Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах


Интересные факты о фильмах

Сообщений 851 страница 860 из 999

851

Символическое собрание в фильме «Афоня»

В печальной кинокомедии «Афоня» (1975) есть много острых фрагментов, но сегодня хотелось бы вспомнить сцены, где проводится собрание. Точнее, этих собраний два – в первый раз Афоню «осудила общественность» в связи с его нырянием в фонтан одного из южных городов, а во второй – из милиции пришёл «сигнал» из-за драки на танцах, где наш герой сражался с каким-то фриковатым хулиганом (я думаю, что это был местный фарцовщик, подыскивавший клиентуру). Но почему эти два собрания как бы сливаются в одно? Зачем режиссёр Георгий Данелия создал эту иллюзию?

Интересные факты о фильмах
Собрание-1 и Собрание-2. Найдите 10 отличий. Скриншоты. Источник - https://www.youtube.com/watch?v=L9HATyYkZLs

К середине 1970-х годов советскому человеку надоели собрания, политинформации и прочие митинги солидарности с народами Африки. Неслучайно один из персонажей лениво произносит: «Поставить Борщёву на вид и разойтись по домам», а его коллега соглашается: «Верно. Шестая серия сегодня». Итак, телесериал – важнее, чем бессмысленное просиживание штанов и юбок на утомляющем мероприятии. На следующем собрании мы видим всё те же лица и те же расслабленные позы.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Афоня» (1975). Скриншот. Источник - https://www.youtube.com/watch?v=L9HATyYkZLs

Эпизодический герой, которого блестяще играет Владимир Басов, вообще погружён в серьёзное чтение. В руках у него мелькает карандаш. Помечает. Над мужиком шутят: «Тебе выступать… По трубам!» И он принимается скандировать …о трубах, которые валяются во дворе, «…а Воронкову хоть бы хны!» Возникает смешная заминка, после которой речь всё-таки заходит о Борщёве. Тоже с подколками и шутками. Всем – без разницы. Люди отсиживают противную «обязаловку». Им по большому счёте неинтересен и моральный облик Афанасия Николаевича.

Интересные факты о фильмах
Собрание-1 и Собрание-2. Найдите хотя бы 2 отличия. Скриншоты. Источник - https://www.youtube.com/watch?v=L9HATyYkZLs

Когда начальница (Валентина Талызина) пытается говорить о том, что «на наших глазах гибнет наш товарищ», её реплика тонет в смехе: «Почему гибнет? Танцует!» Зал слегка оживился. Афоня начал хамить женщине. Встаёт сотрудник (Михаил Светин), предлагающий уволить Борщёва. И что – уволили? Более того, тот, которого играет Басов, опять читает. Остальные – тоже равнодушно кивают. Но это ладно. Если внимательно посмотреть, на первом и на втором собрании люди сидят 1) на тех же местах 2) в той же самой одежде.

Интересные факты о фильмах
Собрание-1 и Собрание-2. Найдите сколько-нибудь отличий. Скриншоты. Источник - https://www.youtube.com/watch?v=L9HATyYkZLs

То есть! Данелия (скорее всего) хотел показать, что эти сборища – еженедельное и, видимо, …ежегодное одно и то же, не приводящее ни к чему. И, вероятно, снимали оба собрания в один заход, чтобы усилить эффект. Этот фильм не так прост, как это кажется - он не о маргинале и пьянице, в которого влюбилась наивная девушка; он о системе ненужных мероприятий и действий, которые всех задолбали. Когда люди ностальгируют по СССР, никто не вспоминает месткомовские перевыборы или ещё какую-нибудь скучную ахинею, вроде обсуждения прогульщика.

Zina KorZina (c)

0

852

Фрагмент романа «Двенадцать стульев», не включённый в экранизации

В обеих экранизациях романа «Двенадцать стульев» (1971 и 1976) отсутствует один важный для восприятия эпохи фрагмент. В 1970-х годах он был бы не смешон и более того – не монтировался бы с лёгкой ретро-комедией и, если авторы книги создавали сатиру, то для Гайдая и Захарова это был уже юмор, ибо сатира всегда злободневна, а через много лет она уже не кусается. Или непонятна вовсе. Так вот фрагмент!

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

Все помнят, что Бендер, не найдя иных способов быстрого обогащения, ловко создал в Старгороде антисоветскую организацию «Союз меча и орала», собрал «взносы» и отчалил вместе с «отцом русской демократии» - Воробьяниновым в столицу. Эти моменты в киноверсиях отражены и в обоих случаях сыграны великолепно – я даже затрудняюсь сказать, какой из вариантов – лучше. Разве что гайдаевский – более гротескный.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1971). Скриншот. Источник - YouTube.

