"Трактир на Пятницкой", или Когда-то в 20-е годы
Повесть "Ждите моего звонка" Николай Леонов написал в конце 1960-х, когда он был еще не брэндом ЭКСМО, а неплохим писателем, в прошлом - работником милиции. В 1978 вышла экранизация этой вещи - фильм Файнциммера "Трактир на Пятницкой". И, пожалуй, фильм получился лучше книги.
Во-первых, потому что был немного изменен жанр. Повесть - это рассказ о работе советской милиции в середине 1920-х. Это добротная, достаточно интересная книга. Но в ней мало описаний и читатели с самого начала знают кто на чьей стороне находится. Фильм же был сделан в форме детектива и буквально до последних минут зрители гадали: кто же из двух Михаилов - милиционер?
Бывший штабс-капитал Гремин и два Михаила: Француз (Л. Прыгунов) и Цыган (Н. Еременко-младший)
Во-вторых, фильм показал нам уголки старой, уходящей Москвы. Снимали его не на Пятницкой улице, а на Большой Ордынке, в подворье Малоярославецкого Никольского монастыря, в Нескучном саду, на Варварке, возле Новодевичьего монастыря и пр. А вот для того, чтобы снять работу Пашки-Америки в торговых рядах, съемочной группе пришлось выехать в Ростов Великий. В столице ничего подходящего не нашлось. Но, надо сказать, виды Ростова честно замаскировали "под Москву". В кадре на заднем плане маячат Проломные Владимирские ворота Китай-города и Пантелеймоновская часовня. Представляете, насколько люди ответственно к работе подошли?!
Художник В. Кислых, декораторы, костюмеры и пр. поработали на славу. Мы увидели почти реальную нэпмановскую Москву: узкие переулки, старые церкви, мощеная мостовая. Недобитые буржуи и дамочки из бывших, офицеры в прошлом, милиционеры, торговцы, воры и пр.
Итак, середина 1920-х. Начальник милиции Климов знает, что в Замоскворечье орудует банда Серого. Знает даже где она отлеживается: в трактире Ирины Сурминой. И Климов уже готов брать брать бандитов, но его отговаривает его заместитель Зайцев. Доказательств нет. А поставить к стенке человека без доказательств... Да, ситуация здесь такая же, как и в фильме Говорухина, который выйдет через пару лет. Один милиционер утверждает, что "Вор должен сидеть в тюрьме", второй говорит о презумпции невиновности. В "Трактире на Пятницкой" дело осложняется еще тем, что Зайцев - явно из бывших, более того. начальник подозревает его в том, что он передает сведения бандитам. На эту роль великолепно подошел Игорь Васильев с его породистым интеллигентным лицом. Кстати, он сыграл еще в одной экранизации книги Леонова, в "Варианте "Омега".
В конце концов Климов решает отправить в трактир двух сотрудников под прикрытием. Про одного зрители все знают с самого начала: Николай (В. Перевалов), устроившийся работать половым в трактир. Про второго известно только то, что зовут его Михаилом. Но в одно и тоже время Серый знакомится с двумя Михаилами, причем они еще и фронтовые друзья, вместе сидели в окопах в первую мировую...
Фильм хорош. Правда, хорош. Это и уверенная режиссура зубра советской кинематографии, снявшего и "Овода" со Стриженовым, и "Девушку с гитарой", и "Без права на ошибку". И яркие образы как положительных, так и отрицательных героев. Александр Галибин после этого фильма всем запомнился как "Пашка-Америка", настолько он был убедительным в роли карманника.
Пару ему составила очаровательная Марина Дюжева, достаточно убедительная в роли деревенской девушки, приехавшей в столицу к тетке. Ну, разве что сцена, когда ее героиня, Аленка, плачет, узнав, что ее возлюбленный - вор, получилась не очень.
Пашка-Америка и Аленка (М. Дюжева).
Прекрасная Тамара Семина, которая была такой хрупкой и трогательной в "Крепостной актрисе", здесь сыграла железную леди, хозяйку трактира и подругу бандита. Да, красива, да, набожна, да, влюблена. Но тверда, жестка, умна, цинична.
Зайцев (И. Василев) и один из Михаилов (не буду говорить какой, чтоб не испортить удовольствие тем, кто не смотрел еще фильм) - дворяне. Воспитанные, образованные, умные, сильные. Да, бывшие, но перешедшие на сторону советской власти. В 70-е уже можно было показать и таких людей в положительном ключе. Жаль только, что сейчас мы понимаем: впереди 1937-й. Пережили ли они его?
Еще одного дворянина, Гремина, сыграл Г. Стриженов. Но это - герой и которого все в прошлом. Он поет романсы в кабаке и пьет горькую. Хотя, может, любовь поможет этому штабс-капитану найти свое место в жизни?
Милиционера Николая Панина сыграл Виктор Перевалов (Иванушка в "Марье-искуснице", Принц/трубочист в "Старой, старой сказке", кок в "Соленом псе"). Все мы помним если не фамилию его, то лицо. Невозможно забыть эти распахнутые добрые глаза. Юн, наивен, добр? Да. Но этот мальчик умен и отважен.
Его начальник Климов Г. Корольков - настоящий чекист: твердый взгляд, квадратный подбородок, рука привыкла к нагану. Что интересно, антагонист, Серый, не менее импозантен. Это сильный человек, недаром исполнивший эту роль К. Григорьев играл офицеров, как в "Рабе любви" или красноармейцев, как в ленте "Ищи ветра". Внешность располагала.
Серый (К. Григорьев) и Михаил-Француз.
В общем, с актерскими работами тут более, чем в порядке. Кстати, крошечную роль бандита сыграл Виктор Косых, Данька из "Неуловимых мстителей". Конечно, образы милиционеров немного плакатные, не без этого. Но зато насколько хорошо проработаны образы их противников или людей, пока не принявший ту или иную сторону.
Кроме того, фильм очень русский. В ту пору, когда кинематографисты нередко пропагандировали интернационализм и всяческую дружбу народов (не имею ничего против, если это в меру), в "Трактире на Пятницкой" упор сделан именно на "русскость" героев. Что сказала певичка Варвара, когда Михаил убеждал ее, что ее место в Париже? "Да нет, никуда я отсюда не уеду. Я - русская".
Михаил-Француз и Варвара (Л. Еремина).
А какие песни там звучат? Одна "Господа офицеры" Дольского дорогого стоит.
Все идешь и идешь, и сжигаешь мосты.
Правда где, а где ложь, слава где, а где стыд?
А Россия лежит в пыльных шрамах дорог,
А Россия дрожит от копыт и сапог.
Господа офицеры, мне не грустно, о нет.
Господа офицеры, я прошу вас учесть,
Суд людской или божий через тысячу лет,
Господа офицеры, не спасет вашу честь.
Вообще, почему-то именно русским офицерам в фильмах про гражданскую или 20-е годы нередко советские кинематографисты доверяли исполнить самые трогательные песни. Помните "Русское поле" в исполнении адъютанта Кудасова в "Новых приключениях неуловимых" или романс на стихи Лермонтова из фильма "Пропавшая экспедиция", который поет прапорщик Казанков?
catherine-catty (с)
Отредактировано Алина (2021-10-13 09:09:33)