборов
http://serebryanaya-lozhka.ru/lozhki/is … -priborov/
СКУПКА СТОЛОВОГО СЕРЕБРА (18 ВЕК — НАЧАЛО 20 ВЕКА)
http://coins.kiev.ua/blog/poleznye-stat … rebro.html
источник