Однако на этом кино-история Союза так и заканчивается. Их обобрали и – оставили в дураках. В книге – иначе. Там есть глава 29, посвящённая «деятельности» всех этих нелепых заговорщиков, где самым активно-крикливым оказался, конечно же, слесарь-интеллигент Виктор Михалыч Полесов («кипучий лентяй» по определению Ильфа и Петрова).

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

Сделавши вывод, что скоро Антанта двинет войска против СССР, господа решили, что надо скупать предметы первой необходимости и, распуская слухи, тем самым создали дефицит в городе. Потом один из них – нэпман Кислярский – решил, что пора сдаваться, и, придя к прокурору, увидел, что в кабинете сидят почти все его «товарищи по борьбе», а всю вину валят именно на Кислярского, заодно сдавая ещё одного персонажа – Чарушникова.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

Этого привели чуть позже. Все сдавали всех. Особенно Елену Станиславовну Боур, бывшую любовницу Кисы. Организацию сочли обычным трёпом, но в тексте 29-й главы есть примечательная фраза: «По делу пустой организации «Меча и орала» шло следствие. Единственно важным лицом прокурор считал скрывшегося Воробьянинова, который, несомненно, имел связи с парижской эмиграцией»*.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1971). Скриншот. Источник - YouTube.

Придурков отпустили, ибо мы в главе 42 встречаем господина Кислярского на курорте: «Кислярский, приехавший на Кавказ, чтобы отдохнуть от старгородских потрясений, был совершенно подавлен». Однако можно сделать вывод, что Воробьянинова объявили в розыск, как связанного с эмигрантскими кругами и с диверсиями в отношении СССР. Однако эту тему Ильф и Петров, а тем более Гайдай и Захаров не продолжили.

Zina KorZina (c)

*Примечание. Этот фрагмент - насчёт важности Воробьянинова для следствия, и вовсе не был включён в более поздние издания. То есть линия возможных антисоветских диверсий Кисы как бы повисла в воздухе.

0

853

В какой момент Оля бросила Вадима навсегда?

В фильме «Зимняя вишня» (1985) показана болезненная и притом – бесполезно-убогая «страсть» красивой, умной, но любящей страдать женщины Оли к мешковато-скучному Вадиму. Актёр Виталий Соломин умел преображаться – тут он тюфяк и – жёсткий собственник одновременно.

Поняв, что любовница ускользает, он догнал крутейшую иномарку (и это в середине 1980-х) на своём авто и забрал Олю с Антошкой (бедный парень, ему улыбалась красивая жизнь, но – нет, у мамы – любовь с другим, не с холодновато-интеллигентным Гербертом).

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скрин экрана.

Потом Вадим снова кормит Олю сладкими обещаниями, чтобы под занавес уйти домой, пояснив свой уход банальностью: «У меня даже пресловутой зубной щётки с собой нет» (при чём тут словцо «пресловутая» - неясно, да ладно).

Утром Оля выходит из подъезда и …всё повторяется – подружки, детский сад, «Айсберг в океане». Но между этими фрагментами была одна фраза, говорящая о том, что Оля теперь уже точно решила бросить этот чемодан без ручки – Вадима.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скрин экрана.

Когда Антошка, испугавшись, что его снова будут отфутболивать, спросил: «Что, опять на пятидневку?», мать отвечает вопросом на вопрос: «А для чего нам пятидневка? Мы сегодня будем вместе. И завтра будем вместе… и послезавтра».

Если вспомнить сюжет, Ольга постоянно подсовывала своё чадо то бывшей свекрови, то на пятидневный режим в детский садик – там же работает её подруга, если что присмотрит. В общем, Антошка привык, что маме не до него. А тут вдруг она вспомнила, что ребёнок-то важнее мужчины.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скрин экрана.

Кавалеры приходят и уходят (или никак не уходят, но и не приходят, как Вадим). А сын – это мамино солнышко. Неслучайно существует феномен маменькина сына (вроде Жени Лукашина или Юрия Деточкина), а вот маменькина дочка – это гораздо более редкое явление. И если Оля сказала: «Всё!» и никаких пятидневок, это значит, что Вадима она больше не ждёт и не любит.

