Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах


Интересные факты о фильмах

Сообщений 861 страница 870 из 999

861

«Приключения Электроника» - а дальше-то что?

Телефильм «Приключения Электроника» (1979) настолько захватывает – даже через 40 лет! – что его можно смотреть с любого фрагмента. Но в нём очень много ляпов и допущений, как в сказке. Если серия повестей, написанных Евгением Велтистовым – это фантастика, то киноверсия – больше сказка. Почему? В книжке Электроник – больше машина и даже питается от сети, то в фильме он уже практически человек. Но вот, какой вопрос тут же возникает: а что дальше? Электроник создан по образу и подобию конкретного мальчика с обложки журнала.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Приключения Электроника» (1979). Скриншот экрана.

То есть он копия Сергея Сыроежкина в возрасте 12-13 лет. Он – робот. И? Сыроежкин будет расти, мужать, заводить романы с девочками, служить в армии, …у него будут расти усы, потом он станет инженером, например. Мужиком Сергеем Павловичем (по книге Сыроежкина-старшего зовут Павел), мужем той же Майи Светловой, отцом детей. А Электроник …он останется мальчиком-шестиклассником. Разумеется, он будет умножать свои знания и шлифовать умения, но будет ли он интересен своим новым друзьям уже через пару лет, а тем более, когда те станут взрослыми?

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Приключения Электроника» (1979). Скриншот экрана.

Конечно, все сказки заканчиваются хэппи-эндом – и мы не в курсе, будет ли, например, Золушка счастлива с Принцем, а Настенька из «Морозко» – с Иванушкой. Точно так же мы не допускаем никаких продолжений, связанных с Электроником. Он вернулся. Каникулы начались. Или… если это всё-таки сказка... То, быть может, Электроник, «научившийся» плакать и улыбаться, это – саморазвивающаяся система, типа той, что описана у Юрия Олеши в «Трёх толстяках».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Приключения Электроника» (1979). Скриншот экрана.

Кукла наследника Тутти волшебным образом растёт вместе с Суок: «Кукла должна была расти, как живая девочка. Суок исполнится пять лет, и кукле тоже. Суок станет взрослой, хорошенькой и печальной девочкой, и кукла станет такой же. Я сделал эту куклу. Тогда вас разлучили. Тутти остался во дворце с куклой, а Суок отдали бродячему цирку»*. Тогда Сыроежкин сможет отправить своего двойника в армию, а потом, например, к тёщеньке на дачу.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Приключения Электроника» (1979). Скриншот экрана.

А ещё возникает и другой вопрос: если профессор Громов умудрился создать всемогущего, самонастраивающегося андроида, не смогут ли настроить конвейер по производству человеко-клонов? Вот тут я разбираю и такой вариант и он весьма жутковатый... Да, ещё момент. Профессор собрал Электроника примерно за полгода-год до описываемых событий, а мальчики в этом возрасте очень быстро растут, то есть по идее Сыроежкин должен быть чуть выше и чуть грубее своей электронной версии.

*Примечание. Фрагмент из «Трёх толстяков» цитируется отсюда.

Zina Korzina (c)

0

862

Что имел в виду Кнуров?

В одной из сцен пьесы и – фильма Кнуров говорит о Ларисе, которая с отчаяния решает стать женой Карандышева: «В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится»*. Самое страшное здесь – отсутствие ума у будущего супруга, ибо с умным и содержательным человеком вполне можно жить даже в бедном именьице Юлия Капитоновича.

Интересные факты о фильмах
Кадр «Жестокий романс» (1984). Скриншот. Источник - YouTube.

Но вернёмся к фразе Кнурова. Он предрекает Ларисе два пути – погибель (что и случилось, но много раньше) или – опошление. В одном из комментариев была тема: Лариса станет пошлой в смысле – «пойдёт по рукам», что называется. Задатки, мол, есть. Слово «пошлость» трактовалось, как «половая невоздержанность», хотя Кнуров совсем не это имел в виду.

Почему-то сейчас «пошлый» связан с темой беспорядочных связей и прочих танцев на столе в парижском неглиже с кружевцами (или без). То есть в этом смысле гораздо больше подошёл бы термин «похабный», а вот пошлый – оно многозначно. Это слово трудно перевести на большинство языков мира – это не британское vulgar, например. Тот же Владимир Набоков столкнулся в Америке с практической невозможностью точного перевода.

Интересные факты о фильмах
Кадр «Жестокий романс» (1984). Скриншот. Источник - YouTube.

Пошляк у Антона Чехова или Аркадия Аверченко – это жеманно-вульгарный субъект, произносящий банальности. Эту линию продолжил и Михаил Зощенко. В русско-советской традиции пошлость – это аналог мещанства, убогим и узким смыслам. Помните, в 1960-х пошлостью именовались бархатные шторы, слоники на комодах, диваны с валиками и почему-то фикусы? То есть мещанский уютец, с коим надобно бороться.

