"Великая иллюзия" (La grande illusion), или Знаменитый фильм знаменитого режиссера, сына знаменитого художника
Если в нашей стране Огюста Ренуара, художника хоть как-то знают, то про Жана Ренуара, его сына, в курсе лишь те, кто любит классическое кино. Между тем, во Франции он, наверное, не меньше знаменит, чем отец. К счастью, это тот самый случай, когда природа решила не отдыхать на ребенке гения. "Великая иллюзия", появившаяся в 1937 году, справедливо считается одним из лучших фильмов не только Ренуара, но и мирового кинематографа.
Это история о первой мировой войне, снятая в преддверье второй мировой. "Великая иллюзия" - так называлась книга Н. Эйнджелла, в которой он утверждал, что войны не случится, ибо издержки будут огромными. Она была издана в 1910-м. Прошло всего 4 года и... Почему же Жан обратился к этой теме именно во второй половине 1930-х? Потому что тогда многие тоже думали, что до войны дело не дойдет?
Жан Ренуар с отцом. 1915.
Режиссер прекрасно знал тему, ибо он воевал сначала в 1 Драгунском полку (и его командир, капитан Л.-М. Боссю, возможно, был прототипом героя "Великой иллюзии" де Боэлдьё), а затем - как летчик. Почему Ренуар пошел в авиаторы? 27 апреля 1915 года он был ранен. Ногу удалось спасти, но она стала короче на 4,5 см и Ренуар всю жизнь хромал. Кавалеристом он больше быть не мог. Но он мог стать летчиком! Опять неудача: он оказался тяжелее нормы на 5 килограмм. Потеряв вес в результате строгой диеты, Жан все же выучился на пилота и получил вожделенную лицензию. Асом он не стал, но воевал храбро, закончив войну в звании лейтенанта. Свой военный опыт Жан вспомнил, когда снимал "Великую иллюзию". Это фильм о войне, который не только показывает ее бесчеловечность, но и поднимает одну из главных проблем французской армии: кастовость.
Капитан де Боэлдьё (Пьер Френе) и лейтенант Марешаль (Ж.Габен)
Фильм начинается с того, что двое французских офицеров, капитан де Боэлдьё и лейтенант Марешаль, попадают в плен к немцам. Их враг, фон Рауффенштайн, вполне цивилизован и воспитан. Он даже приглашает пленных к столу. Вот только обращается он исключительно к де Боэлдьё, практически не замечая Марешаля. Почему? Да, именно поэтому. Французский и немецкий аристократы - ровня, в то время как Марешаль, явно рабочая косточка, чужак.
Капитан фон Рауффенштайн (Э. фон Штрогейм) и капитан де Боэлдьё.
Весь фильм будет подчеркиваться близость двух офицеров в фамилиях которых есть "де" и "фон", означающие принадлежность к дворянству. Они из одного круга, у них один интеллектуальный уровень, они знают одних и тех же лиц, с которыми встречались в гостиных или посольствах. Они оба - профессиональные военные и для них война - не слом привычного уклада жизни, но цель их жизни. Она для них в порядке вещей и именно поэтому Боэлдьё говорит, что для дворянина умереть на войне - это нормально.
В одной из сцен между ними происходит очень показательный диалог.
- Могу я спросить вас? - де Боэлдьё.
- Разумеется.
- Почему именно для меня вы сделали исключения и пригласили сюда?
- Потому что вы Боэлдьё, кадровый офицер французской армии, а я - Рауффенштайн, кадровый офицер германской армии.
- Но мои товарищи - тоже офицеры.
- Марешаль и Розенталь? Офицеры?
- Они хорошие солдаты.
- Очаровательное наследие французской революции.
- Ни вы, ни я, мы не можем остановить ход времени.
- Боэлдьё, я не знаю, кто выиграет эту войну, но каков бы ни был исход, он будет означать конец Рауффенштайна и Боэлдьё.
В общем-то так и случилось. Только похоронила существующий порядок не первая мировая, а вторая.
Между тем, де Боэлдьё - хороший человек, патриот, храбрец. Собственно, он практически жертвует собой, помогая бежать из лагеря Розенталю и Марешалю. Он сделает все для товарищей. Но он всегда будет помнить, что он выше них. По рождению, по воспитанию, по образованию... Еще один интересный диалог происходит уже между де Боэлдьё и Марешалем. Лейтенант Марешаль, узнав о плане побега, во время которого де Боэлдьё будет отвлекать немцев, приходит поблагодарить его. И обнаруживает, что его товарищу благодарность не нужна.
- Боэлдьё, я хочу кое-что сказать. - Марешаль
- Полейте горячей воды мне на перчатки.
- Что бы ни случилось, я хочу, чтобы вы знали...
- Но я это делаю не лично для вас. Так что у нас нет необходимости быть приторными. Лейте.
- Но в жизни бывают такие моменты..
- Давайте избежим их, хорошо? Простите...
- Вы будете их носить?
- Безусловно.
- Нет, но это странно: белые перчатки в подобном месте.
- Каждому - свое.
- Вы не можете быть, как все. Мы были вместе полтора года, а вы все еще церемонитесь.
- И с моей мамой, и с женой я веду себя точно так же.
Заносчивость? Или сила духа человека, привыкшего всегда быть на высоте?
В фильме неплохо показан и французский характер. Тут, как говорится, от великого до смешного... Легкость? Да. Легкомыслие? Возможно. Стремление смеяться даже в трудных обстоятельствах? А разве это плохо? Самая знаменитая сцена в "Великой иллюзии" - это эпизод в самодеятельном театре, когда пленные решили изобразить канкан. Но, как только приходит известие о том, что французы отбили Дуамон, танцовщицы снова становятся офицерами и патриотами. Вот она, Франция, свергнувшая Людовика XVI и прошедшая пол-Европы вместе с Наполеоном. Империя (пусть она и называлась республикой), еще не надорвавшая свои силы в первой мировой. Вот люди, готовые драться до конца, а не отсиживаться в плену. Недаром достаточно подробно Ренуар рассказывает о неоднократных подготовках побега.
Хочу отметить еще пару моментов. В одной из сцен среди французских офицеров мы видим чернокожего. Ренуар нисколько не погрешил против истины. И африканцы, и арабы, и вьетнамцы могли быть французскими офицерами, причем не только туземных полков. Например, ПВО Парижа в ту пору командовал Камиль Мартиноль, сын бывших рабов с Гваделупы. Что касается персонажа фильма, играет его сенегалец Хабиб Бенглиа. Сын караванщика, он оказался в Париже в 1912, потому что его отец сопровождал верблюдов, которых привезли в Ботанический сад. И вот этот мальчишка стал известным театральным актером, первым французским чернокожим актерам, сыгравшим классические роли. Карьера в кино была менее успешной. Хотя его фильмография насчитывает больше 30 фильмов, роли были в основном эпизодические.
И еще. В 1920-х- 1930-х редкий французский фильм про Иностранный Легион или войну обходился без русских. Есть наши соотечественники и в "Великой иллюзии". Зрители встречаются с ними дважды. Первый раз в начале фильма, когда наш соотечественник объясняет кому-то падежи. И второй раз, когда русские, получив посылку от императрицы Александры Федоровны, приглашают французских друзей на угощение, желая отплатит добром за добро. К сожалению, в ящике оказываются книги, а не продукты...
Фильм отличный, искренне рекомендую. И снимал его мастер, и играли в нем профессионалы своего дела. Один Габен чего стоит. А еще есть Пьер Френе (известный в 1930-х -1940-х по фильмам "Дама с камелиями", "Убийца живет в доме 21", "Ворон") и Эрих фон Штрогейм (который ни полраза не фон и ни полраза не немец даже, но этот немецкий еврей так убедительно играл и в жизни, что полмира убедил в своем аристократизме). Правда, я бы закончила эту ленту смертью де Боэлдьё. Потому что это высшая точка фильма, дальше пошел спад. Но я - не Ренуар.
catherine-catty (с)