Я знаю – есть сиквел, где героиня становится крутой американкой и вообще «приходит к успеху». Но я анализирую первую, советскую «Зимнюю вишню», как отдельно взятый шедевр, а все остальные части, как скучную конъюнктуру 1990-х. Точно так же я никогда не рассматриваю «Иронию судьбы-2», как продолжение любимой новогодней сказки.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скрин экрана.

В тот момент, когда Вадим закрыл за собой дверь и уполз в темноту зимнего вечера, Оля оторопела. Когда закрыла для него своё сердце? Уже утром. Окончательно. Поэтому: никаких пятидневок для Антошки. Будет ли она тосковать по Вадиму? Безусловно. Точнее даже не по Вадиму – это будет фантомная боль. Но решение Оля уже приняла.

Zina Korzina (c)

0

854

Будет ли Диана счастлива с Теодоро?

Телефильм «Собака на сене» (1977) – одна из лучших советских экранизаций и до сих пор смотрится великолепно. В 1970-х годах этот сюжет хорошо монтировался с эпохой – я имею в виду именно 1970-е, и любовь Дианы к Теодоро напоминала типичную фабулу того времени: леди-босс влюбляется в своего же подчинённого (Калугина + Новосельцев) или в мужчину более низкого статуса (Катя + Гоша). Собственно, я когда-то уже сравнивала «Собаку на сене» со «Служебным романом».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильмов «Собака на сене» (1977). Скриншот экрана.

Однако если у Людмилы Прокофьевны есть все шансы быть счастливой со своим Толиком и даже Катя не сразу выгонит Гошу, то Диана де Бельфлёр ещё хлебнёт бабьего горя с эффектным Теодоро. Если читать пьесу (в фильме это тоже есть), то возвысившийся слуга (а личный секретарь знатной дамы – это тоже слуга!), только получив согласие графини, констатирует: «Но ваша милость забывают, что господин отныне я». (Цитаты - отсюда).

Обомлевшая мадам спрашивает: «А кто же я?» Ответ: «— Моя жена. И слушаться меня должна». Ещё ничего нет, а уже такие заявления. Для XVII столетия – нормально. Мы сейчас не о том, смеет ли Теодоро так себя вести (да, смеет по закону и морали 1610-х годов). Речь от том, будет ли молодая вдова – теперь уже бывшая вдова – счастлива с новым супругом?

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильмов «Собака на сене» (1977). Скриншот экрана.

Скорее всего, Теодоро, войдя в силу, будет жёстко обходиться со своей прекрасной женой. Начнём с того, что он – не самый лучший человек, если внимательно ...и даже не очень внимательно следить за развитием событий. Сколь мерзко он обошёлся с Марселой, которая предназначалась ему в жёны! Как уничижительно о ней отзывался – будто бы о существе второго сорта!

Как только ему заблистала иная перспектива, он тут же кинулся к хозяйке, но ладно бы кинулся – он облил бывшую невесту презрением. Но лишь только непостоянная графиня высказывала ему своё «фи», Теодоро, побитый, возвращался к «простушке». К слову, не такая уж она простенькая – там есть фраза, что графиня – ей родственница: «Я ей родня, она и жалует меня».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильмов «Собака на сене» (1977). Скриншот экрана.

Типичная «бедная кузина» - такие становились камеристками в юности и приживалками в старости. Полагаю, что и Марсела была для Теодоро – ступенькой в карьере. Он-то – найдёныш, всем обязанный уму и ловкости, а Марсела – родня графини, то есть дворянка по любому (или внебрачная дочь кого-нибудь из родственников). В те времена даже самый продвинутый self-made man проигрывал благородным донам.

Так вот! Став господином, благодаря интригам хитрого Тристана, бывший секретарь захочет отыграться за те унижения, которые перенёс в детстве и юности. Напомню, что он уже объявил Диане, что господин отныне – он. Не могу утверждать, что станет ей изменять, однако, добр уж точно не будет. Диана в курсе, что всё это – хитрая комбинация жулика, решившего помочь Теодоро. Но – говорит, что «не величье наслажденье».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильмов «Собака на сене» (1977). Скриншот экрана.

Да. Не в нём. Но величье того, кто испытывал нужду в юные годы, а потом – служил взбалмошной даме – это сомнительное счастье для той самой дамы. Более того, она не сможет развестись. Это же 1618 год! И рассказать всему миру, как Теодоро с Тристаном её обманули, тоже не сможет – хотя бы потому, что в этом случае будет скандал на весь регион, а для Дианы важна её родовая честь – хотя бы на словах. Так что зря. Лучше бы выходила замуж за маркиза Рикардо.

