Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах


Интересные факты о фильмах

Сообщений 881 страница 890 из 999

881

Почему сбежала супруга Новосельцева?

В «Служебном романе» (1978) так много деталей, что судьбы героев складываются в потрясающий узор и хочется знать, вернее – достраивать их жизнь. Замечу, что это происходит далеко не со всеми фильмами. В своё время я задалась вопросом: а что же такого совершила бывшая супруга Новосельцева, что суд не оставил ей маленьких детей? Не четырнадцати-шестнадцатилетних, а именно детсадовца и младшего школьника, который на момент развода мог быть тоже дошкольником. В те годы суд разбивался в лепёшку, но оставлял детей матери.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Служебный роман» (1978). Скриншот.

Доводилось читать социологическое исследование о тотально победившем феминизме в СССР, при котором женщина негласно ставилась выше мужчины и государство бывало на её стороне. Лишь крайние случаи могли привести суд к решению, которое было озвучено в комедии Эльдара Рязанова. В комментариях Живого Журнала мне дали ссылку на любопытную версию – женщина не просто изменила мужу, но полюбила еврея и уехала с ним в Израиль.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Служебный роман» (1978). Скриншот.

Вы тоже заметили, что в повседневности Анатолия Ефремовича вообще нет намёка на его бывшую - Лизу Леонтьеву, «смазливенькую такую, с косой»? Вообще-то закон не препятствует общению разведённого родителя с детьми, тем паче – столь юными, для которых мать – центр вселенной. Стало быть, её вообще нет поблизости. Но сегодня я поговорю о причине, которая (быть может) сподвигла ту Леонтьеву «крутить». Любовь-всей-жизни? Допускаю, но есть вещи и поинтереснее, способные подтолкнуть хорошенькую блондинку к перемене участи.

Интересные факты о фильмах
Скрин карты Яндекса. Расположение дома Новосельцева.

Вспомним, как живёт Новосельцев, чем дышит, так сказать. Старый дом «с традициями». Адрес опознан – переулок Чернышевского, недалеко от станции метро Новослободская (в те годы не было ныне соседствующих станций Достоевская и Менделеевская). Легко представляешь себе, что когда-то Новосельцевым (или – Новосильцовым, а это аристократический род) мог принадлежать целый этаж, а потом – революция, «уплотнения», подселения и прочий Швондер & Шариков. С 1950-х расселяли, как в «Покровских воротах».

Интересные факты о фильмах
Дом Новосельцева в наши дни. Взято отсюда - https://progulkino.livejournal.com/

Но даже, если не сочинять захватывающих историй и вообразить, что предок Новосельцева был не дворянин, а обыкновенный служащий в толстовке; из бывших крестьян такой-то губернии, то по любому - Новосельцев – типичный интеллигент с привычным для 1970-х набором вкусов. Он и старшего парня водит не куда-то, а во французскую школу, также опознанную москвоведами. То есть французский ему важен, а …на ботинки приходится «стрелять» у коллег. Анатолий Ефремович годами носит немодный костюм – достаточно взглянуть на лацканы пиджака.

Интересные факты о фильмах
Сравните лацканы модного и немодного пиджаков. То есть Новосельцев носит костюм, как минимум, 10 лет. Далее - странички из модных журналов, чтобы детально сравнить.

В 1970-х они были широкими, а вот такая высокая застёжка плюс маленькие лацканы – это середина – конец 1960-х. Галстук узкий, а должен быть широким. А зачем ему новый галстук? С ленцой взирает Ефремыч и на шикарные вещи в доме Самохвалова. Да, ему всё нравится, но ничего этого не нужно. И Калугину он полюбил реально, за её саму, а не за материально-общественный статус. Я уверена, что, придя во двор элитного дома на Большой Никитской, он вообще не отметил для себя эту элитность.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Служебный роман» (1978). Скриншот.

Есть очень яркий эпизод – Новосельцев развешивает бельё во дворе соседнего деревянного дома, и сын зовёт к телефону. Обратите внимание на фасад – это же реальная разруха. Пусть исторически-атмосферная, однако, это натуральные трущобы. А Новосельцеву – вполне. Тот тип людей, которые всё видят иначе. Теперь вспомним о смазливенькой Лизе. Ей всё это интересно? Красивая женщина редко мирится тем, что её прелести увядают посреди «благородной бедности». Пусть даже эта нищета - исторически и романтически выглядит.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Служебный роман» (1978). Скриншот. Здесь мы видим быт Новосельцевых. И ту самую кошку рядом с той водосточной трубой...

Наверняка, устраивала сцены и пилила мужа, что пора бы подсуетиться и «выбить» из учреждения нормальную квартиру, в новостройке а-ля Третья улица Строителей. А он не умеет ничего выбивать, к тому же, реально не понимал, что, собственно, не так. Читает Пастернака, ездит собирать грибы (быть может, есть и такая же полуразвалившаяся дача). И вот Лиза повстречала мужика-с-возможностями. И, конечно, сбежала, причём как-то безобразно это сделала, раз Новосельцев мог оставить мальчиков себе.

Zina Korzina (c)

0

882

«Наше призвание» и безумные школьные эксперименты 1920-х

Трёхсерийный телефильм «Наше призвание» (1981) был создан по книге Николая Огнева «Дневник Кости Рябцева» (1926-1927). Тема – школьная жизнь 1920-х годов, которая сильно отличалась, как от дореволюционной, так и от последующей. Из той же темы – «Республика ШКИД» (1966) и, что занимательно, обе вещи снял один и тот же режиссёр – Геннадий Полока.

Но если «Республика…» - это шедевр, то «Наше призвание» - просто хорошее кино с отличными актёрскими работами – там играют Валерий Золотухин, Ия Савина и Павел Кадочников в роли постаревшего главгероя, заслуженного учителя. А когда-то хулиганистого и ершистого пацана.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Наше призвание» (1981). Скриншот.

