Суть дзен
Один мой знакомый попытался объяснить мне основы дзена и вообще – просветить.
– Будда, – говорил он, – никогда не ответит прямо на твой вопрос...
– Будда – еврей? – поинтересовался я.
– Будда, – продолжал мой приятель, сохраняя спокойствие, близкое к нирваническому, – хочет, чтобы ты понял ненужность вопроса и бессмысленность ответа. Спроси его: что такое свет? Он ответит тебе: по стене ползет паук.
– Обязательно паук? – уточнил я.
– Необязательно паук и необязательно по стене, – немного нервно ответил адепт дзена.
– Но обязательно ползет?
– Если бы не мое внутреннее спокойствие, – заявил мой приятель, похрустывая суставами пальцев, – я бы сейчас ударил тебя по голове ножкой от венского стула.
– Обязательно венского?
– Я понял, – сказал мой приятель после небольшой паузы. – Ты меня нарочно провоцируешь и поэтому несешь всякую хрень.
– Я тоже понял. Я спрашиваю, что такое свет, Будда отвечает про ползущего паука, ты разглагольствуешь про ножки от венского стула, а хрень несу я. Это и есть дзен?
Мой знакомый подумал и ответил:
– Пожалуй, да.
А я тоже подумал и решил, что половина моих знакомых – законченные дзен-буддисты, да и сам я, вероятно, такой же.
(с) Михаил Юдовский