Zina Korzina (c)

0

855

Главный смысл фильма «Подкидыш»

Я вспомнила о фильме «Подкидыш» (1939) в связи с одной статьёй об …Америке. Но об этом чуть позже. Напомню сюжет, созданный двумя талантливыми женщинами – поэтессой Агнией Барто и актрисой Риной Зелёной, сыгравшей тут эпизодическую, но запоминающуюся роль домработницы Ариши.

Маленькую Наташу поручили заботам старшего брата Юры, а он, как это принято у циничных подростков, припугнул девчонку и стал заниматься своими делами – пригласил товарищей и устроил обсуждение важных пионерских дел. Никто не заметил, что Наташа выскользнула из дома и пошла гулять по Москве.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Подкидыш» (1939). Скриншот экрана.

На протяжении своего путешествия она попадала из одних добрых рук – в другие, причём все люди, в том числе представители органов правопорядка, стремились помочь ребёнку и не по долгу службы, а потому что …это норма бытия. Это - социальный инстинкт советской жизни.

Мало что понимающей о превратностях бытия, дошкольнице попадались самые разные персонажи – бездетный геолог, его соседка – врач, военные, футболисты, вздорная Ляля с безвольным дядей-Мулей (где-то читала, что Муля – это Эммануил или Самуил, а пара показана, как типично-еврейская, где могучая жена главенствует над податливым супругом).

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Подкидыш» (1939). Скриншот экрана.

Главная мысль – никто и помыслить не может, что Наташу могут украсть или нанести ей иной ущерб. А вот теперь об Америке. Статья была о громких процессах 1920-1930-х, связанных с похищением детей – это был одним из самых «популярных» методов преступного обогащения. Малышей воровали и потом требовали выкуп.

Газеты пестрели пугающими заголовками: очередная Мэри или Джейн не вернулась из школы, а через пару дней обезумевшие родители получили весточку с требованиями. Вернёмся в нашу Москву эпохи Сталина. Упитанная и хорошо одетая Наташа - дочь весьма крутой мамы – красивая и полноватая Ольга Жизнева сыграла даму на пять с плюсом.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Подкидыш» (1939). Скриншот экрана.

К тому же, в этой семье имеется домработница Ариша. И никому бы не пришло в голову… В СССР тоже писали об американском киднеппинге, как о «расхожем бизнесе» в мире чистогана, и потому фильм о подкидыше – это напоминание гражданам, что в нашем обществе ребёнок не может быть в опасности. Вообще!

И само название – ироническое. Потому что Наташа – не подкидыш, а – всем желанный ребёнок. Её тут же хотят усыновить и оставить, накормить, отвезти на дачу. За неё буквально борются. Фоновые детали кинокартины – тоже чудесны. Это – парадно-шикарная Москва – улица Горького, библиотека имени Ленина, Чистые пруды, Белорусский вокзал, ВСХВ.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Подкидыш» (1939). Скриншот экрана.

Иногда кажется, что сюжет здесь не самое главное, а генеральный смысл – явить стольный град великой державы. Кстати, интересно, куда едут на дачу Ляля и Муля с Белорусского – Перхушково, Жаворонки, Голицыно? Я перечисляю дачные места, но, может, кто-то знает и другие. В общем, это фильм о хорошей и правильной жизни на фоне таких же идеальных фасадов.

В реале всё было сложнее – Москва, если отъехать чуть от магистральных линий, новостроек и объектов культурного наследия, поражала обшарпанностью (как и все города тогдашнего мира), но вот наш ребёнок действительно был под защитой – государства, общества, просто людей.

Zina KorZina (c)

0

856

Кое-что о родителях Сыроежкина

Телефильм «Приключения Электроника» (1979) значительно отличается от книг Евгения Велтистова, по которым был создан этот шедевр детской кинофантастики. По сути, общей является только общая линия – мальчика-робота создали по образу и подобию Серёжи Сыроежкина, который ни разу не шалопай, а просто увлекающаяся натура. Но меня заинтересовало одно, можно сказать, эпизодическое различие, никак не связанное с повествованием.

Интересные факты о фильмах
Кадры из фильма «Приключения Электроника» (1979). Скриншоты экрана.

У киношного Серёжи …совершенно другие родители. Конечно, он и сам другой – вместо любознательного парня нам явлен разболтанный лентяй и халявщик, совершенно не пользующийся авторитетом, несмотря на крутизну – лично мне трудно представить подростка моего поколения, который бы не смог стать лидером, имея 1) мопед, 2) гитару, 3) гараж для тусовок, 4) физиономию на обложке журнала. А этот по какой-то непонятной причине – аутсайдер. Не «чучело», конечно, но и не «альфа».