Но что же имел в виду Кнуров? Пошлый в исконном значении – это расхожий, типичный, банальный, «как все», а Лариса – не как все, и люди это замечают. Опошлиться – это «стереть» личность. Это то, чем напугал уже Паратов: «Сюда сейчас приедут: тетка Карандышева, барыни в крашеных шелковых платьях; разговор будет о соленых грибах». А в бедноватом поместье и пришлось бы носить дешёвое платье и думать о грибах.

Интересные факты о фильмах
Кадр «Жестокий романс» (1984). Скриншот. Источник - YouTube.

То есть из манящей красавицы, «одетой богато, но скромно», как сказано в ремарке Александра Островского, Лариса трансформируется в унылую тётеньку, живущую хозяйственными нуждами, при том – копеечными, станет экономить на свечах и шить платья не у модисток, а сама или покупать готовое, в лавке. Никакой гитары и французских романов! Какие приёмы и рауты? У Капитоновича нет денег.

Да, он примется жрать поедом свою «богиню» за любую улыбку, брошенную не ему. Пошлость - это как раз поведение Карандышева. Все эти попытки приблизиться к бомонду, странное винцо и ужасные сигары, но под шикарными лейблами, оружие, развешанное на ковре, попытка возвысить себя женитьбой на первой красавице города. Типически и - убого. Он бы и Ларису утащил в свой тухлый омут.

Интересные факты о фильмах
Кадр «Жестокий романс» (1984). Скриншот. Источник - YouTube.

*Примечание. Фрагмент из пьесы взят отсюда.

Zina Korzina (c)

0

863

«Женя, Женечка и ‘Катюша’» - парадоксы советской цивилизации

Трагикомедия «Женя, Женечка и ‘Катюша’» (1967) – уникальное произведение и не только потому, что её режиссёр – Владимир Мотыль, автор сценария – Булат Окуджава, композитор Исаак Шварц, а исполнитель главной роли – Олег Даль. Сошлись все звёзды? Не только это. Здесь интереснейшая фоновая тема, оттеняющая и обогащающая повествование. Итак, мы наблюдаем лав-стори на фоне войны.

Интересные факты о фильмах
Коллаж «Женя, Женечка и ‘Катюша’» (1967). Источник - https://www.pinterest.ru/

Интеллигентный юноша Женя Колышкин влюбляется в разбитную связистку Женечку Земляникину (примерно такую же тему развил впоследствии Пётр Тодоровский в «Военно-полевом романе» (1983). Поначалу девушка игнорирует парня, но потом всё-таки отвечает на его чувства. Финал там, правда, печальный – Женечку убивает фашист-аристократ.

А что за фон? Линия «Трёх мушкетёров» и песенки о каплях датского короля с обращением: «Кавалеры!», фантазиями и витиеватыми словесами Колышкина. Такой мальчик неслучаен, как неслучайно противоборство Колышкина с немецким дворянином, чьё имение и сделалось ареной для финальной схватки.

Интересные факты о фильмах
Фото разворота «Трёх мушкетёров» довоенного издания. Источник - https://www.pinterest.ru/

В Советском Союзе, как ни в одной стране мира в XX столетии, бытовал культ Александра Дюма и конкретно – Д`Артаньяна и трёх мушкетёров. Это было то, что называется must read. Мотив «игры в мушкетёров» прослеживается в ряде книг, написанных для детей и подростков - или в качестве главной линии, или так, походя.

От чистопрудного цикла Юрия Нагибина до иронических выкладок Радия Погодина в «Шаге с крыши» (ничего страшного, парень волшебным образом попадает в разные времена) и драматической темы юных детей-аристократов Владислава Крапивина – «мальчиков со шпагами», вечно недопонятых взрослыми. Проскальзывало это и в юмористическом киножурнале «Ералаш».

Интересные факты о фильмах
Фото разворота «Трёх мушкетёров» довоенного издания. Источник - https://www.pinterest.ru/

«После длительных размышлений я выбрал для себя д'Артаньяна, и не потому, что он главный герой: мне больше импонировал Атос. Но я не ощущал в себе того благородства, составляющего основную черту Атоса, которым в полной мере обладал мой друг Павлик», - писал Юрий Нагибин о довоенном отрочестве своих персонажей.

Книга с потрясающими иллюстрациями Мориса Лелуара была издана в 1936 году после некоторого перерыва – после 1917 года советскому человеку пытались привить некую пролетарскую культуру, придуманную людьми отнюдь непролетарских кровей и это в конечном итоге привело к …возвращению дворянско-разночинной парадигмы.

Интересные факты о фильмах
Советское издание с рисунками Мориса Лелуара. Источник - https://www.pinterest.ru/

Если вдуматься, выходило странное – пионеры отождествляли себя с опорой и защитой королевской власти, с воинами, лично преданными королю из династии Бурбонов. Кроме того, мушкетёры были не чужды грубых развлечений и вели аморальный образ жизни. Питие, любовные похождения, драки. А уж то, как благородный граф де Ля Фер лихо расправился со своей молодой супругой, увидев клеймо…

Даже не поговорил, не выяснил. Они вели себя, как нормальные господа XVII столетия. Господа. И это – пример для юного коммуниста? Cоветская цивилизация была намного сложнее, чем кажется – она отличалась поразительным эклектизмом, где плакаты о перевыполнении плана соседствовали с гимназическими фартучками и коринфскими капителями.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Женя, Женечка и ‘Катюша’» (1967). Скриншот экрана.

