Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Музеон

Сообщений 1131 страница 1140 из 1213

1131

Как видели сталинский СССР в Америке?

Как видели сталинский СССР в послевоенной Америке? Нашла тут иллюстрацию художника Stevan-а Dohanos-а (1907 - 1994), обычно рисовавшего обложки для журналов, в частности, для The Saturday Evening Post. А тут - типичная советская семья и квартира - тоже, видимо, типичная. В общем, изобразил какой-то чеховский мир, но под портретом Сталина.

Музеон

Зина Корзина (с)

0

1132

Но тут всё про любовь!

Эх, романтика! Какая милая, про_любовь, картина, хотя, и называется довольно сурово - «Огни Братской ГЭС». А тут же всё о любви. Ну, об огнях тоже. И немножко - о дублёнке. Очень узнаваемый силуэт модного пальто.

Музеон
Корчагин Юрий Сергеевич. «Огни Братской ГЭС». 1977 год.

Зина Корзина (с)

0

1133

Картина-символ дамского одиночества

Как красиво и - безнадёжно. Эта картина изображает дамское одиночество.

Музеон
Олег Васильев. «Где ты?» 1992 год.

Зина Корзина (с)

0

1134

Типичная интеллигентная молодёжь 1960-х.

Типичная такая картина из жизни интеллигенции 1960-х - умные лица, свитера, борода у одного из парней, крашеная в блондинку девушка, похожая сзади на Марианну Вертинскую (лица не видать), выставка скульптур, имеющих отсылки к древним культурам - тогда было модно такое и на полки, среди томиков Хэмингуэя и Ремарка ставить. Да, и отрывок из фильма, где изображена точно такая же молодёжь.

Музеон
Натаревич Михаил Давыдович. «На выставке». 1968 год.

Любить... (1968) / Новелла первая

Зина Корзина (с)

0

1135

Как разоблачить шедевр с помощью линейки: об одной картине из коллекции Дмитрия Щукина

Дмитрий Иванович Щукин (1855-1932), брат знаменитого коллекционера Сергея Щукина, который купил и привёз в Россию лучшие работы Матисса, Пикассо, Гогена и других выдающихся художников рубежа XIX и XX веков, тоже собирал произведения искусства. Правда, Дмитрий, в отличие от Сергея, модернистам-экспериментаторам предпочитал старых мастеров. Жемчужиной коллекции Дмитрия Щукина была картина "Урок музыки", автором которой считался Герард Терборх (1617-1681), один из крупнейших мастеров "золотого века" голландской живописи.

Музеон
Круг художника Герарда Терборха. «Урок музыки». Холст, масло. 69х58,5 см. ГМИИ им. Пушкина, Москва (происходит из собрания Дмитрия Щукина)

После революции коллекция Дмитрия Щукина была национализирована, а с 1924 года основная её часть вошла в собрание Музея изящных искусств (так тогда назывался Пушкинский). Александр Дейнека даже поместил этот "Урок музыки" внутрь своего полотна, изображающего сцену в музее. Очевидно, что и после смены владельца вещь оставалась популярной.

Дмитрий Иванович Щукин очень заботился о том, чтобы в его коллекции были первоклассные вещи, поэтому в качестве эксперта при покупке новых произведений привлекал даже тогдашнего генерального директора Берлинских музеев Вильгельма Боде.

Непонятно, консультировался ли Щукин с Боде по поводу приобретения "Урока музыки". И почему хотя бы сам не обратил внимание на то, что стул слишком мал для девушки с картины, а нижняя часть её тела - будто с другого полотна. Не обратил внимание - и не заподозрил, что виртуоз Терборх не допустил бы такой дисгармонии.

Имеется ещё один нюанс. И он мог быть известен Щукину (и если так - то должен был насторожить при покупке нескладной картины с музицирующий дамой). В 1891 году упоминавшийся выше Вильгельм Боле подарил похожую (и несомненную в плане авторства Терборха) картину Берлинскому музею. Щукин свою приобрёл несколько лет спустя.

Музеон
Герард Терборх (1617-1681). Концерт. Дуб, дерево. 57,1 x 45,7 см. Берлинская картинная галерея

На диспропорциональность московской картины обратили внимание научные сотрудники современного Пушкинского музея. Доктор искусствоведения, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. Пушкина Вадим Садков рассказал, как, заподозрив неладное, запросил у коллег из Берлина точные размеры девушки с их полотна - от макушки до пуфика, на котором она сидит. И сравнил полученные данные с размерами женской фигуры с московской картины: полное совпадение! Это значит, что московская картина была написана по трафарету. Притом написана кем-то с не слишком точным глазом.

Сейчас на сайте Пушкинского музея о картине сказано, что она создана художником из круга Терборха.

Музеон
Слева - картина Терборха из Берлина, справа - из коллекции Дмитрия Щукина (а теперь - Пушкинского музея).

Кино и картины (с)

0

1136

Картина Вермеера сильно изменилась после реставрации: вернулся Купидон, но тайна, кажется, исчезла

Не все согласны с тем, что "новый Вермеер" - так называет отреставрированную картину Дрезденская галерея - лучше старого.

Музеон
Картина Яна Вермеера Делфтского "Девушка, читающая письмо у открытого окна" (ок. 1657-1659, холст, масло, 83×64.5 см, Дрезденская картинная галерея) до реставрации и после.

Реставрация картины началась в 2017 году и завершилась только сейчас (а с 10 сентября обновлённая картина будет представлена публике на большой выставке Вермеера, где покажут сразу 10 его произведений - выставка пройдёт "дома" у "Девушки", в Дрезденской галерее).

