Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах


Интересные факты о фильмах

Сообщений 931 страница 940 из 999

931

Героиня Натальи Кустинской - жалкая женщина

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) гораздо интереснее пьесы Михаила Булгакова. Пьеса так себе, а фильм – гениальный. И даже отсебятина Леонида Гайдая смотрится великолепно. Но об этом уже написано слишком много… Вообще, в советских комедиях довольно часто попадаются эпизодические герои, которые не просто забавны или примечательны – они являются великолепными находками и – вишенками на торте.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Скриншот.

В киноверсии Гайдая есть роскошная блондинка, имени которой мы тоже не знаем. Её нет в списке действующих лиц у Булгакова, зато её поминают Якин и Зиночка во время ссоры – он объясняет, что «проходил с ней сцену», как и в фильме, но выясняется, что Зина впервые видит пассию режиссёра, а тот оправдывается, что девица будет играть всего-навсего крохотный фрагментик, и ему она вовсе не нравится, ибо курносая. Персонаж Натальи Кустинской – шикарная модница и совсем не курносая.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Скриншот.

Гайдай сделал из реплики – полноценные эпизоды, украсившие киноленту. Чем интересна эта дамочка? Сочетанием шика с карикатурностью. Комическая прелестница на грани грубого шаржа. Она торчит на съёмках, где Якин любуется другой актрисой (Наталья Селезнёва, на мой взгляд, красивее и гармоничнее Натальи Кустинской, но в Кустинской больше особой притягательности), а та, вторая, кокетливо причёсывается, строит глазки, потом - яростно поплёвывает в тушь «Ленинградская»...

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Скриншот.

Тогдашняя тушь для ресниц требовала капельку воды, но дамы как правило плевали. Затем любвеобильный Якин пытается выбрать из них «единственную». Конечно, Зинаида лучше. Но и блондинка – ого-го. Неказистый режиссёр доволен – за него сражаются богини. Ни одной из них он не люб сам по себе. Но, в отличие от Зиночки, блонда-в-белом смотрится жалкой. И её – именно жалко. Она так хочет понравиться, так желает утвердиться, что ей не терпится сообщить о своём триумфе многочисленным Вавочкам, Галочкам, Анютам и Шурочкам.

Интересные факты о фильмах
Леонид Гайдай работает с Натальей Кустинской над ролью. Источник - https://www.mk.ru/photo/gallery/8062-125068.html

Заметим, что девушка на ходу придумывает умопомрачительные лав-стори - как в буржуйской мелодраме или романах о любви короля к бедноватой, но фигуристой маркизе. Её гаденько пользуют – причём, вместо более ценной добычи, а она уже сочинила, что её уговаривают лететь в Гагры, да и вообще вот-вот будет свадьба. К слову, очень современный типаж – сейчас таких тоже навалом в Инстаграме. Но вернёмся Москву в начала 1970-х – после эпохальных бесед с Вавочками блондинка исчезает – мы её больше не видим, что ещё больше подчёркивает её жалкость.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Скриншот.

Да, это сновидческая реальность изобретателя Шурика и на киностудии нет никакого Якина, и блондинки тоже нет, но тем не менее, персонаж – фееричен, а Кустинская преотлично справилась с этой маленькой ролью. Доводилось читать, что актриса играла ...сама себя - она, мол, не особо талантливая, и потому всю жизнь пыталась делать карьеру за счёт мужчин, слетавшихся на её красоту, как мотыльки на лампочку. Но, вопреки логике, сгорела она сама, а не мотыльки... Правда, это уже совсем другая история.

Zina Korzina (c)

0

932

Рудольф - неудачник

Когда обсуждаем и - осуждаем Рудольфа, антигероя мелодрамы «Москва слезам не верит» (1979), мы редко задумываемся вот о чём. О его итогах. В первой серии он «полюбил» Катю, ибо считал, что этот брак введёт его в профессорские круги; во второй серии он же принялся по новой «свататься» к женщине, некогда им брошенной. Тот факт, что она лишь выиграла от его поступка – вопрос десятый. Сегодня мы поговорим о нём и его судьбе - а она просматривается великолепно. Он-то что-нибудь вылепил из своей жизни? С чем подошёл к зрелости?

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979).

