Сто дней после детства
Сюжет проще некуда: Лопухин влюбился в Ерголину, а Соня Загремухина в Лопухина, всё это происходит в пионерлагере, расположенном в красивом поместье, где детям рассказывает о Моне Лизе вожатый-скульптор, читающий наизусть Лермонтова через кадр, а на досуге они ставят Маскарад. После такого уже как-то и не удивляешься когда видишь что Ерголина читает Письма о любви по- французски и играет с Загремухиной на пианино в четыре руки. Это всё на фоне туманных утренних пейзажей у летнего пруда под волшебную музыку Шварца! И дети совсем не по-советски живо дают друг другу меткие характеристики, не смущаются перед взрослыми и не лезут за словом в карман. Когда вожатый Серёжа в красивой сцене про "Джоконду", показывает детям репродукции и говорит: "Улыбку Джоконды окрестили таинственной. Она сродни великой тайне самой природы." то некоторые ещё по-детски похихикивают либо как Фуриков комментируют: "Ну улыбается себе человек и улыбается. Может у нее настроение хорошее." Но не все. Саша Лебедев говорит: "У меня мама так иногда улыбается. Только очень редко." Восторженно смотрит на картину Соня. Откликаются те, кто может откликнуться. Этим летом у кого-то проснется душа, но только у тех, у кого она на это способна
С Лопухиным случается солнечный удар и Ерголина вдруг предстаёт перед ним совсем в другом свете)) Любовь подкралась незаметно и нанесла свой коварный удар прямо в сердце, но Ерголина по наивности своей не замечает перемен случившихся с Сашей и шепчет ему свои "миленький" ковыряя рану пальцем. Конечно такой поворот как во всякой хорошей драме влечёт за собой внешние изменения в герое и Лопухин со своим другом изобретают гипс на ногу чтобы преобразить облик Саши, предать ему байронической загадочности и трагичности "птицы подранка".
Лопухин и его соперник Лунёв это ещё такие Арбенин и Звездич из Маскарада. Как Арбенин Лопухин тоже публично обвиняет Лунёва в жульничестве и плещет ему в лицо компотом. Такое снижение трагичного и смешно, всё таки это колхозный компот а не дворянская пощёчина и тем не менее драматично не смотря на детские страсти коллизии разыгрываются не шуточные!
Когда Лунев и Лопухин меняются ролями Арбенина и Звездича, Лунев предлагает просто "махнуться без обид". Все не против, но Соня говорит: "нет, пусть решит жребий". Она относиться к судьбе серьезнее всех. Она - глубже всех, даже главного героя Лопухина. Она - его муза. Впрочем Лопухин безжалостно отправляет её во френдзону говоря ей почти то же: "Ты мне как сестра стала, Соня". Муза - это не объект любви, это действительно как любящая сестра, ангел-хранитель))
- Лопухин, тебе сколько лет?
-14. А что?
-Ничего. "Я рожден с душою пылкой, я люблю с друзьями быть, а подчас и за бутылкой быстро время проводить"
-Это вы к чему?
-Это не я. Это Лермонтов Михаил Юрьевич. Ты знаешь, в пору сочинения этих виршей ему как раз стукнуло 14. И вообще, при некоторой доле развязности его запросто можно было кликать Мишкой. Впрочем, тогда его называли Мишель. Тоже достаточно пошло. Верно?
...
- Или вот. "В коляску сел. Дорогой скучной, закрывшись в плащ, он поскакал, а колокольчик однозвучный звенел, звенел и пропадал..." Правда, ему уже 15. Колоссальная разница? Верно?
-Я не нахожу, - сказал Лопухин.
-Это печально, - вздохнул Сережа.
Старые усадебные ворота, заросшие кустарником, где Митя пишет любовные письма, и где Соня учит его танцевать - это просто недосягаемая высота. Звук уходящего поезда в финале - да, так всегда уходит наше лето, не успеваешь опомниться, и только мелькают в памяти образы встреченных людей, виденных мест - теперь уже по-осеннему опустевших. "Что же нам теперь делать?" разве тут можно что-нибудь поделать? Остаётся только как Джоконда улыбаться и смотреть на реку вспоминая юных пионерок, читающих по-французски и жаркое лето своего детства. Очень часто в этом месте слышна критика что герои не по-детски высказывают мудрые суждения преступая через свою драму , произносят примирительные фразы. Ещё и Лопухин тут, начитавшись Лермонтова, разрабатывает план публичного разоблачения своего противника. Что всё это как-то не свойственно наивному возрасту подростков. Я же скажу что часто трагическая позиция открывает не свойственные возрасту горизонты, а то что герои переживают драму конечно несомненно, пуская и свою мелодраматичную и детскую, такую вечную в мире человеческих отношений. Фильм так умело опрокидывает в сегодняшний день воспоминания о первой любви, о том что не забывается, что так или иначе было в жизни каждого человека.