Заводское и коллективное перетекало в дворцово-эстетское. Но главное, хорошо монтировалось. Отовсюду бралось лучшее, и мушкетёры считывались не как бонвиваны и разрушители семей (а Д`Артаньян, по сути, увёл Констанцию от мужа!), а как образцы несгибаемой дружбы и взаимовыручки. Но вернёмся к Жене и его воображаемым плащам-и-шпагам.

Его сталкивают с настоящим дворянином, который оказывается менее благороден, чем «простой» Колышкин, лишь подражавший своей идеализированной мечте о «шпаге во имя короля». У этого Зигфрида – настоящие шпаги предков, и эти предки носили кружева, камзолы, пышные парики, погибали в ходе Тридцатилетней войны, а потом – Северной, Семилетней, за Баварское наследство.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Женя, Женечка и ‘Катюша’» (1967). Скриншот экрана.

Барочная лепота, книги, картины в тяжёлых рамах. Но он – враг и …враг, стреляющий исподтишка. В даму. Отвратительное и какое-то крысиное бегство. И стоило ли рождаться в именитой семье, где хранятся клинки Галантного Века? А Женя остался «кавалером» до конца. Придуманным мушкетёром. Хотя, и не таким восторженным, как раньше.

Zina Korzina (c)

0

864

Кое-что о Муле и Ляле

Диалоги этой парочки – Ляли и «нервирующего» Мули – пожалуй, самая эффектная сцена фильма «Подкидыш» (1939). Впрочем, это вообще один из лучших фрагментов, созданных нашим кинематографом XX столетия. Это будут смотреть и через 20 лет! Потрясающе. Но теперь вообразите, что вы – соседи, знакомые, там более - родственники этой дивной Лялечки. Она же за то небольшое экранное время, что было ей предназначено, умудрилась достать всех окружающих.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Подкидыш» (1939). Скриншот. Можно листать - там фото улицы Горького в 1930-х!

Уже в тот момент, когда Ляля впервые появляется перед нами, она грубо и – при помощи зонтика расталкивает людей, пробираясь к девочке, едва не попавшей под машину. Потом – читает мораль постовому милиционеру. Параллельно она воспитывает мужа с рефреном (помимо просьбы не нервировать): «Муля, дай руку». Муля – который в реале Эммануил – поддакивает и читает на ходу. Иногда пытается спорить – он понимает, что нельзя везти чужую девочку на дачу.

Интересные факты о фильмах
В кадр попадает двухэтажный троллейбус. Справа - как раз ЯТБ-3 — двухэтажный троллейбус Ярославского автомобильного завода, эксплуатировавшийся в Москве с 1939 по 1953 год. Источник - Википедия.

«Завтра же уеду к маме навсегда!» - восклицает мадам. Затем Ляля третирует продавца газировки: «Меньше пены!», устраивает шоу, выбирая игрушки для ребёнка, да и вообще ведёт себя шумно. Помимо того, что Ляля – типичный, как теперь это называют, абьюзер, она ещё и несчастная женщина – она же не просто так схватила в охапку маленькую Наташу – там прямым текстом говорится, что у пары нет детей, и судя по всему, больше не будет – Ляля немолода. Да и Муля тоже...

Интересные факты о фильмах
Одна из сцен происходит на фоне Библиотеки им. В.И. Ленина. Это было новое, шикарное здание. В фильме его, по сути, рекламировали. Слева - скриншот. Справа - фото 1930-х гг. Источник - https://pastvu.com/

Тут интересно другое – социальное положение, так сказать. В «Подкидыше» все герои хорошо прописаны и легко «читаются». Итак, Ляля с Мулей – явно зажиточные советские граждане. Дама одета в очень дорогой и модный комплект для лета, пошитый в ателье по картинкам из журнала мод. Тогда было актуально – платье и лёгкий жакетик из той же ткани. У них есть дача и, судя по всему, своя-личная. Мелькнула фраза, что девочка будет спать на Мулином месте, а ему жена повесит гамак на террасе.

Интересные факты о фильмах
Дама одета в очень дорогой и модный комплект для лета, пошитый в ателье по картинкам из журнала мод. Кадр из фильма. Скриншот. Обложка журнала 1930-х. Источник - https://www.pinterest.ru/

О съёмных домах так не говорят: «Дяди Мулина постель». Живут, кстати, может, и в коммуналке, но в очень солидной и приличной. Наверное, в магистральном доме, именуем нынче сталинками. Полагаю, что работает в этой семье исключительно муж – он показывает милиционеру свой проф-билет, в те времена заменявший паспорт. По виду – хозяйственник и не самый завалящий. Деньги-то есть – Ляля спокойно и на Мулины деньги покупает Наташе очень дорогое атласное платьице и детский парасоль (зонтик от солнца).