Смотрите – в 1958 году это был перспективный мальчик из развивающейся отрасли. Помните, он говорит, что для телевизионщиков не придумали ещё вузов? Он – оператор на телевидении. Ездит на съёмки. Всегда в гуще событий. Модный, симпатичный, из небогатой, но вполне приличной семьи, не так давно перебравшейся из коммунальной квартиры в типичную хрущёвку. Его мать чётко проговаривает больную для неё тему: они вдоволь натерпелись по коммуналкам…

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979).

Парень захотел повыше прыгнуть. Ну, хорошо. А результат? Катя встречает всё того же Рудольфа, у которого поменялось лишь имя с эстетского - на исконное. Нет, у него шикарная кожаная куртка ещё и великолепный синий тренчкот, но это – частности. Он что, стал руководителем канала, крупным тележурналистом или ещё каким боссом на ТВ? Не-а. С камерой так и ездит по заводам и фабрикам. Снимает всю ту же Катю. А вот она – взлетела. Из робкой комсомолочки, не знавшей, куда девать руки, она превратилась в красивую и жёсткую даму.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979).

Итак! Рудольф-Родион вообще не сделал карьеру. Он - лузер. Неслучайно сетует, что жизнь как-то по-дурацки прошла и «всё казалось не живу, а так, черновик пишу». Имеются в виду не только два развода и отсутствие детей, но и всё остальное. Наверняка Рудольф даже в институт не пошёл – сначала «телевизионщиков нигде не готовили», а потом время ушло. Все двадцать лет фиксирует он чужие победы. Разве что камера модернизировалась. И вот заявился к своей «бывшей». К очень_бывшей. Потому что она – директор и моложавая леди (но второе не так важно, как первое).

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979).

Будь она такой же «героиней труда» в спецовочке – он бы даже не сделал вид, что узнал. А так – престижная мадам. Скорее всего, у него и квартирка всё та же. А тут – крутые хоромы. Не высотка, разумеется, но в доме улучшенной планировки. Что забавно – Рудольф почти уверен, что «разбитую чашку», о которой он говорил в первой части, всё-таки можно склеить. Он же не из-за желания видеть свою дочь пришёл на то свидание – все его помыслы максимально прозрачны. Сначала – дочь. Потом – ...а давай склеим чашку? И ещё этот вечный мальчик очень боится одинокой старости!

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979).

P.S. А телевидение так и не стало ведущей инфо-средой - у нас нынче везде один Интернет! И здесь Рудику облом-с.

Zina Korzina (c)

0

933

Фрагмент «Зимней вишни», объясняющий развод Оли

В хорошем советском кино интересны не только глав-герои, но и те персонажи, которые мелькают в эпизодах. Так, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) занятно смотрится белокурая мадемуазель в исполнении Натальи Кустинской, а в ленте «Афоня» (1975) есть целый ряд выдающихся фигурантов – это и «козёл ты, а не дама!»,

...и крупная женщина, танцующая «энергичный танец», и ресторанная певица с «Милым-чо?» В «Зимней вишне» (1985) замечательна Олина свекровь. Крошечный фрагмент и мы же знаем, что за мужчина испортил Оле жизнь. Почему вдруг испортил? А вот смотрите!

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скриншот.

Но для начала – о социальном положении. Оля с Антошкой, приехав к любимой бабушке, поднимаются по старинной и при том – отремонтированной лестнице – тот, кто жил в Ленинграде 1980-х, быть может, в курсе, как чудовищно выглядел дореволюционный жилищный фонд.

Обшарпанность – это самое толерантное определение того ужаса. Но! Если в доме проживала «элитная» публика – тогда всё это мыли и чистили с особым энтузиазмом. Здесь – так. Дверь открывает пожилая и стройная дама «балетного» типа. Это реальная питерская балерина и педагог - Алла Осипенко. Время от времени она снималась в кино.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скриншот.

Мы выясняем, что зовут её Софья Николаевна и её-бедняжку нагрузили внуками – у Антошки подросла младшая сестра. Между делом, бабушка упоминает, что у неё выпускается спектакль в доме культуры – то есть она, выйдя на раннюю - балетную - пенсию продолжает работу, но в качестве руководителя кружка.

Это не от бедности, но от полноты души и крутой энергии. От желания быть нужной и - причастной к искусству. То, как маман говорит о своём сыне и – бывшем супруге Оли, показывает, что Софья Николаевна считает своё чадо – неудачником и наверное даже ничтожеством.

