Гламур - это миф, реальность или уловка общества потребления?
Для начала - лирическое вступление, вроде бы никак не связанное с темой. Поскольку я росла не при дворе, а во дворе, то мне очень рано объяснили, что матерные слова и производные от оных выражения имеют десятки всяческих значений - один и тот же термин, в зависимости от ситуации, может означать разное. Целая гамма! Но это только присказка. Я сегодня о гламуре. Почему бы вдруг такое начало текста? Да потому что слово «гламур» имеет не меньше значений, чем слово на заборе... ну вы меня понимаете. В зависимости от личности говорящего, от контекста, от смысла сказанного. Более того - безобидное словечко, связанное, вроде бы, с модной индустрией и частично - с кинематографом, иной раз выступает в качестве ругательства: «Фу, гламур какой-то». Стыдоба!» Да. Многие люди употребляют сие слово там, где должно бы стоять слово «китч». А он, как раз, теоретически считается антиподом гламура. Или как сказал один суровый человечище в отношении нестандартно-ориентированных юношей: «Ну, эти, гламурненькие... Бррр...». То есть в глазах ряда людей гламур = китч и гламур = гомосексуализм. Ещё пример интереснейшей трактовки: «Как гламур к нам полез, так сразу СССР и кончился». Товарищ подразумевал под гламуром ни что иное, как вещизм. Меж тем, этому явлению постоянно пытаются дать сносное определение. На них там, на Западе, есть даже полновесное исследование автора Стивена Гандла, которое так и называется - «Гламур».
Марлен Дитрих - гламур?
Андреа Теодорова - гламур?
Историк моды трактует сие явление весьма вольно, так сказать, рисует широкими и вольными мазками. Смысл книги - сказать, что гламур представляет собой уникальное явление: он может заворожить своей сказочной красотой, но может и шокировать, превращаясь в вульгарную показуху. Он завоевал поп-культуру и коммерческий рынок, он проник в повседневный досуг, в быт, и, разумеется, в моду. Автор не мелочится и начинает ...с наполеоновской эпохи и шурует до наших дней. Для него Бонапарт и его двор, как раз, гламурны, как гламурен для него... Вальтер Скотт, не говоря уже о Байроне и о главном денди - Джордже Браммелле. Потом наступает черёд звезд Голливуда, куртизанок, спортсменов, топ-моделей, Арманей и Версачей. Ребята, там есть всё, что автор «...знал о мехах». Эта книга не просто интересна, как набор фактов - она показывает нам универсальность и многозначность этого понятия и - явления. Гламур, как волшебство и сияние звёзд. Белокурая Венера Марлен Дитрих с отрешённым лицом неземной красоты. И - гламур, как стиль провинциальных ларьков. Мой вам пример - болгарская певица Андреа Теодорова. Если вы всё ещё смеётесь над российскими блондинками, поющими про бананы-кокосы и бриллианты, то ради интереса познакомьтесь с таким направлением (?) болгарской музыки, как чалга. О, вас ждёт много прекрасных открытий, после которых даже самая попсовая попса покажется вам Сен-Сансом. (Хотя, изначально, чалга - это просто поп-фольк. Ну да, деградировало понятие, как в России низвелось слово «шансон»).
Реальность, создаваемая Хорстом П.Хорстом, считается образцом гламура.
Личность Пэрис Хилтон тоже считается образцом гламура.
Вспомнить, когда же именно слово «гламур» впервые прозвучало в России – сложно. Во всяком случае, в 1998 году оно требовало некоторой расшифровки даже для читателей журнала ‘Vogue’: «…Валентино, этот итальянец, получивший прозвище ‘Le Chic’ остался певцом утончённости и рафинированной роскоши, которую глянцевые журналы именуют словом ‘glamour’» (‘Vogue’ №4 1998.) Собственно, это и является дефиницией гламура – утончённость и рафинированная роскошь. Тогда почему люди так упорно называют гламурными всех китчевых красоток, решивших создавать микс из худших проявлений Кристины Агилеры и Пэрис Хилтон? Это же - полная противоположность утончённому шику и уверенно-богатой жизни! Гламур - это, прежде всего, изначальное богатство или умелая его демонстрация. Умелая, дорогие мои! Это - некая волшебная реальность, которую мог, к примеру, создавать фотограф Хорст П. Хорст. И, разумеется, «гламуром» нынче именуют всё (или почти всё), что связано с жизнью богатых, знаменитых и успешных - гламурная party, гламурный макияж, гламурная персона в гламурном прикиде и так далее. Даже есть такой очаровательный журнал - ‘Glamour'. Небывалый случай - название есть, а с определением напряжёнка. Гламур исторически связан с праздностью, с сибаритством, с тем, что в Италии называют ‘dolce far niente' (приятное ничегонеделание). Так что офисная вуман, даже если она вся оденется в ‘Versace' и надушится эксклюзивным ароматом, гламурнее от этого не станет - это не наш стиль жизни. Мы - рабыни дресс-кода.
Gertrude Vanderbilt Whitney для журнала 'VOGUE'.
Эллочка Щукина из кинофильма про стулья...
На мой взгляд, гламурный человек - уверен в себе. Более того - он сам создаёт моду, как уже упомянутый тут Браммелл переодел всю английскую знать в тёмные неброские фраки. Русский денди Онегин был только подражателем. Марлен Дитрих любила шокировать всех своими брючными костюмами. Она не следовала, но создавала своё. Гламурная персона не участвует в соревнованиях - она живёт в своём ритме. Богатая, спокойная, равнодушная к рёву толпы. Вандербильдиха. Как только появляется суета - всё. Из Вандербильдихи она скатывается до Эллочки-людоедки. Это, как раз, две стороны гламура, которые очень чётко описали Ильф и Петров. Законодательница и подражательница. Роскошь и подделка. В середине 2000-х на просторах интернета развернулась тема так называемого «гламурного фашизма» - её апологетами оказались модные и продвинутые ребятки, как правило, из обеспеченных семей - дети нуворишей нашли эталон и отправную точку. Смысл концепции – именно эстетика Третьего Рейха несла в себе зачатки того, что мы сегодня именуем сладким и роскошным словом «гламур», тогда как советский мир был бесполо-пуританским, немодно-лапотным, краснознамённо-месткомовским, да и просто поганым. И – любимый рефрен про «зловещую красоту от Хьюго Босса», который, между нами говоря, никакой эсэсовской формы не разрабатывал. Автором «гламурного шика СС» явился Карл Дибич – специалист по геральдике, который взял за основу эстетику «чёрных гусар» (гусар смерти) Фридриха Великого.
Воспалённая фантазия и суровая быль.
Собственно, прусский мир, генетически связанный с реальным Третьим Рейхом, никогда не был роскошен, шикарен, изыскан. Напротив, он оказался связан с унификацией и с жёстким подчинением, а именно эти понятия ярко противоположны гламуру. Разумеется, гламурный фашизм опирается на придуманный мирок Тинто Брасса, Лилианы Кавани и прочих режиссёров, работавших в скандальном и не эстетичном жанре nazi-exploitation. Собственно, гламурный фашизм - это одна из дешёвых и отталкивающих разновидностей порно-шика. По счастью, сейчас тема «гламур-фашизма» перестала быть популярной в сети - то ли потому что сам гламур, по мнению модных обозревателей, «умер вместе с началом кризиса», то ли позолоченные мальчики, предпочитавшие сладенького душку-Гейдриха, повзрослели и занялись каким-нибудь суперэффективным менеджментом... Да, умер ли гламур, как таковой, после начала кризиса? Эту фразу в 2008-2010 годах регулярно повторяли все журналы мод. Но какой именно гламур умер? Писалось, что на смену гламуру притопал гранж, как ярое отрицание шика. Потом статьи «на смерть гламура» как-то прекратились, видимо потому, что это слишком неуловимое и не определимое явление, чтобы его хоронить. Умереть может что-то реальное. А гламур - это миф.
http://zina-korzina.livejournal.com/735682.html