Интересные факты о фильмах
Ляля спокойно и на Мулины деньги покупает Наташе очень дорогое атласное платьице. Скриншот. Справа - американские моды для девочек 1930-х гг. Точно такие же фасоны. Источник - https://www.pinterest.ru/

Даже за газировку расплачивается муж. То есть Муля в 99 из 100 содержит Лялю. В те годы было полно фельетонов и карикатур, посвящённых капризным жёнам «ответственных работников», которые вели себя как последние подкаблучники. Дача, видимо, тоже Мулина. Но, если нет автомобиля, значит, Муля – «менеджер» среднего звена, не топовый. Если едут с Белорусского вокзала, то в Кунцево, тогда не входившее в черту города или в Немчиновку – дачную местность 1920-1930-х.

Интересные факты о фильмах
В кадре позади Мули мелькает характерный дом, выстроенный в 1930-х. Слева - фото 1930-х и мы можем видеть это сооружение. Источник - https://pastvu.com/

Жаворонки и Голицыно, а также станция с характерным названием Дачное – это уже послевоенная тема. Допускаю, что Ляля ничего не делает и по дому – не было проблем нанять деревенскую девушку в качестве домработницы. Правда, у такой хозяйки они вряд ли долго задерживаются. Ляля и Муля только на первый взгляд - дисгармоничная пара. Однако этот союз никогда не распадётся – и Ляле нужен конкретно такой Муля, и ему потребна такая Ляля. Дополняют друг друга.

Zina Korzina (c)

0

865

Во что влюбился Игорь?

Лирическая комедия «Влюблён по собственному желанию» (1982) – интереснейшее повествование с целой палитрой оттенков. Например, здесь лучше, чем в иных фильмах показано такое явление, как удивительная стабильность эпохи Леонида Брежнева, да и вообще время тут играет особую роль – по сути главную (помните замершие часы в финале?). Но сегодня поговорим на другую тему.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Влюблён по собственному желанию» (1982). Скриншот экрана.

В одной из публикаций говорилось, что авторы макнули Игоря Брагина по полной программе, давая ему (и зрителю) понять, что ничего-то ему не светит – вкалывай на заводе и люби странную дамочку с широкими бёдрами. Помните, он отказался от работы в престижной спорт-организации, обещав подумать и перезвонить и …не стал этого делать? Вместо звонка, о котором напоминает ему Вера, он принимается её целовать. Что было дальше – мы знаем.

Но там есть один важный момент - точка сборки. После разговора со спортивным боссом Игорь с Верой едут на встречу с вдовой погибшего воина - старушка обнимает памятную стелу, и мы видим фотографию юного блондина, который не вернулся с войны. Брагин понимает, что жизнь – это не то, о чём он думал; и жизнь – бесценна. А он её пропивает и проматывает – с собутыльниками или всякими Наташками по сеновалам.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Влюблён по собственному желанию» (1982). Скриншот экрана.

Поэтому он и говорит красивой и доступной девушке: «Ты хорошая девчонка, Наташка, но…» И обрывает эту бесполезную связь. Многим почему-то кажется, что он был на вершине, когда мотался в загранку со своей командой. А чего видел-то? И суть не в том, что наших спортсменов не выпускали из гостиниц и возили под присмотром. Персонаж был настолько примитивен, что для него и Париж, и Сидней – лишь точки на карте мира.

Безусловно, Верочка Силкова – не очень приятная личность. На мой взгляд. Хорошая, но противная. Мораль читает. Из крепких хорошисток, что всё учат наизусть и потом всю дорогу произносят книжные фразы. Вместе с тем, она поднимает Брагина из ничтожества. Неслучайно смешной художник из типичной московской «образованщины» увидел, что Вера напоминает Мадонну Джотто. Через комические ситуации проявляется высший смысл.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Влюблён по собственному желанию» (1982). Скриншот экрана.

И как раз труд на заводе – это созидание, а унылая суета в креслах спорткомитета – путь в никуда. Помните эпизод, где какой-то служащий вносит к начальнику пакет и молча кладёт его в ящик стола? И Брагин это отмечает – занесли взятку. Это что, нормальная судьба? Это скатывание в ещё большее пьянство, только уже с дорогим пойлом. А печени и мозгам – им почти всё равно, чем их травят.

Я не знаю, станут ли Вера с Брагиным устойчивой парой – может, она ему быстро надоест своими сентенциями и витиеватой болтовнёй по любому поводу, включая быт. Однако нам показывают, как она делается «проще» в хорошем смысле этого слова, а он, как раз, «усложняется». То есть они приближаются друг к другу, становясь равными. Она его начинает привлекать, как женщина, а он её - как собеседник. Игорь влюбляется не в Силкову, а в самоё жизнь.

Интересные факты о фильмах
Кадры из фильма «Влюблён по собственному желанию» (1982). Скриншоты экрана.

Забавный момент - когда Верочка начинает следить за внешностью, она превращается в тот вариант, который ...нравится Игорю. Разве что потолще. Пока. Но Вере похудеть легче, нежели той же Наташке выучить хотя бы половину слов, которые употребляет Вера. Впрочем, это – красивая сказка. В реале такой Игорь ни за что не отказался бы от кресла в спорт-конторе, а такая Вера не стала бы возиться с пьющим мужиком – даже под угрозой вечного одиночества и безмужней доли. Хотя...

Zina Korzina (c)

0

866

Почему Остап и Киса не смогли нарисовать Сеятеля?

У меня как-то возник вопрос: а почему, собственно, Бендер и Воробьянинов не сумели нарисовать сеятеля и даже написать ровные буквы? А должны бы! Я допускаю, что уровень «отличника Вхутемаса», которым представился великий комбинатор, ему не был доступен, однако, и тот ужас, за который их выгнали с парохода «Скрябин» - это нонсенс. Почему нонсенс? Да всё просто. Но чуть позже...

Интересные факты о фильмах
Лев Троцкий в роли сеятеля. Почтовая марка. Плакат, созданный в Средней Азии. Источник - https://www.pinterest.ru/.

Напомню вначале, что фигура сеятеля была одной из популярнейших в 1920-х годах. Они (сеятели!) разбрасывали и облигации, и листовки, и, как обычно, зёрна – и сеятелей изображали не только на политических и рекламных плакатах – фигура крестьянина, засевающего землю, присутствовала даже на золотых червонцах. В начале 1920-х Лев Троцкий в образе того же сеятеля рисовался на почтовых марках.

Интересные факты о фильмах
Источник - https://bestmani.ru/

Поэтому Сеятель в романе Ильфа и Петрова, как и в экранизациях, это – обычная и – где-то надоевшая тема послереволюционного десятилетия. Но что меня смущает? Остап и Киса должны были уметь хотя бы писать буквы – сносно и пристойно выводить. Начнём с бывшего предводителя дворянства. Он, как минимум, обучался в гимназии. Может, недоучился. Но первые классы, где ставят руку и заставляют вырабатывать почерк, он всё-таки одолел.

Интересные факты о фильмах
Пример почерка делопроизводителя ЗАГСа межвоенной эпохи. Источник - https://maxanto.ru/news/top-novostey/sv … 2-1937-gg/

Более того, мы его застаём на должности делопроизводителя ЗАГСа – он постоянно пишет, навык не утрачивается. В такие места не брали тех, кто плохо или неразборчиво карябает – это же документы (ЗАГСы были при НКВД). В 1920-1930-х годах господа «из бывших» могли пристроиться на эту малопрестижную, однако, стабильную работу. То есть повторюсь – туда требовался устойчивый и по возможности красивый почерк. В этой связи непонятна реплика Остапа: «— А буквы вы умеете? Тоже не умеете? Совсем нехорошо!»

Интересные факты о фильмах
Кадры из экранизаций 1971 и 1976 годов. Скриншоты.

В романе Киса молчит, в экранизации 1976 года активно отрицает блеющим «Не-е-еее». От этого же зависела погоня за стульями! Напиши Киса хотя бы нормальные буквицы, всё могло быть иначе. Далее – Остап, который тоже не безграмотен. Из диалогов мы узнаём, что и он когда-то был гимназистом. «Эти латинские исключения, зазубренные Остапом в третьем классе частной гимназии Илиади и до сих пор бессмысленно сидевшие в его голове, произвели на Козлевича магнетическое действие», - говорится в «Золотом телёнке».

Интересные факты о фильмах
Кадр из экранизации 1971 года.

В одесской частной гимназии Илиади, куда принимали иудеев, учился прототип Остапа - Осип Шор. В другой сцене Остап иронизирует над Лоханкиным, узнав, что его собеседника выгнали из пятого класса: «Золотой класс! Значит, до физики Краевича вы не дошли? И с тех пор вели исключительно интеллектуальный образ жизни?» Исходя из этого, делаем вывод, что Остап дошёл до физики Краевича, раз по сию пору вспоминает о ней. Да – почерк у Бендера должен быть нормальным, как и у Ипполита Матвеича!

Интересные факты о фильмах
Кадр из экранизации 1976 года.

Углубим? Курс рисования с 1804 года включался в программу обучения во всех общеобразовательных заведениях, а в 1834 году вышел «Курс рисования», составленный военным инженером, известным художником – любителем Андреем Сапожниковым. Это был обязательный предмет и к нему относились гораздо серьёзнее, чем в советских и постсоветских школах. То есть наши герои при любом раскладе нарисовали бы гораздо лучше, чем вышло 1) в романе 2) в обеих экранизациях.

Интересные факты о фильмах
Сравнение шрифтов 1910-х и 1920-х годов. Источник - https://www.pinterest.ru/

Я понимаю, что это – гротеск, сатира и юмор, но всегда интересно раскапывать темы, связанные с любимыми книгами и кинофильмами. Вообще, было бы правильнее, чтобы Остап и Киса начертали старорежимные буквицы (шрифты 1920-х очень сильно отличались от тех, что использовались до 1917 года), а лучше - по привычке с ятями. В этом случае их бы всё одно – погнали бы с парохода, но выглядело бы это правдоподобнее.

