"Тора! Тора! Тора!" (Tora! Tora! Tora!), или Тигр нападает
Полагаю, все согласятся, что лучшие фильмы о второй мировой войне сняты в 1960-1970-х гг. Почему - понятно. Во-первых, непосредственные участники событий были еще не только живы, но в здравом уме и твердой памяти и нередко принимали участие в съемочном процессе. Во-вторых, с войны прошло уже 15-25 лет, страсти немного улеглись и стало возможным объективно оценить события. Лента Ричарда Флейшнера и Киндзи Фукасаку "Тора! Тора! Тора" как раз относится к таким картинам. Она вышла в 1970-м и достаточно беспристрастно показывает атаку на Перл-Харбор".
"Тора! Тора! Тора!" снята в жанре, который на западе называют доку-драма. Это игровые ленты, которые достаточно точно воссоздают те или иные исторические события. Из известных в нашей стране к ним можно отнести "Горит ли Париж?" или "Самый длинный день", из неизвестных - "Они хотели убить де Голля". Плюсы произведений этого жанра известны: они заменяют довольно толстый том исторических исследований и могут как увлечь неискушенного зрителя, так и доставить удовольствие знатоку событий. Минусы тоже известны: огромное количество персонажей, в которых незнающему зрителю не мудрено и запутаться.
И первую часть фильма (а он довольно длинный и снят в традициях старого Голливуда, с антрактом) неподготовленному человеку смотреть, возможно, будет скучно. Ибо она рассказывает о политической стороне вопроса. О том, как военные, дипломаты, политики пытаются предугадать, предотвратить или ускорить надвигающуюся войну. Поэтому герои первой серии - это джентльмены средних лет в генеральских или полковничьих мундирах, а также их ровесники в тройках или визитках. И действие фильма происходит в-основном в кабинетах.
Но дождитесь второй части и вы увидите потрясающие по своей достоверности и масштабности сцены атаки японских самолетов на базу американского ВМФ в Перл-Харборе. И вот тут-то будет интересно всем. Потому что покажут наконец и обычных людей: моряков, летчиков механиков и пр. Хочу отметить, что с японской стороны тут подошли более вдумчиво и достаточно подробно раскрутили такого персонажа, как капитан ВВС Японии Футида Мицуо, возглавившего атаку. Как я понимаю, он воплощал дух японской доблести и чести.
Футида Мицуо (Такахиро Тамуро).
С американской стороны таких ярких героев нет, но интересные есть. Я лично после просмотра фильма отправилась искать биографии двух летчиков, которые не только сумели поднять самолеты (во время событий в Перл-Харборе всего 10 американских истребителей смогли взлететь), но и очень успешно сражались с японцами: в этом бою на счету у Тейлора было два сбитых самолета, одна предположительная победа, у Уэлча - 4 сбитых самолета, одна предположительная победа. А это были совсем юные желторотые мальчишки, любители покера, девочек и выпивки, только-только уснувшие после веселья в ночном клубе, когда объявили тревогу.
Хорошо показали и то, как человеческий фактор влияет на события. Пофигизм, наплевательское отношение, неопытность, неверие - вполне естественные вещи. Но на ответственном посту следует проверять каждую мелочь. Чтобы не вышло потом, что информацию о приближающихся самолетах от солдат, обслуживающих радар, не удостаивают внимания и проверке потому что кто-то говорил о перегоне наших самолетов с материка, или что офицер, потребовавший подтверждения сведений о вражеской подлодке, получает их в виде бомб, падающих у него перед самым носом.
Главные роли сыграли актеры не первой величины, супер-звезд тут нет. Но это сделано намеренно, чтобы зрители не искали на экранах своих кумиров, но видели политиков, моряков, летчиков и военных времен второй мировой.
Фильм несомненно удался. Всем, кто интересуется означенными событиями, искренне рекомендую.
catherine-catty (с)