Интересные факты о фильмах
Артистка балета Алла Осипенко в молодости и в 1980-х годах. Кстати, жива! Ей 89 лет. Википедия и https://musicseasons.org/alla-osipenko/

Фраза, обращённая Антошке: «Неблагодарная вы дрянь, Антон Филиппович. Весь в папу». И так иронически, понимающе – взгляд на Ольгу. «Он наконец-то получил за учебник», — это о деньгах. Наконец-то – значит что-то не выплясывалось долгое время.

А вот к экс-невестке бабушка расположена. Советует принимать ванну с «Бадузаном» (была такая ГДР-овская пена для ванн) и …завести любовника. Хорошего завести! Ещё пара деталек – Оля, не первый раз попадая в эту квартиру, вертит головой – разглядывает обстановку.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скриншот.

Дом, полный антиквариата! И – характерная реплика — это опять насчёт денег, об алиментах: «Элементы, как говорила покойная Дуня». Так вспоминали о домработницах, живших в семье долгие годы. В общем, Оля была замужем за неким болтливым мажорчиком, вроде Никиты из «Карнавала» (1981).

Творческий мир, особая каста, мать – балерина, обед готовит некая Дуня. Сам, видимо, звёзд с неба не хватает. Подвизается где-то в науке или же в искусстве. А Оля? Скорее всего, она из «простых» - первая в своём роду с высшим образованием. Влюбилась когда-то в балованного отпрыска, а он достал её своими капризами. Всё это легко читается.

Zina Korzina (c)

0

934

«Раба любви» - ради чего она погибла?

…А то, что её убили, не вызывает сомнений. Хотя, если верить полуофициальной версии, что «Раба любви» (1975) – это картины из жизни Веры Холодной, то выходит совсем уж странное – в этом случае актриса всё-таки ускользнула от преследователей, а уже потом заразилась «испанским гриппом» и умерла. О том, насколько главгероиня михалковского шедевра похожа на Веру Холодную, сказано уже много. Что-то общее, что-то – иное. Тема интересная, однако, сейчас не об этом.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Раба любви» (1975). Скриншот.

Вот за что погибла эта странная, волшебная, талантливая женщина-фатум? За Власть Советов? За любовь? Она? Ничуть. Раба любви – не равно самой любви. Давайте попробуем разобраться. Ольга Вознесенская – звезда русского синематографа, балованная дива. Она живёт экранными сюжетами и придуманными страстями. Подобно Джулии Ламберт из моэмовского «Театра», она давным-давно перестала отличать жизнь от игры. Она изображает фамм-фаталь, покинутых жён, несчастных красавиц, выход для которых – эффектное самоубийство.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Раба любви» (1975). Скриншот.

Для неё киносценарий и есть …реальный мир. Всё - роли-роли-роли... Из Москвы, захваченной большевиками, не приехал её возлюбленный – о нём известно только то, что он 1) Максаков; 2) актёр; 3) «…спелся с Максимом Горьким», то есть остался с красными. Лицо Максакова изображает Юрий Богатырёв – мы видим его фото в прессе. Михалков не мог не «дать роль» своему товарищу. Пусть даже и так. Но - вернёмся к мадам. Расстроена ли Раба Любви? Да. Но – нет. Она шикарно попереживала, а затем обратила свой взор на симпатичного оператора Потоцкого.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Раба любви» (1975). Скриншот.

И он ловко втравил её в подпольную деятельность. Иметь такую «крышу», как великая и – очень привлекательная, молодая актриса – это высший пилотаж. Ольге нравится помогать большевику. Она прониклась борьбой? Нет. Её ужаснули картины белогвардейского террора, которые были снят Потоцким. Это правда. Но для неё всё – роскошная трагедия на фоне Гражданской войны. Она произносит феерическую фразу: «Господи, как это замечательно — заниматься делом, за которое могут убить или даже посадить в тюрьму!»

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Раба любви» (1975). Скриншот.

Инфантильность высшей пробы. Заметьте – для неё «даже» — это тюрьма, а не смерть. Вознесенская – очаровательный и …глупый ребёнок в теле античной богини. Эта двойственность и делает её звездой. Потоцкий, хотя и влюблён, однако, у него есть гораздо более важные заботы – красные подпольщики были фанатиками, поэтому их могла волновать страсть поскольку-поскольку. Судя по внешнему лоску и по фамилии он – польский шляхтич, как Феликс Дзержинский, а дворяне в революции – это люди-кремень. Себя не жалели и – других не особо.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Раба любви» (1975). Скриншот.

