«Сладкая женщина» - исправится ли Аня?
Для начала – интересный момент. Я заметила, что сюжеты некоторых советских фильмов как бы зеркалят друг друга, и если внимательно смотреть социальную драму «Сладкая женщина» (1976), можно заметить, что Аня Доброхотова – это прямой антипод Кати Тихомировой из мелодрамы «Москва слезам не верит» (1979). Всё, что было дано Доброхотовой – в минусе у Тихомировой, как и наоборот. При сходных стартах - разные финиши.
Кадр из фильма «Сладкая женщина» (1976). Скриншот.
В обоих случаях действие начинается в 1950-х и заканчивается в 1970-х, через 20 лет; обе девушки влюбили в себя парней из интеллигентной среды и – забеременели, да только Аню приветили родственники Ларика и очень хотели прописать, а Катю в аналогичной ситуации сочли аферисткой и охотницей за «метрами».
Аня учиться не хотела, а Катя – росла, делая карьеру. Аня подруг растеряла, а Катя – нет. Анна – эгоистка, Екатерина – альтруистка. Доброхотова оказалась для сына «мачехой», а Тихомирова для Александры – отличной мамой и другом. Обе женщины - красивы и моложавы. По-разному.
Кадр из фильма «Сладкая женщина» (1976). Скриншот.
И – в те самые 40 лет, когда «жизнь только начинается» и к той, и другой подсаживается в электричке странный мужик – импозантный работяга (Алексей Баталов VS Олег Янковский!) с интеллектуальными запросами и, как выясняется потом – с деспотической натурой, где женщине отводится подчинённая роль.
И ещё – Катя произносит хорошую фразу. Мол, у неё хорошие учителя были. Это не лишь о Рудольфе, которому обращена эта реплика. Это – про жизнь. Катя выправилась, Аня – осталась той шоколадной массой, среди которой она «варится» на своей кондитерской фабрике. Сладкое – оно приятное и ужасно вредное одновременно.
Кадр из фильма «Сладкая женщина» (1976). Скриншот.
И вот тут возникает вопрос: а исправится ли Аня после того, как нарцисс Тихон Дмитриевич Соколов несколько раз и весьма грубо по ней «проехался»? Он чудовищен и …он – прав. Анна ему приглянулась – сдобная, ухоженная тётка. А потом его стала бесить её «липкость» в сочетании с меркантильностью.
Нормальный мужик просто отстал бы, а этот – в душе палач, как все нарциссические натуры, ему надо замучить свою жертву, извести её эмоциональными качелями. И повторюсь – он прав. Он её злобно учит. Хотя… – зря. Не дойдёт. Потому что Аня, в принципе, не способна к изменениям. Она такая сформировалась.
Кадр из фильма «Сладкая женщина» (1976). Скриншот.
С юности всё её существо было нацелено только на какое-то звериное выживание, а в возрасте 40+ становиться эмпатичной попросту поздновато. Аня всё видит через призму: «Или я урву, или – у меня!» Бесконечные разговоры о гарнитурах и холодильниках, о еде и курортах. Всё это хорошо, когда не это - главное.
К мужикам у неё тот же подход – и к Ларику, и к мужу Коле, и к этому Тихону. Самая циничная фраза, которую могла себе позволить женщина, произнесена Аней безо всякого стеснения: «Это счастье, Коль, что ты инвалид Отечественной войны оказался». Похоронив мать, Доброхотова думает о том, за сколько можно продать дом, стол, шкаф.
Кадр из фильма «Сладкая женщина» (1976). Скриншот.
Иногда что-то промелькивает в мыслях – мол, не так живу. Но что она может поделать, если не умеет по-другому? Она могла бы взять у интеллигентной семьи Ларика их знания и - смыслы; от Коли - душевную чуткость и отзывчивость; от Тихона - непривязанность к шмоткам и материальным ценностям. От сына - умение любить. От коллег - работу не напоказ.
В конце-то концов, оставшись одна в праздник, униженная Тихоном, женщина плачет у окна, и в этот момент становится похожа на ренессансную мадонну. И нам как бы транслируют: у Ани в её 40 лет всё ещё сложится. Но что-то слабо верится. Такая уж уродилась. Впрочем, там и мать была - жёсткая и материальная.
Кадр из фильма «Сладкая женщина» (1976). Скриншот.
Zina Korzina (c)
P.S. Одноимённая повесть Ирины Велембовской - несколько иная. Даже круче. Вот отрывок: «Восьмого марта тысяча девятьсот семьдесят первого года, как раз в женский праздник, в одном из старых, агонизирующих перед сносом домов в Черкизове около девяти часов вечера раздался на лестнице звук падения.
.
Один из жильцов услышал, открыл дверь и увидел, что на площадке лежит без признаков сознания женщина, очень прилично одетая и еще довольно молодая. При ней нашли пропуск, удостоверяющий, что она является работницей карамельного цеха одной из московских кондитерских фабрик, Доброхотовой Анной Александровной».