Картина Вермеера сильно изменилась после реставрации: вернулся Купидон, но тайна, кажется, исчезла
Не все согласны с тем, что "новый Вермеер" - так называет отреставрированную картину Дрезденская галерея - лучше старого.
Картина Яна Вермеера Делфтского "Девушка, читающая письмо у открытого окна" (ок. 1657-1659, холст, масло, 83×64.5 см, Дрезденская картинная галерея) до реставрации и после.
Реставрация картины началась в 2017 году и завершилась только сейчас (а с 10 сентября обновлённая картина будет представлена публике на большой выставке Вермеера, где покажут сразу 10 его произведений - выставка пройдёт "дома" у "Девушки", в Дрезденской галерее).
Что мы видели раньше? Лаконичного, тонкого, загадочного Вермеера: девушка читала письмо, стоя на фоне пустой жемчужно-серой стены. На то, что читает она, скорее всего, не список покупок, не сплетню, изложенную подругой, и не родительские наставления, намекали лишь яблоки (отсылка к грехопадению) и персики на переднем плане. Персики могут быть прочитаны как символ внебрачных отношений, а следовательно, по мнению искусствоведа Норберта Шнейдера, указывают на то, что письмо - любовное. Может, в нём признание в чувствах. Может, сообщение о разрыве. Может, муки ревности. А может, нам вообще всё это показалось. Загадка повисла в воздухе. Вместе с ощущением, что Вермеер - гений.
Что мы видим сейчас? Вернувшаяся на стену картина с изображением Купидона, спутника и помощника богини любви, не намекает, а кричит: "Что тут думать? Эта история про любовь и точка!"
Композиция "Девушки, читающей письмо..." тоже стала "шумной", перегруженной. Впрочем, шумной - не только в метафорическом смысле: кажется, подует ветер - и мы услышим, как оконная рама ударится о раму картины с Купидоном. Брр... А была такая тишина.
Но, может, Вермеер сам быстро сообразил, что Купидон на стене всё портит - и собственными руками быстро закрасил его? И тогда реставраторы, вернув пухлого малыша назад, нарушили волю художника, который на самом деле - лаконичен, загадочен, гениален и вот это вот всё... Увы, отвести подозрения от Вермеера не получается.
То, что на стене была картина с Купидоном, известно ещё с 1979 года, когда шедевр исследовали с помощью рентгена. Поначалу так и решили: Вермеер сам осознал ошибку - и всё исправил. Но в 2017-м началось тщательное исследование картины - и выяснилось: между Купидоном и написанной поверх него стеной - грязь, для накопления которой потребовался длительный период в несколько десятилетий. Это значит, что стену поверх Купидона написали через несколько десятилетий после того, как Вермеер закончил картину. Закончил её он не позднее 1659 года, а умер в 1675-м: обнаруженная грязь явно копилась дольше 16 лет - записал Купидона кто-то другой уже после смерти Вермеера (кто это сделал и когда именно, пока не установлено). Вообще, это не редкость, когда владелец картины улучшает её по собственному усмотрению.
Есть ещё кое-что: Вермееру определённо нравился этот Купидон. Картина с Купидоном, видимо, была в личной коллекции художника. И он изобразил этого пухляша, как минимум, ещё на двух картинах(ведь не все его вещи дошли до нас) - "Дама, стоящая у вирджиналя" (ок. 1670-1672, Лондонская Национальная галерея) и "Прерванный урок музыки" (ок. 1660–1661, Коллекция Фрика, Нью-Йорк):
Слева - картина Вермеера из Дрезденской галереи (состояние после реставрации), справа - картина Вермеера из Лондонской галереи.
Картина с изображением Купидона фигурирует в описи имущества вдовы Вермеера - возможно, это та самая вещь, которую он воспроизводил на своих полотнах.
Кто автор картины с Купидоном и что на ней происходит? Предполагают, что картина выполнена в стиле нидерландского художника Цезаря ван Эвердингена, современника Вермеера. Купидон держит карточку с цифрой один и даёт таким образом совет: любящий должен любить только одного. Происхождение этого образа известно - оно из вышедшего в 1608 году сборника "Любовные эмблемы" фламандского художника (и учителя Рубенса, вот как всё связано!) Отто ван Веена.
Гравюра Отто ван Веена из сборника Amorum Emblemata.
Зная содержание картины с Купидоном, мы можем фантазировать о содержании письма, которое девушка читает, стоя у окна. Это аргумент в пользу того, что картину с Купидоном на стену нужно было вернуть. Хоть с непривычки и кажется, что с голой стеной полотно Вермеера выглядело изысканнее.
А вам какой вариант нравится больше - до реставрации и после?
Кино и картины (с)