От книжки, написанной в форме подросткового дневника, фильм отличается деталями. Например, зачем-то изменили все имена и даже названия. Так, из Кости Рябцева сделали Николая Гудкова, из Николая Петровича – Михаила Гавриловича, Зоя стала Розой и так далее.

Зачем-то зарубежный метод - Дальтон-план, по которому они обучались, был назван Карпантер. Убрали много важных для 1920-х годов моментов – например, открытое и спокойное обсуждение «полового вопроса» в тогдашней прессе – в 1981 году такое уже (и ещё) не обсуждали.

Интересные факты о фильмах
Это уже студенты, но школьная жизнь выглядела примерно так же. Источник - https://biwork.ru/

История начинается в наши дни (ну, то есть в начале 1980-х) и постаревший Гудков (который в книге Рябцев) читает молодой журналистке (Елена Шанина из Ленкома) страницы своего дневника. Самое интересное во всей этой истории – сама школьная и общественная жизнь 1920-х, значительно романтизированная в эпоху Оттепели,

...как раз, когда Полока снимал «Республику ШКИД», а в 1980-х принялись уже безо всякой романтики считать послереволюционные опыты – передовыми и крутыми, в отличие от классно-урочной (гимназической) схемы, принятой в сталинскую эпоху.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Наше призвание» (1981). Скриншот.

В 1920-х ученическая жизнь представляла собой диковатое зрелище. Формы не было. Её вернули аж после войны, в 1940-х. Не было и единой программы, а потому все творили, кто во что горазд. Например, в изображённой школе приняли некий Карпантер-метод, согласно которому дети приходят в «лаборатории»,...

...сами учатся, а преподаватели 1) дают рекомендации 2) принимают экзамены. Существовал также метод проектов – сейчас такое бытует в Америке. Учащийся выбирает тему и тщательно её прорабатывает, чтобы на отчётном занятии выдать конечный результат.

Интересные факты о фильмах
Детей в обязательном порядке водили на производство, знакомиться с будущей работой. https://infovzor.ru/sovetskie-fotografi … -shedevry/

Комплексный метод – когда изучали какую-то тему сразу по всем предметам. Например, тема «Река» - географически, исторически, биологически, словесно – что есть река в биосфере, культуре и так далее. Плюс – трудовое и физическое воспитание. Детей с самого раннего возраста водили на заводы и фабрики - сначала на экскурсии, потом - непосредственно знакомиться с процессами.

Было динамично-волшебно-интересно, ровно до того момента, пока радостные выпускники не приходили в вузы или устраивались на службу. Часто ребятки писали с ошибками, имели чудовищный почерк, обладали разрозненными и фрагментарными знаниями, которые не складывались …вообще ни во что. К слову, эти штуки и Дальтон-планы были родом из Англии и США.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Наше призвание» (1981). Скриншот.

Хотя, многие школы пытались работать и по нормальной классно-урочной схеме, как было показано в «Республика ШКИД». В фильме «Наше призвание» мы наблюдаем, как подростки пытаются обучаться по странной методике, которая, если честно, трудна и для мотивированных студентов.

Плюс ко всему показана заполошная, активная общественная жизнь - в тогдашних учебных заведениях бытовало совместное управление школьных работников (шкрабов, - очень смешное название, как швабра какая-то) и учкома – наиболее популярных и горластых детей, часто вовсе не отличников.

Интересные факты о фильмах
Антирелигиозное воспитание. Источник - https://www.pinterest.ru/

Половина времени уходила на диспуты, вопли, перевыборы, выпуски стенгазет, какие-то мероприятия. Чему там было можно обучиться? И ещё – уважение к учителю (который шкраб) сильно подрывался тем, что любой учкомовец мог его пропесочить на общем собрании. То есть в присутствии детей.

Конечно, были харизматичные преподы, которым никакие учкомы не страшны – такой Михаил Гаврилыч показан в «Нашем призвании». Однако я говорю о типовых вариантах, вроде ботанички Клары Петровны (Валентина Теличкина) из той же кинокартины. Их могли и освистать, как дурных актёров в провинциальном театре.

Интересные факты о фильмах
Одну из главных ролей тут сыграла дочь Эдиты Пьехи (и будущая мать Стаса Пьехи) Илона Броневицкая. Была весьма крупна в юности. Кадры из фильма «Наше призвание» (1981). Скриншоты.

Потом, уже в 1930-х, все эти эксперименты были признаны 1) шарлатанством 2) вредительством 3) поклонением Западу, и определённая доля правды в том была. Целенаправленная учёба подменялась набором действий, часто рассогласованных, ибо учили детей всё те же бывшие гимназические наставники или вчерашние гимназисты.

Они, полыхавшие энтузиазмом, не знали, как именно работают новаторские схемы. Мотивация из-за упразднения оценок (во многих школах) отсутствовала - дети не понимают зачёт/незачёт. Им это ...скучно. И вот, когда СССР начал ускоренно двигать индустрию, вернулась старая проверенная зубрёжка по единой программе и единым учебникам.

Интересные факты о фильмах
Даже по типажам на этом фото можно понять, что четверо из шести - бывшие гимназические наставники. Двое других - просто молодые, но, видимо, тоже из гимназистов. Источник - https://mel.fm/istoriya_obrazovaniya/93 … l_twenties

Да, из сценария, конечно же, убрали весь слэнг тогдашней молодёжи и если в «Республике ШКИД» осталась «буза», то в «Нашем призвании» и бузы нет – слово казалось устаревшим. Читала исследование, что жаргон устаревает гораздо быстрее «обычных» слов. Что-то остаётся, но редко. В 1980-х, когда в СССР начались школьные реформы (ещё до Перестройки) фильм смотрелся, как нечто суперсовременное.

Думаю, его потому и сняли, что он был ярко созвучен эпохе, а потому сделали главгероя – стариком, повествующим о юности. Мол, те парни и девчата (уже деды и бабули!) всё ещё живут среди нас и сейчас «вспомнят всё». На деле эксперименты 1980-х и последующих 1990-х опять ничего не дали. Ибо лучше гимназической схемы с её зубрёжкой, оценками и высоким авторитетом учителя так ничего не придумали.