Zina Korzina (c)

0

867

«Сказка о звёздном мальчике» - инопланетяне и альтернативная Испания

Почти любая советская киносказка имеет отсылку к времени и месту. Так, «Морозко» (1964) – это Московское царство века этак семнадцатого, советская «Золушка» (1947) – южная Европа рубежа XVI и XVII веков, а, допустим, «Финист – ясный сокол» (1975) – это вообще домонгольская Русь и территория нынешней Московской области – на некоторых героинях были замечены вятичские семилопастные височные кольца, которые имели хождение до XII века. Исключение, пожалуй, «Королевство кривых зеркал» (1963), где невозможно идентифицировать пространство, эпоху и так далее.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Сказка о звёздном мальчике» (1983). Скриншот.

Иногда авторы конструируют и вовсе альтернативную реальность. Тому пример – «Сказка о звёздном мальчике» (1983), созданная Леонидом Нечаевым («Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Не покидай!»). Литературная основа – две сказки Оскара Уайльда – собственно «Звёздный мальчик» и «День рождения инфанты», но извечная сценаристка нечаевских лент – Инна Веткина создала такую постмодернистскую мешанину, что ей надо было ставить памятник при жизни за креативность. Авторы исключили магию и волшебство, но добавили модную в 1980-х годах инопланетную тематику в стиле Раисы Захаровны.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Сказка о звёздном мальчике» (1983). Скриншот.

Звёздного Мальчика сделали инопланетянином – посланцем некоей высокоразвитой, но бездушной цивилизации. Эти гуманоиды наблюдают за жизнью на Земле и – за своим чарующим отпрыском. Он точно так же, как в тексте Уайльда – высокомерный и злой найдёныш, отвергший свою измученную мать – тоже очень красивую, но поистрепавшуюся инопланетянку. А вот куда попал Звёздный Мальчик? Вначале это напоминает Карпаты. Что ли Транссильванию. Но местами – Северную Европу. Особенно в зимних сценах, да и вообще в кадре - en masse блондины.

Интересные факты о фильмах
Кадры из фильма «Сказка о звёздном мальчике» (1983). Скриншоты.

Вместе с тем, уже в первой серии возникает тема …инфанты, которая явно дочь испанского короля. Вторая серия происходит в пиренейском антураже, как его понимали в СССР, где снималось много костюмно-развлекательных фильмов на тему средневеково-ренессансной Испании. Бой быков, тореро, кабальеро. Мы видим очаровательную и злую инфанту, её фрейлин и даже фигуру Великого Инквизитора, который здесь, правда, смотрится, как воспитатель девочки. Говорится, что есть и король – её отец.

Интересные факты о фильмах
Кадры из фильма «Сказка о звёздном мальчике» (1983). Скриншоты.

Причём, это не далёкая страна, куда притопал Звёздный Мальчик со своим другом – карликом, а эта ж самая, где они проживают. То есть этой условной Трансильванией правит испанский король. И это их инфанта, красоту которой прославляют все подданные. Отмечу, что жестокая принцесса очень скрасила нудновато-затянутое повествование и по факту на ней держится весь драйв картины. Ярчайшая отрицательная героиня. Гораздо сильнее, чем сам Звёздный Мальчик. В общем, альтернативно-параллельная история испанских колоний.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Сказка о звёздном мальчике» (1983). Скриншот. Артистка балета Лариса Пономаренко, сыгравшая в далёком детстве роль инфанты.

Композиция – интересна. В финале Звёздный Мальчик исправляется и отвергает красоту инфанты из-за того, что увидел, как уродлива её душа. Зато он научился видеть прекрасное - в обыденном и неказистом. Опять же, инфанту приговаривают к розгам, а в сказке Уайльда бессердечная принцесса никак не наказана, финал там – типичный для Серебряного века – без морали. Но в советской киносказке всё должно быть иначе – под насмешливыми взглядами толпы девочку ведут к месту порки. Мальчик-звезда и его марсианская (или какая?) мать остаются на Земле, как инопланетная цивилизация «наблюдателей» проникается живыми чувствами…

Zinaa Korzina (c)

0

868

Савва и Хоботов - кто больший подкаблучник?

В телефильме «Покровские ворота» (1982) нам показывают антиподов – Льва Евгеньевича и Савву Игнатьевича. Слабого и - сильного. Ранимого и - брутального. Интеллигента и – пролетария. Да. Они очень разные и Маргарита Павловна хотела именно контраста, но оба её мужа в чём-то совершенно одинаковы. Потому что они – подкаблучники, причём сложно сразу ответить, кто из них – больший. Думаете, очкастый да плюшевый Хоботов? Ничуть не так.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982).

Он хотя бы всю жизнь рыпался и даже, судя по всему, пытался сбежать налево – Марго припомнила ему дамочку «из скандинавской редакции» с чувственным ртом. Как раз Лев Евгеньевич в тихую пытался увиливать и противостоять напору, а в конечном итоге – взорвался тирадой о том, что авторитетная жена сотворила из него ничтожество. Это туфта – ему было с ней удобно. И он, как школьник, «прогуливал» многие свои обязанности. Но - прогуливал. Пассивная агрессия.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982).

А вот Савва… Вспомните, как он сошёлся с Маргаритой. Она, устав от своего Хоботова, попросила Савву остаться. Как он повествует об этом своим друзьям? «Ну, я по стойке смирно!» То есть женщина ему повелела остаться и он – остался. Потом он согласился уйти из граверов в преподаватели – ему опять же Маргарита Павловна сказала, что учитель – это солиднее. «Савва Игнатьевич, в магазин!» - менторским тоном вещает жена с балкона.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982).

Муж принародно вытягивается, как на параде и рапортует по-немецки. Все его abgemacht! и fünf minuten, Маргарита Павловна! – это какое-то общение прусского зольдата с железным фельдфебелем. Далее говорится о том, что скоро они втроём переезжают в отдельную квартиру. Общее недоумение. «Я что? Они решили», - мямлит Савва. Он во всём потакает жене – даже там, где её надо бы грубо заткнуть. А он - млеет от звука её командного голоса. И - восторгается её умом.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982).

Маргарита, в принципе, не умеющая строить отношения с иным типом кавалеров, увидела в Савве ещё большего подкаблучника, чем её Хоботов – этот стал ей уже не под силу. Он – непослушный мальчик и всё ломает. А здесь – послушный и умелый. Мало того, что – стоит, вытянувшись по струнке, так ещё и «починяет примус». Прогибается по полной программе. Говорит, что живут не для радости, а для совести. И главное – бегать налево, не станет… Наверное.

Zina Korzina (c)

0

869

Сомнительная Оля и Операция ‘Резидент’

Финальная часть истории с Резидентом 1986 года - не самая интересная. Более того, натужная и скучноватая. И, как ни странно, её «вытягивает» сомнительная девушка Ольга в исполнении Ирины Розановой. То есть, не игры спецслужб, а тема хорошенькой и не особо умной продавщицы из музыкального магазина.

Мы застаём Олю за утренней аэробикой – она бодро выполняет моцион в специальном костюме, что было по тем временам очень круто. Нет, аэробику практиковали многие дамы, но импортное облачение в духе Джейн Фонды имелось не у всех.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Конец операции ‘Резидент’» (1986). Скриншот.

По ходу дела мы узнаём, что мама у неё врач, а папа – лётчик, но он погиб. В институт не поступила. Знаний мало, сплошная хитрость. К слову, продавец в музыкальной точке – хлебное место, ибо в условиях дефицита «модных» дисков была возможность продавать их из-под прилавка.

А Оля, как раз, из таких, кто не прочь воспользоваться. Итак, позанимавшись аэробикой, модно одетая девушка не спеша идёт на работу. Вечером она забывает о поминках по отцу (знаковая деталь!) И вот тут начинает раскручиваться детективная и опасная история…

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Конец операции ‘Резидент’» (1986). Скриншот. И - пасхалка - молодые люди беседуют на фоне этого диска.

С Ольгой знакомится респектабельный и молодой итальянец Пьетро Мотинелли – тогда многие работали в СССР по контракту. В 1980-х годах любой иностранец считался небожителем, у которого дома есть 150 каналов телевидения и столько же сортов колбасы (или сыра?).

...А уж солнечная Италия воспринималась, как Рай на Земле. Собственно, итальянская масс-культура, мода и попса были популярнее американской (помните концерт Джанни Моранди в другом фильме?). Забавно, что в сцене знакомства Оли с Пьетро мы видим пластинку того же Моранди.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Конец операции ‘Резидент’» (1986). Скриншот.

Скажете, потому что американскую тупо не пускали в СССР? Отчасти верно. Да – отчасти. Итало-мода – Армани да Версаче тогда активно покоряли весь мир. Но факт остаётся фактом – фамилия Челентано звучала, как сказка для большинства советских обывателей. Да, тот Мотинелли – никакой не шпион,...

...однако, знакомство с ним сделалось отправной точкой и лазейкой для врагов. У милой Оли есть подружка Галя – типичная деточка-мажор. Вот тут показана реальная мажорка – не убого-напыщенная, как стали изображать в перестроечном кино, а такая, как в жизни. То есть сытая, упакованная и…наивно-добрая.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Конец операции ‘Резидент’» (1986). Скриншот.

Такие искренне полагали, что деньги берутся из тумбочки, а «творог добывается из вареников» (с) Оля вертит Галей и это неудивительно. В результате – через Олю и Галю в дом к «секретному» академику, отцу Галины проникает враг. Оля, конечно, отказывается быть помощницей шпионов, даже после того, как её припирают к стенке.

Она же не гадина, просто хочет красиво жить и по возможности – легко. Она же этого достойна - с такими-то внешними данными. Советские любители дольче-вита ещё не знали, как тяжело трудятся итальянские Пьетро и какой у них налог на недвижимость.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Конец операции ‘Резидент’» (1986). Скриншот.

А вот Пьетро и разные там Джоны бывали в шоке, узнавая, что в СССР можно получить трёхкомнатную квартиру – за труд на комбинате. То есть 150 видов жвачек у них были, но жевались они на съёмных квартирах. Многие европейцы до самой старости – то есть до перемещения в дом престарелых – жили и живут на арендуемой жилплощади.

У каждой системы есть прорывы и провалы. У СССР не было ярких упаковок, но имелись серьёзные завоевания в разных сферах. А такие, как Оля часто не ценили то, что есть, но азартно и бешено западали на шмотки, на Италию и прочие внешние красоты. Куда заводят мечты – мы увидели на примере этой девушки, жадной до эффектов.

Zina Korzina (c)

0

870

«Закон жизни» - фильм, запрещённый в СССР

Драма «Закон жизни» (1940) была в прокате всего несколько дней, имея зрительский успех и тут – анонимная рецензия в «Правде»… Сейчас ругательная пресса и шквал ненависти – дополнительный пиар, а в СССР, особенно в 1930-1950-х годах это означало …в лучшем случае запрет и безвестность, в худшем – репрессии по отношению к создателям киноленты. В данном случае ограничились лёгкой опалой и запретом.

Интересные факты о фильмах
Сергей и Наташа. Кадры из фильма «Закон жизни» (1940). Скриншоты.

Режиссёр Александр Столпер потом ещё снимет «Повесть о настоящем человеке» (1948), а его соавтор Борис Иванов создаст шедевры «Парень из нашего города» (1942) и «Жди меня» (1943). Сценариста – Александра Авдеенко, правда, исключили из партии и Союза Писателей, а потом - выкинули из ведомственной «писательской» квартиры. Но не посадили.

Есть две версии относительно авторства рецензии. По одной её написал специалист в области русской общественной мысли, философ Владимир Кружков, а отредактировал партийный босс Андрей Жданов, а по другой – к ней приложил руку сам Иосиф Сталин. При любом из раскладов судьба фильма была решена. Почему же он вызвал столь негативную реакцию?

Интересные факты о фильмах
Огнерубов толкает речь. Кадр из фильма «Закон жизни» (1940). Скриншот.

Рассмотрим сюжет. В одном из медицинских вузов устраивается вечеринка, на которую приходит местный комсомольский начальник Огнерубов (тут какая-то жёсткая насмешка над псевдонимами парт-деятелей – тогда многие становились Огневыми и Комиссаровыми заместо Хрюкиных да Тяпкиных). А тут – «огонь» и «рубить» в одном флаконе, что называется.

Этот самый Огнерубов начинает проповедовать … чистейший гедонизм и развратное поведение, как норму бытия при социализме. Мы – хозяева жизни, победители, так чего изображать аскезу? Вечеринка будущих медиков превращается в оргию (нет, без особых пикантных подробностей, но пьяных было много). Огнерубову противостоит Серёжа Паромов – честный комсомолец, которому всё это противно.

Интересные факты о фильмах
Сестра Наташи и приятель Огнерубова. Кадры из фильма «Закон жизни» (1940). Скриншоты.

Плюс ко всему, Серёжа и Огнерубов влюблены в одну и ту же девушку – Наташу, которая сначала искренне любит Сергея, но затем увлекается Огнерубовым. Ибо тот – яркая личность, задорный, обеспеченный, перспективный. Всё заканчивается полным развенчанием пошляка Огнерубова и торжеством его соперника – честный Паромов занимает его кресло. Да, старшая сестра Наташи, как выясняется, когда-то была любовницей Огнерубова и воспитывает ребёнка от него…

Это – вкратце. Фабула – насыщенная, динамичная и отлично смотрится даже теперь (в отличие от большинства кинокартин 1930-1940-х годов – как наших, так и голливудских). Так вот! Рецензентов буквально взбесило то, что гад и похититель девичьих сердец Огнерубов оказался действительно ярок и привлекателен, в отличие от «хороших» персонажей.

Закон жизни 1940 Отрывок 1

Речь Огнерубова. Отрывок взят из видеоблога автора текста.

Этакий живчик. Симпатичный, невысокий, но отлично сложенный, с шиком одетый в очень дорогой – даже с виду – костюм, на автомобиле, со свитой прихлебателей. Умеет по-барски ухаживать. Присылает букеты. Говорит красиво. Этакий Паратов на новый манер. А Серёжа тут выглядит, как… Карандышев – ревнует, кидает обвинения в разгульном поведении, читает мораль Наташе и всем окружающим.

Это заметили и в руководстве Партии. Плюс ко всему обескуражила сцена пьянки – тогда к врачам относились, как к небожителям, а тут они …орущие, падающие, помятые. Фу! Потому и решили, что сценарист Авдеенко не любит советскую власть. Фильм сняли с «полки» через 60 лет, мелькнул по ТВ на канале «Культура», но стал известен только в эру ЮТуба, когда возник интерес к забытому советскому кино. В общем, он стоит того, чтобы его посмотреть.

Zina Korzina (c)

Закон жизни 1940 Отрывок 2

1. Вот тут - отрывок с вечеринкой.

Закон жизни 1940 Отрывок 3

2. А вот тут - отрывок с собранием, где сестра Наташи говорит, кто отец её мальчика.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах