Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Свободное общение » Теория и Театр


Теория и Театр

Сообщений 11 страница 20 из 84

11

Происхождение амфитеатра

Теория и Театр

Термин «Амфитеатр» произошел от двух греческих слов ἀμφί, что означает «кругом», «со всех сторон» и θεάτρον, что означает «зрелище», «театр».

Амфитеатр — это театр, в котором ряды зрительских скамей располагаются поднимающимися концентрическими кругами вокруг сцены, возвышаясь друг над другом, что позволяет превосходно видеть сценическое действие из любой его точки.

Теория и Театр

Действительная картина театрализованных представлений раскроется перед нами только в том случае, если мы произведем нехитрые подсчеты. Так, каждый род (дем) представлял один дифирамбический хор из 50 мужчин и один из 50 мальчиков. Всего таких хоров было десять, то есть 1000 человек участвующих в состязании. Таким образом, 1000 молодых и взрослых мужчин были прямо задействованы только в состязании хоров, одного из видов празднества. Далее, число хоревтов в комедиях достигало 120 человек, а в трагедиях 180 человек. Если к уже полученному множеству людей добавить тренеров, костюмеров, музыкантов, организаторов и проч., то мы приходим к выводу о том, что в театральных празднествах принимало участие все свободное мужское население полиса. Такой социальные «срез» театральных фестивалей в Греции в целом и в Афинах в частности подтолкнул Грина к мысли о
социально-политической роли театра — театр поддерживал мифы, необходимые господствующему классу.

Другими словами — театр обслуживал демократию!

Однако как?

Дело в том, что почти все известные нам выдающиеся драматурги — Эсхил, Софокл, Аристофан и другие принадлежали в подавляющем большинстве к нобилитету.
Следовательно, появление и расцвет «высокой трагедии» приходится на период, когда в Афинах устанавливается демократия, управляемая аристократами — людьми наподобие Кимона и Перикла.

Для нас важно специально подчеркнуть, что и в период своего возникновения, и в период своей трансформации (ХХ в.) театр всегда выполняет по отношению к существующему социально-политическому строю прежде всего вспомогательно-техническую функцию.

Техника — невидимая сторона театра.

Техника присутствует в самом устройстве театра вообще и античного театра в частности.

Теория и Театр

Оптические особенности амфитеатра

Устройство греческого амфитеатра не просто особенный «архитектурный» прием (хотя и он тоже), но, как и всякое архитектурное новшество, содержит в себе скрытый технический механизм. Само расположение и устройство амфитеатра — технично, то есть является техническим механизмом, неважно, задумываются над этим зрители или нет.

Итак, еще раз зададим вопрос: почему техника присутствует при самом рождении театра?
Здание амфитеатра — организация его внутреннего и внешнего пространства — есть тело механизма.

Теория и Театр

И здесь справедливо задать вопрос: если всякое техническое приспособление, технический механизм выявляется человеком, то есть приводится из небытия в бытие как «механизм чего-то», то есть как μηχανή», как «уловка», как заместитель чего-то, то механизмом чего является амфитеатр?

Всякий «театр» есть механизм Представления. В данном случае понятие «Представление» употребляется с большой буквы. Делается это с той целью, чтобы отделить «Представление» как форму бытия реальности от «представления» как только частного способа его проявления: в «театре», «теории», «технике» и тд. Это делается также для того, чтобы избежать смешения понятий «представления театрального» и «Представления как такового». Однако между этими понятиями нет и не может быть никакого противоречия, ибо «представление театральное» полностью, по своему объему, с логической точки зрения, включено в понятие «Представление как таковое».

Механизм амфитеатра устроен так, чтобы зритель (наблюдатель) был включен в представление в том смысле, когда процессу его представления ничего не мешает.
В самом деле, античный театр по своему принципу (механизму) удивительно напоминает действие линзы в телескопе — рефлекторе.

Теория и Театр

Фокус есть фактическое место концентрации представления.
В театре театральный фокус достигается «суммированием» зрительских взглядов, каждый из которых представляет своеобразный «зрительский луч». Объединение таких лучей дает «цельное изображение» — пред-ставление.
В телескопе (рефлекторе) роль амфитеатра играет зеркальная линза — вогнутое зеркало, которая собирает световые лучи, идущие от реального объекта в одном месте — фокусе.

Если в телескопе цельное изображение достигается суммированием световых лучей в фокусе и последующее направление этого цельного изображения прямо на глаз наблюдателя, то в театре фокус достигается не оптическими приемами — хотя и при их участии тоже — а рассудочно-психологическими. Тем глазом, который наблюдает цельное изображение в телескопе, в театре оказывается глаз самого зрителя, который становится, таким образом, сторонним самому процессу реальной жизни. Выделим компоненты, содержащиеся в обоих оптических механизмах.

В телескопе есть три компоненты:
1) объект наблюдения,
2) прибор: телескоп (вогнутое зеркало-рефлектор),
3) наблюдатель.

Наблюдатель здесь есть нечто внешнее и по отношению к объекту наблюдения, и по отношению к телескопу.

В амфитеатре есть также три компоненты:
1) объект представления (театральное действие),
2) прибор: амфитеатр,
3) зритель.

Теория и Театр

Здесь зритель есть нечто внешнее и по отношению к театральному действию, и по отношению к амфитеатру.

Однако.

Отличие античного театра от телескопа заключено в том, что зритель в театре является одновременно и «фокусирующей зрительской линзой», и «зрительским глазом». Более того, самим условием осуществимости античного театра является необходимость помещения, а также совпадение глаза с принимающей изображение линзой. Линза-амфитеатр как именно технический механизм (каменный как в Эпидавре или деревянный как на торговых площадях) уже изначально существует, независимо от того, заняли зрители на нем свои места или нет. Но работать как механизм такая театральная линза начинает только после того, как осуществится это соединение, то есть отражатель-зритель и наблюдатель-зритель займут свое место в одном лице.
Эффект «театральности» достигается как раз за счет такого объединения «отражателя» и «наблюдателя». Театральность коренится в отражательной способности наблюдателя-зрителя. Он обязан фокусировать «лучи действа» происходящего на сцене, ибо в противном случае «театральное действо» не будет увидено.
В этом и заключена опасность представления — оно мимикрирует под «настоящую жизнь», под «реальность» за счет отражающей способности зрителя. Однако греческий театр был еще органичен. Органичен в том смысле, что не только вся окружающая античного человека жизнь, природа, мир понимались как живое существо, но и сами первые «уловки» и «механизмы» были органичны.

Удивительно органичен сам амфитеатр:
1) и по своей органической связи с миром (амфитеатр был естественным органическим продолжением природы в том смысле, что он при-страивался к природе — на склоне, в лощине, в ущелье);
2) по своей телесной организации амфитеатр удивительно подобен органу наблюдения — глазу:

Теория и Театр

Который тоже по принципу своего действия есть ничто иное, как уже известный нам телескоп-рефлектор. Однако органичность греческого театра была не только телесная, как именно «здание» театра, но и деятельно-содержательная, как то, что наполняло театральное действие: «пение» и «танец». Греческий театр был «театр пения» по преимуществу.

Теория и Театр

Пение и танец в греческой религиозности

Из сказанного видно, что представление еще только пристраивалось к жизни: архитектурно — на склоне холма, в языке — на его мелодичном пении, в пластике — на теле человека, рисунке его движений. Ведь пение и танец суть следствия преизбытка полноты мира.

Представление отныне ставит эту полноту себе на службу. Теперь пение, поющий человек, есть не «сосуд мира», не сам мир, полнящийся своей полнотой и источающий преизбыток этой полноты вовне, но только представление этой полноты. Пение как именно то, что «в сосуде» и «из сосуда», не связывает отныне человека ни с чем, не объединяет. Пение стало представлением.

В языке трудно зафиксировать этот момент, так как язык сопротивляется. Ведь неточным будет утверждение: «пение стало зрелищем», ибо пение воспринимается слухом, а не зрением.

Можно ли сказать точнее?
Нет, нельзя!
Нет такого слова в русском языке.

Потому, что «прислушивание» к миру, «слух» не связали себя отстраненностью до такой степени, как «зрение». Ни одно чувство, кроме «зрения», не ведает такой способности отчуждения миру, не знает такого разрыва с ним.

Можно быть «зрителем», можно быть «слушателем». Однако зримое открывается зрителю в неком особом пространстве — «зрелище». В то же время, для слушателя нет такого особого пространства — «слушища» или «слышища» — где бы слышимое оказывалось представленным для слушающего.

В чем причина?

Дело в том, что пение изначально укоренено в полноте. Даже тогда, когда оно представлено в «зрелище — слышище», поющий с необходимостью «запирает» самого себя, свое мышление и ум, когда поет. Условием действительного, реального пения является отказ от «самости», то есть отказ от отстраненности миру. Этим «пение» утверждается как явленность мира. Поющий превращается в единый орган бытия, но не в «трубу», к аналогии с которой, по видимости, нас провоцирует подобие ей «горла» и «гортани», но именно «сосуд пения».

Теория и Театр

Смотрящий же «взглядом» схватывает видимое. Взгляд смотрящего, его «зрение» действенно в этом процессе.
Наоборот, слух поющего заперт пением. Песня поющего «льется» так же точно, как льется и изливается чистая родниковая вода из источника. Пением полнота бытия сама себя источает в мир. Ведь где поют не нарочито, не намеренно, истинно поют — там полнота!

Равно и с «танцем». Танцуя, человек также превращается в орган бытия. Танец, при всей его современной «представленности», отнюдь не рассчитан на зрелище. В танце человек «забывается», как и в пении. Природа танца уходит своими корнями во времена мира, когда танцующий и мир, в котором он танцевал, были суть одно. Тогда не человек танцевал в мире, но мир находился «в состоянии танца». Человек не «исполнял танец», как нынче он «заваривает кофе», «строит корабль» или «разрабатывает теорию», но именно «был в состоянии танца со всем миром вместе». Нам не хватает нашего партикуляризованного языка, чтобы выразить тот мир и его полноту. Танец не был именно «зрелищем», как состояние этого мира. Мир танцевал — человеком!

Современный человек склонен видеть в дионисийских мистериях «примитивное оргиастическое начало, характерное для неразвитых форм культуры» или на другой лад — «проявление необузданной витальной силы, прорывающейся из подсознательных пластов еще недостаточно социализованной психики».

Дают ли эти два набора слов хоть какое-то приближение к существу природы дионисийских пения и танца?
Конечно же, нет!

Теория и Театр

Хотя бы потому, что и сегодня еще, когда казалось бы все — весь мир — выстроены по «линейке» представления, человек, оставаясь самим собой, непроизвольно, как-то вдруг — начинает петь!

Чем же отличается пение и танец полноты мира от «театрального пения и танца», от игры?

Там и тогда, где и когда поет само бытие — нет нужды в представлении, и, наоборот, перепоручение «пения» и «танца» специально подобранным для этого представителям — артистам, создает впервые «представление полноты бытия» с помощью пения и танца. «Пение» и «танец» теперь — не органы бытия мира, но человеческие инструменты, предназначенные для реализации его же, сугубо человеческих, целей — достижения антропоморфно понятого наслаждения и удовольствия. От культурного человека теперь так часто можно услышать: «Я с удовольствием прослушал эту оперу» или «Мы испытали истинное наслаждение от сольной партии танцора N».
Здесь, конечно, следует особо оговорить, что зритель добровольно приходит в театр и заранее соглашается с тем, что над ним будет совершена определенная процедура «пред-ставления». Представление, в данном случае театральное, дает возможность быть там, где быть реально невозможно, и быть тем, кем быть нереально.
Техническое устройство театра обслуживает такое представление, приспосабливает человека к нему, подлаживает, создает удобство, максимально способствуя пробуждению в нем гедонистических чувств. Это имеет и свои исторические объяснения.

Так период появления и расцвета греческого театра приходится на эпоху Перикла и последовавшие за ней времена. В это время «зрелище» становится доминантой отношения античного человека к миру. Собственно, до наступления времен, когда мир стал «зрелищем», не было еще и самого «отношения» как такового. Это может получить следующее объяснение. Перикл покровительствовал Анаксагору, а последний как раз и был одним из тех, кто возвел Ум до его космического значения, фактически способствуя разрушению цельного мира, в котором Ум еще находился в связном состоянии.

Теория и Театр

Действительно, мир управляется, согласно Анаксагору, Умом: «Все [вещи], — говорит Анаксагор, — содержат долю всего. Ум же есть нечто неограниченное и самовластное и не смешан ни с одной вещью, — но единственный — сам по себе».

Отметим качества анаксагоровского Ума: «ничем не ограничен»,то есть над ним нет ничьей власти; «самовластен», то есть сам определяет пути и методы своего властвования; «не смешан ни с одной вещью», то есть ум уже вышел из «связного состояния», собравшись из всех вещей мира в «одном месте»; «сам по себе», то есть обособился от мира, ставшего после этого ему «иным» и «чуждым».

Такой анаксагоровский Ум правит миром: «И совокупным круговращением [мира] правит Ум, так что [благодаря ему это] круговращение вообще началось» .

Удивительно точную характеристику роли Анаксагора в греческой истории и вообще всей его эпохи — в том числе и театральной — дает Князь Сергей Трубецкой: «Рок есть лишь невидимая причина, и Анаксагор впервые познал эту причину как невещественную, разумную. Он нанес первый удар древнему богу — Року, и вслед за ним Еврипид в драме, Сократ в философии продолжили начатое разрушение. Разум, дух, воздвигаются на место прежней слепой сокровенной судьбы и управляет Вселенной, движет небо».

Князь Трубецкой очень точно подмечает этот факт — изгнание связности мира, в которой Ум, словами Анаксагора, еще не самовластен. Неудивительно, что Анаксагор станет единственным философом предшественником, в отношении которого Аристотель проявит снисходительность, фактически заимствовав у него центральную идею — «верховенства Ума-мышления» над миром (Met A8.989a 30) или в «Физике» (Θ 5, 256 24).

Естественным следствием такого обособления Ума от мира и оказывается возможность «увидеть мир со стороны», «снаружи», расположившись «со всех сторон» «вокруг» мира, так, чтобы мир оказался в «фокусе».

Рождается эпоха «наблюдения». В мир приходят θεωρία и θεάτρον, появляется «созерцатель» — θεωρός и «зритель» — θεατής. Перикл учреждает ежегодные субсидии для граждан — два обола в год — для посещения театра. То есть гражданам Афин вменяется быть «зрителями», расположившимися «вокруг» мира. Жест Перикла можно было бы «перевести» на язык современного человека, используя уже его лексику, как «promotion» — «продвижение» на рынок нового, еще никому неизвестного товара и «стимулирование» его потребления.

Во времена Перикла таким новым «товаром» было — Представление.

/Андрей Павленко "ТЕОРИЯ И ТЕАТР"/

0

12

Понятие «теории»

Теория и Театр

Та форма представления, которая открылась человеку единственно через греков, была «теория». Последний термин является производным от глагола «рассматривать», «созерцать», наблюдать».

Согласно интерпретации М.Хайдеггера, данный глагол, в свою очередь образован от двух слов. Первое слово — «зрелище», «облик», «лик вещи».
Именно этот лик вещи, по мнению Хайдеггера, Платон назвал эйдосом — «видеть», «знать».

... причина, по которой бог изобрел и даровал нам зрение, именно эта: чтобы мы, наблюдая круговращения ума в небе, извлекли пользу для круговращения нашего мышления, которое сродно тем, небесным[круговращениям], хотя в отличие от их невозмутимости оно подвержено
возмущению.

Второе слово — глагол — «глядеть на что-либо», «охватывать взором».
Поэтому, заключает Хайдеггер, что означает в совокупном смысле — «видеть явленный лик присутствующего и зряче пребывать при нем благодаря такому видению».
Здесь, конечно, Хайдеггер не свободен от феноменологической интерпретации греческого термина, но суть его им, безусловно, ухватывается.
Ведь именно такое пребывание «подле увиденного» порождает и соответствующий образ жизни - который есть «совершенный способ человеческого бытия».

Открытие области Ума и утверждение его господства.

В чем же загадка «греческого чуда»?

Ведь, согласно современным исследованиям, по палеоантропологии возраст «человека разумного» — homo sapiens, насчитывает как минимум 30–40 тыс. лет. Все эти годы «человек разумный», что называется, пользовался своим умом. Он рисовал, лепил, строил, планировал, охотился, воевал и т. д. — думая.

Почему же история отдает приоритет открытия Ума именно грекам?
Не содержится ли здесь недоразумения?

Мы можем утвердительно ответить: нет, не содержится.
Все дело в том, что «человек разумный», но все-таки еще «догреческий», был погружен в разумный мир так, что сам Ум — устройство мира по разумным законам, принципам и правилам — довлел над ним.

Ум как таковой — умное устройство мира — находился в связном состоянии так, что был неотличим от самих «умных вещей и процессов». Это можно понять по аналогии следующим образом: мы дышим воздухом, но при этом ведь каждое мгновение не сознаем, что дышим. Точно так же и «человек разумный» жил «в соответствии с умом», но не сознавал этого.

Грекам и никому другому принадлежит величайшее открытие в истории человечества, равного которому не было ни до греков, ни во время греков, ни после греков — осознание Ума. Фактически это означает, что в лице греков Ум пришел к самому себе, осознал себя греками.
Итак, греки осознали наличие ума в себе и присутствие ума в мире.

Что же они сделали с результатами своего открытия, как поступили с Умом?

Греки допускали умное схватывание мира.
Но что схватывали греки своим умственным взором?

Они научились схватывать то, что позволяет «одну вещь отличать от другой» — сущность вещи, которую назвали «усия». Однако последняя требовала выполнения обязательного условия, вытекавшего из убеждения о том, что сущность чего бы то ни было всегда и везде одна — сущность самотождественна.
Предметы, выступающие носителями «вещи», могут меняться — появляться и исчезать, — при этом сущность остается неизменной. Самотождественность сущности означает, что вещь должна оставаться в своей сущности равной самой себе на всем протяжении своего существования.

Сущность не может быть сначала одной, а затем — другой.

Условие выполнимости этого требования — непротиворечивость.
Но ведь реальные вещи — те, которые мы воспринимаем чувствами — появляются и исчезают.

Что же происходит с их сущностью?

Она тоже появляется и исчезает вместе с вещами?

Если бы она появлялась и исчезала вместе с вещами, то, следовательно, по своей природе никак бы не отличалась от самих вещей, то есть сущность вещей была бы такой же точно «вещью». Сущность, появляющаяся и исчезающая, делала бы тогда невозможным существование самих видимых вещей: ничего бы не было самим собой, был бы хаос и беспорядок.

Оставалось допустить, что сущности неизменны сами по себе и, в свою очередь, не являются «вещами».

Но где же они существуют, если зрительно мы воспринимаем только видимые вещи?

Греки допустили, что чувственно воспринимаемый мир есть ничто иное как покрывало или занавес, который срывает другой мир — умопостигаемый мир сущностей. И это допущение греков было началом всех начал европейской цивилизации, которого не было ни у одного народа до греков и ни у одного после них!
Собственно с момента открытия «непротиворечия» греками мы только и можем говорить о появлении теории («науки») как таковой. Умное схватывание неявно содержало другое следствие: бес-
полезность схватывания «внеразумного» — практического, физического, «деятельного» и прочего — то есть такого, которое предполагает «действие» с вещами.

Какой смысл в «схватывании» ускользающего мира неподлинных вещей и неподлинного существования?!

Текучий, становящийся мир наблюдаемых явлений и вещей не мог стать предметом внимания, ибо как раз не оставался самим собой всегда и везде. С другой стороны, деятельность Ума, обращенная к истине, и есть высшая форма деятельности.
Земная внешняя природа в значительной степени именно благодаря такому отношению к «сущности» не стала объектом обладания.
Греки обратили внимание также на то, что неизменный мир сущностей дает прочную основу для человека: что бы не менялось, все равно сущность останется сущностью. Постоянство, неизменность приобретают в сознании древнего грека оценку подлинности, то есть того, что «лежит» в основании в отношении к тому, что изменчиво и непостоянно — неподлинно. Следовательно, то, что соответствует подлинному, есть истина, что не соответствует — ложь.

Если человек будет соотносить свои знания с подлинным миром, то он занимается стоящим делом, если нет, то никчемным. Сказав, что греки осознали Ум, мы, в действительности, только заявили о необходимом условии этого осознания, но не упомянули о нем. Этим условием является уже изначальное — преданное акту сознания — утверждение собственной ценности, если угодно, своей избранности. Греки оказались на высоте своего открытия — они, как именно нация «греков», противостоящая варварскому миру, были убеждены в своей исключительности.

Именно эта исключительность позволила эллинам выйти из привычного «ритма и течения мира» и посмотреть на него со стороны.

Теория и Театр

Одушевленность мира

Одушевленность мира в греческой мысли признавали за реальность почти все: в науке и философии — от Фалеса до Платона и стоиков; в повседневной жизни — от рядовых граждан до руководителей полиса.

Наиболее полное учение об одушевленности Космоса мы находим опять же у Платона.

Демиург помещает ум в душу, а душу — в тело, и таким образом «строит Вселенную».

В одушевленном мире человек — вся его деятельность — подчиняется космической душе.
Весь мир при таком его понимании есть один цельный организм, органом которого выступает сам человек. Одушевленность, «наполнявшая» окружающий древнего грека мир, делала его живым. Так понятый Космос — на современном языке «природа» — не мог стать объектом обладания. В одушевленном мире все было божественно: растения (Додонская роща), ручьи (мать Ахилла), реки, моря, Океан.

Все божественно и одушевлено в этом мире!

Сергей Трубецкой, пусть и с христианских позиций, но все-таки очень точно фиксирует затребованность одушевленности мира в греческой и вообще дорийской культуре:

По мере развития греческой религии боги все более и более очеловечиваются и приближаются к демонам, забывая свое натуралистическое происхождение. Реакцией против такого движения служат мистерии, оргиастический культ производящих сил природы. С одной стороны, такой культ является нам реакционным в силу своего натурализма...
Мистерии не ограничиваются просто реакцией...
натурализм их обобщается...
Оне заключают в себе культ общеязыческих начал и постолькусамих теогонических сил...
Эта теогоническая основа, или Матерь, природа богов, могла быть сознана как всеобщее начало (Душа Мира).

Мог ли такой мир стать средством для человека?
Мог ли он стать объектом для обладания?
Мог ли он быть использован человеком?

Конечно, нет!

Природа никогда не выступала средством достижения целей античного человека. А цель как раз в том и состояла, чтобы достигнуть полной гармонии с миром — калокагатии.

Это становилось возможным благодаря тому, что подлинное бытие признавалось гарантом достижения совершенства. Оно имело лишь тусклый отпечаток в мире наблюдаемом. Достижение полноты этого бытия было возможно через уподобление ему: Явления и процессы природы суть для грека естественные иконы божественных сил, воображающихся в природе.

Это бытие было одновременно высшим бытием. Достичь его другими способами было невозможно. Наблюдаемый космос был его «отпечатком», отпечатком Первообразца.
На смену «бытию созерцаемому» с закатом античности приходит совершенно другой опыт, другое понимание происходящего в мире и его существа — утверждается «бытие творящее». Согласно этому подходу, человек становится со-творцом бога, его соработником.

С приходом нового мировоззрения к господству, шаг за шагом утверждается и новый способ бытия человека в мире. Человек берет на себя миссию творца «новой», теперь уже «второй природы».
Сама же естественная природа, из лона которой он вышел, принимается им в качестве средства своего существования: «... и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте... ».

Человек утверждает себя в этой традиции как «венец природы», тем самым развязывая руки для утверждения своего же собственного господства над окружающим миром.
В этой связи можно обратить внимание на несколько тупиковых следствий этой традиции, сегодня уже явно обнаруживаемых и проявляемых.
Первое следствие — возможное исчезновение самого «сработника», растворившегося в своих «творениях».
Второе — исчерпание сил и терпения естественного мира, природы, которая адекватно реагирует на его самонадеянные притязания. Смысл происходящего сегодня в биологии и экологии очевиден.

Биология, проделав гигантский путь от идей Просвещения («человек — машина» Ламетри) пришла постепенно к убеждению о существовании «биоты» и «геомерид».

Смысл последних терминов можно понимать однозначно: все живое на планете едино, подчиняющееся единому порядку, живой организм. Конечно, современная научная биология далека от того, чтобы пользоваться терминологией витализма, но смысл понятен: наша планета — единый живой организм.

Раз у этого организма есть единый порядок (группа закономерностей, которым он подчиняется), значит, должен существовать источник этой упорядочивающей силы. Ведь нелепо было бы утверждать, что автомобиль движется потому, что «автомобиль — это нечто, чему свойственно всегда двигаться», как аргументирует материализм. Однако в отношении живой природы на планете такое объяснение почему-то считается возможным.
Для древнего грека вопрос об источнике силы, упорядочивающей земную жизнь, не вызвал бы никаких затруднений при ответе:
Космос одушевлен!

Одушевленность — это то самое качество мира, которое утаивается в своей явленности человеку с приходом христианства, вообще с утверждением библейской традиции. Именно эта утрата станет значительно позднее причиной появления экологического кризиса в общей связке с другими проблемами, возникшими в результате её отрицания.
Важно понять, что одушевленность мира никуда не исчезает с наступлением господства библейской традиции, но, сохраняясь, оказывается в забвении.

Забвение правит человеком вот уже шестнадцать столетий.

/Андрей Павленко "ТЕОРИЯ И ТЕАТР"/

0

13

Первая версия "Юноны" и "Авось" (1980)

Жители двадцатого столетья,
Ваш к концу идет двадцатый век.
Неужели вечно не ответит на вопрос согласья человек?
Две души, несущихся в пространстве, полтораста одиноких лет, мы вас умоляем о согласьи, без согласья смысла в жизни нет
Аллилуйя, аллилуйя,
Аллилуйя, аллилуйя,
Аллилуйя, аллилуйя.
Аллилуйя возлюбленной паре,
Мы забыли, бранясь и пируя,
Для чего мы на Землю попали,
Аллилуйя любви, аллилуйя любви,
Аллилуйя.
Аллилуйя, аллилуйя,
Аллилуйя, аллилуйя,
Аллилуйя, аллилуйя.
Аллилуйя всем будущим детям,
Наша жизнь пролетела аллюром,
Мы проклятым вопросам ответим:
Аллилуйя, аллилуйя,
Аллилуйя, аллилуйя.
Я люблю твои руки и речи,
С твоих ног я усталость разую,
В море общем сливаются реки,
Аллилуйя любви, аллилуйя любви,
Аллилуйя.
Аллилуйя, аллилуйя,
Аллилуйя, аллилуйя,
Аллилуйя, аллилуйя.
Аллилуйя Кончите с Резановым,
Исповедуя веру живую,
Мы повторим под занавес заповедь:
Аллилуйя любви, аллилуйя любви,
Аллилуйя.
Аллилуйя актерам трагедии,
Что нам жизнь подарили вторую,
Полюбивши нас через столетья
Аллилуйя, аллилуйя,
Аллилуйя, аллилуйя.


Музыкальная жизнь. Первая версия "Юноны" и "Авось" (1980)

Фрагмент передачи  "Музыкальная жизнь" о работе над грамзаписью рок-оперы “Авось” Алексея Рыбникова по поэме Андрея Вознесенского.  Алексей Рыбников рассказывает об истории создания оперы, в записи в студии принимают участие Анна Рыбникова, Геннадий Трофимов, Константин Кужалиев, Раиса Дмитренко

0

14

Вышедший из Табакерки


Теория и Театр

0

15

Знает прекрасно любой театрал:
Театр - не просто сцена и зал.
Театр не может жить без актёров,
Без драматургов и режиссёров,
Без костюмеров и без гримёров,
Без гардеробщиков и билетёров,
Без декораторов и осветителей…
И, что особенно важно, Без зрителей!

Теория и Театр

0

16

Теория и Театр

0

17

Может это надо рассматривать, как интерактивный спектакль. Когда зритель не остаётся пассивным созерцателем, когда он ставится режиссёрским замыслом  в центр разыгрываемой мистерии, в данном случае  в центр игры таких действий и смыслов , как обуздание бушующих  страстей и и взращивание тихой и мудрой энергии любви.

Встречи

0

18


Стихотворения чудный театр,
нежься и кутайся в бархат дремотный.
Я ни при чем, это занят работой
чуждых божеств несравненный талант.

Я лишь простак, что извне приглашен
для сотворенья стороннего действа.
Я не хочу! Но меж звёздами где-то
грозную палочку взял дирижер.

                                                                                          Белла Ахмадулина

Красота

0

19

Гул затих. Я вышел на подмостки.

                                                                          Борис Пастернак. "Гамлет". Строфа.

Вы, артисты, устраивающие свои театры
В больших домах, под искусственными светочами,
Перед молчащей толпой,— ищите время от времени
Тот театр, который разыгрывается на улице.
Повседневный, тысячеликий и ничем не прославленный,
Но зато столь жизненный, земной театр, корни которого
Уходят в совместную жизнь людей,
В жизнь улицы.
Здесь ваша соседка изображает домохозяина, ярко показывает она,
Имитируя поток его красноречия,
Как он пытается замять разговор
Об испорченном водопроводе. В скверах
Молодые люди имитируют хихикающих девушек,
Как те по вечерам отстраняются, защищаются и при этом
Ловко показывают грудь. А тот вот пьяный
Показывает проповедующего священника, отсылающего неимущих
На щедрые эдемские луга. Как полезен
Такой театр, как он серьезен и весел
И какого достоинства исполнен!

                            Бертольд Брехт — О повседневном театре. Избранное.

Теория и Театр

0

20

Мой маленький Парнас

Прошлое — единое полотно, воображаемое или выстраданное, пережитое в трех измерениях или просто отложившееся в том маленьком театре разума, который ярко горит всю ночь.

                                                                                                                                                                                             Роберт Льюис Стивенсон

И, снится мне...

Уважаемые друзья, хочу поведать  вам  о том, что я хочу смотреть сны созданные только моей душой атмой и служащими ей  механизмами внутри психической деятельности. Считаю, что я заслужил себе это право, данное нам всем изначально Природой. Благодарю за внимание и понимание.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Свободное общение » Теория и Театр