Zina Korzina (c)

P.S. Там было ещё продолжение - «Я - вожатый форпоста» (1986), но уже значительно слабее.

0

883

Надина шапка

Прочитала тут дикую дичь, что Надя из «Иронии судьбы» (1976) воплощала типовую совковую нищету, вернее «респектабельную нищету», где большая-меховая-шапка символизировала «колхозный стайл», который не смогли вытравить ни французские духи, ни питерская интеллигентность, ни, если брать шире, цивилизационные прорывы самой советской власти. В комментариях прозвучало, что «совковые бабы носили эти ужасные стога и в помещении». Хм. Да, носили. Но не только советские. Я бы сказала, что не столько советские, столько …французские.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Иронии судьбы» (1976). Скриншот.

То была общемировая любовь – эти меховые и очень красивые сооружения, что полагалось носить с цветастыми шалями, высокими сапожками, юбками-макси. Но обо всём по порядку! После яркого десятилетия химии-синтетики-нейлона (я имею в виду пластиково-неоновые-шестидесятые) в моду вошло «всё натуральное». Почему? На фоне дешёвых дакроновых блуз и виниловых пальто (пусть даже от Андре Куррежа) настоящий лён, хлопок, шерсть выросли в цене и стали восприниматься, как роскошь, а вещи из них – как признак middle-class-a.

Интересные факты о фильмах
Польский и советский журналы мод 1970-х гг. Из личной коллекции автора блога.

Буковки cotton на лейбле, и ты - не бедный клерк, но ...обеспеченный. Помните, датский учёный Хансен из «Осеннего марафона» (1979) удивляется, что хлопковую куртку нашли на помойке? Это же очень дорого. Это хлопок. Вместе с модой на естественность пришла тема этнического шика, подстёгнутая ещё и движением хиппи, также больших фанатов «натуральности бытия». Актуальными сделались народные мотивы – шотландская клетка, цыганские юбки, восточные ткани, индийские украшения. Журнал Burda предлагал пошить баварский Dirndl. Или вот такую австрийскую вариацию на тему.

Интересные факты о фильмах
Коллекция Ива Сен-Лорана Opéras-Ballets russes. 1976 год. Источник - https://www.pinterest.ru/ Можно листать...

Старомосковская лепота вписывалась в этот пёстрый этно-хоровод. Ив Сен-Лоран, которому очень нравилась и русская культура, и Советский Союз, где он побывал аж в 1959 году, в середине 1970-х годов создал великолепную Opéras-Ballets russes – коллекцию, посвящённую России, Дягилеву, балетам. Здесь было много боярской роскоши, как её понимал французский интеллектуал. Опять же, не он ввёл эти шапки в обиход – та же Надя/Брыльска носила их годом раньше (фильм снимали в 1975-м, а коллекция Сен-Лорана – 1976-й). По сути, модельер просто использовал то, что носилось в воздухе.

Интересные факты о фильмах
Странички из польских журналов мод 1970-х гг. Заметьте, что фото слева - 1970-й год! Ну, а справа - дама в костюме и в шапке. Подразумевается, что она это носит в помещении. Источник - https://www.pinterest.ru/

Если проследить фэшн-тенденции или хотя бы полистать старые журналы, у кого они вдруг есть, можно заметить, что боярские шапки были в ходу и в 1970 году. И не в «колхозном совке» (пардон, я использую терминологию насмешников), а на роскошном, понимаете ли, Западе. В советской прессе была не то статья, не то фельетон примерно 1979-1980-х годов насчёт того, что русская шапка через парижские журналы мод вернулась обратно в Россию. Мол, не ценим своё-посконное, а вот на Западе это идёт на ура. Действительно, в СССР и страны социализма «боярская» тема попала из западных каталогов.

Интересные факты о фильмах
Регина Збарская - 1968-1969 гг. Источник - https://www.pinterest.ru/

Но откуда их взяли сами-то кутюрье? Есть интересная и правдоподобная версия, что эти шапки поразили воображение буржуазных эстетов, когда в самом конце 1960-х в Европу привезли советскую «экспортную» моду, и Регина Збарская показалась на подиуме в меховой шапке. Потом, когда через пару лет началась этно-мода, шапки вспомнили, внедрили, запустили в мир. Важная деталь – в СССР 1960-х, несмотря на «нейлоново-дакроновый» бум, мода на шубы и мех никуда и не уходила. Ибо таков климат! А синтетика не греет вообще.

Интересные факты о фильмах
Изображения Барбары Брыльской ...ещё до Нади. Источник - https://www.pinterest.ru/

Да, советские женщины носили шапку в помещении. И даже не потому, что …боялись краж в гардеробах. Хотя, шапки в те годы воровали активно. Существовал особый тип грабежа – вор срывал шапку и в последнюю секунду выскакивал из вагона метро. Их носили, потому что это …было тоже модно. Ходить по офису в шапке. В журналах можно отыскать подобные образцы. Даже тут есть красноречивое фото. К слову, Барбара Брыльска демонстрировала этот стиль ещё до того, как стала всенародно-любимой Надей Шевелёвой. А уж польские красавицы испокон веков шли вровень с обитательницами Версаля...

Интересные факты о фильмах
-Мама, моя Надя приехала? Нет, это британская актриса Джейн Сеймур. Фото 1970-х годов. Источник - https://247tempo.com/famous-people-with … e-names/5/

Zina Korzina (c)

0

884

Зачем был нужен фильм «Королева бензоколонки»?

Если бы «Королеву бензоколонки» (1962), причём, именно с таким же названием, снимали бы в Голливуде, то финал был бы иной — девушка непременно стала бы звездой балета на льду, а её бывшие коллеги и — влюблённые шофёры сидели бы в первых рядам с охапками белых (или ещё каких-нибудь) роз. Но это был советский фильм, созданный не только для смеха, но и с глубокой дидактической целью. В те годы бытовал какой-то нездоровый наплыв молодёжи в «творческие» вузы, и буквально в каждом классе училась девочка, грезившая театром, пением, танцем.