Знал ли Потоцкий, что рискует Ольгой? Работа в подполье – это сидение на пороховой бочке с прикуренной сигареткой. Всё он понимал. Но кто же откажется от такой помощницы? Ему надо с белогвардейской контрразведкой сражаться, и тут все приёмы - хороши. Любовь так любовь. Смерть? А почему бы нет? И Раба Любви - подыграла. Она так заигралась, что, когда кричит своим поклонникам: «Опомнитесь, кругом гибнут люди!» - это принимается, как мелодрама. Потому что начинает она с воплей: «Максаков - бездарнейший актёр и всё, что мы делаем - это ужасно!»

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Раба любви» (1975). Скриншот.

Она даже в финале не сознаёт, что происходит – тут же возникает прочувствованный монолог о «господах-зверях». Ей, видимо, кажется, что режиссёр вот-вот крикнет: «Стоп! Снято!» и казаки перестанут скакать, а она сможет наконец-то выпить чашечку кофе. Таким образом, Ольга погибла, чтобы до конца отыграть патетический эпизод – она чувствовала себя опустошённой после расстрела Потоцкого. Изображая в кино роковые страдания, она перенесла их в свою реальность. Как тут не погибнуть?!

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Раба любви» (1975). Скриншот.

Zina Korzina (c)

0

935

Что приобрёл рабочий Савченко рядом с учительницей Левченко?

Конечно, он влюбился, обретя волшебные эмоции, а затем получил верную жену. О том, что они всё-таки женятся, мы узнаём из другого фильма – «Лёгкая жизнь» (1964), где на встрече выпускников педагогического института всё та же актриса Нина Иванова сообщает, что она теперь не Левченко, а Савченко.

Это, пожалуй, единственный случай в советском кино, да ещё и у другого режиссёра! Подобное камео – вообще редкость. Был горячий зрительский запрос? Наверняка. Всем хотелось знать – будут ли Саша С. и Таня Л. вместе? Но помимо любви и семейного счастья он ведь что-то получил?

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Скриншот.

Безусловно! Он перешёл в более высокую касту – и не только из-за женитьбы. Татьяна Сергеевна за него пошла только в одном случае – он принялся активно учиться и через несколько лет встал в нею вровень. В СССР тоже были касты. Негласные. Человек так устроен, что как его не «равняй», как не истребляй неравенство, оно всё равно будет.

Уничтожим сословия и прогоним царя? Явятся иные пункты и градации. В XX веке – и не только в Советском Союзе – начался культ образованности, особенно инженерно-технической. Индустриальная цивилизация нуждалась тех, кто будет управлять машинами и процессами. Они-то и пришли на смену высшим кастам прошлого.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Скриншот.

Повышая грамотность, человек мог прыгнуть выше, чем ему было написано на роду. Это началось ещё в XIX столетии (а в Англии даже раньше), но пик – послевоенные десятилетия XX века. Человек, знающий, как функционируют декадно-шаговые искатели на тогдашних АТС (допустим!) стОит и стоИт выше, чем тот, кто тянет кабель.

Белый воротник, шляпа, портфель, а дома – толстые книги и портреты писателей. По радио - такой-то концерт Рахманинова. Билеты на концерт серьёзной музыки. Инженер - это не только станки-станки-станки. Это - кругозор. При том, что инженер и монтёр могут быть из одной и той же страты и даже из одного двора, где вместе гоняли мяч.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Скриншот.

Вернёмся к героям фильма. Татьяна Сергеевна, друг её детства – инженер Крушенков, Савченко, ребятки с гитарой и девушка Зина, отвергнутая поумневшим Савченко, - люди из одной среды. Ну, примерно. Могу предположить, что их предки были поголовно крепостными.

У всех. И у тонко-чувствующей Танечки, и у грубоватого Сашки, и у малограмотной Зины, не знающей, как выглядит Александр Блок. Но к середине 1950-х все они - благодаря себе, а не обстоятельствам - оказались на разных ступенях – и всё, благодаря наличию или отсутствию знаний (и диплома).

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Скриншот.

Поэтому Саша инстинктивно стал избегать свою невесту-с-приданным, и парней с гитарой – после «принцессы» Татьяны катиться вниз уже – никак. И ещё – по сюжету они постоянно рассуждают о произведениях дворянских авторов – на уроках и вне.

Таню могли бы сделать учителем химии. Но нет. Именно литература, созданная господами-в-имениях, лучше всего годится для фоновой темы. И – Блок тоже из дворян, к слову. «Утончённость мечты» – об этом читает Сашкина сестра и это – показатель.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Скриншот.

А если копнуть ещё глубже и перейти на мифологический уровень, то в сказках и мифах река – это граница миров. Заречная улица – за_рекой. Перейдя реку, сказочно-мифологический персонаж попадал в иные пространства, становясь «мёртвым» для тех, кого оставил.

Я понимаю, что авторы сценария ничего такого не думали – эти знаковые смыслы возникают сами собой, из подсознания. Весна – эра пробуждения. Весна на Заречной – Саша перешёл границу миров. Обратно дороги нет. Только в царство блистающих формул.

Zina Korzina (c)

0

936

Самый противный герой «Самой обаятельной...»

Считается, что наиболее противный герой фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985) – пижон Володя Смирнов. Циничный, высокомерный и не особенно умный. А уж сцена, где он приводит на концерт какую-то девицу, при том, что билеты не его, а Клюевой – это вообще верх неприличия. Однако Володя – это ещё не самый ужасный вариант. Есть хуже. Например, их общий коллега Миша Дятлов, чей цинизм не скрашивается ничем – Володя хотя бы модный красавчик.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Скриншот.

То, что произносит Миша, не придёт в голову тому же Володе. Помните сцену, где к Наде приходит эффектная подруга Сусанночка? Дятлов тут же обливает её грязью: «Надь, что за крокодил?» и пытается найти поддержку у Смирнова: «Двухметровый крокодил с улыбкой Моны-Лизы». Это шутка такая. Нормальный мужчина, если ему не понравилась женщина, просто не обратит внимание. Как только начинается обсуждение и – осуждение внешности, можно такого персонажа тут же вычёркивать из мужских рядов.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Скриншот.

Это привилегия тёток – судачить о том, кто крокодил, а кто – Мона Лиза. Второй «выход» Миши – это фраза о том, что «в джинсы облачились даже самые отсталые слои населения», при том, что сам Дятлов одет (и выглядит) ниже среднего. Даже хуже унылого Гены, который играет в пинг-понг. Потом – высмеивание Клюевой, рискнувшей примерить кепи. Ещё? Ак он отзывается о семейной жизни? «Каждая минута, проведённая дома, приравнивается к четырём, как в колонии строго режима», - и это при всех.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Скриншот.

Разумеется, погуливает, ища приключения и связи без обязательств. Умеет грубо льстить - на тонкую лесть не хватает кругозора, да и зачем , если не одна, так другая? Дешёвый хохмач и рассказчик глупых анекдотов. Показательный момент – Миша не умеет быть собой, ему для эффекта нужно представляться то конферансье (в поезде), то дрессировщиком (в отеле). Володя ему просто подыгрывает, но сам он в это играть не стал бы. Но самое мерзкое, хотя и закономерное враньё, которое затевает Миша – насчёт тестя-ветерана.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Скриншот.

Это надо обладать каким-то запредельным бесстыдством – приплести ветерана, инвалида войны. То есть у человека вообще нет святых понятий и соответствующих тормозов. Потом, на обратном пути, выдаёт Володе тайну Пряхина, который признался Дятлову, что ему нравится Надька. В общем, противный мужичок. Хотя, он, как и все тут, небезнадёжен. В финале он красиво преподносит Наде цветы и в этот момент он становится …нормальным. Собственно, Клюева тут гармонизирует людей в конечном итоге.

Zina Korzina (c)

0

937

«Курьер» - при чём тут пальто?

В финале молодёжной драмы «Курьер» (1986) главгерой Иван Мирошников произносит фразу, которую часто используют в качестве цитаты. Насчёт пальто и мечты «о чём-нибудь великом». Иван спокойно отдаёт Базину своё модное пальто и уходит в темноту московского вечера. Эта реплика – не просто так. Она – антитеза мечтам красивой девушки Кати, а не ответ глуповатому Базину. Помните, что предшествовало этой сцене во дворе?

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Курьер» (1986). Скриншот.

Девушка «из хорошей семьи» произнесла шокирующий монолог, по сути, и, наверное, впервые в жизни сказала чистейшую правду: ей хочется иметь дорогое авто и быть самой красивой, чтобы в неё все влюблялись. Но это речь не о страсти – о тех же больших деньгах, нарядах, красивой жизни. Именно тогда Иван понял, что Катя – в общем-то, пустая. В середине 1980-х одним из антигероев сделался мажор – чаще мальчик, но иногда и девочка. Им приписывался вещизм, как основа бытия.

Что забавно, мажор, как и его крутые родители, считались врагами Перестройки. Мол, они так держатся за свои привилегии и возможности, что никогда не позволят восторжествовать таким, как Иван. Застой - их рук дело. В действительности всё вышло иначе – советская элита была главным бенефициаром «обновления социума» и последующего вхождения в капиталистический мир. Странно? Ничуть. Рассмотрим на примере Кати.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Курьер» (1986). Скриншот.

При социализме её «потолок» - это белая «Волга», поездка на Рижское взморье или в ГДР с Венгрией, японский двухкассетник, видак и деревянная дача, пусть и в престижном месте. Та спортивная машина из Катиных грёз – уже запредельно. Это нужно менять формацию. При капитализме она сможет иметь свой бизнес, мотаться в Париж и Лондон, одеваться не в «Берёзке», где продавались хорошие, но всё же не роскошные вещи, а в миланском бутике, ну, и так далее.

Поэтому обеспеченные советские граждане, вопреки тогдашней логике, вовсе не хотели возврата к до_перестроечной жизни. Правда, в тот момент это ещё не было понятно! Всем казалось, что боссы и мажоры трясутся от ужаса при виде разоблачительных статей журнала «Огонёк»! Тогда как Перестройка создавала пути для активного развития и «мечт о высоком» - о книгах, фильмах, свободном творчестве, телевидении без цензуры; …о дружбе и сотрудничестве с Западом.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Курьер» (1986). Скриншот.

И чтобы не надо было погибать в Афганистане – там неслучаен эпизодический дембель с обожжённым лицом. Вот это были правильные мечты Перестройки. А пальто? «Да скоро всё будет», —как говорили нам авторы фильма. Правильные мечты - о высоком! - приведут к изобилью польт. Мечтать о пальто - убого. «Курьер» - это попытка заглянуть в светлое (?) будущее. А что уж получилось в реальности – так у каждого своя судьба. Думаю, что и Катя получит свой «кабриолет», и Ваня тоже не растеряется.

Zina Korzina (c)

0

938

“Блондинка за углом” - кого тут жаль?

Сразу возникает ответ: конечно же, больше всего жаль родителей главного героя. Всю жизнь пахали, воевали, потом воспитывали своего Николеньку (оставшегося Николенькой до зрелых лет), а теперь в их квартире - хаос, а в холодильнике - пустота. И всё потому что их мальчик долгие годы непонятно, чем занимался. Напомню, что астрофизик Порываев не один год ждал сигналов которые (быть может) прилетят из инопланетных миров. Хотя, астрофизика - это серьёзная наука. Мог бы заняться чем-то реальным.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма “Блондинка за углом” (1984). Скриншот.

Наверное, я не умею мечтать, но по мне так это - чистая ахинея и трата народных средств. А Николай-то Гаврилович совершал свой научный подвиг не на дармовые деньги спонсора. В общем-то, Порываев + блондинка Надя = союз двух паразитов общества. Он ловит, она - достаёт “дефицит”, пользуясь непростой ситуацией, сложившейся в планово-распределительной системе развитого социализма. Надя - лучше. Она хотя бы людей радует.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма “Блондинка за углом” (1984). Скриншот.

Однако больше всего мне тут жаль ...крокодила Гену, брата Нади. По факту, он почти_положительный_герой. Молчаливый, добрый и заботливый мужчина, умеющий создать и починить абсолютно всё. Он - не из торговли, а механик в автосервисе. Тогда это считалось бриллиантовым местом. Даже не золотым. Круче. Поэтому Гена уже в начале 1980-х катается на иномарке. Почему эти умельцы так обогащались? Потому что у многих обеспеченных людей появились авто, но они 1) не умели их ремонтировать; 2) не могли достать запчасти.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма “Блондинка за углом” (1984). Скриншот.

