«ТАСС уполномочен заявить» - на кого похож предатель?
Детективный сериал «ТАСС уполномочен заявить» (1984) великолепен и, хотя, он недотягивает до «Семнадцати мгновений весны» (1973), но, тем не менее, он и теперь производит впечатление (я помню, что там - претенциозно-дурацкие косяки, вроде «ресторана Макдональд`с» с музыкой). В нём есть гораздо более интересные и захватывающие детали – так, режиссёр Владимир Фокин собрал вместе Штирлица/Тихонова и Адъютанта/Соломина, объединив их единым замыслом.
Кадр из фильма «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Скриншот.
На роль красавицы Пилар он пригласил фотомодель и манекенщицу Эльвиру Зубкову, а изображать американца с немецкими корнями (Джона Глэбба) позвал генацвале Вахтанга Кикабидзе. Но и типаж изменника Родины – благополучного красавца Сергея Дубова – представляется не таким уж случайным. Почему именно Борис Клюев? Требовалось портретное сходство с дипломатом Александром Огородником, чья история послужила основой для романа?
Предатель Александр Огородник, чья история легла в основу детектива. Источник - https://e-news.su/politics
Этого сходства нет – Огородник был круглолицым и каким-то неприятно-мягким, тухлым, тогда как изобразивший его Клюев – остроносый, с чёткими, волевыми чертами лица. Требовалась импозантность и умение носить дорогие костюмы? Таких – много. И потом, всё внимание в советских детективах обращено в сторону доблестных органов (КГБ, милиции, прокуратуры), а личность шпиона (вора, убийцы, жулика-мошенника, etc) – это, скорее фоновая деталь. Но здесь оказался важен …профиль Бориса Клюева.
Кадр из фильма «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Посмертная маска Сергея Дубова. Скриншот.
Не актёрский профиль в виде амплуа, но тот, которым наградила его природа. В одной из сцен мы видим посмертную маску его героя – с которой работал гримёр. Это же Наполеон. Для такого самовлюблённого подонка, считающего себя выше других, и нужен был актёр, напоминающий Бонапарта. Ямочка на твёрдом подбородке! И снова это вышло не нарочно – такое ощущение, что авторы фильма поймали какой-то «поток», превращающий средненькую вещь Юлиана Семёнова в изящное действо.
Кадры из фильма «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Скриншоты.
Во всяком случае, многие замечают сходство с «корсиканцем», но я нигде не читала, что искали именно это. Но – так вышло. И попали в точку. Бонапарт Серёжа. Сочетание воли с подлостью. Умение со сдержанной улыбкой ходить по головам. Способность к хладнокровному убийству. И тут же – комплекс неполноценности. Чтение дневников Дубова, найденных в гараже – так себе приёмчик, что-то из пафосных киношек 1930-1950-х о разоблачении агентов, но зато – быстро и доходчиво.
Портреты Наполеона взяты из Википедии.
Крутой и сильный (с виду) мужик дико страдал из-за того, что ему ...недодали жизненных благ. Мало дали. Всё – мало. А он достоин большего. И, если честно, я не особо верю, чтобы человек, занимающийся шпионажем на высоком уровне, стал бы раскидывать писанину такого свойства: мол, слабым не место в этом мире и их надобно в крематорий. Однако наше кино – это дидактика, прежде всего, а для воспитательного эффекта нужен убого-ницшеанский поток сознания плюс орлиный нос Буонапарте.
Фотография, сделанная в процессе съёмок фильма. Всё-таки Алфёрова - богиня. Источник - https://www.pinterest.ru/
В своё время доводилось читать о том, что якобы-любвеобильный Наполеон просто использовал женщин, вообще не воспламеняясь от них. Его Прекрасной Дамой была власть. Примерно так же действовал Сергей Дубов. Страстно влюблённую в него Ольгу Винтер он травил ядом несколько дней подряд, глядя как загибается красивая женщина с широко распахнутыми глазами (кстати, Ольгу сыграла Ирина Алфёрова / Констанция, также умершая от яда, насыпанного леди Винтер - в «Трёх мушкетёрах», а Клюев там же был Рошфором).
Кадры из фильма «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Скриншоты.
Помните вторую «подружку» Дубова – молоденькую Ольгу Вронскую (Марина Левтова)? Она с удовольствием поведала, что Серёжа много рассказывал о йоге и разгрузочных днях. Эта был некий маркер отрицательного или – сомнительного персонажа и, если Раиса Захаровна (в том же 1984 году!) со своей бессолевой диетой и йога-практиками – смешна, то Сергей Дубов – страшен. В общем, так всё дивно совпало – из типового детектива «про шпионов» получился постмодернистский шедевр с массой забавных аллюзий.
Zina Korzina (c)