Интересные факты о фильмах
В те годы в СССР было очень много девушек, мечтавших стать актрисами и танцовщицами... Кадр из фильма «Королева бензоколонки» (1962). Скриншот. Источник - YouTube.

В мамином классе была такая — симпатичная, с посредственной, но крепкой успеваемостью, но главное — похожая на популярную в конце 1950-х, а ныне почти забытую актрису Ольгу Бган (ту, что снялась в нашумевшем и неоднозначном фильме о девушке, родившей ребёнка). Ну что? Мамина подружка учила какие-то стихи и отрывки из прозы, танцевала, немного пела, ходила в кружок самодеятельности. Провалилась аж три или четыре раза. А в результате ...стала приличным инженером и всю жизнь проработала в НИИ. И это - нормально.

Интересные факты о фильмах
Людмила постоянно мечтает о красивой работе - не балериной-фигуристкой, так хотя бы экскурсоводом. Кадр из фильма «Королева бензоколонки» (1962). Скриншот. Источник - YouTube.

И таких девчонок, толпами штурмовавших «красивую жизнь», мягенько разворачивали в сторону реальности. Балет на льду — это считалось ещё шикарнее, чем играть Офелию с Бесприданницей. Это — изысканность, шарм, загранпоездки. Статус этакой богини и уж точно - «не такой, как все». И главное — эстетично. Больше того, у этого поколения в детстве случился культурологический шок от созерцания «Серенады Солнечной долины» - американского ревю, попавшего в СССР в послевоенные годы. Помимо джаза и дольче-виты, всех сразили номера норвежской фигуристки Сони Хэни - обворожительной чемпионки.

Интересные факты о фильмах
Постепенно Людмила привыкает к работе и - к романтической специфике дороги. Кадр из фильма «Королева бензоколонки» (1962). Скриншот. Источник - YouTube.

На этом фоне и происходило стихийное формирование вкусов — девушкам хотелось блистать и вертеться в расклёшенной юбочке по глади льда. А не пахать. В то же время, индустриальное общество не было готово к подобным запросам. Балет на льду — это прекрасно и его триумфально возили в кап.страны — являть феерию социализма. Но! Стране нужны инженеры. Массово. А танцоры — только самые-самые и в ограниченном количестве. Поэтому Людмила Добрыйвечер (Добривечір), полагая, что временно устраивается на бензоколонку, оказывается в этой отрасли навсегда.

Интересные факты о фильмах
Людмила и её главный недруг - буфетчица Рогнеда Карповна. Прекрасный харАктерный дуэт. Кадр из фильма «Королева бензоколонки» (1962). Скриншот. Источник - YouTube.

В результате она едет поступать в автодорожный институт. Вся такая стройная, миниатюрная, в модном платьице с юбкой-колокол и белых туфельках. И все ей рады, и она — обожаема. Зрителю — особенно девицам — давали понять, что крутизна зависит не от профессии, а тебя лично. Можно стать королевой, имея «земное» поприще и обычное тех.образование, а можно всю жизнь провести на десятых ролях в так называемом искусстве. (В другом популярном фильме «оттепельной» эпохи - «Сверстницы» одна из девчат бросает театральный вуз, ощутив свою бездарность).

Интересные факты о фильмах
По сути, Людмиле хотелось не танцев на льду, а популярности. Она её получила при совершенно других обстоятельствах. Кадр из фильма «Королева бензоколонки» (1962). Скриншот. Источник - YouTube.

В юмористической и — отчасти сатирической форме «Королева бензоколонки» направляла молодёжь в нужное, верное русло. При этом, оно не выглядело, как суровая насущность и грубое «Надо!» - здесь всё подавалось через привлекательное «Хочу!» Людмила не мечте изменила, а изменила мечту. Это очень грамотный, отлично сделанный фильм — прямо-таки золотое сечение, которое вообще — редкость в синематографе. Вечно переборщат. Но тут абсолютно веришь глав-героине, расхотевшей танцевать на льду.

Zina Korzina (c)

0

885

«Мы из джаза» - интересный ляп, который вовсе не ляп

В замечательной муз-комедии «Мы из джаза» (1983) есть один системный ляп. Ах, нет. Допущение. В конце я объясню, почему это допущение, а не ляп. В самом начале кинокартины мы видим, как учащийся музыкального техникума (а в 1920-х годах «техникумами» могли именоваться и хореографические, художественные и другие гуманитарно-творческие училища), так вот хорошенького студента Костю Иванова (Игорь Скляр) изгоняют из этого самого техникума за пропаганду джаза.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Мы из джаза» (1983). Скриншот.

Звучат обвинения в упадничестве, поклонении западу, буржуазности. Костя парирует: вы не правы, а джаз – это мелодии чернокожих американцев, наиболее угнетённой части населения (когда-то было именно так). Где ляп/допущение? В 1920-х как раз продвигали джазовые коллективы – по той самой причине. Мелодии рабских хижин и бедняцких кварталов. Да, Максим Горький в 1928 году назвал джаз «музыкой толстых», но в те годы в искусстве не существовало жёстких директив и многое становилось предметом диспута.

Интересные факты о фильмах
Первый русский/советский джазмен Валентин Парнах с дочерью. Источник - https://ro.pinterest.com/ Обложка брошюры. Источник - https://auction.ru/

О джазе спорили. Но из техникума не выгоняли. Вот с конца 1940-х до середины 1960-х джаз действительно прессовали. Конкретно в таких выражениях. А 1920-е были космополитичны – в СССР крутились голливудские фильмы с Мэри Пикфорд и Дугласом Фербенксом, продавались открыточки с личиком Лиа де Путти (их упоминают Ильф и Петров в «Золотом телёнке»), Сергей Эйзенштейн мотался в Европу и Америку, прихватив с собой молодого Григория Александрова; архитекторы ездили в гости к Bauhaus-у и перепечатывали статьи Вальтера Гропиуса.

Интересные факты о фильмах
Афиша Теа-Джаза Леонида Утёсова и фотоколлаж с силуэтом маэстро. Источник - https://ro.pinterest.com/

В начале 1920-х возник и первый русский-советский джаз-бэнд под руководством Валентина Парнаха (настоящая фамилия Парнох, показавшаяся ему неблагозвучной). Изумительная личность, поэт, филолог, etc. Он первым написал это слово jazz по-русски. Парнах создаёт в Москве ансамбль, названный «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Первое их выступление состоялось на сцене Центрального техникума театрального искусства – будущего ГИТИСа. То есть это всё было инициировано государством, а не нэпманами.

Интересные факты о фильмах
Фотографии Леонида Утёсова. 1920-1930-х годов. Источник - https://www.pinterest.ru/

Мы опять видим слово «техникум», с которого и начали. «Джаз-банд» Парнаха участвовал и в государственных торжествах – например, играл для делегатов V Конгресса Коминтерна. О каком гонении вообще может идти речь? Умер Парнах в 1951 году, похоронен аж на Новодевичьем кладбище. Интересная деталь – он снялся в эпизоде «Весёлых ребят», правда, в роли одного из гостей девушки Лены. В комедии ещё одного «западника-буржуя» - Александрова был задействован другой джаз – утёсовский.

Интересные факты о фильмах
«Теа-джаз капелла» Леонида Утесова. 1929 год. Коллаж. Источник - https://www.pinterest.ru/

К слову, Леонид Утёсов тоже побывал в Европе, где наблюдал и джаз-бэнды, и номера Джозефины Бейкер – скандально-популярной танцовщицы-афроамериканки, выступавшей тогда в Париже и Берлине (она иной раз танцевала в юбочке из бананов и …всё). По возвращении в Ленинград создал собственный «Теа-джаз», что означало театральный джаз, как понятно из названия. В 1940 году джаз Утёсова получил статус Государственного джаз-оркестра РСФСР. Вдумайтесь – государственного. Не кустарного и не подпольного.

Интересные факты о фильмах
Джаз-оркестр Леопольда Теплицкого. Источник - http://ip217-77-53-173.sampo.ru/exhibit … ickij.html

Были и другие джаз-коллективы, в частности, ленинградский джаз Леопольда Теплицкого. В 1920-х по направлению Народного комиссариата просвещения (!) он пребывал в Америке, изучая традиции американской народной музыки и - джаза. Вот его судьба сложилась хуже, чем у Парнаха и Утёсова – в 1930 году он был осуждён, прибыл на Беломорканал, где …работал дирижёром в оркестре заключённых. Через три года вернулся, но не в Питер, а в Карелию, где прославился, как … реконструктор и пропагандист карело-финской национальной темы.

Интересные факты о фильмах
Источник - https://www.pinterest.ru/

Да, зачем Карен Шахназаров смесил временные рамки? В 1970-1980-х существовал феномен ретро – в полусказочном формате изображать всё, что было с 1900 по 1950-е годы. Причём, смешивалось всё – и стили, и даты, и тенденции. Поэтому в телефильме «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975) мелькают причёски 1920-х, а платья 1910-х, а действие предваряет хроника, где синема 1912-1914 годов смешано с кадрами начала 1930-х. Так и здесь. Риторику 1950-х перенесли в 1920-е годы и создали микс. Благо, к началу 1980-х, а тем более сейчас оно смотрится, как милейшее «давным-давно».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Мы из джаза» (1983). Скриншот.

P.S. Да, сцены с концертом в логове криминального авторитета позаимствованы из американской комедии 'Some like It hot' (1959), известной в СССР под названием «В джазе только девушки».

Zina Korzina (c)

0

886

«Его звали Роберт» - задолго до Электроника

Хотя… Нет. «Его звали Роберт» (1967) – это всё та же эпоха, когда был написан цикл об Электронике (1964-1971), и литературный герой весьма отличался от кинематографического. Короче говоря, Роберт, как раз, похож на первоначального Электроника – оба андроида больше машины, чем, собственно, люди, а Электроник вообще питался от сети. Но вернёмся к Роберту и его «отцу» - типичному хмурому умнику 1960-х – Сергею Сергеевичу, которого изысканно воплотил красавец Олег Стриженов. Робота Роберта, как вы помните, сыграл тоже он.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Его звали Роберт» (1967). Скриншот.

Причём, робот у него получился даже лучше, чем он сам, на что и было рассчитано. Галантнее. Цветы дарит. С моста прыгает. Спасает игрушку от тигра в зоопарке. Фабула угадывается с первых же кадров – учёный смоделировал Роберта, который пускается в приключения и в него влюбляется красивая девушка Таня (Марианна Вертинская), причём зная, что это - робот. Зато финал нетипичный и отнюдь не радостный. Таня вовсе не переносит свою страсть на «живую» копию Роберта, а сам Роберт оказывается непригоден для того, к чему его готовили. То есть для полётов в отдалённые уголки космоса.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Его звали Роберт» (1967). Скриншот.

Этим-то фильм интересен – лёгкая и не напрягающая комедия с путаницей, побегами и дурацкими ситуациями превращается в довольно грустное повествование о том, что человек зарвался. Хомо-сапиенс что-то себе выдумал, сочтя себя всемогущим, а на выходе получилась большая скука. У Тани по сюжету малоинтересный жених – Геннадий, нечто помятое в очочках, ассистент Сергея Сергеевича. Рядом с такой девицей он вообще теряется. Этакий ухудшенный вариант Шурика. Этот непонятный союз выглядит, как будто их обручили в детстве и нет возможности вырваться.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Его звали Роберт» (1967). Скриншот.

Финал, где Таня с этим Геннадием сидят в театральном зале, и есть жЫзнь. То есть реальность. По сути, история Роберта – это некий прогноз на будущее. Ни в какие дальние уголки вселенной вы, ребята, не полетите. Японские биороботы, правда, будут изумлять своей натуральностью, но… и только. А фильм отличный, с юмором и шикарными видами. Его стоит посмотреть хотя бы ради Ленинграда 1960-х – город вышел из блокадных руин на удивление быстро, обретя новые черты и краски. Показан и новый светлый район со стеклянными витринами «модерновых» универмагов.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Его звали Роберт» (1967). Источник - https://www.pinterest.ru/

Опять же любимая тема эпохи – горы, походы, красотки в свитерах с «северным» узором танцуют твист на площадке. Особая радость – герой Михаила Пуговкина, этакий жучок-мужичок без особых интеллектуальных запросов. Вроде как отживающий типаж. Но нет. Его гражданин Кнопкин и оказался живее всех живых. И – всех железных. Простоватый Кнопкин перешёл во все следующие десятилетия, а вот Роберта больше не собрали. Эра космической-кибернетической романтики завершилась. Танечка вышла замуж за скучного Гену, а Сергей Сергеевич разочаровался. Если вообще не запил.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Его звали Роберт» (1967). Источник - https://www.pinterest.ru/

Что самое замечательное - «Приключения Электроника» имеет гораздо более оптимистичный финал – юного робота подарили детям, да и вообще каникулы начались, такое солнечное настроение в кадре и песенка: «Но ты человек, ты и сильный, и смелый. Своими руками судьбу свою делай». Правда, никто не подумал о том, что с ним будет дальше. Сыроежкин будет расти, пойдёт в армию, женится, ...а Электроник останется подростком с голосом Робертино Лоретти? С Робертом хотя бы проще. Отправили на регенерацию и стали готовить к полёту человека. А ради Тани вряд ли кто станет прыгать с моста, как Роберт.

Zina Korzina (c)

Отредактировано Алина (2021-08-16 08:37:04)

0

887

Реальная красавица как раз Марфушенька?

Принято считать, что Настенька из фильма «Морозко» (1964) – красавица, а Марфушка - …не очень. Однако на деле всё сложнее, как это обычно бывает в советском кинематографе, особенно в детском. Потому что Марфушенька-душенька реально …королевна, как восторженно откомментировала её маменька. Не в юридическом смысле королевна, а в плане телесной стати и правильного, хотя и гротескного макияжа. В XVI-XVII веках именно такой типаж мог бы считаться актуальным. Разве что коса не выросла. А так…

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Морозко» (1964). Скриншот.

Один из шикарных моментов сказки – обряжание Марфы перед встречей с потенциальным женихом. Все эти манипуляции со сметаной и алыми румянами, прилаживание косы и кокошника. Правда, веснушки они зря нарисовали - не котировались они. Забегая вперёд, напомню, что раскрашенная и набеленная девица не вызвала у гостей никакого остолбенения – всё было путём, пока ленивая невестушка не кинулась в пруд за гусем, а спасавшая её Настенька не оторвала Марфушеньке «дорогую», купленную на рынке косу.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Морозко» (1964). Скриншот.

Авторы фильма были грамотными людьми и читали описания знатных или хотя бы обеспеченных московитских красавиц XVI-XVII столетий. Тех, что имеют доступ к косметике, как правило, восточного производства. А Марфа-то живёт бедновато, но как её наряжают! Всё деньги спускают на шмотки. В своём «Дневнике путешествия в Московию» Иоанн Георг Корб писал: «Женщины в Московии имеют рост стройный и лицо красивое, но врожденную красоту свою искажают излишними румянами».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Морозко» (1964). Скриншот.

Человек попроще, парусных дел мастер, голландец Ян Стрюйс, также оставивший после себя интересные записки, отмечал: «Женщины Московии обычно хорошо сложены, у них гладкая и белая кожа, но, тем не менее, они мажут свои лица мазями и делают это так искусно, как шут, посыпающий свое лицо мукой. Они красят кисточкой щёки и чернят брови, воображая, что это делает их необычайно красивыми».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Морозко» (1964). Скриншот. Фрагменты картины художника Андрея Рябушкина. Источник - Википедия.

Это согласуется с путевыми заметками секретаря австрийского посольства Адольфа Лизека: «Русские женщины, сколько красивы, столько ж и умны; но все румянятся. Не набелившись и не нарумянившись, ни одна не смеет явиться к царице». Учёный и путешественник Адам Олеарий, которого цитируют чаще других, констатировал: «Женщины среднего роста, в общем, красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся».

Интересные факты о фильмах
Андрей Рябушкин. «Русские женщины XVII столетия в церкви». Источник - Википедия.

Везде говорится одно и то же – хороши собой, но сильно красятся. И всё, как у Марфушеньки-душеньки: белое лицо, нарисованные чёрные брови, яркий румянец. Это была придворная мода на Руси – выше сказано, что не набелённые и не нарумяненные они не могли явиться к царице, которая была точно так же раскрашена. Это не смешно и не безобразно – просто обыкновение. К слову, знатные англичанки XVI века вслед за королевой Елизаветой Тюдор тоже ходили раскрашенные и это замечали путешественники, к примеру, французы.

Интересные факты о фильмах
«Андрей Рябушкин. Свадебный поезд в Москве». Источник - Википедия. Снова румяна и та же цветовая гамма...

Эти описания послужили основой для картин Андрея Рябушкина – замечательного художника XIX столетия. Его русские красавицы допетровской Руси выглядят примерно так, как написано у немцев и голландцев. И – как Марфушка. И по меркам XVII века она плыла бы этакой павой – холёная и нарядная, во всех этих ярких бусах, как на полотнах Рябушкина. Тогда как Настеньку забраковали бы московиты – сказали бы, что тоща. Коса, правда, своя, не с ярмарки.

Zina Korzina (c)

0

888

Какой была та соломенная шляпка?

Замечательный советский телефильм «Соломенная шляпка» (1974) был снят Леонидом Квинихидзе по пьесе Эжена Лабиша и Марка-Антуана Мишеля. Сюжет комедии закручивается вокруг шляпки из модной, эксклюзивной шляпки из итальянской соломки. Главгерой – рантье, красавец и, как тогда говорили – бонвиван Леонидас Фадинар должен был непременно отыскать шляпу – точную копию той, что была опрометчиво и нагло съедена лошадью.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Соломенная шляпка» (1974). Скриншот.