Механик автосервиса мог запросить любую астрономическую сумму и какой-нибудь профессор (а тогда профессура имела солидные оклады!) выкладывал свои рубли, ничуть не колеблясь. Машина реально дорого стоила в те времена - это и гараж (вспомните, что устраивали нормальные с виду люди в рязановском “Гараже” (1979) - они же в зверей превратились в конечном итоге!); и обслуживание, и запчасти. Тем не менее, это входило в “престижную триаду” - хорошо обставленная квартира-машина-дача.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма “Блондинка за углом” (1984). Скриншот.

Так вот Гена. Рукастый парень, оказавшийся в конечном итоге, за решёткой. Да. Он совершил преступление - украл телефон на работе, чтобы подарить его любимой женщине. И ещё много, чего спёр. Но почему он всё это присвоил? Во-первых, тогда многое “плохо лежало” и казалось никому не нужным балластом. Во-вторых, ...он бы всё это купил, если бы оно было в свободной продаже. Тот случай, когда жаль преступника - очень уж надёжный и умелый. Но он не пропадёт и на зоне.

Zina Korzina (c)

0

939

«Забытая мелодия для флейты» и мужик-тряпка

Двухсерийный фильм «Забытая мелодия для флейты» (1987) Эльдара Рязанова уже тогда, в момент выхода, рассматривали, как перестроечную сагу о никому не нужных, но таких надуто-важных чиновниках, которых вот-вот турнут с насиженных мест. Любовная линия оказывалась пикантным фоном и не более того.
Сейчас «гласность — ускорение» и прочие кооперативы интересны только историкам (и диванным аналитикам, до сих спорящим на тему: «Почему рухнул СССР?»), тогда как лав-стори ничуть не устарела. Напротив, сделалась острее и - страшнее.

Интересные факты о фильмах

Перед нами типовой треугольник 1970-1980-х: влиятельный, интеллигентный мужчина никак не может выбрать, кто же ему нужнее — надоевшая супруга или сочная телом любовница? А по факту мы видим ещё и другой вопрос...
«Что выбрать: взлёт карьеры, но рядом с нелюбимой дамой или — прозябание в объятиях сладкой фемины?» Вопрос красоты здесь не стоит: стройно-точёная жена (Ирина Купченко) в импортных очках и модном костюме выглядит лучше, нежели милая простушка-медсестричка.

Интересные факты о фильмах

Просто чиновника Филимонова заводит именно простецкая Лида — мягкая, заботливая и, видимо, сексуально притягательная для него лично. Живущая в коммуналке (это в 1980-х!) зарабатывающая 110 рублей, сирота, у которой мать работала на фабрике и попивала, а папы не было вовсе.
Лида грубовата и глуповата, зато — с ней хорошо. Но — неуютно. Всё-таки после начальственной трёшки и относительно-крутой (по советским меркам) обстановки жить с Лидой в её коммунальных хоромах — не самое приятное. Опять-таки именно жена сделала Филимонова начальником.

Интересные факты о фильмах

И вот он всё ходит и ходит, ходит и хо... Туда-сюда. Рвётся к Лиде — потом вспоминает о своём солидном поприще. Сбегает обратно к жене и «статусу», опять начинается брожение ума. Он постоянно приходит и уходит «насовсем». И что ужасает — Филимонов беспредельный трус.
Он постоянно боится огласки своих поступков, унижается перед шантажистами, заставшими его и Лиду в машине, врёт жене, сотрудникам, но прежде всего — себе. Хочет быть сильным, а на выходе - ничтожество. Приниженно-сервильное. Только с усами.

Интересные факты о фильмах

Финальная сцена выходит за рамки сатирической мелодрамы — нам показывают сердечный приступ и визит глав-героя на тот свет (пафосная сцена, обычная для перестроечного кино - с фантасмагорическими откровениями). Реанимирует его Лида с воплями: «Лёнечка, люблю, родной!»
При этом она понимает, что ей всё равно надо уходить, и когда Филимонов открывает глаза, Лида покидает учреждение. Но мы-то знаем: это не конец. Треугольник растянется на долгие годы — выздоровев, любовник притащится к Лиде с покаянием, она прорыдает пять минут и примет. Потом он снова сбежит. Такой уж он человек-тряпка.

Zina Korzina (c)

0

940

«Первый троллейбус» - есть ли тут унижение интеллигенции?

В одном разборе я прочитала, что фильм «Первый троллейбус» (1963) – это восхваление рабочего класса и одновременно – унижение интеллигенции. Тезис интересный, однако, я с ним не согласна. Эта очаровательная мелодрама гораздо глубже, чем кажется. Особенно – в исторической перспективе.

Итак, по сюжету выпускница школы, красавица из «приличной семьи» отказывается поступать в институт и выбирает для себя «неподходящую» профессию. Она - водитель троллейбуса. Замечу, что Светлана вовсе не пытается никого эпатировать – ни респектабельного папу-начальника, ни своего кавалера.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Первый троллейбус» (1963). Скриншот.

Это не юношеский бунт из серии: «Не хочу учиться – хочу катиться!» На троллейбусе. Тут сознательный выбор умной и – зрелой девушки. Ей нравится водить этот самый троллейбус. И не обычный, а – первый. Со временем она ощутила себя не только счастливой, но и – важной. И - нужной. Каждый день в её салоне – молодые ребята-пролетарии.

Они хороши собой, вполне образованны и рыцарственно-галантны. Это совсем иной тип работяги – если вы сравните их с героями Николая Рыбникова, то почувствуете разницу. Никакой пацанской простоты и мужицкой брутальности. Мальчики с предприятия ничем не уступают Сергею - жениху Светланы.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Первый троллейбус» (1963). Скриншот.

Они даже лучше него! Правда, тот успешно постигает курс наук в институте. Эти же – без диплома. Но во всём разбираются, остроумны и легки на подъём. Они напоминают метростроевца Колю, годом спустя сыгранного Никитой Михалковым в «Я шагаю по Москве» (1963/1964).

В те годы культивировался подобный образ нового молодого человека – неважно, физик он или фрезеровщик. Хорошие манеры уживались в нём с иронией и не обидным шутовством, честность – с любовью к розыгрышам, а умение ухаживать за девушками – с чтением серьёзной (и несерьёзной) литературы.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Первый троллейбус» (1963). Скриншот. Помимо Олега Даля, тут Нина Дорошина (будущая Надюха!) и Виктор Борцов (будущий Савва Игнатьевич).

И таких реально было много во всех социальных стратах. Девушки любили не «деловых», но остроумных и открытых. Но вернёмся к нашим героям! Светлана – дочь директора завода. Так сказать – «мажорка». Спрашивается – зачем ей вставать в 5 утра и крутить баранку? Она выбирает то, что лично ей нравится и отрицает выдуманный кем-то престиж.

«Девушка, с которой начинается утро» - так называют её пассажиры. Но как же без драматического поворота и острых углов? Свету уговаривают бросить всё и пойти в институт – она увольняется. Но… В общем, какой же советский фильм эпохи Оттепели без хэппи-энда? Света возвращается в троллейбусный парк и утро начинается, как положено!

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Первый троллейбус» (1963). Скриншот. Тут ещё юный Михаил Кононов.

Теперь насчёт антитезы «работяги VS интеллигенция». Её тут нет. Есть нудный Серёжа, которого блестяще играет Александр Демьяненко. А есть заводские ребятки – там тоже россыпь будущих звёзд во главе с Олегом Далем. Противопоставляются не «прослойки», но – конкретные люди.

Сергей полагает, что в институте надо учиться… потому что надо учиться в институте. Надо ибо надо. Именно так. Всё равно в каком. Влечения души – не важны. К тому же, фильм выполнял ненавязчивый социальный заказ. Уже тогда начался перекос – многие родители считали своим долгом не допустить чадо на производство.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Первый троллейбус» (1963). Скриншот.

Только вуз и без разницы - о чём. В результате мы получили миллионы «так-себе-инженеров». Всё лишь потому, что папа не хотел своему сыну тяжкой доли наладчика станков. А Светлана, даже если она так и не поступит в институт и всю жизнь проработает в троллейбусном парке, будет гораздо счастливее …того же Сережи.

Ему предстоит осенний дождь грядущих 1970-х с их разочарованием и тоской по чему-то не случившемуся. И дело не в коммунизме, что был легкомысленно обещан поколению шестидесятников. В настроении дело! Пролетарии этого почти не заметили. Но мне почему-то кажется, что Света выучится на заочном.

Zina Korzina (c)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах