Красная Армия (РККА). Бюджет, денежный хаос и социальное обеспечение в совдепии 1918-1924 гг.
Люди, очнитесь! Красная Армия(РККА-рабоче-крестьянская Красная Армия), созданная Л. Троцким в 1918 году, не была ни рабочей, ни тем более крестьянской. Армия-одна из самых затратных статей бюджета любого государства. Чтобы её создать, нужно было в те годы иметь стабильное финансирование вооружённых сил, достойное содержание и обеспечение не только самих красноармейцев, но и членов их семей.
После Октябрьского переворота 1917 года и вплоть до конца 1922 года государственного бюджета в подлинном смысле слова не было, налоги собирались из рук вон плохо, государство нуждалось в эмиссии для финансирования армии, аппарата управления, социальной сферы, убыточной промышленности. В стране был денежный хаос, военный коммунизм, нищета, голод и разруха, карточная система распределения продуктов питания. Пришедшие к власти в результате бандитского Октябрьского переворота большевики грабили население, облагали крестьянство налогами. Шла Гражданская война. Население ненавидело советскую власть, которая ввергла страну в нищету и отбросила её на несколько десятилетий назад. Поэтому у населения не было мотивации эту преступную власть защищать. Кроме того, сами красноармейцы обеспечивались по минимуму, который мог обеспечить только элементарное выживание. Их семьям государство было не в состоянии помочь. Для крестьянина и рабочего добровольное вступление в ряды Красной Армии в 1922-1924 гг означало сознательно обречь свою семью на голодную смерть. Поэтому добровольная рабоче-крестьянская Красная Армия в первые годы советской власти-это наглая неприкрытая ложь, сочинённая проплаченной интеллигенцией.
В 1918 г. Красная Армия насчитывала только 200 000 добровольцев. Как смогли Красные победить в Гражданской войне и удержать власть в огромной стране не имея ни бюджета, ни социального обеспечения, ни прибыльной промышленности?
Никакие рабочие и крестьяне Красную Армию(РККА) не создавали!
Кто на самом деле создал Красную армию.
Бывшие царские генералы и офицеры, перешедшие на службы к Красным, -явление того же порядка, как и "красная профессура". Когда людей убивали и присваивали их документы, а потом выступали якобы от их имени.
25 октября 1917 года в России в результате вооруженного восстания было свергнуто Временное правительство. Как сказал в этот же день Владимир Ленин: "Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, свершилась!"
Завоевать власть нелегко, но удержать ее — гораздо труднее. Малочисленные отряды Красной гвардии не могли защитить "завоевания революции".
Первая мировая война превратила регулярные войска в "вооруженный народ", а октябрьский переворот расколол и общество, и армию.
В январе 1918 года Совет Народных Комиссаров издал декрет о создании РККА — Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
"Если старая армия служила орудием классового угнетения трудящихся буржуазией, то новая — явится оплотом Советской власти", — отмечал декрет.
Добровольческий принцип комплектования не мог обеспечить полноценные воинские формирования — к апрелю 1918 года Красная армия насчитывала не более двухсот тысяч человек.
Red Army - Partisan's song (1918-1921)
В Красную Армию (РККА) с охотой шли преступные и асоциальные элементы, это гарантировало им амнистию и возможность грабить и убивать на законных основаниях.
Ожесточенная борьба за власть вылилась в широкомасштабную, кровавую Гражданскую войну.
Чтобы победить в ней, большевики перешли к обязательной воинской повинности.
С назначением на должность Народного комиссара по военным и морским делам Льва Троцкого началось "строительство" вооруженных сил советской республики на принципах единоначалия, крепкой дисциплины и централизованного командования.
Военные комиссариаты занялись всеобщим обучением населения воинскому делу: "каждый рабочий, каждая работница, каждый крестьянин, каждая крестьянка должны уметь стрелять из винтовки, револьвера или из пулемета".
К осени 1922-го, победоносного для большевиков года окончания Гражданской войны, численность Красной армии достигла пяти с половиной миллионов человек.
Trotsky Reviews The Red Army (1914-1918
Значение и рост военных расходов.
Содержание армии, обеспечение ее вооружением, продовольствием, обмундированием всегда являлось одной из важнейших забот государства, необходимой и вынужденной государственной потребностью, выраженной, как правило, в значительных суммах расходов.
Военные расходы, имея непроизводительный характер, поглощают существенную часть национального богатства, на их покрытие уходят колоссальные финансовые ресурсы, позволяющие с известной долей условности выделять в рамках государственного бюджета одну из наиболее затратных его частей – военный бюджет.
Военная организация России, по образному выражению одного из финансистов начала ХХ в., представляла собою «огромного потребляющего Левиафана – многие миллионы людей, борющихся на земле, на воде и на воздухе, под землею и под водою, должны быть накормлены, одеты, обуты и вооружены целым арсеналом смертоносных орудий, начиная от самых грубых, кончая самыми сложными, являющимися последним словом техники XX в. Давать безостановочно пищу этому многомиллионноголовому Левиафану, напряженно поддерживая в нем силу его стальных мускулов, – задача технически очень трудная и экономически требующая регулярного расходования весьма крупных масс капитала»
Традиционным было разделение военных расходов на расходы на военный быт и на военную подготовку. Более подробно, расходы на содержание вооруженных сил в России XIX – начала XX в. включали, в целом, затраты на личный состав, вооружение и военные запасы. Исторически военные расходы группировались, например, на расходы:
1)на содержание центральных, военно-окружных и местных военных учреждений;
2) хозяйственно-операционные – интендантское, артиллерийское, инженерное,
учебное, военно-лечебное и другое довольствие войск;
3) не вошедшие в первые две группы.
Кроме того, в соответствии с действовавшими в ХIХ в. постановлениями сметного, кассового и ревизионного порядка устанавливались так называемые оборотные расходы или платежи, производимые одним казенным управлением другому (например за выполненные работы, приобретенное имущество и проч.). В ежегодную стоимость содержания армии, выражавшуюся цифрой военного бюджета, включалась также величина затрат на сооружение, оборудование и вооружение крепостей, кораблей, устройство и содержание казарм, различных военных складов, снабжение армии лошадьми и транспортными средствами, продовольствием, содержанием госпитальной и военно-судной части."(Д. Л. Комягин,Доктор юридических наук)
Предлагаю вашему вниманию уникальный документ, взятый из финансовой энциклопедии 1927 года о бюджетe России до образования СССР, который доказывает полную экономическую несостоятельность первого советского правительства.
Бюджеты Советской России до образования СССР.
Финансовая энциклопедия, 1927 г.
Последняя нормально составленная государственная роспись(имеется ввиду бюджет) в дореволюционной России была роспись 1914 г.
С началом войны по существу в России исчезло бюджетное, планомерное распределение средств.
Рядом с Бюджетом, утверждаемым законодательными органами, вырос Бюджет войны, Бюджет фактического расходования. В вотируемые Бюджеты вносились расходы на армию и флот в размерах мирного времени.
Законодательные органы утверждали Бюджет в таком виде. Затем военные расходы из этого Бюджета исключались и переносились в особый чрезвычайный Бюджет, образованный по правилам 1914 г. «о порядке испрошения, разрешения и ассигнования Военному министерству средств на расходы, вызываемые военными обстоятельствами».
Военный фонд создал бюджетную двойственность.
Рядом с Бюджетом, официально публикуемым и не имевшим дефицита, имелся второй Бюджет, — безграничных военных трат, — покрываемый кредитными операциями и выпуском бумажных денег.
С момента Февральской революции положение сделалось еще запутаннее, и планомерность в распределении государственных средств почти совершенно исчезла.
Внесенный в Государственную думу и Государственный совет Бюджет на 1917 г. остался нерассмотренным.
Временное правительство не решилось его утвердить своей властью.
(потому что у самозванцев никакой реальной власти не было)
Поэтому в течение всего 1917 г. в отношении производства расходов применялся порядок, установленный 116 ст. основных законов 1906 г., согласно которой если государственная роспись не будет утверждена к началу сметного периода, то остается в силе последняя, установленным порядком утвержденная роспись, причем до утверждения новой росписи открываются правительством ежемесячными долями в распоряжение ведомств необходимые кредиты, исходя из цифр последней утвержденной росписи с изменениями, последовавшими после утверждения росписи.
Применение ст. 116 Временным правительством уже окончательно лишило русское государственное хозяйство бюджетной отчетливости.
Бурное развитие революционных событий требовало экстренных ассигнований, которые, конечно, не могли уложиться в рамки росписи 1916 г.
Практика сверхсметных ассигнований, не имеющих ничего общего с официально действующей росписью, стала широко применяться не только к расходам, вызванным войной, но и вообще ко всем расходам государства, появившимся в силу сложности политического момента.
После Октябрьского переворота (бюджет)роспись 1916 г. не утратила своего юридического значения. (Это значит, огромная страна была захвачена на гоп-стоп и захватившие власть большевики были самозванцами, присвоившими функции управления.)
В первые месяцы 1918 г. кредиты продолжали открываться по старым ассигнованиям 1916 г., но наряду с этим шел неуклонно рост сверхсметных ассигнований.
Параллельно начались работы по составлению Бюджета на 1918 г.
Подготовительные работы, производившиеся в центральных учреждениях с мая по декабрь 1917 г., пришлось оставить, так как начавшаяся организация страны не имела ничего общего со старым порядком, отражавшимся в каждой смете любого ведомства.
Для облегчения и упрощения сметной работы правилами от 28 января 1918 г. разрешалось представлять сметы в Народный комиссариат финансов в одном экземпляре, совершенно отказавшись от их печатания.(?)
Также было решено изменить начало бюджетного срока. Желая приблизить бюджетный год к сельскохозяйственному, остановились на 1 июля, и поэтому было решено составить только полугодовой Бюджет, — с января по июль.
Несмотря на это, составление Бюджета в условиях начавшейся гражданской войны затянулось, и государственная роспись была утверждена только 11 июля 1918 г., — тогда, когда уже кончился бюджетный период.
Все кредиты, разрешенные по этой росписи, имели льготный срок до 31 июля 1918 г.
Самой главной особенностью этого первого Бюджета Советской России явилась попытка возвращения к бюджетному единству, утраченному с начала войны.
Доходы были определены в 2.852.726.548 руб., а расходы — в 17.602.727.444 руб.
((Дефицит бюджета составлял почти 15 млрд. рублей по старому курсу)
3 июля 1918 г. были изданы правила о составлении Бюджета на второе полугодие 1918 г.
Комиссариат финансов решил остаться при полугодовом Бюджете, считая совершенно невозможным составление годового Бюджета.
Роспись общегосударственных доходов и расходов на июль-декабрь 1918 г. была утверждена
3 декабря 1918 г.
Расходы были исчислены в 29.103 млрд. руб., доходы — в 12.730 млрд. руб.
(Дефицит бюджета составлял 16,4 млрд. рублей), причем в доходы было внесено 10 млрд. руб. поступлений от чрезвычайного единовременного налога с лиц, принадлежащих к имущественным группам городского и сельского населения.(То есть фактически незаконного ограбления трофейного населения, без этого ограбления доход бы составлял менее 3 млрд. рублей)
В объяснительной записке говорилось, что, когда социалистическое переустройство России будет закончено, тогда государственные бюджеты будут служить отражением не состояния денежных оборотов государственного казначейства по притоку денежных средств в кассы и по их расходованию из касс, но состояния оборотов с материальными ценностями, принадлежащими государству, а исполнение бюджетов будет происходить без денег, по крайней мере, в их нынешней форме. (Бред и утопия).
«Если к этому времени внутренняя и внешняя торговля будут организованы на началах товарообмена, должно потерять значение и количество выпущенных нами кредитных билетов. Ненужные в дальнейшем обороте, они без ущерба для государства самой жизнью будут аннулированы».
Бюджет первого полугодия 1919 г. был утвержден 20 мая 1919 г.
(Практически в конце бюджетного периода)
Расходы исчислены в 50.702 млрд. руб.,
а доходы — в 20.349 млрд. руб.
Дефицит в 30 млрд. руб.
Дефицит бюджета резко увеличивался каждое полугодие.
ВЦИК разрешил правительству покрывать выпуском денежных знаков в размере необходимости.
Бюджет 1919 г. является первым опытом Бюджета, построенного на новых основаниях.
До него Бюджеты были по внешнему строению близки к Бюджетам дореволюционным.
В этом Бюджете доходы Народного комиссариата продовольствия и ВСНХ составляют 68,6 всех поступлений.(Приток денег за счёт ограбления крестьянства)
В Бюджете 1920 г., утвержденном, когда уже в нем миновала надобность, почти исчезли налоги и пошлины (0,3 всех поступлений).
Наступивший затем период наиболее сильной экономической разрухи и обострения гражданской войны привел к довольно длительному состоянию почти полного отсутствия Бюджета.
Только в заседании 11 августа 1921 г., т. е. уже при начале новой экономической политики, Совет народных комиссаров утвердил Бюджет на июль-декабрь 1919 г. и на 1920 г.(То есть задним числом).
Доходы второго полугодия 1919 г. были исчислены в 28 млрд. руб.,
а расходы — в 164 млрд. руб.
Дефицит бюджета составлял 136 млрд. рублей!
В бюджете 1920 г. доходы равнялись 159 млрд руб.,
а расходы — одному триллиону двумстам пятнадцати млрд. руб.
Дефицит бюджета составлял 1 триллион и пятьдесят шесть миллиардов рублей.
Роспись общегосударственных доходов и расходов 1920 г. была напечатана только в 1922 г.
Изучение государственных Бюджетов эпохи 1918 — 1921 гг. встречает величайшие затруднения в отсутствии не только окончательных отчетов о действительном исполнении смет, но и предварительных смет.
Роспись 1920 г., опубликованная в 1922 г., совершенно не отражает действительно произведенных расходов. Она — бледная тень того, что было в действительности.
Но на пути к установлению действительных доходов и расходов ведомств и учреждений за этот период лежит совершенно непреодолимая трудность, которая никогда не будет побеждена.
В то время отчетность носила хаотический характер, и почти вся она погибла.
Даже если были предприняты специальные работы по восстановлению картины расходов и доходов, то, вероятно, получились бы только очень приблизительные данные.
Интересно отметить, что военные расходы в Бюджете, несмотря на гражданскую войну, отражались мало. Они составляли всего только 38 % в 1918 г. и меньшую долю в предыдущих бюджетах. Это объясняется тем обстоятельством, что Бюджеты показывали только размеры денежных ассигнований, оставляя в стороне расходы, производимые в форме расходования натуральных запасов.
Бюджет 1920 г. является наиболее ярким отражением эпохи военного коммунизма.
В нем почти нет прямых налогов, местные расходы местных органов слиты с общегосударственными, и на нем успели отразиться постановления о бесплатном отпуске материалов и продуктов, а также предоставлении бесплатно услуг (компродами, почтой, железными дорогами и пр.).
Бюджетные органы при составлении этих бюджетов были поставлены в величайшие затруднения.
В их распоряжении не было часто самых элементарных данных для составления смет.
Быстро меняющаяся экономическая и политическая обстановка, сменяющие друг друга законодательные акты, резко реконструирующие систему государственного управления, постоянные расширения задач государственной деятельности приводили к тому, что сметные предположения через 1 — 2 месяца совершенно расходились с действительностью.
Ведомства получали в свое распоряжение сверхсметные кредиты и авансовые ассигнования.
(Откуда?)
При исполнении Бюджета многие учреждения не могли использовать те кредиты, которые им были предоставлены.
(Или кредиты были необеспеченными, или деньги разворовывались, или бюрократические препоны? В чём причина?)
Новая экономическая политика стала принимать отчетливые формы только со второй половины года. В первой половине года еще не существовало местного Бюджета, еще широка была практика бесплатности продуктов и услуг, предоставляемых государственными учреждениями и предприятиями.
Во второй половине года началось успешное восстановление налогов и сокращение бесплатности.
Бюджет 1921 г. был сведен в доходной части в 4 триллиона 139 млрд. руб., а расходы — в 26 триллионов 76 млрд. руб.
Дефицит бюджета: 21 трлн 861 млрд. рублей.
Являясь Бюджетом переходного периода, он не мог быть реальным исчислением вероятных доходов и расходов.
(Велась двойная бухгалтерия, существовал "чёрный" бюджет для специальных нужд)
При составлении Бюджета на 1922 г. было решено, что бюджетный год должен совпадать с хозяйственно-плановым годом, который, согласно постановлению Совета труда и обороны, должен начаться 1 октября.
Поэтому Бюджет 1922 г. был составлен только на девять месяцев (с 1 января по 1 октября 1922 г.). Он был, в отличие от предшествовавших Бюджетов, составлен в золотых, довоенных рублях и носил название жесткого Бюджета.
Уже после трех месяцев своего существования он был заменен новым Бюджетом.
(Денег катастрофически не хватало, рассчитывать было не на что, трофейное население обобрали до нитки).
Согласно постановлению Совета народных комиссаров от 18 апреля 1922 г., этому новому бюджету было присвоено наименование «ориентировочного», на основе которого должны приводиться в исполнение бюджеты квартальные, т. е. рассчитанные на одну четверть года.
В апреле 1922 г. применялся еще первоначальный бюджет 1922 г. (жесткий).
В мае и июне кредиты отпускались по особым расписаниям, применительно к планам эмиссии.
Первый квартальный бюджет был составлен на июль, август, сентябрь 1922 г.
Бюджет 1922/23 г. является также только ориентировочным. Он служил только рамкой, в границах которой составлялись квартальные бюджеты и месячные расписания.
Предварительно бюджет 1922/23 г. был составлен в трех единицах: по общетоварному индексу Госплана, по всероссийскому индексу Конъюнктурного института и по курсу банкнот Государственного банка.
Окончательное утверждение Бюджет получил по индексу Госплана.
Расходы исчислены в размере 1.014.875.124 р., доходы — в 941.875.124 руб. Бюджет 1923/24 г. должен быть первым Бюджетом Союза Советских Социалистических Республик и первым Бюджетом, построенным на червонном исчислении. Дефицит составлял 73 млн.руб.
источник