На кон была поставлена честь прекрасной дамы, хотя, и не имевшей к Фадинару никакого отношения. Фильм понравился. Его крутили на Новый Год, пока это место не заняла «Ирония судьбы» - к слову, там запечатлён этот момент – фоном для новогодней неразберихи служит именно танец Фадинара/Миронова и его подруги – Клары/Гурченко. Да, этот милый шедевр нравится по сию пору.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Соломенная шляпка» (1974). Скриншот.

О самом фильме написано много, равно, как о других кинопостановках – французских, немецких и американских. Давайте поговорим о самой шляпке, из-за которой, по словам Фадинара, «такие шли сражения и драмы, что, собственно, и создало сюжет»? Как могла она выглядеть? Полагаю, можно точно это определить, мысленно переносясь в начало 1850-х годов, ибо пьеса была написана в 1851 году.

Интересные факты о фильмах
Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет и - портрет Марии-Антуанетты. Обе в соломенных шляпах. Источник - Википедия.

Для начала – несколько слов о моде на соломенные шляпки, как таковые. До середины XVIII века это был простонародный головной убор, но роман Сэмюэля Ричардсона «Памела», героиня которого носила шляпу из соломы, украшенную цветами и колосьями, сделала эту вещичку популярной в британском high society. Из Англии мода пришла в Версаль, где эта «романтически-сельская» тема пришлась по вкусу поклонникам Жана-Жака Руссо, провозгласившего: «Назад к природе!»

Интересные факты о фильмах
Соломенная шляпка-кибитка и силуэт конца 1840-х в похожей шляпке. Источник - https://www.pinterest.ru/

Соломенные шляпки носила Мария-Антуанетта – в таком виде она позировала художнице Элизабет Виже-Лебрен, которая тоже не была чужда «природно-деревенского» стиля. В XIX веке шляпы из флорентийской соломки не выходили из употребления. Как же выглядела шляпа той самой мадам де Бопертюи, что послужила основой для фабулы? Тут два варианта – или фасона «кибитка», то есть закрывавшая с обеих сторон щёчки, или – широкополая, пришедшая из XVIII века.

Интересные факты о фильмах
Франц Квавьер Винтерхальтер. Портрет Евгении Монтихо. 1850-е годы. Источник - Википедия. Картинки из модного журнала 1850 года - без труда можно отыскать соломенные шляпки жёлтого цвета. Источник - https://www.pinterest.ru/

Скорее всего, второй вариант. Потому что соломенная «кибитка» была дорожно-повседневной, тогда как шляпка «а-ля Памела» торжественно вернулась в моду на волне массового увлечения «галантным столетием» и личностью Марии-Антуанетты, чей образ был неразрывно связан с «флорентийской соломкой». Именно в таком уборе позировала главная модница 1850-1870-х – императрица Евгения Монтихо, супруга Наполеона III. К слову, в нашем фильме показана очень похожая шляпа… Так что всё правильно!

Zina Korzina ©

0

889

«Лиловый шар» — советский детский художественный фильм, снятый в 1987 году режиссёром Павлом Арсеновым по мотивам одноимённой повести Кира Булычёва из цикла «Приключения Алисы»

Через три года после выхода фильма "Гостья из будущего" режиссёр снимает новую картину о приключениях отважной девочки Алисы.
К роли Алисы вернулась немного  Наташа Гусева, но уже повзрослевшая. При этом все многие другие актёры тоже снимались в «Гостье из будущего», но в других ролях. Например Вячеслав Невинный из космического пирата отморозка Весельчака У превратился в Громозеку (похожего на Хагрида из фильмов о Гарри Поттере) и лучшего друга Алисы, а Вячеслав Баранов, сыгравший в предыдущем фильме школьного учителя физкультуры (Не побеждай, но участвуй) , здесь предстал в образе Зелёного.
В фильм, кстати, по примеру «Тайны третьей планеты» опять не попал капитан Полосков. В «Лиловом шаре» капитаном «Пегаса» становится Зелёный, да и характер у него меняется. А профессора Селезнёва здесь играет Борис Щербаков (и справляется вполне неплохо), хотя в «Гостье из будущего» в этой роли ненадолго появлялся Юрий Григорьев.
По сюжету, Алиса с отцом и Зелёным путешествуют в космосе. Они должны встретиться с Громозекой, но внезапно наталкиваются на «Чёрного странника» — мифический корабль, который тысячелетиями летает по планетам и всегда несёт смерть. На борту они встречаются с Громозекой и выясняют, как именно обитатели этого корабля захватывали новые миры — у них был «Лиловый шар», вызывающий во всех живых существах ненависть. Когда он взрывается, обитатели планеты просто уничтожают друг друга.
Герои узнают, что такой же шар спрятан и на Земле, и в самое ближайшее время  он должен взорваться. Алиса и Громозека отправляются в прошлое, чтобы проследить за пришельцами и узнать, где они спрятали смертоносное устройство.

Интересные факты о фильмах

0

890

Самые нелепые квартиры в советском кино

В советском кино, так или иначе, всегда был акцент на обиталище героев – будь то «аэродромные» квартиры сталинской эпохи, уютно-стильные flats ребят-шестидесятников или зажиточные трёшки эры Брежнева. Квартира была неким отражением самого персонажа и, подобно тому, как в гоголевских «Мёртвых душах» вся обстановка Собакевича вещала: «Я – тоже Собакевич!», так и в советском кино шкаф не был просто шкафом, но выражал суть.

Итак, нелепые жилища. Вот они. И всех объединяет одно единое и важное свойство, о котором будет сказано ниже. Хотя, вы и сами всё давно поняли.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Скриншот.

1. «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Если, по словам Жоржа Милославского, «удачно зайти» к Антону Семёновичу Шпаку, то откроется дивное – нагромождение антиквариата, купленного безо всякой осмысленности; грубые подделки – псевдо-Буше и якобы-Левицкий. Много барочных и рокайльных глупостей. Что-то из эпохи Ар Нуво, именовавшейся в России не иначе, как Серебряный век.

Интересные факты о фильмах
Красота-то какая! Лепота! Кадры из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Скриншоты.

И тут же – фотографии девушек из западных журналов «о красивой жизни». Реклама и ширпотреб. Напомню, Шпак очень богат и Жоржик выудил у него много вкусного, причём, нажито оно реально непосильным трудом – дантист — это вам не фарцовщик. А теперь вспомните обстановку в доме Шурика – спартанская чистота и воздух. У Шпака реально нечем дышать – цвет обоев и тот душный и вязкий.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Ты – мне, я тебе» (1976). Скриншот.

2. Далее заходим к «элитному» банщику Ивану Кашкину из комедии «Ты – мне, я тебе» (1976). И – о, чудо! Здесь та же самая фантасмагория – много старинных вещей (Кашкин ждёт, что ему достанут телефон «под старину», какие были тогда в моде). На стенах – фотографии шикарных girls, какая-то яркая ерунда, вырезанная из зарубежных каталогов мод, аэрофлотовский календарь (считалось круто!) и …Боже мой… Икона.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Ты – мне, я тебе» (1976). Скриншот. Икона сзади героини.

Да. Посреди всего этого неуёмного и броско наляпанного ада – лик Творца. В 1970-х не только высоколобая интеллигенция пыталась коллекционировать иконы – главным образом тут промышляли разные «жучки» и «нужные люди», вроде Кашкина. Да, мельком показана абстрактная картина – это считалось чем-то модно-вызывающим. Типа, чувак понимает в актуальном искусстве. Кстати, в помещении темно, как и у Шпака.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Любовь и голуби» (1984). Скриншот.

3. Идём в гости к Раисе Захаровне из фильма «Любовь и голуби» (1984). Наблюдаем всё то же самое – странные картины, фотографии из каталогов и западных журналов мод (я думаю, что этих девиц налепил какой-нибудь «бывший» Раисы Захаровны, ибо женщины вообще этим не страдали). К слову, на стенах – почётные грамоты. Ага. Наша Раиса – отличный работник, а не лентяйка, вяжущая шапочки и шарфы, как секретарь-Верочка и листающая «Бурду», как модница-Виноградова.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Любовь и голуби» (1984). Скриншот.

В прихожей – «душные» обои, в духе уже упомянутого Антона Семёновича, обратим внимание на бра с жёлтым абажуром – оно ещё нам понадобится. К слову, у Раисы неплохая кухня. То есть без выкрутасов и «сувенирчиков». В этом списке флэт Раисы – не сильно жуткий. В комнате обои серебристо-серые и не безобразные. А столик и вообще интересен. Правда, пугает большое количество кактусов (в те годы прошёл слух, что кактусы спасают от радиации и плохого фона, а Захаровна всегда в теме).

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Скриншот.

4. А вот и дорого-богато обставленная квартира Сусанны из лирической комедии «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), чей вкус парадоксален. Она, как сорока, натащила в дом всё броское и блестящее. Пестро и беспокойно. У Сусанны ни одно место не пустует – она будто бы страшится открытых и светлых пространств. Запихнуть всё, что добыла и достала! На кухне – и то сплошные ягодки-клеточка-полосочка. Сочетать несочетаемое - ух, Сусанне равных нет.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Скриншот.

У Сусанны 1) тот самый «телефон под старину», что хотел Кашкин и 2) та-дам! – ровно то же бра, что у Раисы Захаровны. На фоне «тревожных» и непонятных обоев в прихожей – снова «актуальное искусство». Хм... Нет никаких красивых-девушек-из-Бурды – здесь царит Сусанна, а не её Аркадий. Повторюсь – женские квартиры не украшались картинками «с купальниками». Квартира фарцовщика из той же комедии - продолжение темы (импорт, антиквариат, иконы).

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Служебный роман» (1978). Скриншот.

5. Возможно, вы со мной не согласитесь, но у Юрия Григорьевича Самохвалова из «Служебного романа» (1978) тоже претенциозно-убогая линия. Да. Он имеет всё, о чём мог мечтать респектабельный хомо-советикус. Да. Он натащил из Швейцарии всяких импортных штук. Но он всегда был и остаётся тем юношей, у которого не хватило денег на кафе-мороженое, о чём «тактично» ему намекнула Оленька во время танца.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Служебный роман» (1978). Скриншот.

Я специально поставила тему Самохвалова в самом конце – ибо он, в отличие от Шпаков и Кашкиных - успел насмотреться реальной роскоши, но делает всё примерно, как они. Пёстренькие шторы, псевдо-антик, выпендрёжный мобиль от Алекса Колдера, большая бронзовая статуэтка. Разве что обои – однотонные и ковры сдержанных тонов. Ну, и конечно же, абстрактные сюжеты по стенам.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Скриншот.

Итак, всех жильцов этих помещений объединяет одно свойство – они не являются супер-гадами, но при этом, их невозможно назвать положительными. Они такие рыбки-прилипалы, хотя, и не идут против Системы. Или идут, но не особо опасны. Скорее смешны и жалки. (Если бы «жучок» Шпак был сильно замаран, он бы никогда не вызвал милицию, предпочтя быть ограбленным). И фарцовщик-с-Карденом - это мелкая сошка.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Вокзал для двоих» (1982). Скриншот.

Интересно, что у положительных героев всегда были скромно и при этом по моде обставленные комнаты. Никакой блескучей фигни и претенциозности. Да, у Лукашина и Нади - гарнитур-стенка, но для них это просто мебель. И ещё момент – это комедии. Тут важно грубовато высмеять, а не тонко намекнуть. Поэтому – попугайские сочетания и жалкие попытки сделать себе дольче-вита.

Zina Korzina (c)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах