Топ-пять фашисток советского кинопроката.
Вот мы всё о модницах да о модницах - о советских и антисоветских, о преображённых и раскаявшихся. И вот теперь захотелось представить максимальных, предельных анти-модниц. Так, чтобы совсем не о моде, а о чём-то прямо противоположном. Потом подумалось об отрицательных героинях, причём о самых отъявленных. Кто же это может быть? Ну, разумеется, пруссачки из SS и Abwehr-a, фашистки, которые иной раз мелькали в советском кинематографе. Их было не так уж много (или я их мало видела?), зато они как-то так сразу запоминались. Внешним отличительным признаком фашистки советского кинопроизводства являлась, прежде всего, неправильная форма. И неправильное звание. Так, все они носили какой-то опереточный чёрный мундир с рунами SS и прочими нашивками, и при этом, имели мужские чины. То есть, в реале никаких унтершарфюреров по имени Барбара не было и быть не могло. Она была бы одной из SS-Helferin, то есть помощницей, ибо дамы не имели права быть членами SS. Чем руководствовались авторы фильмов, когда подбирали на эти роли тех или иных артисток, сказать сложно. Возможно, что их просто никто не хотел играть, и вдруг одна - по счастию - соглашалась. Ну, разумеется, Анжелику-то, Маркизу Ангелов, все хотят играть, а Барбару Крайн - никто. Итак, давайте вспомним пять или больше... запомнившихся фашисток из советского кино. В комментарии кидайте своих!
Ангелика Бюхер - Алла Демидова. «Щит и меч».
Итак, начнём не с Барбары, а с Ангелики Бюхер из кинофильма «Щит и меч», ибо она наиболее интересна и наименее схематична. Она этакая стерва, которая мстит всему миру за своё страшное детство в годы Первой Мировой и за отвратную юность в бурные 1920-е. В результате мы слышим: «Вы видели смерть? Неумелых убивают в первую очередь. А мне таких и не жалко. Никогда». Девушка идёт к успеху семимильными шагами, цитирует Бисмарка и вообще производит впечатление железной леди. Впрочем, у Аллы Демидовой хорошо получаются и леди, и железо. Потом она сыграет герцогиню Мальборо, которая будет выглядеть, как «новый виток» Ангелики, но в других обстоятельствах и в антураже Галантного Века. (Чуть больше блеска и болтовни - это положено в веке осьмнадцатом). Тут же мы видим безжалостную ледяную деву. «Не понимаю орущих дикторов. Мы имеем право говорить шепотом». Кстати, как и почти все киношные женщины в форме, Ангелика не особо наци - она наци не по убеждению, а в предложенных обстоятельствах.
Барбара Крайн - Ольга Сошникова. «17 мгновений весны».
Следующая соискательница титула 'Miss Preußentum' у нас, конечно, же Барбара Крайн из культового сериала «17 мгновений весны». «Я не знаю, зачем и кому это нужно», - пел Александр Вертинский, правда, по иному поводу. Лицо актрисы Ольги Сошниковой такое доброе и милое, что как бы она не выпячивала челюсть, она у неё всё равно не проявляется. Не Бисмарк и не Фридрих на Великий. Не выходит быть жестокой. И не выходит быть эсэсовкой. Выдуманная для устрашения форма смотрится на ней офисным дресс-кодом в суровой британской фирме - угрюмо тёмное плюс идеально белое. Хотя...скорее всего, это мудрая задумка - девушки вынуждены становиться именно такими в этом отвратительном обществе. Опять мы видим девицу в предложенных обстоятельствах. Несмотря на то, что злоба и жесть не получаются вовсе, Барбара выглядит очень противной и говорящей какие-то унылые банальности. Понятно - зачем. Чтобы на сем отвратном показать ум и честь нашей радистки Кэт. Единственная фраза, которая у Барбары звучит более-менее осмысленно, так это: «Женщина уходит к другому в поисках силы». Да. Именно так.
Женщина-ефрейтор - Людмила Чурсина. «Щит и меч».
Очередной персонаж из этой серии - безымянная, безыдейная, неприкаянная, и судя по всему, очень мало кому нужная по жизни женщина-ефрейтор из всё того же «Щита и меча». Даме-ефрейтору совершенно не идёт форма - слишком у неё много формы, точнее - форм. Исполнительница роли - Людмила Чурсина как-то в интервью говорила, что её специально толстили для роли - делали ей щёки и бока. По сюжету это должна была получиться располневшая и захорошевшая девица. Своё тяжкое прошлое она описывает так: «Мы pаботали с отцом у господина pейхсфюpеpа Гиммлеpа, у него под Мюнхеном огpомная птицефеpма» и добавляет: «Когда я pаботала на феpме, мои ноги были, как палки, сухие, pовные снизу довеpху». Она говорит так, как будто в этом есть что-то плохое. Разумеется, как все плохие женщины, она развратна и спит со всеми. За что и получает выволочку от своего папаши. А та папашу - под арест. Очень удобно. Но наш Йоганн Вайс не клюёт на все эти её уловки в виде толстых ног. Он даже на Ангелику не клюёт, чего уж там.
Капитан Шенеман - Людмила Шапошникова. «Путь в „Сатурн“».
На очереди дама-капитан и аж капитан Abwehr-а. Это вам не фигня какая-нибудь, типа Allgemeine SS с гиммлеровскими Ahnenerb-ами. Итак, на экране могучая и нордическая, как наши представления о...Екатерине Великой - фрау Шенеман (почему не «фон Шенеман»? Подошло бы гораздо больше). Эта екатериноподобная валькирия обитает в патриотической саге «Путь в „Сатурн“» про храброго нашего разведчика и гадёнышей-фашистов. (Кстати, заодно отмечу, что актриса Людмила Шапошникова действительно долгие годы играла роль Екатерины II в спектакле «Царская охота»). Шенеман - циничная и мощная тётка, настоящий враг, с которым не позорно сразиться. Она относится к своим подопечным девицам с нескрываемым пребрежением, а те её сильно-сильно боятся. И понятное дело. Я вообще заметила, что киношные фашисты всегда преисполнены презрения к своим же подчинённым. Пруссачество - оно такое и есть. Принцип: Я король - а ТЫ дурак. Я пишу Вольтеру, а ты подметаешь плац.
Дорис Шерер - Людмила Хитяева. «Человек в штатском».
И вот замыкает топ-пять девушек-пруссачек служащая Гестапо Дорис Шерер (подразумеваю, что автор сценария ненавидел роман «Войну и мир» - даже самое начало оного с Анной Павловной Шерер и её хрестоматийным салоном). Дорис Шерер в исполнении шикарной «казачки» Людмилы Хитяевой тоже в мужских чинах, как и положено в нашем старом кино. Она штурмфюрер SS и вообще носит на себе невообразимое количество всяких военно-партийных цацок, как девочка, коя из нонконформизма играется в злую фашистку и понаделала себе партийных значков, нашивок и прочей ахинеи. Ах, да, фильм называется «Человек в штатском». Выкрашенная зачем-то в белокурый колер, фройляйн Дорис тоже начинает смахивать на Фике из Цербста. По сюжету она...только не ржите...мечтает о знатном супруге. Это как в комедиях Островского купчихи часто хотят выйти замуж «за бла-ародного». (Так что, видимо, пьесы Островского автор не любил тоже). Ну, а наш разведчик, как всегда, играющий дворянина, ловко использует фрёйляйн Шерер в своих высоких целях.
______________________________________________________________________________________________________________
Переводчица - Эва Киви. «Каждый третий».
P.S. Однако же без вкусного я вас сегодня не отпущу. Потому что хочется показать одну эпизодическую роль эстонской красавицы Эвы Киви, которая в кинофильме «Каждый третий» играет одноглазую переводчицу. Она ничего особого не делает в кадре, только переводит приказы. Но существо жутковатое, почти Элли Драйвер из килл-билла...
Напоминание. Пожалуйста не пишите любимую фразу, ставшую блоговым мемом: «Вы напрочь забыли NN!». Я всегда не очень понимаю, что я должна помнить. Это мой топ-пять. Ваш - другой. И?
https://zina-korzina.livejournal.com/