Что мы видели раньше? Лаконичного, тонкого, загадочного Вермеера: девушка читала письмо, стоя на фоне пустой жемчужно-серой стены. На то, что читает она, скорее всего, не список покупок, не сплетню, изложенную подругой, и не родительские наставления, намекали лишь яблоки (отсылка к грехопадению) и персики на переднем плане. Персики могут быть прочитаны как символ внебрачных отношений, а следовательно, по мнению искусствоведа Норберта Шнейдера, указывают на то, что письмо - любовное. Может, в нём признание в чувствах. Может, сообщение о разрыве. Может, муки ревности. А может, нам вообще всё это показалось. Загадка повисла в воздухе. Вместе с ощущением, что Вермеер - гений.

Что мы видим сейчас? Вернувшаяся на стену картина с изображением Купидона, спутника и помощника богини любви, не намекает, а кричит: "Что тут думать? Эта история про любовь и точка!"

Композиция "Девушки, читающей письмо..." тоже стала "шумной", перегруженной. Впрочем, шумной - не только в метафорическом смысле: кажется, подует ветер - и мы услышим, как оконная рама ударится о раму картины с Купидоном. Брр... А была такая тишина.

Но, может, Вермеер сам быстро сообразил, что Купидон на стене всё портит - и собственными руками быстро закрасил его?
И тогда реставраторы, вернув пухлого малыша назад, нарушили волю художника, который на самом деле - лаконичен, загадочен, гениален и вот это вот всё... Увы, отвести подозрения от Вермеера не получается.

То, что на стене была картина с Купидоном, известно ещё с 1979 года, когда шедевр исследовали с помощью рентгена. Поначалу так и решили: Вермеер сам осознал ошибку - и всё исправил. Но в 2017-м началось тщательное исследование картины - и выяснилось: между Купидоном и написанной поверх него стеной - грязь, для накопления которой потребовался длительный период в несколько десятилетий. Это значит, что стену поверх Купидона написали через несколько десятилетий после того, как Вермеер закончил картину. Закончил её он не позднее 1659 года, а умер в 1675-м: обнаруженная грязь явно копилась дольше 16 лет - записал Купидона кто-то другой уже после смерти Вермеера (кто это сделал и когда именно, пока не установлено). Вообще, это не редкость, когда владелец картины улучшает её по собственному усмотрению.

Есть ещё кое-что: Вермееру определённо нравился этот Купидон. Картина с Купидоном, видимо, была в личной коллекции художника. И он изобразил этого пухляша, как минимум, ещё на двух картинах(ведь не все его вещи дошли до нас) - "Дама, стоящая у вирджиналя" (ок. 1670-1672, Лондонская Национальная галерея) и "Прерванный урок музыки" (ок. 1660–1661, Коллекция Фрика, Нью-Йорк):

Музеон
Слева - картина Вермеера из Дрезденской галереи (состояние после реставрации), справа - картина Вермеера из Лондонской галереи.

Картина с изображением Купидона фигурирует в описи имущества вдовы Вермеера - возможно, это та самая вещь, которую он воспроизводил на своих полотнах.

Кто автор картины с Купидоном и что на ней происходит? Предполагают, что картина выполнена в стиле нидерландского художника Цезаря ван Эвердингена, современника Вермеера. Купидон держит карточку с цифрой один и даёт таким образом совет: любящий должен любить только одного. Происхождение этого образа известно - оно из вышедшего в 1608 году сборника "Любовные эмблемы" фламандского художника (и учителя Рубенса, вот как всё связано!) Отто ван Веена.

Музеон
Гравюра Отто ван Веена из сборника Amorum Emblemata.

Зная содержание картины с Купидоном, мы можем фантазировать о содержании письма, которое девушка читает, стоя у окна. Это аргумент в пользу того, что картину с Купидоном на стену нужно было вернуть. Хоть с непривычки и кажется, что с голой стеной полотно Вермеера выглядело изысканнее.

А вам какой вариант нравится больше - до реставрации и после?

Кино и картины (с)

0

1137

Тогдашняя молодёжь, как она есть. Год - 1981-й

Есть картины, которые интересно разглядывать. И что-то вспоминать. И - сравнивать с тем, что было у тебя, у твоих друзей, у ребят с нашего двора. Вот это - прекрасная вещь. Молодёжь прошлого века, как она есть. Год - 1981-й.

Музеон
Евменов Анатолий Васильевич (1945 - 2015), Евменова Галина Ивановна (род. 1945). «В кресле». Триптих «Метаморфозы». Левая часть. Там есть и Бельмондо, кстати.

Зина Корзина (с)

0

1138

А хотелось бы Холмса...

Дивная вещь. Тот случай, когда автору хотелось изображать Шерлока Холмса, а пришлось... В общем, такое чувство, что голова героя была приставлена в самый последний момент. Ибо она не живая, а как бы взятая с памятника.

Музеон
Георгий Малаков. Ленин в Лондоне. 1970-1972 гг.

Зина Корзина (с)

0

1139

Как же выразительно передано движение, направление жизни, энергия!

Ранний Юрий Пименов - это удивительная динамика. Два непересекающихся мира на улицах новой России - спортсмены и нэпманши. Фон тоже интересный - лыжники двигаются на уровне современного здания, а дамы - на фоне старой архитектуры.

Музеон
Пименов Юрий Иванович - "Московская улица" 1929.

Зина Корзина (с)

0

1140

Эра Мопассана

Эта ренуаровская вещь, буквально ощущающаяся, как "эра Мопассана" - портрет актрисы Татьяны Самойловой. А ведь даже тип лица подогнан под женщин 1880-х годов. И платье с явно угадывающимся турнюром в тему.

Музеон
Юрий Иванович Пименов. Портрет актрисы Татьяны Евгеньевны Самойловой в роли Анны Карениной. Масло. 1968.

Зина Корзина (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]