Известная картина Юрия Пименова полна неожиданностей
Юрия Пименова принято считать прозаиком-бытописателем. Романтическим, но – прозаиком. Девочки фабричные бегут в сторону танцплощадки. Юбочки, ножки, «бабетты». Стою на полустаночке в цветастом полушалочке. Каблучки по асфальту стучат – на девчонку ребята глядят. «Я гляжу ей вслед – ничего в ней нет, а я всё гляжу – глаз не отвожу», - как пела радиоточка эпохи Оттепели. И нёсся «тёплый ламповый» звук над крышами розовеющих новостроек. Пименов, несомненно, об этом – о Зиночках и Танюшках с комбината, о буднях обновлённой Москвы с её проспектами и шоссейными дорогами, уносящими из шумного центра в дачную бесконечность. Однако он глубже, чем банальный рассказчик – он творец магических пространств и автор зашифрованных посланий.
Его «Свадьба на завтрашней улице» из той же серии, что «Джоконда», «Девочка с персиками» и «Девятый вал». Насмотренный и засмотренный шедевр. Хрестоматийная вещь в прямом смысле этого слова – «Свадьбу…» размещали в хрестоматиях и школьных пособиях. По ней писали сочинения. Её давали юным художникам для обучения свето- и цветопередаче. Если же отвлечься от привычности, то раскроется дивное – пименовская улица обладает свойствами портала в иные реальности. Во-первых, в роли жениха выступает …сам художник, но ослепительно-юный, каким он был в «ревущих-двадцатых». Невеста – его жена и помощница Наталья Бернадская.
Обратите внимание на странную фигуру слева, рядом с невестой, в траншее – некто в домашней бархатной куртке, какие тогда носили маститые интеллигенты. Он - гораздо крупнее остальных участников процессии, да ещё изображён по пояс. Почему-то на этого героя мало кто обращает своё внимание, а ведь он – явен. Все глаза устремлены в сторону младой невесты и улыбающееся парня, уютного жилмассива, досок, мамочек с колясками на заднем плане. Тогда как силуэт мужчины – тут же стирается. Кто это? Тот же Пименов, но современный, пишущий эту сцену у себя в мастерской.
Это – сновидение. Это - куплет из популярной песенки: «Снятся людям иногда / Голубые города, / У которых названия нет». Cон, вызванный скрипом половиц, за секунду до пробуждения. У этого города и этой улицы нет названия – они завтрашние. Персонажи стивен-кинговского романа «Лангольеры» попали во вчерашний день, где и маялись средь серого морока; Пименов заскочил в блистающее завтра и выплеснул на холст мечту о будущем. В момент написания картины ему было почти шестьдесят лет. Практически ровесник века – 1903 год рождения. В этом возрасте мэтры бронзовеют и скучнеют. Тучнеют. Мрачнеют. Но не таков наш Пименов! Его ждал плодотворнейший период: шестидесятые заворожили матера. Впрочем, обо всём по порядку.
В Новой Третьяковке сейчас проходит большая выставка Юрия Пименова (1903 – 1977).