Так вот – родители. В книге отец – с высшим образованием: «И Серёжка спрашивает отца: – Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором? Он спрашивает это, наверно, в сотый раз, хотя заранее знает все: как отец окончил школу, потом работал шофером на сибирской стройке – водил здоровенные самосвалы, потом поступил в автостроительный и там встретил маму». *Цитируется - отсюда.

Интересные факты о фильмах
Кадры из фильма «Приключения Электроника» (1979). Скриншоты экрана.

Несмотря на то, что это – фантастика ближнего прицела, то есть неотдаленного будущего, в повести прослеживается линия 1960-х – Сибирь, стройка, самосвалы, …технический вуз. Потом – девушка, свадьба, сын. Работа конструктором. В киноверсии отец Серёги так и остаётся водителем, правда, работает он не на самосвале и уж точно не в Сибири, а дальнобойщиком на фуре украинского Мiнавтотранса (там не только буква i, но и одесские номера).

Мама, судя по всему, медработник. Помните, она искала свой учебник латыни? На филолога или исследовательницу Древнего Рима она не тянет. На юриста, наверное, тоже. А вот медсестра или фельдшер, которая учится на вечернем в институте – это вполне. К слову, тогда не очень ясно, как она не заподозрила «сдвиги» в поведении и сознании родного сына? Или её так обрадовали пятёрки и отсутствие безобразий, что на всё остальное было уже наплевать?

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Приключения Электроника» (1979). Скриншот экрана.

Интересно, почему Сыроежкину «сделали» других родителей – ну, были бы они конструкторы после авто-вуза – это что-нибудь поменяло бы? Или просто ушла эпоха? В фильме показаны, хотя и чуть эстетизированные, но всё же реальные 1970-1980-е. Дальнобойщик, гоняющий фуры, был гораздо более интересен, чем конструктор? А кто ему пара? Медсестричка-медичка. Да и вообще, родителей подгоняли под самого Серёгу - сын водителя - самое оно.

Zina KorZina (c)

0

857

«Иван Васильевич меняет профессию» - интересное отличие пьесы от фильма

Киношедевр «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) по деталям сильно не совпадает с первоисточником – пьесой «Иван Васильевич» (1936) и это неудивительно – перед нами два разных времени и два разных мировосприятия. Допустим, Антон Семёнович Шпак по книге – не «популярный» дантист, а крупный служащий отдела междугородних перевозок. Но сегодня меня заинтересовал другой персонаж – сам Иван Васильевич Бунша.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Источник - http://infodays.ru/

В пьесе он носит двойную фамилию – Бунша-Корецкий и является… князем. Откроем текст Михаила Булгакова. Изобретатель Тимофеев, которого зовут не Шурик, а Николай, обращается к Бунше вполне определённо: «Ей-богу, я ничего не понимаю! Вам лечиться надо, князь!» Корецкие – реально существовавший княжеский род, угасший в середине XVII века, но его потомки растворились в других аристократических семействах.

Далее отвечает Бунша: «Николай Иванович, вы не называйте меня князем, я уж доказал путем представления документов, что за год до моего рождения мой папа уехал за границу, и таким образом очевидно, что я сын нашего кучера Пантелея. Я и похож на Пантелея». Вот это уже интересный момент. После Революции важнейшим пунктом карьеры было пролетарское (и чуть хуже – крестьянское) происхождение.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Скриншот экрана.

Несмотря на то, что сам Владимир Ленин или, допустим, Феликс Дзержинский, Леонид Красин, Александра Коллонтай были выходцами из дворянского сословия, а многие видные революционеры тоже могли бы похвастаться родословными, на руководящие должности старались всё же брать людей с «трудовой» биографией. Пишу в кавычках, потому что...

...1) часто пролетарскими корнями бравировали всякие люмпены, не имевшие к заводам и фабрикам никакого отношения; 2) всё те же дворяне накануне революции могли и не быть эксплуататорами – помещики составляли малый процент, а многие носители громких фамилий служили – и необязательно при дворе, а допустим, инженерами-путейцами или на телеграфе.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Скриншот экрана.

Для того, чтобы не было препятствий, бывшие дворяне выдумывали себе папу-конюха, маму-прачку или вообще умалчивали о предках – после Гражданской войны семьи оказались разбросаны по городам и весям, а могло и вообще не оказаться родных – все погибли, что в сочетании с технической невозможностью проверить показания, давало шанс любому (ну, почти любому) князю «забыть» о дедушке-градоначальнике и матери, носившей платье с турнюром от Ворта.

В 1920-х – начале 1930-х годов вообще на полном серьёзе утверждалось, что рабоче-крестьянское происхождение – это не лишь социальные навыки, но другая, «правильная» биология. Обычный такой социал-дарвинизм. Впрочем, в СССР процветала и евгеника, впоследствии признанная лженаукой. Булгаков, знавший толк в медицине и современных ему веяниях (он всё же врач) именно поэтому придумал этот нюанс – Бунша-Корецкий доказал, что он рождён от кучера, хотя, рос князем.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Скриншот экрана.

В 1970-м годам, когда был снят фильм, не только перестали третировать бывших аристократов и их потомков, но и сделалось модно иметь в роду князей. Интеллигенты подчёркивали, что да - мы из тех самых. Даже, если просто однофамильцы. Таким образом, дети и внуки пролетариев тоже стали искать или же выдумывать себе благородных прадедов.

На экране появились, если не положительные, то хотя бы человечески-приемлемые белогвардейцы. Да, кстати, реальный Бунша-Корецкий вполне мог бы временно заменить Иоанна IV – Корецкие не Рюриковичи, конечно, однако же, Гедиминовичи, как Голицыны. Его могли бы и на царство избрать. Всё те же Романовы менее знатные, чем Корецкие.

Zina Korzina (c)

0

858

Что самое страшное в фильме «Взрослые дети»?

Кинокартина «Взрослые дети» (1961) по духу и сути похожа на более знаменитый фильм «Дайте жалобную книгу (1964), хотя, сюжеты — разные. Что же общее? Радостное и — нахальное вторжение молодых-да-умных во все сферы общества. Ладно бы вторгались.

Они были реально умные — эти шестидесятники, «дети Победы», весёлое поколение физиков-лириков. Они — ломали старое с таким ретивым упоением, что уже в 1970-е им самим сделалось противно. И главное — скучно. Они думали, что будут вечно молоды.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Взрослые дети» (1961). Скриншот. Источник - YouTube.

Неслучайно именно эти люди 1935-1945 годов рождения в эпоху Брежнева устроили настоящий культ ретро и барской старины, подбирая по комиссионкам ширмы с виньетками «эпохи Керенского» (как сказал бы Остап Бендер).

Взрослые дети — архитекторы, показанные в киноленте, по факту никакие не взрослые, а инфантильные. Отсюда их прямодушная агрессия по отношению к старшему поколению. Сопромат они сдали на отлично, а вот жить не научились. А им не надо! Они знают про кибернетику!

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Взрослые дети» (1961). Скриншот. Источник - YouTube.

История начинается с того, что пожилой, но ещё не дряхлый начальник Анатолий Кузьмич уходит на пенсию. Но покоя ни ему, ни его Татьяне тут не будет — в тот же вечер их дочка Люся приводит ...своего младого супруга Игоря в дом и объявляет, что отныне они будут жить вместе.

Игорь принимается чуть не с порога хамить «старикам», при том, что его хамство символизирует «напор свежей новизны». Правда, смотрится это именно, как желание задеть «глупых» родителей жены. Юная супруга не возражает - она влюблена в мужа.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Взрослые дети» (1961). Скриншот. Источник - YouTube.

Парень громко включает музыку во время трапезы, тогда как в этой семье принято есть в спокойной обстановке. Хватает папину чашку. Курит в постели. Ведёт себя, как слон в посудной лавке. Молодожёны выносят из своей комнаты «дурацкую» картину, приобретённую родителями в 1930 году.

Ребятки с солнечными лицами и такими же светлыми устремлениями что-то говорят о городах и районах будущего, где не надо кухонь, утюгов, пирогов и прочей ерунды. Неудобная у вас квартира - констатирует Игорь. И некрасивая.

Взрослые дети (1961). О вкусах 1960-х годов.

Отрывок из фильма взят из видеоблога автора.

Мол, мы у вас недолго задержимся — скоро переедем в «дивный новый мир» с прачечными, самообслуживанием, кафешками и столовками. А пока мы тут немножко вас помучаем своим задором. И спорами о вкусах. Кстати, Игоря отменно играет Александр Демьяненко — лицо поколения.

Симпатичный очкарик в клетчатой ковбойке! Правда, ещё не крашеный в блонд, но уже почти Шурик. Но Шурик — это чуть ли не сказочный герой, тогда как Игорёк — реальность. Родители, как могут, отбиваются. Внушают, сетуют. Жалеют неразумных чад.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Взрослые дети» (1961). Скриншот. Источник - YouTube.

А дети — наглеют. Вернее, делают то, что хотят. Зазывают шумных гостей, которые топают и орут. Потом Игорёк покупает мотоцикл. Вместо шкафа. Нам в комической форме являют, как два разнонаправленных поколения пытаются притереться друг к другу. Понять и простить.

Затем у инфантилов-умников рождается ребёнок и ...правильно! - все заботы ложатся на бабку с дедом. А Игорь снова недоволен «бережным воспитанием», ибо надо растить закалённого парня — будущего походника и, видимо, тоже архитектора городов-солнц.

Jawa-350, мотоцикл из к/ф "Взрослые дети" (1961).

В финале «дети» уезжают в свой город-спутник (ими же любовно спроектированный), но родители устремляются на электричку — помогать им устраиваться. И так счастливы! Что же страшного в этом приятном и оптимистическом — по факту — сюжете?

Даже не хамство Игоря по отношению к умудрённым «взрослым». Ужасно ...то самое будущее и то разочарование, которое постигнет Игоря и Люсю. Мы-то знаем то, чего не знали авторы фильма. Хорошо, если ребята не разведутся... А могут.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Взрослые дети» (1961). Скриншот. Источник - YouTube.

Не из-за пошлой измены, а просто надоедят друг другу, когда чуть состарятся — а это замечательное (спору нет!) поколение перегорело с печальным треском к середине 1970-х. Сорокалетние гении ощутили холодную «осень жизни». Неслучайно главным героем фильмов сделалась ...осень.

И все эти светлые районы со стекляшками-кафешками обратились в нечто замызганное. Вот тогда-то все стали говорить, что жить надо в центре, в доме стиля Ар Нуво, скупать антиквариат, читать стихи Серебряного века. И - привыкать к возрасту.

Zina Korzina (c)

0

859

Если бы Рудольф женился на Кате

Помните, Катя призналась Рудольфу-Родиону, что если бы он её тогда не бросил, то ничего путного из неё бы не вышло? То есть она дала понять и своему собеседнику, и нам-зрителям, что все её свершения – это своеобразная месть оставившему её любовнику. Есть такие люди, которые многого добиваются, но причиной их крутизны является ущемлённая гордость или горечь утраты, а у некоторых, как у Тихомировой – и то, и другое.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит». Скриншот. Источник - YouTube.

Я не уверена, что «ничего не вышло» бы – Катя занималась саморазвитием (ходила в Третьяковку, поступала в вуз ещё до того, как познакомилась с этим Рудиком). Однако в случае женитьбы всё сложилось бы намного хуже. Представим себе, что Людмила реализовала свою угрозу и действительно написала письма на работу – и Рачкову, и его мамаше. Или сам Рудольф, испугавшись скандала, повёл Катерину в ЗАГС.

Отметим, что и в том, и в другом случае он сделал бы это, преодолевая отвращение к бывшей возлюбленной. Как бы он ни был плох, но не он обманул Катю, а она – его. Учитывая тогдашнюю ситуацию с жилплощадью, Рудольф подумал, что девушка любила не его, а …квадратные метры и столичную прописку. А как бы вы среагировали на его месте?! В общем, когда Рачков сказал, что «разбитую чашку не склеишь», он был прав.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит». Скриншот. Источник - YouTube.

На обмане очень трудно выстроить счастье. У Людмилы поначалу вышло, а потом Гурин спился. Но вернёмся к Рудику с Катей. Вот он приводит её в ту маленькую «двушку», где Рачковы и так ютятся вчетвером – отца семейства нам не показывают, но он упоминается. При том, что эту квартиру они получили относительно недавно (это типичная хрущёвка, а на дворе 1958 год). Катя рожает крошку-Александру. Теперь их шестеро.

Катя, судя по всему, продолжала бы любить мужа, становясь «липкой», чем ещё больше бесила бы его. Он всё реже бывал бы дома. Начал бы или гулять налево, или вообще пить. Холодная ненависть свекрови – бонусом. Они бы всё равно развелись! Но предварительно испортили бы себе жизнь и здоровье. Да, после развода у Кати ещё долго бы не было своей квартиры – она, как нуждающаяся, встала бы на очередь у себя на производстве, но всё равно пару лет ещё прожила бы в этом аду.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит». Скриншот. Источник - YouTube.

А так, будучи матерью-одиночкой, передовиком производства и перспективной работницей, она быстро получила всё положенное. При этом была окружена сочувствием подруг и начальства. Вот и получается, что правильно он её бросил – оба героя сэкономили нервы и годы жизни. Иногда лучше отрубить сразу, чем резать по кусочку, надеясь на исправление ситуации.

Zina Korzina (c)

0

860

«Первоклассница», как образец сталинского стиля

Несмотря на то, что фильм «Первоклассница» (1948) – это дидактический рассказ о неидеальной девочке Марусе, которая к финалу исправляется, это, прежде всего, прекрасный образец послевоенной сталинской эстетики. С первых же кадров мы попадаем в залы с колоннами, в ампирные рекреации, в кабинеты с высоченными потолками. Маруся Орлова приходит записываться в школу и встречает подтянутых …гимназических наставниц с дворянской выправкой.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Первоклассница» (1948). Скриншот. Источник - YouTube.

Никакой «пролетарской культуры» в сталинском СССР не было – наигравшись после Революции с экспериментами и авангардными течениями, советский мир плавно развернулся в сторону имперского величия. Уже во второй половине 1930-х искоренили и школы-коммуны, и школы-лаборатории, и всякие «бригадные методы обучения» с Дальтон-планами. Пришли дамы в строгих платьях и принялись учить по-старому, как при царе-батюшке и царице-матушке.

Интересные факты о фильмах
Женская школа Сталинского района города Москвы (Лефортово). Фото из семейного альбома автора блога.

В 1943 году вернули раздельное обучение – девочки налево / мальчики направо, а после войны вся детвора переоделась в ту самую, ненавистную «прогрессивным гимназистам» форму – с фуражками, ремнями, фартуками, воротничками и прочей лепотой. Впрочем, и штатским служащим (связистам, энергетикам, геологам и некоторым другим) вернули мундиры, как при Романовых. В фильме нет коммуналок – у главгероини большая и главное – отдельная квартира. Показан шикарный дом.

Интересные факты о фильмах
Кадры из фильма «Первоклассница» (1948). Скриншоты. Источник - YouTube.

Обязательная новогодняя ёлка. Девочки – все гладкие, хорошенькие, чистые – даже, когда испачканы следами уличной драки с мальчиком! Чинно-благородная учительница Анна Ивановна, сыгранная гранд-дамой советского кино Тамарой Макаровой. Повествование – размеренное. Экшн появляется лишь к финалу, где первоклассницы попадают в лес, а вся Москва (такое чувство, что именно вся!) их ищет. Основной смысл этой небольшой (чуть более часа) киноленты – исправление и становление.

Интересные факты о фильмах
Фото из семейного альбома автора блога.

Возникает вопрос: а что было в реале? Судя по тому, что я слышала от мамы и – судя по её фотографиям, всё было примерно так же. Те же отглаженные фартуки и ленты; педагоги с аристократическими манерами и длинными пальцами, нравоучения и чистописание, колонны и балюстрады. Когда я прочитала цикл Людмилы Улицкой «Девочки», я изумилась той …грязи, которая буквально сочилась из каждой строчки. То ли знаменитой писательнице не повезло в детстве и – с детством, то ли …повезло моей маме.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Первоклассница» (1948). Скриншот. Источник - YouTube

Или действительно все видят по-разному. И – разное. Мне рассказывалось, как девочки устраивали школьные спектакли, участвовали в сборе металлолома, шили и вышивали на уроках домоводства, ходили в Лефортовский парк – собирать листья для гербария (похожий момент есть и в фильме), приглашали друг друга в гости – и танцевали под звуки фортепиано, ибо кто-нибудь непременно владел искусством музицирования, собирали открытки с актёрами, ходили всем классом в театр, прыгали со скакалкой – кто больше.

Интересные факты о фильмах
Женская школа Сталинского района города Москвы (Лефортово). Фото из семейного альбома автора блога.

В общем, всё, как в тогдашних фильмах и книжках. И с мальчиками, которые учились в соседней школе – слегка общались, чтобы потом, в середине 1950-х – сделаться одноклассниками. Уже после смерти вождя возникла идея совместного обучения и весь этот имперский дух был постепенно утрачен. Однако эпоха Оттепели породила не менее чудесные тенденции – романтику, дружбу, дорогу, открытость. Но это уже совсем другая история. А маленькая «Первоклассница» до сих пор очаровывает…

Zina Korzina (c)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах